а) Моисей, описывая богоявления, бывшие во времена патриархов: Агари сперва у источника на пути к Суру ( Быт.16:7–14 ), потом у клятвенного колодезя ( Быт.21:17–19 ), Аврааму, когда он решил принести своего сына в жертву Богу ( Быт.22:10–18 ), Иакову во сне перед возвращением его из дома. Лаванова в родную землю ( Быт.31:11–13 ) и когда он боролся с Богом ( Быт.32:24–30 ; ср. Ос.4:4–6 ), Валааму, когда он шел проклинать народ израильский ( Чис.22–23 гл.), а также бывшее ему самому в огненной купине ( Исх.3:2–15 ), являющегося именует часто Ангелом-Иеговою и Ангелом Иеговы (евр. Maleach-Iehovah и Maleach haelohim), и изображает Его, как лицо божественное, приписывает Ему власть, силу и действия, свойственные только Богу. Подобные этим свойства и божеское достоинство усвояются являвшемуся лицу и в описании богоявлений: И. Навину пред стенами Иерихона в образе вооруженного воина ( Нав.5:13–15; 6, 1 ), Гедеону ( Суд 6, 11–27 ), Маною ( Суд 13 гл.), причем являвшийся также называется Ангелом Иеговы. Этот же Ангел-Иегова представляется заключавшим завет с израильским народом и выведшим его из Египта ( Исх.3:2–12 ), спасшим его от руки египтян при Чермном море и предводительствовавшим им в столпе огненном и облачном во время странствования по пустыне ( Исх.14:15–31 ; Чис.20:16 ). Об этом Ангеле пр. Исаия, касаясь отношений Господа к судьбе народа израильского, говорит следующее: Он (Господь) был для них спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их, и Ангел лица Его спасал их; по любви Своей и благосердию Своему Он искупил их, взял и носил их все дни древние (63, 8–9). Кто такой этот таинственный Ангел-Иегова или Ангел лица Его, т. е. Ангел, являвший Собою лице Самого Господа? Допустить, что это есть тварно-служебный дух (хотя такое мнение принято р.-католической церковью), было бы противоречием тексту библейских повествований. Остается предположить, что это Сам Бог, но имеющий самостоятельное и отличное от неявленно пребывающего Иеговы бытие. В книгах пророческих этот Ангел-Иегова именно и изображается как то божеское лицо, которому, по определению Отца и собственному человеколюбию, надлежало явиться на земле Мессией ( Зах.12:8; 9 гл.), которое есть Ангел завета ( Мал.3:1 ), велика совета Ангел ( Ис.9:6 ). Такое понимание подтверждается и свидетельством ап. Павла о том, что И. Христос сопутствовал евреям, когда они шли из Египта в обетованную землю, чудесно давал им пищу и питие и некоторыми из них был искушаем ( 1Кор.10:4–9 ; сн. Исх.17:1–6 ; Чис.20:2–11 ). В Восточной Церкви с древних времен утвердилось мнение, что в лице Ангела-Иеговы открывался и действовал Сам Сын Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Ангелине было совестно за себя, за свои грязные мысли и осуждение, да еще и по пути в церковь. Она снова и снова смотрела на «соловья», «металлиста» и «сбитую барышню», и с каждым взглядом попутчики становились роднее и уже не раздражали ее. Совсем. До конца поездки время Ангелина провела в думах, по-прежнему укоряя себя, что так легко оступилась и даже не заметила этого, если б не Паисий и безграничная милость Божия… Перед праздничной службой Ангелина успела исповедаться, и ей стало легче. Богослужение пролетело как один миг, душа отогрелась, и сердце наполнилось. Повидав своих знакомых и поздравив их с Пятидесятницей, Ангелина отправилась обратно, на станцию «1357-й км». Рейтинг: 9.9 Голосов: 3915 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Михаил 24 июня 2018, 23:05 Господом Иисусом Христом красиво сказано: " Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам " (Ев. от Луки 6:37,38) " Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить " (Ев.от Матфея 7:1,2) " Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? " (Ев.