По словам Господа, манна, этот небесный хлеб, была прообразом святой Евхаристии, сохраняющей нас в пустыне этой жизни. Манна была сотворена Богом, а Причастие соединяет нас с вечным Творцом. Вкушавшие манну умерли, а те, кто вкушает Плоть Господню, будут жить вечно ( Ин. 6, 27–58 ). Следующий стан был в Рефидиме, где Моисей извел воду из камня ( Исх. 17, 1–7 ). Место, в котором произошло это чудо, находится на окраине деревни Санта-Катерина. Там расположен гранитный камень с двенадцатью отверстиями, явно источавшими воду. Как известно, сколько ни бей по гранитной скале, из нее никогда не пойдет вода, и потому перед нами очевидное свидетельство чуда Господня. Сам пророк Моисей, обращаясь к очевидцам чуда, говорит, что Господь «источил для тебя источник воды из скалы гранитной» ( Втор. 8, 15 ). А это не может быть сделано никаким естественным образом. Псалмы также сообщают, что вода шла рекой ( Пс. 104, 41 ), так что возникло озеро ( Пс. 113, 8 ), а это также невозможно для небольшого родника, образовавшегося из просочившихся в известняке вод. Да и никакого обычного родника не хватило бы для того, чтобы напоить всех людей и огромные стада. Апостол Павел пишет, что этот камень, изведший воду, был знаком Христа, изведшего из Себя воду Святого Духа: «Все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос» ( 1Кор. 10, 4 ). Из этого выражения следует, что апостол признавал истинным, что камень не только один раз извел воду, но следовал за станом во время странствования по пустыне. Слова же апостола «камень же был Христос», а не «был прообразом Христа», объясняются так, что над скалой стоял Сам Господь Бог, Который и стал Христом, воплотившись. В Рефидиме на израильтян напали амаликитяне и убили всех ослабших и отставших на пути. Возглавить сражение Моисей приказал Осие Навину, а для того, чтобы он победил, Моисей дает ему имя «Иисус», предсказывая этим имя Великого Победителя диавола. Сам пророк поднялся на гору и молился, воздев руки, а когда от усталости руки его опускались, побеждали амаликитяне, а когда он вновь воздевал руки к Богу, побеждали евреи. Увидев это, Аарон и Ор посадили Моисея на камень и держали его руки поднятыми. И так победа досталась народу Божию. Само это событие прообразовывало Распятие Христа Спасителя, воздевшего руки на Кресте и сокрушившего врага людей. На этом месте Моисей поставил жертвенник Богу, названный Иегова Нисси («Господь – знамя мое»). «Ибо, сказал он, рука на престоле Господа: брань у Господа против Амалика из рода в род». ( Исх. 17, 16 ). Таково свидетельство вечного сражения между Богом и духовным Амаликом – диаволом, которое завершится в тот день, когда Бог соберет перед Собой все поколения: в день Суда. Синайское Богоявление (Исх. 19–24)

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Путь апостолов, на который их наставляет Иисус, – это путь к Богу Отцу. Единственный путь к Нему – через Сыновство Христово. Поэтому Иисус Сам был тем путём, который необходимо было проложить, чтобы открыть человечеству дорогу ко спасению. Следующими этот путь суждено пройти Его ученикам как наиболее подготовленным к тому, чтобы следовать Его тропою. В том выражается их единство с Ним, что они через Него тоже стали сынами Божьими. В притче о виноградной лозе ещё более полно раскрывается тема единства Христа и Его учеников. Ученики и все те, кто последует за ними и уверует уже после них, – это ветви животворной лозы. Без помощи Божией они бесплодные ветви, но как только оказываются привиты ко Христу, по словам апостола Павла, они, оставаясь самими собой, преисполняются Божественной жизнью. Когда Божество Христово наполняет нас, оно уподобляет нас не друг другу, но Творцу, и только в этом случае мы раскрываемся в своей неповторимости. Эта уникальность обещана каждому из нас в Книге Откровение: Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Откр.2:17 ). Готовые пойти за Христом и есть