В 82-й беседе на Евангелие от Матфея свт. Иоанна Златоуст, толкуя Мф. 26:29 («Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего»), говорит: «А что значит: “Новое [вино]”? Новым, то есть необыкновенным образом, не в теле подверженном страданию, но уже бессмертном, нетленном и не имеющем нужды в пище Итак, по воскресении, Христос ел и пил не в силу необходимости, – тогда тело Его уже не нуждалось в этом, – а для удостоверения в воскресении. Но для чего по воскресении Он пил не воду, а вино? Для того, чтобы совершенно исторгнуть другую злую ересь. Так как некоторые в тайнах употребляют воду, то, чтобы показать, что и при установлении таинства употреблял вино, и по воскресении, когда без таинства предлагал обыкновенную трапезу, также употреблял вино, говорит: “от плода сего виноградного”» . Это место слово в слово цитирует монофизитский богослов-неоплатоник Иоанн Филопов в свотм произведении «Против афтартодокетов»,  также почти дословно это толкование приводится в Катенах на Новый Завет. В слове на Святую Пасху, приписываемом свт. Иоанну Златоусту, Пасха называется нетленной пищей (φθαρτος τροφ) для людей, предвозвещением «древних и новых таинств, видимых на земле и на небесах, созерцаемых теми, кто принял их новыми и со священным познанием» . По словам, приписываемым преподобному Макарию Великому, человек, очистивший сердце, пребывает в созерцании неизреченной красоты (ρρητον κλλος) божественного света, и подобно тому, как младенец, пребывающий на руках матери, радуется ей и питается ею молоком, точно так же и «имеющие в себе истинный свет Духа и связанные со Христом, созерцая Его, покоятся и радуются " радостию неизреченною " (χαρ νεκλαλτ ср.: 1 Петр. 1:8), ибо от Него питаются пищей нетленной (τρφονται τροφν φθαρτον), и в Нем живут жизнью истинною (ζσι ζων ληθινν)» . Филон Иудейский в толковании на Чис. 11:5-6 говорит о том, что манна является образом нетленной небесной пищи (τν ορνιον φθαρτον τροφν) .

http://bogoslov.ru/article/6026878

В нем Бог поместил Моисея так же, как там Адама. И говорил с ним Бог, как с Адамом, и Моисей говорил с Богом , как Адам. Меж тем не имел Адам, как Моисей, надежды на то, что исполнится обетование, что здесь явится во плоти Единородный Сын Божий и Бог. Тот Рай имел древо жизни, но не Саму Жизнь. Этот имел благодать Духа, явно большую, чем то древо жизни, в пророках, возвещавших истинную и совершенную жизнь, которая будет дана во Христе. В том Раю не было ни трудов, ни забот, а были деревья и спелые плоды для пищи; в этом же – манна, готовая небесная пища, как сказано : «И пили из последующего камня воду» ,сладчайшую меда; но не только это, но и: « Одежда их и обувь не обветшали и не истлели» ,но росли вместе с их телами, и «не было в коленах их болящего» . Жителям первого Рая преступление заповеди угрожало смертью и проклятием, а жители этого, если кто из них не исполнит Закона Божия, имели надежду на оставление грехов и благословение жизни вечной по обещанию Христа прийти и сделать невозможное для них возможным не к осуждению несоблюдших Закона, но для спасения уверовавших. В первом Раю был огненный меч, охраняющий вход к древу жизни и не допускающий к нему Адама с его потомством. Второй – архангела Михаила, бдящего и охраняющего тех, кто внутри, не позволяя рассеянным народам войти внутрь. Так предустроил тогда Бог, что воссоздание Адамово произойдет через ребро Адама, поэтому и жена была тогда сотворена от мужа без соития, дабы потом от ребра, взятого от Адама, без истечения и соития родился от жены муж, который есть Христос и Бог и чрез которого обновлен будет Адам. В Раю втором Бог предвозвестил Аврааму, что соберет в семени его все изгнанные народы и соединит их в одно стадо . Когда же они, вкушавшие такие блага и до и после вступления в Землю Обетованную, преступили заповедь Господню, где сказано: « Слушай, Израиль: Господь, Бог твой, Господь един есть» и « да не поклонишься богу иному» , и когда они «приносили сыновей своих и дочерей своих в жертву бесам» , и« ели тук жертв их[и] пили вино возлияний их» , и « поклонялись делу рук своих, тому, что сделали персты их» , и « убили же святых и камнями побивали пророков» , и « обращались назад, как предательский лук» , и « раздражили богами иными и мерзостями своими Бога, питавшего их в пустыне, и позабыли Его» , – что же сделал Бог, избравший их посреди всех народов? Разгневался ли или отвернулся от них? Нисколько! Вместо того Он послал Своего Единородного Сына омыть грехи их, ибо они уподобились язычникам, как написано: «И смешались с язычниками и научились делам их» и « не разумели достоинства своего» .

