Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛЫШЕВ Владимир Иванович (10.07.1910, г. Наровчат Пензенской губ.- 2.05.1976, Ленинград), археограф, литературовед, основатель Древлехранилища Пушкинского Дома . Самостоятельную трудовую жизнь начал в Наровчате в 1925 г. После переезда в Ленинград, с сент. 1928 по сент. 1931 г. работал шлифовщиком оптического стекла на «Лензосе». В 1932 г. окончил рабфак и поступил на курсы по подготовке в вуз при Ленинградском ин-те лит-ры и истории (впосл. филологический фак-т Ленинградского гос. ун-та), с сент. 1932 г. студент. По состоянию здоровья с мая 1934 по сент. 1936 г. работал сотрудником краеведческого музея в г. Боровске Московской обл., после чего вернулся в Ленинградский ун-т, к-рый окончил в 1939 г., получив диплом «литературоведа-русиста». С янв. по сент. 1940 г. работал старшим библиотекарем в Отделе рукописей БАН, с сент. 1940 г. по 3 авг. 1941 г. был научным сотрудником Карело-Финского научно-исследовательского ин-та культуры и преподавал в Петрозаводском ун-те. Во время Великой Отечественной войны воевал на Ленинградском фронте, был трижды ранен. С февр. по июль 1946 г. работал старшим библиотекарем Государственной публичной б-ки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ныне РНБ), с 20 июля 1946 г.- научный сотрудник Ин-та русской литературы (Пушкинский Дом) АН СССР. Канд. дис. «Повесть о Сухане (из истории русской повести XVII в.)» защитил 29 марта 1956 г., докторскую - «Исследования и разыскания по литературному наследию Древней Руси» (по совокупности трудов) - 11 янв. 1968 г. В 1972 г. М. было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Похоронен на Серафимовском кладбище в Ленинграде. Первая научная публикация М. относится к 1940 г. Все основные работы ученого связаны с открытием и исследованием новых рукописей и памятников древнерус. литературы («Слово о погибели Русской земли», повести о Сухане, об осаде Пскова Стефаном Баторием, о дворянине Карле и др.). Большое внимание М. уделял обследованию и описанию малоизвестных гос. архивов и частных коллекций.

http://pravenc.ru/text/2561754.html

Сам о. Симеон подробно осветил следствию свою подпольную богослужебную деятельность: «В дальнейшем подобные службы много проводились и у нее, и так же в доме Малышевых и у монашки Нектарии раза 2–3. Службы совершались под воскресенье и некоторые праздничные дни. Последнее время месяца два назад службы у Малышевых и Рипсимии совершенно прекратились, а у Нектарии и Овсянниковой с большими перерывами продолжались до последнего времени.» ... Все службы назначались мною в зависимости от удобного мне времени, иногда по просьбе верующих в том или ином отдельном случае. Для соблюдения конспирации служб к посещению их приглашались ограниченный круг лиц известный со стороны своей глубокой религиозной настроенности и то после моего согласия. Кроме того, чтобы не привлечь к себе внимание службы совершались на нескольких частных квартирах как об этом указано выше... лица посещавшие службы друг друга знали, хотя могли не быть между собою знакомы. Знали же они друг друга по службе в соборе. Исключение составляет одна из служб в доме Малышевых, где были 2 лица допущенные мною им не знакомые... О очередных службах извещал я через квартирохозяев, которые хотя и не обязывались о оповещении лиц, но иногда говорили определенному кругу сами и некоторые узнавали друг от друга. Регулярные сборы служб и назначение места их проводилось мною. В посещении служб не совсем известными лицами для квартирохозяев они доверялись мне. В частности Малышевы, кроме своей квартиры других молитвенных собраний не посещали» . Удивительно, что из всех названных квартирохозяев пострадала только семья Малышевых. Борис и Мария Малышевы были прихожанами Богоявленского собора. Борьба за возобновление в нем богослужений в июле – декабре 1940 г. привела к консолидации активных верующих и вхождению Марии Малышевой в церковную двадцатку, близкому знакомству с о. Симеоном, а потом и м. Анастасией. Борис Малышев обращался в прокуратуру с целью выяснить возможности в рамках советского законодательства вести борьбу против его закрытия . Пока верующие старались убедить Советскую власть в необходимости уважать их права на молитву в храме, власть тщательно готовилась их этого права лишить. 25 октября 1940 г. принято решение о закрытии Пятницкой и Богоявленской церквей Калининским областным Советом депутатов трудящихся.

