(другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.) Пророк Малахия предсказал, что пред лицем Мессии послан будет Илия, чтобы приготовить Ему путь ( Мал.4:5, 6 ). Это, конечно, не значило того, чтобы сам, взятый на небо, прор. Илия явился оттуда, а то, что явится пророк, подобный Илие, т. е. с духом и силою Ильиной ( Лк.1:17 ). Но иудеи понимали пророчество Малахиино так, что ожидали самого Илию, или Иеремию, или другого из пророков ( Мф.16:14 ; Ин.1:21 ), которые будто бы явятся с неба и приготовят их к принятию Мессии. Лк.9:9 . И речé Ирод: Иоáнна áз усекнух: ктó же éсть сéй, о нéмже áз слышу таковáя? И искáше видети егó. Лк.9:10 . И возврáщшеся апóстоли поведаша емý, елика сотвориша: и поим их, отъиде един на место пýсто грáда, нарицáемаго Вифсаида. Лк.9:11 . Нарóди же разумевше, по нéм идóша: и приéм их, глагóлаше им о цáрствии Бóжии и трéбующыя исцелéния целяше. (И сказал Ирод: Иоанна я обезглавил; кто же Этот, о Котором я слышу такое? И искал увидеть Его. Апостолы, возвратившись, рассказали Ему, чтó они сделали; и Он, взяв их с Собою, удалился особо в пустое место, близ города, называемого Вифсаидою. Но народ, узнав, пошел за Ним; и Он, приняв их, беседовал с ними о Царствии Божием и требовавших исцеления исцелял.) Отъиде (удалился) на место пусто града (близ города). Удалился, во-первых, для того, чтобы избегнуть опасности со стороны Ирода, так как еще не пришло время Его смерти; а во-вторых, чтобы дать отдых возвратившимся с дела проповеди Апостолам, так как, по словам еванг. Марка ( Мк.16:31 ), много было приходящих и отходящих, так что и ест им было некогда. – На место пусто. Пустынными местами в Свящ. писании называются местности и не совершенно дикие, а только мало обитаемые ( Мф.3:1 ). Вифсаида. Этот город именовался Вифсаидою – Юлиею и находился на северо-востоке от Геннисаретского озера, недалеко от впадения Иордана в это озеро, в области правителя Филиппа (3:1), – единственного сына Ирода Великого, о котором сохранились в народе добрые воспоминания. Народ, узнав (народ разумевше), куда удалился Господь, с учениками, поспешил, по Еванг. Марка ( Мк.4:33 ), бежал за Ним (по Нем идоша). Скажем кстати, это усердие народа слушать слово Христово не обличает ли тех из нас, которые скучают слушанием церковных проповедей? – Тут, еванг. Марк ( Мк.4:34 ) прибавляет: Иисус, увидев множество народа, сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; так как во времена Христовы не было у евреев хороших пастырей – руководителей, начал учить их много, значит, забыл и об отдыхе. Беседовал (глаголаше) о Царствии Божием. (Читай о сем царстве в объясн. 2 ст. 9 главы). Зач. 42-е. О чудесном насыщении народа пятью хлебами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Закон Божий зафиксировал письменно эту норму: «Не бери из дочерей их жен сынам своим и дочерей своих не давай в замужество, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих» (Исх. 34, 16). И «тогда воспламенится на вас гнев Господа, и Он скоро истребит тебя» (Втор. 7, 4). И, действительно, эта угроза настигала тех, кто нарушал завет Господа. Начиная со страшного поражения в Ваал-Фегоре, когда погибло 24000 человек, только удар копья Финееса прекратил наказание. (Числ. 25) В продолжение правления судий Самсон погибает из-за филистимлянки Далиды (Суд. 16), и до страшного грехопадения мудрейшего царя Соломона, чьё сердце развратили жены. (3 Цар. 11, 3). Бог незамедлительно карал тех, кто нарушал Его повеление. Причем, заповедь эта никоим образом не была связана с представлением о чистоте крови. Раав – блудница, Сепфора – жена Моисея, Руфь – моавитянка, отказавшиеся от своих лжебогов, вошли в народ Божий. Особенно важной эта заповедь стала для святых Ездры и Неемии, боровшихся со смешением избранного народа с иноплеменниками (1 Ездр. 9-10; Неем.13, 23-29). Слово Божие называет смешанные браки «великим злом, грехом перед Богом» (Неем. 13, 27), «беззаконием, превышающим голову, и виной, выросшей до небес» (1 Езд. 9, 6). Прор. Малахия провозглашает: «вероломно поступает Иуда, и мерзость совершается в Израиле и в Иерусалиме; ибо унизил Иуда святыню Господню, которую любил, и женился на дочери чужого бога». «У того, кто делает это, истребит Господь из шатров Иаковлевых бдящего на страже и отвечающего и приносящего жертву Господу Саваофу» (Мал. 2, 11-12). Не во исполнение ли этого проклятия Божия дети у таких преступников и преступниц становятся безбожниками, а часто и погибают? Когда наступил Новой Завет, закон Моисея был превзойден благодатью Евангелия: тем не менее, это повеление Господа осталось в силе. Апостольский Собор в Иерусалиме заповедал обращённым из язычников воздерживаться от блуда (Деян. 15, 29), из чего толкователи выводят действенность всех брачных запретов Ветхого Завета и для христиан. Далее апостол Павел, разрешая жене выходить второй раз замуж, добавляет «только в Господе» (1 Кор. 7, 39).

http://pravmir.ru/brak-s-musulmaninom/

закона моего» (Исх. 16:28), между тем как Моисей всегда был послушен. Что скажем об этом законе, который кажется явно противным обетованию? У Исаии написано: «аще бы еси послушал мене (Израиль)... было бы яко песок семя (число) твое» (Ис. 48:18—19). Здесь Израиль порицается за то, что он по своей вине не сделался как песок морской. Кроме того, подразумевается, что если он никогда не будет послушен, то всегда будет мал. Где же твердость обетований? Но этот вопрос возникает лишь оттого, что мы прежде хотим понять, чем поверить, и веру подчиняем разсудку. Если же мы поверим, что непременно должно быть так, как клялся Бог, то вера дает нам разумение, каковой вероломно искать умом, и мы поймем, что обетования так тверды, что твердость их больше их предполагаемой нетвердости. Ибо приведенныя слова: «если бы послушал Израиль» служат напоминанием о правосудии Божием и подтверждением обетований, по скольку одни предназначены Богом к смерти, а другие к жизни. Для того и сказал настоящим: «если бы вы послушали меня», дабы явствовало, что тех, которые будут как песок морской, он потому обетовал, что предвидел их послушание. Ибо до Господа Христа, когда это было сказано, семя Авраамово никогда не было как песок морской, что легко доказать. Во-первых, это множество Бог обетовал о Христе: «не... о семенех, яко о мнозех, но яко о едином, и семени твоему, иже есть Христос» (Гал. 3:16). Во-вторых, он обетовал все народы, что раньше Христа не могло исполниться. Если же и до Господа число сынов Израилевых было как песок морской, то — вместе с ложными братьями, которые не были сынами Авраамовыми. Ибо хотя и все от Авраама, но не все — сыны Авраамовы и не все Израиль, хотя они и Израиль; как и Апостол, когда выражает желание быть отлученным за Израильтян, которым принадлежат усыновление и заветы (Рим. 9:3—4), показывает, что они, как бы то ни было, не суть сыны Авраамовы, и, по действию плотской необходимости, скорбит о том, что они не из их числа, но обетования Божия не разоряет, говоря: «не тако же, яко отпаде слово Божие, не вси бо сущии от Израиля, сии Израиль, ни зане суть семя Авраамле, вси чада; но во Исааце...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4028...

