7. Чин доминиканской мессы (Ordo missae dominicanus). Изд.: Baumstark A. «Liturgia S. Gregorii Magni», eine griechische Übersetzung der römischen Messe//Oriens Chr. 1904. Bd. 4. S. 1-27 (текст на S. 9-27 по Vat. gr. 1093). Перевод выполнен во время последнего пребывания К. в Италии, между осенью 1396 и летом 1397 г. Приписываемые К. сочинения и переводы I. Трактаты. 1. «Против Паламы» (Adversus Palamam); PG. 154. Col. 837-864; подлинный автор - иером. Нифон (PLP, N 20651) (см.: Mercati. 1931. P. 62-77). 2. «Об исхождении Святого Духа» (De processione Spiritus Sancti); PG. 154. Col. 863-958; подлинный автор - Мануил Калека (см.: Ibidem). 3. «Ответы на некий вопрос» (Responsiones ad quaestionem aliquam disputatam); не издано. 4. «Увещание к сыну о презрении к миру» (Exhortatio ad filium de contemptu mundi); не издано. 5. «Диалог о браке Мануила II Палеолога» (Dialogus moralis de matrimonio). Издан частично: Loenertz R.-J. Une erreur singulière de Laonic Chalcocandyle: Le prétendu second mariage de Jean V Paléologue//REB. 1957. Vol. 15. P. 175-184 (здесь: P. 183-184). 6. «Апология в защиту Прохора Кидониса» (Apologia pro Ргосного Cydonio). Изд.: Mercati. 1931. P. 296-313 (по Vat. gr. 678. Fol. 2-10). Написана Прохором Кидонисом при возможном участии К. (по др. версии, написана К. от лица Прохора). II. Письма. 1. Письмо к Иосифу Вриеннию (Epistula [Invectiva] adversus Iosephum Bryennium). Сохранилось в единственной рукописи, где письмо приписано К. Изд.: Demetrius Cydones. Correspondance/Ed. G. Cammelli. P., 1930. P. 118-120 (N 46); Τωμαδκης Ν. Β. Ο Ιωσφ Βρυννιος κα Κρτη κατ τ 1400. Αθναι, 1947. Σ. 102-104; Loenertz. 1950. P. 335-337 (N 9). Согласно Лёнерцу (Ibid. P. 33. Not. 2), письмо не принадлежит К., поскольку оно сопровождало сочинение против Иосифа Вриенния, написанное Мануилом Калекой после смерти К. Возможный автор письма - Димитрий Скаран. 2. Письмо Димитрия Фессалоникийского к Варлааму Калабрийскому , еп. Джераче, об исхождении Св. Духа (Epistula sapientissimi et doctissimi viri Demetrii Thessalonicensis ad... dominum Barlaamum episcopum Gyracensem... de processione Spiritus Sancti...); PG. 151. Col. 1283-1301. По мнению Меркати, письмо подлинное ( Mercati. 1931. P. 149-156). Авторство оспорено Лёнерцом ( Loenertz R.-J. Note sur la correspondance de Barlaam, évêque de Gerace, avec ses amis de Grèce//OCP. 1957. Vol. 23. P. 201-202), по мнению к-рого речь идет об ином Димитрии Фессалоникийском.

