После захвата Крита (1645) его певч. традиции были перенесены беженцами на Ионические о-ва (к-рые оставались под господством Венеции до конца существования республики в 1797, избежав тур. владычества) и способствовали формированию нового певч. стиля, к-рый был назван местными жителями «критской музыкой». Этот стиль в определенном виде сохранился на Закинфе, еще недавно подобные песнопения можно было услышать также на Керкире (Корфу). Для него характерны импровизированная 3- или 4-голосная гармонизация мелодии, в к-рой основными являются 2 верхних голоса, идущие параллельно в терцию, а также особая версия осмогласия. Тем не менее нельзя утверждать, что полифоническая практика была перенесена с Крита вместе с мелодиями. Подобную практику можно найти и на др. Ионическом о-ве - Кефалинии, но здесь местные певч. традиции не старше XIX в. и лишь опосредованно связаны с «критской музыкой». Ирмологий Баласиса. Начало пасхального канона. XVIII в. (Athen. Bibl. Nat. 934. Fol. 19v - 20) Ирмологий Баласиса. Начало пасхального канона. XVIII в. (Athen. Bibl. Nat. 934. Fol. 19v - 20) В районах тур. владычества 1-й период расцвета церковного пения наблюдался в сер. XVII - нач. XVIII в. Наиболее известные мелурги этого времени - Хрисаф Новый (назван так в отличие от Мануила Хрисафа , жившего в XV в.), Герман , митр. Нов. Патр, свящ. Баласис и Петр Берекет . В сборники было включено много новых сочинений, увеличилось количество рукописей; Анастасиматарий Хрисафа, Стихирари Хрисафа и Германа и Ирмологий Баласиса становятся образцами для подражания. Изредка в этот период прибегают к такому изложению песнопений, при к-ром существующая запись подвергается «разводу» бóльшим количеством знаков. Этот феномен называется экзегезисом (ξγησις букв.- истолкование). Песнопения из более древнего репертуара, подвергшиеся «истолкованию», представляли собой расширенные версии, более мелизматически развитые, чем их оригинальные формы. Эти версии воспринимались как интерпретации (ξηγσεις) древних, выполненные совр.

