Будущий святитель Мардарий (Ускокович) (1889 - 1935), первый сербский епископ в США и Канаде, провел в России более 10 лет в самый канун революционных событий, принесшие Церкви трагические и невиданные по своим масштабам испытания. Уникальность личности молодого сербского иеромонаха, уроженца Черногории, была в том, что в годы учебы и служения в России он общался с очень большим кругом общественных и церковных деятелей от Волыни и Кишинева до Киева и Санкт-Петербурга. Как яркая и незаурядная личность он был принят в различных дома и кругах, много общался с архиереями и другими представителями русского духовенства. При этом он был всегда полон пламенной любви к Русской Церкви, России, ее духовности, истории и культуре, с которыми в буквальном смысле слова сроднился.    Иеромонах Мардарий (Ускокович)      Он достаточно рано начал писать и говорить о различных проблемах общества и жизни Церкви. Возможно, что его оценки и поступки были не лишены некоторой горячности и носили несколько наивный, но, в тоже время абсолютно искренний характер. В молодом служителе Церкви рано открылся талант проповедника, который был по достоинству оценен именно российской паствой. В России у будущего святителя вышло несколько сборников и брошюр, сам он был участником Поместного Собора 1917-1918 гг. Как человек глубоко погруженный в церковную жизнь и лично знакомый с ней изнутри, будущий владыка с болью писал о некоторых явлениях. Интересно, что свое видение состояния русского духовенства, оценки отношений епископата и священства молодой иеромонах не раз высказывал в личных беседах с выдающимися иерархами и пастырями Церкви в России. Многие из них относились к его оценкам со вниманием и интересом, кто-то соглашался, а кто-то не соглашался не столько с его выводами, сколько с предложениями шагов по изменению ситуации, как их видел молодой иеромонах из далекой Черногории. Тем не менее воспоминания и описания будущего святителя представляют собой особую ценность, в первую очередь потому, что характеризуют немаловажные аспекты жизни Российской Церкви накануне тяжелых испытаний, постигших ее после революции, и заставляют задуматься нас над тем, какие уроки и примеры мы можем извлечь из трагического опыта русского духовенства более чем столетней давности.

http://pravoslavie.ru/155145.html

В Америке обретены мощи сербского святого Москва, 12 мая 2017 г.      Мощи Святого Мардария (Ускоковича) обретены в основанном им монастыре Святого Саввы в Либертвилле в штате Иллинойс (США), сообщает Правмир. 4 мая епископ Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Сербской Православной Церкви Лонгин совершил Божественную литургию в монастыре святого Саввы в рамках подготовки к обретению мощей. В ходе эксгумации священнослужители столкнулись с трудностью. Оказалось, что гроб с мощами святого Мардария находился в цементном склепе. Когда открыли гроб, обнаружили, что тело святого Мардария хорошо сохранилось. Кости ног были золотисто-желтого цвета. Руки святого держали крест. Ясно были видны его кожа, ногти и волосы. Святые мощи преподобного были вынуты из гроба и размещены на двух скрижалях, которые были подготовлены для осмотра. Все облачения и одежда были аккуратно удалены, чтобы не потревожить останки. После того, как все покровы были сняты, выяснилось, что святые мощи, от колена вверх, были целы, хотя и очень хрупкие. Волосы на голове и борода выглядели так, как будто он только что преставился. Были видны брови и ресницы его закрытых глаз. Кроме того, были целы уши. После удаления пыли с тела, святые мощи промыли теплой водой и белым вином, а также обработали маслом. После омовения и помазания, мощи были завернуты в хлопок и лен и убраны во временный металлический гроб до прославления святого Мардария в июле 2017 года. Епископ Сербской православной церкви Мардарий (1989 - 1935) был управляющим сербскими приходами в США. Монастырь святого Саввы строился в период великой депрессии конца 20-х – начала 30-х годов ХХ века. Скончался Мардарий 12 декабря 1935 года в Америке. Был похоронен 18 декабря в монастыре. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви, состоявшимся с 14 по 29 мая 2015 года, причислен к лику святых. День памяти святителя Мардария (Ускоковича) определено праздновать 12 декабря. 12 мая 2017 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/103414.html

