Отдельные авторы, как, напр., Феодор Мопсуестийский, не отвергая учения божественного закона об изначальной святости брака, истолковывает Мал 2. 16 как разумное основание для развода в том случае, когда он позволяет избежать убийства супруги из-за зашедших в тупик невыносимых отношений ( Theod. Mops. In Mal. 2. 16). Подобным образом и блж. Феодорит замечает, что Бог, зная неистовый нрав иудеев, дозволяет зло меньшее - развод, чтобы избежать большего зла - убийства ( Theodoret. In Mal. 2. 16). Др. авторы замечают, что, хотя закон дозволял развод в крайних обстоятельствах, нельзя делать это допущение предлогом для совершения нечестивых деяний, в т. ч. союза с иноплеменными женами ( Суг. Alex. In Mal. 2. 15). V. Эсхатологические прообразы пришествия Мессии (Мал 3. 1-12). Вслед за новозаветным употреблением (Мф 11. 10) ранними авторами слова М. о послании Богом в последние времена ангела традиционно понимали как относящиеся к св. Иоанну Крестителю ( Iren. Adv. haer. III 11. 4) и к Самому Спасителю ( Tertull. Adv. Iud. 9). Уже сщмч. Климент Римский истолковывал Мал 3. 1 в эсхатологическом контексте как обетование о ниспослании духовных даров от Господа перед Его пришествием в свете всеобщего воскресения ( Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 23). В том же контексте и свт. Кирилл Иерусалимский считает, что в этом стихе говорится о двух пришествиях Христовых - слова пророка: «...внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» - пророчески предвосхищают Его земное служение; др. отрывок: «Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» (Мал 3. 1с - 2а) - повествует о Его пришествии в день Страшного Суда ( Суг. Hieros. Catech. 15. 2). После свт. Кирилла истолкование этого отрывка в контексте двух пришествий Спасителя становится основным (см., напр., Aug. De civ. Dei. 18. 35). Так, напр., блж. Иероним полагал, что 2 части стиха Мал 3. 1 также имеют разных адресатов: слова «Вот, Я посылаю…» произнесены от лица Иисуса Христа св. Иоанну Предтече, «внезапно придет в храм Свой Господь...» - так Господь прообразовательно говорит о Самом Себе в 3-м лице. Также блж. Иероним, ссылаясь на мнение др. экзегетов, приводит аллегорическое истолкование этих слов, согласно к-рому приготовление ангелом, т. е. св. Иоанном, путей (Мал 1. 3) иносказательно совершается в сердцах верующих, куда Господь ранее не возжелал снизойти по причине их развращения, при этом упоминание о храме указывает на самого человека (ср.: 1 Петр 2. 5; 1 Кор 3. 16 - Hieron. In Mal. 3. 1).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Аггей, Захария и Малахия жили после плена в Палестине и также сравнительно чистым еврейским языком пользовались; Даниил жил в плену и пользовался арамейским или арамеизированным языком, а Ездра и Неемия после плена в Палестине писали по-арамейски. Отчего такая разность? Оставляем ответ позднейшим библеистам. Как каноническое богодухновенное писание, книга пророка Малахии упоминается Премудрым Сирахом. Так, о пророке Илии Сирах говорит: вписан во обличения на времена, утолити гнев прежде ярости и обратити сердце отчее к сыну и устроити колена Иаковля ( Сир.48:10 ). Это назначение пророка Илии «вписано» в пророчествах книги Малахии (4:5–6). Господь Иисус Христос прилагает к Иоанну Предтече пророчество Малахии: сей бо есть о нем же есть писано: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11 ­­ Мал.3:1 ). Евангелист Марк тем же пророчеством также в приложении к Иоанну Предтече начинает свое Евангелие ( Мк.1:2 ). Архангел Гавриил другими