от Матфея 6:22,23) Андрей 24 июня 2018, 18:58 Ужели русский язык ныне столь мал, немощен и уродлив, что авторы публикаций так и норовят сделать синонимами слова девушка и женщина? Ирина 22 июня 2018, 15:24 По поводу осуждения.Всякие бывают случаи.Бывает и оправдать сложно.Кто-то из современных святых или подвижников сказал: " Пожалей,и не осудишь. " Очень верно,помогает. Ljubovj 21 июня 2018, 19:25 Spasi Gospodi za rasskaz!! eto pro menja Prosti Gospodi священник Андрей 21 июня 2018, 17:05 На самом деле очень правильно и необходимо делиться с окружающими нас людьми тем кредитом доверия и благожелательности, который и мы сами постоянно получаем от Бога. И чем меньше заслуживает уважения, по нашему суду и справедливости, какой-либо человек - тем больше мы должны употреблять усилий, чтобы не осудить его и не потерять внутренний мир. А для этого очень полезно помнить о своем безответном долге перед милостью Божией.Ну а если, несмотя на все усилия, мы в ответ пожинаем злобу и неправду, то это уже относится не к нам, а идет на суд к тому, кто сказал: " Мое отмщение, и Аз воздам " (Рим.12:19).

http://pravoslavie.ru/113787.html

И конечно, эта блудница сразу же вызывает гнев царя Иерихонского. Отчего, если не оттого только, что «плоть желает противного духу, а дух – противного плоти» ( Гал.5:17 )? И еще сказано: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» ( Ин.15:18 ). Существует, таким образом, некий царь, враг этой блудницы – «князь мира сего» ( Ин.12:31 ), который преследует и хочет схватить соглядатаев Иисуса, но не может этого добиться, потому что они держат путь «на гору» ( Нав.2:16:22 ); они не шествуют по низменностям, не идут они по равнинам, но стремятся взойти на гребни холмов, на горные вершины. Вот и наша блудница говорит: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя» ( Пс.120:1 ). «Князь мира сего» не может взобраться туда, не способен он горними тропами взойти к Иисусу; но, напротив, когда, искушая, «поставляет Его на» высоту, то говорит Ему: «Бросься вниз» ( Мф.4:5–6 ), ибо всегда стремится он к низменному и падшему; там, он правит, там воздвиг он себе обиталище, и отсюда, в конце концов, низвергнется в преисподнюю. Моисей не говорил: «Стой, солнце», не властвовал он, как Иисус, над великими стихиями. Иисус же повелевает: «Стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!» ( Нав.10:12 ), и добавляет к этому Писание: «И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь так слушал бы гласа человеческого» ( Нав.10:14 ). Мой же Иисус останавливал солнце не только в то время, но и, еще более великим образом, в Своем пришествии. Когда ведем мы битву с нашими врагами и боремся, «потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» ( Еф.6:12 ), «Солнце [нашей] правды» ( Мал.4:2 ) всегда с нами, никогда не оставляет нас, не спешит зайти, ибо Сам Он сказал: «Я с вами во все дни» ( Мф.28:20 ). Он с нами не на несколько дней, но «во все дни до скончания века», пока мы не одолеем наших противников. 6 . Посмотрим, что обещает Иисус своим воинам. Сказано: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам» ( Нав.1:3 ). Это обещано жившим в то время в отношении земель Хананеев, Ферезеев, Иевусеев и прочих народов, земли которых были захвачены как наследие после изгнания населявших их нечестивцев. Посмотрим, однако, что в этих словах обещано нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