И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности. И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2:2–5, 13–14, 16–20 ; ср.: Ос. 3 ; Ам. 3 ; Ис. 61:10; 62:5 ; Иер. 2:20–23; 3:1–3; 22: 20–22; 30:14 ; Иез. 16 ; Мал. 2:14 ). Развивая логику этого сопоставления в обратном направлении, можно сделать вывод, что главным содержанием брака, в понимании ветхозаветных пророков, являются верность и взаимная любовь супругов. Взаимная любовь и гармония супругов представлены как содержание благословенного брака в книгах Премудрости – Притчах и Экклесиасте. Суммируя сказанное, можно заключить, что ветхозаветное богословие брака понимало его как единство мужа и жены в любви – единство, прообразующее собой Завет Бога и Израиля 8 . Однако ветхозаветный брак не был совершенен – муж в нем был не просто главой, но «господином», «хозяином» и «владельцем» (ba‘al – Исх. 21:3, 22 ; Втор. 24:4 ) жены, «принадлежащей» (b e ‘ulat – Быт. 20:3 ; Втор. 22: 22 ) мужу, на что указывает и ветхозаветная терминология, применяемая для обозначения вступления в брак: «взять жену» и т. п. ( Быт. 34:4; 29:28; 34:8; 38:6 ; Исх. 34:16 ; Втор. 7:3; 22:16 ; Руфь. 1:4 ; Ездр. 10:44 ), – хотя это и не исключало согласия самой невесты ( Быт 24:57 ) 9 . Подобная терминология прямо проистекала из ветхозаветного брачного права, для которого основой брака был договор, заключавшийся между стороной невесты и стороной жениха и посвященный, главным образом, размерам брачного дара (или его эквивалента в виде работы и проч.) жениха родителям невесты, размерам приданого и различным компенсациям; заключение такого договора и передача дара фактически означали, что брак состоялся. Знаками приниженного положения жены были и допускавшаяся в Ветхом Завете полигамия, и особенности законодательства о расторжении брака, и закон о левирате, одной из основных целей которого была защита женщины, оставшейся вдовой и не имевшей полноценного наследника для наследования имущества умершего супруга.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Создавая человека, Господь Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). В образе и подобии Божием, которые находятся в душе человека, и заключается весь смысл нашей жизни, высшая ее цель: по своему образу и подобию мы должны стремиться к Перовообразу, т.е. к Богу, чтобы более и более Ему уподобляться и в единении с Господом находить свое блаженство; короче сказать, – цель существования человека – «богоуподобление». О таком назначении человека ясно сказано и в Ветхом Завете: «будьте святы, ибо Я [Господь, Бог ваш] свят» ( Лев.11:44; 19:2; 20:7 ), и в Новом: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» ( Мф.5:48 ). «Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» ( Ин.17:21 ). Такое блаженное единение и богоуподобление и в раю достигалось прародителями через послушание заповеди Божией ( Быт.2:16–17 ). Достойно примечания, что сила искушения диавольского и греховного ослепления заключалась в том, что диавол обещал прародителям то богоуподобление, какое они уже имели («будете, как боги» ( Быт.3:5 )), но только через преступление заповеди Божией. Так и теперь «по вся дни» диавол искушает и погубляет души людей тем, что склоняет людей найти смысл бытия и свою жизнь построить помимо Бога, через преступление Его закона; тело же искушает различным видом чревоугодия ( Быт.3:6 ). Но если диавол искушает людей, повергает их в грех и погибель, то Господь Иисус Христос спасает грешных ( Мф.9:13 ; Лк.5:32 ; 1Тим1:15 ), указывает истинный путь жизни, дает высшее удовлетворение всем силам человека: «Я есмь путь и истина и жизнь» ( Ин.14:6 ). Господь Иисус Христос – Спаситель – есть «путь», следовательно, только через Него познаем смысл бытия, через Него достигаем спасения; Он – «истина», следовательно, только через Него просветимся, достигнем премудрости; Он – «жизнь», следовательно, через Него только достигнем блаженства, покоя души, так как без Него, как без солнца ( Мал.4:2 ), нет жизни, духовной радости, а только мрак и тьма смертная ( Мф.4:16 ): Он «свет миру» ( Ин.8:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