словами того же пророка Малахии характеризует Иоанна Предтечу: и той предыдет пред Ним (Мессией Иисусом Христом) духом и силою Илииною обратити сердца отцем на чада ( Лк.1 ­­ Мал.4:5–6 ). Несомненно, на этом же последнем ( Мал.4:5–6 ) пророчестве Малахии основывалось неоднократное уподобление Иисусом Христом Иоанна Предтечи пророку Илии: аще хощете, той есть Илия хотяй прийти ( Мф.11:14; 17:10 ; Мк.9:10 ). Апостол Павел приводит следующее место из книги Малахии: яко же есть писано: Иакова возлюбих, Исава же возненавидех ( Рим.9 ­­ Мал.1:2 ). Новая западная экзегетическая литература: Vitringa. Observationes sacrae. VI. Reinke. D. Prophet Malachi. 1856. Kohler. Die Weissagungen Maleachis. 1865. В русской литературе есть две экзегетических монографии: Грецов. Книга пророка Малахии. Чтения в Общ. Люб. дух. просв. 1888, июнь-сентябрь, и отдельно: М. 1839 г. П. Тихомиров. Пророк Малахия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1903 г. Последняя очень ценна и по обстоятельному исследованию библиологических вопросов, и еще более по обстоятельнейшей экзегетике всей книги. Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Общий вывод из детального обозрения их: подлинность, неповрежденность, богодухновенность и высочайший во всех отношениях их авторитет для христиан. Теперь перейдем к обозрению неканонических книг и отделов, к вопросу об их происхождении и авторитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

В день суда, к-рый станет тьмой для грешников, «Солнце правды» воссияет для боящихся имени Божия, к-рые выйдут ему навстречу, живя в действительности словно в темнице ( Hieron. In Mal. 4. 1-3). Эти слова также понимают как указание на 2 пришествия Христа: при воплощении, когда Его свет воссиял сидящим во тьме греховной, и в конце мира, когда Его свет принесет полное богопознание и «восстановит одержимых долгим сном - смертью» (1 Кор 13. 10-12; Theodoret. In Mal. 4. 2; Суг. Alex. In Mal. 4. 2-3). Только Феодор Мопсуестийский истолковывает эти известные в христ. традиции интерпретации слова (Лк 1. 78; Ин 8. 12) как слова поддержки и заботы Бога о своих верных людях, исторически относя их к событиям времен Маккавеев как к периоду особого проявления божественной помощи Своему народу ( Theod. Mops. In Mal. 4. 2). Именование Христа «Солнцем правды» (Мал 4. 2) наряду со словами Зах 8. 7 (ср.: 1 Ин 1. 5) становится обоснованием Его богослужебного почитания с обращением молящегося в сторону Востока ( Ioan. Damasc. De fide orth. IV 12). Ориген считает, что верующий «побуждается всегда смотреть на восток, откуда восходит Солнце правды (Мал 4. 2), откуда рождается свет» ( Orig. In Lev. 9. 10). Днем, когда взошло «Солнце правды», называется в христ. гомилетике День Господень, т. е. день Его божественного Воскресения ( Hieron. In die dominica Paschae 2//PL. 30. Col. 214). VIII. Явление прор. Илии перед наступлением Дня Господня (Мал 4. 5). Это пророчество, прочно связанное в раннехристианской традиции с явлением св. Иоанна Крестителя на проповедь, недвусмысленно ассоциируется с прор. Илией уже в Евангелиях (Мф 11. 14; Мк 6. 15; Лк 9. 8). Учитывая это соотнесение, комментаторы достаточно редко говорили о нем (см., напр.: Ephraem Syr. In Mal. 4. 6), уделяя основное внимание эсхатологическому прочтению слов М. Тертуллиан, обличая еретиков, верующих в переселение душ, отмечал, что слова Мал 4. 5 следует понимать как божественное обетование, нашедшее свое исполнение в лице св. Иоанна Предтечи духовным образом (Ин 1. 12) ( Tertull. De anima. 3. 5).

