Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ АРГИРОПУЛ [Мануил Аргир; греч. Μανουλ Αργυρπουλος, Αργυρς], маистор, визант. мелург (кон. XIV - 1-я пол. XV в.). Самое раннее упоминание его имени содержится в Аколуфии 1390-1410 гг. (Athen. Bibl. Nat. 899. Fol. 124v: το Αργυροπολου). Мелург принадлежал к роду Аргиропулов, одному из самых известных на Крите и в К-поле, мн. его представители преуспели в науке (напр., гуманист Иоанн Аргиропул - см.: Iorga. 1989. Σ. 21) и в церковной музыке (напр., мелурги Георгий Аргиропул , Иоанн Аргиропул, Феодор Аргиропул и Феофилакт Аргиропул - см.: Jakovljevi. 1988. Σ. 45). Тождество М. А. и Мануила Аргира с о-ва Родос (см., напр.: Ath. Iver. 975. Fol. 101, сер. XV в.), по-видимому, подтверждается свидетельством Мануила Хрисафа в Матиматарии 1458 г.: «Аргиропула с Родоса» (Ath. Iver. 1120. Fol. 196), впосл. воспроизводившимся в др. рукописях (напр.: БАН. РАИК. 42. Л. 32, сер. XVIII в.). В то же время указание на родосское происхождение часто сопровождает только прозвище мелурга в форме Αργυρς (Ath. Cutl. 456. Fol. 293v, 1443 г.; Ath. Pantel. 1271. Fol. 119, кон. XVII - нач. XVIII в.; Ath. Xeropot. 287. Fol. 68v, 1724 г.; 319. Fol. 59-161, 1-я пол. XVIII в.; Lond. Brit. Lib. Egerton. 2393. Fol. 29-39, 1-я пол. XVIII в.; Ath. Paul. 146. P. 155-249, 1758 г.). В рукописи Athen. Bibl. Nat. 899 наряду с Аргиропулом упоминается Аргир с Родоса (Fol. 46); в списке мелургов нач. XIX в. (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140-143) имена Аргира Родосского и М. А. приведены также отдельно. Тем не менее в пользу свидетельства Мануила Хрисафа говорит двойная атрибуция 2 произведений в разных списках: кратима τοτοοοτο 4-го гласа, надписанная Маунилом Хрисафом как произведение Аргиропула, в др. кодексах того же времени помещена с именем М. А. (Sinait. gr. 1312. Fol. 137, XV в.), а «украшение» матимы прп. Иоанна Кукузеля на память архангелов (8 нояб.) «Невещественное существо» (Τν υλον οσαν) 2-го гласа приписывается как М. А. (РНБ. Греч. 126. Л. 209 об.- 210 об., 2-я пол. XV в.), так и Мануилу Аргиру (Sinait. gr. 1251. Fol. 64v, XV в.; Ath. Cutl. 438. Fol. 67, XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2561902.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИМИТРИЙ ЛОТ ХИОССКИЙ [ημτριος Λτος Χος] (ок. 1733 - после 1811), протопсалт Смирнской митрополии (1768-1788), мелург и кодикограф. Происходил с о-ва Хиос. Выполненные Д. Л. Х. с высоким художественным вкусом рукописи отражают певч. традицию Смирны (совр. Измир, Турция) и являются ценными источниками для изучения произведений греч. мелургов, прежде всего XVII-XVIII вв. Анфология Д. Л. Х. 1764 г. (Ath. Doch. 337), в которой собраны произведения древних дидаскалов, как следует из колофона (Fol. 248-249), является списком со сборника лампадария Мануила Хрисафа (XV в.). Проставленные красными чернилами почти над всеми текстами параллаги (расшифровки попевок) принадлежат, вероятно, учителю Д. Л. Х. иеродиак. Феодосию Хиосскому , занимавшему в сер. XVIII в. должность протопсалта в Смирне. В этой рукописи также содержится неизвестное по др. источникам прозвище Петра Пелопоннесского (также ученика иеродиак. Феодосия) - Бардаки из Мореоса (Μπαρδκι κ Μορως - Fol. 244). К 1767 г. относятся Анфология новейших дидаскалов (Ath. Doch. 338) и Матиматарий (Ath. Doch. 339), в которых собрано большое количество произведений мелургов XVII-XVIII вв.; здесь также красными чернилами проставлены параллаги; завершаются кодексы стихотворными колофонами, в Матиматарии - с акростихом ημτριος (Fol. 255). Кратиматарий Д. Л. Х. (Hieros. Patr. gr. 540) датируется 1769 г. В 1774 г. Д. Л. Х. выполнил обширный (930 страниц) 2-й том Пападики (Ath. Paul. 132), содержащий версии неизменяемых песнопений вечерни, утрени и литургии новых мелургов, часто «объясненные» с помощью параллаги красными и черными чернилами. В начале списка Новой Пападики 1781-1782 гг. (Ath. Xeropot. 