Скотоложство – порок народов, отвергнутых Богом ( Лев.18:23 и др.), является попранием закона и целей брака, оскверняет землю ( Лев.18:28 ). Исх.22:20 .  Приносящий жертву богам, кроме одного Господа, да будет истреблен. Как народ богоизбранный, евреи должны служить Иегове; приносящий жертву другим богам является нарушителем закона, лежащего в основании завета между Богом и народом избранным ( Исх.20:5 ). Исх.22:21 .  Пришельца не притесняй и не угнетай его, ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской. Гуманное отношение к пришельцам ( Исх. 23:9 , Лев.19:33, 25:35 , Втор. 10:19 , Иер. 7:6 , Мал.3:5 ), лицам других национальностей, представляет по своим мотивам – «ибо вы сами были пришельцами в земле Египетской» – применение к частному случаю общего правила; «не делай другому того, что нежелательно для себя» ( Мф.7:12 ). Как видно из Лев.19:33–34 , закон разумеет не одно только избежание обид и пристрастное отношение к ним, но гораздо большее, именно любовь к ним: «люби его, как себя». Исх.22:22 .  Ни вдовы, ни сироты не притесняйте; Исх.22:23 .  если же ты притеснишь их, то, когда они возопиют ко Мне, Я услышу вопль их, Исх.22:24 .  и воспламенится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами и дети ваши сиротами. Легкая возможность притеснять вдову и сироту, не имеющих для себя заступника, отказать им в законных требованиях ( Втор. 27:19 ), отнять их собственность ( Ис. 10:2 , Мих. 2:9 ), обратив их в рабов ( 4Цар. 4:1 ), не должна служить приманкой для своекорыстных людей. Защитником вдов и сирот вместо умершего главы семейства является сам Бог ( Пс. 67:6 ); Он услышит вопли их, как и вопли всех нуждающихся ( Иов. 34:28 ), и накажет притеснителей вдовством их жен и сиротством детей. В основе, гуманного отношения к вдовам и сиротам лежит то же начало, что и в основе сострадательного отношения к пришельцам (см. выше). Исх.22:25 .  Если дашь деньги взаймы бедному из народа Моего, то не притесняй его и не налагай на него роста. Ссуда имеет целью не обогащение, наживу кредитора, а поддержание обедневшего ближнего ( Лев.25:35–37 ), поэтому с него и нельзя брать процентов, ни серебра, ни хлеба отдавать в рост ( Втор. 23:20 , Пс. 14:5 , Иез. 18:8, 13 и др.). Основанием для этого частного предписания является общее положение, что в народе еврейском не должно быть бедности ( Втор. 15:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Ведь пророки поставлены в предзнаменование будущего. Итак, какое значение имеет то, что Иисус и друзья его побуждаются услышать, [т. е. слова:] Приведу раба Моего Восток и проч.? Раньше Бог обещал Иисусу, сыну Иоседекову, священнику великому, что если он будет ходить по путям Его, и сохранит заповеди Его, то будет судить над домом его и охранять жилище Его, и Он даст ему служителей – по достоинству равных ангелам, а ныне говорит ему о полном счастье и совершенном блаженстве, которое имеет наступить тогда, когда придет Восток, о котором написано: Вот муж, Восток имя Ему ( Зах.6:12 ), и у Малахии: Взойдет среди [или без: среди] вас [или: вам], боящихся имени Моего, солнце правды, и исцеление в крылах Его ( Мал.4:2 ) и в книге Числ: Возстанет звезда от Иакова и человек от Израиля ( Числ.24:17 ). В Евангелии также мы весьма ясно читаем о Христе: В которых посетил нас Восток с высоты: чтобы просветить тех, которые сидят во тьме и тени смертной, чтобы направить стопы наши на путь мира ( Лк.1:78–79 ). Сей Восток называется также и камнем краеугольным ( Еф.2:20 ), ибо соединяет два народа и связывает две отдельных ограды в одно жилище. Он для неверующих есть камень соблазна, о котором говорится в Псалмах: Камень, который отвергли строители, сей [камень] был во главу угла. От Господа было сие ( Пс.117:22–23 ). На этом камне есть семь очей, о которых говорит Исаия: Произойдет отрасль от корня Иессеева и цвет произрастет от корня его, и почиет на Нем Дух Божий, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, и дух страха Божия исполнит Его ( Ис.11:1–3 ). Те, которые под священником великим и друзьями его хотят разуметь Господа Спасителя, под мужами, созерцающими чудеса, и предсказателями видят апостолов [или: учеников], которые созерцали Его таинственные знамения и из настоящего познавали будущее; в то же время в слепорожденном исцеление глаз ( Ин.9 ) они относят к язычникам, а в кровоточивой женщине ( Мф.9:20–22 ) усматривают Церковь , освобожденную от кровавых деяний.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