http://bogoslov.ru/article/4791059

Видно, страшно показалось ему быть отлученным от пресладкого Учителя, ибо знал, что Он есть Сын Божий, Свет миру, Жизнь и Воскресение всех. Не позволял он Учителю своему умыть ноги себе по причине горячей веры своей, но скорый на сопротивление, скор был и на послушание, ибо то и другое было в нем от великой любви. Когда возлежал Господь на последней вечере с учениками Своими, Он, «приемь... хлеб и благословив преломи, и даяше учеником, и рече: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И приемь чашу и хвалу воздав, даде им, глаголя: пиите от нея еси, сия бо есть Кровь Моя, Новаго Завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ). О сладчайший Иисусе, Царю всесвятый! Ты даровал ныне нам спасительную вечерю в воспоминание пречистых Твоих страданий, – вечерю, которой многие цари и пророки желали бы сделаться причастниками, вечерю бесценную, дивной премудростью и светом Трисиятельного Божества сияющую. Поистине это великая и таинственная вечеря: на ней закалается Агнец Божий за всех верных и приносится в жертву Богу Отцу Своему. О святая и преблагословенная вечеря, на которой предлагается небесная и бессмертная манна! И блажен тот, кто вкусит ее сладости: он жив будет вовеки! Даровал нам Господь вкусить сладости манны небесной, этого хлеба, для Ангелов вожделенного, хлеба небесного, хлеба живота вечного. Иудеи часто хвалились манной, которой отцы их питались в пустыне. Но Господь сказал им: «отцы ваши ядоша манну в пустыни, и умроша», но кто будет с верой вкушать хлеб, который Я дам ему, тот «не умрет, но жив будет во веки» ( Ин. 6:49–51 ). Есть и ныне между нами много таких неверующих: это новые фарисеи – лицемеры. В гордости своей они обезумели, дерзают возражать Господу, а верных учеников Его поносят, и вслед за иудеями зловерными говорят: «Как может быть в хлебе Тело Сына Божия, а в вине – Кровь Его?» Ты же, православный воин Христов и Сын Церкви Сионской, так должен спросить у злочестивого хулителя Святых Таин: «Может ли Бог совершить что-нибудь выше сил и разума человеческого?» А когда он ответит: «Конечно может», то ты скажи ему: «Почему же Он не может дать Плоть Сына Божия в снедь? Что для тебя неудобно, то для Бога весьма удобно и возможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Возражение 3. Далее, главная сила этого таинства состоит в том, что оно, будучи своего рода «viaticum», приводит нас в царствие небесное. Но это в первую очередь прообразуется таинством искупления, когда, по словам апостола, «однажды в год один только первосвященник, не без крови» входил во «Святое Святых» ( Евр. 9 ). Следовательно, похоже, что эта жертва была более значимым образом этого таинства, чем пасхальный агнец. Этому противоречат следующие слова апостола: «Пасха наша», Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать... с опресноками чистоты и истины» ( 1Кор. 5, 7, 8 ). Отвечаю: в этом таинстве мы можем усматривать три вещи: то, что является только таинством, а именно хлеб и вино; то, что является действительностью и таинством, а именно истинное тело Христа; и, наконец, то, что является только действительностью, а именно следствие этого таинства. Со стороны того, что является только таинством, главным образом этого таинства было приношение Мельхиседека, который предложил хлеб и вино. Со стороны содержащегося в этом таинстве распятого Христа образами были все жертвы Ветхого Завета, но в первую очередь – искупительная жертва, самая священная из всех жертв. Со стороны же следствия главным образом была манна, имевшая «всякую приятность по