2) Так Своим смирением учит нас Христос смирению, и потому говорит: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф 11:29). Смиримся же ради Того, Который ради нас так смирился. Преклоним голову нашу не только пред Богом, но и пред людьми. В нас должны, быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе (Флп 2:5). 3) Отсюда учатся дети родителям, рабы господам, подчиненные властям, люди пастырям, ученики учителям, юные старым повиноваться и почитать их. Если Христос, будучи Богом, людям повиновался, то есть Высший низшим, насколько более люди людям и низшие высшим повиноваться должны. Да посрамится же человеческая гордость и непокорность пред Сыном Божиим, так смирившимся. Он велик был и тогда, но, величество Свое скрывая, показывался как смиренный человек, и Господь всех в образе рабском обращался. Запечатлеем же, возлюбленный, сей живой образ смирения в мыслях наших и постараемся подражать Ему в том, дабы Сам Он нас возвысил. Ибо всякий унижающий себя возвысится (Лк 14:11). Спасайся.   Письмо семидесятое Ныне посмотрим, как велико то дело, ради которого пришел на землю Господь наш Иисус Христос. Сам Он да поможет нам, и мой ум да просветит, и руку мою да направит писать, и твое сердце да отверзет принять написанное. Почерпнем же все из Евангелия Его и прочего Писания Его Святого, как источника живого, для пользы и утешения нашего. Перед тем, как должен был явиться Сын Божий миру и проповедать Евангелие царствия Божия, пред Ним послан был от Бога Иоанн святой, как утренняя звезда перед восходящим солнцем, как о том через пророка прежде объявил Бог: Се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою (Мал 3:1; Мф 11:10), – и это пророчество Сам Сын Божий к Предтече Своему прилагает и Ему приписывает. Великий Предтеча родился от престарелых и неплодных родителей, Захарии и Елисаветы, и родился по обещанию Божию (Лк 1). Потом Сама Истина – Иисус Сын Божий засвидетельствовал, что он больше пророка и что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф 11:9, 11). И сами иудеи настолько высоко почитали его ради святости его, что надеялись и помышляли в сердцах своих, не Христос ли он (Лк 3:15). И жил он в пустыне, как Ангел Божий, от сопребывания и молвы человеческой удаленный, и пищей питался, и одеждой одевался самой простой, как проповедник покаяния, которое и словом и житием своим проповедовал. Этот великий муж перед самым явлением Христовым, по повелению Божию, вышел из пустыни, и пришел в страну Иорданскую, и проповедовал людям, приходящим к нему, говоря: Покайтесь, ибо приблизилось царство небесное (Мф 3:2). Идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем, и прочее (Лк 3:16). Это он о Христе Спасителе нашем говорил людям. И другие его святые проповеди во Евангелии написаны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Так говорили боящиеся Господа друг другу, и внял Господь, и услышал( Мал.3, 13–16 ) 34 . По этой именно причине, говорит апостол, некоторые думали, что иудеи говорили: Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро;и он сказал, что поистине праведен суд– суд или на тех, которые приписывают такое иудеям, или на тех, которые дерзают говорить: «Не делать ли нам зло, чтобы вышло добро». (V, B) Я знаю, что о некоторых написано, что оба они были праведны, поступая по всем заповедям и уставам Христовым 35 беспорочно ( Лк.1, 6 (с сокр.)), да и блаженный Павел сказал, что он был по правде законной непорочный( Флп.3, 6 ). Но непорочный в этом ещё не совершил того, благодаря чему он будет знаменит и прославлен. Ведь и сам блаженный Павел сказал, что он полагал всё, что в законе, тщетой и считал это равным сору, да взыщет превосходство познания Христа( Флп.3, 8 ). А с другой стороны, закон осуждает преступников, и поэтому в другом месте апостол говорит: «Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания»( 2Кор.3, 9 ). Поскольку же заповеди в нём были многочисленны, постольку совершенно неизбежно даже строгий хранитель закона в чём-либо претыкался и становился преступником закона. А что это было поистине обременительно, ясно исповедали и божественные ученики, говоря: «Что же вы ныне искушаете Бога, (желая) возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы?»