те побеждающие и вкушающие манну небесную, причём манна небесная, манна сокровенная и есть Сам Христос, Который есть хлеб, как и в Таинстве Евхаристии. Этими словами апостол напоминает нам, что Господь и есть источник духовной пищи и силы верующего: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин.6:48–51 ). Спорным для богословов является момент толкования белого камня как символа. Согласно ветхозаветной традиции первосвященник носил на нагруднике двенадцать камней с именами двенадцати колен Израилевых. Здесь же главным представляется то, что имя, высеченное на камне, будет новым и неизвестным никому, кроме того, кто им будет заново наречён, что говорит о том, что награда для каждого будет разной и измерена она может быть только тем человеком, который будет её удостоен. В готовности следовать за Христом, вкушая пищу духовную, и быть уникальным в своей встрече с Ним и есть один из аспектов того единства, о котором идёт речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«…Самый мир есть поборник за праведных» (17). Это выражение означает то, что стихии природы, являясь в руках Божиих средством наказания нечестивых, тем самым встают на защиту праведных. Прем.16:20 . Вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою и послал им, нетрудящимся, с неба готовый хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого. С 20-го стиха писатель переходит к противопоставлению египтянам еврейского народа. У тех пламя истребляло произведения их земли, «вместо того народ Твой Ты питал пищею ангельскою», которая давалась ему без всяких трудов с его стороны и в виде совершенно уже готовом для употребления. Подробности эти отмечаются для большей рельефности противопоставления. Несомненно, здесь писатель говорит о манне ( Ucx. XVI гл.). Название манны «пищею ангельскою» указывает на то, что она падала с неба, и предикат «ангельский» равнозначен прилагательному «небесный». В других местах она так и называется: Прем.19:20 ; Пс. 77:24, 104:40 . «…хлеб, имевший всякую приятность по вкусу каждого». О таком свойстве манны изменять вкус, сообразно вкусу каждого, писатель говорит на основании позднейшего предания. В книгах Моисея для этого нет основания, напротив, евреи жаловались, что только манна пред их глазами и просили себе другого рода пищи. Прем.16:21 . Ибо свойство пищи Твоей показывало Твою любовь к детям и в удовлетворение желания вкушающего изменялось по вкусу каждого. Прем.16:22 . А снег и лед выдерживали огонь и не таяли, дабы они знали, что огонь, горящий в граде и блистающий в дождях, истреблял плоды врагов. Прем.16:23 . Но тот же огонь, дабы напитались праведные, терял свою силу. 22–23 . «А снег и лед выдерживали огонь…» В XVI:14 ст. кн. Исход ( Исх.16:14 ) манна сравнивается с инеем в отношении ее чрезвычайного обилия и с янтарем ( Чис. 11:7 ) по своему прозрачному виду. В данном месте писатель тоже говорит о манне, употребляя сравнение снега и льда. Что «снег и лед» здесь образы для какого-то рода пищи, это видно из того, что писатель противопоставляет их «плодам врагов», а затем в другом месте он прямо называет манну «снеговидным родом небесной пищи» ( Прем.19:20 ). Этими образами манны писатель пользуется для усиления противоположности между египтянами и евреями: град побил хлебные поля египтян, а евреям посылалась пища, похожая на град; «огонь… истреблял плоды врагов», а посылаемый евреям хлеб, хотя он и походил на снег и лед, однако не таял от огня, евреи питались им и среди зноя пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Так вот, допустим, Господу угодно насытить нас самой незначительной, по нашим меркам, пищей (скажем: простым, хлебом, овощами, рыбой), дабы мы яснее ощутили Его любовь к нам и Его всемогущество, – и возблагадарили Его. «Все возможно Богу» ( Мк.10:27 ). Спаситель благословляет этакую простую пищу, а все жирные, сладкие, сытные блюда – то есть наиболее лакомые и вкусные для нашей плоти – остаются на столе неблагословенными. Употребляя благословенную Богом пищу, ужели мы не насытимся? Ужели мы останемся голодными, питаясь тем, что Бог благословляет? Никак нет! Некогда, по повелению Божию, манна питала израильтян в пустыне. И была манна: для отрока – хлебом, для старца – елеем, для младенца – медом, и каждым усвоивалась сообразно потребностям его возраста. 