Приснопамятна учебная деятельность греческого братства в Венеции. По образцу училищ его устроены были греками школы в городах: Иоаннине, Дельвине, Афинах, Мецове, Трикке, Лариссе, Турнаве, Солуни, Адрианополе и на острове Патмосе; и в эти школы учители поступали нередко из Венеции. VI. В этом умном и богатом городе явились типографии тотчас после изобретения книгопечатания Гуттенбергом. В 1484 году там напечатаны были Еротимата Эммануила Хрисолора. Известны всем ученым венецианские типографы: Аид, Занетти, Пасхали, Каллиграф, Совиис, Леонгин, Иунта, Спинелли, Саликат, Сульон, Де-Полонии, Мортали, Альбрици, Герарди, Пинелли, Варвони, Затта, Питтери и Антоний Бортоли, которые снабжали Европу разными печатными книгами. Но кроме этих общеизвестных типографов, в Венеции были книгопечатники из греков для одних греков. О них-то предлагается особое сказание. В 1486 году первый типограф был Лаоник, критянин. Он издал известную Ватрахомиомахию. В том же году Александр Георгиу из Хандака, что на острове Крите, сделал второе издание Псалтири. Это – седьмая греческая книга, обнародованная по изобретении книгопечатания. С 1499 года по 1509-й Захария Каллиерги, критянин, многоученый, с помощью богатого покровителя его Николая Власта, издал: Большой этимологикон, Симплиция о десяти категориях Аристротеля, лечебник Галена, схолии Аммония касательно пяти гласных букв и Часослов в первый раз. В шестнадцатом веке печатали книги больше церковные: Андрей Кунади Палеопатрский с 1522г. по 1565г., Николай Софиянос, керкиреець, издавший только один Часослов в 1545г., Варфоломей из Иоаннины, 1548г., и Мануил Маргуний, критянин, открывший свою типографию в приходе св.Антония di Castello и издержавший почти все свое небольшое состояние на печатание весьма многих книг (1551–1568гг.). Пожар истребил его типографию. Напечатанные в этом веке церковные книги венецианскими типографами я видел в Белемендском монастыре на Ливане, близ тамошнего города Триполя, именно: Триодь Постную 1522г., Минею ноябрьскую 1527г., Минею декабрьскую 1528г., Минею январскую 1551г., Минею февральскую 1552г.; Минеи мартовскую, апрельскую, майскую, июньскую, июльскую, августовскую 1558 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В последующие годы, примерно до сер. 80-х гг. XIV в., император использовал К. на дипломатической работе. В 1381 г. умерла сестра К.- последняя из остававшихся в живых его близких родственников. После того как К. в 1382-1383 гг. поддержал антитур. действия Мануила, сына Иоанна V, пользовавшегося независимостью в Фессалонике, которая в 1387 г. пала под натиском турок, К. попал в немилость двора. В последние 10 лет жизни он смог наконец осуществить свои планы о поездке в Европу. В 1389-1390 гг. вместе с Мануилом Хрисолором К. едет в Венецию. 20 янв. 1391 г. К. становится почетным гражданином этого города (текст привилегии: Loenertz R.-J. Démétrius Cydonès, citoyen de Venise//EO. 1938. Vol. 37. P. 125-126; переизд.: Loenertz. 1960. P. 452-453). Поездка в Рим, однако, не состоялась из-за путешествия на Кипр Калофера, друга К., на поддержку которого он рассчитывал. Весной 1391 г., несколько недель спустя после смерти Иоанна V, К. возвращается в К-поль. Новый император Мануил II Палеолог, отбывший в М. Азию на военную кампанию 1391-1392 гг. и написавший за это время 5 писем К. (14, 16, 19-21), по всей видимости, не одобрял богословские взгляды своего бывш. учителя, но относился к нему с большим уважением, ценя его научные познания, лит. талант и политический опыт. Последние годы, проведенные в К-поле, К. при помощи юного ученика Мануила Калеки (ИАБ, 6. 1913-1920) посвятил разбору своего лит. наследия, вторично отобрав 320 писем, заслуживающих публикации (1-е изд. их было осуществлено в 1372-1373), и произведя в них нек-рые исправления и стилистические улучшения (подробнее: Hatlie. 1996. P. 81 sqq.). Др. молодым человеком, находившимся в тесном контакте с К. в эти годы, был доминиканский мон. Максим Хрисоверг (PLP, N 31123). Из письма Георгия Гемиста Плифона к Виссариону Никейскому следует, что Плифон во время пребывания в К-поле имел контакты с К., благодаря чему мог изучать сочинения Фомы Аквинского в переводе К. ( Demetracopoulos J. Georgios Gennadios II - Scholarios " Florilegium Thomisticum: His Early Abridgment of Various Chapters and Quæstiones of Thomas Aquinas " Summae and His anti-Plethonism//RThPhM.