http://pravenc.ru/text/1684325.html

Еще больше магии и демонов византийцы боялись дурного глаза и готовы были защаться от него любым способом. Недуги представлялись им бесами, злыми духами, детьми демонов или деяниями, кознями, укусами этих духов. То же самое, по их представлениям, могли насылать ведьмы, например, истощать детей, забирая их жизненные силы. Впрочем, эта странная на наш взгляд смесь веры и суеверий не мешала точно диагностировать многие болезни. К их числу относились дизентирия, проказа, очень часто встречавшаяся подагра, артрит, артроз суставов, водянка, сердечная недостаточность, туберкулез, эпилепсия, от которой человек бился в периодически накатывавших приступах. Обыкновенную (однодневную) лихорадку отличали от известной со времен античности малярии, приступы, которой повторяются через день. Ее в Византии лечить не умели и она считалась тяжелым заболеванием. Часто страдали зубы. Ромеям был хорошо знаком кариес, адентия – утрата зубов, воспаление десен – парадонтит. Иногда на зубах оставались зазубрины, свидетельствующие о том, что некоторые ромеи часто использовали зубы в качестве инструмента в процессе работы, например, держали металлические иглы, необходимые при шитье или плетении сетей. Специалистам – антропологам достаточно взглянуть на костяки, извлеченные из погребений, чтобы убедиться в этом. Можно привести такие постоянные, распространенные среди народа, иногда наследственные заболевания как ревматизм, остеохондроз, остеомиелит, субхондральный склероз, хрящевые грыжи, нажитые тяжелым физическим трудом, переломы, паралич, гнойники, глаукома глаз, ангина, тиф, оспа, плеврит, опухоли, рак груди, задержка месячных, «раздражение матки», геморрой, венерические болезни, передающиеся половым путем, в частности, «слоновья болезнь» (элефантазис), в которой видят предшественника сифилиса, проказа, а также различные формы душевной болезни и истерии, описанные в молитвах для изгнания злых сил. Их не миновали даже всесильные императры и члены их семей. К примеру, единственный сын императора Зинона умер изнуреный гомосексуальными излишествами и последовавшей венерической болезнью. Юстин II, по словам Евагрия, «низвергся в душевную болезнь и безумие, ничего отныне из происходящего не понимая», а в 578 г. умер в страшных мучениях, с отсеченными хирургами гениталиями, страдая, повидимому, от какой-то тяжелой формы простатита. Один из последних великих императоров Византии, Мануил II Палеолог последние четыре годы своей жизни провел прикованный к постели параличем, ставшим следствием инсульта, постигшего его в 1421 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иоанн Палеолог отправился и ко французскому двору, но выслушал лишь вежливые фразы. На возвратном пути с ним случилась беда: этот византийский император, привыкший жить и ездить в долг, был задержан своими венецианскими кредиторами. Оставшийся в столице старший сын Андроник задерживал уплату долгов отца, выручил, прислав деньги и корабли, второй сын Мануил. За это отец объявил его наследником престола, устранив старшего сына Андроника (1371). Арест императора иностранцами за долги ярко характеризует потерю империей всякого уважения в глазах тонких политиков и банкиров, какими были венецианцы. Они считали Византию на краю гибели со времени падения Кантакузина. Теперь же турки стали хозяевами Балкан. Перенеся свою столицу из Бруссы в Адрианополь (тур. Эдирне) в 1365 г., султан Мурад двинул на Шишмана Болгарского три армии, которые захватили балканские перевалы. Шишман был вынужден признать себя данником султана и отдать сестру в султанский гарем (1365). Одновременно Людовик Венгерский взял болгарский Видан и захватил Страшимира, брата Шишмана. Однако, получив помощь турок и волошского воеводы Владислава, Шишман выбил венгров из Видана. Венгры действовали не одни, с ними были сербы, для которых опасна была политика опиравшегося на турок Шишмана. 