118 Что и говорить: «хлеб ангельский ел человек» ( Пс.77:25 ), и вкус этого небесного хлеба был по вкусу, по желанию каждого ядущего... Все возможно Богу. Вспомним еще Даниила и трех отроков еврейских в Вавилоне, которые во исполнение отеческого закона не вкушали яств от царского стола, а питались овощами, и были здоровее, красивее питавшихся со стола царского... Все возможно Богу. «Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне, – говорит Спаситель, – не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин.6:35 ). 119 Все возможно Богу. Итак, Господь присутствует среди нас. Но, как только наше сердце взволнуется от ветра гордыни, или оно окажется во мраке ярости, или его захлестнет какая-то нечистота; – Господь со скорбью покидает нас и отходит, – может быть, к самой входной двери. Смиренный, Любящий, Он стоит там – у косяка дверей, и наблюдает за всеми нами: как мы едим, что говорим и что у каждого из нас творится в сердце. Его любящий взгляд пронизывает суть каждого из нас. Он и сейчас наблюдает за нами: за мною, – что и как я сейчас говорю и за вами – как вы слушаете меня. И горе мне, если я что-то скажу по превозношению перед вами, скажу что-то лукавое, что-то лживое... О, какой укоризненный взгляд Спасителя тогда меня пронзит! Да не будет сего ни со мною, ни с вами!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail-Truhano...

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 3-й седмицы по Пасхе Ин., 21-е зач., 6: 35–39 Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете. Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон, ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца. Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день.   Христос снова и снова называет Себя хлебом жизни. Он – Хлеб жизни, ибо Он произрастает от древа жизни. Он – Хлеб живой, в отличие от обычного мертвого хлеба, и питает нас Своей плотью. Христос – вовеки живой, вечный Хлеб. Сколько бы не проходило времени, учение Христа распятого и воскресшего будет укреплять и утешать верующих в Него. Он дает жизнь миру. Манна в пустыне только сохраняла и поддерживала жизнь. Христос дает жизнь умершим от греха. Манна была предназначена только для Израиля, но Христос дан для жизни всего мира. Он – Хлеб, сошедший с небес. Это свидетельство о Богочеловеческой личности Христа, о Божественном происхождении всякого истинного блага, которое мы приемлем через Него. Господь показывает, что значит веровать в Него: Приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда. Они будут насыщаться от источника жизни. И вечная смерть не коснется их. Какая милость и честь, и утешение – веровать во Христа. И Христос с печалью говорит о тех, кто видел Его и не верует в Него. Как может человек веровать в Него, если всего себя предает миру и жизни по плоти? Но хотя иудеи, которые видели Его, не веруют в Него, есть у Господа овцы, которые не от сего двора, и тех подобает Ему привести ко спасению. Все, что дает Мне Отец, – говорит Христос, – ко Мне придет, и приходящего ко Мне не изгоню вон. Как радостно для нас слышать это слово Христово! От нас зависит только придти ко Христу, и Он приведет нас к Отцу Небесному. Его красота и любовь, и мудрость влекут нас к Нему. Чувство предельной нужды и страх опасности влечет нас к Нему. Все на свете – и жизнь, и смерть – влечет нас к Нему. И твердо Его обетование: «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Как много сказано в этих словах! Потому что у нас есть основание бояться, что Он изгонит нас.