http://pravoslavie.ru/111096.html

Одетая в джинсы, поношенную фланелевую рубашку, походные ботинки, Брукс стояла на поле, заросшем диким луком, колючим горошком и пасленом. Приятный запах лакрицы долетал с луга со средиземноморским фенхелем, завезенным в Калифорнию первопоселенцами в XIX веке и использовавшимся в качестве приправы. Дикий овес, тоже экзотический, возвышался над большинством остальных типичных для пустынных мест растений, привыкших цепляться за землю. Если ты растешь в подобном окружении, то гораздо безопаснее склониться головой пониже к земле. «Посмотрите сюда, на этих наивных синих малышей», — сказала она, указывая на фиолетовые цветы на длинных стебельках рядом с дикими хризантемами. Последние, хотя и не местные, знакомы не меньше, чем улыбающиеся маргаритки. Не полюбить их невозможно. Можно спросить: зачем проводить столько часов и дней на каком-то заброшенном клочке земли? Ответ: Элейн Брукс — редкое в ее профессии исключение. В 1940–1950е годы интерес к естествознанию — науке, связанной с длительной, кропотливой работой над систематизацией и классификацией различных форм жизни, — сменился увлечением микробиологией, наукой более теоретической и прибыльной. Нечто похожее произошло и с движением в защиту окружающей среды, которое начиналось среди местных «зеленых» в перепачканных грязью ботинках и было подхвачено юристами-экологами в Вашингтоне. Брукс не прижилась как у одних, так и у других. Несколько лет она проработала биологом и океанографом в Океанографическом институте Скриппса  и стала специалистом по планктону. Ей больше нравилось преподавать. Как и многие американцы, она верила, что сможет передать свою любовь к природе. Кроме того, работа в местном колледже оставляла ей время, столь необходимое для изучения окрестных холмов и полей. Никто не платил ей за изучение этой земли, но никто и не запрещал этого делать. Но исключительность Брукс проявлялась не только в этом. В экологии установилась определенная мода на природоохранную деятельность в неких глобальных масштабах, будто бы нет необходимости охранять отдельно взятые островки живой природы. В принципе Элейн согласна с такой философией. Но, с другой стороны, она убеждена, что их изучение имеет свою ценность. Это все равно что изучать каждого отдельно взятого человека.

http://azbyka.ru/deti/poslednij-rebenok-...

Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. собирание исторических источников производилось Археографическими комиссиями (Петербургской, Киевской, Виленской, Кавказской), Историко-филологическим об-вом при Харьковском ун-те, др. научными учреждениями и частными лицами (часто одновременно с фольклорными и этнографическими исследованиями). В нач. XX в. большими успехами в деле собрания рукописной и старопечатной книги среди старообрядцев (см. Старообрядчество ) отмечены А. э. Б-ки АН, осуществлявшиеся под рук. В. И. Срезневского в 1901-1904 гг. в Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Пермскую губернии. В 1917-1918 гг. Археографическая комиссия организовала поездку Б. Д. Грекова для изучения архива Соловецкого мон-ря . В 1937-1940 гг. А. э. Пушкинского Дома (ИРЛИ РАН) и ЛГУ выявили рукописи в Карелии, городах и селениях Коми АССР, в Архангельске, Кирове, Вел. Устюге, Сольвычегодске. С кон. 40-х гг. XX в. А. э. из Пушкинского Дома и ЛГУ во главе с В. И. Малышевым приняли регулярный характер, привезенные из экспедиций рукописи составили основу Древлехранилища Пушкинского Дома . В нач. 50-х гг. стали постоянными А. э. Б-ки АН. В эти же годы сотрудники ОР ГБЛ начали осуществлять археографические поездки для инспекции провинциальных б-к и музеев с целью выявления и передачи в Москву не используемых на местах рукописных материалов, со 2-й пол. 50-х гг. эти поездки превратились в регулярные А. э. в старообрядческие районы Ср. России и Поволжья. Отдельные поездки для выявления и сбора рукописей осуществляли в кон. 50-х гг. сотрудники Археографической комиссии АН. С 60-х гг. поездки за древними рукописями стали постоянно проводить новые археографические центры в Москве, Новосибирске, Свердловске (совр. Екатеринбург), Ярославле, Н. Новгороде, Сыктывкаре и др. Сложилось понятие полевой археографии как комплексной дисциплины, изучающей не только книжность (запасы к-рой к 80-м гг. XX в. сильно оскудели), гл. обр. старообрядческую, но и региональную традиц. народную культуру в целом. Всего в 30-90-х гг. XX в. экспедициями было собрано свыше 20 тыс. рукописных книг XIV - нач. XX в. и неск. тыс. экз. печатных изданий кон. XV-XIX в. Сведения о результатах А. э. публикуются в «Археографическом ежегоднике».

http://pravenc.ru/text/76464.html

В 1930-х и 1940-х классификация по возрасту стала более дробной. Отдельно выставлялась одежда для девочек в возрасте от шести до четырнадцати лет, отдельно — для малюток в возрасте от трех до шести. Малыши в возрасте года и двух приобрели статус особо важных персон и заслужили отдельный этаж, отдельно от младенцев. Продавщиц учили обращаться к зарождающейся личности малюток и находить их индивидуальный стиль. На смену универсальным «мешковатым штанам» недавнего прошлого пришла стильная одежда для каждого пола — «нежные пастельные тона» для девочек, «элегантные» костюмы для мальчиков.  Но больше всех популяризировала и воплотила в себе новый стиль малышка Ширли Темпл, юная голливудская актриса с ангельской внешностью: ни один поясок и ни одна девчоночья головка не обходились без ленточки с бантиком. Популярность Темпл в кино и за его пределами превратила ее в посланницу нового детского образа, в честь нее стали даже называть марки одежды для малышей.  Карманные деньги и новый подход к воспитанию Магазины, кино и рекламные агентства активно продвигали детскую моду, однако им вряд ли удалось бы так легко залезть в кошельки к родителям, если бы не счастливое совпадение нескольких долговременных тенденций. С одной стороны, произошел сдвиг в соотношении работы и потребления, с другой — появился новый взгляд на воспитание детей.  Первые изменения означают, что одежду стали реже шить самостоятельно и все чаще покупать в магазине. Большинство матерей не были профессиональными швеями с кучей свободного времени, поэтому им было просто недосуг создавать одежду, соответствующую определенному возрасту их детей. А тут вышло так, что ответственность за дизайн одежды перешла от матерей к рынку. Но это лишь одна важная предпосылка.  Родители оказались такими активными покупателями детской одежды, потому что продавцы постоянно повторяли слова ученых и властей о важности индивидуальности ребенка. В начале ХХ века в литературе по воспитанию детей стал делаться акцент на том, что у детей есть права. Родителям советовали уделять больше внимания склонностям детей и их меняющимся порывам и желаниям.

http://pravmir.ru/ya-v-plohom-nastroenii...