Наконец; следует упомянуть о Всероссийском Попечительстве о пленных славянах. Попечительство по мере возможности и в зависимости от своих средств посылало особых уполномоченных для оказания пленным славянам в местах их водворения благотворительной помощи и для просветительных с ними бесед. Выяснилось, что пленные славяне совершенно лишены были сведений о поводах и условиях войны. В конце мая 1915 года председатель Совета Попечительства 178 обратился за разрешением послать для последней цели – в качестве хорошо осведомленного и авторитетного лица – состоявшего студентом третьего курса петроградской Духовной Академии черногорского иеромонаха сингела Мардария Ускоковича. Святейшим Синодом ходатайство это было удовлетворено, и иеромонаху Мардарию выдано было особое удостоверение для представления в потребных случаях преосвященным тех епархий, в коих он будет посещать пленных славян 179 . 9. Распоряжения и действия Святейшего Синода в заботах о православных и русских заграницей. Галичина: наши задачи и исторические предуказания; Комитет для издания полемических листков об унии; поручение духовного смотрения за православными архиепископу Евлогию; устройство православных церковных дел – благочинные с Благочинническими Советами, обеспечение принципов, церковные школы, манявский скит; вызов священников из западных и южных епархий; командирование профессора П. Н. Жуковича; церковные сборы в пользу разоренного населения и церквей; снабжение церквей и причтов антиминсами и книгами; командирование С. Г. Рункевича во Львов; ход дела воссоединения униатов в Галичине и оставление ее русскими войсками. – Иерусалимская Миссия: изгнание из Иерусалима и рассеяние по разным местам; помощь Святейшего Синода; две старицы. – Афон: недостаток продовольствия; ссуда; выезд в Россию; вопрос о призыве к воинской повинности. – Урмийская Миссия: нападение курдов и бедствия военного разорения; заботы и меры Святейшего Синода; выезд Миссии в Россию и возвращение; епископ супурганский Илия; второе большое бегство урмийских Христиан и возвращение на свои места. – Западная Европа и Америка. – Помощь Сербии: письмо митрополита Димитрия и воззвание Святейшего Синода о пожертвованиях в пользу сербов. – Письмо архиепископа Синайской Горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В 1917 году по благословению святителя Николая Сербского (Велимировича) началась миссия святого Мардария в США, где ему поручили строить первый на американском континенте храм Сербской Православной Церкви. Во время Великой депрессии денег на строительство не было, однако, доверяя Богу, святой Мардарий не сдавался. Он был истощен, голодал, тяжело болел, но не переставал искать помощь, нередко подвергаясь клевете и нападкам. Сам носил кирпичи на стройке. Упокоился святой Мардарий (Ускокович) в 1935 году в возрасте 46 лет, прежде выполнив благословение и построив храм в честь святого Саввы Сербского в американском городе Либертивилль. В 2015 году святой Мардарий был канонизирован. В 2017-м обретены его нетленные мощи. Плоть кожа и волосы сохранилась, видны даже брови и ресницы, в руках святой держит крест. Нетленные мощи находятся в храме, возведенном трудами святого Мардария, сегодня в этом месте действующий монастырь святого Саввы Сербского . Представляете, какая сила Святого Духа! Дом святого Мардария на родине отца в деревне Корнет стоял недалеко от нашего, и мы с младшей сестрой часто там играли. Как будто что-то тянуло в детстве к этой старой полуразрушенной постройке. Наверное, там мы уже потихонечку чем-то наполнялись, готовясь к монашескому пути… «Люди повернулись к Богу» Начало моей учебы в медицинской школе совпало с самым тяжелым периодом для Югославии. С 1993 по 1997 год на почве религиозной и национальной розни в стране шла война. Сербия и Черногория были еще вместе, остальные республики кроваво отделялись. Практика в больнице была непростой. Из Герцеговины привозили пострадавших, медперсонала не хватало. Если тебе дается выбор, ты можешь сказать: «Я не хочу», а здесь Бог ставил в такие рамки, когда ты чему-то мог научиться. Экономика в стране была слабой. Электричество ежедневно отключали. Утром я проходила практику в больнице, потом шла на занятия, вечером дома надо учить уроки, а света нет. Папа без работы. Дети учились кто в университете, кто в школе. Еды было мало, но мама никогда не теряла бодрости. Некрещеная, она как будто читала старца Фаддея (Витовницкого) , который говорил: « Каковы твои мысли, такова и твоя жизнь ». И Господь действительно всегда что-то давал.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви Мардарий (Ускокович), еп. Американо-Канадский Сербской Православной Церкви 5 нояб. 1913 г. по ходатайствам серб. общин был созван самочинный Митровдановский церковно-народный собор в Чикаго под председательством новоназначенного руководителя Сербской миссии прот. Савы Войводича (1913-1917), учредивший «Сербскую Православную Церковь в Северной Америке» в юрисдикции СПЦ с кафедрой в Чикаго, поделенную на 3 округа под управлением епископа или архиерейского наместника, поставляемых в Белграде. Глава СПЦ митр. Сербский Димитрий (Павлович) ответил, что благословит решения собора лишь в случае упразднения юрисдикции РПЦ в Америке. В 1915 г. серб. приходы посетил иером. Николай (Велимирович) с проповедями «Будущее Югославии» и «Религия будущего в Югославии». В связи с сепаратистскими стремлениями серб. приходов РПЦ 18 июня 1916 г. вышел Указ Святейшего Синода РПЦ 7601) архиеп. Алеутскому и Североамериканскому Евдокиму (Мещерскому) созвать под председательством архиеп. Алеутского конгресс серб. священников в Америке; ввести в состав Североамериканского епархиального управления одного из серб. священников по рекомендации приходов; периодические издания на серб. языке, выходящие на территории Америки, подвергать цензуре. 18 окт. 1916 г. архиеп. Евдокимом (Мещерским) был созван конгресс серб. священников в Чикаго, на к-ром присутствовало 14 священников из 19. Сербская духовная миссия была поделена на 4 округа во главе с протопресвитерами: Восточный (прот. Йован Крайнович), Средний (прот. Филип Среданович), Первый (прот. Сава Войводич) и Второй (прот. Димитрий Митрович) Западные, объединившие 30 приходов в Америке и 1 в Канаде (5 приходов решением конгресса были упразднены). В 1917 г. Святейший Синод РПЦ назначил руководителем Сербской миссии синкелла Мардария II (Ускоковича) . По сообщению еп. Шумадийского Саввы, еп. Канадский Александр (Немоловский) , управлявший Североамериканской епархией РПЦ в связи с отсутствием архиеп.