В то мгновение Мессия с радостью принял на себя все страдания, как написано: Он истязаем был, но страдал добровольно... как овца веден был на заклание» (из беседы на Книгу Бытия).    Эти свидетельства правоверных еврейских знатоков Священного Писания ценны тем, что показывают, какое великое значение имело пророчество Исаии для укрепления веры в спасительность Крестных страданий Мессии. Предсказания о Воскресении Мессии    Но, говоря о необходимости и спасительности страданий Мессии, пророки предсказали и Его воскресение из мертвых, и последующую славу. Исаия, описав страдания Христа, заканчивает свое повествование следующими словами: «когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу» (Ис. 53:10-12). Иными словами, Мессия после смерти оживет, чтобы возглавить царство праведников, и будет нравственно удовлетворен результатом Своих страданий. Воскресение Христа предсказал также царь Давид в 15 псалме, в котором от лица Христа говорит: «Посему возвеселилось сердце мое и возрадовался язык мой, а также и плоть моя веселится с надеждою, что Ты не оставишь души моей в аде и не дашь преподобному Твоему видеть тление. Ты показал мне пути жизни, наполнишь меня веселием пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей во век» (Пс. 15:9-11). У пророка Осии есть упоминание о трехдневном воскресении, хотя в его пророчестве речь идет во множественном лице: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: «пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил — и Он исцелит нас, поразил — и перевяжет наши раны; оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его " " (Ос 6:1-2; см. 1 Кор. 15:4). Кроме прямых пророчеств о бессмертии Мессии, об этом же фактически свидетельствуют и все те места Ветхого Завета, в которых Мессия именуется Богом (см. Пс. 2; Пс. 44; Пс. 109; Ис. 9:6; Иер. 23:5; Мих. 5:2; Мал. 3:1). Ведь Бог по Своему существу бессмертен. Также о бессмертии Мессии следует заключить, когда читаем предсказания о Его вечном Царстве (см. Быт. 49:10; 2 Цар. 7:13; Пс. 2; Пс. 131:11; Иез. 7:27; Дан. 7:13). Ведь вечное Царство предполагает вечного Царя!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2610...

Создавая человека, Господь Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). В образе и подобии Божием, которые находятся в душе человека, и заключается весь смысл нашей жизни, высшая ее цель: по своему образу и подобию мы должны стремиться к Перовообразу, т.е. к Богу, чтобы более и более Ему уподобляться и в единении с Господом находить свое блаженство; короче сказать, – цель существования человека – «богоуподобление». О таком назначении человека ясно сказано и в Ветхом Завете: «будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» ( Лев.11:44; 19:2; 20:7 ), и в Новом: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Такое блаженное единение и богоуподобление и в раю достигалось прародителями через послушание заповеди Божией ( Быт.2:16–17 ). Достойно примечания, что сила искушения диавольского и греховного ослепления заключалась в том, что диавол обещал прародителям то богоуподобление, какое они уже имели («будете, как боги» ( Быт.3:5 )), но только через преступление заповеди Божией. Так и теперь «по вся дни» диавол искушает и погубляет души людей тем, что склоняет людей найти смысл бытия и свою жизнь построить помимо Бога, через преступление Его закона; тело же искушает различным видом чревоугодия ( Быт.3:6 ). Но если диавол искушает людей, повергает их в грех и погибель, то Господь Иисус Христос спасает грешных ( Мф.9:13 ; Лк.5:32 ; 1Тим1:15 ), указывает истинный путь жизни, дает высшее удовлетворение всем силам человека: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Господь Иисус Христос – Спаситель – есть «путь», следовательно, только через Него познаем смысл бытия, через Него достигаем спасения; Он – «истина», следовательно, только через Него просветимся, достигнем премудрости; Он – «жизнь», следовательно, через Него только достигнем блаженства, покоя души, так как без Него, как без солнца ( Мал.4:2 ), нет жизни, духовной радости, а только мрак и тьма смертная ( Мф.4:16 ): Он «свет миру» ( Ин.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

