Будущий архиепископ Ермоген (в миру Алексей Степанович Голубев) родился 3 марта 1896 г. в Киеве в семье заслуженного профессора Киевской духовной академии и Киевского университета св. Владимира доктора церковной истории Степана Тимофеевича Голубева и Елены Филипповны (в девичестве – Терновской), дочери профессора Киевской духовной академии. Окончил с золотой медалью Вторую киевскую гимназию. Закончил Киевскую духовную семинарию и (в 1919 г.) Московскую духовную академию со званием кандидата богословия. Принял монашеский постриг, рукоположен во иеродиакона в 1919 г. в Московском Даниловом монастыре. Осенью 1919 г. по благословению Святейшего Патриарха Тихона поехал в Киев на служение епархиальным миссионером. В 1921 г. Святейший Патриарх Тихон рукоположил его во иеромонаха. В 1920–1921 гг. назначен членом Духовного Собора Киево-Печерской лавры. С 1923 г. архимандрит. В 1923 г. арестован за противодействие обновленцам. Отправлен в Краснококшайский лагерь (Марийская республика). Архимандрит Ермоген жил в ссылке вместе со священником Анатолием Жураковским , почти каждый день они вместе совершали богослужение. В 1924 г. освобожден. В 1926 г. избран наместником Киево-Печерской лавры. В обстановке гонений на Церковь о.Ермоген сумел на пять лет продлить жизнь монастырской общины уже вне стен Киево-Печерской лавры. Кроме того, о.Ермоген был назначен управляющим всеми уцелевшими патриаршими приходами. В 1931 г. арестован, без суда и следствия был приговорен к расстрелу, который заменили 10 годами ИТЛ. По пересмотру дел срок ссылки о. Ермогену сократили до 8 лет. С 1945 г. настоятель Покровского кафедрального собора в Астрахани. В 1948 г. стал служить в Самарканде. В 1953 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского. Владыка Ермоген ревностно продолжил начатое митрополитом Гурием дело возрождения православия. По инициативе епископа Ермогена в Ташкенте после землетрясения был построен обширный храм, освященный 11 декабря 1957 г. Это было крупнейшее строительство в Русской Православной Церкви за 50 лет богоборческой власти. С 1955 г. временно управляющий Алма-Атинской епархией. В 1956 г. был отправлен на покой, в 1958 г. восстановлен. Возведен в сан архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В праздник Вознесения Господня Предстоятель Русской Церкви освятил Вознесенский собор в Ульяновске и возглавил хиротонию архимандрита Сергия (Зятькова) во епископа Вяземского и Гагаринского 21 мая 2015 г. 16:22 21 мая 2015 года, в праздник Вознесения Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения Спасо-Вознесенского кафедрального собора г. Ульяновска и Божественную литургию в новоосвященном храме. За Божественной литургией была совершена хиротония  архимандрита Сергия (Зятькова)  во епископа Вяземского и Гагаринского ( Смоленская митрополия ). Его Святейшеству сослужили:  митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий , управляющий делами Московской Патриархии;  митрополит Оренбургский и Саракташский Валентин ;  митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава ;  митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон ;  митрополит Симбирский и Новоспасский Феофан ;  митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ;  митрополит Саратовский и Вольский Лонгин ;  митрополит Саранский и Мордовский Зиновий ;  архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн ;  епископ Солнечногорский Сергий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии;  епископ Барышский и Инзенский Филарет ;  епископ Смоленский и Рославльский Исидор ;  епископ Мелекесский и Чердаклинский Диодор ; протоиерей Владимир Самойленко, секретарь епархиального управления  Симбирской епархии ; протоиерей Николай Косых, благочинный Симбирского округа; протоиерей Павел Петровский, секретарь Смоленской митрополии; духовенство  Симбирской  и Смоленской митрополий. В храме присутствовали губернатор Ульяновской области С.И. Морозов, и.о. губернатора Смоленской области А.В. Островский, председатель Законодательного собрания Ульяновской области А.А. Бакаев, председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов, глава города Ульяновска М.П. Беспалова, депутат Государственной Думы РФ, член Комитета по физической культуре, спорту и делам молодежи Н.С. Валуев, президент Федерации хоккея с мячом России Б.И. Скрынник, вице-президент Федерации хоккея с мячом России В.Е. Гришпун.

http://patriarchia.ru/db/text/4092537.ht...

