Каждый, кто хочет преспеяния в духовной жизни (а неужели, кто не хочет сего?), каждый должен иметь послушание к духовному отцу. Посмотрите и в видимой природе все подчинено и держится послушанием: низшее подчинено высшему, неразумное управляется разумным, малые звезды – светила следуют за большими – являются спутниками, или послушниками великих; небо и земля и все исполнение их слушают одного Божественного гласа. Возведите взоры свои на небо небес и увидите, что Ангелы – премирные духа, суть не иное что, как смиренные послушники по самой природе: не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые должны наследовать спасение ( Евр. 1:14 )? Послушание есть цепь взаимно их соединяющая между собой. Но все они, по свидетельству тайновидцев, непосредственно приемлют свет заповедей Господних, но от первейших и высочайших духов он в нисходящем порядке переходит к низшим чинам, от одного чина к другому постепенно изливается, сияет и преломляется; и сии дивные преломления лучей Божественного света составляют причину разности величия и славы Ангельских чинов и образуют степени того небесного дома или храма Господа сил, о котором упоминают пророки. Послушание Пресвятой Девы Марии вознесло Ее превыше всех Ангельских чинов, удостоило быть Богоматерью и возвело в сан Царицы неба и земли. Послушание низвело Сына Божия с небес на землю и облекло в зрак раба; и вся жизнь Его была только послушание: быв послушным даже до смерти, и смерти крестной; оно и превознесло Его: Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени ( Флп. 2:8–9 ). О, Господи Иисусе! Тебе так дорога добродетель послушания, что Ты согласился понесть тягчайшие страдания. А мы часто говорим: да будет воля Твоя, и все делаем по своей воле. Но сам даруй послушание, сам научи нас послушанию как к Тебе, так и к человекам, поставленным Тобой над нами, послушание всегда готовое, радостное, простое, постоянное. Аминь. Слово на память Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия 1841 г. Сентября 25 дня Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое ( 2Кор. 5:17 ) Без сомнения, дивное, величественное зрелище откроется тогда, когда при кончине веков Сидящий на престоле скажет: се, творю все новое ( Апок. 21:5 ), и тотчас по гласу Его переменится вся природа и явится новое небо в новая земля.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Клеопа разочарованно отвечает: – Неужели Ты один из пришедших в Иерусалим не знаешь о происшедшем в нем в эти дни? (Лк. 24: 18). Да, аминь, Он – Странник, Который во Своя прииде, и Свои Его не прияша (Ин. 1: 11). Царство Его не от мира сего (ср.: Ин. 18: 36), Он создал каждую человеческую душу, а Его никто не узнаёт, хотя Он был там, в таинстве чревоношения каждой матери, в полных изумления глазах каждого появляющегося на свет младенца. Он вдыхает жизнь в уста каждого малыша, выходящего из живительных вод материнской утробы и испускающего первый в жизни крик. А Его уже никто не узнаёт, хотя Он в каждого вкладывал всё уникальное: ум, и глаза, и сердце, личность. Они равнодушно смотрят на Того, Кто возлюбил их первым. Он благословил вселенную их разума и на каждом запечатлел Свой лик, Свой образ. «Он стал таким, как я, чтобы я мог принять Его, и принял мой облик, чтобы я не отворачивал лица от Него» (Оды Соломона ). Бедные ученики… Какое горькое известие о кончине Того, Кто сокрушил ад, содержимый огнем вечным: – А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24: 21). При виде такой простоты вечная Мудрость Божия осиявает их светом: – О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою? И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24: 25–27). Вот величайший курс богословия всех времен! Вечный Профессор рассказывает о Себе. Миллионы книг мира сего в суетности своей сообщают меньше, чем бесконечно сладкие уста Логоса. Малые умы учеников силятся постичь грандиозные смыслы истории, истолковываемые Самой Вечностью. Псалмы, пророчества, песнопения Ветхого Завета робко приступают и открывают им свою премудрость. Однако уже виднеется Эммаус. Село потихоньку приближается к ним, а планеты и солнца кружатся вокруг нетварного Центра творения. И тут следует стих, раздирающий душу: Он показывал им вид, что хочет идти далее (Лк. 24: 28). В этом трагедия всех веков, миллиарды смертей, произошедших за всю историю, бесконечная горечь Бога избитого, истерзанного, оплеванного, распятого, умерщвленного теми, кого Он возлюбил до конца. В этом видна и величайшая кротость Зиждителя, отверженного Его творениями, пресмыкающимися по земле.

