3) Христос сказал: «наступает время, когда и не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться» ( Ин. 4:21 ; ср. 1Тим. 2:8 ; Мал. 1:11 ). Значит, заключают сектанты, строить храмы не нужно. – Но в словах Спасителя отрицается не необходимость храмов, а неправильное понятие иудеев и самарян о храмах иерусалимских и самарянских, как исключительном месте поклонения истинному Богу. По предсказанию Господа Иисуса Христа, христиане будут поклоняться Богу везде, так как Его дом «домом молитвы наречется для всех народов», т. е. все народы будут иметь дома молитвы или храмы и «на всяком месте будут приносить фимиам имени Божию, чистую жертву» ( Мал. 1:11 ). 672 4) Первые христиане не имели храмов, а молились по домам: «каждый день единодушно пребывали в храме», «преломляя по домам хлеб» ( Деян. 2: 46 ); поэтому и теперь не нужно храмов, продолжают сектанты. – У первых христиан были вместо храмов особые, предназначенные для общественной молитвы «горницы» и «молитвенные дома» ( Деян. 16:13; 20:8 ); преломление же хлеба совершалось у них на первых порах «по домам» потому, что иудеи не позволили бы совершить его в храме иерусалимском, куда они ходили для молитвы. 673 5) Ссылаются сектанты еще на слова прор. Иеремии: «Не надейтесь на обманчивые слова: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень» ( Иер. 7:4 ) и говорят, что этими словами Господь запрещает почитание храма. – Но, как видно из контекста речи, здесь Господь угрожает евреям строгим наказанием за их грехи и предупреждает, чтобы они не надеялись на пощаду ради храма, так как последний тоже будет разрушен (ст. 8–15). Угроза эта, действительно, была приведена в исполнение: храм Соломонов был разрушен ассириянами до основания, и народ был отведен в плен ( 4Цар. 25:9 – 12 ); но потом, когда Господь смиловался над Израилем, Ездрой был выстроен, по внушению Божию, новый «храм Господа Бога Израилева» (1 Ездры 1:1–3; 5:2), и «слава этого последнего храма была больше, нежели прежнего», ибо в него «пришел Желаемый всеми народами» ( Аг. 2:6–9 ). Значит, слова прор. Иеремии отнюдь не говорят против почитания храма. Напротив, называя храм «Господним» и домом, где «лице» и «имя» Его, пророк ясно указывает на достоинство храма. 674

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

«А вот на кого Я призрю, – говорит Господь устами пророка, – на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим» (Ис.66,1; ср.: Пс.50: «жертва Богу дух сокрушен»). Но и эта жертва в воззрении пророка – не заслуга, не достоинство, а прямая обязанность, естественная необходимость, вытекающая из самой природы вещей, ибо человек есть черепок из черепков земных, а глина скажет ли горшечнику: «Что ты делаешь?» и твоё дело скажет ли о тебе: «У него нет рук» (Ис.45,3)? Поэтому-то и в слово закона пророк влагает одно только содержание и на нём настаивает как на основе Божественного союза; это содержание – идея нравственного обновления, призыв к внутреннему сердечному перерождению, к делам добра и истины, и понятно, что этот закон должен был быть начертанным не на каменных скрижалях только, а живыми, неизгладимыми буквами в сердце и духе каждого благочестивого израильтянина (Ис.1,10;16–17;2,3; Иер.7,21,23;11,2–5; Иезек.36,26–27; Ос.4,1,12,2,6; Mux.6,8; Зах.1,4;7,9–12;8,16–19; Мал.2,5–7). Выполнение этого закона есть то prius, которое необходимо для продолжения союза с Богом и по отношению к которому исполнение культа есть posterius, не имеющее ни малейшего значения при отсутствии prius. Выполнение жертвенного ритуала без стремления к Богу и нравственному совершенству, богослужебнообрядовая церемония без участия сердца – для пророка возмутительная невозможность, нарушение всех требований союза, невероятное противоречие идее царства Божия. «Беззаконник, закалающий вола – то же, что убивающий человека; приносящий агнца – то же, что задушающий пса; приносящий семидал – то же, что приносящий свиную кровь; воскуряющий фимиам – то же, что молящийся идолу» (Ис.66,3). Только при выполнении нравственного закона, при нравственном перерождении, когда человек будет непосредственно научаем Богом (Ис.54,3), когда сердце каменное в человеческой груди заменено будет сердцем плотяным, чтобы ходить неуклонно в заповедях Божиих (Иез.36,26–27), тогда только жертва становится благоприятной и воскурение фимиама угодным в Его очах (Ис.40,16;60,7.3;66,20–23; Иер.31,12–14;33,17.18; Mux.4,13; Агг.2,9; Зах.14,20–21; Мал.3,4).

