Перед революцией 1917 года Борисоглебская Аносинская обитель была процветающей. В ней подвизалось около 180 монахинь и послушниц, хозяйство было хорошо налажено, здесь производили почти все виды сельскохозяйственных работ, занимались вышивкой и другими рукоделиями. После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне. Но притеснения от властей не могли не сказаться: монастырь был обложен тяжелыми налогами. Инокини всегда много работали, но ровно настолько, чтобы обеспечивать себя: устав обители не позволял им иметь ничего лишнего, так как главной в их жизни была молитва. Теперь же, чтобы платить налоги, пришлось расширять хозяйство: стали разводить свиней, стегать одеяла, вязать на специально приобретенных машинах чулки и пуховые вещи на продажу, разводить для этого пуховых кроликов. Питание ухудшилось, сестры стали уставать. Пришлось, не сокращая служб, переносить их с ночного на более удобное утреннее время. Новых сестер из мира стало поступать мало, но до самого закрытия все еще оставалось около 130 инокинь и послушниц. В эти годы, с июня 1925 по июль 1926 (до ссылки в Дивеево), в Аносино или на пустынном монастырском хуторе под Кубинкой жил епископ (священномученик) Серафим (Звездинский). Во время пребывания в монастыре владыка ежедневно совершал Божественную литургию в храме св. великомученицы Анастасии, наедине, с одной лишь псаломщицей. Весной 1928 года из Павловской слободы в монастырь приехали представители власти и потребовали, чтобы через час в трапезной были собраны все сестры. Когда все собрались, приезжие оповестили насельниц, что отныне они будут именоваться не монастырем, а трудовой артелью. Но уже в конце июня приехали снова и арестовали матушку, двух священников и еще четырех сестер. Арестованных повезли в Москву, а остальным приказали через три дня освободить монастырь. Сестры разошлись кто куда, но еще до этого, не дожидаясь их ухода, кельи монахинь заняли местные жители, так что последние дни они ночевали в трапезной на полу. Монастырский архив и библиотека были изъяты и отправлены в г. Истру. Иконы, вывезенные воинствующими безбожниками из Аносиной обители, погружались в специальные чаны с кислотой для получения золота, после чего тут же сжигались. Погибли и монастырские колокола. Что касается различной церковной утвари, то она была конфискована еще в начале 20-х годов в ходе кампании по изъятию церковных ценностей.

http://sobory.ru/article/?object=00804

Неточная цитата из стихотворения С. А. Есенина «Какая ночь! Я не могу…» (1925). Из тропаря Казанской иконе Божией Матери. Залом – вид крупной сельди. Прошение, с небольшими вариациями присутствующие в различных молитвах. Кондак Рождества Христова. В декабре 1920 г. во исполнение решения IX Темниковского уездного съезда Советов в Саровском монастыре было проведено вскрытие мощей преподобного Серафима Саровского . Мощи оставались в Сарове вплоть до 1927 г., когда после закрытия монастыря были изъяты и увезены представителями власти в Москву. Рассказ о том, как вывозили из Сарова реликвии преподобного Серафима, присутствует в воспоминаниях одной из последних дивеевских монахинь – Серафимы (Булгаковой). Там же приводится и предание о том, что по пути в Москву священные останки исчезли. Однако документальных подтверждений этой истории не найдено. В 1990.г в запасниках Музея истории религии и атеизма в Ленинграде были обнаружены мощи, которые после тщательного изучения архивных документов, в том числе и акта о вскрытии раки в 1920. г, были идентифицированы как мощи преподобного Серафима Саровского . В 1991 г. состоялось их торжественное перенесение в начавший возрождаться Серафимо-Дивеевский монастырь. Из покаянных песнопений. См.: Арцыбушев А.П. Матушка Евдокия. М., 2000. Епископ Арсений (Жадановский , 1874–1937) – с 1902.г иеромонах, с 1904 г. наместник Чудова монастыря в Москве, который (во многом благодаря ему) стал одним из центров духовного просвещения. В 1914 г. хиротонисан в епископа Серпуховского, викарий Московской епархии. С 1918 по 1927 г. проживал в разных местах – при церквях и монастырях. Не принял декларацию митрополита Сергия (Страгородского) в 1927 г. С 1931 по 1933 г. трижды подвергался арестам. Жил в дачном поселке Котельники под Москвой, где тайно служил и принимал духовных чад. В 1937 г. снова арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне. Схиигумения Фамарь (Марджанова, 1869–1936) – грузинская княжна, приняла постриг в Бодбийском монастыре в Грузии, с 1902 г. – его настоятельница. В 1910 г. основала Серафимо-Знаменский скит в Подмосковье, который посещали епископы Арсений (Жадановский) и Серафим (Звездинский) . После закрытия скита в 1924 г. жила на ст. Перхушково. С 1931 по 1934 г. в ссылке в Сибири, где заболела туберкулезом горла. Последнее место пребывания – ст. Пионерская Белорусской железной дороги, где и скончалась в 1936 г.