330. Fol. 2-7) Д. Л. Х. поместил теоретический трактат Кирилла , митр. Тиносского. По замечанию Г. Статиса, показательно, что Д. Л. Х. не включил в столь полный сборник произведения протопсалтов Иакова и Петра Византийского ( Στθης. Χειρϒραφα. Τ. 1. Σ. 206). Рукопись Xeropot. 330 завершается пространным колофоном с акростихом ημτριος Λτος στ в стихотворной части (Fol. 442-442v); этот колофон почти без изменений повторен Д. Л. Х. в Анфологии Новой Пападики 1805 г. (Athen. O. et M. Merlier. 7). Известен список с кодекса Xeropot. 330 - Анфология мон. Дамаскина Аграфорендиниота (Ath. Xeropot. 305, кон. XVIII - нач. XIX в.), повторившего без изменений авторские ремарки Д. Л. Х. к его песнопениям.

http://pravenc.ru/text/178215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАНУИЛ ХРИСАФ [Греч. Μανουλ Δοκας Χρυσφης], лампадарий и маистор, визант. мелург, муз. теоретик и писец, расцвет деятельности к-рого пришелся на период ок. 1439 - ок. 1469 г. Исходя из наличия муз. произведений М. Х. в рукописи Hieros. Patr. gr. 31, основная часть к-рых датируется 1439/40 г., можно определить, что он род. между 1410 и 1420 гг. ( Παπαδπουλος-Κεραμες. 1901, 1915). О месте его рождения и родословной сообщается в надписании песнопения в рукописях Ath. Iver. 977 (кон. XV - нач. XVI в.) и 964 (1562 г.): «Другой анаграмматизм, составленный кир Григорием иеромонахом Силиврийским; этот Григорий - дед кир Мануила Хрисафа» ( Σωφρνιος (Εστρατιδης). 1936). По мнению Г. Статиса , эти данные позволяют заключить, что М. Х. родился в Силиврии (Вост. Фракия) ( Στθης. 1994-1995). Судя по надписаниям песнопений в рукописях XV в., в т. ч. в автографах М. Х., мелург жил и работал в К-поле, а после захвата города турками отправился в Мистру, Сербию и на Крит, избрав типичный маршрут эмиграции грека-интеллектуала, связанного с имп. окружением ( Στθης. 1994-1995; Γιαννπουλος. 2006). Порядок его путешествий после 1453 г. трудно установить, но вероятно, что сначала он отправился в Сербию и Мистру, а затем продолжительное время до самой смерти жил на Крите. Мистра была центром деятельности имп. семьи во 2-й пол. XIV - 1-й пол. XV в.; провозглашение императором Константина XI Палеолога состоялось в Мистре после неожиданной смерти Иоанна VIII Палеолога в 1448 г. Подобным образом Сербия, особенно Смедерево - город на Дунае в 900 км от К-поля, была местом поселения греч. беженцев из К-поля, к-рые селились группами возле членов имп. семьи - Ирины Кантакузины, матери Лазаря, еп. Смедерева, и Елены Палеолог ( Jakovljevi . 1988). Смедерево оставалось независимым от турок до 1459 г., Мистра - до 1460 г. Часто местом поселения представителей К-польского Патриархата становился Крит, до 1669 г. бывший венецианской колонией с преобладавшим греч. населением: в частности, здесь жили церковные музыканты, такие как Иоанн Ласкарь и Мануил Газис , к-рые не только обучали церковному пению правосл. греков на Крите, но и, что было важнее, укрепляли связи между Критом и К-польской Церковью, особенно на фоне лат. (венецианского) влияния с учетом запрета на учреждение на острове греч. православной епископии ( Μαρκπουλος. 2008). М. Х. провел последние годы жизни на Крите в среде греков-изгнанников, к-рые ранее были связаны с имп. семьей.