( Деян. 15, 10 ). Поэтому когда эллины были под грехом, как не познавшие Творца, а иудеи – как виновные в преступлении закона, тогда живущие на земле неизбежно нуждались в оправдывающем Христе, ибо мы оправданы не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Его милости( Тит.3, 5 ). Ибо Он был Тем, Кто и в древности говорил пророческим гласом: «Я Сам заглаждаю беззакония твои и не помяну»их ( Ис.43, 25 ) 36 . Но оправдывающая благодать распространяется на всех в равной степени, я имею в виду на иудеев и эллинов, поскольку все согрешили и лишены славы Божией.Но славой Божией справедливо можно считать и незнание прегрешений, и неспособность по природе погрешить; всё же приведенное к бытию творение уступает преимуществам Божества, ибо поскользнулись даже некоторые из ангелов. Однако Бог благоволил всё соединить под главою Христом( Еф.1, 10 ), Который оправдывает даром, по благодати Его,ибо Он полагается умилостивлением в Крови Его через веру.Ведь поскольку Его собственная Кровь сделалась искуплением жизни всех, Он спас поднебесную и сделал не- бесного Бога и Отца милостивым и благосклонным к нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Теперь никто из них уже не закалает детей своих, не обращается к идолам, не покланяется тельцу. Красота девства в Ветхом Завете не была известна даже и по названию, а в Новом надлежало возсиять, о чем вот как предсказывает Давид: « ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя » (Пс. 44:15–16). Не умолчали пророки и о священниках, т. е. о епископах: « поставлю правителем твоим мир и надзирателями твоими — правду », говорит Исаия (Ис. 60:17). 8. Христос опять придет и потребует отчета от рода человеческого, между прочим и от иудеев; об этом, посмотри, как предсказывает Давид и Малахия; последний говорит: « И кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится? Ибо Он — как огонь расплавляющий и как щелок очищающий, и сядет переплавлять и очищать серебро » (Мал. 3:1–3), согласно с словами Павла, который пишет так: « день покажет, потому что в огне открывается » (1 Кор. 3:13). И Давид словами: « является Бог, грядет Бог наш » (Пс. 49:2–3), указывает также на второе пришествие Его. Первое пришествие Христа было весьма смиренное; но не таково будет второе, страх и ужас будут сопутствовать ему, ангелы — предшествовать, и самое явление будет озарять все подобно молнии: « как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого » (Мф. 24:27), говорит Господь, выражая этим блеск, возвещающий сам о себе, так как он не нуждается в провозвестнике, но являет сам себя. Тоже и Давид выражает словами: « грядет Бог наш ». Потом, изображая будущий суд, пророк присовокупляет: « пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря » (Пс. 49:3). Сказав о наказаниях, он изображает и торжественность суда: « Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой » (Пс. 49:4), разумея под землею род человеческий. Далее, вместе со всем родом человеческим упомянув и об иудеях (к которым особенно обращается), пророк продолжает так: «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве». И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог » (Пс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   Видите, возлюбленные христиане, какое лютое и тяжкое зло — злоба. Злы и горьки плоды злобы; зла и горька сама злоба, которая такие плоды рождает. Горе миру от злобы! Она всем и всячески вредит, как выше сказано, от нее никому и нигде невозможно укрыться. Когда не может иначе человеку повредить, то через свой язык пускает яд на человека. Сколько ни есть в мире бед, напастей и зол, причина им всем — злоба. Итак, горе миру от злобы! Но большее горе самим злобствующим! Они вредят телам других, и своей душе; тело других умерщвляют, а у себя души, временную жизнь у других отнимают, а у себя вечную; временно других губят, а себя навечно. К такому тяжкому злу злоба приводит.    