Командир подзывает солдата и приказывает взять свертки. Солдат куда-то убегает и возвращается с большим мешком, укладывает в них свертки и уходит. Командир обещает, что вещи будут переданы арестантам в дороге после проверки их содержимого. Доброе еще тогда было время! Потом арестантам приказали встать. Я видел, как их повели к вагону. Посадка длилась довольно долго. Папа несколько раз оглядывался. Толпа провожающих дождалась отправки поезда. В окнах вагона — одни синие фуражки. «Своего» никто не видит, но все машут руками, платками. Малышей поднимают на руки в надежде, что арестанты их видят. Много заплаканных лиц. Я держу в двух руках мамину холодную руку, стараюсь ее согреть. Так странно и непривычно чувствовать, что у мамы холодная рука. Такого раньше вроде бы никогда не было, и это меня пугает. «А вдруг мама умрет». И я все повторяю — «Не плачь, мама, папа скоро вернется». — «Нет, нет, — говорит мама. — Он не вернется. Я видела его лицо. Это лицо обреченного…» К счастью, прав оказался я. Отец вернулся из ссылки через десять лет, в 1940-м году. В Ленинграде его не прописали, и он поселился в Луге. Мама умерла в результате блокадного истощения в 1942 году. Отец пережил ее на десять лет. Тогда, в 1950-м, когда я был отправлен в лагерь, он был еще жив. Многие из моих спутников по прежним поездкам смотрели на заключенных недружелюбно, со злобой. Для большинства из них все арестанты были преступниками. Либо ворами и бандитами, либо врагами народа. Не раз приходилось слышать злобные высказывания в адрес заключенных, вроде таких: «Ничего, пусть посидят. Так им и надо. Зря никого не посадят». Вот так, наверно, многие глазеющие из окон вагонов думали и о нас, и обо мне. Некоторым из этих благополучных на тот день пассажиров предстояло раньше или позже и самим оказаться под конвоем. Такой уж была неумолимая логика нашей действительности. Наконец поезд тронулся. Вагоны с железным стуком покатили мимо нас. В нескольких окнах осторожно, едва приметно поднялись и закачались руки. Нам посылали прощальный привет. В основном на это решились женщины. Спасибо им — тем незнакомым хорошим людям! До сих пор стоят у меня перед глазами эти еле приметные знаки сочувствия и добрых пожеланий.

http://azbyka.ru/fiction/xorosho-posidel...

Европе (с древнейших времен до 1000 г.): Тексты, пер., коммент. М., 1993. С. 117-219 [Сага об Олаве Трюгвасоне]; Сотникова М. П. Древнейшие рус. монеты X-XI вв.: Кат. и исслед. М., 1995. С. 19-96. 1-176; Точный рассказ о том, как был крещен народ россов/Пер. Л. И. Щеголевой//Древнерус. лит-ра: Восприятие Запада в XI-XIV вв. М., 1996. С. 237-242). Лит.: Соловьев. История. Т. 1; Малышевский И. И. Когда и где впервые установлено празднование памяти св. Владимира 15 июля?//ТКДА. 1882. 1. С. 45-69; Владимирский сб.: В память 900-летия Крещения Руси. К., 1888; Голубинский. История канонизации. С. 63-63; он же. История РЦ. Т. 1/1-2; Завитневич В. З. Владимир Святой как полит. деятель. К., 1888; Соболевский А. И. В каком году крестился св. Владимир?//ЖМНП. 1888. Июнь. Ч. 2. С. 396-403; Матченко И. П. Св. равноап. кн. Владимир - просветитель Руси: 900-летие Крещения Руси//Странник. 1888-1889 (отд. изд.: СПб., 1889); Левитский Н. Важнейшие источники для определения времен Крещения Владимира и Руси и их данные: (По поводу мнения проф. Соболевского)//ХЧ. 1890. Т. 1. 3/4. С. 370-421; 5/6. С. 687-740; Т. 2. 7/8. С. 147-174; 9/10. С. 318-368; Никольский Н. К. К вопросу об источниках летописного сказания о св. Владимире//ХЧ. 1902. Июль. С. 89-106; Шахматов А. А. Один из источников летописного сказания о Крещении Владимира//Сб. ст. по славяноведению, посвящ. проф. М. С. Дринову. Х., 1905. С. 63-74; он же. Корсунская легенда о Крещении Владимира//Сб. ст., посвящ. проф. В. И. Ламанскому по случаю 50-летия его ученой деятельности. СПб., 1906. Т. 2. С. 1029-1153 (отд. отт.: СПб., 1906); он же. Разыскания о древнейших рус. летописных сводах. СПб., 1908 (особенно С. 13-28, 133-161); он же. «Повесть временных лет» и ее источники//ТОДРЛ. 1940. Т. 4. С. 122-149; Шестаков С. П. Очерки по истории Херсонеса в VI-X вв. Прил. 4: К вопросу о месте Крещения кн. Владимира. М., 1908. С. 125-137. (Памятники христ. Херсонеса; Вып. 3); Бертье-Делагард А. Л. Как Владимир осаждал Корсунь//ИОРЯС. 1909. Т. 14.