http://pravenc.ru/text/2561926.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАРК [Греч. Μρκος], митр. Коринфский, визант. мелург периода калофонического пения , писец. Время его жизни, по косвенным данным, можно отнести к нач.- 3-й четв. XV в. Ученик доместика Феодора Катакалона (см. ремарки к их песнопениям в ркп. Ath. Iver. 973. Fol. 149, 149v, нач. XV в.). До занятия епископской кафедры М. был иеромонахом в мон-ре Ксанфопулов, о чем свидетельствуют надписания его песнопений в рукописях: «Другой троичен иже во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (Ath. Iver. 972. Fol. 231-231v, 1-я пол. XV в.); «Парекволи честнейшего во иеромонахах господина Марка из монастыря святых Ксанфопулов» (Ath. Cutl. 445. Fol. 80v, 1536 г.); «Другая «Слава…» [из песнопения «Блажен муж»]... произведение древнее и необычное, позднее же украшенное честнейшим кир Марком Евгеником из монастыря преподобнейших Ксанфопулов...» (Ath. Iver. 949. Fol. 20, кон. XVII - нач. XVIII в.). По данным Д. Кономоса , Коринфскую кафедру он занимал приблизительно между 1454 и 1466 гг. ( Conomos. 1985. P. 80). В певч. рукописях самые ранние упоминания М. с указанием этого сана появляются с сер. XV в. (напр.: «Третья стопа [πος], сочиненная священнейшим митрополитом Коринфа кир Марком...» (Ath. Iver. 975. Fol. 304, сер. XV в.), «Из монастыря Ксанфопулов господина Марка, митрополита Коринфа», «Марка, митрополита Коринфа» (Ath. Dionys. 570. Fol. 194, 197, кон. XV в.)). Сохранился автограф М.- Матиматарий Ath. Vatop. 1527 с колофоном: «Иеромонаха из [монастыря] Ксанфопулов Марка» - и датой окончания работы над рукописью - 1 сент. 1434 г. Кроме того, в источниках утверждается, что М. жил ранее Мануила Хрисафа (ок. 1439 - ок. 1469): «[сочинение] Паламы, украшено кир Марком, митрополитом Коринфа, а затем [Мануилом] Хрисафом, глас 2 плагальный «Владыка, не остави нас сирых»» (Ath. Iver. 1205. Fol. 376, сер. XVII в. (см.: Στθης. 1977. Σ. 106); Ath. Dionys. 569. Fol. 364v, 1685 г.),- вероятно, творчество этих мелургов разделял небольшой промежуток времени.