http://pravoslavie.ru/3215.html

Две же половины, это – ветхий и новый завет; а с вышнего края до нижнего, это – от начала мира, когда создан был человек, чрез всю средину событий, о которых повествует священная история, до скончания мира. Но спрашивается: какая из завес храма раздралась, внешняя или внутренняя? Мне кажется, что во время страданий Господа раздралась та завеса, которая в скинии и в храме висела снаружи, и называлась внешней: ибо ныне отчасти видим, ибо мы отчасти знаем; когда же настанет совершенное ( 1Кор. 13:9–10 ), тогда должна раздратья и внутренняя завеса, чтобы увидели мы все таинства дома Божия, ныне сокровенные для нас. Увидим тогда, что значат два херувима, что – прорицалище, что – сосуд золотой, в котором скрыта была манна. Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно (там же, ст. 12); и хотя завеса истории разодралась для нас, чтобы открыть нам вход в притвор Божий, но тайники Его и все вообще таинства, которые хранятся заключенными в Иерусалиме небесном, мы знать не можем. Итак во время страданий Господа потряслась земля соответственно тому, что писано у Аггея: еще раз, и Я потрясу небо и землю; и придёт Желанный всеми языками ( Агг. 2:7–8 ), да с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном ( Мф. 8:11 ). И камни распадутся, т.е. загрубелые сердца язычников; или камни, это – все вообще предсказания пророков (которые и сами вместе с апостолами от камня – Христа получили названия камней); и заключавшееся в них под густым покровом закона, прорвавшись, открылось народам. И гробы, о которых писано: вы есте гроби, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты ( Мф. 23:27 ), открылись для того, чтобы вышли из них бывшие прежде мертвыми в неверии, чтобы ожили со Христом воскресшим и живым, вошли в Иерусалим небесный, имели житие отнюдь не на земле, но на небе, и умирая с Адамом перстным, воскресли бы с Адамом пренебесным. Далее, при буквальном понимании места, никому не должно казаться несообразным, что Иерусалим по смерти Спасителя называется святым градом; ибо до разрушения его апостолы всегда входили в храм, и исполняли обряды закона, чтобы не подавать соблазна уверовавшим из иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

«Кто есть от Бога». Точнее: «сущий у Бога» ( παρ το Θεο). Это выражение указывает на предшествование Христа у Бога, причем Он и «видел» Отца. Ин.6:47 .  Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Ин.6:48 .  Я есмь хлеб жизни. Ин.6:49 .  Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; Ин.6:50 .  хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Доказав иудеям, что они не имеют никакого права роптать на то, что Христос требует от них веры в Его божественное посланничество, Христос снова (ср. стихи 35 и 40) начинает говорить о том, что только вера в Него дает вечную жизнь и спасение и что Он именно есть действительный хлеб жизни. Манна, на которую иудеи выше указывали Христу как на небесный хлеб (стих 31), не давала силы вечно жить, евшие ее умирали. Хлеб же небесный должен быть таким, чтобы ( να) вкушающий от него не умирал (стих 50). Но в каком смысле здесь употреблено выражение «не умирал»? Обещает ли здесь Господь вкушающим от действительного небесного хлеба бессмертие и по телу? Нет, из стиха 40 видно, что и верующие во Христа и, следовательно, вкушающие небесный истинный хлеб должны также умереть: Христос воскресит их в последний день. Следовательно, здесь Христос хочет сказать только, что вкушение истинного небесного хлеба дает человеку возможность после смерти воскреснуть к вечной жизни. Отсюда можно заключить, что и слово Христа о странствовавших в Синайской пустыне евреях, что они «умерли», по преимуществу означает то, что они умерли духовно, что вкушение манны само по себе не дало им возможности вступить с Богом в такое тесное общение, которое бы продолжилось и после их смерти. Умерши телесно, они за гробом не вошли в вечную блаженную жизнь и со временем не получат блаженства 27 . Ин.6:51 .  Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Здесь Христос высказывает новую мысль, еще более непонятную и неприемлемую для иудеев: «Я хлеб живый», т.е. имеющий в Себе жизнь и могущий сообщать жизнь верующим ( ζν), «сшедший с небес», т.е. в известный момент принявший плоть человеческую. Кто будет есть этот хлеб, тот будет жить вовек, т.е. такой человек и теперь живет настоящей жизнью, и будет продолжать жить, несмотря на то, что душа его в смерти разлучится с телом. И тут же Христос прямо объявляет, что «хлеб», о котором Он говорит, есть «Плоть» Его, «которую» Он отдает «за жизнь мира».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Но какую печальную картину видим часто сегодня: не победившие, нет – полностью потерпевшие поражение, не раскаивающиеся, далекие от верности Христу, приступают к этому сокровенному таинству. Небесная манна обращается в испепеляющий огонь. Господи Боже наш, как взираешь на сие?! Но будет и Небесная вечеря Агнца. Сам Господь преподаст тогда победившим лукавого сокровенную пищу, небесные блага, к тому столу уже не приступит ни один в небрачной одежде. Блаженны имеющие вкусить сокровенную манну с того «стола»! Не вкусившие идоложертвенного вкусят манну сокровенную, не запятнавшемуся любодеянием дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает . В крещении, в слезах покаяния убеляется человек, ему дается как бы белый камень и на нем начертано его новое имя. В крещении человек получает новое имя, которое записывается в Книгу Жизни на небесах. Некогда был древний обычай. При состязаниях царь брал белую плиточку, писал на ней имя победителя, разламывал ее, так что одна часть была у него, а другая – у победителя. И когда потом многие претенденты приходили к царю, то их плиточки не подходили к царской – излом был не такой и никакого имени не получалось. Но один был, чья половинка плиточки точно подходила к царевой, это и был победитель. Так и в христианстве. Многие поищут, как войти, но не войдут ( Лк. 13:24 ). Не подойдет их плиточка к царской, не подходит их земная жизнь к небесной, не получается нового имени. Сей камень белый и имя новое получает только победивший, облекшийся в белую ризу праведности, носящий имя Христа, не отрекающийся от Него и не порочащий Его. Четвёртое послание Откр.2:18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. И в Фиатирах при апостолах была основана Церковь . Господь представляет Себя им как Сын Божий, ибо знает, что у них есть лжепророчица, и многие последовали ее учению. Ей, лжепророчице, Он противопоставляет Себя, Сына Божия, Истинного Бога, второе Лицо Пресвятой Троицы. У Которого очи, как пламень огненный , видящие и готовые испепелить всякое беззаконие в этой Церкви. Ноги подобны халколивану , чтобы судить нераскаянных. Ибо, как у медного жертвенника во дворе скинии древние иудеи своими жертвами удовлетворяли правде и суду Божию, сами же раскаивались, так в суде над нераскаянными удовлетворится правда Божия, о чем говорят ноги Судии, подобные меди.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Об установлении Евхаристии мы находим яснейшие свидетельства в Евангелиях Матфея, Марка и Луки и у апостола Павла. Но еще раньше фактического установления Евхаристии Иисус Христос держал обстоятельную о ней беседу пред учениками и народом после чудесного насыщения пяти тысяч пятью хлебами. Чудесно насыщенный народ начал по утру искать Иисуса Христа на пустынном берегу и, не найдя Его там, переправился на лодках в Капернаум; встретив Его здесь, народ спрашивал Его, как Он мог оказаться тут, когда не было даже и лодки для переправы? Иисус Христос, не отвечая на этот вопрос, сказал: «Вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, а потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную: такую пищу даст вам Сын Человеческий, на котором положил Свою печать Отец-Бог». «Что же нам делать, чтобы творить дело Божие?» – спросили Его. Иисус Христос