«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» (1 Ин. 1, 1), — эти слова, которыми начинается Первое Соборное Послание апостола Иоанна Богослова, могли быть написаны Марией Магдалиной и другой Марией. «Поистине, воскресший Христос явился нам. Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам, что Тот, Кто пришел от Отца, явился нам, победив смерть». Господь утверждает их в их служении, ничего не добавляя к благовестию Ангела. За исключением того, что называет Своих учеников братьями, как бы подчеркивая, что их предательство не поколебало Его любви к ним, и восстанавливая их в апостольском достоинстве. Все, кто следует за Христом, даже робкой и неустойчивой верой, возводятся Его Воскресением в достоинство сынов Божиих в Единородном Сыне, Который называет их пред Богом Отцом Своими братьями. Он не только идет навстречу нам, Он пребывает в нас, и мы пребываем в Нем. Нам дано узнавать знамения Его присутствия в ни с чем не сравнимой радости, которую Он сообщает нам в Духе Святом, и Он предваряет нас в нашей каждодневной Галилее. Господь воскресший посылает Своих учеников в Галилею, в гору. И встречает их. Там они увидели Его и поклонились Ему. Эти слова означают то, в чем должна заключаться наша вера. Чтобы мы увидели Господа и поклонились Ему. Чтобы мы были теми, кто на воскресной всенощной, как мы часто повторяем, не одними устами поет «Воскресение Христово видевше». А поклониться Господу — значит исповедать Его Господом и Богом нашим. Мы помним из Евангелия, как прозревший слепорожденный отвечает на вопрошание Спасителя, верует ли он во Христа: «А кто Он, Господи, чтобы я веровал Ему?» — «И видел Его, и Он стоит перед Тобой», — отвечает ему Господь. И тот поклонился Ему и сказал: «Верую, Господи». С этого начинается христианская жизнь. «А некоторые, — сказано дальше в сегодняшнем Евангелии, — усомнились». Но они усомнились для того, чтобы иметь лучшую веру. Подлинная вера дается дорого. И сами апостолы, свидетели величайших чудес Христовых, не могут сразу принять весть о Воскресении. апостол Фома, когда десять других говорят ему о том, что видели Господа, отвечает им: «Если не увижу Его сам, никогда не поверю». А после явления ему Христа Воскресшего, он приносит исповедание: «Господь мой и Бог мой». Так совершается чудесный переход от неверия к вере.

http://pravoslavie.ru/4179.html

«О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни» ( 1Ин.1:1 ), – эти слова, которыми начинается Первое Соборное Послание апостола Иоанна Богослова, могли быть написаны Марией Магдалиной и другой Марией. «Поистине, воскресший Христос явился нам. Мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам, что Тот, Кто пришел от Отца, явился нам, победив смерть». Господь утверждает их в их служении, ничего не добавляя к благовестию Ангела. За исключением того, что называет Своих учеников братьями, как бы подчеркивая, что их предательство не поколебало Его любви к ним, и восстанавливая их в апостольском достоинстве. Все, кто следует за Христом, даже робкой и неустойчивой верой, возводятся Его Воскресением в достоинство сынов Божиих в Единородном Сыне, Который называет их пред Богом Отцом Своими братьями. Он не только идет навстречу нам, Он пребывает в нас, и мы пребываем в Нем. Нам дано узнавать знамения Его присутствия в ни с чем не сравнимой радости, которую Он сообщает нам в Духе Святом, и Он предваряет нас в нашей каждодневной Галилее. Господь воскресший посылает Своих учеников в Галилею, в гору. И встречает их. Там они увидели Его и поклонились Ему. Эти слова означают то, в чем должна заключаться наша вера. Чтобы мы увидели Господа и поклонились Ему. Чтобы мы были теми, кто на воскресной всенощной, как мы часто повторяем, не одними устами поет «Воскресение Христово видевше». А поклониться Господу – значит исповедать Его Господом и Богом нашим. Мы помним из Евангелия, как прозревший слепорожденный отвечает на вопрошание Спасителя, верует ли он во Христа: «А кто Он, Господи, чтобы я веровал Ему?» – «И видел Его, и Он стоит перед Тобой», – отвечает ему Господь. И тот поклонился Ему и сказал: «Верую, Господи». С этого начинается христианская жизнь. «А некоторые, – сказано дальше в сегодняшнем Евангелии, – усомнились». Но они усомнились для того, чтобы иметь лучшую веру. Подлинная вера дается дорого. И сами апостолы, свидетели величайших чудес Христовых, не могут сразу принять весть о Воскресении. апостол Фома, когда десять других говорят ему о том, что видели Господа, отвечает им: «Если не увижу Его сам, никогда не поверю». А после явления ему Христа Воскресшего, он приносит исповедание: «Господь мой и Бог мой». Так совершается чудесный переход от неверия к вере.