http://pravenc.ru/text/2562204.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ ХАЛКЕОПУЛ Герасим Халкеопул [греч. Γερσιμος Χαλκεπουλος] (1-я пол. XV в.?), иером., визант. мелург. Согласно свидетельству в Анфологии Athen. Bibl. Nat. 2406 (1453 г.), Г. Х. происходил из г. Фессалоники. С этим согласуется и тот факт, что один из самых ранних источников, содержащий ряд творений Г. Х.,- Пападики Konstamon. 86 (1-я пол. XV в.) - отражает именно фессалоникийскую певч. традицию. Выявление корпуса распевов Г. Х. затруднено тем, что в рукописях его творения часто смешиваются с произведениями одноименных мелургов визант. и поствизант. периодов: Герасима Паламы , Герасима из мон-ря Ксанфопулов , Герасима Агиорита , Герасима Лавриота и др. В ряде рукописей (CPolit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 6, 1680 г.; Athen. Bibl. Nat. 900, 1692 г.; Lesb. Leim. 459, ок. 1700 г., 8, кон. XVIII в.; Laur. Μ. 93, 1728 г.; Pantel. 901, 1734 г.; Xeropot. 307, 1767 и 1770 гг.) Г. Х. назван учеником визант. мелурга Мануила Хрисафа , акме к-рого приходится на сер. XV в. Однако творения Г. Х. встречаются уже в рукописях, датируемых неск. более ранним периодом, чем деятельность Мануила Хрисафа (БАН. РАИК. 154, 1430 г., и Konstamon. 86). Из надписаний известно также, что Мануилу Хрисафу принадлежит неск. обработок мелоса Г. Х.: это стихира в Неделю ваий «Изыдите, языцы» на 4-й глас «кир Герасима, украшенная кир Хрисафом» (Gregor. 3, кон. XVII в.), анаграмматизм Ксена Корониса (1-я пол. XIV в.) 3 святителям (30 янв.) «Проповедники священныя» (Τος κρυκας τος ερος) на 4-й плагальный глас, обработанный (μεταβληθν) сначала Г. Х., а затем Мануилом Хрисафом, и анаграмматизм Г. Х. на Благовещение «Благовествует Гавриил» на подобен 4-го плагального (8-го) гласа Τ θματα τ λογικ, также обработанный Мануилом Хрисафом (Ivir. 975, сер. XV в., автограф Мануила Хрисафа (?); Paul. 128, сер. XVIII в.; БАН. РАИК. 154; Xeropot. 383, 2-я пол. XV в.). Эти свидетельства можно рассматривать как аргументы в пользу того, что Г. Х. жил ранее Мануила Хрисафа и потому не мог быть его учеником (см.: Герцман. 2000).

http://pravenc.ru/text/164637.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Матиматарий письма Космы Македонца. 1670 г. (Iver. 991. Fol. 1) [Греч. μθημα], в греч. церковной музыке пространное искусное муз. произведение на текст псалмового стиха, стихиры- самогласна , икосов Акафиста , подобна , кондака , отпустительного тропаря и др. Этот термин употребляется уже в трактате Мануила Хрисафа «О теории искусства пения» (сер. XV в.; см.: Conomos D., ed. The Treatise of Manuel Chrysaphes, the Lampadarios: On the Theory of the Art of Chanting and on Certain Erroneous Views That Some Hold About It. W., 1985. (MMB. CSRM; 2)), а также в трактате иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов (того же периода см.: Hannick C., Wolfram G., ed. Gabriel Hieromonachos: Abhandlung über den Kirchengesang. W., 1985. (MMB. CSRM; 1)). Название этого жанра, вероятно, связано с его сложностью: изучение и последующее исполнение М. требовало определенной подготовки (μθημα, букв.- «урок», «занятие»). Это подтверждает изучение певч. рукописей, в которых М. регулярно предшествуют указания: «внемли» (πρσχες), «фторальное и сложное» (φθορικν κα δσκολον), «очень сложное» (παν δσκολον). Эти произведения, принадлежащие к пападическому мелодическому стилю (весьма искусному, мелизматическому и высокохудожественному), складывались в певч. практике с кон. XIII в. Для жанра М. характерно использование большого количества особо выразительных технических приемов, обогащающих восприятие смысла текстов и способствующих достижению совершенства в искусстве создания мелоса. Для этой цели авторы М. использовали следующие способы. Прежде всего, в М. содержатся пространные мелодические формулы ( тесисы ), к-рые включают продолжительную последовательность простых ритмических долей, что позволяет использовать различные певческие приемы для выражения содержания текста. К этим приемам относится, во-первых, включение восходящих или нисходящих мелодических фраз (περιοχς) - в зависимости от того, какие слова необходимо выделить (напр., восходящие - на словах «небо», «гора», «взываю», нисходящие - на словах «земля», «преисподняя» (καταχθνια), «поклонение»). Во-вторых - использование различных интервальных родов для создания особого эмоционального состояния (θος, ψυχικ κατσταση), также в зависимости от смысла текста. Напр., такие слова и фразы, как «рай», «спасение», «избавление», «радость ангелов» и др., распеты в основном в диатоническом роде, к-рый содержит интервалы, выражающие радостное настроение, в то время как на словах «ад», «смерть», «грех», «горе» и им подобных используются преимущественно интервалы хроматических звукорядов. Кроме того, слова «молю», «спаси», «очисти» распеваются с соответствующими модуляциями (μεταβολς), чтобы придать им бóльшую «жизненность».