http://pravenc.ru/text/166461.html

«Божество познается сначала, как το θειον вообще, открывается человеку, как творческая сила, в многоразличных явлениях мира» (ibid, стр. 37). По сравнению с этим именем еврейское Иегова означает Бога откровения, Бога в истории, Бога завета или союза с еврейским избранным народом» (ibid, стр. 32). В первоначальном своем значении слова Иегова дает идею Существа Вечного и неизменного (ibid,, стр. 29), исторически же «Иегова» означает Личного Бога, Который избирает Себе в удел семью Авраама, разросшуюся потом в народ еврейский, освобождает ее из рабства египетского и дает ей в обитание землю. Безусловный монотеизм еврейской религии сам собою указывает на отсутствие в ней всякого натурализма. Божество, по учению Библии, не сила, сокрытая в природе, тем более не сила видимая; она и не душа мира, все собою оживляющая и все в себя возвращающая. Те же человекообразные выражения о Боге, которые встречаются на первых страницах Библии особенно часто («Бог сказал, Бог увидел, Бог раскаялся») нисколько не противоречат идее духовности существа Божия и служат лишь обычною формой мышления народа с развитым воображением и притом в период своего детского возраста. Об этой почти непреодолимой потребности человека в антропоморфировании своих понятий о Боге прекрасно выразился философ Якоби: «Бог теоморфировал человека, то есть создал его по Своему образу; поэтому и человек антропоморфирует Бога, то есть представляет Его человекообразно». Но существо Бога вечного ( Быт.21:33 ) остается недоступным человеческому разумению и видимый чувственно Бог представляется все видящим (Бытия глава 16, стих 14). «Уже по одному этому еврейский антропоморфизм не имеет ничего общего с греческим антропоморфизмом, изображающим жизнь олимпийцев и их дома..., среди человекообразных представлений Божиих свойств мы, однако и в эту древнейшую эпоху жизни человечества, не встречаем βρις – мести богов людям, зависти, которая составляет одно из основных свойств этих человекообразных божеств (Еп. Хрисаф. Р. др. м. т.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/apo...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 5 дней Афанасий Парийский (1722-1813)      Афанасий Парийский (1722-1813)   Его память 24 июня   (Афанасий Парийский Житие этого старца написано на портале Исихазм.ру по материалам, собранным на Афоне, часть сведений переведена с Ватопедского Синаксаря на портале Афон . Публикуется впервые)   Важно заметить, что  Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им.   Прп. Афанасий родился в селе Костос на острове Парос в 1721 году. Родители его были зажиточными крестьянами и имели еще троих детей. В 1745 он поступил в знаменитую Евангельскую школу города Смирны, и учился там шесть лет... Это была  уникальная школа, где в то время преподавал известный учитель Иерофей Дендринос с Иакинфа и менее известный Хрисаф Какравиас. Там Афанасий от всей души полюбил богословие и духовное делание. В 1751-м году Афанасий Парийский приехал на Афон и поступил в богословскую школу Афониаду. Это теперь Афониада только начинает разбираться, как учить детей. А тогда это была великая школа, где преподавал Евгений Вулгарис, а учился в одном классе с Афанасием - прп. Космьа Этолийский. Обучение в этой школе тоже продолжалось шесть лет. В то время Афониада располагалась недалеко от монастыря Ватопед. В 1758-м году Афанасий становится управляющим богословской школой Елиномусиу в Салониках. Затем переезжает на Корфу, а в 1767-м году возвращается в Салоники, где еще три года управляет богословской школой Елиномусиу. В 1770-м году вспыхивает восстание, Афанасий Парийский бежит на Афон в монастырь Ивирон и управляет Афониадой с 1771 по 1776 год. В это время его рукополагает в иерейский сан свт. Макарий Коринфский. Начинается смущение на Афоне, вызванное движение колливадов и клеветами на них..

http://isihazm.ru/?id=384&sid=23&iid=710

Сохранились следующие распевы пасапноариев визант. мелургов: Иоанна Кукузеля на 1-й глас (Konstamon. 86. Fol. 127, 128), Ксена Корониса на 4-й плагальный глас (Doch. 324. Fol. 60v, 1686 г.), Мануила Газиса на 4-й плагальный глас (Pantel. 1045. Fol. 17v, кон. XV - нач. XVI в.; Xeropot. 273. Fol. 54v, 57, 2-я пол. XVI в.). В Анфологии нач. XVII в. помещено «Всякое дыхание» Иоанна Кукузеля на 1-й и 4-й плагальный гласы с указанием «глаголется на всенощных» (Doch. 357. Fol. 121v), однако без уточнения, для какой части утрени. Согласно ремарке в Анфологии-Анастасиматарии 2-й пол. XVI в. (Xeropot. 280. Fol. 13), пасапноарий Мануила Газиса на 4-й плагальный глас должен был исполняться в праздники и бдения. В XVII-XIX вв. свои версии пасапноариев создавали Хрисаф Новый на 1, 4 и 1-й плагальный гласы (Xen. 128. Fol. 93, 1671 г., автограф; Doch. 407. Fol. 288, сер. XVIII в.), Баласис на 4-й глас (Pantel. 919. Fol. 76), Косма Македонец на 1-й глас (Pantel. 919. Fol. 74, 1687 г., автограф), протопсалт Иаков на 1-й и 4-й гласы (Doch. 341. Fol. 146, 1822 г.), лампадарий Григорий на 2-й глас (σντομα - Doch. 340. Fol. 179v, ок. 1818 г.) и др. Как предназначенные для воскресных дней, праздников и В. б. надписаны произведения протопсалта Иоанна Трапезундского на гласы 1, 2, 4-й и βαρς и Петра Пелопоннесского на 2-й и 4-й плагальные гласы (Doch. 1239. Fol. 335, 361, сер. XIX в.). Воскресные припевы по Пс 50 распевались, как правило, на 2-й глас (Doch. 407. Fol. 292; Doch. 386. Fol. 124, сер. XVII в.; Doch. 338. Fol. 98, 1767 г.) или на 2-й плагальный глас (Athen. Acad. Sider. 7. Fol. 97-98, ок. 1650 г.). Известны авторские распевы на 2-й глас Баласиса (Xeropot. 307. Fol. 206, 1767 и 1770 гг.) и Петра Пелопоннесского (Xeropot. 299. Fol. 45, ок. 1810 г.) и др. «Помилуй мя, Боже» могли также петь на глас βαρς (распев Хурмузия - Doch. 1238. P. 36 (паг. 2), сер. XIX в.). Нотировались и аналогичные песнопения периода Великого поста - «Покаяния отверзи ми двери», напр., Петра Пелопоннесского, лампадария Григория (Doch.