«...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) «...И созда Господь жену, и приведе ко Адаму». Гравюра из Библии Василия Кореня. 1692–1696 гг. (РНБ. ОРК. V. 4. 2. Л. 8) Первоначальный Б. получает благословение Божие (Быт 1. 28). Господь Иисус Христос, ссылаясь на это благословение: «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Быт 2. 24), учит: «Так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф 19. 5-6). «Не двое, но одна плоть» указывает на постоянное метафизическое единство супругов. «Для того-то Бог и называет ее (жену) помощницею, чтобы показать, что они одно» ( Ioan. Chrysost. In Col. 12. 5). Такое единение мужчины и женщины есть тайна; она превышает разумение человека, поэтому может быть понята лишь в сопоставлении с др. таинствами (ср.: Clem. Alex. Strom. III 12, 17). В Б. всегда присутствует Бог, об этом свидетельствует Свящ. Писание: Бог приводит жену к Адаму (Быт 2. 22); жена Богом «предназначена тебе от века» (Тов 6. 18); «Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (Мал 2. 14); Б.- «завет Бога» (Притч 2. 17); Бог сочетал мужа и жену (Мф 19. 6); Б., по ап. Павлу, должен быть «только в Господе» (1 Кор 7. 39; 11. 11). Отцы и учители Церкви подчеркивали мысль о присутствии в Б. Самого Бога: «Господь... пребывает с ними (мужем и женой христианами.- В. Ц.) вместе» ( Tertull. Ad uxor. II 9); Бог «Сам Творец супружества» ( Greg. Nazianz. Or. 37). 13-е прав. Трулльского Собора говорит о том, что Б. «Богом установленный и Им в пришествии благословенный». Б. строится на чувстве удовлетворенной любви, а поэтому на чувстве полноты и блаженства. Б. первозданной четы, по воле Божией, был моногамным («будут [два] одна плоть»; «двое, а не трое или четверо» - Tertull. De exhort. castit. 5), ибо лишь в моногамном Б. возможно полное проявление взаимной близости супругов. Б. есть «Тайна Царства Божия, вводящая человека в вечную радость и вечную любовь» ( Мейендорф.

http://pravenc.ru/text/Брак.html

Как велика любовь Его к миру, о том свидетельствует ниспослание к нему Единородного Сына. Так возлюбил Бог мир, говорит Христос Спаситель, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:16 ). Во все время, пока подготовлялось это великое событие, Им устроена была среди народа еврейского церковь ветхозаветная, которая и составляла предмет особенного Его попечения. Христос Спаситель сравнивает ее с виноградником, в котором рачительный домохозяин устроил все потребное для произращения плодов. Там была ограда, или закон, там было точило для винограда, или алтарь, башня, или храм, и виноградари, или священники и учители народные. Туда посылаемы были для собирания плодов сперва слуги Домохозяина, или пророки, а затем Сын и наследник Его; но когда виноградари, желая овладеть виноградником, убили не только слуг, но и самого Сына, Домохозяин предал виноградник другим виноградарям, которые будут отдавать плод во времена свои. Потому сказываю вам, заключил Христос Спаситель притчу эту, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф.21:43 ) 500 . В еще большей степени имело, по учению Христа Спасителя, проявляться попечение Божие теперь, когда исполнение времен совершилось и когда, с явлением Его в мире, должно было основаться всемирное Царство Христово. Не бойся, малое стадо, говорит Он Своим последователям, ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк.12:32 ). С этого времени уже не один Израиль, как было в Ветхом Завете ( Втор.32:6 . Ис.63:16 . Мал.1:6 ), а все уверовавшие в явившегося на земле Сына Божия получили право называться детьми Его. Тем, которые приняли Его, говорит Евангелист Иоанн, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ). Всякий, кто пожелал бы обратиться к Нему молитвенно, может, по учению Христа Спасителя, обратиться к Нему с следующим воззванием: Отче наш, сущий на небесах ( Мф.6:9 ). Благоволивши назваться Отцом верующих, Он стал для них Отцом не по имени только, но и на деле.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Kudr...