http://pravenc.ru/text/2562578.html

В рукописях встречаются и др. образцы мелоса Г. К.: Трисвятое на 4-й глас для пения в конце Великого славословия на праздники Честного Креста (Xen. 148, 1824 г., и др.), иногда сопровождающееся ремаркой, что оно является сокращением (σντμησις - Paul. 15, 1813 г.) «древнего» мелоса (Pantel. 992, 20-е - 40-е гг. XIX в., и др.) или мелоса Мануила Хрисафа (Doch. 404, ок. 1840 г.); песнопение, заменяющее Трисвятое на литургии - «Δναμις. Елицы во Христа» 1-го плагального гласа (Pantel. 934, 1818 г.; 953, ок. 1815-1825 гг., и др.); песнопение Великого четверга «Вечери Твоея Тайныя» на 2-й плагальный глас Πα (Pantel. 987, ок. 1815-1830 гг.; БАН. Собр. А. А. Дмитриевского 2, 2-я четв. XIX в., и др.); причастен «Знаменася на нас» 3-го гласа Γα (Pantel. 1028, сер. XIX в.); ирмос канона праздника Преполовения «Чужде матерем девство» 4-го плагального гласа; многолетствование «Τν δεσπτην κα ρχιερα μν» на глас βαρς Ζω, поющееся во время облачения архиерея (Doch. 1244, ок. 1810 г., и др.); стих «Возлюблю Тя» на 2-й глас, поющийся на литургии во время целования мира (Pantel. 906, 1816 г.; 1013, 1805 г.); воскресные песнопения гласа βαρς Ζω, в т. ч. догматик «Мати убо позналася еси» (Xeropot. 409, ок. 1835 г.; Pantel. 1021, XIX в.), ирмосы Петра Берекета в «изложении» (ξγησις) Г. К. (Gregor. 40 кон. XVIII - нач. XIX в.), и нек-рые др. Составленный Г. К. мелос песнопений присутствует в большом числе списков кон. XVIII - нач. XX в. Полных автографов муз. творений Г. К., судя по опубликованным описаниям, пока не найдено. В Анастасиматарии-Анфологии РНБ. Греч. 840 (сер. XVIII в.), некогда находившемся в личной б-ке Г. К., сохранилась его запись, а также выполненные им варианты распевов нек-рых слов ( Герцман. Т. 1. С. 369-370). Немало прижизненных списков его творений находятся в различных собраниях: Gregor. 11, Pantel. 976, Paul. 20, Xeropot. 377 (кон. XVIII в.), БАН. РАИК. 47, Gregor. 40 Xen. 143, Xeropot. 305 (рубежа XVIII и XIX вв.), Pantel. 1013 (1805 г.), Athen. Merlier. 8 (1805-1815 гг.), Doch. 1244, Xeropot. 299 (ок. 1810 г.), Athen. Stamati Ioannidi, Aegion. Taxiarch. 5, C Polit. Bibl. Patr. K. Ananiadou. 3, Karakal. 228 (1811 г.), Philoth. 126 (1812 г.), Paul. 15 (1813 г.), Doch. 311, Pantel. 998 (1815 г.).