отвечал: «Вот дело Божие, чтобы веровали в Меня – в Того, Кого Он послал». На это сказали Ему: «Какое же Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? Отцы наши ели манну в пустыне»... Иисус Христос отвечал: «Манна – хлеб не небесный: Кто питается небесным хлебом, тот не умирает, а отцы ваши ели манну и умерли». Превосходство такого хлеба пред манною было так понятно, что все сказали: «Господи! подавай нам всегда такой хлеб». Тогда Иисус Христос сказал: «Я Сам, Сын Божий, сшедший с неба, и есть тот хлеб жизни, которого вы просите; для того и послал Меня Отец Небесный, чтобы верующие в Меня имели жизнь вечную и Я воскресил бы их в последний день». Иудеи возроптали на Него за то, что Он сказал: «Я хлеб, сшедший с неба». Иисус Христос сказал им: «Истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я – хлеб живой, сшедший с неба; ядущий этот хлеб будет жить во век. Хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я предам за жизнь Мира. Для вас это непонятно, потому вы и не верите моим словам. Но Я говорю и повторяю: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя – истинная пища и Кровь Моя – истинное питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем». – Такое учение показалось до того странно и неудобоприемлемо, что многие из учеников оставили Иисуса Христа. Даже и ближайшие, самые преданные Ему сказали: «Жестоко слово сие и кто может послушати е?» На этот ропот Иисус Христос отвечает: «Мои слова о питании Моею Плотию и Кровию соблазняют вас; вы этому не верите. А что же вы скажете, когда увидите Сына Человеческого восходящим туда, где Он был прежде? Разве это удобопонятнее и вероятнее? А это вы увидите. Дух животворит, плоть не пользует нимало. Слова, которые Я говорю, суть дух и жизнь» ( Ин.6:11–63 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Ст. 11–12. …И на другой день Пасхи стали есть из произведений земли (Ханаанской)... А манна перестала падать... Как первоначальное появление манны в пустыне Син 78 , так и внезапное исчезновение ее на полях Иерихонских показывает, что это был хлеб небесный и чудесный. Прекращается она тогда именно, когда Господь провел народ свой через пустыню Аравийскую, и довел до земли Обетованной, и когда евреи получили возможность питаться естественными произведениями земли. Ст. 13–14. Иисус, находясь близ Иерихона (вероятно, для осмотра и военных наблюдений над окрестностями Иерихонскими), взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч... Наш ли ты, или из неприятелей наших?... я вождь воинства Господня!... По мнению большей части отцов и учителей церкви 79 , сей небесный вождь был ни кто иной, как Михаил Архангел, богопоставленный покровитель и хранитель народа еврейского 80 . Посему-то, в православной церкви на день Архангела Михаила, 8 ноября, и читается паремия, заимствуемая из этого, именно, места книги Иисуса Навина. Чудесное и ободрительное явление архистратига воинств небесных было как нельзя более благовременно для вождя еврейского; ибо для него наступил великий и решительный день, которым должна была открыться борьба с сильнейшими и враждебными Ханаанскими племенами, для постепенного введения народа Божия в обетованное наследие!... Ст. 15. …Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих... Иисус так и сделал... Из этого обстоятельства видно, что явление архистратига Господня было не во сне, или в некотором восхищении чувств, а на самом деле. Снятие обуви было в древности знаком благоговения к святыне. Поскольку же Ангел Господень говорит от имени Иеговы, то он требует обычных знаков богопочтения 81 . Глава 6. Взятие Иерихона а) Откровение о способе завладения Иерихоном (ст. 1–4). б) Порядок шествия Израильтян вокруг Иерихона (ст. 5–15). в) Заклятие, произнесенное Иисусом Навином на город Иерихон (ст. 10–18). г) Падение Иерихона и спасение семейства Раави (ст. 19–24). д) Завещание Иисуса относительно Иерихона (ст. 25–26).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010