Божий труд творения . Существует различие между делами Бога при сотворении мироздания и Его делами для провиденциального его поддержания. В большинстве библейских цитат слово «творение», несомненно, обозначает акт создания Вселенной. Там, где может подразумеваться продолжающийся процесс, речь идёт не о сотворении физической Вселенной, а о поддержании жизни животных и человека. Древнееврейское слово Bara обозначает Божье провидение в мироздании лишь изредка, например, в Пс. 103:30 и в Ам. 4:13 . Оно указывает на создание мира или Вселенной в Быт. 1:1, 21, 27; 2:3, 4; 5:1–2; 6:7 ; Вт. 4:32; Пс. 88:12–13; 148:5 ; Ис. 40:26; 42:5; 43:1, 7; 45:8, 12 ; и в Мал. 2:10 . Древнегреческое слово Ktisis обозначает творение в Мк. 10:6; 13:19 ; Рим. 1:20 ; 1Кор. 11:9 ; Еф. 3:9 ; Кол. 1:16 ; 1Тим. 4:3 ; и в Отк. 3:14; 4:11; 10:6 . Ветхозаветное слово Bara. Быт. 1:1 (ср. Быт. 1:21, 27 ). «В начале сотворил Бог небо и землю». Очевидно, что здесь имеется в виду не продолжающееся бытие мироздания, а его начало. Быт. 2:3 . «И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал». Тот факт, что Бог «почил» (прекратил акт творения) и по-прежнему пребывает в покое ( Евр. 4:4–5 ), доказывает, что под творением здесь понимается прошедшее, единичное, неповторимое событие создания Вселенной. Быт. 2:4 . «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». Тем самым событие творения отнесено к прошлому. Быт. 5:1–2 . О сотворении Адама и Евы тоже говорится в прошедшем времени: «когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарёк им имя: человек, в день сотворения их». Вт. 6:7. Бог обращается к Ною: «истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я раскаялся, что создал их». Хотя здесь, по всей видимости, речь идёт о людях, ещё живых во времена Ноя, их сотворение как рода ( Рим. 5:12 ) является, тем не менее, прошлым, прошедшим событием творения. Разумеется, Бог продолжает поддерживать размножение рода человеческого ( Быт. 1:28; 4:1, 25 ). Однако создание Адама было изначальным событием творения, которое уже не повторялось.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/ents...

4 . Если же ты хочешь услышать о нераздельном и едином Божестве, то выслушай Павла, говорящего: «Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его» ( Евр.1:3 ), и опять-таки: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба» ( Флп.2:6–7 ). Итак, смотри, что эти выражения – о Вочеловечении. И Сам Господь говорит собственным гласом: «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.14:10 ), и опять-таки говорит Филиппу: «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ). И говорит через великого Пророка: Видите Мене, «Яко Аз Господь Бог есмь, и не изменяюся» ( Мал.3:6 ). И вновь говорит: «Я исшел от Отца; и опять иду к Отцу» ( Ин.16:28 ). И через пророка Иеремию говорит Отец: «Мене оставиша источника воды живы, и ископаша себе кладенцы сокрушеныя, иже не возмогут воды содержати» ( Иер.2:13 ). Не вчера – источник, а сегодня – вода. Да не будет! Всегда источник и всегда вода. Жалкие же и неблагодарные ариаманиты! Навуходоносор оказался лучше их, который себя считал богом, свое изображение установил в Вавилоне и бросил в печь огненную Ананию, Азарию и Мисаила и было к ним росодательное слово посреди них, изгнавшее огонь и они пели, и когда пришел Навуходоносор и увидел их поющими, то сказал своим слушателям: «Не трех ли мужей я ввергнул в печь?» Они же ответили – «Да, царь». А он говорит им: «Вот вижу я четырех мужей, и четвертый подобен Сыну Божиему» ( Дан.3:91, 92 ). Навуходоносор, который себя сделал богом, откуда ты знаешь, что Тот подобен Сыну Божиему? И он тотчас отвечает: «Он Сам умилил меня, чтобы мне так сказать». Итак, Навуходоносор оказывается лучше этих нечестивцев, которые признают Сына ни подобным, ни единосущным. Скажите же, чтобы эти нечестивцы не богохульствовали, но благочестиво поклонялись Истинному Богу Слову в Духе, может быть простится им нечестие богохульств их? 5 . Итак, они изгоняются и извергаются из Божественного хора, а мы скажем их братьям, духоборам, «тропикам» 11 , говорящим, что Дух сотворен [ Col. 512 ]: «О, тропик, разве ты не слышал Давида, говорящего: «Словом Господним небеса утвердишася, и Духом уст Его вся сила их» ( Пс.32:6 )? Вот – Троица нераздельная.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Velik...

