1864). Перешел в Московский Высоко-Петровский монастырь (28.12.1874), где был пострижен в монашество (13.8.1875) с именем Тихон – в память свят. Тихона Задонского , а также посвящен во иеродиакона (20.2.1877). Перешел в Московский Богоявленский монастырь (19.8.1880), а затем в Раифскую пустынь под Казанью (29.6.1882). Рукоположен во иеромонахи (24.4.1883). Назначен казначеем Архиерейского дома в Казани (сент. 1883). Переведен в Седмиезерную пустынь (7.11.1883), где менее чем через год стал братским духовником и благочинным. Пострижен в схиму (5.10.1892) с именем Гавриил. Назначен настоятелем пустыни с возведением в сан схиархимандрита (9.6.1902). Переехал в Псковский Спасо-Елиазаров монастырь (июль 1908). Предчувствуя близкую кончину, приехал в Казань (29.8.1915). Погребен в Седмиезерной пустыни. Старчествовал, обладал даром прозорливости. У него духовно окормлялась Вел. Кн. Елизавета Феодоровна, за духовными советами обращались вл. Арсений, игумения Ювеналия (Марджанова), которой о. Гавриил первый предложил постричься в схиму, и др. Свидетельством такого общения является публикация в журнале, редактируемом архимандритом Арсением (Жадановским) , «письма Старца духовным детям» «О мире благодатном» («Голос Церкви». М. 1913. 10. С. 53–56), которое мы приводим в приложении ко второму тому. 127 Профессор богословия архимандрит Киприан (Керн , 11.5.1899 †11.2.1960) писал по этому поводу: «...Особенно большое различие между нашей исповедной практикой и греческой заключается в том, что они сохранили древний институт «духовных отцов», или по старо-русскому «покаяльных попов», который мы забыли, но следы коего сохранились в печатаемых и теперь наших требниках. Славянский требник содержит перед главой 7-й «о исповедании» особое Предисловие и сказание «о еже како подобает быти духовнику». Кроме различных указаний увещательного характера, в этом предисловии в конце читаем: «Аще кто без повелительный грамматы местнаго епископа дерзнет приимати помышления и исповеди: сицевый правильно казнь приимлет, яко преступник божественных правил, и зане не точию себе погуби, но и елицы у него исповедашася, не исповедани суть...» Но ни один священник Русской Церкви вот уже несколько столетий никогда не видал этих грамот от епископа и ни один епископ у нас таковых полномочий духовенству исповедывать не выдавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Трехъярусная колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский) построена в 1835-1836 г.г. в классическом стиле на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился. В 1903–1904 г.г. храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным). В 1904-1906 г.г. по проекту архитектора П.А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Эта церковь возводилась в годы первой русской революции. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом). При монастыре действовала церковно-приходская школа, с 1909 по 1917 г.г. ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов - член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел). Его сын Виктор Молчанов стал известным фотохудожником. В 1922 г. монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга), часть икон первоначально передали в храм святителя Николая в Звонарях, а позже - в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 г. на территории монастыря был открыт концлагерь. Многие сестры обители подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам.

http://sobory.ru/article/?object=03342

С 1921 по 1934 гг. служил священником в храмах Ленинграда: с 1921-го по 1930 год в Троицкой Творожковской церкви на Роменской улице, затем до 1932 года в Сергиевском храме на ул. Чайковского, а с 1932-го по 1934 год в Спасо-Преображенском соборе. 17 января 1934 года был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной монархической организации «Братство свв. Сергия и Германа Валаамских». По делу проходили в основном священнослужители, большинство из которых признали свое участие в этой организации и дали показания друг на друга. Однако, как следует из выписки из следственного дела, несколько человек отказались давать показания, в том числе протоиерей Христофор Варфоломеев. В протоколе допроса отца Христофора от 23 февраля 1934 года зафиксировано следующее его заявление: «О деятельности «Братства свв. Сергия и Германа» на территории СССР и за границей, а также о роли в нем моего брата давать показания органам ОГПУ не буду и от показаний по предложенному мне протоколу категорически отказываюсь, в чем и расписываюсь». Осужден постановлением тройки по ст. 58 пп. 10 и 11 к заключению в лагерь на пять лет. Заключение отбывал в Севвостоклаге. Скончался 8 сентября 1938 года в лагерной больнице. Место захоронения неизвестно. Священник Павел Кушников родился 16 декабря 1880 года в семье священника Спасо-Преображенской Моденской церкви Устюженского уезда Новгородской губернии (ныне с. Модно Устюженского района Вологодской области) Александра Кушникова. Окончил Новгородскую духовную семинарию, из которой был выпущен в 1905 году с аттестатом второго разряда. Потом ему довелось служить учителем церковно-приходских школ. В 1913 году его рукоположили и назначили на служение в Бельскую церковь Устюженского уезда, где он был клириком последующие пять лет — вплоть до своей мученической кончины. В годы Первой мировой войны и революции священнослужитель заботился не только о духовно-нравственном благополучии и здоровье паствы, но и о продовольствии для своих пасомых. С этой целью им была создана приходская общественная потребительская лавка, распределявшая продукты питания между жителями прихода.