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Ругались над Христом и римские солдаты, стерегшие распятых, и даже один из злодеев, висевший на кресте рядом с Ним, насмешливо сказал Ему: «Если Ты Христос, спаси себя и нас». Другой же, напротив, унимал его: «Неужели ты не боишься Бога? Мы осуждены справедливо, а Он ничего худого не сделал». И обратившись к Иисусу сказал: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». На это Господь, сейчас же милосердно принявший раскаяние уверовавшего в Него, ответил ему: «Истинно говорю тебе, сегодня же будешь со Мною в раю». У креста Господня в страшном горе стояла Пречистая Мать Его с сестрой Своей Марией Клеоповой и Марией Магдалиной, а также Апостол Иоанн, любимый ученик Христов. Увидев Свою Мать и указывая головой на Иоанна, Иисус сказал Ей: «Се сын Твой!», а Иоанну, указывая на Мать: «Се твоя Мать!» И с этого времени Иоанн взял к себе в дом Пресвятую Деву и заботился о Ней, как сын, до Ее смерти. 43. Смерть и погребение Господа нашего Иисуса Христа (Мф. 27:45–66; Мк. 15:33–47; Лк. 23:44–56; Ин. 19:28–42) Был полдень (по еврейскому счету шестой час, считая от восхода солнца). И вдруг солнце зашло; наступила тьма. Христос висел на кресте и мучился. Прошло три часа; страдания Его усилились, и Он воскликнул: «Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил!» Потом, томимый жаждой, произнес: «Жажду». Тогда один из воинов, смочивши уксусом губку, поднес ее к запекшимся устам Страдальца, чтобы освежить их. Господь сказал после этого: «Совершилось... в руки Твои предаю дух Мой», и с этими словами преклонил голову и испустил Дух. В эту минуту земля затряслась; камни растрескались и отвалились от входов в пещеры, где были погребены умершие; многие праведные воскресли, вышли в Иерусалим и явились многим. Завеса, отделявшая в храме святое святых от святилища, сама разорвалась надвое сверху донизу. И сотник римский, бывший на Голгофе с отрядом солдат у крестов с распятыми, увидев все это, воскликнул: «Воистину, Он был Сын Божий!» А весь народ, сошедшийся на ужасное зрелище, видя происходившее, возвратился в город с раскаянием и скорбью, ударяя себя в грудь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zajonc...

2) В чем выразились почитание и любовь Христа к Своей Матери? 3) Где в Писании говорится о приснодевстве Божьей Матери? 3) Пророк Исаия так говорит о Ней: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» (Иса. 7:14). И Сама Богоматерь говорит Ангелу, благовествующему Ей о рождении Спасителя: «Как будет это, когда Я мужа не знаю»? На что Ангел отвечает Ей: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божьим» ( Лук. 1:34–35 ). А св. пророк Иезекииль говорит о приснодевстве Божьей Матери: «И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены; не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь Бог Израилев вошел ими, – и они будут затворены» ( Иез. 44:2 ). 4) Почему Пресвятая Дева называется иногда в Писании «женой»? 4) В св. Писании часто слова «муж» и «жена» употребляются просто для обозначения пола, а не брачного состояния известного лица. Так, напр., пророк Исаия предсказал и Ангел Богоматери благовествовал, что Спаситель родится от Девы, а ап. Павел пишет: «Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). Мария Магдалина не была замужем, но Ангелы говорят ей, ищущей во гробе Христа: «жена, что ты плачешь»? ( Иоан. 20:13 ). Очевидно, и Богоматерь и Мария Магдалина названы женами в смысле женщин вообще, а не женщин замужних. В таком же смысле употребляется в св. Писании и слово «муж»; например, «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Конечно, здесь под словом «муж» разумеется вообще всякий мужчина, а не только женатый. (См. Деян. 1:10–11; 2:14; 5:35; 13:15 ; Мф. 27:55–56 и др.). 5) Кто были упоминаемые в Евангелии «братья Господни»? 5) Это были двоюродные братья Иисуса Христа, дети упоминаемой в Евангелии сестры Божьей Матери, Марии Клеоповой ( Иоан. 19:25 ): Иаков, Иосий, Симон и Иуда (Мф. 27:55–56). Божья Матерь нигде не называется матерью этих братьев, а всегда называется «Девою Марией» ( Лк. 1:27 ); «Матерью Господа» (ст. 43), «Матерью Иисуса» ( Иоан. 2:1  и 2), или «Матерью Его» (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