http://pravenc.ru/text/2561704.html

В книге пророка Исаии находится ряд ясных мессианских пророчеств. Это предсказание о рождении Эммануила ( Ис.7:14, 9:6-7 ); о пророческом служении Господа Христа ( Ис.9:1-2, 11:1-10, 35:1-10, 42:1-4, 50:4-5, 61:1-3 ); о Предтече Мессии ( Ис.40:1-11 ); о страданиях Мессии ( Ис.50:6-9, 52:13-53:12, 59:20-21 ); о славе Вечного Царства ( Ис.60:1-22 ). В книге пророка Иеремии, хотя и немного мессианских пророчеств ( Иер.6:27, 9:1, 11:18-20, 23:5-6 ), он сам является живым прообразом внутренних и внешних страданий Мессии ( Иер.1:5 ; Мф.16:14, 23:37, 24:2 ; Лк.23:28 ). История о пророке Ионе представляет интерес как прообраз Воскресения Христа ( Мф.12:39-40, 16:4 ) и проповеди Евангелия ( Мф.12:41 ; Лк.11:30, 32 ), а так же свидетельство Промысла Божия о языческих народах. В книге пророка Иезекииля важны прообразы воскресении мёртвых ( Иез.34:1-14 ) и затворённых вратах храма ( Иез.44:1-4 ). Историческую часть книги пророка Даниила можно ограничить содержанием лишь Дан.1:1-4, 19-21, 2:1-49 и Дан.3:1-26, 88-97 . Пристальное внимание нужно уделить пророчествам о втором пришествии Спасателя ( Дан.7:13-14 ; см. Мф.26:63-65 ) и о седьминах ( Дан.9:20-27 ). Из книги пророка Осии целесообразно разобрать пророчества о Церкви ( Ос.1:1, 2:23 ср. Рим.9:25, 26 , 1Пет.2:10 ) и о победе над смертью ( Ос.13:14 ср. 1Кор.15:55 ). Книга пророка Михея содержит пророчество о рождении Мессии в Вифлееме ( Мих.5:2 ср. Мф.2:6 ), но его можно опустить. О мессианских пророчествах Аггея ( Агг.2:9 ср. Евр.12:26 ), 3ахарии ( Зах.3:8-9, 4:12-13, 9:9-10, 11:13, 12:10 ) и Малахии ( Мал.3:1-4 ср. Мф.11:10 ; Мк.1:2 ; Лк.7:27, 4:5-6 ср. Мф.17:10-11 ) можно рассказать в разделе о последнем Завете, заключённом при Ездре. Литература Проект программы библейской истории Священного Писания Ветхого Завета А. Первобытный или Завет дел Б. Завет благодати или восстановленный. I. Завет со всем человечеством II . Патриархальный Завет III . Завет с израильским через Моисея народом IV. Завет Божий с царём Давидом. V. Раскрытие значения Завета Божия с царём Давидом через пророков

http://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhe...

Аггей, Захария и Малахия жили после плена в Палестине и также сравнительно чистым еврейским языком пользовались; Даниил жил в плену и пользовался арамейским или арамеизированным языком, а Ездра и Неемия после плена в Палестине писали по-арамейски. Отчего такая разность? Оставляем ответ позднейшим библеистам. Как каноническое богодухновенное писание, книга пророка Малахии упоминается Прем. Сирахом. Так, о пророке Илии Сирах говорит: вписан во обличения на времена, утолити гнев прежде ярости и обратити сердце отчее к сыну и устроити колена Иаковля ( Сир.48:10 ). Это назначение пророка Илии «вписано» в пророчествах книги Малахии (4:5–6). Иисус Христос прилагает к Иоанну Предтече пророчество Малахии: сей бо есть о нем же есть писано: се Аз посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит путь Твой пред Тобою ( Мф.11:10 = Мал.3:1 ). Евангелист Марк тем же пророчеством также в приложении к Иоанну Предтече начинает свое евангелие (Мк.1:2). Архангел Гавриил другими словами того же пророка Малахии характеризует Иоанна Предтечу: и той предыдет пред Ним (Мессией Иисусом Христом) духом и силою Илииною обратити сердца отцем на чада ( Лк.1:17 = Мал.4:5–6 ). Несомненно, на этом же последнем (4:5–6) пророчестве Малахии основывалось неоднократное уподобление Иисусом Христом Иоанна Предтечи пророку Илии: аще хощете, той естъ Илия хотяй приити ( Мф.11:14; 17:10 ; Мк.9:10). Ап. Павел приводит следующее место из книги Малахии: яко же есть писано. Иакова возлюбих, Исава же возненавидех ( Рим.9:13 = Мал.1:2 ). Новая западная экзегетическая литература: Vitringa Observationes sacrae. VI. Reinke. D. Prophet Malachi. 