http://azbyka.ru/fiction/miloserdiya-dve...

В 2003 году русский приход на Кипре организовал Центр реабилитации для жертв сексуальной эксплуатации, где обманутым девушкам, в основном из стран бывшего Советского Союза, помогают устроиться на честную работу на острове или вернуться на родину. В 2008 году Русская Православная Церковь наградила отца Савву орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. Свято-Сергиевский богословский институт основан в 1925 году. Старейшая православная богословская школа в Западной Европе, оказавшая огромное влияние на духовное становление Русского Зарубежья. Протоиерей Михаил Осоргин, родился в 1861 году. Эмигрировал с семьей в Париж в 1931 году. Диакон (1931). Священник (1931). Настоятель домовой церкви свв. Константина и Елены в г. Кламар (Франция). Скончался 15 декабря 1939 году во Франции. Вот как вспоминал о нем митрополит Евлогий (Георгиевский), с 1921 года бывший управляющим русскими православными приходами Московской Патриархии в Западной Еврпопе: «Старец он хороший, чистой души, ревностный в служении… Пастырь добрый, евангельский…» (Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия (Георгиевского), изложенные по его рассказам Т.Манухиной. М., 1994. С. 431-432.) Солженицын А. Архипелаг ГУЛАГ. Париж, 1974. Т. 2. С. 42-43. О Георгии и Александре писали и другие: Сергей Шмеман (см. прим. 5), Сергей Голицын (Записки уцелевшего. М., 2006), Олег Волков (Погружение во тьму. М., 2007), Дмитрий Лихачев (Воспоминания. М., 2007). «Детки мои любимые…» Схиигумения Фамарь (княжна Марджанова). Письма. Стихи. Воспоминания/Сост. С. Фомин. М., 2002. Оригинальное издание осуществлено на английском языке: Serge Schmemann. Echoes of a Native Land, Two Centuries of a Russian Village. New York, 1999 (первое издание 1997). Книга переведена также и на русский язык: Шмеман С. Эхо родной земли. Двести лет одного русского села. М., 2005 (первое издание 2003). Serge Schmemann. Echoes of a Native Land… P.7, 8, 71-73, 103. Там же. C. 44. Обращение матери Серафимы, старшей в роде Осоргиных, ко дню памяти святой и праведной Иулиании (Осорьиной) Муромской, 3 октября 1982 года (неизданное письмо матушки Серафимы к родным).

http://pravmir.ru/pamyati-protoiereya-mi...