60-тысячная армия Вукашина Сербского должна была ударить на турок в Адрианополе, но опоздала и сама была разбита на Марице, застигнутая турками врасплох (1371). Это была большая катастрофа для христианского населения Балкан, доставившая перевес турецко-болгарскому союзу. Измена болгар христианству отчасти объясняется честолюбием Шишмана, отчасти была вынуждена опасным соседством турок, неоднократно опустошавших Южную Болгарию и ранее утверждения их в Адрианополе. Победа была немедленно использована османами. Вся Восточная и Южная Македония была завоевана полками Мурада. Греческие и сербские властели Македонии стали турецкими беями, поставлявшими свои отряды в султанскую армию и платившими взносы в султанскую казну. Сербские и вообще славянские полки ценились в турецкой армии и составляли корпус, расположенный возле столицы, вдвое больший, чем корпус янычар во времена Магомета Завоевателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Каждый из трех классов получает треть всего дохода страны. Каждый пеший воин получает одного илота, т. е. треть его продуктов, на свое содержание, конный получает 2–3 илотов, князь, сановники и духовенство – по указанию монарха. Что же касается монахов, то они не приносят пользы обществу и не имеют права на общественные доходы. Один этот пункт заслуживал в глазах Византийской Церкви анафемы для автора. Плифон является сторонником протекционизма, ограничения ввоза, особенно иностранных мануфактур, полноценной монеты, замены увечащих наказаний посылкой на принудительные работы. Только коренные реформы всего внутреннего строя могут еще спасти Пелопоннис и Византию от турок, доказывает Плифон, ссылаясь на древних законодателей вроде Ликурга; но он как средневековый книжник не понимал, что только то законодательство прививается, которое выросло из существующих условий жизни. Не только для отмены крупного и церковного землевладения, но и для ограничения его уже было пропущено время; да и при царях Македонского дома бюрократия, опиравшаяся на самодержавную власть, оказалась бессильной против социальных и экономических факторов, определявших жизнь общества. Утопические идеи большого и смелого ума, напряженного до болезненности, не мешали престарелому Плифону (умер в 1452 г. столетним старцем) пользоваться громадным авторитетом среди образованного общества и принимать деятельное участие в управлении Мореей при сыновьях Мануила. Достигнутое в Морее замирение не было прочно. Венеция поддерживала Кентуриона. Она захватила Зонгл, Старые Патры, удел латинского архиепископа, и даже Монемвасию (1419), откуда Мануилом был удален последний Мамона. При возобновлении договора Византии с Венецией о Морее не было упомянуто. Но с османами отношения оставались прочными, пока были живы Магомет и Мануил. Они не испортились и тогда, когда претендент Мустафа и его сообщник Чунеид были укрыты салоникским губернатором Ласкарем Леонтарием, одним из главных византийских деятелей царствования Мануила; по соглашению между монархами Мустафа с Чунеидом были отвезены в Мистру, и султан щедро обеспечил их содержание.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

2886 Император Константин Дука своей новеллой гарантировал лишь интересы казны от злоупотреблений правом предпочтения, когда и имущество мужа выдаваемо было за женино приданое; он постановил, что голословное заявление не должно иметь силы и что только то имущество, которое поименовано в брачном контракте, считается приданым. См.: Zachar., III, 326. 2889 Хониат, рус., 369. Кроме доморощенных искусников, жадные до зрелиш византийцы временами имели удовольствие видеть и заезжих. Особенно тщательно описывается у историка случай при Андронике Палеологе Старшем. В это время пришли в Византию 20 человек акробатов, выходцев из Египта, и показали чудеса ловкости: исполняли разнообразные упражнения на туго натянутом канате на несущейся вскачь лошади, выделывали всевозможные фокусы. Как смелы и рискованны были их экзерсисы, видно из того, что из Египта вышло этих фокусников 40 человек, из них половина расшиблись до смерти в разных местах по дороге, где они показывали свое искусство; из 20 прибывших в Византию не все кончили благополучно, – некоторые оборвались с каната и на глазах византийской публики расшиблись до смерти. См.: Григора, рус., 343–345. 