http://pravenc.ru/text/155522.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ РЕДЕСТСКИЙ [греч. Γεργιος Ραιδεστινς] (1-я пол. XVII в.), греч. мелург. Происходил из г. Родосто (ныне Текирдаг, Турция, см. Редест ). Ученик еп. Мелхиседека Редестского. Лампадарий (ок. 1616 - ок. 1629), а затем протопсалт (ок. 1629-1638) Великой ц. в К-поле. Как известно из рукописной традиции (Ivir. 970, 1686 г.- ркп. иером. Космы Македонца ; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг., и др.), учеником Г. Р. был протопсалт Хрисаф Новый . Г. Р., вероятно, составил мелос пападического стиля для стихир воскресных служб Октоиха (см., напр., Анастасиматарий - Xeropot. 259, сер. XVII в.), служб периодов Великого поста и Пятидесятницы (Триодь-Пентикостарий - Xeropot. 284, сер. XVII в.), Господских и Богородичных праздников и памятей особо чтимых святых (Анфологион Стихираря - Xeropot. 322, 1685 г.). Из воскресных стихир с его именем сохранились варианты догматиков 1-го, 4-го гласов, 1-го и 4-го плагальных гласов (Athen. Merlier. 2, 1658 г.). Данному этапу развития греч. мелоса соответствует особая разновидность нотации - «украшенная» (καλλωπιστικν εδος - см., напр., Стихирарь - Karakal. 220, сер. XVII в.), по мнению Г. Статиса , появившаяся в XVII в. незадолго до Хрисафа Нового и, по-видимому, изобретенная Г. Р. (см.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 7, 48-49, 161; Τ. 3. Σ. 424). Из авторских версий Г. Р. в рукописях часто встречаются большие пасапноарии (стихи перед чтением Евангелия на утрене; Пс 148. 1, 2; 150. 1) на гласы 3-й, 2-й плагальный и βαρς (Ivir. 970; Ivir. 949, кон. XVII - нач. XVIII в.; Athen. Merlier. 12, 1730-1750 гг.; Ivir. 987, после 1731 г.; БАН. РАИК. 42, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 132, посл. треть XVIII в.; 711, кон. XVIII в.; Lesb. Leim. 8, кон. XVIII в., и др.). Версии пасапноариев на 2-й и 4-й плагальные гласы были впосл. украшены Германом , митр. Нов. Патр (Ivir. 951, 2-я пол. XVII в.- автограф; РНБ. Греч. 237, посл. четв. XVII в.; Xeropot. 317, нач. XVIII в.; Doch. 332, 1760 и 1764 гг.; Cutl. 446, 1757 г.).