Сост. А.Н.Стрижев Монахиня Серафима (Осоргина) Преподобный Серафим в жизни матушки Фамари Хочется мне теперь вновь перенестись мыслями в Перхушково, в те далекие солнечные, морозные дни, которые я провела там, когда вся природа, весь лес вокруг дома застыли в ослепительном снежном сиянии, а ночью звезды, казавшиеся огромными, шевелились на темном небе, и от сильного мороза иногда раздавались как будто сильные удары в стены: это давали трещины бревна деревянных стен от замерзавшей в них влаги. Переношусь мыслями в келию матушки Фамари, когда я по утрам сидела у нее и слушала ее рассказы. Из этих рассказов я узнала, почему скит назывался Серафимо-Знаменским, узнала, какую роль играл в жизни матушки преподобный Серафим. Постараюсь как можно точнее передать рассказы матушки. После разговора с игуменией Бодбийского монастыря; когда матушка, тогда еще княжна Тамара Марджанова, высказала свое желание стать монахиней, игумения Ювеналия дала ей две книжки: Авву Дорофея и краткое жизнеописание преподобного Серафима, тогда еще не прославленного. Это была первая «встреча» матушки с Саровским подвижником, он впервые овладел ее вниманием, вошел в ее сердце. В 1903 году, когда в Сарове готовились к торжественному открытию мощей преподобного Серафима, матушка, тогда уже игумения Бодбийского монастыря, посылая одну из своих монахинь за сбором для монастыря по разным городам России, поручила ей непременно быть в Сарове в день открытия мощей и привезти ей иконку, освященную на раке. Посланная монахиня была в Сарове и присутствовала на торжестве прославления преподобного Серафима, но когда она, скромная и смиренная, одна из последних среди огромной толпы богомольцев подошла приложиться к раке с мощами, все иконки были уже разобраны, и ей ничего не досталось. Почти все уже разошлись, а она все стояла перед ракой преподобного и плакала оттого, что не исполнила поручения своей игумении. Из алтаря вышел монах, увидел плачущую монахиню и спросил ее, о чем она плачет. Поняв ее горе, он вынес из алтаря маленькую иконку преподобного Серафима, освятил ее на раке и передал ее для матушки.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Известно, что эта икона висела в спальне у наследника престола. Но что случилось с ней после 1917 г., никто не знает. Однажды, когда игумения молилась перед иконой Божией Матери, она получила повеление и почувствовала, что Богу угодно ее отшельничество. Необыкновенное явление от иконы повторилось несколько раз. Чтобы обезопасить себя от вражеского искушения, м. Фамарь обратилась к старцам. И вскоре по их благословению был основан Серафимо-Знаменский женский монастырь. Он просуществовал только 12 лет и отличался особо строгим уставом. В 1924 г. обитель была закрыта. Схиигумения Фамарь с сестрами по благословению Патриарха Тихона была переведена в Перхушково. В 1931 г. схиигумения Фамарь была арестована по обвинению в поддержке восстания крестьян в Грузии против социалистического строя. В тюрьме м. Фамарь и ее послушница пользовались среди заключенных большим уважением. Арестантки даже выделили ей отдельный угол для молитвы. М. Фамарь часто получала передачи, которые поровну делила с сокамерницами. Вскоре ей присудили 5 лет ссылки в Иркутск. При прощании с ней все, кто сидел в камере – воровки, проститутки, верующие и неверующие, – подходили к ней под благословение. Из глухой деревни под Иркутском м. Фамарь подбадривала своих близких. «Я рада, – писала она, – что чаша мучений мне досталась тяжелее, чем моим чадам». Наверное, так было нужно, чтобы очиститься от грехов вдалеке от близких и в духовном одиночестве испустить дух. Сырой климат подорвал здоровье монахини, и м. Фамарь заболела туберкулезом. Коте Марджанишвили пытался помочь сестре и специально встретился с Луначарским, но получил ответ: « Пусть режиссер Марджанов забудет, что у него есть сестра!» После освобождения м. Фамари было позволено жить на станции Пионерская. У нее была удивительная сила молитвы. «Не бойся, я молюсь за тебя», – говорила она страждущим, и человек вскоре чувствовал облегчение. Верная дочь Церкви, м. Фамарь была категорически против расколов и своим чадам советовала никогда не вмешиваться в церковные споры. Господь даровал ей мирную кончину в кругу близких людей. Тогда узнали, что под монашеским одеянием м. Фамарь тайно носила железные вериги. Похоронена схигумения Фамарь в Москве недалеко от св. Алексия Мечева.

