Календарь Материалы 28 марта 2013 г. [Интернет-журнал/Культура] Людмила Ларкина Иконы, писанные Арсением Иосифовичем Савицким, есть во многих русских храмах Австралии, но его имя до сегодняшнего дня многим неизвестно. [Интернет-журнал/Культура] Марина Вологжанина После Рахманинова были великие, замечательные композиторы, но такой мощной фигуры, личности такого масштаба больше нет. [Встреча с Православием/Святоотеческое наследие] Ольга Рожнёва Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними бороться. [Документы истории] Анна Кропоткина Прежде всего общества трезвости стремились занять воскресный день трезвенников. [Поместные Православные Церкви/Константинопольская/Святые и святыни/Святые и подвижники благочестия] Один из воинов схватил упавший меч и ударил им Мануила, однако не смог отрубить ему головы [Встреча с Православием/Православная библиотека] 14 марта (по ст. ст.) 1613 г. в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение. Епископ Покровский и Николаевский Пахомий (Брусков) Пожалуй, каждому христианину приходилось слышать от людей малоцерковных или вовсе незнакомых с Православием: «Подумаешь, это же не такой страшный грех. Вот если бы я кого убил или украл миллион!». Что ответить на такое утверждение? Может ли грех вообще быть нестрашным? Об этом мы беседуем с Епископом Покровским и Николаевским Пахомием. Диакон Илья Маслов Так ли сильно разнятся выводы «правдолюбовской» и Синодальной богословской комиссий между собой? Игумен Даниил (Гридченко) Священное Писание парадоксально, полно антиномий. Вот и первый Богослов - святой Иоанн – апостол любви призывает… к нелюбви, - не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1Ин.2:15-17). English Edition

http://pravoslavie.ru/archive/130328

Он говорил, что избегает не суда, а только своих врагов, хотя они и состоят в чине судей и обвинителей, – и перечислил их по именам. Новелла императора Мануила постановляет, что не одних епископов, но вообще всех обвиняющих и обвиняемых, какое бы положение они ни занимали и какое бы дело ни имели, должно призывать тремя письменными извещениями, рассчитанными каждое на тридцатидневный срок, а не на короткое время (по Властарю). 512 Отметь, что и из записей, сделанных в Константинополе при патриархе Нектарии об Агапии и Вагадии, отстаивавших свое право на Вострскую епископию (см. эти записи после правил Сардикийского собора), становится очевидно, что не подобает извергать епископа, если он не присутствовал на суде, и извергать следует не трем или двум епископам, но решением Собора большинства епископов митрополичьей области, «как и апостольскими правилами постановлено», т. е. настоящим правилом. Кроме того, апостол Павел говорит, что даже у римлян не было в обычае отдавать человека на смерть (и просто выносить обвинительный приговор), если обвиняемый прежде не предстал лично пред своими обвинителями и не получил права оправдаться в обвинении, выдвинутом против него: У римлян нет обыкновения выдавать какого-нибудь человека на смерть, прежде нежели обвиняемый будет иметь обвинителей налицо и получит свободу защищаться против обвинения ( Деян. 25:16 ). И Никодим сказал иудеям: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? ( Ин. 7:51 ). Сам Бог говорит судье о том, кто служил другим богам, так: И тебе возвещено будет, и исследуешь тщательно, и вот, истинно было слово: совершена мерзость эта во Израиле, и выведи человека того и пр. (см. Втор. 17:4–5 ). 517 Обрати внимание, что если и множество свидетелей не заслуживает доверия, то необходимо разузнать об их образе жизни и намерении, согласно «Апостольским постановлениям» (кн. 2, гл. 49) (PG 1, 709С.). Ибо часто случается, что двое, трое и больше свидетелей сговариваются о злом и свидетельствуют ложно, как, например, ложно свидетельствовали против Сусанны, Навуфея, Стефана и против Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) От Меня это было В эту брошюру входят известное духовное творение – «От Меня это было» и избранные места из дневника митрополита Мануила (Лемешевского) «Разговор Бога с душой». Издание рассчитано на широкий круг православных читателей. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   От Меня это было © Издательство «Благовест» – текст, оформление, оригинал-макет, 2014 Предисловие Духовное произведение «От Меня это было» – это откровение гласа Божия, воли Его в сердце подвижника, всю жизнь молитвенно ищущего этого Божия откровения, общения с Богом и соединения с Ним. Это творение досталось нам по Божию Промыслу. Причем рукописные источники этого произведения несколько отличаются друг от друга, хотя внутренне и по основному содержанию они едины – сохраняя главное, преданность подвижника воле Божией, готовность всегда и несмотря ни на какие препятствия ее исполнить. По мнению одних исследователей авторство творения «От Меня это было» принадлежит преподобному Серафиму Вырицкому, а, по мнению других, – написано митрополитом Мануилом (Лемешевским), которые были хорошо знакомы и духовно близки. Так что вполне возможно это духовное произведение представляет собой плод их совместных духовных исканий. Главный смысл и значение этого творения для православного христианина – это осознание того, что Бог близок к нам и всегда готов при йти молящемуся на помощь, если он сам готов безусловно принять волю Божию и воплотить ее в своей жизни. Андрей Плюснин От Меня это было Этот текст, написанный в стихотворной форме, отец Серафим адресовал одному из своих духовных чад – епископу, находящемуся в заключении. В нем – отблеск глубочайшей молитвенной тайны, раскрываемой в беседе Бога с душой человека. Это духовное завещание старца, обращенное и ко всем нам .   Думал ли ты когда-либо,