http://pravenc.ru/text/114442.html

Мощи епископа Сербской православной церкви обретены в основанном им монастыре в США 12 мая. ПРАВМИР. Мощи Святого Мардария (Ускоковича) обретены в основанном им монастыре Святого Саввы в Либертвилле в штате Иллинойс (США). Мощи обретены по благословению преосвященнейшего епископа Новограчаницкой и Среднезападноамериканской епархии Лонгина. 4 мая епископ Лонгин совершил Божественную литургию в монастыре святого Саввы в рамках подготовки к обретению мощей. В ходе эксгумации священнослужители столкнулись с трудностью. Оказалось, что гроб с мощами святого Мардария находился в цементном склепе. Когда на следующий открыли гроб, обнаружили, что тело святого Мардария хорошо сохранилось. Кости ног были золотисто-желтого цвета. Руки святого держали крест. Ясно были видны его кожа, ногти и волосы. Святые мощи преподобного были вынуты из гроба и размещены на двух скрижалях, которые были подготовлены для осмотра. Все облачения и одежда были аккуратно удалены, чтобы не потревожить останки. После того, как все покровы были сняты, выяснилось, что святые мощи, от колена вверх, были целы, хотя и очень хрупкие. Волосы на голове и борода выглядели так, как будто он только что преставился. Были видны брови и ресницы его закрытых глаз. Кроме того, были целы уши. После удаления пыли с тела, святые мощи промыли теплой водой и белым вином, а также обработали маслом. После омовения и помазания, мощи были завернуты в хлопок и лен и убраны во временный металлический гроб до прославления святого Мардария в июле 2017 года. Епископ Сербской православной церкви Мардарий (1989 – 1935) был управляющим сербскими приходами в США. Монастырь святого Саввы строился в период великой депрессии конца 20-х — начала 30-х годов ХХ века. Скончался Мардарий 12 декабря 1935 года в Америке. Был похоронен 18 декабря в монастыре. Архиерейским Собором Сербской Православной Церкви, состоявшимся с 14 по 29 мая 2015 года, причислен к лику святых. День памяти святителя Мардария (Ускоковича) определено праздновать 12 декабря.

http://pravmir.ru/obretenyi-netlennyie-m...