1856. Kohler. Die Weissagungen Maleachis 1865. B русской литературе есть две экзегетических монографии: Грецов. Книга пр. Малахии. Чтения в Общ. Люб. дух. просв. 1888, июнь сентябрь, и отдельно: M. 1889 г. П. Тихомиров. Пророк Малахия. Святотроицкая Сергиева Лавра. 1903 г. Последняя очень ценна и по обстоятельному исследованию библиологических вопросов, и еще более по обстоятельнейшей экзегетике всей книги. Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Общий вывод из детального обозрения их: подлинность, неповрежденностъ, богодухновенность и высочайший во всех отношениях их авторитет для христиан. Теперь перейдем к обозрению неканонических книг и отделов, к вопросу об их происхождении и авторитете.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Кирилла Александрийского , «не к Зоровавелю во всей своей истинности относилось (это) слово пророка, но вернее, оно было к Иисусу Христу, как прекрасно предызображенному в лице Зоровавеля, потому что он был и из колена Иудина, и царь, и вождь освобожденных из плена, и как бы начальник над зиждущими дом Господень» 367 . – «В осмый месяц второго лета, при Дарии, бысть слово Господне к Захарии пророку» ( Зах.1:1 ), которое повторилось потом и «в четвертое лето, в четвертый день месяца девятого» ( Зах.7:1 ). Св. Ефрем Сирин утверждает, что и Захария «предвидел пришествие Господа на­шего» 368 и пророчествовал о Христе, ибо «все, под различ­ными образами сказанное (у сего пророка) о Зоровавеле, по его мнению, указывает на Христа, к Нему относится, и на Нем исполнилось» 369 . Точно также и св. Иустин Мученик говорит, что Захария «приточно показывает таинство Христа и прикровенно возвещает Его», ибо «откровение, бывшее в Вавилоне при священнике Иисусе в народе» Иудейском ( Зах.3 ), – по его объяснению, – «было предсказанием того, что имело быть совершено нашим Священником – Христом» 370 , Который у сего пророка назван еще «востоком» ( Зах.6:12 ) 371 , а также, – камнем, имеющим семь очес ( Зах.3:9; 4:10 ), т. е. всезрящим 372 ; кроме того, «Ангел истолковывает ему видение и устройство Светильника ( Исх.25:31–40 ), относит (оное) ко Христу» ( Зах.4 ) 373 ; да и вообще, по замечанию сего св. Отца, про­рок «постоянно имеет в виду избавление, имеющее совер­шиться некогда чрез Христа, и тайну Его изображает мно­гими способами» 374 . «Современником упомянутым пророкам (Аггею и Захарии) или же очень немного после них был и божественный Малахия» 375 . Задачею пророческого служения Малахии было возвестить, что скоро явится вестник, названный «ангелом Господним» ( Мал.3:1 ) и «Илиею Фесвитянином» ( Мал.4:5 ), т. е. Предтеча Господень Иоанн ( Мф.11:10, 14 ; Мк.1:2 ; Лк.1:17; 7:27 ) 376 . «А в конце пророчества, – по замечанию св. Кирилла Александрийского , – речь идет о явлении Спасителя нашего, когда будет приноситься Богу чистая и бескровная жертва» 377 ( Мал.3:3, 4 ), а также, по мнению св.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Енох (Иуд 14 — «Бывшие от века святые пророки»; Лк 1.70, Деян 3.21) Авраам (Быт 20.7 ср. Пс 105.14–15) Моисей (Втор 34.10; Чис 12.01–8; Ос. 12.13) Мариам (Исх 15.20) Елдад, Модад и семьдесят (Час 11.24–29) Девора (Суд 4.4) «Человек Божий» (Суд 13.6) Б. Эпоха монархии Самуил (1 Цар 3.1) Гад (2 Цар 22.5) Нафан (2 Цар 12.1) Ахия (3 Цар 11.29) Саул (1 Цар 10.10) Давид (1 Цар 16.13) Соломон (3 Цар 3.5) Асаф, Еман и Идефун (Ефан) (1 Пар 25.1) Иоиль прозорливец (2 Пар 9.29) В. Эпоха от разделения монархии до Ассирийского периода Самей (3 Цар 12.22) Ананий прозорливец (2 Пар 16.7) Иуй, сын Анания (3 Цар 16.1) Илия (3 Цар 17.1) Елисей (3 Цар 19.16) Михей, сын Иемвлая (3 Цар 22.8) Иозиил и Елиезер (2 Пар 20.14, 37) Захария (2 Пар 24.20) Неназванный пророк (3 Цар 20.13) Неназванный