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скачать epub pdf Предисловие Личность и писания византийского императора Мануила II Палеолога (1350–1425 г.) еще не были предметом специального изучения русской церковно-исторической науки. Правда, в историях Византии, написанных нашими знаменитыми византологами: у Васильева 1 , Георгиевского 2 и особенно у Успенского 3 , мы находим общия описания деятельности и эпохи императора Мануила. Этим все и ограничивается. Что касается многочисленных писаний ученого и благочестивого царя, то ни одно из них не было переведено ни на какой язык, кроме латинского, нам не удалось обнаружить ни одного из его сочинений в переводе на какой нибудь современный язык; так и в библиографическом обзоре русских патристических текстов, сделанном покойным архимандритом Киприаном (Керн) 4 не имеется русских переводов сочинений Императора Мануила. Западная церковно-историческая наука, имевшая большия возможности, в большей мере и оценила значение личности императора Мануила Палеолога и его писаний. Интерес к сочинениям сего ученого православного Монарха возник на Западе издавна. Итальянский монах 17-го века Ипполит Марачи (Maracci) сделал перевод на латинский язык двух его сочинений, посвященных Божией Матери: слово на Успение и молебный канон по поводу угрожавшей Константинополю опасности 5 . Фабриций (17 в.) в своей монументальной “Bibliotheca Graeca” приводит все известные ему сочинения царя Мануила 6 . Минь поместил целый ряд сочинений царя Мануила в 156-м томе греческой серии «Круга Патрологии», латинские переводы монаха Марачи, биографическия данные о царе Мануиле, а также выдержки из Фабриция. Легран издал 64 письма императора Мануила и греческий текст молебного канона Божией Матери 7 , который доселе был опубликован лишь в латинском переводе монаха Марачи. Мгр. Жюжи поместил греческий текст Слова на Успение (известный доселе также лишь в латинском переводе) в 16-м томе “Patrologia Orientalis”, присовокупив предисловие к сему 8 . Недавно были изданы два важнейших документа, относящихся к деятельности императора Мануила в Фессалониках в 1382–7 гг.: письмо его к Кавасиле и Речь к гражданам Фессалоники 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogod...