приходами и священниками; платить викарию и диакону из государственных средств; согласовать спорные вопросы с высшими церковными инстанциями РПЦ. Делегатом от Собора был избран еп. Охридский Николай (Велимирович). О решениях Собора был извещен глава Русской Православной Церкви за границей митр. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) , находившийся в то время в Сербии, к-рый должен был уведомить об этом архиеп. Алеутского и Североамериканского Александра (Немоловского). Назначение епископа затянулось на 4 года, т. к. решения Собора получили отрицательный отзыв Мин-ва по делам религий Сербии, к-рое средств не выделило, в связи с чем приходы Америки фактически оставались без архипастырского окормления. Настоятели серб. общин неоднократно ходатайствовали перед священноначалием СПЦ о возведении администратора Сербской миссии архим. Мардария в сан епископа на кафедру А.-К. е., мотивируя свою просьбу тем, что за годы своего служения архим. Мардарий организовал жизнь Сербской Православной Церкви в Америке, объединил серб. колонии и разрозненные приходы, открыл епархиальную консисторию, начал выпускать газ. «Српска Црква», основал св. Саввы мон-рь в Либертивилле , ставший церковно-адм. центром епархии. 5 дек. 1925 г. Архиерейским Собором СПЦ в Сремски-Карловци на американскую кафедру единогласно был избран архим. Мардарий (Ускокович), администратор СПЦ в Америке. 25 апр. 1926 г. в Соборной ц. Белграда Патриархом Димитрием (Павловичем) архим. Мардарий был рукоположен во еп. Американо-Канадского. 29-30 мая 1927 г. в Чикаго, в мон-ре св. Саввы, состоялся 1-й Великий серб. народный Собор под председательством еп. Мардария, где было принято решение об учреждении временного епархиального совета из 23 членов, созываемого епископом каждые 4 месяца, и образовании епархиального фонда для финансирования епископа, совета и серб. школ. На 1-м Церковно-народном соборе, состоявшемся под председательством еп. Мардария 1 сент. 1927 г., присутствовали по 3 делегата от каждого прихода, по 5 делегатов от союзов «Србобран-Слога», «Слобода» и «Cpбaдuja» и по одному представителю от серб.

http://pravenc.ru/text/114442.html

В годы Второй Балканской (1912-1913) и Первой мировой войн (1914-1918) служил капелланом в Сербской армии. Последние годы жизни провел на покое в Жичском монастыре, где преставился 30 ноября 1940 года. 29 мая 2015 года решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви причислен к лику святых. День памяти 17/30 ноября. 5 сентября 2015 года в Альгамбре (США, штат Калифорния) Святейший Патриарх Сербский Ириней возглавил торжества по случаю прославления святителя Мардария и преподобного Севастиана. В торжествах принял участие управляющий Патриаршими приходами в США епископ Наро-Фоминский Иоанн. ПОСТАНОВИЛИ: 1. С благодарением Господу принять известие о прославлении в лике святых епископа Мардария (Ускоковича) и архимандрита Севастиана (Дабовича). 2. Включить имя святителя Мардария в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 29 ноября/12 декабря. 3. Включить имя преподобного Севастиана Джексонского в месяцеслов Русской Православной Церкви с определением празднования его памяти 17/30 ноября.   ЖУРНАЛ 84 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о поездках в Грецию, Ливан, на Кипр, в Турцию, Италию и Великобританию. Справка: По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 24 августа 2017 года председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион посетил XXXVIII форум «Встреча за мир между народами» в г. Римини (Италия), ежегодно организуемый католической ассоциацией мирян «Общение и освобождение», и выступил с докладом на тему «Роль Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. в возрождении Русской Православной Церкви». 4 сентября митрополит Волоколамский Иларион посетил Афины, где встретился с Блаженнейшим Архиепископом Афинским и всей Эллады Иеронимом. Обсуждались вопросы укрепления двусторонних отношений между Русской и Элладской Православными Церквами. С 5 по 8 сентября на острове Лерос (Греция) прошло заседание Координационного комитета Смешанной комиссии по богословскому диалогу между Православной Церковью и Римско-Католической Церковью, в котором принял участие митрополит Волоколамский Иларион. По результатам работы Координационный комитет сформулировал две новые темы православно-католического богословского диалога: «На пути к единству в вере: богословские и канонические вопросы» и «Соборность и примат во II тысячелетии и в наше время». Смешанные редакционные комиссии должны подготовить проекты двух документов к следующему заседанию Координационного комитета, намеченного на конец 2018 года. В связи с принципиальной позицией представителя Русской Православной Церкви решено, что в обоих документах будет затронута тема унии, до сих пор остающаяся болезненной для православно-католических отношений.

http://patriarchia.ru/db/text/5028352.ht...