Иов (Кресович) Иов (Кресович Владимир Адрианович), архп. б. Казанский и Марийский. Родился в 1898 году на Волыни, в семье священника. Окончил Волынскую духовную семинарию. В 1922 году принял священный сан. В 1942 году овдовел и принял монашество. 24 июля 1942 года хиротонисан во епископа Луцкого, вик. Волынской епархии. Хиротония состоялась в Почаево-Успенской Лавре. В 1943 году – епископ Кременецкий и Дубенский. В 1945 году – епископ Измаильский. В начале 1946 года уволен на покой в один из монастырей Кишинёвской епархии. С июля 1946 года – епископ Лысковский. В 1948 году временно управлял Горьковской епархией. В 1950 году – епископ Великолуцкий и Торопецкий. С 20 июля 1951 года – епископ Чебоксарский и Чувашский. С 28 янв. 1953 года – епископ Казанский и Чистопольский и временно управлял Чебоксарской и Чувашской епархией. 25 февраля 1954 года возведён в сан архиепископа. С 26 дек. 1957 года переименован в архиепископа Казанского и Марийского. Указом Президиума Верховного Совета СССР награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В марте 1960 года освобождён от управления. Проживает во Львове. Преосвященный Иов – человек невысокого роста, но довольно плотный и широкий в плечах. Во время его служения в епархиях, пользовался репутацией красноречивого проповедника. По поводу его красноречия рассказывают один случай, имевший место, когда преосвященный Иов был епископом Чебоксарским и Чувашским. Однажды туда приехал из Казани архиепископ Сергий (Королев) и по этому случаю епископ Иов встретил почётного гостя приветственной речью, в которой восхвалял достоинства архиепископа. Гость нашёл эти похвалы чрезмерными и прервал приветственную речь самым неожиданным образом; он, архиепископ, поклонился в ноги епископу Иову и пояснил смутившемуся хозяину: «Кланяюсь твоему дару красноречия. Я его не имею». Думается, этот маленький эпизод до некоторой степени характеризует обоих святителей. Литература «ЖМП» 1946, 5, стр. 15. 1946, 8, стр. 6. 1953, 3, стр. 13. 1954, 3, стр. 7. 1958, 1, стр. 24. 1959, 4, стр. 9. 1959, 11, стр. 13

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Йошкар-Ола. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты 28 августа 2006 года, в день празднования Успения Богородицы, на территории Дома правительства Республики Марий Эл состоялось освящение нового храма. Идею строительства на территории Дома правительства православного храма высказал президент республики Леонид Игоревич Маркелов. Ее поддержал и архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, благословивший создание новой церкви. Возведением храма было решено ознаменовать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. И название в честь Успения Пресвятой Богородицы храм получил не случайно. Главный собор России — Успенский храм в Москве. На протяжении нескольких столетий он был местом важнейших государственных церемоний — в нем венчали на царство московских царей, бракосочетали царей, погребали глав Русской Православной Церкви (митрополитов, затем патриархов). Успенский собор был тесно связан со всеми важнейшими событиями в жизни нашего Отечества и до конца XVII века служил образцом при строительстве многих соборов в городах и монастырях допетровской Руси. Проектирование нового храма было выполнено проектировщиками из «Марийскгражданпроекта», строительство поручено ОАО «Маригражданстрой». 9 ноября 2005 года состоялось освящение основания строящегося храма. После торжественного молебна, который совершил архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, в кирпичную кладку будущего храма была помещена капсула с закладной грамотой. В ней информация о возводящемся храме: в каком году от Рождества Христова заложен храм, кто принимал участие в его строительстве и подписи президента республики, архиепископа Иоанна и руководителя организации, возводящей храм, Геннадия Александрова. Минуло всего 5 месяцев и, несмотря на морозную зиму, стены храма были возведены. В начале апреля состоялось освящение 9 колоколов: весом от 9 килограмм и больше. Достопримечательностью Успенской церкви стали и мозаичные иконы, выполненные на стенах храма нашими земляками, выпускниками московского Свято-Тихоновского Православного Богословского университета.