Приложения 1. Резолюция Святейшего Патриарха Алексия на прошении архиепископа Мануила от 16 февраля 1959 г. о рассмотрении «Каталога русских архиереев за последние 60 лет (1897–1957гг.)» и «Расколы в Русской Православной Церкви в период 1917–1944 гг.» в Совет МДА. 1959. 21 февраля Указанные труды архиепископа Мануила направляются в Совет Московской духовной академии. Эти труды архиепископа Мануила имеют несомненно очень большое значение для истории Русской Церкви, и, свидетельствуя о ревности Преосвященного к пользе нашей Церкви, об его большом усердии, трудолюбии и умении разбираться в церковных работах, заслуживают внимания Совета академии, который безусловно может приравнять эти труды к кандидатским работам студентов академии и соответственно с этим значением труда Архиепископа – иметь суждение о присвоении ему степени Кандидата Богословия. 2. Телеграмма Совета МДА о присвоении ученой степени архиепископу Мануилу и его ответная телеграмма. Чебоксары, Водопроводная 89. Архиепископу Мануилу Святейший Патриарх утвердил постановление Совета Московской духовной академии о присвоении Вашему Высокопреосвященству ученой степени кандидата богословия за труд по истории Русской Церкви. Приносим Вашему Высокопреосвященству наши сердечные поздравления с пожеланием дальнейших трудов. Ректор протоиерей/Ружицкий/ Инспектор архимандрит/Питирим/ Секретарь Совета доцент/Остапов/ Загорск, Московской обл., Лавра, Академия, 14 марта 1960 г. Резолюция Святейшего Патриарха Алексия от 21 февраля 1959 г. на прошении архиепископа Мануила (фотокопия). Управляющий делами Московской Патриархии Москва, Г-34. Чистый, 5. Телефон: Г 8–01–73 77 26 января 1967 г. В совет Московской Духовной Академии. Канцелярия Московской Патриархи·, препровождая Совету Академии письмо Высокопреосвященного Митрополита Мануила, – сообщает революция Его Святейшества: «26.1.67. Направить в Совет Московской Духовной Академии для научения». Управляющий делами Московской Патриархии Архиепископ Таллинский и Эстонский Ответная телеграмма архиепископа Мануила

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

За четыре месяца пребывания епископа Мануила на Петроградской кафедре - за 126 дней - ему удалось в корне изменить расклад сил. Бывшая столица перестала быть цитаделью обновленчества: 83 прихода из 115, бывших обновленческими, перешли в ведение Патриарха. Ревностную деятельность епископа Мануила не остановили ни циркуляр 254 наркомюста, запрещавший поминать на церковных богослужениях лиц, находящихся под судом (в том числе и Патриарха), ни циркуляр Петроградского прокурора от 13 января 1924 года, который определял поминовение Святейшего (кстати, уже отпущенного на свободу) как уголовно-наказуемое деяние. Владыка Мануил хорошо понимал, что этот документ предзнаменует его скорый арест, но не убоялся. Он изначально знал, на что он идет. «Посылаю тебя на страдания, ибо кресты и скорби ждут тебя на новом поприще твоего служения, но мужайся...» А крестов и страданий на долю владыки Мануила выпало немало. 2 февраля 1924 года он был арестован, и с этого момента тюрьмы и лагеря на тридцать лет вперед сделались его скорбными пристанищами, выпуская преосвященного узника из своих цепких объятий лишь на малое время... Соловки, Мариинский, Канский, Потемский лагеря... Но что еще горше - вечной спутницей архипастыря-исповедника, и не только до конца его дней, но и по кончине, сделалась человеческая клевета. И еще можно понять, когда очернить владыку Мануила пытались обновленцы, приписывая ему фанатизм, политиканство и т.д. и т.п. Тут удивляться не приходится - они жаждали крови врага, разбившего их ряды, как жаждали крови митрополита Вениамина и Патриарха Тихона. Революционеры от христианства хорошо усвоили: «Поражу пастыря, и рассеются овцы» (Мк. 14: 27). Однако какими чувствами руководствуются некоторые наши православные современники, понять невозможно. Так, в 2009 году в «Вестнике ПСТГУ», выпуск II: 4 (33), было опубликовано исследование Н.А. Кривошеевой и Т.И. Королевой «Роль епископа Мануила (Лемешевского) в разгроме обновленчества в Петрограде». Вступительную статью и комментарии к нему подготовила непосредственно Н.А. Кривошеева, и из них следует, что роль владыки Мануила в разгроме обновленчества свелась к его... « духовному родству с обновленчеством ». Что владыка был бестактным архиереем, агентом ГПУ, и по его вине многие невинные люди стали жертвами богоборческих властей. Факты доносов не приводятся. Имена жертв тоже. А выводы исследователя строятся на следующих логических построениях:

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/27/po...