Приближаясь к митрополиту, мы все чувствовали какой-то магнетизм, но, остановившись, растерялись. Владыка Амфилохий поцеловал меня в голову и сказал: «Ты будешь монахом». Я тогда спросила у мамы: «Кто такой монах ?» Она ответила: «Это человек, который делает добрые дела». Когда я выбирала профессию, сестра сказала, что монах это врач, и я пошла в медицину. После встречи с митрополитом моя жизнь начала меняться. Я брала ключ от старинного храма в нашей деревне, заходила туда и оставалась одна. Казалось, прошло пять минут, а это был час, два, три… Помню образы Спасителя , святого Петра Цетинского , который очень любил Россию, но я тогда ни к кому не обращалась, просто стояла в тишине храма. Родственники беспокоились, а я чувствовала себя под защитой, хотя была еще некрещеная. Святой Мардарий (Ускокович) Митрополит Амфилохий приезжал в деревню неслучайно. Владыка хотел познакомиться с родственниками епископа Сербской Православной Церкви Мардария (Ускоковича) , которого пять лет назад причислили к лику святых. Святой Мардарий наш близкий родственник, родной брат дедушки. В старинной церкви, где произошла неожиданная встреча, были крещены и святой Мардарий, и наш родной дедушка, и отец. В семье не знали о судьбе Ивана (так звали святого Мардария до пострига). Было известно лишь то, что он стал монахом, долгое время нес послушание в России и США. В Югославии при коммунистах говорить о родственнике, который жил в царской России и США, было небезопасно, и все молчали. Митрополит Амфилохий рассказал нам о святом Мардарии (Ускоковиче). Иван с раннего детства мечтал стать монахом и в 11 лет убежал из дома в храм. Его вернули, но в 16 он уже стал насельником сербского монастыря Студеница . Через три месяца послушничества состоялся постриг. Много лет святой Мардарий провел в России, был вхож в императорский дом, общался с  преподобномученицей Елисаветой , святым Евгением Боткиным , священномучеником Серафимом (Чичаговым) . В России он стал иеромонахом. Прекрасные беседы и проповеди святого Мардария были широко известны, а доход от книги «Тихий уголок Христа» пошел в помощь бездомным.

http://azbyka.ru/way/pravoslavie-nash-ob...

Была проанализирована общая ситуация в епархиях Сербской Православной Церкви в Западной Европе, Америке и Австралии. В связи с этим было принято решение о переносе кафедры Восточно-Американской епархии из Уоррена (Нью-Джерси) в Парк-Хиллз (Йонкерс, Нью-Йорк). Также было принято решение о создании при Священном Синоде Сербской Церкви Отдела по поддержанию святости брака и семьи, Отдела по биоэтике и Отдела по мониторингу деятельности еретических организаций, сект и неканонических группировок. Собор поддержал строительство Мемориального центра в Старом Саймиште как мемориала сербских жертв в 20-м веке, а также жертв среди евреев, цыган и всех других народов, которые вместе с сербским народом разделили его горькую участь в этом трагическом веке. Собор рассмотрел вопрос о церковно-правовом (каноническом) статусе православных капелланов в армии Сербии. Утверждено решение о том, что епархия Рашки и Призрена, кроме своей исторической кафедры в Призрене, может по практическим соображениям также устроить административный центр в древнем Расе (Новый Пазар). Архиерейский Собор признал, как это уже было озвучено ранее, что земные останки сербского и всемирного гения Николы Теслы не могут находиться среди экспонатов музея - " этот факт является уникальным прецедентом и позором вселенского масштаба " . Иерархи сочли, что наиболее подобающее место для них - в склепе в храме Святого Саввы в Белграде или, в качестве альтернативы, их захоронение может быть совершено перед собором. Участники собора с одобрением заслушали отчет о недавнем обретении мощей святого епископа Мардария (Ускоковича) Либертвильского, которые найдены в состоянии нетления, что Собор счел признаком несомненной святости подвижника. В связи с этим было принято предложение 14 и 15 июля этого года в Либертвилле официально отметить столетие со дня его прибытия святителя Мардария в Америку. Собор с удовлетворением воспринял сообщение о ходе реконструкции храма Святого Саввы в Нью-Йорке, который недавно пострадал от большого пожара. Участники Собора также с одобрением отметили, что духовенство и верующие Сербской Православной Церкви за отчетный период очень много поработали над сбором средств для благотворительных целей и для облегчения участи пострадавшего от кризиса населения.

http://drevo-info.ru/news/22356.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010