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Глава 19 1–10. Мытарь Закхей. – 11–27. Притча о минах. – 28–48. Вход в Иерусалим и очищение храма. Лк.19:1 .  Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Лк.19:2 .  И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, Лк.19:3 .  искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, Лк.19:4 .  и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. История мытаря Закхея составляет особенность Евангелия Луки, у других евангелистов она не сообщается. Когда Господь, направляясь в Иерусалим, проходил через Иерихон (об Иерихоне см. комментарии к Мф.20:29 ), то начальник местных мытарей (в Иерихоне получалось немало пошлин с производства и вывоза бальзама и потому было несколько мытарей), человек богатый, по имени Закхей (с еврейского – чистый), очевидно, иудей, старался увидеть между проходившими Иисуса. «Кто Он», т.е. кто из проходящих именно Иисус. Но это ему не удавалось, потому что он был мал ростом. «Забежав вперед», т.е. на ту улицу, которую Христос еще не прошел, но должен был пройти (по лучшему чтению – ες μπροσθεν, а по Textus receptus – просто μπροσθεν). «Взлез на смоковницу» – дерево это, очевидно, было довольно высокое. «Мимо нее». В греческом тексте стоит слово δ κενης, но предлог δι здесь лишний, его нет в лучших кодексах. Лк.19:5 .  Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Лк.19:6 .  И он поспешно сошел и принял Его с радостью. Знал ли Господь Закхея раньше – неизвестно. Он мог услышать имя мытаря от окружавших Его, которые знали Закхея и назвали его по имени, увидев его в странном положении на дереве. «Сегодня надобно Мне быть...» Господь указывает Закхею на особенную важность для него нынешнего дня: Христос, согласно высшему определению (ср. стих 10), должен остановиться у Закхея на ночлег (ср. выражение μεναι – «быть» с Ин.1:39 ). Лк.19:7 .  И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Христолюбивые братия! Мало село наше и неизвестно. Но велик Творец, создавший его и просвещающий его Своим солнцем, как просвещает Он и самые большие города на свете. Малы и мы все в этом селе, малы и нищи. Но богат и пребогат Отец наш Небесный, Который нас через Сына Своего, Господа Иисуса Христа, призвал к тому, чтобы стать нам причастниками и наследниками Его вечного богатства славы, жизни и радости. Если мы теперь малы и нищи в этом веке, то будем великими и богатыми в Небесном Царстве, по слову Господню [ 1 ], если только сохраним веру, надежду и любовь: веру в Сына Божия, Спасителя людей; надежду на жизнь вечную, приходящую от Него и через Него; и любовь к Богу и к ближним. Потому нам заповедано святыми апостолами и святыми отцами, близкими друзьями Христовыми, чтобы мы тесно прильнули всем сердцем и всей душой к Отцу любви, к Сыну мудрости и к Духу силы, а это значит ко Святой Троице, Единосущной, Нераздельной и Животворящей, Богу Единому, Живому, всесильному и всемилостивому. Чем могут величаться и хвастаться жители больших городов без великого Бога? И каким богатством могут гордиться богачи этого мира без Царствия Божия на небесах и в сердце своем? Блаженны они, если могут сказать о себе: " Мы велики Богом и богаты Богом " . Ведь все величие земное без Бога - мерзостнь пред Ним, и все богатство земное без Отца Небесного - на погибель богачам. Мы же знаем, что мы сыны Божии и что Отец наш Небесный глаз Своих не сводит с нас ни днем ни ночью. Послал Он нас в этот мир, как на воинскую службу, и ждет нас в Своих светлых чертогах в Небесном Царстве. Вы знаете, что сыновья даже самых богатых родителей мучаются на воинской службе и терпят лишения, тяготы, всякие страдания и беды, но утешаются и ободряются, вспоминая богатый дом своих родителей, и считают дни, остающиеся до срока, когда они демобилизуются из армии и вернутся в отчий дом. Мал этот храм наш, братия мои. И многие из вас, жалуясь, что он слишком мал, требуют построить больший храм в нашем селе. А разве тело человеческое не много меньше этого храма? И Господь наш говорит: Царствие Божие внутрь вас есть [ 2 ]. А Господень апостол объясняет это коринфянам, говоря: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3 , 16). А где Дух Божий, там и Царство Божие. Немного дальше он снова объясняет и говорит: Не знаете ли, что телА ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою (1 Кор. 6 , 19-20). Куплены мы, братия, муками Христовыми, и Крестом Его, и смертию. Праведник пострадал за нас, неправедников, чтобы нас растрогать и умилить Своею любовию, чтобы нас освятить Своею Жертвою любви и еще чтобы нас очистить, всыновить Отцу Своему и ввести в Царство вечной жизни - не в языческую нирвану или гадес, не в шеол или тартар, но в Царство вечной жизни, вечного света и радости.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