http://pravenc.ru/text/159104.html

2 . Обязать начальников строительств 2, 3, 4 в месячный срок представить в Главспецмаш календарные графики и соображения по развертыванию работ согласно сроков, указанных в приложении 1. 3 . Главспецмаш (т. Хламову) в недельный срок представить в Главснаб НКСМ заявки на строительные материалы, оборудование, строймеханизмы, транспорт и электроматериалы, а Главснабу (т. Лившицу) в 3-дневный срок рассмотреть заявки и обеспечить строительство необходимыми фондами. 4 . Главснабу (т. Лившицу) обеспечить размещение заказов комплексного теплосилового и энергетического оборудования ТЭС строительств 2 и 4 с учетом поставки последним в первом полугодии 1942 года. 5 . Обязать начальников строительств 2, 3 и 4 немедленно приступить к заготовке местных материалов: бутового камня, гравия, песка, кирпича и др., а по строительствам 3 и 4 приступить к разработке лесосек для заготовки строительного леса и дров. 6 . Указать начальнику 8 ГПИ т. Барыкову на нарушение срока проектирования строительства 3, установленного приказом НКСМ 743 от 12 декабря 1940 г. Начальнику 8 ГПИ т. Барыкову: а). Обеспечить представление в установленный приказом 743 срок технических проектов новостроек. б). В месячный срок представить в Главспецмаш согласованный с начальниками строительств график изготовления рабочей техдокументации, обеспечивающей выполнение работ в соответствии с приложением 1 настоящего приказа. 7 . Заместителю начальника отдела кадров т.Коваленок в месячный срок обеспечить руководящими инженерно-техническими работниками новостройки, согласно приложения 2 . 8 . Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника ОКС НКСМ т. Корнева. Народный комиссар среднего машиностроения СССР В. Малышев Приложение 1 к приказу 24с от 16.01.41 г. Календарные сроки выполнения работ на важнейшие объекты строительств 2, 3 и 4 в 1941 году. п/п Наименование работ и объектов Начало работ Окончание работ Примечание По строительству 2 Временные сооружения а) Навесы, склады, мастерские, бетонный завод, временный гараж, временный водопровод и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