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Bd. 5. Bern, 1952. О развитии церковно-исторических и богословских исследований см.: Beck. Kirche. S. 7–23. Научный интерес к Византии вырос из изучения классической древности. Путь к греческой древности вел через Византию, поскольку Византия сохранила античное наследие и была для людей Запада единственным источником, который мог утолить появившуюся в эпоху Возрождения жажду греческой культуры. Когда началось собирание греческих рукописей, исследование и издание классической литературы, неизбежно последовало обращение к Византии, и именно византийцы, такие как Мануил Хрисолора, Иоанн Аргиропул, Виссарион и др., положили начало греческой филологии на Западе. Впрочем, Византия поначалу заслуживала внимания только как хранилище культурных богатств античности: интерес к самой «схизматической» Византии был мал. Однако распространение знания греческого языка, частые поездки к местам древней византийской культуры и изучение классической литературы через посредство византийских авторов подготовили почву для исследования Византии. Это происходило тем быстрее из-за того, что собственная ценность византийской культуры еще не была признана, не было возможности провести четкую границу между античными и византийскими авторами, и потому наряду с классическими писателями часто издавались и византийские. Первым, кто стал находить удовольствие в самой византийской истории и признал ее самостоятельную ценность, был ученик Меланх-тона Иероним Вольф (1516–1580). Работая в Аугсбурге библиотекарем и секретарем семьи Фуггеров, он занимался византийскими авторами не менее интенсивно, чем классическими, и при поддержке Антона Фуггера издал хронику Иоанна Зонары, «Историю» Никиты Хониата и часть «Истории» Никифора Григоры. Вольф первым усмотрел в византийской истории особую историческую область и первым стал вынашивать мысль о создании «Корпуса византийской истории» (Corpus byzantinae historiae). Пример Вольфа нашел подражателей. Новый исследовательский дух гуманизма подстегивался политическими и церковными интересами: борьбой с турками, стремлением к унии в католических кругах и симпатиями к враждебной Риму Византии в протестантских. В разных местах и исходя из разных побудительных мотивов западноевропейские гуманисты конца XVI и начала XVII в. приступали к изучению византийских исторических и правовых источников. Главные заслуги в этой работе принадлежат в Германии – ученикам Вольфа Вильгельму Гольцману, или Ксиландеру (Wilhelm Holzmann, Xylander), Давиду Хёшелю (Hoeschel) и крупному историку права Иоганну Леунклавию (Leunclavius), во Франции – ученым иезуитам, прежде всего Дени Пето (Petau, Petavius), в Голландии – Бонавентуре Вулканию (Vulcanius) и в особенности Иоганну Меурсию (Meursius), в Италии – грекам-униатам Николаю Алеманну (Alemannus) и Льву Алляцию (Allatius).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

26 сентября 1371 г. при Черномене турки разбили ополчение сербского деспота Ивана Углеша. Османская держава набирала силу, и наконец весной 1373 г. Иоанн V признал себя вассалом султана Мурада I. Титул «автократор ромеев» отныне стал фикцией даже юридически – какой же самодержец дает вассальную присягу чужеземцу! Василевсу пришлось теперь вместе со своим войском принимать участие в походах султана. В Малой Азии под властью империи оставались лишь отдельные города, которые турки по мере надобности захватывали. С 1376 по 1379 г. Иоанн V, свергнутый сыном (см. «Андроник IV”), томился в заключении. 