http://pravoslavie.ru/131093.html

О, Господи! Не это ли говорил я, когда еще был в стране своей ... знал, что Ты Бог благой и милосердный ...и сожалеешь о бедствии... лучше мне умереть, нежели жить... "/4, 2-3/. Речь Ионы потрясающе свидетельствует о подлинности мистической встречи пророка с Творцом: так я и знал, Сам посылаешь меня к ним объявить о страшном наказании, а ведь по любви Своей вряд ли на это пойдешь, а я - Твой раб - в каком оказываюсь положении, Ты выходишь милостивым, а я лгуном?/!/Тогда Господь, вразумив Ниневию, вразумляет Иону: " произрастил Господь Бог растение, и оно поднялось над Ионою, чтобы над головою его была тень ... Иона весьма обрадовался этому ... И устроил Бог так, что на другой день ... оно засохло. Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы так, что он ... просил себе смерти... Тогда сказал Господь: ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился ... которое в одну ночь выросло и в одну же ночь пропало. Мне ли не пожалеть ... города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой/скорее всего, имеются в виду " младенцы " в духовном отношении/, и множество скота? "/4, 6-11; о скоте Господь тоже беспокоится/. Книга Ионы позволяет сделать ряд выводов: пророк не слепой исполнитель воли Божией, но живой человек , иногда со своими слабостями, но всё же живущий только ради полученного призвания; смысл пророчества может оказаться гораздо глубже, чем его понимает сам пророк; пророчество не есть окончательное определение будущего, но скорее серьезное предупреждение, призыв к покаянию; парадоксально, но именно милосердие Божие к людям побуждает Его пророков напоминать о гневе и наказании. А трехдневное пребывание Ионы " во чреве кита " стало, как об этом сказал Сам Спаситель, прообразом Его схождения во ад после крестной смерти и воскресения... 7.2. " Малые пророки " : Амос, Осия, Аввакум Каждый из пророков Библии внес свою важную лепту в дело постижения Божественного Откровения, но в то же время имеется ряд общих положений и идей, которые высказаны всеми авторами.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2171...

Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам. Желать им так тепло и со всею заботой молиться о том, чтобы скорее возвратиться к ним, - это происходило от сильной любви к ним. Вместе с тем показывает, что он полагается на совесть, и потому обращается к ним. Этого он не сделал бы, если бы чувствовал в своей совести что-нибудь дурное. Бог же мира. Прежде всего попросив у них молитв и почтив их этим, потом уже и сам молится за них. Так как, говорит. Бог есть Бог мира, то вы не должны возмущаться протай меня, и притом по одному только слуху. Воздвигший из мертвых Пастыря овец великого. Внедряет им учение о воскрешении, пользуясь пророчеством Исаии (Ис.гл.10). А так как есть и другие пастыри, - малые, то сказал: великого. Ибо пророки - это многие учителя, но Христос - наставник одни для всех. Кровию завета вечного. Господа, нашего Иисуса (Христа). То есть воздвиг Его из мертвых после Его смерти и после излияния Его Крови, так что Он дал нам завет, не подлежащий, как завет закона, отмене, но вечный. Ибо и так: воздвиг Его из мертвых с Кровию вечного завета. Ибо по воскресении Он даровал нам Кровь Свою в завете. Ибо если бы Он не воскрес, то Кровь Его не служила бы нам заветом. Да усовершит вас во всяком добром деле. Показывает, что они имели добрые дела, нуждались только в том, чтобы совершенствоваться в них. Об этом он и молится за них. Смотри, что мы сами сперва должны начать, а затем просить совершенства от Бога. К исполнению воли Его. Кто усовершенствовался во всяком добром деле, тот и творит волю Божию, а не тот, кто наполовину делает добро. Производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь. Следовательно, когда мы делаем добро, то это совершает в нас Бог через Иисуса Христа, то есть являющегося в качестве Ходатая и Совершителя. Ибо если Он совершил наше, спасение в начале, то что удивительного и в том, если Он и при усовершенствовании в добродетелях является Посредником и исполняет в нас волю Отца, Сам укрепляя нас и вдыхая в нас силы к совершению добрых дел? К слову же благоугодное он прибавил: Ему. Ибо мы тогда действительно благоугождаем, когда оказываемся добрыми пред Богом, а не тогда, когда - пред людьми. И Давид говорит: по чистоте рук моих пред очами Его (Пс.17:25); и Исаия: удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис.1:16).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