http://pravenc.ru/text/164381.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ НОВЫЙ КУКУЗЕЛЬ Иоасаф Новый Кукузель [греч. Ιωσαφ νος Κουκουζλης], мон., греч. мелург. Согласно свидетельствам источников, расцвет творческой деятельности И. Н. К. приходится на нач. XVII в., когда он жил на Афоне. Биографические сведения о нем известны гл. обр. из ремарок к его муз. произведениям. Наиболее часто встречающиеся в источниках песнопения И. Н. К.- это херувимская песнь литургии Преждеосвященных Даров «Ныне силы небесныя» на 2-й плагальный (6-й) глас, а также ряд кратим и ихим по гласам (обычно от 6 до 9 кратим с названиями или без), обозначенных как «уменьшенные и переложенные» (σμικρυθντα κα παραλλαγντα) И. Н. К. (это произведения: Иоанна Клады - одно, украшенное Прасином, на 1-й глас и другое на глас βαρς; иером. Гавриила из монастыря Ксанфопулов , украшенное патриархом К-польским Феофаном Карикисом, на 2-й глас; Мануила Хрисафа на 1-й и на 1-й плагальный гласы; Григория Буниса Алиата на 2-й плагальный глас). С именем И. Н. К. связаны подобны по гласам (в ркп. Ath. Laur. Κ. 164. Fol. 233: «...распето господином Иоасафом новым Кукузелем»), а также «воскресные стихиры святого Иоанна Дамаскина, поющиеся по гласам во Святую и Великую Неделю Пасхи, во всю Пятидесятницу и в воскресные дни…» (см. Матиматарий Стихираря, т. 8, составленный хартофилаксом Хурмузием Гиамалисом - Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri. 734. Fol. 61-86v: «…распето (μελισθντα) Иоасафом новым Кукузелем»). Именование этого мелурга в рукописной традиции «новым Кукузелем» свидетельствует о его одаренности в области пения и составления песнопений и является единственным случаем, когда имя маистора прп. Иоанна Кукузеля употребляется для характеристики таланта др. мелурга. Весьма важным, хотя и мало распространенным произведением И. Н. К. является полная муз. версия Ирмология, 2-я по времени в истории данной греч. певч. книги. Историческое и эстетическое достоинство этого произведения особенно значительно и состоит в «небольшом» (κατ μικρν, как это охарактеризовано в источниках) украшении сложившегося к тому времени мелоса Ирмология (см., напр., ркп.

http://pravenc.ru/text/578126.html

[греч. ναποδισμς от ναποδζω - двигаться назад, возвращаться], вид визант. церковно-певч. композиции эпохи калофонического пения . А., как и анаграмматизм (в рукописях эти термины часто смешиваются и взаимозаменяются), обозначает перестановку частей поэтического текста песнопения (чаще всего - самогласной стихиры, реже - стихов псалмов, кондаков, ирмосов) с целью придания ему новых смысловых оттенков по желанию мелурга ; структурным элементом в данном случае является не слово или фраза, а более крупный раздел песнопения, называемый «стопа» или «колено» (πος). А. в отличие от анаграмматизма поется всегда строго с начала стопы. Количество колен (чаще всего - 2) в песнопении зависит от содержания и характера поэтического текста - описательного, повествовательного, содержащего прямую или косвенную речь, библейские стихи и т. д. Если при обычном исполнении песнопения колена отделяются одно от др. мелодически, то при А. вначале поется 1-й стих выбранного мелургом раздела и далее весь текст песнопения подвергается перестановке. А. засвидетельствованы с XIV в., они помещались в Пападики , калофонических Стихирарях , Матиматариях . В Матиматарии, составленном Хурмузием Гиамалисом († 1840), содержатся песнопения, разделенные на 2 стопы (самая многочисленная группа: напр., стихира на Преображение «      » 2-го плагального (6-го) гласа в калофонической