15 июня 1389 г. в кровавой битве на Косовом поле погибло войско сербского князя Лазаря. Перед боем серб Милош Обилич под видом перебежчика проник в ставку султана и зарезал Мурада I. Однако христиан это не спасло – сражение возглавил и выиграл наследник турецкого престола, ставший в тот день султаном – Баязид I. Новый повелитель османов был талантливым воином и носил прозвище Йиллырдым – Молниеносный. Баязид вообще перестал церемониться с ромеями, и в 1390 г. наследник трона Юстиниана и Василия Болгаробойцы Мануил Палеолог вынужден был вместе с султаном штурмовать последний византийский город в Малой Азии – Филадельфию. В конце 1390 г. император приказал возвести у Золотых ворот столицы новые укрепления, употребив на них мрамор обветшавших церквей города. По окончании работ Баязид, грозя войной, потребовал их срыть. Палеолог подчинился распоряжению сюзерена, но не вынес такого унижения и, по свидетельству историков, от нервного потрясения умер 16 февраля 1391 г. При Иоанне V начал свою деятельность в Мистре неоплатоник Георгий Гемист Плифон (ум. в 1452), последний крупный философ Византии. С него и дипломата Мануила Хрисолора, отправившегося в начале 90-х гг. XIV столетия на Запад, началась активная передача туда сокровищ греческой философской мысли. Андроник IV Палеолог, Иоанн VII Палеолог Андроник IV Палеолог (1348 – 1385, имп. в 1376 – 1379) До 1371 г. Андроник, старший сын Иоанна V (род. 11 апреля 1348 г.), считался наследником престола. После истории с отказом Андроника выплатить венецианцам деньги за отца обиженный император лишил его прав на трон и передал их второму сыну Мануилу. В 1373 г., когда Иоанн V находился вместе со своим сюзереном Мурадом I в Малой Азии, Андроник и сын султана, Санджи, сговорились и подняли мятежи против отцов. Мурад подавил восстание, своего сына он ослепил и посоветовал сделать то же самое с Андроником и его сыном (будущим императором Иоанном VII). Однако Иоанн V не последовал такому совету (Палеологи всегда старались не быть жестокими по отношению к родственникам) и, рискуя навлечь на себя гнев султана, распорядился произвести ослепление не до конца (когда раскаленный металлический прут – орудие казни – держали перед глазами ослепляемого непродолжительное время, зрение ухудшалось, но совсем не исчезало). Андроник потерял один глаз, а вскоре бежал из заключения и укрылся в Галате.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из семи его стихотворений светского характера три посвящены императорам: два Иоанну Ватацу Дуке (благодарственное и утешительное) и одно Феодору II Ласкарису. В жизни Никифора Влеммида произошло одно немаловажное для него как просветителя событие, характерное и для культурного движения того времени: он совершил путешествие во Фракию, Македонию, Фессалию, на Афон с целью приобрести различные книги, или, в случае невозможности приобрести, сделать из них выдержки. Путешествие Никифора свидетельствует еще об одном новом явлении, характеризующем человека эпохи Возрождения: о расширении его географического кругозора посредством личных впечатлений. Любовь к путешествиям в дальние страны особенно усиливается в последующие века. Так, Андрей Либаден (XIV в.) путешествовал по странам ближнего Востока, Канан Ласкарис (XV в.) побывал в Германии, Швеции, Норвегии, Ливонии и даже на острове Исландия; о своем путешествии и тот и другой оставили заметки. Наиболее тесными были контакты восточных культурных и политических деятелей с западными: Мануил Хрисолор (XV в.) преподавал в университете во Флоренции, в Павии, посетил Англию, Германию, Францию и, возможно, Испанию. Из других деятелей Никейской империи, кроме упомянутых ранее историков Никиты Акомината и Георгия Акрополита, следует назвать императора Феодора II Ласкариса, посвятившего себя главным образом философским занятиям, особенно изучению Аристотеля, и братьев Иоанна и Николая Месаритов; последний оставил нам рассказ о переговорах Никеи с Римом по вопросу о соединении церквей, описание не сохранившейся до нового времени церкви святых Апостолов в Константинополе и надгробную речь брату Иоанну. Среди придворных поэтов Никейской империи выделяется имя хартофилака Николая Ириника; нам известно только одно его стихотворение (около 120 стихов), написанное политическим стихом по случаю бракосочетания императора Uoahha III Дука Ватаца с дочерью императора Священной Римской империи и короля Сицилии Фридриха II Гогенштауфена Анной (около 1244 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. П. был женат 3 раза. В 1414 (по др. сведениям, в 1411) г. женился на кнж. Анне Васильевне (1393 - авг. 1417), дочери вел. кн. Московского Василия I Димитриевича . Анна умерла через 3 года от