http://pravenc.ru/text/164425.html

В монографиях он показывает, как в калофоническом пении происходил рост личного творческого начала при создании песнопений, виртуозности в их исполнении, а также как ослабевало действие традиционных принципов построения мелодии. В исследовании о поздневизантийском Трисвятом и херувимских, включающем исторический анализ развития и богослужебного употребления этих песнопений, К. проанализировал более 20 распевов Трисвятого и более 30 распевов херувимской песни и заменяющих их песнопений, выполнил транскрипции нескольких произведений наиболее значительных мелургов калофонического периода - прп. Иоанна Кукузеля , Иоанна Клады , Мануила Хрисафа . Книга К. о поздневизант. и слав. причастнах (под славянскими К. имеет в виду песнопения из древнерус. Кондакарей , а также произведения румын. и серб. мелургов, созданные в визант. традиции) - комплексное исследование более 100 песнопений этого жанра, структурированное по богослужебному календарю и по гласам. На основе сравнительного анализа песнопений из Асматиконов XII-XIII вв. и из Аколуфий позднепалеологовского периода К. делает вывод, что причастны рассматриваемого периода являются «прямыми наследниками» стиля песнопений из более раннего Асматикона и даже содержат реликты «древнего общинного псалмового тона» - мелодии, которая, по мнению автора, может восходить к поздней античности. К. также подготовил публикацию и перевод музыкально-теоретического трактата Мануила Хрисафа по автографу 1458 г. (Ath. Ivir. 1120) с комментариями, включающими анализ интерпретации Хрисафом мелодических тесисов (устойчивых мелодических формул, из к-рых состоит визант. мелос) и фтор (модуляционных знаков визант. нотации). К. показал, что Хрисаф использовал в трактате риторические модели и выражения позднеантичных муз. теоретиков и грамматиков. Соч.: Byzantine Trisagia and Cheroubika of the 14th and 15th Септ.: A Study of Late Byzantine Liturgical Chant: Diss. Oxf., 1972. Thessal., 1974; Music for the Evening Office on Whit Sunday//CIEB, 15. Actes.

http://pravenc.ru/text/1841948.html

    Фантин чудотворец, 24 июля.     Фантин муч., солунский, 6 сент.     Фанурий муч., 1500 г., 27 авг.     Феврония, дочь царя Ираклия, 28 окт.     Федим, еп. амасийский, 3 в. без числа.     Федр муч., 29 нояб.     Феликс еп. с Ианнуарием и Септимином, 16 апр.     Феликс пресвитер с Евсевием диаконом, 19 окт.     Филадельф муч. с Поликарпом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт.     Филадедьф, муч. 2 сент.     Филеорт муч., 31 авг.     Филикс трибун, 24 мая.     Филикс священномуч., 30 авг.     Филик с Ипполитом, 30 янв.     Филик, 31 мая. Филик с Леонтием ипатиком, 7 окт.     Филимон еп., 24 янв.     Филимон, еп. газский, 14 февр.     Филимон св. отец, 19 мар.     Филимон муч. с Домником, 21 мар.     Филимон муч. с другими, 6 июля.     Филимон еп. с Фортунианом, 27 сент.     Филимон, 10 нояб. и 11 дек.     Филиппик пр., 24 янв.     Филипп муч., 2 сент.     Филипп, отец Евгении, 24 дек.     Филонид еп. курийский, в Кипре, 17 и 30 июня.     Филон, еп. калпасийский, 24 янв.     Филофей пр., 21 окт.     Филофей, 16 апр.     Филофей пр., 5 дек.     Филофея пр. из Афин 1589 г., 19 февр.     Филофея из Моливота, 28 мая.     Фидофея дев. и муч., 7 дек.     Филумен с Христофором, 24 нояб.     Фирмилиан, архиеп. кесар., 28 окт.     Фирм мечем, 1 июня.     Фист трибун с Мелетием, 24 мая.     Флавиан, патр. антиох., 27 сент.     Флор, 19 окт.     Фока муч., 2 авг.     Фока, муч. с Ермилом мечем, 18 дек.     Фока пр., без числа.     Фортуниан с Филимоном и Гаианою, 27 сент.     Фотин трибун с Мелетием, 24 мая.     Фотий, патр. константиноп., 6 февр.     Фотий муч. с Архелаем и Кириллом, 4 мар.     Фот пр., 6 июня.     Фронтина, 14 мар.     Фуртиниан муч., 16 апр. и 30 авг.     Хараламп с Евсевием муч., 31 мая.     Хариса муч., 28 янв.     Харисий с Агапием и Никифором, 1 мар.     Харитон св. отец, 15 янв.     Харитон муч. 3 сент.     Харитон, 6 сент.     Харитон, монах в Тивериополя, 28 нояб.     Хира муч., 26 сент.     Хрисанф. муч. во Фракии, 20 авг.     Хрисафий или Хрисаф с Валерием, 25 окт.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Афанасий Паросский, прп. Описания иконы Афанасий Паросский, прп. - житие Афанасий Парийский (1722-1813) Его память 24 июня (Афанасий Парийский Житие этого старца написано на портале Исихазм.ру по материалам, собранным на Афоне, часть сведений переведена с Ватопедского Синаксаря на портале Афон. Публикуется впервые) Важно заметить, что Афанасий Парийский (1722-1813), самый активный и ревностный последователь Движения Колливадов и потому пострадавший больше других...Сейчас, двести лет спустя, когда первые лица коливадского движения - Макарий Коринфский, Никодим Святогорец, Афанасий Парийский - оказались прославленными в лике святых, это прозвище звучит как похвала им. Прп. Афанасий родился в селе Костос на острове Парос в 1721 году. Родители его были зажиточными крестьянами и имели еще троих детей. В 1745 он поступил в знаменитую Евангельскую школу города Смирны, и учился там шесть лет... Это была уникальная школа, где в то время преподавал известный учитель Иерофей Дендринос с Иакинфа и менее известный Хрисаф Какравиас. Там Афанасий от в[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет.