1895 „Разглагольствие Евфимия“. Раскол, рук. Министер. Внутр. Дел 107, отд. II. Рукоп. Влад. Дух. сем, 36, 69–70 стр. Исслед. гр. Стенбока т. VIII, л. 2914. 1904 Так раскольники, особенно странники называют только своих единомышленников. Это усматривается и из продолжения этого рассказа. 1905 Рукоп. А. А. Титова , 838. Эту встречу рукопись, напечатанная в. Отеч. Зап. (1876, VII) относит к дальнейшему времени, когда Евфимий был уже в дер. Малышеве, тогда как две другие Рукописи: а) г. Титова 838) и б) – та, по которой составлено жизнеописание Евфимия в Вест. Евр. (1872, XI) приурочивают ее именно здесь. Разность эту мы объясняем краткостью первой рукописи и упоминанием её только об одном крещении Евфимия „в странство“, тогда как, как увидим далее, Евфимий „в странство“ крестился два раза. 1907 Полагаем – привести в совершенство, т. е. разрешить все душевные сомнения, так мучившая Евфимия. 1913 Исследов. гр. Стенбока, т. VIII, л. 2914. „Разглагольствие“ имеется в сборнике Кельсиева, т. 1V, 248–252 стр. 1916 Помещено в сбор. Кельсиева, т. 1, стр. 252–258, а также – у Ливанова в соч. „Раскольники Острожники“, т. IV, стр. 85–89. К этому же году относится другое послание Евфимия в Москву „некоему любовну другу с домашними его“ – подобного же содержания. Раскол.Рукоп. Министер. Внутр. Дел, по описи 108, отд. 1920 Мусора состоит из 14 довольно больших селений, а именно: с. Воскресенского, Аксенова, Вонявина, Мусоры, Меледы, Романова, Хмелевова, Захарова, Баринова, Маслова, Чикова, Александрова, Завидова, Мыдьева. Жнтели Мусоры – народ буйный и почти все – раскольники. Дневник Пискарева, стр. 12. 1935 В отличие от живущих в своих домах-пристанодержателей. О тех и других будет подробная речь впереди. 1936 Напрасно поэтому г. Розов (Вест. Ebp.1872, XII , стр. 520) утверждает, что пристанодержательство ввел в практику Крайнев. Последний с Ириной Федоровной хотели только узаконить то, что фактически, хотя и единично, существовало при самом Евфимие. 1940 Замечательна личность этого Чагрина, представляющая собою характерный тип многих сектаторов-странников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Согласно собственным предсказаниям Саи Бабы, он умрет в 2022 г. 919 . Характеристика Культ Саи Бабы отнесен к разряду деструктивных религиозных организаций в Инициативном письме – депутатском запросе депутата Государственной Думы Российской Федерации Н.В.Кривельской Министру внутренних дел Российской Федерации генералу армии А.С.Куликову (январь 1997г.). Последователи культа заявляют, что в 1940 г. Саи Баба прошел через неистолкованный медиками стресс, длившийся около двух месяцев и характеризовавшийся сильными болевыми ощущениями и периодическими потерями сознания. После этой странной болезни его парапсихологические способности очень возросли и расширились. Всю жизнь Саи Бабы его сопровождают рассказы о совершаемых им «чудесах», которые включают исцеления, снятия болей, предсказания. Но главные «чудеса» Саи Бабы заключаются в его якобы материализации из воздуха различных мелких предметов от «священного пепла» до массивных золотых лингамов (лингам – мужской половой орган), вытаскиваемых им из своего рта 920 . В культе вообще довольно активно практикуется производство «благословленных» или «материализованных» Саи Бабой мелких предметов – лингамов различных размеров и конфигураций из различных материалов, медальонов, часов, колец, кулонов, сладостей, предназначенных для «исцеления и благословения» адептов культа. В культовых источниках говорится о существовании неких документальных фильмов, в которых показан якобы заснятый процесс материализации Саи Бабой этих предметов. Культ претендует на участие в образовательных программах учебных заведений. Известен случай, когда воспитательница одного из детских садов г.Москвы – последовательница Саи Бабы – стала активно проповедовать среди своих подопечных малышей учение своего культа. По настоянию родителей детей это безобразие было пресечено сотрудником правоохранительных органов, который провел с воспитательницей беседу, разъяснив ей противоправность ее действий. 918 Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь/Под общ. ред. Альбедиль М.Ф. и Дубянского А.М.– М.: Республика, 1996.– 576 с.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novye-re...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010