чумы. 19 янв. 1421 г. в храме Св. Софии И. П. венчался с Софией, дочерью Теодора II Палеолога, маркиза Монферратского, союзника Византии в Италии. Однако, по сообщению историка Дуки, И. П. оставил супругу в 1426 г., вскоре после вступления на престол. София вернулась в Монферрат, жила в монастыре, умерла 21 авг. 1434 г. В 3-й брак И. П. вступил в сент. 1427 г. с царевной Марией Комниной, дочерью трапезундского имп. Алексея IV Василия Великого Комнина . Мария умерла 17 дек. 1439 г. в К-поле от чумы. Детей ни в одном браке не было. Иконография Сохранился ряд изображений И. П. Наиболее раннее - на миниатюре из греч. рукописи «Ареопагитик» (Louvre. MR 416. Fol. 2r. К-поль, между 1403 и 1405), преподнесенной монахиням аббатства Сен-Дени визант. богословом Мануилом Хрисолором в память о посещении обители имп. Мануилом II. На миниатюре изображена имп. семья (Мануил II, его супруга Елена и трое сыновей: И. П., Феодор и Андроник) под покровительством Богородицы с Младенцем Христом, показанными вверху листа. Изображение И. П. есть на т. н. Большом саккосе митр. Фотия (ГММК ОП), изготовленном в 1414-1417 гг. в Византии,- И. П. представлен с 1-й супругой Анной, оба в богатых одеяниях, с золотыми нимбами. Неск. портретов И. П. связано с его пребыванием в Италии и с участием в Ферраро-Флорентийском Соборе. Наиболее известны медаль в честь И. П., выполненная Антонио Пизанелло, и предварительные наброски к ней (Лувр, Париж; очевидно, под влиянием медали Пьеро делла Франческа написал профильное изображение имп. Константина на фреске «Победа Константина над Максенцием» в ц. Сан-Франческо в Ареццо, между 1452 и 1459). Веронский живописец Джованни Бадиле, воспользовавшись в качестве моделей медалями Пизанелло, изобразил И. П. и маркиза Феррарского Лионелло д " Эсте на фреске ц. Санта-Мария делла Скала (1443). В связи с еще неск. произведениями существуют легенды о том, что на них представлены И. П. и др. исторические лица, принимавшие участие в Ферраро-Флорентийском Соборе. Среди этих произведений - тондо с «Поклонением волхвов» (Гос. музеи Берлина, Берлин-Далем), написанное в 1438-1439 гг. Доменико Венециано, и фреска Беноццо Гоццоли «Шествие волхвов» в капелле в Палаццо Медичи-Риккарди на Виа Ларга во Флоренции, 1459-1461 гг. Однако некоторые историки искусства (В. Н. Гращенков) отрицают документальную достоверность этих изображений.

http://pravenc.ru/text/469766.html

В июле 1413 г. для обсуждения созыва Собора и подготовки предварительной встречи с королем Иоанн XXIII отправил к кор. Сигизмунду I, находившемуся на севере Италии, специальное посольство (письмо кор. Сигизмунду I от 21 июля 1413: см. ACConstanc. Bd. 1. S. 237-239. N 42; папские инструкции послам: Palack ý . 1869. P. 513-514. N 56). Посольство возглавляли кардиналы Франческо Забарелла (1360-1417) и Антуан де Шаллан (ок. 1350-1418); в состав посольства был также включен дипломат и ученый-гуманист греч. происхождения Мануил Хрисолор (ок. 1355-1415). Переговоры кардиналов с королем проходили в Виджу близ оз. Комо с 13 по 31 окт. 1413 г.; сохранились приветственные речи кардиналов, содержащие пышные схоластические и риторические восхваления деятельности короля (текст см.: ACConstanc. Bd. 2. S. 171-182). Хотя первоначально Иоанн XXIII предполагал провести Собор в Риме или Болонье, кор. Сигизмунд I, понимая, что др. претенденты на Папский престол откажутся посылать представителей на Собор, проходящий в подчиненном Иоанну XXIII городе в Папской области, настоял, чтобы местом соборных заседаний был назначен нейтральный Констанц, имевший статус свободного имперского города (freie Reichsstadt). В ходе переговоров была согласована дата начала Собора - 1 нояб. 1414 г. (итоговый протокол переговоров см.: Palack ý . 