пророк (4 Цар 9.4) «Сыны пророческие» (3 Цар 19.10) Одед (2 Пар 28.9) Полный список упоминания ветхозаветных пророков в Священном Писании Имя пророка Цари, правившие в это время в Книги Ветхого и Нового Завета Израиле Вавилоне/Персии Самуил 71075- 1035 1      Цар 1.1–28.20; 1 Пар.9.19- 23, 11.1–3, 26.25–28, 29.29–30; (Samuel) 2      Пар 35.1–19; 2 Езд 1.1–22; Пс 98.5; Сир 46.16–23; Иер 15.1; 3 Езд 7.33–41; Деян 3.12–24, 13.16–20; Евр 11.32–40 ок. 1000- 960 Давид, Соломон 2 Цар7.1–17, 12.1–25; 3 Цар 1.1–46; 1 Пар 17.1–15, 29.29; 2 Пар 9.29, 29.25; Пс 50, Сир 47.1 (Nathan) Гад (Gad) ок. 1000- 960 Давид, Соломон 1 Цар 22.5; 2 Цар 24.1–25; 1 Пар 21.1–30, 29.29; 2 Пар 29.25 ок.870- 850 Ахав, Охозия 3 Цар 17.1–4 Цар 2.18; 4 Цар 9.36–37, 10.10–17; 2 Пар 21.4–15; Сир 48.1–12; Мал 4.4- 6; 1 Мак 2.58; 3 Езд 7.36–39; Мф 11.12–15, 16.13–16, 17.1–13, 27.45–50; Мк 6.14–15, 8.27–29, 9.1–13, 15.34–37; Лк 1.13–17, 4.23–30, 9.7–9, 18–20, 28–36, 51- 56; Ин 1.19–27; Иак 5.16–18; Рим 11.1–5 (Elijah) Иосафат Елисей ок.850- 785 Иософат, Иорам, Ииуй, Иоахаз, Иоас 3 Цар 19.1 — 4 Цар 13.21; Сир 48.12–16; Лк 4.23–30 (Elisha) Иорам, Охозия, Гофолия, Амасия 810(?) — 750 Иоахаз, 4 Цар 11.1–15.7; 2 Пар 9.29; 3 Езд 1.38–40; Деян 2.16

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Спирит : Оставив в стороне и этот вопрос, хотел бы побеседовать с тобой о реинкарнации, которая называется также перевоплощением, или переселением душ. Мы знаем, что она отвергается вами, а между тем Священное Писание подтверждает ее. Так, оно ясно говорит о реинкарнации Илии в Иоанне Крестителе, ибо ангел возвестил об Иоанне, что он будет Предтечей Господа в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ). И Иисус сказал о нем, что он есть Илия, которому должно придти ( Мф.11:14 ), или, другими словами, тот, чье перевоплощение предсказано в пророчествах, например у Малахии (см.: Мал.3:1–4 ). В другой раз Иисус отождествил обоих пророков, когда сказал ученикам, что Илия в лице Иоанна явился вторично, хотя и остался неузнанным: говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели... Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе ( Мф.17:10–13 ). Итак, Иоанн Креститель это Илия перевоплотившийся, или заново родившийся на земле. И, наконец, есть примеры возьмем хотя бы ночную беседу с Никодимом (см.: Ин.3:3–7 ), когда Иисус говорит о «новом рождении» (то есть, опять-таки, о реинкарнации) прямо, а не иносказательно. Священник : Верно, что у пророка Малахии предвозвещено второе явление Илии. Но исполнение этого пророчества ожидается пред наступлением дня Господня, великого и страшного ( Мал.4:5 ), то есть перед концом света, и, стало быть, не может одновременно относиться к дням земной жизни святого Иоанна Крестителя. Также и слова ангела, что Иоанн предыдет Господу в духе и силе Илии ( Лк.1:17 ), не означают, что он перевоплотившийся Илия, но что он уподобится Илии проповедью покаяния, ревностью о Боге, подвигами веры и самоотречения. Равным образом нельзя буквально понимать слова Господа об уже совершившемся пришествии Илии, как и пояснение евангелиста, что они относились к Иоанну (см.: Мф.11:14; 17:10–13 ). Это со всей ясностью доказывает отрицательный ответ Иоанна на вопрошение священников и левитов, не Илия ли он (см.: Ин.1:21 ). Будь Иоанн «реинкарнацией Илии», он не стал бы отрицать то, о чем, по вашему мнению, свидетельствовал Сам Спаситель.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В Книге пророка Малахии говорится: ...Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня... ( Мал.4:5 ). Господь Иисус Христос подтвердил это пророчество: Правда, Илия должен придти прежде и устроить все ( Мф.17:11 ; ср.: Мк.9:12 ). Как Иоанн Креститель предварял первое Христово пришествие, так Илия будет предварять Второе пришествие. Иоанн Креститель предшел перед лицом Господа в духе и силе Илии, как пророчествовал архангел Гавриил праведному Захарии (см.: Лк.1:17 ). В Откр.11:3–10 говорится о двух свидетелях Божиих, которые будут пророчествовать и, после того как закончат свое свидетельство, будут убиты зверем, выходящим из бездны. По Преданию, этими свидетелями явятся Илия и Енох 1347 . 4 . Усиление зла. Прежде всего речь идет о безбожии и антихристианстве. Нечестие последних времен ап. Павел называет тайной беззакония и отступления (греч. ποστασ α) (см.: 2Сол.2:3, 7 ). В Священном Писании отмечаются следующие черты усиления зла: 1) Появление лжехристов и лжепророков, распространение ложных учений. Многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят ( Мф.24:5 ); И многие лжепророки восстанут и прельстят многих ( Мф.24:11 ); ...в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским... ( 1Тим.4:1 ); ...будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху... ( 2Тим.4:3 ). 2) Падение нравственности. По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь ( Мф.24:12 ); ...друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга ( Мф.24:10 ). Эта ненависть и разделение проникнут даже в семьи: Предаст же брат брата на смерть, и отец – детей; и восстанут дети на родителей, и умертвят их ( Мк.13:12 ; также см.: Лк.21:10 ). Господствующими состояниями духа в эти времена будут уныние, недоумение и страх (см.: Лк.21:25–26 ), а также скорбь (см.: Мф.24:29 ). Ап. Павел рисует такую картину нравов людей последних времен: ...в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:1–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Можно также видеть указание на будущее распространение Христовой Церкви по всему миру и в различных наименованиях и образах, под какими она представляется в учении Иисуса Христа и Апостолов, когда напр. она сравнивается с ветвистым древом, которое больше всех произрастений ( Мф.13:32 ), или с закваской, заквашивающею все смешение ( Мф.13:33 ) и под.; также когда называется царством небесным ( Мф.13:24. 47 ), великим домом ( 2Тим.2:20 ), полнотою ( Еф.1:23 ), единением всего ( Еф.2:12 . Слд 3:6. Кол.1:19 . слд.), а Апостолы, как вселенские учители, солью земли ( Мф.5:13 ), и светом мира ( Мф.5:14 .). Распространение Христовой Церкви по всему миру предзнаменовано было дарованием Апостолам разных языков ( Деян.2:2 . слд.) 311 , откровением Ап. Петру плащаницы, наполненной разными нечистыми животными, которые повелевалось ему есть ( Деян.10:10 ) слд. 312 . в) Сие свойство Церкви многократно и в различных видах предрекаемо было в Ветхом Завете, так напр. в обетовании о распространении благословенного потомства Авраамова по всем странам мира и о благословении, чрез одного из потомков его, всех народов ( Быт.22:17. 28:14 ); также в пророчествах о величии царства Мессии, объемлющего все народи и распространяющегося до пределов мира ( Быт.26:4. 49:10 . Втор.32:43 . (Сл. Рим.15:10 ) Пс.2:7–8. 71:8–11. 109:6 . Ис.2:2–3. 9:6–7. 11:10. 42:4. 6–7. 49:6. 55:4–5 . (сл. Деян.13:34 ); 60:1. слд. Мих.4:1 . слд. 5:3. Ам.9:12 . Зах.9:10 . Мал.1:11 . Дан.7:27 ). г) Отцы Церкви часто упоминают о распространении Христовой Церкви по всей вселенной. Св. Ириней, приступая к изложению Веры, говорит: Церковь , по всей вселенной до пределов земли рассеянная, приняла от Апостолов и их учеников сию Веру 313 . Св. Киприан: « Церковь Господня, изобилуя светом, по всему миру распространяет свои лучи. Но один свет, который везде разливается, и единство тела не терпит разделения» 314 . Кирилл Иерусалимский : «( Церковь ) называется вселенскою (Καθολικ), потому что она находится по всей вселенной, от пределов земли до пределов» 315 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010