80. Воскресение Иисуса Христа По прошествии субботы, в первый день недели, Мария Магдалина и другие женщины, купив ароматы, отправились помазать тело Иисуса Христа. Они отправились из разных мест и порознь ко гробу. Когда женщины шли ко гробу, было еще темно. Сделалось великое землетрясение. Ангел Господень сошел с небес, отвалил камень от двери гроба и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его была бела, как снег. Стерегущие гроб устрашились, пришли в трепет и сделались, как мертвые. В это время Господь Иисус Христос воскрес и вышел из гроба. Мария первая пришла к месту погребения Спасителя. Но увидев, что камень отвален от гроба, тотчас же отправилась назад сказать Иоанну и Петру, которые находились в это время в Иерусалиме, что тело Христа унесено из гроба и неизвестно где положено. Женщины, которые шли за Марией Магдалиной, дорогою рассуждали между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» А камень этот был очень велик. Подойдя ко гробу, они увидели, что камень отвален. Войдя внутрь гроба, они не нашли там тела Господа Иисуса Христа и стояли, недоумевая, у гроба. В это время им предстали два ангела в блестящих одеждах. Когда мироносицы были в страхе и наклонили свои головы к земле, ангелы сказали им: «Не бойтесь и не ужасайтесь. Вы ищете Иисуса Назарянина, Распятого. Что вы ищете живого между мертвыми? Его здесь нет; Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. И пойдите, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и встретит вас в Галилее, там Его увидите». Выйдя поспешно из гроба, женщины со страхом и радостью великою побежали возвестить обо всем бывшем ученикам Спасителя. Но на пути они никому и ничего не говорили о случившемся, потому что на них напали трепет и ужас. Когда Мария Магдалина сказала Петру и Иоанну о том, что случилось во гробе Иисуса Христа, ученики эти тотчас же отправились оба вместе. Но Иоанн шел скорее Петра и прибыл ко гробу первый. Наклонившись, он увидел лежавшие там пелены, но не вошел во гроб. Пришел за ним Петр и тотчас вошел во гроб. Там он увидел одни пелены лежащие и плат, который был на голове Спасителя; он не с пеленами лежал, но особо свитый и на другом месте. Иоанн уверовал, что Господь Иисус Христос воскрес из мертвых. Читать далее Источник: Священная история Ветхого и Нового завета: Для детей мл. возраста/Сост. свящ. Михаил Фивейский, законоучитель Моск. муж. гимназии В.Д. Касицына. - Москва: тип. И.Д. Сытина, 1910. - 288 с., 2 л. карт.: ил.; 20. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Fivejsk...

А Богоматерь  Дева, присоединившись к другим женам, вернулась снова туда, откуда пришла, и вот, как говорит Матфей, Иисус встретил их, сказав: «радуйтесь»!Видите ли вы, что Богородица до Марии Магдалины увидела Того, Кто ради нашего спасения пострадал во плоти, был погребен и воскрес? A они, как говорит Матфей, «приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему». И хотя Богородица вместе с Марией Магдалиной услышала от ангела радостную весть о воскресении, все же только Она одна поняла смысл сказанного Ей, и, встретивши вместе с другими Женами Сына и Бога, Она прежде всех других и узрела и узнала Воскресшего, упав, прикоснулась к Его ногам и стала Его апостолом перед апостолами. От Иоанна мы узнали, что Мария Магдалина не была с Божией Матерью в то время, когда Господь встретил Ее, возвращающуюся от гроба, явился Ей и заговорил с Ней. «Бежит (Мария Магдалина) к Симону Петру и к другому ученику, которого любил Иисус и говорит им: «унесли Господа из гроба и не знаю, где положили Его». Если бы видела и коснулась руками и услышала, что случилось, то почему же говорит, что «унесли и не знаю, где положили?» Но после (Ср: Златоуста. 59, 465): «...смазанные смирной покровы были прикреплены к телу не меньше, чем свинец». То же буквально и у Феофилакта, 124, 289 А. Сравни: св. Фотия. Беседа 83. на Вел. Субботу. (издание Аристарха, т. II, стр. 462).                   (Ср: Кирилла Алекс., Севира и Фотия, как сказано выше).   (Севир. 836, 24): «Если бы жены знали, про чудо, совершенное ангелом, т. е. про отнятие камня и удаление стражи, обмершей от страха, то почему же им быть в затруднении от того, что камень отвален?» (Севир. 820–822): «?? Петр и Иоанн, удостове- того, как Петр и Иоанн побежали ко гробу и увидели погребальные одежды и вернулись, Мария стояла у гроба и плакала.Понимаете ли вы, что она не только еще не увидела, но и понаслышке не вполне уверилась, ибо, когда ангелы спросили ее о случившемся; «жена, что ты плачешь?» – она снова отвечает им о· Иисусе, как о мертвом.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/j...