Нураддин разными уступками отклоняет царя от войны с ним; царь, выехав на охоту, встречается с сарацинским отрядом и обращает его в бегство; рассказ о том, как Балдуин повредил себе руку, и как царь исцелил ее; возвращение царя в Византию и вступление в нее с триумфом (21). Новое нашествие Мануила на персидскую землю и опустошение ее пределов; неустрашимость его и отвага в битвах; он один преследует целое неприятельское войско (22). Принимает персидских послов; опять вторгается в персидские пределы чрез Филадельфию; ночной поход с фонарями; речь царя к Солиману, чрез подосланного им Пупаку; отступление его и борьба с неприятелем в теснинах (23). Персы нападают на Малую Фригию и грабят ее; царь собирает союзные войска на Востоке и на Западе и приготовляет средства для содержания их; султан возвращает взятые им города и чрез послов просит у Мануила прощения; встреча Контостефана с персидским отрядом; условия с султаном; набег и бегство скифов (24). Книга 5. Смерть царицы Ирины; отъезд царя в Сардику; война с Венгриею и повод к ней (1). Мануил устрояет дела Сербии (2). Прибытие в Византию Кличестлана; торжественное его принятие; несостоявшаяся церковная процессия; землетрясение в Византии; праздники по случаю прибытия Кличестлана; договор с Кличестланом; посольство от персидских филархов. Посольство Мануила в Триполь за невестою; посольство его с тою же целью в Антиохию; второй брак Мануила (4). Поход Мануила к пределам Венгрии; занятие его делами Сербии; намерение его овладеть землею гуннов и сочетание браком Марии с Белою (5). Усиление Нураддина на Евфрате; битва его с дуксом Киликии Константином и намерение овладеть Антиохиею; дела в Венгрии отвлекают внимание царя от Востока; поход его на берега Савы; письмо его к Стефану (6). Стефан с союзными войсками намерен отразить Мануила; папа не имеет права раздавать престолы королям и императорам (7). Мануил переправляется чрез Дунай; посылает одного римлянина в неприятельский лагерь для переговора с Владиславом; ответ Владислава; царь мирится с Стефаном и напрасно убеждает зятя Стефана отказаться от своих прав на венгерский престол; однакож впоследствии, для спасения Стефана отправляет значительное войско (8).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но до нас дошли зато некоторые любопытные известия о том, чему посвящал иногда свои парижские досуги император. В прекрасно убранном замке Лувра, где жил Мануил, среди прочих украшений обратила на себя внимание императора роскошная ткань, род гобелена, с изображением на ней весны. В одну из свободных минут император сделал изящное, написанное в несколько шутливом тоне, дошедшее до нас описание этого изображения весны на “королевском тканном занавеси.” Это сочинение Мануила сохранилось. 908 Битва при Ангоре и ее значение для Византии Между тем, безрезультатному пребыванию Мануила в Париже не было видно конца. В это время событие, случившееся в Малой Азии, заставило императора быстро покинуть Францию и возвратиться в Константинополь. В июле 1402 г. разыгралась знаменитая Ангорская битва, в которой Тимур (Тамерлан) разбил страшного для Византии Баязида и этим самым освободил Константинополь от опасности. Известие об этом столь важном для Мануила событии дошло до Парижа лишь через два с половиной месяца. Император быстро собрался в обратный путь и прибыл в столицу через Геную и Венецию через три с половиной года отсутствия. Славянский город на Адриатике Рагуза (Дубровник), надеясь, что император на пути домой в нем остановится, тщательно готовился к возможной встрече. Однако же Мануил проехал без остановки. 909 На память о своем пребывании во Франции Мануил пожертвовал монастырю Сен-Дени около Парижа рукопись Дионисия Ареопагита с миниатюрами, среди которых изображение императора, его супруги и трех сыновей. В настоящее время эта рукопись хранится в Лувре. Изображение Мануила получает еще больший интерес потому, что турки находили в его чертах сходство с Мухаммедом, основателем ислама, и дивились этому. А Баязид, по словам византийского историка Франдзи, говорил о Мануиле: “Всякий, кто не знает, что он царь, сказал бы по одному виду, что он царь.” 910 Безрезультатность поездки Мануила в Западную Европу для насущных нужд данного момента очевидна; последнее обстоятельство отразилось и в трудах историков и хронистов того времени, которые поняли и отметили этот печальный результат на страницах своих летописей. 911 Но это путешествие сохраняет глубокий интерес, если на него мы взглянем с точки зрения ознакомления Западной Европы с состоянием Византийской империи в период ее падения. Во всяком случае, этот эпизод может быть отнесен к истории культурного общения Запада с Востоком в конце XIV и начале XV веков, т.е. в эпоху Возрождения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