вкусу каждого» ( Прем. 16, 20 ) (ведь и благодать этого таинства во всех отношениях укрепляет душу). Пасхальный же агнец прообразовывал это таинство во всех трех отношениях. В первом отношении постольку, поскольку его ели вместе с пресным хлебом, согласно сказанному [в Писании]: «Пусть съедят мясо его... с пресным хлебом» ( Исх. 12, 8 ). Во втором отношении постольку, поскольку он приносился в жертву всеми сынами Израилевыми в четырнадцатый день месяца, что прообразовывало страсти Христа, Которого называют Агнцем по причине Его невиновности. В отношении же следствия постольку, поскольку благодаря крови пасхального агнца сыны Израилевы были спасены от ангела-губителя и вызволены из египетского плена. Следовательно, главным образом этого таинства является пасхальный агнец, поскольку он представляет его во всех отношениях.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Вопрос: Что такое «слава» в христианском понимании? В советские времена слова «славить» и «прославлять» имели несколько сомнительный смысл, и понятно почему. А что такое «слава» как неотъемлемое свойство Бога? Отвечает иеромонах Иов (Гумеров): Советская идеология была суррогатом религии: отсюда фетишизация государства и партии, культ вождей, многочисленные памятники-идолы, особая символика. Воинствующая борьба против христианской веры понадобилась для того, чтобы заменить поклонение Божеству как Всесовершенному Духу поклонением человеку и его земным делам. Всякая подмена христианства имеет демоническое происхождение. Само слово «слава» было одним из средств мифологизации реальности. В Священном Писании понятие «слава» (евр. кавод; греч. докса) выражает важнейшее свойство Бога – Его абсолютное величие. Оно обнаруживается в Богоявлениях. Поэтому в Библии «слава» часто означает самого Бога в проявлении Его могущества и в сиянии святости: «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40: 34). Позже при освящении храма присутствие Бога также передается словом «слава»: «И не могли священники войти в дом Господень, потому что слава Господня наполнила дом Господень» (2 Пар. 7: 2). Слава Господня часто открывается людям через дивные дела Божии. Впечатляющим свидетельством славы Божией является сотворенный Им мир: «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18: 2). Слава Его открывается также в знамениях и чудесах (переход через Чермное море, манна в пустыне и др.), в судах Его над непокорными и развращенными народами и людьми: «И убоятся народы имени Господня, и все цари земные – славы Твоей» (Пс. 101: 16). В будущей жизни в Царстве Небесном люди будут созерцать славу Божию непосредственно: «И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец» (Откр. 21: 23). Славословить Бога не только долг человека, но и глубокая внутренняя потребность. Она есть признак духовно-нравственной возвышенности человека, ибо предполагает преодоление таких губительных пороков, как гордость, самость, озлобленность и неверие. ««Велик Ты, Господи, и всемерной достоин хвалы; велика сила Твоя и неизмерима премудрость Твоя. И славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих; человек, который носит с собой повсюду смертность свою, носит с собой свидетельство греха своего и свидетельство, что Ты “противостоишь гордым”. И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе» (Блаженный Августин. Исповедь. 1, 1). У человека, любящего Бога, благочестие рождает не только стремление славословить Господа, но и желание видеть славу Его признанной во всей вселенной: «Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки» (Пс. 144: 21).