2891 Так, на одном из представлений Феодора и Евпрепия (свояченица и сестра императора Константина Мономаха) высказали неудовольствие по поводу пощады императором злоумышленника, посягавшего на его жизнь, и тот после того был отправлен в ссылку. См.: Psell., IV, 176. 2892 Эта игра, как и ристалища, была очень любима при дворе Оммайядов в Дамаске и называлась saulagan. См.: Goeje. Fragmenta historicorum arabicorum, I, 114; Cremer, I, 142. 2893 Ducange. Histoire de St. Louis par Joinville, diss. 8: de 1’exercise de la Chicane et du jeu de paume a Cheval//Glossar. med. et inf. graec. sub. v. Tchukanisterion. 2894 Известно, что Мануил I едва не был убит при падении с лошади во время цукана, а в XIII в. Иоанн I Акзух (Трапезунтский) умер от ушиба, полученного при падении. 2895 Когда у одного из любимцев Константина Мономаха такая лошадь, пропавшая было, нашлась, он в порыве радости не постеснялся ночью разбудить императора, чтобы сообщить ему приятное известие. См.: Psell., IV, 171.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

Известно, что сам Филофей Коккин не только дополнил службу Субботы Акафиста собственным сочинением, но и написал новые похвальные гимны-акафисты Животворящему Гробу и Воскресению Христову, а также «Похвалу трем святителям». Подобные гимны писал и патриарх Исидор, а придворный поэт Мануил Фил переложил древние строфы богородичного гимна ямбическим метром. Все эти факты ясно показывают, что появление иллюстраций гимна в XIV в. и их широкое распространение связано с константинопольскими богословскими и литературными исканиями, с особым интересом к похвальным сочинениям в круге последователей исихазма. Если сопоставить дату самого раннего на сегодняшний день цикла росписей на тему Акафиста в церкви Панагии Олимпиотиссы в Элассоне (1296–1305 гг.) 29 с общей картиной развития константинопольской живописи времени Палеологов, то очевидно, что интерес к иллюстрированию контакиона совпадает с моментом, когда классицизирующие тенденции палеологовского ренессанса достигали своего расцвета, когда в духовной сфере особенно активно происходил поиск новых форм и идей. В живописи балканских стран подобные композиции встречаются лишь во фресках нового стиля середины века, утратившего утонченность форм прежнего времени. Они продолжают оставаться весьма популярными в XV, XVI и XVII вв. Правомерно поставить вопрос: не является ли проявление интереса к Акафисту и другим гимнографическим сюжетам свидетельством рождения в Константинополе тенденции разрушительной для изысканного придворного искусства начала XIV в., тенденции к многословной символике, лишающей живопись легкости и возвышенности; свидетельством подчинения художественных средств – литературным? Сохранившиеся в рукописях миниатюры акафистного цикла, датированные концом XIV в. – началом XV в. (болгарская Псалтирь Томича, ГИМ 2752, 1360–1363 и сербская Мюнхенская Псалтирь, Cod. Slav. 4, 1396–1410), 30 подтверждают правомерность такого вопроса. Они представляют результат развития художественной традиции Акафиста в рамках палеологовского стиля XIV в. на Балканах. Живописные качества этих миниатюр невысоки, и в этом они сходны с сербскими фресковыми циклами второй половины столетия, однако иконографическая программа весьма разнообразна и сложна по сравнению с композициями константинопольской рукописи. Обилие внутри каждого сюжета изображений, несущих символическое значение, сложные ассоциативные связи между ними и между изображениями и текстом сближают художественные приемы миниатюрной живописи с литературными, существовавшими на Балканах в русле стилистического течения «плетения словес». Возникновение этого стиля связано со школой Евфимия Тырновского, распространявшего в Болгарии и Сербии константинопольские идеалы и перенесшего в славянскую литературу особое свойство греческого богословия XIV в., его витиеватую и торжественную риторику. 31

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/istorija...