Злобствующим, если они не хотят навечно погибнуть, должно исправиться и свое злобное сердце переменить. Этому способствует следующее:    1) Страшно злобиться христианам, кото­рым не только своих друзей, но и врагов повелено любить Господом Иисусом Христом. Страшно творить зло христианам, которым повелено и ненавидящим благотворить (см. Мф 5:44). Страшно христианам мстить, пото­му что им повелено и согрешения людям ос­тавлять (см. Мф 6:14). Мститель впадет в руки Мстителя — Бога. «Страшно» же «впасть в руки Бога живаго» (Евр 10:31)! Да внимает этому злобствующая душа и яд злобы своей да умерщвляет покаянием и сокрушением серд­ца. Иначе со своими грехами явится на Страшном Суде Христовом, и по делам своим примет (см. Мф 16:27).    2) Часто бывает, что злобные, желая по­вредить другим, прежде вредят самим себе: тот яд, который другим готовят, сами съеда­ют; тем мечом, который против других обна­жают, себя умерщвляют, и меч их входит в сердца их (см. Пс 36:15); и в тот ров, который другим выкапывают, сами впадают. Это есть то, о чем поет Псалмопевец: «Он вырыл ров и углубил его, но упадет в яму, которую сделал. Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его сойдет» (Пс 7:16—17). И Гос­подь говорит: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф 7:2).    Возлюбленные христиане! Послушаем мы увещание апостольское: «солнце да не зайдет во гневе вашем», и гнев в самом начале усмирим и укротим, и, пока мал этот беззаконный мла­денец, убьем его, чтобы не вырос и не овладел нами. Отложив всякую злобу и всякое ковар­ство, и лицемерие, и зависть, и всякое злосло­вие, как новорожденные младенцы, возлю­бим чистое словесное молоко, дабы от него возрасти нам во спасение (1 Петр 2:1—2). «Воз­любленные! Не будем подражать злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога». (3 Ин 1:11). Аминь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Быт. 25:23 Господь сказал ей: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему. Англиканская Библия делает в примечании подстрочный перевод в форме, свойственной еврейской поэзии, т. е. в параллельных антистрофах. Вот этот перевод: Два племени в твоей утробе. Два народа разделятся из твоего чрева: Народ будет сильнее народа, Старший будет служить младшему. Сравни: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» ( Рим. 9:13 ; ссылка на Мал. 1:2–3 ). Слово «возненавидел» не есть проклятие, а отчуждение от той нравственной ответственности и той работы, которая предназначалась для избранного, или, по выражению м. Филарета, просеянного или отвеянного племени, которое, с своей стороны, было отвергнуто, как только перестало служить предначертаниям Господа, ко благу всего человечества направленным. До рождения ещё, говорит Апостол Павел ( Рим. 9:11 ), когда никто из них ещё не сделал ни доброго, ни худого, Господь избирает Иакова не по заслугам их, а по своему предведению. То, что здесь предсказывается, сбывается не вполне лично с Иаковом и Исавом, а относится к их потомству, что, впрочем, явствует и из внимательного чтения текста. «Дом Исава (говорит м. Филарет) был сильнее и многолюднее, чем дом Иакова, когда этот последний возвращался из Месопотамии, т. е. Харрана ( Быт. 32:11, 33:15 ), и потомство Исава имело старейшин и царей прежде израильтян ( Быт. 36:15–21, 40–43 ). Но потом Давид поработил едомитян, или идумеев ( 2Цар. 8:14 ; 3Цар. 11:15–16 ), Иорам и Амасия наказали отложившихся ( 4Цар. 8:16–29, 14:1–7 ). Иоанн Гиркан ещё раз покорил их своему народу и обратил их к закону Моисееву (Флавий Иосиф. Antiq. L, XIII, c. 17). Быт. 25:24 И настало время родить ей: и вот близнецы в утробе ее. Быт. 25:25 Первый вышел красный, весь, как кожа, косматый; и нарекли ему имя Исав. Исав, или, как читают западные, Есау, значит «волосатый», «покрытый волосами». Это, как и оказалось впоследствии, была натура сильная, чувственная, несколько дикая, но с добрым сердцем (сравни Быт. 33:4, 9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010