http://pravoslavie.ru/7140.html

Вот поэтому-то и справедливо обличает Христос безмерно сумасбродствовавших Иудеев, думавших, что манна дарована была древним от премудрого Моисея и на этом останавливавшихся в понимании этого повествования, но совершенно не уразумевавших прообразовательного значения его, – в словах (обличает Христос): „истинно говорю вам: не Моисей дал вам“ манну. Ведь напротив, им надлежало иметь в виду и понимать, что Моисей внёс в это (чудо) одно только посредствующее служение своё. Дар этот был не обретением руки человеческой, но делом вышней благодати, в чувственных предметах описывающей духовное и указующей нам на хлеб небесный, дающий жизнь всему миру, а не питающий, как бы по предрасположению, один только народ Израильский. —489— Ин.6:34 . Раша убо к Нему: Господи! всегда даждь нам хлеб сей. Рече же им Иисус. В этих словах ясно открывается, даже и при сильном желании скрыть, цель Иудеев. С непреложной истинностью каждый может видеть отсюда, что они стремились следовать за Ним не потому, что были зрителями знамений, но потому, что ели от хлебов и насытились ( Ин.6:26 ). За это великое своё невежество они подвергаются справедливому осуждению, и к ним, думаю, действительно можно говорить: „вот народ глупый и бессердечный, – глаза у них, и не видят, – уши у них, и не слышат “ ( Иер.5:21 ). Между тем как Христос Спаситель наш посредством многих, как это можно видеть из евангелия, речей отклонял их от телесных помыслов и через всемудрое учение воскрылял их к духовному созерцанию, они не возвышаются над плотскими потребностями и, слыша о хлебе, дающем жизнь миру, мечтают ещё о земном хлебе, богом имея чрево, по написанному ( Флп.3:19 ), и будучи одержимы пороками чрева, чтобы справедливо услышать, что „слава в сраме их“ (там же). Речь эту найдёшь весьма сходствующей с словами Самарянской женщины. Спаситель наш Христос вёл длинную речь к ней и учил о духовной воде, ясно говоря: „всякий пьющий от воды сей возжаждет опять, а кто будет пить от воды, коей Я дам ему, не возжаждет во век, но вода, которую Я дам ему, будет в нём источником воды, текущей в жизнь вечную“ ( Ин.4:13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выпрямление путей 05.10.2015 11:13:54 Светлана Коппел-Ковтун Приготовьте путь Господу , прямыми сделайте стези Ему (Мф. 3:3). Равнодушие к Богу — страшная беда для человека, потому что он не внемлет вопиющему в нём самом, как в пустыне, гласу Предтечи. Ему нет дела до путей Господних: прямы ли они, кривы ли. Проходят столетия, уходят и приходят поколения людей, но мир, лежащий во зле, остаётся жаждущей, ненасытной пустыней, которая не догадывается о том чего или, вернее, Кого жаждет. Пустыня — глуха к зовам подлинной жизни и потому остаётся пустыней. «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветёт как нарцисс» (Ис. 35:1) — так пророчествовал Исайя, живший почти за 800 лет до Рождества Христова. И вот прошло более 2000 лет после, и пустыня мира, отодвинутая, придержанная на время, вознамерилась умертвить расцвётший на её месте «нарцисс». Быть может потому, что расцвёл именно нарцисс1? Самолюбование человека и человечества стремительной ракетой нацелилось в будущее. Вряд ли когда в истории было сопротивление выпрямлению путей такой силы и концентрации, как сегодня. Ибо тотального, намеренного, технологичного искривления путей человечества, которое осуществляется ныне, не могло быть. В глобальном мире и зло глобально. Добро же раздробили и продолжают дробить «нарциссы», забывая, что добро таковым является только тогда, когда имеет в виду Целое (всеобщее). Как тухла манна небесная, припрятанная про запас из корыстных соображений, так «тухнет» и человеческое «добро», растущее на самости. Что же такое выпрямление путей Господних? Это наше движение навстречу Спасителю. Он идёт к нам, а мы должны идти к Нему: не потому, что можем прийти сами, а потому, что должны истощать своего ветхого человека в движении к новому Адаму Христу. В обычае у древневосточных правителей было посылать впереди себя гонцов, подготавливающих для них пути. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими» ( Ис. 40:3–4 ).

http://radonezh.ru/analytics/vypryamleni...

Господи! подавай нам всегда такой хлеб (Ин. 6, 34). Сказав уже, что манна питала одних только евреев, а хлеб Божий, Который Он принес с небес, даст жизнь всему миру, Иисус, продолжая прерванную речь, говорит: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Слова эти выражают ту же мысль, какую Иисус высказал самарянке, сказав: Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. «Вы просите всегда давать вам тот хлеб, о котором Я говорю. Но это зависит от вас же самих: идите ко Мне и верьте, что Я говорю вам истину, ту истину, которую поведал Мне Бог; тогда вы не будете мучиться исканием истины и пути к блаженству вечной жизни. Вы познаете и истину, и путь, и не будете уже страдать неудовлетворенностью запросов духа, голодом души. Но для этого надо верить, что Я послан Отцом Моим, а вы видите Меня, и видели совершенные Мной дела, и все-таки требуете от Меня нового знамения Моего посланничества от Бога; а почему? Потому, что вы не веруете в Меня. Вы спросили у Меня, что вам делать, чтобы творить дела Божии? И Я ответил вам, что для того, чтобы творить дела Божии, то есть исполнять во всем волю Его, надо прежде всего знать эту волю. А так как волю Божию открываю вам Я, то надо веровать в Меня; надо верить, что Отец Небесный действительно послал Меня в мир, чтобы спасти всех, и что Я творю волю Пославшего Меня. Отец хочет, чтобы все люди спаслись. Он зовет через Меня всех; и кто приходит ко Мне, тот тем самым творит волю Отца Моего, тот, по воле Отца, отдается Мне, или как бы дается Мне Отцом. И всякого приходящего ко Мне и исполняющего волю Отца, Я не только не изгоню вон из Царства Моего, но, напротив, с радостью приму, потому что воля Отца Моего, чтобы Я не погубил, а спас всех, кто во имя Его приходит ко Мне, и чтобы Я воскресил их в последний день к блаженству вечной жизни; и Я воскрешу их. Итак, слово Мое, открывающее вам волю Божию и дающее вам возможность творить дела Божии, есть истинно тот хлеб, который утоляет ваш духовный голод.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2336...