http://patriarchia.ru/db/text/5090485.ht...

«Сестра Марфо-Мариинской обители Ольга Серафимовна Дефендова привезла мне в Гребнево для помощи по хозяйству молодую верующую няню. Ольга Серафимовна наставляла няню Катю молиться, говоря, что, находясь в нашей семье, девушка может спасать свою душу. Катя эта была из деревни, из недавно пришедших к Богу». «...К нам на Рождество детей приводили по большей части не их родители, но те, кто их воспитывал. Две тетушки приводили к нам троих детей князей Оболенских: Лизу, Андрея и Николушку. Родители их были арестованы. Привозили четверых детей отца Сергия Мечева , сидевшего в тюрьме, как и его супруга. Дети отца Владимира Амбарцумова, Женя и Лида, тоже бывали у нас нередко. Их мать умерла, а отца арестовали. И так в нашу квартирку набивалось человек до тридцати. Елочку нам неизменно привозила в Сочельник Ольга Серафимовна – сестра закрытой в те годы Марфо-Мариинской обители. Рискуя своей свободой, она собственноручно срубала елочку в лесу, убирала ее в наш огромный чемодан, везла поездом, тащила по улицам. До 36-го года елки были запрещены как «буржуазный предрассудок». Однако Ольга Серафимовна считала своим долгом доставить нам, детям, это рождественское удовольствие. Мы благодарили ее и с замиранием сердца всегда слушали ее рассказы о том, как она, утопая в сугробах, добывала нам елочку: «Ночь, луна, волки воют...». Молитвами этой подвижницы, Ольги Серафимовны (тайной монахини Серафимы), держалась наша семья, наша распавшаяся церковная община. Ежегодно под рождественской елочкой слышались стихи религиозного содержания. Ольга Серафимовна была тайно пострижена в рясофор с именем Серафима митрополитом Макарием, в мантию – епископом Арсением, который передал ее под ближайшее руководство схиигум. Фамари (Марджановой). После войны 1941 – 1945 гг. осталась одна – ушли из жизни духовные наставники, родители, больные брат и сестра. Послевоенное десятилетие жизнь ее связана с Глинской пустынью, где она обретает нового духовного наставника – схиархимандрита Серафима (Амелина). Она ездила и к последнему Зосимовскому старцу – иеросхимонаху Иннокентию (Орешкину). Иннокентий (в миру Иван Игнатьевич Орешкин) (1870–1949) –духовник Зосимовой пустыни. После закрытия пустыни жил в Московской области, окормлял монахинь московского женского Алексеевского монастыря, закрытого в 1922 г . В 1934–1937 гг. – в ссылке в Оренбурге. Последние годы жизни провел под Москвой, на станции Сходня, где скончался 10 марта (н. ст.) 1949 г . Алексеевское кладбище Приходское кладбище – обозначает то, что кладбище появилось и находится на территории храма или монастыря. Похоронен около Тихвинского храма в Москве (Алексеевское кладбище)