2:4). Действительно прежде все люди занимались войною: а ныне забыли о воинском искусстве; или вернее, — большая часть людей вовсе не прикасалась к нему; а если есть некоторые (занимающиеся им), то немногие, редко и в малом числе, между тем как прежде во всяком народе были беспрестанные возмущения. Далее пророк предсказывает и то, из кого составится церковь. Так как не только скромные, кроткие и добрые люди, но и свирепые и бесчеловечные и нравами своими подобные волкам, львам и волам, имели присоединиться к тем, и все составить одну церковь, то послушай, как пророк сказал о разнообразии этого стада: « тогда волк будет жить вместе с ягненком » (Ис. 11:6), выражая этим простоту жизни царей. А что речь идет не о зверях, пусть скажет иудей, когда это бывало? Волк и ягненок никогда не паслись вместе; а если бы когда и стали вместе пастись, то какая от того была бы польза для рода человеческого? Нет, он говорит о свирепых нравами людях, о скифах, фракийцах, маврах, индийцах, савроматах, персах. Что все эти народы подчинятся под одно иго, о том и другой пророк ясно говорил: « поработают Ему под игом одним, и поклонятся Ему каждый от места своего »  (Соф. 3:9), не в одном Иерусалиме, но по всей вселенной; потому что не будет повеления людям ходить в Иерусалим, но каждый, оставаясь дома, будет совершать это богослужение. 7. Не умолчали пророки и о том, что иудеи будут отвержены; посмотри как об этом предсказал пророк: « и среди вас затворятся двери, и не зажжете огня на алтаре Моем даром »  (Мал. 1:10). Предсказано и то, кто будет служить Богу: « от востока солнца до запада », говорит пророк, « велико будет Имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву » (Мал. 1:11). Видишь ли, как он изобразил достоинство этого богослужения, его превосходство и установление вместо прежнего, — и то, что это богопочтение будет зависеть не от места, но от внутренняго расположения, и будет состоять не в курении и дыме, но в некотором другом богослужении.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Мф.1:25 .  И нарече имя Ему Иисус. ...и он нарек Ему имя: Иисус. Назвал Иосиф, как был научен Ангелом. Глава II О поклонении волхвов и бегстве в Египет Мф.2:1 .  Иисусу же рождшуся в Вифлееме Иудейстем во дни Ирода царя, се, волсви от восток приидоша во Иерусалим... Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока... Зачем евангелист говорит и о месте, и о времени, и о сане Ирода? – О месте, чтобы показать, что исполнилось пророчество Михея, который сказал: «и ты, Вифлееме, земле Иудова, ни чимже менши еси во владыках Иудовых: из тебе бо изыдет Вождь, Иже упасет люди Моя Израиля» ( Мф.2:6 ). «И ты, Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах Иудиных; из тебе бо Мне изыдет Старейшина, Еже быти в Князя во Израили, исходи же Его из начала от дний века». ( «И ты Вифлеем-Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных».) ( Мих.5:2 ). О времени, чтобы равным образом показать, что исполнилось пророчество Иакова, сказавшего: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, Дóндеже приидут отложеная ему» ( Быт.49:10 ). «Не отойдет скипетр от Иуды и Законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель». Когда должен был родиться Христос, не было уже князя от Иуды, а управлял иудеями иноплеменник, идумеянин Ирод. О сане же Ирода говорят, потому что был другой Ирод четвертовластник, убивший Предтечу. Волхвы эти были персы, потому что персы больше других народов занимались волхвованием. Смотри, как вначале еще открывается язычникам дверь веры в посрамление иудеям. Так как они, слушая пророков, которые предвозвестили пришествие Христа, обращали на это мало внимания, то, по Домостроительству Божию, пришли варвары, и притом волхвы, из далекой страны и научили их тому, чему они не пожелали научиться от своих пророков, чтобы они были лишены всякой защиты, если бы еще пожелали спорить. И что они могли бы сказать, когда волхвы поверили от видения одной звезды, а они не поверили стольким пророкам?