А.Круглова Сколько веры, сколько силы! Духом плоть побеждена... С этой верой тьма могилы Человеку не страшна! Благодатные примеры – Эти светочи земли... О, хотя частицу веры Их мне, Господи, пошли! 6. Святая мироносица равноапостольная Мария Магдалина По «Воскресному чтению» Когда Господь Иисус Христос ходил по Галилее, творя знамения и чудеса Божественной силой Своей, то к Нему приступила женщина, которую звали Марией Магдалиной, и молила Его о помощи. Господь изгнал из нее семь бесов и совершенно исцелил ее от болезни, которой она страдала. С этих пор благодарная Мария служила Господу, слушала Его учение и следовала за Ним до самой крестной смерти Его. Вместе с другими святыми женами она смотрела на страдания Христа и плакала о Нем. Она с Матерью Господа стояла у креста и видела, как положили Господа во гроб. Святые жены, полные печали о смерти Господа, приготовили благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело Иисуса Христа, и по прошествии субботы рано поутру пошли ко гробу; но прежде всех, еще до рассвета, пришла Мария Магдалина и, к удивлению своему, увидела, что камень отвален и гроб пуст. Она поспешно побежала к Иоанну и Петру и сказала им: «Взяли Господа из гроба и не знаю, куда положили Его». Иоанн и Петр тотчас же пошли за ней и, войдя в пещеру, увидели, что тела Иисусова в ней нет и что в углу лежат одни пелены, которыми оно было обернуто. Они отошли; Мария же, оставшись у гроба, стояла и плакала. Наклонившись, она вдруг увидела двух ангелов в белых блестящих одеяниях, сидящих – один в головах, а другой в ногах, где лежало тело Иисусово. Они сказали ей: – Жена, что плачешь? – Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его. Сказав это, она обратилась назад и увидела Самого Иисуса, но не узнала Его и подумала, что это садовник. – Жена, – сказал Он ей, – о чем плачешь и кого ищешь? – Если ты взял Его, – сказала она, – то скажи мне, куда ты Его положил? – Мария! – сказал тогда Господь. Тут только Мария узнала Его и воскликнула радостно: – Учитель!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вслед за ответом она опять слышит голос: “Кого ищешь?” Эти слова заставили ее обернуться, и она увидела стоявшего за нею человека. Полагая, что в такую раннюю пору никого, кроме садовника, в саду быть не может, она, не поднимая на него глаз, спросила его: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его? ” “Мария!” вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос, и в этом отрадном звуке открылась тайна предстоящего ей бесконечного блаженства. “Учитель!” воскликнула она на своем родном арамейском языке и бросилась к Его ногам. Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я не восшел еще к Отцу Моему, а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему!” Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам. На пути в город она встретила мать Иисуса, которой сообщила о явлении ей Господа. Увидев нас у ворот сада, куда она возвращалась в этой утро уже в третий раз, она и нам передала ту же радостную весть, и мы тотчас разошлись в разные стороны. Марфа и родственница твоя Мария поспешили домой к брату и отцу, а я пошла к Иосифу и Никодиму. Когда Мария окончила свое дивное повествование, мы уже подходили к саду. В нем царила торжественная тишина, прерываемая лишь гармоническим пением пробудившихся птичек, воздававших свою хвалу Творцу Вселенной. Сквозь просвет ветвистых деревьев, спускаясь с лазурного свода, играли, переливаясь радужными цветами, золотистые солнечные лучи, и только груда пепла от костров, разведенных ночной стражей, опустелые стены пещеры и оставшаяся неприкосновенною печать на отваленном камне свидетельствовали о безумной борьбе суетного человечества с беспредельным могуществом Бога! Преклонившись с невыразимым чувством благоговейного страха и бесконечной радости, мы с Марией вернулись домой. В тот же день Мария Магдалина сообщила всем близким Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась, и радость уверовавших в Воскресение Христа достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя их неизмеримая скорбь.

http://azbyka.ru/fiction/tsar-iz-doma-da...