http://sobory.ru/article/?object=04999

Козьмодемьянск. Церковь Богоявления Господня. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Богоявленская церковь была одной из древнейших в Козьмодемьянске, датой завершения ее строительства является 1734 год. Возведенный в традициях русского зодчества XVIII века, храм был каменным, с шатровой колокольней. В церкви имелось два престола: главный – в честь Богоявления Господня, придел – во имя Покрова Божией Матери. Штат храма состоял из священника и псаломщика, при храме работала церковно-приходская школа. В советское время духовенство и верующие Богоявленской церкви не уклонялись в обновленчество, приход находился под началом Патриарха Тихона, а затем – митрополита Сергия (Страгородского), с конца 1920-х годов входил в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. Последним настоятелем храма был протоиерей Валериан Евгеньевич Новиков, возглавивший приход в начале 1930-х годов. В дальнейшем продолжил свое служение в Троицкой церкви города, 19 декабря 1937 года был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности и 29 декабря 1937 года на заседании тройки НКВД по МАССР приговорен к 10 годам заключения. Богоявленская церковь была закрыта 11 января 1933 года постановлением Президиума Мароблисполкома. В дальнейшем храм был разрушен, сейчас на его месте находится памятная стела в честь погибших в Великой Отечественной войне. Среди церквей Козьмодемьянска в начале XX в. там, где сегодня высится обелиск Воинской Славы, стоял один из древнейших городских храмов — церковь Богоявления. Каменный храм был построен в 1734 г. в традициях русского зодчества XVIII в. Его основной объем составлял широкий восьмерик на четверике, перекрытый граненым сферообразным куполом, на котором возвышался барабан с главой. Грани восьмерика в верхней части были украшены декоративными закомарами. С запада к храму примыкала трапезная с крыльцом, с юго-запада отдельно была построена шатровая колокольня. Интересно, что высота колокольни была равна высоте храма. Такой прием достаточно редко использовали зодчие конца XVII — первой половины XVIII вв. Колокольня как бы вросла в гору и придавала облику церкви удивительную неповторимость и обаяние.

http://sobory.ru/article/?object=36512

Козьмодемьянск. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Никольская церковь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Время постройки в Козьмодемьянске деревянной церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы датируется XVI веком. Среди горожан она была известна также под именем Никольская, так как в ней находился широко почитавшийся старинный образ святителя Николая Чудотворца. В 1871 году на средства купца Ивана Матвеевича Зубкова в Козьмодемьянске была построена каменная церковь, главный престол которой освятили в честь Успения Божией Матери, правый придел – во имя святителя Николая Чудотворца, левый – в честь святых бессребреников Космы и Дамиана. Штат храма состоял из двух священников, диакона и псаломщика, церковь была окружена каменной оградой, по углам которой стояли три часовни. На территории прихода действовала трехклассная городская школа. В советские годы духовенство и верующие Успенского храма не отходили в обновленчество, приход находился под омофором Патриарха Тихона, митрополита Сергия (Страгородского), с конца 1920-х годов входил в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. В этот период церкви служил священник Семен Васильевич Дмитриев. 20 мая 1931 года было принято решение о закрытии храма, последним хозяином здания в последующем явился Козьмодемьянский дом пионеров. В настоящее время оно пустует и находится в аварийном состоянии. В Козьмодемьянске ближе всех к пристаням стояла Успенская церковь, известная также под именем Никольская, так как в ней находился местночтимый старинный образ святителя Николая Чудотворца. В 1871 г. храм был расширен, по существу выстроен вновь на средства купца Ивана Матвеевича Зубкова. Церковь была трехпрестольной: главный престол – во имя Успения Божией Матери, приделы: с правой стороны – во имя Николая Чудотворца, с левой – во имя бессребреников Космы и Дамиана. Приплывавшему на пароходе по Волге путнику церковь представлялась во всей красе. Ее архитектурные объемы, расставленные широко, свободно и основательно, как нельзя лучше соответствовали окружающим волжским просторам. Основной куб храма - четверик завершался граненым сферообразным куполом с маленьким барабаном и главой. К трапезной и приделам с запада примыкала трехъярусная колокольня, выполненная в стиле позднего классицизма. Храм был окружен каменной оградой, в которой были две часовни. Одна – с северной стороны, старинная, другая – на углу ограды с восточной стороны, построена в 1888 г. В них имелись иконостасы с местночтимыми иконами. Третья часовня, принадлежавшая церкви, находилась при подъеме на гору с реки Волги. Она была построена в 1896 г. в память чудесного спасения Государя Императора Николая II. Когда он был наследником, во время поездки в Японию на него было совершено покушение.