Κατρτισαι можно также перевести: утверди (Порфирий и Арабск. пер.), – что было бы сходно с евр.русск., халд., сирск. и бл. Иерон. 6–12. Открыто исповедуя правоту свою пред Богом, псалмопевец снова, с еще большим дерзновением, повторяет свою молитву о помощи против врагов и, обращаясь уже к милосердию Божию, старается привлечь к себе это милосердие изображением крайнего бессердечия и жестокости своих нечестивых гонителей. Азъ воззвахъ, к услышалъ м бже: приклон ухо тво мн и услыши глаголы мо. 6. К Тебе взываю я, ибо Ты услышишь меня, Боже; приклони ухо Твое ко мне, услышь слова мои. 6 . Сознавая правоту своего дела, я с дерзновением молю Тебя (взываю) о помощи и вполне уверен, что Ты, всесильный Боже () услышишь меня. Знаю, что я со всею моею праведностью бесконечно мал и ничтожен пред Твоим величием и по естественному порядку невозможно, чтобы Ты с высоты Своей мог слышать меня; но как отец преклоняется своим ухом к детям своим, чтобы выслушивать их просьбы, так и Ты – милостиво снизойди к моей молитве Своим божественным вниманием. По слав.-гр.-лат. переводу, в 1 полов. ст. глаголы прош. времени: псалмопевец говорит как бы так: «Не напрасно я взывал к Тебе, но опытом изведал Твое человеколюбие, потому что не редко был услышан Тобою (св. Афан.=бл. Феодор. и Зигабен). По русск. переводу, настоящее время с последующим будущим лучше соответствует ходу речи и самому евр. т. Слав.-греч.-лат. после воззвахъ не имеет дополнения к Тебе (русск.-халд., сирск. и бл. Иеронима): вероятно, 70 толк. вм. при древнем слитном образе письма и отсутствии гласных знаков, прочитали эти слова . з. Оудив млти тво, спсай уповающы на т противщихс десниц твоей: 7. Яви дивную милость Твою, Спаситель уповающих [на Тебя] от противящихся деснице Твоей. 7 . Господь всегда являл себя Спасителем уповающих на Него, избавляя их от врагов, восстававших на них вопреки Его божественной воле («десница»=правая рука, – образ силы и действующей власти, – ср. Пс.19:7; 43:4; 76:11; 117:15–16 и др.); напр. чудесно вывел евреев из Египта и помог завоевать землю обетованную (И. Нав. 9:9–10 ). Давид, на основании таких исторических примеров, молит Господа и ему, верному Своему рабу, явить дивную милость Свою, даровав избавление от гонителей: потому что избрание и возвышение его, послужившее к возбуждению против него гонения, также есть устроение воли Божией, следовательно, восстающие против него восстают против Самого Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Таким образом, и здесь мы опять видим, что противоречие в изъясняемых нами местах Библии существует только для тех, которые или не знают слова Божия, или же неправильно понимают его. Раздел 4 И не скажет неправды и не раскается Верный Израилев; ибо не человек Он, чтобы раскаяться Ему. 1Цар.15:29 И более не видался Самуил с Саулом до дня смерти своей; но печалился Самуил о Сауле, потому что Господь раскаялся,что воцарил Саула над Израилем. 1Цар.15:35 Здесь опять, по-видимому, прямое противоречие, к которому мы должны отнестись тем с большим вниманием, что выражение «раскаялся Бог» и тому подобные обороты речи в Священном Писании повторяются довольно часто, как например Быт.6:6–7 , Иер.18:8–10 , Иез.24:14 , Иоил.2:13 , Ион.3:9–10 и 4:2. Вся трудность заключается здесь единственно в том, что для двоякого рода предметов и понятий употреблено одно и то же слово; и гармония или согласие обоих мест вытекает их того обстоятельства, что слово «раскаяние» или «раскаяться» имеет двоякий смысл, именно – прямой (буквальный) и непрямой (образный). В первом приведенном выше месте 1Цар.15:29 слово «раскается» употреблено в своем собственном прямом и буквальном смысле, неизменяемость Бога противополагается там непостоянству и изменчивости человека, как это прямо подтверждается словами: «ибо не человек Он чтобы раскаяться Ему». Точно так же и в другом месте говорится: «Бог не человек, чтобы Ему лгать, и не сын человеческий, чтобы Ему изменяться. Он ли скажет и не сделает? будет говорить и не исполнит?» ( Числ.23:19 ). Люди, так как они не всеведущи и не могут провидеть будущего, нередко вынуждаемы бывают изменять свои планы и предприятия или раскаиваться в своих поступках – но у Бога этого быть не может. Как Существо бесконечно Премудрое и Всеведущее, Он так же хорошо знает будущее, как и прошедшее. Он видит мысли людей «издалеча» ( Пс.138:2 ), «ведомы Богу от вечности все дела Его» ( Деян.15:18 ). И история всегда подтверждает то, что говорит здесь Священное Писание . Далее истина неизменяемости Бога в Его существе, Его планах и действиях, во всей ее полноте содержится и излагается в следующих местах Священного Писания: Пс.101:26 , Мал.3:6 , Притч.8:22 , Иак.1:17 , Евр.13:8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Хозяин ( Р kЪrioj ‘хозяин; господин; Господь’) решительно заявляет собравшимся гостям, что путь на мессианский пир открыт только для тех, кто не уклонился от приглашения на него. Цена следования за Христом (14:25–35) В предшествующей притче гости отказываются от приглашения на пир, ибо не считают нужным пожертвовать для этого своими планами и интересами. В данном отрывке прямо говорится о жертве, которую надлежит принести человеку ради следования за Христом; в Евангелии от Луки эта тема затрагивалась раньше в 9:57–62 и прозвучит вновь в 18:24–30. Обе притчи представляют собой особый материал Луки; заключительное изречение обнаруживает параллели в Мф 5:13 и Мк 9:49–50. С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им — большое число идущих со Христом означает народный энтузиазм, который Он, по-видимому, желает охладить суровым предупреждением 103 . Если кто приходит ко Мне — приближение ко Христу — лишь первый шаг, ср. 6:47; Ин 5:40; 6:35; Мф 11:28. И не возненавидит — в семитских языках глагол со значением ‘не­на­­видеть’ нередко употребляется гиперболически и имеет значение ‘меньше любить’ (16:13 и параллель в Мф 6:24; Быт 29:31–33; Втор 21:15–17; Притч 13:25; Ис 60:15; Мал 1:2–3 (Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел); Рим 9:13 и др.); именно на такое понимание указывает параллельное место в Мф 10:37: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня. Отметим еще, что евр. ‘ненавидеть’ имеет также значение ‘ос­тав­лять в стороне, покидать’. Таким образом, здесь говорится не о ненависти, а об отказе рассматривать семейные связи и интересы как высшую ценность. Ветхозаветная параллель обнаруживается в Благословении Моисея, где сказано, что Левий ради хранения Закона и Завета говорит об отце своем и матери своей: “я на них не смотрю”, и братьев своих не признает, и сыновей своих не знает (Втор 33:9). Идет за Мною — это выражение часто используется в ВЗ, где обозначает следование за чуждыми языческими богами либо следование по путям Господа (Втор 13:4; 3 Цар 14:8; 18:21; 4 Цар 23:3).

http://pravmir.ru/referat-i-h-marshall-e...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010