http://pravoslavie.ru/99751.html

16.00-17.00. Музыкальная гостиная. Зимние мелодии в исполнении Даниила Кругликова. 17.00-17.40. Проект «Общее дело». Показ документального фильма «Вести. Архангельск» о храме Владимирской иконы Божией Матери в Подпорожье. Встреча с участниками данной экспедиции. 18.00-18.50. Православный кинотеатр представляет фильмы о прписп.Фамари (Марджановой): «Дело и истина матушки Фамари». 2 февраля 11.30-12.00. Видеопрезентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Показ фильма «Общее Дело». 12.00-12.30. Молебен с акафистом перед образом свв.прпп.Серафима Саровского и Гавриила Самтаврийского. 12.00-13.00. Программа, посвященная памяти старца Гавриила (Ургебадзе). Показ фильма «Человек, наполненный любовью», встреча с духовными чадами старца Гавриила. 13.00-14.30. Проект «Здоровье православному человеку». «Заболевания суставов, опорно-двигательного аппарата: упражнения и лекарственные растения». Вишнев В.Н., врач-фитотерапевт, профессор. Мороз В.А, мануальный терапевт, врач-массажист. 13.30-14.30. Презентация проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Встреча на площадке проекта в 1 зале. 14.30-16.00. Встреча с известными православными поэтами и бардами города Святого Петра. Свои произведения представят: Борис Орлов, Валентина Ефимовская, Татьяна Егорова, Андрей Ребров, Михаил Аникин, Андрей Грунтовский, Антон Галицкий, Анатолий Пантелеев, Андрей Локиев. Ведущий встречи: Валентин Семёнов, профессор, председатель «Собора православной интеллигенции СПб». 16.00-17.30. Программа писателя С.Г.Галицкого, посвященная 30-летию вывода российских войск из Афганистана. Презентация новой книги автора «Горький долг Афгана». 17.30-18.00. Православный кинотеатр представляет. Показ фильмов о Сяндемском Успенском женском монастыре Петрозаводской и Карельской епархии (Афанасьево-Сяндебская пустынь). 18.00-18.15. Дегустация карельского продукта марки «Сделано в Карелии». 18.20-18.50. Православный кинотеатр представляет. Фильмы «Важеозерский монастырь» и «Инок Владимир» о почитании инока Владимира (Алексеева).

http://ruskline.ru/news_rl/2019/01/22/so...