1869. P. 515-518. N 57; ср. также: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 49-58). В кон. нояб. 1413 г. Иоанн XXIII по приглашению кор. Сигизмунда I отправился из Болоньи, где располагалась в это время папская курия, в Лоди, где собрались для переговоров представители основных участников союза, направленного против кор. Владислава I. Кор. Сигизмунд I и Иоанн XXIII впервые встретились 30 нояб. 1413 г. в Пьяченце; 2 дек. состоялся их совместный торжественный въезд в Лоди. Подтвердив достигнутые в ходе переговоров короля с кардиналами договоренности, 9 дек. 1413 г. Иоанн XXIII буллой «Ad pacem et exaltationem» официально объявил о созыве К. С. Большую часть буллы занимает изложение истории попыток созвать вселенский Собор католич. Церкви со времени Пизанского Собора 1409 г. В заключительной части документа Иоанн XXIII приказывал всем представителям епископата и высшего духовенства католич. Церкви принять участие в К. С. и предлагал всем христ. князьям Европы прибыть на Собор лично или направить полномочных послов. При этом в булле не назывались темы и вопросы, обсуждение к-рых планировалось на К. С.; Иоанн XXIII ограничился общими словами, что буд. Собор призван послужить «миру и возвышению Церкви, а также успокоению всего христианского народа» (текст см.: Mansi. T. 27. Col. 537-538; ср.: Brandm ü ller. 1999. Bd. 1. S. 64).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Плифона нельзя назвать христианином; тем более что он сам противопоставлялся христианским понятиям, часто говоря о Боге как Зевсе и о «богах» во множественном числе. Но его книга «Законы», в которой он излагает свои богословские взгляды, никогда не была известна широкой аудитории; его современники по большей части не понимали, насколько он стал иноверцем. Если бы он остался в Константинополе, то, несомненно, вызвал бы меры против себя. Однако в Мистре он имел возможность руководить своей Платоновской академией без препятствий, и там у него учились многие благочестивые молодые ученые. Когда он отправился на Флорентийский собор, многие из его коллег-делегатов уверяли, что были потрясены его обращением. Последователь Аристотеля Георгий Трапезундский обвинял его в проповеди абсолютно новой языческой религии. Сам он не одобрял собор, который казался ему торговлей по духовным вопросам для сохранения материальных выгод. Похоже, что в спорах он не сочувствовал ни той, ни другой стороне, хотя немного склонялся к восточной точке зрения. В Италии он, однако, пользовался исключительным успехом. Мануил Хрисолор, который был одним из его учеников, уже успешно читал лекции по Платону во Флоренции. Приезд же самого Учителя и его собственные лекции произвели глубокое впечатление на слушателей. Именно в его честь Козимо ди Медичи основал во Флоренции Платоновскую академию. Он был действительно настоящим основателем изучения Платона на Западе. Через несколько лет он умер и был похоронен в одной церкви в Мистре, а итальянский наемник Сигизмондо Малатеста, который был в Мистре по временным делам, перенес его останки в одну церковь в Римини, где они находятся по сей день. 181 В Византии его ожидала другая судьба. Вскоре после его смерти и после падения Константинополя деспот Морей Димитрий обнаружил рукопись «Законов» и послал ее в Константинополь Георгию Схоларию, который теперь стал патриархом. Георгий, который был его учеником и другом, прочел ее с великим восхищением и ужасом и, вероятно, приказал сжечь ее. Если учитывать время, когда у греков мало что осталось, кроме их веры, мы не можем вменить ему это в вину. В результате сохранились только фрагменты этого сочинения, которые были опубликованы в другом месте. По ним вполне можно судить о степени того ужаса, который охватил патриарха. Мы не можем сказать, какие другие беззакония содержались на тех страницах, которые погибли. 182

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

принял постриг, посвятив себя преподаванию и наукам. Как полагают, школа находилась в монастыре Хора. Большое внимание в ней уделялось математическим дисциплинам, которым обучал Мануил Вриенний, риторике (Иоанн Глика), географии и медицине. Никифор Григора преподавал предметы квадривиума. В 1328 г. после опалы Феодора Метохита школа была закрыта. Курс высшего образования можно было получить в школе Феодора Иртакина (начало XIV в.), Мануила Мосхопула и др. Императорская высшая школа после судебной реформы Андроника III (13281341) находилась под надзором одного из четырёх вселенских судей – Георгия Схолария, смененного после Флорентийского собора Иоанном Аргиропулом. В начале XY в. императорскую высшую школу возглавил Георгий Куртесис. Медицине обучали в специальных