Далее, как израильтяне, по переходе чрез Чермное море, в продолжении сорока лет, подвергались различным опасностям странствования по пустыне, так и мы по крещении подвергаемся разнообразнейшим козням врагов нашего спасения 10 . Величайшим прообразом Христа служила и манна; на нее также указывает Апостол Павел: все (израильтяне) ели, говорит он, одну и туже духовную пищу (манну), которая и была прообразом Христа. Это отчасти усматриваем из следующего: когда евреи увидели в первый раз выпавшую манну, то они сказали друг другу: магу – что это; Моисей сказал им: это хлеб небесный, который Господь дал вам ( Исх.16:15 ). Манна эта и была прообразовательна живому хлебу, сшедшему с неба, – Христу. Это, как нельзя лучше, выразил сам Господь Иисус Христос в беседе с Иудеями: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко мне не будет алкать. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сшедший с неба таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живой, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить во век ( Ин.6:35–52 ). А медный змий, вознесенный Моисеем в пустыне, кого прообразовал, как не Христа? Известно из Св. Писания, с какою спасительною целью Моисей его вознес: израильтянин, укушенный змием, должен был взирать на медного змия и чрез это смотрение получал исцеление. Так, Христу надлежало быть вознесенным на крест, чтобы всяк верующий в него не погиб ( Ин.3:14, 15 ). Значит, видимое знамение (т. е чудо исцеления) служило гадательным указанием на духовное исцеление от греха чрез воззрение оком веры на распятого 11 . И как иначе понимать? Ведь и христианин бывает уязвлен грехом, и как еще часто, а чем спастись как не верою и надеждою на Иисуса Христа; только, взирая на распятого Господа, можем спастись. Чем больше вникаешь в историю ветхозаветной церкви, тем более находишь прообразы: видишь их не только в священных предметах и церковных обрядах, но даже в обычной жизни св. ветхозаветных мужей. Такой прообраз представляет лично пророк Иона. Известно, что Иона был на корабле в то время, когда он готов был сокрушиться от бури: и Христос Спаситель жил и действовал в то время, когда ветхозаветная церковь близилась к концу ( 2Кор.7:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Для начинающих жизнь духовную оно на вкус бывает как чистое словесное молоко, дабы от него возрасти во спасение ( 1Пет. 2:2 ). Для тех, которых чувства уже навыком приучены к различению добра и зла, Слово Правды становится твердой пищей ( Евр. 5:14 ), способной укрепить сердца их на священные подвиги добродетели и подать твердость в борении с действующими страстями, по сказанному: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающих ми» ( Пс. 22:5 ). Усмирившим же страсти свои манна на вид представляется уже как бдолах ( Числ. 11:7 ) – та драгоценная жемчужина, за которую отдают всё, что имеют ( Мф. 13:46 ); вкусом же она становится как лепешка с медом( Исх. 16:31 ), и даже лучше меда способна услаждать душу своими смысловыми прозрениями ( Пс. 118:103 ). Синай «В пустыню вселися великий Моисей; гряди убо, подражай того житие, да и в купине Богоявления, душе, в видении будеши». 91 (св. Андрей Критский ) Тема тропологии: О сверхъестественном познании Текст для рассмотрения: Исх. 19 гл. Употребляемые категории: · СИНАЙ – возвышенное состояние души · МОИСЕЙ – разумная способность духа человеческого · НАРОД – силы души и тела Как существу, пресмыкающемуся по земле, недоступно познание сокрытого во глубине морской, так и тому, кто не рожден от Духа Святаго, невозможно ведать сущее в мире духовном и познавать глубины Божии ( 1Кор. 2:10 ), – кроме обитающих в Самом Духе, Им живущих и Ему причастных, ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия ( 1Кор. 2:11 ). Получить познания от Духа Божия возможно лишь тому, кто вышел из Египта, избавился от преследования фараонова, начал жизнь, лишенную плотских удовольствий, насладился живой водой двенадцати источников и ежедневно питается манной небесной. Таковым Господь обещает явиться в густом облаке ( Исх. 19:9 ) в третий месяц по исходе сынов Израиля из земли Египетской, в самый день новолуния ( Исх. 19:1 ), в день Пятидесятницы, 92 в который обыкновенно сходит Дух Святый на всякого приготовленного к этому человека ( Деян. 2:1–4 ), сообщая ему вышеестественное познание Божественных вещей ( Ин. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010