Зачем папа Римский вспомнил православного императора? Мануил II Палеолог с семейством. Труды Дионисия Ареопагита. Париж, Лувр 12 сентября в Регенсбургском университете папа Римский Бенедикт XVI выступил с лекцией, посвященной историческому исследованию исламского экстремизма и джихада. При этом он процитировал высказывание православного византийского императора Мануила II Палеолога: «Покажите мне, что нового принес Мухаммед, и вы найдете злые и бесчеловечные вещи, такие как приказы мечом нести веру, которую он проповедовал». Перед тем как привести эти слова, папа дважды оговорился, что это всего лишь цитата. Но это его не спасло. Сразу же, будто повинуясь взмаху невидимой дирижерской палочки, раздался хор возмущений и угроз со стороны мусульман. Сомалийский шейх Абубакар Хассан Малин призвал мусульман всего мира «выследить и убить» папу Бенедикта XVI. «Кто бы ни оскорблял нашего пророка Мухаммеда, тот должен быть убит на месте ближайшим мусульманином», – сказал шейх Малин, видный религиозный деятель в столице Сомали. «Мы обращаемся ко всем исламским общинам мира с просьбой отомстить пустому критикану, называющему себя папой Римским», – добавил он. Иракская сунитская организация «Совет моджахедов шуры», убившая ранее сотрудников российского посольства в Багдаде, призвала объявить джихад западным странам из-за регенсбургской речи папы Римского. «Мы предупреждаем поклоняющегося кресту: ты и Запад будете разбиты, как это произошло в Ираке, Афганистане и Чечне. Мы сломаем крест и выльем вино. С помощью Всевышнего мы завоюем Рим. Мы перережем им горло, а их деньги и дети станут трофеем моджахедов», – говорится в заявлении, опубликованном на одном из мусульманских интернет-сайтов. Иракская группа «Армия Муджахидина» в аналогичном сообщении заявила: «Мы клянемся, что мы уничтожим их крест в сердце Рима… и что их Ватикан будет поражен и папа Римский будет его оплакивать». Еще одна иракская группировка, «Ансар ас-Сунна», предупредила христиан: «Наши мечи будут грозить вам, пока вы не вернетесь в лоно ислама – истинной веры».

http://pravoslavie.ru/593.html

Великомученик – см.: мученики. Велисарий (ок. 505–565 гг.) – знаменитый византийский полководец, отличавшийся военным талантом, отвагой и физической крепостью; при Юстине I (518–527 гг.) был копьеносцем-телохранителем Юстиниана, племянника императора; в 527 г назначен дукой Месопотамии; в 529 г. занял пост военного магистра Востока. Был женат на Антонине, в прошлом актрисе с далеко не безупречным поведением, которая была старше В. на 12 лет и имела несколько детей, в том числе внебрачных, продолжая и в браке вести довольно скандальную, развратную жизнь. Воевал с персами, славянами, булгарами, вандалами, готами до тех пор пока вместе с Антониной не попал в опалу к царствующему Юстиниану I (527565 гг.), который отобрал у него имущество и отстранил от дел. В дальнейшем вновь вернулся к военной карьере, но прежнего положения, несмотря на заслуги, не достиг. Последним его подвигом стало отражение гуннов от Константинополя в 559 г. Незадолго до смерти был обвинен несколькими именитыми констанинопольцами в организации заговора против Юстининана, но был оправдан. Во время вандальской и готской кампаний личным секретарем В. был писатель Прокопий Кесарийский, который отразил его в своих исторических сочинениях. Поздние византийские легенды рассказыывали о В. как о нищем слепце, хотя на самом деле остаток своей жизни он провел в спокойном уединении. Венгрия – государство, созданное венграми на землях Подунавья, куда они вторглись в конце IX в., будучи вытеснены из северного Причерноморья печенегами. Подчинив себе племена славян, венгры стали союзниками Византии, а в Х в. приняли христианство из рук ромейского епископа. С Х в. до правления Палеологов между правящими ромейскими и венгерскими семьями заключались браки, но затем отношения прервались. Василевс Иоанн Комнин (1118–1143 гг.) был женат на венгерке, дочери короля Ладислава, а их сын Мануил I (1143–1180 гг.) получил сильное влияние в В. В дальнейшем, после угасания династии Комнинов, венгерские короли сами будут претендовать на византийский трон. Они боролись с османами, но не смогли сдержать продвижение турок и были завоеваны в 1526 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32612.html 18 сентября 2006 Яков Шустов Цитаты вместо карикатур? Источник:  http://www.apn.ru АПН Похоже, вспыхнувшая