   Писано было о смерти Христовой: «В руки Твои предаю Дух Мой» (Пс 30:6). Было так, эти же самые слова изрек Христос, умирая на кресте: «Отче! в руки Твои предаю Дух Мой. И, сие сказав, испустил дух» (Лк 23:46).    Писано было о Христе: «Он взял на Себя на­ши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и му­чим за беззакония наши», и прочее (Ис 53:4—5). Так и было: Христос за наши грехи пострадал. «Предан за грехи наши» (Рим 4:25; 1 Кор 15:3), «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на дре­во, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Петр 2:24).    Жертвы, вне стана сжигаемые, прообразо­вали, что Христос вне града должен постра­дать и умереть за нас. Так «и Иисус, дабы освя­тить людей Кровию Своею, пострадал вне врат» (Евр 13:12).    Так Иисус Христос пришел в мир и испол­нил все, что о Нем было написано. И «умер за грехи наши, по Писанию, и погребен был, и вос­крес в третий день, по Писанию» (1 Кор 15:3—4), и «вознесся на небо и воссел одесную Бога» (Мк 16:19).    Не умолчало Писание и о том, что Хрис­тос учеников Себе соберет и пошлет их во всю вселенную. «Вместо отцов Твоих были сыновья Твои: Ты поставишь их князьями по всей земле» (Пс 44:17). И было так: собрал Христос две­надцать апостолов и, как Царь неба и земли, поставил их князьями по всей земле, дабы на Нем, как на камне, создали Церковь Его. Они Его проповедали по всей вселенной. «По всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их» (Пс 18:5; Рим 10:18).    Объявлено и то в Писании Святом, что на­роды языческие обратятся к истинному Богу. «Помянуты будут (Богом) и обратятся ко Госпо­ду все концы земли, и поклонятся пред Ним все народы и племена» (Пс 21:28). «Не Мой народ на­зову Моим народом, и невозлюбленную — воз­любленною. И на том месте, где сказано им: вы не Мой народ, — там названы будут сынами Бога живаго» (Ос 2:23; 1:10; Рим 9:25—26). «Меня нашли не искавшие Меня; Я открылся не вопро­шавшим о Мне» (Ис 65:1; Рим 10:20). Исполни­лось это в пришествии Христовом. Помянуты были Богом и обратились ко Господу все кон­цы земли, и поклоняются пред Ним все наро­ды и племена. Почитают и славят истинного и живого Бога, Отца и Сына и Святого Духа, повергнув и поплевав на суетные свои идолы. «От востока солнца до запада хвалъно имя Гос­подне» (Пс 112:3; Мал 1:11).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

И он на самом деле распоряжался весьма решительно (ср. 1Ездр.10:8 ), а народ был ему покорен (ср. 9:4 сл. 10, 12) (стр. 68–71). По всем изложенным основаниям я и являюсь сторонником мнения о принад­лежности книги Малахии ко времени до 458 г. Подробно разбирая аргументацию прочих мнений (стр. 71–86), я раскрываю невозможность со­гласиться с ними. Что же касается более точного определения времени Малахии, то, имея в виду упоминаемый им разгром Идумеи ( Мал.1:3 ), я полагаю, что Малахия проповедовал вскоре после 484 года, когда Ксеркс окончил свою войну с Египтом (стр. 86, ср. 49 и в коммент. § 16, стр. 184). 2 В 4-ой гл. Ездры после замечания, что соседи иудеев, обиженные отказом от их участия в храмостроении, стали «ослаблять руки на­рода иудейского и препятствовать ему в строении» (ст. 4), содержится сообщение: «и подкупали против них советников, чтобы разрушить предприятие их, во все дни Кира царя Персидского и до царствования Дария царя Персидского» (ст. 5). Это все относится к истории храмостроения. Но 6-й ст. и следующие, в теперешнем тексте долженствующие относиться к той же истории, на самом деле переносят нас к событиям позднейшим и именно – наполовину ко времени Малахииной деятельности. «А в царствование Ахашвероша, читаем мы здесь, в начале его царствования, написали обвинение на жителей иудеи и Иерусалима. А во дни Артахшашты писал Бишлам, Мифредат, Табеел и прочие товарищи их к Артахшаште, царю Персидскому» (ст. 6–7). Под Ахашверошем и Артахшаштой, как теперь признано в библей­ской науке, следует разуметь Ксеркса (485–465 г.) и Артаксеркса I (465–424), – вопреки разделявшемуся долгое время библиологами мнению, что Ахашверош и Артахшашта царствовали в промежуток времени между Киром и Дарием I, т. е. от 529 до 521 года (это были Камбиз и Смердиз). Что писано было Ксерксу, мы из данного отрывка не видим, но надо думать, – что нечто подобное писанному Артаксерксу и, вероятно, результат письмо это имело подобный же, т. е. запрещение отстраивать город Иерусалим и стены его (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