Если бы произведения эти не имели значений во времена составителя отдела, – он не стал бы делать из них выписки и ставить эти выписки наравне с выдержками из таких авторитетных канонистов, каковы были патриархи Вальсамон и Матфей Властарь . Но так как означенные произведения, не сохранившие памяти о своем происхождении, с течением времени потеряли свое значение и вышли из употребления; то они подверглись забвению, с открытием книгопечатания не обратили на себя внимания издателей и исследователей памятников греческой письменности и, быть может, сохраняются до настоящего времени, но только в каких-либо средневековых рукописях, содержание и состав которых еще не обследованы в ученой литературе. Во всяком случае, состав отдела, представляющей совокупность выдержек, извлеченных из многочисленных сочинений греческих канонистов, ясно свидетельствует, что составителем его был и мог быть только грек, старавшийся и имевший возможность собрать из различных произведений греческой литературы по каноническому праву многочисленные указания относительно значения и влияния духовного, происходящего от св. крещения, родства в отношении к браку. Сопоставление же состава отдела с содержанием того, что сказано о духовном родстве в κϑεσις хартофилакса Мануила, и с заглавием сочинения Захария Скордилия Περ τς τν βαϑμν συγγενεας приводит нас к весьма вероятному предположению, что первоначальным составителем рассматриваемого отдела был не иной кто, как Захария Скордилий. Судя по заглавию сочинения Скордилия, подробно приведенному нами выше, главным источником для его труда послужило сочинение хартофилакса Мануила. В отделе главы „О тайне супружества», озаглавленном „О сродстве при святом крещении», помещено все, что относительно крещения находится в κϑεσις Мануила. Но в заглавии сочинения Скордилия говорится, что он соединил в своем труде с сочинением Мануила извлечения и из других авторов (σν λλοις κατεςρϑη). В рассматриваемом отделе мы и видим такое соединение. К этому соединению составитель отдела прибавил от себя таблицу степеней духовного родства, – и эта таблица представляет совершенное подражание таблицам хартофилакса Мануила о плотском родстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Gorchak...

Именной список ректорам и инспекторам Императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям Императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане, преподавателям духовных семинарий и училищ, священнослужителям при русских церквах за границей и начальникам заграничных духовных миссий на 1905 год. СПб., 1905 (сокращённо–ИС-1905). Именной список ректорам и инспекторам Императорских духовных академий, духовных семинарий, преподавателям Императорских духовных академий, смотрителям духовных училищ и их помощникам, состоящим в священном сане преподавателям духовных семинарий и училищ, священнослужителям при русских церквах за границей и начальникам заграничных духовных миссий на 1917 год. Пг., 1917 (сокращённо – ИС-1917). При дополнении материалов «Каталога» митр. Мануила использованы также материалы базы данных Православного Свято-Тихоновского богословского института (ПСТБИ) (адрес в интернете – http://www.pstbi.ccas.ru.), а также сведения кафедры информатики и Отдела новейшей церковной истории ПСТБИ (в сокращениях – ПСТБИ). В отдельных случаях биографии иерархов, состоявших в «обновленческом» расколе, приводятся в основном Каталоге митр. Мануила 677 . В этих случаях даётся ссылка на том и страницу вышеназванного издания (сокращённо – Мануил). Редакционные дополнения, составленные П. А. Кривошеевой, везде даются уменьшенным шрифтом, а ссылки на дополнительные источники, отсутствующие в «Каталоге» митрополита Мануила, даются в сокращении и заключаются в квадратные скобки. Список сокращений, принятых в тексте «Каталога» митр. Мануила, представлен на с. 612. В именном указателе, составленном Н. А. Кривошеевой, имена православных и обновленческих архиереев даются в том виде, как они приведены в третьей редакции «Каталога архиереев-обновленцев» митр. Мануила. Предисловие автора Третья редакция «Каталога обновленческих архиереев (1922–1944)» выпущена была мною 1 ноября 1956 года в трёх частях и послана Святейшему Патриарху Алексию и протопресвитеру о. Николаю Колчицкому.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010