http://sobory.ru/article/?object=36515

Кужмара. Церковь Троицы Живоначальной в Люперсольском. Троицкая церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Троицы Живоначальной , Михаила Архангела , " Утоли моя печали " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1820 и 1823. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Республика Марий Эл, Советский район, с.Кужмара (Люперсола, Люперсольское) Координаты: 56.847507, 48.328451 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:Трасса Йошкар-Ола - Советский - Сернур. Перед п. Алексеевский левый поворот. От поворота примерно 13 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая церковь в селе Люперсола была деревянной (1770 г.), освятили ее во имя святого Архистратига Божия Михаила. К 1788 году храм пришел в ветхое состояние, и приход получил архиерейскую грамоту на построение новой деревянной церкви во имя Святой Троицы с приделом во имя Архангела Михаила. Придел этот освящен в 1790 году, а главный (холодный) храм — в 1792 году. Службы в новом храме начались в 1790 году. В 1820 году по благословению епископа Вятского Амвросия (Вышезерова) в Люперсоле было начато строительство каменного храма, завершившееся к 1823 году. Главный престол церкви освятили во имя Пресвятой Троицы, правый придел – в честь Архангела Михаила, левый – во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». В штате храма состояли два священника, диакон, два псаломщика. К церкви была приписана одна часовня, располагавшаяся в деревни Шабаши. Приход имел две церковно-приходские школы в деревнях Кельмаксола и Алеево. После революции 1917 года духовенство и верующие храма не уклонялись в обновленчество, находились под началом Патриарха Тихона, митрополита Сергия (Страгородского), в 1930-е годы входили в состав Марийского викариатства Нижегородской епархии. В этот период жизнь прихода была связана с судьбой протоиерея Александра Виноградова, который начал свое служение в Люпер-Соле 25 января 1913 года. В условиях гонений на Церковь отец Александр показал себя твердым исповедником Православной веры, призывал верующих соблюдать церковные праздники, протестовал против снятия с храма колоколов в 1935 году. 30 сентября 1937 года батюшка был арестован и 8 октября был приговорен к 8 годам заключения. Отец Александр был этапирован в Локчимские лагеря Коми АССР, где и скончался 25 ноября 1937 года. Церковь в Люпер-Соле была закрыта 21 июня 1939 года, в дальнейшем здание пустовало. Постепенно храм приходил в ветхость, в настоящий момент от здания остались только стены.

http://sobory.ru/article/?object=37943

Лаж. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Карта и ближайшие объекты Поселение возникло в 1600 г., первоначально – марийская деревушка Ляж («дай муки»). Согласно легенде, первыми русскими поселенцами были беглые крестьяне из Владимирской области или сосланные Петром I неугодные ему люди. Первоначально первопоселенцы находились в подчинении Кукарского приказа. В начале XVIII в. построена первая деревянная церковь и освящена по имя с. Филиппа, Митрополита Московского с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских Чудотворцев, отчего село получило второе название – Филипповское. 27 апреля1757 г. она сгорела. Вместо сгоревшей церкви Казанским Епархиальным начальством разрешено построить новую деревянную церковь с приделом в прежнее наименование. Указ на построение был выдан от 7.08.1758 г. за 672, а освящение состоялось в 1761 г. 4 октября 1764 г. сгорела. В 1764 г. причт с прихожанами просили разрешение на построение вновь деревянной Филипповской церкви с приделом в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских. Освящена в 1767 г. Сгорела 22 декабря 1771 г. В 1773 г. дано разрешение построить в с. Лаж новую деревянную церковь с храмозданной грамотой от 22.05.1778 г. за 880. Сгорела 5 ноября 1796 г. В 1797 г. дана храмозданная грамота от 10 июля за 1779 на построение временной небольшой церкви в то же проименование. В прходе имелось 239 дворов. В 1805 г. дана храмозданная грамота от 16 декабря за 3028 на построение каменного храма в то же проименование. Храм строился с 1806 по 1809 гг. на средства московского купца Чижова. Первый придел в честь св. Филиппа – правая часть теплой церкви – освящен 8 января 1811 г.; к 1828 г. благоустроили и освятили холодный храм во имя св. Троицы, в 1832 г. – третий придел в честь св. Гурия и Варсонофия Казанских чудотворцев – левая часть теплой церкви. С 1833 по 1835 г.г. строилась каменная колокольня. В 1865-1866 гг. вокруг церкви была построена каменная ограда с железными решетками и двумя башнями – часовнями по фасаду. Из описания Троицкой церкви за 1924 г.: «Троицкая церковь с. Лажа в Византийском стиле, каменная, разделена на теплую и холодную, одноэтажная, трехпридельная, длиною 22 сажени, шириною 7 сажень и высотой с крестом 17 сажень, с колокольнею 22 сажени, покрытая железом, обнесена каменною оградою с железною решеткою… Алтарей три. Иконостасов, заполненных иконами три». Утварь: 11 аналоев, сто икон, 12 колоколов (вес самого большого, воскресного, 119 пудов 14 фунтов), 22 подсвечника. При церкви хранились метрические книги, исповедные росписи с 1835 г., книг «для чтения» 80 томов (всего в 1924 г. их насчитывалось до тысячи; имелся каталог). В 1930-е гг. церковь выписывала иностранные газеты.