И еще несколько слов. Почему я приступил к чтению писем святителя? Прежде всего потому, что родители моей жены – Константин Константинович Апушкин (1965) и Елена Владимировна Апушкина (1999) – хорошо знали владыку, неоднократно посещали его, когда он находился в Николо-Угрешском монастыре, слушали его наставления и советы... Через них я познакомился с его келейницей Ольгой Серафимовной Дефендовой (в монашестве Серафима. Годы ее жизни – 1881 – 1960. Похоронена в Москве на Введенском («Немецком») кладбище рядом с родителями моей жены). Это была высокой духовной жизни матушка – из старинного дворянского рода, близкий человек к святому праведному Иоанну Кронштадтскому (1908) и прмц. великой княгине Елизавете (1918), духовная дочь епископа Серпуховского, викария Московской епархии Арсения (Жадановского . 1937, а потом схиигумении Фамари МарджановойМарджанашвили.«1936); познала она и Бутырскую тюрьму. С Ольгой Серафимовной я неоднократно встречался у могилы святителя в памятные дни. Тогда же приезжали в обитель преподобного Сергия и родители моей жены. Однажды после такой встречи я пригласил Константина Константиновича и Ольгу Серафимовну к себе в комнату, где я проживал в первые годы моего преподавания в Московской духовной семинарии. В комнате у меня были только яички и хлеб. Я «по-холостяцки» приготовил яичницу. Как же Ольга Серафимовна хвалила мое «искусство» повара! «Какая вкусная яичница! Я такой никогда не ела! – повторяла она и мило-мило улыбалась... В ней я увидел всю доброту матушки и доброту святителя Макария, которому она самоотверженно служила до его блаженной кончины. И потом заботилась о его могилочке и о перенесении останков в святую обитель... Святителю отче Макарие! Если есть на то воля Божия, то помоги мне выполнить то, что я задумал, и то, что поддержали верные ученики преподобного и богоносного отца нашего Сергия игумен Николай (Павлык) и игумен Анастасий (Казмирчук)!.. По совету отца Николая я и присоединяю к моему очерку «НОВЫЕ ИСПОВЕДНИКИ СВЯТОЙ РУСИ О ВЕЧНОМ» данную мою работу – святителя Макария тоже можно причислить ко славному сонму исповедников...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Вещи выкупались по весу на драгоценный металл. Во время проведения этой меры в жизнь бывали в некоторых храмах столкновения с исполнителями декрета, проявляющими иногда резкость и неуважение к чувствам верующего человека. В храм Николы-Кленники комиссия по изъятию ценностей прибыла весной 1922 года, во второй половине дня. Дорого стоил этот день батюшке о. Алексею. Помимо личных переживаний он, знавший горячность о.Сергия, присутствовавшего вместе с ним в храме, все время старался успокоить его, уберечь от каких бы то ни было проявлений возмущения и резких слов, которые при сложившихся обстоятельствах могли только обострить и усложнить и без того трудный момент. Когда все было закончено и грузовая машина с заколоченными ящиками выехала со двора, Батюшка направился домой. Во дворе его ожидали несколько сестер и пошли проводить до квартиры. Измученный физически и нравственно, он едва шел, по-прежнему был ласков и даже как будто покоен, по-прежнему благословлял и подбадривал провожавших, как будто ничего не случилось. Жизнеописание... С.139. 273 Из архиереев, приходивших на исповедь к о. Алексию, можно назвать епископа Германа (Ряшенцева). См. прим. 280 Мч.Иоанн Воин – при Иулиане Отступнике был послан преследовать христиан, но, будучи сам христианином, чем мог, помогал им. Был ввергнут в темницу, по смерти императора получив свободу. Память 30 июля. В Москве существует храм Мч.Иоанна Воина на Большой Якиманке. 285 Татиана Васильевна Фомина (31.12.1900 – 7/20.7.1980) – дочь профессора-медика, депутата Верховного Совета. Училась в гимназии Е.В.Винклер, где учителем был о. Алексий Мечев (см. прим.). Тайно от родителей ходила на Маросейку. По благословению прп. Алексия Зосимовского поступила в Борисо-Глебский Аносин женский монастырь (1922). В мантию с именем Магдалина ее постриг епископ Серафим (Звездинский , †1937) на ст.Пионерская в доме схиигумении Фамари (Марджановой). Дважды сидела в тюрьме. Своей пламенной молитвой привела к вере своих родных: мать и младшую сестру Людмилу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Mechev...