в конце 2005 года и отгремевшая война карикатур переходит в новую фазу – войну цитат. Мусульманские религиозные авторитеты сочли оскорбительной для Ислама цитату из теологической лекции Папы Бенедикта XIV, с которой он выступил в Баварии в университете города Регенсбурга. Цитата преткновения в свою очередь принадлежит жившему в XIV веке византийскому императору Мануилу II Палеологу: " Рассматривая то, что нового принес Мухаммед, мы увидим только злое и бесчеловечное. Таков его призыв к распространению веры мечом " . Учитывая, что Мануил Палеолог жил в непростое время, когда его империя уже дышала на ладан под османским натиском, слова его вряд ли можно квалифицировать по статье 282 УК РФ о " разжигании религиозной розни " . Однако исламские религиозные деятели решили по-другому. В Турции Али Бадда Колу потребовал Ватикан извиниться за высказывания, которые он посчитал " отвратительной, враждебной и основанной на предрассудках точкой зрения " . Он отметил, что мусульмане могут критически высказываться о христианстве, однако они никогда не станут порочить Библию или Иисуса Христа. Руководитель турецкого правительственного комитета по делам религии Али Бардакоглу назвал слова папы полными " враждебности и злобы " . Марокко отозвало своего посла из Ватикана. Потребовали извинений от Папы Афганистан и Иран. В индийском штате Джамму и Кашмир был сожжён тираж газеты, которая цитировала папу. Пять христианских церквей на Западном берегу Иордана и в секторе Газа подверглись нападению со стороны палестинцев из группировки " Львы единобожия " . Пострадали не только две католические церкви, но также два православных и один англиканский храм. " Армия моджахедов " , одна из повстанческих группировок, действующих в Ираке, пригрозила Ватикану и лично понтифику атакой смертников: " Мы клянемся Богу направить людей, которые так же хотят умереть, как ты хочешь жить " . В Сомали боевиками исламских вооруженных группировок, была убита католическая монахиня-итальянка. То есть события развиваются по сценарию так называемой " карикатурной войны " , вроде бы закончившейся после " ответного удара " – тегеранского конкурса карикатур о Холокосте.

http://religare.ru/2_32612_1_21.html

Но после его смерти начался упадок, который уже не прекращался. Конечно, во главе империи ещё стояли время от времени значительные люди: Иоанн Кантакузин (1341–1355 гг.), Мануил Палеолог (1391–1425 гг.), которые могли бы спасти империю, если бы это ещё было возможно. Но её уже нельзя было спасти. На Балканском полуострове второе Болгарское царство и особенно Сербское государство Стефана Милутина и Стефана Душана оспаривали гегемонию у Византии; в Константинополе венецианцы и генуэзцы без стеснения эксплуатировали то, что оставалось от богатств Византии, и часто распоряжались там, как хозяева; наконец, турки-османы заняли всю Малую Азию, сделав столицей Бруссу, вблизи Константинополя. Вскоре, проникнув на европейскую территорию, они перенесли столицу в Адрианополь (1365 г.). Под их тяжёлыми ударами территория Византийской империи всё сокращалась; турки овладели Фракией, Македонией и навязали слабым византийским правителям нечто вроде вассальной зависимости. Теперь в состав Византийской империи входили только Константинополь и территории, отрезанные от столицы – Фессалоника и греческий деспотат Мистры, возникший на месте Ахейского латинского герцогства, В то время как султаны почти уже завершили завоевание Балканского полуострова, разрушив Болгарское царство, уничтожив сербов на Косовом поле (1389 г.), Византийская империя с каждым днём всё более слабела; она лишилась армии, флота, финансов; патриотическое чувство исчезло. Тщетно пытались византийские императоры установить церковную унию, чтобы добиться поддержки Запада; крестовые походы в Никополь (1396 г.) и в XV в. в Варну (1444 г.) не дали никаких результатов; своей политикой унии с Римом императоры лишь вызвали оппозицию церковников и народа. В 1397 г. казалось, что Константинополь, осаждённый султаном Баязидом, падёт и с ним погибнет империя. Нашествие монголов и поражение при Анкаре Баязида, попавшего в руки Тамерлана, продлили почти на полвека существование империи. Но вскоре Константинополь был снова осаждён турками, и Фессалоника попала в их руки (1430 г.); Морейский деспотат дважды испытал на себе их вторжение.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010