школах при больницах. Возобновление в столице духовного образования было связано с деятельностью патриарха Германа. В 1266 г. вновь была открыта патриаршая школа. С середины XIV в. ее возглавил автор «Астрономического трехкнижия» Феодор Мелитениот, в начале XV в. Иосиф Вриенний , которого сменил Никифор Каллист Ксанфопул. Последним главой патриаршей школы был Матфей Камариот, преподававший в ней и после крушения Византии в 1453 г. С конца XIII в. высшее образование распространилось в провинции (Фессалоника, Мистра, Трапезунд и др.), где преподавали ученые, прошедшие курс наук в Константинополе (Иоанн Педиасим в Фессалонике, Константин Лукит в Трапезунде и др.). С конца XIV в. в Константинополь стали приезжать итальянцы для изучения греческого языка и литературы (школа Мануила Хрисолора). Экзегеза (греч. exegese – толкование) как объяснение не совсем понятного текста впервые была разработана Геродотом, Платоном, Аристотелем, софистами. С появлением филологических школ в Александрии, Антиохии, Пергаме в эпоху эллинизма возникла литературная форма комментариев к сочинениям в области медицины, римского права и других научных дисциплин. Сложными построениями и нарочитой возвышенностью отличались толкования Библии у ранневизантийских богословов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2002. Vol. 69. N 1. P. 117-171; здесь: P. 168. Not. 82). Судя по письму 410, в 1390 г. К. был уже больным стариком, жившим в затворе, страдавшим от болезней, которые не позволяли ему ходить и спать, и ожидавшим каждый день смерти. В нач. осени 1396 г. К. покидает К-поль вместе с Маниулом Хрисолором и направляется в Венецию. Причиной отъезда были не только победа Баязида при Никополе и давнее желание К. уехать в Италию, но и религиозные мотивы - новое преследование антипаламитов ( Loenertz. 1950. P. 22). По предположению Т. Ганку ( Ganchou Th. Autour de Jean VII: luttes dynastiques, interventions étrangères et résistance orthodoxe à Byzance (1373-1409)//Coloniser au Moyen Âge/Éd. M. Balard, A. Ducellier. P., 1995. P. 367-385, здесь: P. 375 sqq.; Ganchou. 2002. P. 440), данная мера была принята православной партией в качестве очередного внутреннего «противоядия» внешней политике, чтобы не допустить усиления латинофронов. Весной-летом 1396 г. были организованы показательные процессы против Константина Асаня, который после доноса в синод произнес в февр.-марте 1396 г. исповедание веры с отвержением ереси Варлаама и Акиндина (RegPatr, N 3021. P. 284-285), и против ученика К. Мануила Калеки, который не согласился прочитать исповедание веры в требуемом виде и, попросив отсрочки, более не явился на синод и эмигрировал, в результате чего был отлучен от Церкви (Ibid., N 3022. P. 285). По-видимому, в связи с делом Мануила Калеки в июле 1397 г. от иером. Иоасафа было потребовано письменное осуждение антипаламитских ересей (Ibid., N 3056. P. 318). Т. о., К., как и Мануил Калека, предпочел изгнание отречению от своих убеждений и веры. О том, что К. был вынужден отправиться в Италию вследствие гонений, свидетельствует Маниул Калека в своих письмах, расценивая пребывание своего учителя за границей как изгнание (Ep. 38// Loenertz. 1950. P. 221. 3-25; Ep. 46//Ibid. P. 232. 30-31) в связи с преследованиями антипаламитов (Ep. 17//Ibid. P. 190. 9-10; Ep. 21//Ibid. P. 195-196). Лат. архиеп. Иоанн III в соч. «Libellus de notitia orbis», написанном в 1404 г., повествуя об обычае греков предавать анафеме в первую неделю Великого поста латинян и всех христиан, обратившихся в католичество, говорит, что среди последних «был один ученый (doctor), бывший у них чем-то вроде второго Златоуста, который, вместе со многими обратившись в католическую веру, изучил латинский язык, т. е. грамматику, и перевел книги против язычников св. Фомы. В конце концов он сам и все его последователи, публично анафематствованные и изгнанные и прибывшие в Италию, много пострадали ради веры» ( Kern A. Der «Libellus de notitia orbis» Johannes " III. (de Galonifontibus?), O. P., Erzbischofs von Sulthanyeh//AFP. 1938. Vol. 8. P. 82-123, здесь: P. 101; цит.: Loenertz. 1950. P. 55).

http://pravenc.ru/text/1684325.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010