http://pravicon.com/icon-1300

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ митр. Ираклийский, греч. мелург (кон. XVI - нач. XVII в.). Управлял епархией в 1591-1600 гг. Известен прежде всего как автор «сокращенной» (σμικρυνθν) и «украшенной» (καλλωπσθη) версии херувимской на глас βαρς Мануила Хрисафа (сер. XV в.). Это произведение Д. часто встречается в подборках херувимских по гласам в рукописях сер. XVII - кон. XVIII в.: Lesb. Leim. 258. Fol. 58-59, 1620-1650 гг.; 459. Fol. 249v - 250, ок. 1700 г.; 238. Fol. 272v - 273v, ок. 1700 г.; 8. Fol. 166v, кон. XVIII в.; Ath. Xeropot. 389. Fol. 137, кон. XVII - нач. XVIII в.; 317. Fol. 179v, нач. XVIII в.; 380. Fol. 291v - 304, 1759 г.; 307. Fol. 311v - 316, 1767-1770 гг.; Ath. Doch. 332. Fol. 208v - 217, 1760 г.; 337. Fol. 181v, 1764 г.; Ath. Xen. 158. Fol. 127-149v, нач. XVIII в.; Ath. Pantel. 965. Fol. 56, сер. XVII в.; 901. Fol. 30v - 33v, 1734 г.; Ath. Gregor. 5. Fol. 144v - 169, кон. XVII в.; Ath. Cutl. 406. Fol. 285v -313v, 1-я пол. XVIII в.; 446. Fol. 198, 1757 г.; Ath. Iver. 951. Fol. 76v - 79, 2-я пол. XVII в.; 961. Fol. 116, кон. XVII в.; 987. Fol. 345v, после 1731 г.; Ydra. Iliou. 597. Fol. 256v, кон. XVII в.; БАН. РАИК. 42. Л. 416, сер. XVIII в.; РНБ. Греч. 130. Л. 315, нач. XVIII в.; 132. Л. 334 об., посл. треть XVIII в.; 711. Л. 200, XVIII в. Др. произведение Д.- калофонический стих полиелея «Молнии в дождь сотвори» на 1-й глас - впосл. включил в свой полиелей Хрисаф Новый (2-я пол. XVII в.; Ath. Iver. 1010. Fol. 161v, 1755 г.; Χαλδαικης. 2003. Σ. 450-451). Лит.: Χατζηϒιακουμς. Χειρϒραφα Τουρκοκρατας. Σ. 294; Στθης. Χειρϒραφα; Χαλδαικης Α. Ο πολυελος στν βυζαντην κα μεταβυζαντην μελοποια. Αθναι, 2003. Σ. 450, 451; idem. Τ χειρϒραφα βυζαντινς μουσικς Νησιωτικ Ελλς. Αθναι, 2005. Τ. 1 Υδρα. Σ. 95. Э. П. М. Рубрики: Ключевые слова: АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/178365.html