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Так, в Ветхом Завете оно приписы­вается: самому Мессии, который, впрочем, называется не просто Ангелом, но Ангелом Завета ( Мал. 3:1 ), Моисею ( Числ. 20:16 ) и другим пророкам ( Агг. 1:3 ; Ис. 33:7 ), священникам ( Мал. 2:7 ), даже вещам бездушным, творящим слово Господне ( Пс. 77:49 ); а в Новом Завете – Предтече Спасителя ( Матф. 11:10 ), ученикам Его ( Лук. 9:52 ), ученикам Предтечи ( Лук. 7:18–24 ) и предстоятелям церквей ( Откр. 1:20; 2:1 ). Но в строгом и собственном смысле ангелами назы­ваются в Священном Писании существа особого рода, отличные от Бога и от человека, существа духовные, действительные, а не воображаемые; и это в бесчисленных местах как Ветхого, так и Нового Завета, которые никак нельзя объяснять пере­носно, без крайнего насилия смыслу речи. Вот несколько примеров из Ветхого Завета: а) Об Иакове патриархе повествуется: И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему ( Быт. 28:12–13 ). Здесь ангелы ясно отличаются от Бога и от человека, и, хотя это видение последовало во сне, но так же конечно должны быть признаваемы за существа действительные, как и Бог, явившийся вместе с ними, – тем более, что сам сон Иакова случился по устроению Божию. б) В книге Иова читаем: человек праведнее ли Бога? и муж чище ли Творца своего? Вот, Он и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки ( Иов. 4:17–18 ). Здесь также отличаются ангелы и от Бога и от человека, и представляются по природе высшими человека; но возможно ли было бы сделать это сравнение, если бы ангелы действительно не существовали? в) Псалмопевец делает подобное же сравнение между человеком и ангелами, только в более сильных словах: что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его ( Пс. 8:5–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Тот же апостол, отклоняя верующих во Христа от жертвоприношений иудейских, которые, по заклании на жертвеннике крестном Агнца Божия Иисуса, потеряли значение и силу, писал: Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии (Евр. 13, 10). Сими словами святой апостол Павел противополагает христианский алтарь и жертвоприношение иудейскому алтарю и жертвоприношению. Сей алтарь, от которого не имеют власти питаться служащие скинии, явно есть Святая Трапеза, на которой освящается и приносится Богу бескровная жертва, или Евхаристия, разделяемая только верующими во Иисуса Христа. Совершение новозаветной жертвы было открыто и в Ветхом Завете. Не станем говорить о жертве, состоящей из хлеба и вина, которой, по учению богомудрых Отцов Церкви, Мелхиседек прообразовал бескровную жертву новозаветную (Быт. 14, 18), или о годовалом агнце пасхальном, прообразовавшем Агнца Христа Спасителя; но приведем одно яснейшее пророчество о Евхаристии, читаемое у пророка Малахии. Нет Моего благоволения в вас, говорит Господь Саваоф, и приношение рук ваших не благоугодно Мне. Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву; велико будет имя Мое между народами, говорит Господь Саваоф (Мал. 1, 10—11). В пророчестве ясно изрекается неблаговоле- ние Божие к жертвам ветхозаветным и предсказывается их отмена. Далее открывается, что вместо служения иудейских священников, через злоупотребление сделавшегося неугодным Богу (Мал. 1, 6—10), во всех странах между язычниками будет прославляемо имя Божие и станут приносить Богу жертву чистую, совершеннейшую. По единогласному свидетельству 51 Святых Отцов, сия чистая жертва есть Евхаристия. И по самому содержанию пророчества можно разуметь под чистой жертвой, указанной в нем, не иное что, как Евхаристию. Ибо в пророчестве говорится о такой жертве, какой прежде не было. Поэтому нельзя разуметь здесь такой жертвы духовной, о какой, например, говорит псалмопевец Давид: Жертва Богу — дух сокрушенный, сердца сокрушенного и смиренного Бог не презрит (Пс. 50,19).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Указ о восстановлении дан был Артаксерксом Долгоруким в 20-й год его царствования. Последний вступил на престол между 18 декабря 465 года и 18 декабря 464 года до Р.