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Монастырский мед пользовался спросом на Казанской и Нижегородской ярмарках. По проекту Г. была построена зерносушилка, работавшая так эффективно, что посещавшие пустынь помещики затем устраивали в своих усадьбах такие же хозяйственные дворы. Пашню мон-ря, ранее сдававшуюся в аренду, обрабатывали насельники, и она приносила больший доход. Часть доходов поступала в казну архиерейского дома. Как высочайший духовный авторитет архимандрита, так и его активная хозяйственная деятельность вызывали недовольство у нерадивых насельников и в светских кругах. Среди неоднократных жалоб в Синод на Г. был в 1908 г. и донос, в к-ром его обвиняли в развале мон-ря и в принадлежности к социал-демократической партии. Казанский архиеп. Никанор (Каменский) произвел ревизию в мон-ре, 15 мая 1908 г. Г. и казначей иером. Тихон были отстранены от должностей. По словам архим. Симеона, «батюшка чуть было не умер от потрясения» (впосл. был оправдан). Официально выселенный из обители, Г. нек-рое время жил в домике, построенном в пустыни на пожертвования почитателей, затем в Казани. Прмц. вел. кнг. Елисавета и прп. Гавриил Седмиезерный. Икона. Кон. ХХ в. (Седмиезерная пуст.) В кон. июля 1908 г. Г. приехал в псковский Елеазаров мон-рь, настоятелем к-рого был его духовный сын, архим. Иувеналий (Масловский). Для Г. был построен домик с ц. во имя арх. Гавриила, освященной 7 авг. 1910 г. Напряженную молитвенную жизнь (ежесуточно вычитывал 12 тыс. Иисусовых молитв, полуночницу, кафизмы, часы, вечерню, келейное правило) Г. сочетал со старческим служением и активной перепиской с духовенством и мирянами. Духовным руководством преподобного пользовались сщмч. Игнатий (Лебедев), схиигум. Фамарь (Марджанова), студенты и преподаватели КазДА, буд. архиереи священномученики Анатолий (Грисюк), Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Виктор (Островидов), Герман (Ряшенцев), Евсевий (Рождественский), Иоасаф (Удалов), Мефодий (Краснопёров), Петр (Зверев), архиепископы Варлаам (Ряшенцев), Гурий (Степанов), Иннокентий (Летяев), Иннокентий (Ястребов), Пимен (Пегов), Стефан (Знамировский), епископы Варсонофий (Лузин), Гавриил (Абалымов), Леонтий (Вимпфен), Николай (Ипатов), Феодор (Поздеевский).

http://pravicon.com/info-2020

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове. Добавить фотографии «Собор в селе Покровском. 1852 год». Рисунок выполнен А.А. Мартыновым (архитектором, археологом, реставратором, москововедом) для издания И.М. Снегирева «Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества» Елена Григорьева 1 июня 1852 Карта и ближайшие объекты Добавить статью Храм возведен царем Михаилом Федоровичем Романовым по обету и в благодарность за спасение Москвы от польско-литовских захватчиков в праздник Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября 1618 года. Каменный храм – один из Дворцовых соборов - является памятником русской воинской славы, свидетельства окончания смуты и начала возрождения Отечества. Первоначальный деревянный храм через восемь лет был заменен каменным, освященным 29 октября 1626 года. С того же времени существуют приделы Царевича Димитрия и преподобного Сергия Радонежского. Храм был дворцовым, с 1761 года стал приходским. Храм имеет подклеть, была открыта ходовая паперть на арках. В 1787 году построена нынешняя колокольня вместо прежней звонницы, открытые паперти обращены в закрытые трапезные для приделов, заложены нижние арки под папертью. При храме была образована епархиальная община сестер милосердия. При общине был детский приют, аптека, амбулатория, дом призрения для престарелых, фельдшерские курсы и школа шелководства. Московская Владычине-Покровская епархиальная община сестер милосердия у Покровского моста была учреждена в 1869 году игуменией Серпуховского Владычина монастыря Митрофанией (в миру – баронесса Прасковья Григорьевна фон Розен). Покровительницей общины была Императрица. С декабря 1907 года Настоятельницей Покровской общины была игумения Ювеналия (Марджанова), будущая схимонахиня Фамарь. В 1934 году храм был закрыт, разграблен, кладбище при храме разорено, высокая каменная ограда с воротами разрушена. Здание храма передали Метрострою под электромонтажные мастерские. Одно время использовалось под жилые помещения. В 1961-1962 годах была проведена реставрация храма под руководством архитектора А.Оха с приспособлением здания храма под репетиционные помещения Государственной республиканской академической хоровой капеллы имени А.А. Юрлова.