обработке Мануила Хрисафа (S. Sepulcri. gr. 732. Fol. 243v) или прп. Иоанна Кукузеля (см. пример)); встречается деление на 3 колена (напр., стихира св. прав. Евдокиму (31 июля) «      » (Πς μ θαυμσωμεν) 1-го гласа, распетая теми же мелургами и Иоанном Гликисом (S. Sepulcri. gr. 732. Fol. 173-181)); иногда количество разделов доходит до 4 и даже 5 (как в стихире на Благовещение «      » (Απεστλη γγελος) 1-го гласа в обработке Михаила Падзаса (S. Sepulcri. gr. 731. Fol. 102-118v)). Если перестановка ограничивается стихами одного раздела, то композиция называется «колено», а не «А.». По наблюдению Й. Раастеда , при А., как и при анаграмматизме, может происходить смена гласа, а начало стопы часто приходится на те части текста, где в некалофонических Стихирарях стоят мартирии и энихимы . Пример

http://pravenc.ru/text/114774.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРЕЙ СИГИР [греч. Σιγηρς - Молчаливый] (1-я пол. XIV в.), визант. мелург. Его сочинения содержатся в древнейшем кодексе Пападики 1336 г. (Athen. Bibl. Nat. gr. 2458) с надписаниями: «Андрея» (Fol. 119v), «кир Андрея» (Fol. 172), «доместика кир Андрея» (Fol. 119) и «протопсалта кир Андрея» (Fol. 136v). Самое известное творение А. С.- муз. обработка икоса 4-го плагального (8-го) гласа «        » (Αυτς μνος πρχεις θνατος - 1-я строфа кондака визант. гимнографа Анастасия ), поющегося в родительскую субботу периода Пятидесятницы (Ψυχοσββατον τς Πεντηκοστς; в рус. традиции называется Троицкой). В указанной рукописи это песнопение именуется «кондак, поемый над усопшими», в Пападики 1458 г. Мануила Хрисафа - «Икос кир Андрея. Этот поется после кондака, на седьмой песни» (Ath. Ivir. gr. 1120. Fol. 487v), в рукописи нач. XVII в. из мон-ря Симона Петра - «икос, поемый над телом [усопшего]» (ν τος λειψνοις - Ath. Simon. Petr. gr. 1. Fol. 217). Из соч. А. известны также: аллилуиарии 1, 2 и 3-го гласов; стих «      » (Διαρρξωμεν τος δεσμος - Пс 2. 3) в калофонической обработке; стихи «    » (Λγον γαθν - Пс 44. 2) 1-го гласа; стихи антифона на литургии на Рождество Христово «          » (Ανρ, Μακριος νρ φοβομενος τν Κριον - Пс 111. 1) 4-го гласа; стих «              » (Πληρωθτω τ στμα μου ανσες σου Κριε - Пс 70. 8) 1-го плагального (5-го) гласа; воскресный причастен «    » (Ανετε τν Κριον) 1-го «тяжкого» (πρωτβαρυς) гласа (РНБ. Греч. 237. Л. 370). В Матиматарии хартофилакса Хурмузия Гиамалиса (нач. XIX в.) содержатся следующие творения А. С.: матима 1-го гласа из службы свт. Григория Богослова (25 янв., хвалитная стихира на «Слава») «    » (Τν λραν το Πνεματος - S. Sepulcri. gr. 730. Fol. 378v); хвалитная стихира святых мучеников Сергия и Вакха (7 окт.) «          » (ρδβλθυοτεΗ τ καλν, τ τερπνν) 3-го гласа, впосл. украшенная и расширенная Мануилом Хрисафом (S. Sepulcri. gr. 728. Fol. 38v); хвалитная стихира в Великий четверг 4-го плагального (8-го) гласа «        » (Μηδες, πιστο - S. Sepulcri. gr. 733. Fol. 256). Лит: Στθης Γ. Θ. Η σματικ διαφοροποηση πως καταγρφεται στν κδικα ΕΒΕ 2458 τους τους 1336//ΚΒ Δημτρια - Επιστημονικ Συμπσιο Χριστιανικ Θεσσαλονκη - Παλαιολγειος Εποχ. Θεσσαλονκη, 1989. Σ. 169-188; idem. Χειργραφα. Τ. 1-3 [по указателям]; idem . Αναγραμματισμο κα μαθματα. Σ. 105, 108-109, 122, 170, 182, 196; Χατζηγιακουμς. Χειργραφα Τουρκοκρατας. Σ. 383; Герцман Е. В. В поисках песнопений Греческой Церкви: Преосвященный Порфирий (Успенский) и его коллекция древних музыкальных рукописей. СПб., 1996. С. 198. Г. Статис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/115318.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010