Феликс пресвитер с Евсевием диаконом, 19 окт. Филадельф муч. с Поликарпом, 8 февр., 8 мар. и 25 окт. Филадедьф , муч. 2 сент. Филеорт муч., 31 авг. Филикс трибун, 24 мая. Филикс священномуч., 30 авг. Филик с Ипполитом, 30 янв. Филик , 31 мая. Филик с Леонтием ипатиком, 7 окт. Филимон еп., 24 янв. Филимон , еп. газский, 14 февр. Филимон св. отец, 19 мар. Филимон муч. с Домником, 21 мар. Филимон муч. с другими, 6 июля. Филимон еп. с Фортунианом, 27 сент. Филимон , 10 нояб. и 11 дек. Филиппик пр., 24 янв. Филипп муч., 2 сент. Филипп , отец Евгении, 24 дек. Филонид еп. курийский, в Кипре, 17 и 30 июня. Филон , еп. калпасийский, 24 янв. Филофей пр., 21 окт. Филофей , 16 апр. Филофей пр., 5 дек. Филофея пр. из Афин 1589 г., 19 февр. Филофея из Моливота, 28 мая. Фидофея дев. и муч., 7 дек. Филумен с Христофором, 24 нояб. Фирмилиан , архиеп. кесар., 28 окт. Фирм мечем, 1 июня. Фист трибун с Мелетием, 24 мая. Флавиан , патр. антиох., 27 сент. Флор , 19 окт. Фока муч., 2 авг. Фока , муч. с Ермилом мечем, 18 дек. Фока пр., без числа. Фортуниан с Филимоном и Гаианою, 27 сент. Фотин трибун с Мелетием, 24 мая. Фотий , патр. константиноп., 6 февр. Фотий муч. с Архелаем и Кириллом, 4 мар. Фот пр., 6 июня. Фронтина , 14 мар. Фуртиниан муч., 16 апр. и 30 авг. Хараламп с Евсевием муч., 31 мая. Хариса муч., 28 янв. Харисий с Агапием и Никифором, 1 мар. Харитон св. отец, 15 янв. Харитон муч. 3 сент. Харитон , 6 сент. Харитон , монах в Тивериополя, 28 нояб. Хира муч., 26 сент. Хрисанф . муч. во Фракии, 20 авг. Хрисафий или Хрисаф с Валерием, 25 окт. Хрисанф муч., с Евфимиею, 4 янв. Хрисипп пресв., 20 апр. Христина никомид., 30 мая. Христина муч., 5 авг. Христина , 6 сент. Христина , 5 дек. Христиан , младенец с Мелетием, 24 мая. Христодул с Фотиною самарянкою, 26 февр. Христодул пр., 16 мар. Христодул муч. 1777 г., 27 июля. Христодул муч. с Христодулою, 4 дек. Христос муч. 1748 г., 12 февр. Христофор муч., 31 мар. Христофор 8, 14 и 28 апр. Христофор муч. римлянин, 5 июня. Христофор пр. с Варнавою и Софронием, 18 авг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010