Х. Седьмой год его царствования, с которого начинается отсчет седмин, приходится на 458 или 457 год до Р.Х.. От этого срока до времени явления Христа Владыки должно было пройти 69 седмин (483 года). Иисус Христос начал проповедовать в возрасте около 30 лет (Лк. 3, 23), то есть примерно в 25 году. Следовательно, от указа Артаксеркса о восстановлении города и до пришествия Мессии прошло 483 года. Назван в Ветхом Завете и Предтеча грядущего Мессии: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовил путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (Мал. 3, 1). Жители Палестины знали Священное Писание и в Иоанне, проповедовавшем покаяние, видели предсказанного пророками Ангела завета: со всего Иерусалима и всех окрестностей Иорданских приходили к нему люди (Мк. 1, 5). Десятилетия, которые приходятся на время земной жизни Спасителя, были самыми напряженными в ожидании иудеями Мессии. Священные книги Ветхого Завета давали возможность в Проповеднике Царствия Божия увидеть все отличительные признаки обетованного народу Христа. В Писании были пророчески указаны все главнейшие события в жизни Иисуса — Мессии. Мы уже подробно приводили пророчество о времени рождения Спасителя. Пророк Михей указал место рождения: “И ты, Вифлеем — Еврафа мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных” (5, 2). Место это вошло в паремию, которая читается на великой вечерне в праздник Рождества Христова. Детство и юность Иисуса прошли в Назарете, поэтому Его называли Галилеянином (Мф. 26, 69; Лк. 23, 6), пророком из Назарета Галилейского (Мф. 21, 11). Но из этого вовсе не следует, что для иудеев место рождения Иисуса составляло тайну. Он родился во время переписи, проводимой в правление императора Августа, Его имя должно было быть занесено в документы.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

В предсмертном своем благословении собравшимся вокруг его одра сыновьям, возвещая о судьбах своих потомков, Иаков сказал о родоначальнике колена, сыне своем Иуде: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов» ( Быт. 49:10 ). Приход Примирителя душ, Спасителя должен был произойти еще в то время, когда потомки Иуды представляли собой один народ, одно государство, когда ими управлял царь и они имели свое законодательство («жезл»). Пророк Малахия присоединяет к этому и другой признак Мессии, знамение времени: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» ( Мал. 5:1 ). Указывается, что Спаситель придет в Свой Храм прежде его разрушения. Малахия был последним пророком. Его книгой закончился канон, комплект книг Ветхого Завета. После Малахии не было у Израиля пророков. Длинный ряд их окончился, и последние слова Ветхого Завета, после напоминания о хранении Моисеева Закона, возвестили, что последним пророком будет уже предтеча Мессии ( Мал. 4:4–6 ). Им стал Иоанн Креститель. Ясны были предсказания пророка Аггея о пришествии Мессии до разрушения храма: «и придет Желаемый всеми народами, и наполню Дом сей славою, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2:7 ). Сказано было о величии второго Храма по сравнению с первым ( Агг. 2:9 ) и о благословении всему человечеству в Лице Того, Кто был надеждою Израиля. Видение Даниила Спаситель должен был явиться, согласно пророчеству, во времена иудейских царей, перед разрушением Храма. Пред ним должен был, как предсказал Малахия, прийти последний пророк. Время пришествия Христа в Библии точно определено в Книге Даниила. Пророчество Даниила говорит, что царство Мессии начнется в период четвертой монархии, то есть Римской империи, указывая точно, сколько лет остается до Его пришествия: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святаго города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых. Итак, знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» ( Дан. 9:24–25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010