Спустя три года, во время паломнической поездки в Саров, во время молитвы у иконы Божией Матери «Знамение» матушка получила как бы повеление Царицы Небесной  –  основать скит для более уединенной жизни в молитве, однако, с тем, чтобы доставить пользу и ближним. Не решаясь действовать по своему усмотрению, игумения Ювеналия обращалась за советом к нескольким известным старцам: о. Анатолию (Потапову) из Оптиной Пустыни, затворнику о. Алексию из Зосимовой Пустыни и наместнику Троице-Сергиевой Лавры, о. Товии. И во всех случаях получила благословение на устройство скита. Два года, начиная с июля 1910-го, шло строительство. По вопросам внутреннего устройства матушка обращалась к Владыке Аресению (Жадановскому). В 1916-м он стал  для сестер духовником, а за год до этого совершил пострижение игумении Фамари в схиму. Все в Серафимо-Знаменском скиту – от элементов в архитектуре храма, до распорядка –  имело символическое значение, напоминало о жизни Христа, святых и о призвании к Вечности. Ничего лишнего, благоустроенность и порядок во всем, стремление жить по примеру подвижников, однако, никакой суровости в обращении между сестрами. За этим матушка следила особенно: не благословляя празднословия, неся тайные подвиги, она, по воспоминаниям современников, сохранила и женственность, и доброту, сквозившую в каждом взгляде ее больших черных глаз, в каждом жесте, и тот же дух мира и взаимной любви поддерживала внутри общины. Годами она спала на досках, покрытых белоснежным одеялом, однако всегда была чуткой к состоянию других людей и умела позаботиться о каждом, как мать. Великий ангельский образ После революции схиигумении Фамари пришлось пережить немало. В 1924 г. скит был закрыт и разорен, насельницы разошлись по разным местам. А матушка  с девятью сестрами поселилась в небольшом доме в поселке Перхушково и жила там до своего ареста в 1931 году. В заключении она сохраняла удивительное спокойствие и присутствие духа. Ее доброта распространялась на всех без исключения соседок по камере, а среди них были и уголовные преступницы. Она разделяла с ними то, что передавали ей с воли, усмиряла буйных, успокаивала плачущих. Перед ее отсылкой в Иркутск по приговору, верующие и неверующие, ее соседки по очереди подходили к ней под благословение.

http://pravmir.ru/sxiigumeniya-famar-mar...

назад Канонизация святых и богослужебные тексты В течение десяти лет сонм святых Церкви Русской пополнился новыми именами. К Собору Новомучеников и исповедников Церкви Русской было причислено пятнадцать имен пострадавших в годы гонений: священник Александр Адрианов (+1918), священник Александр Флегинский (+1918), священник Василий Холмогоров (+1938), священник Владимир Пиксанов (+1918), священник Константин Верецкий (+1918), священник Михаил Лисицын (+1918), священник Михаил Троицкий (+1938), священник Николай Чернышев (+1919), священник Павел Дернов и его сыновья Борис, Григорий и Симеон (+1918), монахиня Елена ( Коробкова ; +1938), Александра Булгакова (+1938), Варвара Чернышева (+1918).  К Архиерейскому Собору 2016 года был собран и изучен библиографический материал о жизни и подвиге святительского служения архиепископа Богучарского Серафима (Соболева). Большое народное почитание святителя в Болгарии, где прошла вторая половина его жизни, стало основанием для прославления владыки Серафима в лике святых. Святитель Серафим (Соболев) прославлен Освященным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года при участии делегации Болгарского Патриархата.  За десять лет к местному почитанию причислено семь святых: преподобная Арсения ( Себрякова ); преподобные Никита и Феофан , подвижники Рославльских лесов; блаженная Екатерина ( Малков-Панина ) и блаженный Иоанн Кочетовский . В Православной Церкви Молдовы благословлено местное почитание святителя Гавриила ( Бэнулеску-Бодони ) и блаженной Агафьи (Маранчук).  Обретены мощи следующих угодников Божиих: святителя Гавриила (Бэнулеску-Бодони); священномученика Никодима ( Кононова ; +1919), епископа Белгородского; священномученика Александра Флегинского (+1918); священномученика Григория Смирнова (+1918); священномученика Николая Чернышева (+1919); священномученика Павла Аношкина (+1918); мученицы Варвары Чернышевой (+1919); преподобноисповедницы Фамари ( Марджановой ; +1936); преподобного Матфея Яранского (+1927); блаженной Агафьи (Маранчук; +1843); блаженной Екатерины ( Малков-Паниной ; +1968); блаженного Иоанна Кочетовского (+1886). 

http://patriarch.patriarchia.ru/kanoniza...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010