204. Мы не будем заниматься причиной несоблюдения правил. Объяснений предлагается много, из экономических можем привести пример из теории игр, в соответствии с которым на индивидуальном уровне отдельным участникам часто выгодно правил не придерживаться, быть безбилетным пассажиром, использовать доверие остальных и выполнение ими правил, что на общественном уровне приводит, однако, к падению общего благосостояния. См. также: Sedláek T. Spontaneous Rule Creation. 205. Притч. 11:31. Еще один пример, коих в Ветхом Завете множество: «Можно поручиться, что порочный не останется ненаказанным; семя же праведных спасется» (Притч. 11:21). Более того, у евреев не было проявляющего себя открыто олицетворения зла, дьявола, которого также принесет с собой христианство. В рамках данной работы подробно изучить древнееврейскую этику, к сожалению, невозможно. Тем не менее ясно, что добро и зло являлись атрибутами Господа. «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис. 45:7). Еще один очень интересный пример можно найти, сравнивая две книги, описывающие одно и то же событие. В Первой книге Паралипоменон (21:1) появляется следующий пассаж: «И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян». В другой книге то же событие описано следующими словами: «Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду» (2 Цар. 24:1). 206. Зомбарт В. Евреи и экономика. С. 395. 207. Мал. 3:9–12. Про такое отношение можно прочитать во многих местах Ветхого Завета. Как пример: «…Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5–6). 208. Так это метко называет Ян Пейн в своей книге «Откуда берется зло?» (Payne J. Odkud zlo. Р. 69). Что касается последующего разделения хасидских традиций и профетических школ, ссылаюсь на: Hengel M. Judentum und Hellenismus. Р. 310–381, 394–453.

http://predanie.ru/book/218870-ekonomika...

Видение пустыни 311 . 1 . Подобно буре, несущейся по пустыне, идущей из пустыни, 2 . Видение страшное и грозное открыто мне: преступник совершает преступление, беззаконник поступает беззаконно 312 ; на меня еламитяне и послы персов идут на меня. Ныне всем воздыханиям положу конец 313 . 3 . От этого чресла мои ослабели, и муки схватили меня, как рождающую. Я напрасно старался 314 не слышать и пытался не видеть 315 . 4 . Сердце мое трепещет 316 , и беззаконие потопляет меня 317 , душа моя замерла 318 от страха. 5 . Приготовляйте 319 стол, ешьте, пейте, вставайте, князья, готовьте щиты! 6 . Ибо так сказал мне Господь: поди, поставь себе сторожа, и что увидишь 320 , скажи. 7 . И увидел я 321 двух всадников на конях, всадника на осле и всадника на верблюде. «Слушай 322 долго с большим вниманием, 8 . И позови Урию на стражу Господню». И он 323 сказал: стоял я весь день, и у полчища я стоял всю ночь, 9 . И вот едет на паре лошадей 324 самый главный всадник 325 . И в ответ он сказал: пал, пал Вавилон 326 ; и все кумиры его и изваяния лежат на земле разбитые. 10 . Послушайте, оставшиеся, и болеющие 327 , услышьте: что я услышал от Господа Саваофа, то Бог Израилев возвестил нам. Видение на Идумею. 11 . Зови 328 ко мне из Сеира. Стерегите 329 укрепления. 12 . Стерегу 330 утром и ночью. Если ищешь, ищи, и у меня живи 331 . 13 . В дубраве 332 вечером уснешь, или по пути в Дедан. 14 . Живущие в стране Феманской, несите воды на встречу жаждущим, с хлебом встречайте бегущих, ради множества убитых 333 , 15 . И ради множества блуждающих, и ради множества мечей, и ради множества натянутых луков, и ради множества павших в битве. 16 . Ибо так сказал мне Господь: еще (один) 334 год, равный году наемничьему, и слава сынов кидарских 335 исчезнет. 17 . И остаток луков у сильных сынов кидарских будет мал. Так сказал Господь Бог Израилев. 