http://sobory.ru/article/?object=02191

Православие в Грузии никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия» Вот такой была жизнь в Грузии в советское время. Православие здесь никогда не затухало. В России было больше активных богоборцев, таких, которые с закрытыми глазами исполняли то, что им приказывала «родная партия». А в Грузии их было меньше, и всегда всё балансировало, руководствовуясь Православием. - Вы упомянули имя блистательной актрисы Верико Анджапаридзе, которая запомнилась многим своей кратчайшей, но пронзительной ролью в фильме Тенгиза Абуладзе «Покаяние» и словами: «Зачем нужна дорога, которая не ведёт к храму?» Еще раньше мы с вами говорили про гениального грузинского танцовщика Вахтанга Чабукиани. И восхищались ими. Но ведь мы знаем, что святые Иоанн Златоуст, Иоанн Кронштадтский весьма нелицеприятно отзывались о лицедеях. Как лично вы относитесь к театру? - Я не совсем согласен, когда сегодня, как это бывало в старину, актёров называют «комедиантами». Потому что в театре можно набраться глупостей и извращений, а можно научиться многому хорошему, если самому к этому стремиться. Поэтому, когда я работал в театре имени Грибоедова, и к нам приезжали большие актёры (например, Гоголева из Москвы , она играла в спектакле «Деревья умирают стоя»), я старался поближе с ними познакомиться. Вот приведу вам случай, о котором мне рассказывал Святейший. Он в своё время был келейником у своего дяди-игумена, когда тот ослеп и удалился в монастырь. Как-то к нему пришли двое артистов: Абашидзе и Абашидзе, один из княжеского рода, другой из крестьян. Один руководил театром музыкальной комедии в Тбилиси, другой ставил спектакли в доме Марджанова (тогда это был частный дом Зубалова, который сдавался под театр). И им не хватало денег заплатить за аренду, вот они и пошли по миру собрать копеечку. Дошли до Шио-Мгвимского монастыря, это богатый, основанный в VI веке монастырь. «И я, - рассказывал мне Святейший, - дяде доложил, что приехали артисты, хотят встретиться с ним. Он их позвал. Они представились, и он спрашивает: " Зачем пожаловали? " - " Вот, так и так, мы делаем то-то и то-то, и у нас нет возможности... " . А я дяде пояснил: " Князь ставит то, что я вам сегодня читал - пьесу Южина-Сумбаташвили «Измена», классическое произведение " . - " Правда? " Он взял звоночек и позвонил. Заходит послушник. - " Позовите эконома, принесите чек " . - " Ра периа? Какого цвета? " - " Розовый " . А до этого актеры посещали мцхетского князя, и тот им предложил: " Кто из вас перепрыгнет через этот стол, я тому что-нибудь дам " . Крестьянин перепрыгнул, ударился головой, но получил пять рублей золотыми. А князю игумен Шио-Мгвимского монастыря протянул розовый чек на 25 тысяч золотом, когда узнал, что он ставит!»

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Имеется в виду Серафимо-Знаменский женский скит (Подольский уезд, Московская губерния), устроен в 1912 г. настоятельницей московской Покровской общины игуменией Ювеналией (Марджановой). Закрыт в 1924 г. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 258–258 об. Подлинник. Рукопись. Там же, л. 290–291. Подлинник. Рукопись Анастасий (Грибановский; 1873–1965 гг.), см. о нем примечание 11 к вводной статье. Василий (Преображенский; 1854–1915 гг.), см. о нем примечание 12 к вводной статье. Константин Петрович Зверев (1845–1912 гг.), протоиерей, с 1890 г. настоятель Александро-Сергиевской церкви в доме московского генерал-губернатора, духовник великой княгини Елизаветы Федоровны, с 1905 г. настоятель Петропавловской церкви Малого Николаевского дворца в Московском Кремле. Служил в храме-усыпальнице великого князя Сергея Александровича в московском Чудовом монастыре. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6781, л. 349–349 об. Подлинник. Рукопись. Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926 гг.), известный русский художник. Автор картин на исторические, религиозные и сказочные сюжеты. Один из основоположников русского модерна. Автор памятного креста на месте гибели великого князя Сергея Александровича. ГА РФ, ф. 63, 1909 г., д. 1862, л. 152–153. Подлинник. Рукопись Орловский Введенский монастырь, основан в 1685 г. на левом берегу реки Орел, на месте древнего Афанасьевского погоста. В 1844 г. избрано новое место – за городом Орлом при приходской Христо-Рождественской церкви, в 1848 г. состоялось официальное открытие монастыря. В 1923 г. закрыт, перестроен под рабочий городок железнодорожников, соборный храм снесен. В 1993 началось восстановление монастыря. В этот день (27 августа 1913 г.) отмечалось празднование 800-летия со времени мученической кончины сщмч. Кукши. См. также: Паломничество великой княгини Елизаветы Федоровны в Орловскую и Калужскую губернии в 1899–1916 гг. Нижний Новгород, 2012. С. 67–102. ГА РФ, ф. 63, оп. 44, д. 6782, л. 217–218 об. Подлинник. Рукопись. Макарий (Невский; 1835–1926 гг.), 12 февраля 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского, с 1891 г. епископ Томский и Семипалатинский, с 1906 г. архиепископ; с 1912 г. митрополит Московский и Коломенский. После февраля 1917 г. жил под Москвой в Николо-Угрешском монастыре.