И однако эта святая скорбь всё-таки оставалась ограниченной в мере своего постижения ещё человеческой, так же как радость. Господь возбранил даже выразиться последней в естественном движении: «Не прикасайся ко Мне»! Он пояснил Марии Магдалине таинственную силу своего восхождения к Отцу, которая оставалась ей ещё непонятной в её человеческом чувстве. Лишь после этого вразумления она идёт возвестить ученикам, что «видела Господа». Её избирает Господь стать первой проповедницей воскресения Христова (к чему не были призваны ни Пётр, ни сам «возлюбленный ученик»). Подобное же свидетельство об этом избрании имеем мы у евангелиста Луки ( Лк.24:4–8 ) – уведав от ангелов о воскресении «и возвратившись от гроба, возвестили это одиннадцати и всем прочим. То были Магдалина Мария, и Иоанна, и Мария, мать Иакова, и другие с ними, которые сказали о сем апостолам». При этом вера и ясновидение любви упреждают даже апостольское постижение «И показались слова их пустыми, и не поверили им». С тем же повелением ангел посылает жён мироносиц к апостолам и в Евангелии Матфея ( Мф.28:1–5 ): «И пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых». «И они побежали возвестить ученикам Его». (То же и у Мк.16:5–7,9–11 ). Так проходят это дивное своё служение Христу жёны-мироносицы. Они небоязненно вмещают в сердце своё события, которые столь трудно вмещались в сердца апостольские (кроме Иоанна). Есть одна черта, которая свидетельствует и о всей трудности их подвига, это в первом конце Евангелия Марка ( Мк.16:8 ). Здесь указано о них: «Вышедши побежали от гроба, их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, ибо боялись ». Однако во втором конце Евангелия от Марка о том уже не говорится, но прямо сообщается, что Мария Магдалина пошла и возвестила о явлении Воскресшего бывшим с Ним ( Мк.16:10 ). Очевидно, страх тот оказался преходящим и был ими преодолён, и это заставляет ещё больше ценить жертвенность служения жён мироносиц, с Марией во главе. Но теперь вопросим себя о том, о чём безмолвствуют евангелисты: где пребывала Пречистая в эту ночь воскресения? Была ли она с жёнами мироносицами, с которыми вместе она стояла у креста, созерцая крестную смерть Христа и Его погребение? Однако нет, Евангелия теперь её с ними не называют.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Мария же Магдалина, сперва уступив апостолам, потом несколько собралась с мыслями и, не полагаясь на свои впечатления, но подумав, что ей было видение, берет с собою некую Иоанну и другую Марию и других женщин с благовониями ( Лк. 24:10 ) и ночью же опять отправляется ко гробу. Самым ранним утром, то есть задолго до рассвета, когда над землею только что занималась утренняя заря, Мария со своими спутницами приходит ко гробу. Камень уже был отвален – и тела Господа они не нашли (где же его было и найти?). Пока они недоумевали между собою, перед ними явились два мужа (это были святые ангелы) в блистающих одеждах. Те испугались – не только оттого, что ангелы внушили им страх, но и оттого, что с порицанием обратились к ним: «что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес» ( Лк. 24:5–6 ). Обрати внимание, возлюбленный, как подтверждается, что этот приход женщин ко гробу не был первым: не имело бы смысла, если бы женщины ничего не видели и не слышали о воскресении Господнем, ангелам упрекать их в словах: «что вы ищете живого между мертвыми»? Очевидно, что все они уже слышали от самолично видевших Господа и слышали от Него ответ ученикам и не поверили, потому-то и упрекают их теперь ангелы; были с перечисленными женщинами и некоторые мужчины. Кто говорит это? Евангелист Лука. «По прошествии субботы, очень рано, неся приготовленные ароматы, пришли они ко гробу, и вместе с ними некоторые другие». Затем ангелы не только упрекнули их, но и пристыдили, говоря: «вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, сказывая, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть. И вспомнили они слова Его» ( Лк. 24:1, 6–8 ). Потом, вернувшись опять, и эти мужчины и женщины вместе с Марией Магдалиной возвестили ученикам о всем происшедшем, причем Магдалина видела гроб дважды, а остальные – однажды. «И показались им слова их пустыми, и не поверили им» ( Лк. 24:11 ). Если у кого явится недоумение, почему не упомянул евангелист поименно тех мужчин, которые вместе с женщинами принимали участие во втором посещении, то я относительно их полагаю, что они не были из числа известных, но или рабы тех женщин, или вообще кто-нибудь из подчиненных им.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010