319 Слав. уготовите соотв. греч. τοιμσατε в син., альд. и компл. спп.; в ват. и алекс. – τομασον ед. ч. 324 ναβτης συνωρδος – слав. всадник двоконный, т. е. едущий на паре лошадей, вернее, в колеснице.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Глава 21 (1) Как опустошительная буря с юга, Идёт он из пустыни, Из земли страшной. (2) Ужасное видение открыто мне: Грабитель грабит, Опустошитель опустошает. Иди, Элам, Осаждай Мид, Я прекращу все вздохи; (3) Потому что утроба моя переполнилась болью, Муки схватили меня, Как муки – рождающей, Я содрогаюсь от того, что слышу, Трепещу от того, что вижу, (4) Мечется сердце мое, Ужас смущает меня, Ночь моего наслаждения – и та мне страшна. (5) Расставляют столы, Окружают седалищами, Едят, пьют.... Встаньте, князья! Мажьте щиты! (6) Ибо так говорит мне Господь: «Ступай, поставь стража, Что он увидит – пусть скажет». (7) И видит он всадников, сидящих на конях, Всадников – на ослах, Всадников – на верблюдах; И прислушивается он внимательно, Очень внимательно. (8) И кричит по – львиному, с вышки, «Господи! Я стою ежедневно, И на стражу мою выставляют меня всякую ночь (9) И вот что! Едет всадник, Человек, сидящий на коне, Отвечает он и говорит: «Пал, пал Вавилон, И все изваяния богов его, разбитые – на земле». (10) О! молотьба моя И произведение гумна моего»! Что слышал я от Иеговы воинств, Бога Израилева, то и передаю вам. XV Приговор Думе 117 . (11) Кричат мне с Сеира 118 , «Сторож! сколько прошло ночи? Сторож! сколько ночи»? (12) Отвечает сторож: Наступает утро, Но еще ночь 119 . Если вы так настоятельно спрашиваете, То возвратитесь и приходите после. XVI Приговор Аравии 120 . (13) В лесах аравийских ночуйте, караваны Дедана 121 (14) Несите воду на встречу жаждущим, Жители земли теманской 122 , Встречайте со своим хлебом беглецов; (15) Потому что бегут они от опустошения, От меча извлечённого, От лука натянутого, От тягости войны. (16) Ибо так сказал мне Господь: «Пройдёт еще год, Год такой, как наёмничий, И вся слава Кедара 123 исчезнет; (17) Мал остаток стрелков И немного храбрых потомков Кедара». – Так сказал Иегова, Бог Израилев. XVII Приговор долине видений 124 . 117 Одно из названий той части аравийской пустыни, в которой обитали потомки Измаила, сына Авраамова, от Агари, и впоследствии, потомки Исава – Эдома. Дума был шестой сын Измаила. Быт. 25, 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Жена Ахава Иезавель продолжила угрожать пророку, и он ушел в пустыню, где его кормил Ангел. Илия пророк с житием и деисусом. Икона из церкви Ильи Пророка в погосте Выбуты, близ Пскова. На горе Хорив после сильного ветра, землетрясения и огня Господь явился Илии в веянии тихого ветра и открыл, что Илия не один и еще 7000 израильтян не поклонились Ваалу. По слову Господа Илия призвал на пророческое служение Елисея, который стал ему помощником, а затем преемником. Во время последнего путешествия, когда Илия подошел к Иордану, его воды расступились. С Илией шел и Елисей. Он попросил его, чтобы Святой Дух, который был на Илии, почил на нем вдвойне. Потом огненная колесница унесла Илию на небо. Согласно книге пророка Малахии, Илия явится перед пришествием Мессии: «Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал 4: 5-6). Об этом же сказано в Евангелии от Луки (1:17). По словам Самого Христа, это пророчество исполнилось в Иоанне Крестителе, который пришел «в духе и силе Илии» (Мф 11:14, Мк 9:13). Пророк Илия – один из свидетелей преображения Господня (Мф 17:3), который говорил с Ним о Его исходе. В Послании апостола Иакова он приведен как пример человека, по искренней молитве которого пошел дождь ( Ива 5:17), то есть как пример веры в Бога. Поговорка «Петр Павел час убавил, Илия пророк два уволок» не имеет никакой связи со Священным Писанием и не говорит об особенных отношениях апостолов или пророка со временем, а просто констатирует факт, что после праздника апостолов (12 июля) темнеть начинает на час раньше, а после праздника пророка Илии пророка (2 августа) - на два часа раньше. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/kto-takoy-iliya-v-biblii....

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010