http://sedmitza.ru/lib/text/6074373/

Представитель Цепркви отметил, что Синод заслушал рапорты председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерея Максима Козлова  и митрополита Луганского и Алчевского Пантелеимона об учреждении Межъепархиального центра подготовки церковных специалистов Луганской епархии . «Синод постановил преобразовать Луганский богословский университет в Межъепархиальный центр подготовки церковных специалистов Луганской епархии, а Сретенской духовной академии члены Синода поручили заключить с Луганской епархией договор о сотрудничестве и поддержке в организации образовательного процесса, в том числе с использованием системы дистанционного обучения», — добавил В.Р. Легойда. В ходе заседания Синода был заслушан рапорт председателя Синодальной богослужебной комиссии   митрополита Тверского и Кашинского Амвросия о представлении на утверждение Священного Синода богослужебных текстов. «Синод постановил утвердить чин благословения высшего учебного заведения (с поправками, представленными членами Священного Синода), а также тропарь, кондак и молитву Собору святых Биробиджанской епархии », — сообщил представитель Церкви. В заключение В.Р. Легойда отметил, что члены Синода заслушали рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия  о включении имени преподобноисповедницы Фамари (Марджановой) в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской и постановили включить ее имя в таковой поименный список. Ранее председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ  рассказал о ряде важных кадровых решений , принятых на состоявшемся сегодня заседании Синода.  Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ /Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/6066558.ht...

Борисоглебский Аносин монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Борисоглебский Аносин женский монастырь (Аносина пустынь) — действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км от города Дедовска. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. При монастыре действует гостиница. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года. В монастыре проживают 25 монахинь и работают около 60 трудников. При монастыре прошли последние месяцы жизни русского поэта и исполнителя Владимира Волкова. Содержание История [ править править код ] Матушка-основательница В 1821 году при церкви в подмосковном сельце Аносино была открыта богадельня, преобразованная вскоре в женское общежитие, а затем, 1823 году, в монастырь. Устав для общежития был составлен лично святителем Филаретом (Дроздовым). Княгиня Евдокия Мещерская стала первой настоятельницей Аносина монастыря – игуменией Евгенией. Основательница обители Женская Оптина В 1928 году монастырь подвергся разорению. Как и насельницы других российских обителей, многие аносинские сестры претерпели аресты, ссылки, изгнания. Две из них прославлены в сонме новомучеников и исповедников Российских: преподобномученица Дария (Зайцева), расстрелянная на полигоне Бутово под Москвой – память 1/14 марта, и преподобномученица Татиана (Фомичева), принявшая смерть в заключении – память 20 ноября/3 декабря. Лихолетье После революции Аносин-Борисоглебский монастырь существовал еще десять лет. В 1923 году, уже при большевиках, он отметил свое столетие. Его последняя перед закрытием игумения Алипия (1875–1942; в миру Мелания Петровна Таишева, духовная дочь схиигумении Фамари (Марджановой), в схиме – Евгения), приняв обитель в цветущем состоянии, всеми силами старалась сохранять монастырский дух и уклад жизни на прежнем высоком уровне.

http://azbyka.ru/palomnik/Борисоглебский...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010