http://sobory.ru/article/?object=32803

Малмыж. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты История Богоявленского собора начинается в 16 веке, и начинается совсем не с него. Как известно древний Малмыж - это марийское укрепленное поселение, в котором находилась резиденция последнего черемиского князя Палтыша. В 1550 году к Малмыжу подошел один из отрядов стрельцов Адашева, которого Иван Грозный послал «на Каме и на Вятке стояти». Задача была проста – после взятия Казани царь хотел присоединить к московскому княжеству земли, на которых хозяйничали татары. Черемисы, жившие по берегам Вятки и желавшие независимости, не захотели менять казанского подданства на московское. В итоге – битва, Малмыж был взят, их князь убит, но и русские понесли потери. На том месте где стояли пушки, обстреливавшие укрепления черемисов, стрельцы похоронили убитых товарищей и поставили часовню Илии пророка, икону которого они принесли с собой. В 1584 году Малмыж превращается в крепость, в этом же году приходит очередное подкрепление – еще 20 стрельцов. Они с собой принесли икону Знамения Божьей Матери. В 1590 году была выстроена первая деревянная Знаменская церковь. Антиминс для нее освятил будущий патриарх московский Гермоген (в то время митрополит Казанский и Астраханский). В 1788 году на месте деревянной церкви, сгоревшей при пожаре, началось строительство каменного собора, которое было окончено лишь в 1802 году. Освящен собор был в честь Богоявления Господня. Как указывается в «Ведомости о церкви» за 1893 год (впрочем, такие ведомости составлялись ежегодно и до 1893 г.), «Сей собор построен в 1802 году частию пожертвованием прихожан, а больше пожетвованием от доброхотнодателей». В 1852 году теплый храм был расширен «по плану и фасаду». Были пристроены коридор и колокольня с двумя теплыми палатками с устройством пневматической печи. Собор трехпрестольный. Главный храм – Богоявления Господня, правый престол в честь иконы Казанской Божьей Матери, левый – Николая Чудотворца. По штату положено – протоиерей, три священника, диакон и три псаломщика.

http://sobory.ru/article/?object=08842

Русская Православная Церковь XX век 23 октября 1921 — Состоялась первая самосвятская «епископская хиротония». При участии 30 священников и 12 диаконов бывшего протоиерея Василия Липковского, человека женатого, «рукоположили во епископа» и нарекли «митрополитом всея Украины». Когда наступил момент рукоположения, миряне стали класть руки на плечи один другого и так дошли до диаконов, диаконы — на плечи священников, а священники положили руки на голову Липковского. Видимо, чувствуя, что не все в порядке, Липкивского подвели к гробнице священномученика Макария, митрополита Киевского, и положили руку священномученика Макария на голову Липковского, считая, что этим соблюдены канонические формальности. В последующие дни сам Липковский по традиционной православной практике совершил «хиротонии» Нестора Шараевского и Иоанна Теодоровича, который вскоре прибыл в Северную Америку, где создал самосвятскую епархию. После избрания и «посвящения» первых самосвятских архиереев стали ставить и других «епископов» (чаще всего — без элементарного богословского образования). «Во епископа» поставили бывшего начальника Полтавской железной дороги Юрия Михновского, Степана Орлика и др. Так окончательно оформился самосвятский раскол — по сути, протестантская секта с сохранением в богослужениях внешних православных форм. 1937 — Расстрелян Феодор (Поздеевский), архиепископ Волоколамский 1967 — Состоялось заседание Священного Синода. Синод освободил архиепископа Казанского и Марийского Сергия (Голубцова) от управления Казанской епархией с предоставлением ему отпуска для лечения и отдыха. Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Михаила (Воскресенского) решено возвратить на Казанскую кафедру, с поручением временного управления Ижевской епархией. Архиепископом Уфимским и Стерлитамакским решено назначить архиепископа Иова (Кресовича), пребывавшего на покое (ранее — архиепископ Казанский). 1972 — Святейший Патриарх Пимен с членами делегации Русской Православной Церкви вылетел из Салоник на Афон. Патриарх Пимен первым из предстоятелей Русской Православной Церкви посетил русский монастырь во имя св. великомученика и целителя Пантелеимона.

http://pravoslavie.ru/5619.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010