Пророк видит жезл неусыпающего, то есть, миндального дерева 4 , или лучше, миндальную ветвь, покрытую листьями и цветами. Как эта ветвь, как бы так говорил при этом Бог , никогда не усыпает, всегда бодрствует: так я неусыпно смотрю за исполнением слов моих. Далее Пророк видит кипящий котел, переднею стороною обращенный к северу. По изъяснению Самого Бога, видение это означало то, что от севера откроется бедствие на всех жителей Иудеи. «Ибо вот я вызываю все племена северных царств, говорит Господь, и придут они и поставят престолы свои у ворот Иерусалима, и вокруг всех стен его, и у всех городов иудейских. И произнесу на них суды мои за все пороки их, за то, что они оставили Меня, и возносят курения другим богам, и поклоняются изделию рук своих (идолам)». Под племенами северных царств разумеются Халдеи и покоренные ими при царе Навуходоносоре все соседние племена, большие и малые 5 . Таким образом, Пророку дано было знать, что хотя он назначен провозвестником судеб различных народов и царств, но особенным и главным его делом будет предвозвещать бедствия, грядущие на Иудею и жителей Иерусалима от Халдеев и царя их, Навуходоносора, привлеченные отступничеством Иудеев от Бога и совращением их к богам языческим. Вожди Халдеев и других племен, служивших в войсках Навуходоносора, представляются исполнителями Божественного правосудия, судьями, которые поставят свои престолы у ворот Иерусалимских и у всех городов Иудейских и совершать произнесенные Богом суды на неверный и преступный народ Его. Исполнение этого суда над Иерусалимом разительно представляется под образом кипящего котла. Яснее сказать, осажденный Халдеями Иерусалим уподобляется котлу, в котором варили мясо. Эго же уподобление в том же смысле встречается у пророка Иезекииля для изображения жестокой участи осажденных жителей Иерусалима (24). «Пусть Иерусалим будет котлом, а мы мясом», насмешливо говорят у того же Пророка ложные пророки, и все, которые не верили предсказаниям его и Иеремии. В заключение призвания Бог повелевает Пророку, немедленно вступить на поприще общественного служения; угрожает, ему тяжким наказанием, если он будет удерживаться страхом от исполнения возлагаемой на него обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Пророчество Исаии о судьбе Вавилона, по мнению крайних критиков, не может быть относимо все-таки позднее, чем ко времени завоевания города персами. Вавилон в то время еще оставался столицей, многолюднейшим и богатейшим городом мира, и, однако же, пророк с уверенностью говорит: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра. Не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей на нем. Не раскинет аровитянин шатра своего, а пастухи со стадами не будут отдыхать там, но будут обитать в нем звери пустыни, а домы наполнятся филинами, и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены в увеселительных домах» (13, 19–22). Для обычного человеческого взора такая судьба Вавилона была бы столь же невероятной, как для нас, напр., невероятным было бы предсказание о погибели Лондона, Парижа или другого какого-либо центра. И, однако же, пророк не только ждет погибели Вавилона, но с уверенностью предсказывает ее. И история свидетельствует, что это предсказание осуществилось удивительным образом. Многочисленные путешественники, посещавшие область Вавилона, подтверждают это все в один голос. Вот что, напр., говорит об этом Гильпрехт, долго живший в Вавилоне. «Это Вавилон – это поистине страна гробов и молчания. Простертая рука Божия тяготеет над несчастною землею уже две тысячи лет. Слово Исаии как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился об землю попиравший народы, – звучит, как погребальная песнь над рассыпавшимися стенами Вавилона, отдается насмешливым эхом пророческого проклятия от упавших башен и храмов Нуффара и Варки… Запустение и безграничное разрушение, характеризующие нынешнюю Вавилонию, таковы, что, хотя я в последние 14 лет многократно посещал эту страну, она все еще не перестает производить на меня потрясающее впечатление. Страна выглядит так, как будто бы здесь Бог ниспроверг Содом и Гоморру. Бесчисленные большие и малые каналы, которые, подобно питательным жилам, прорезывали во всех направлениях богатую равнину и несли жизнь и плодородие во всякую деревню и на всякое поле, давно уже засыпаны мусором и землею.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Rybin...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Оглавление Иона как прообраз Христа Все должны перестать вкушать и пить, причем это распространялось даже на скот и на младенцев, чтобы вопль, который до этого восходил перед лицом Бога о грехах народа, заменился воплем этого страждущего перед Богом населения. Понятно, коровы мычат, лошади ржут, дети плачут, малыши просят кушать, женщины плачут перед мужьями, что дети их плачут. Все вокруг вопит и плачет от того, что они страдают перед Богом, авось, Бог сжалится и помилует. Иона вышел за пределы города и ждет, что из этого будет, но ничего не происходит. И Иона, как сказано, раздражился. Не расстроился, не огорчился – Библия приводит такое слово: «раздражился». Его посетило раздражение, он в гневе. И он спорит с Богом: «о, Господи! не это ли говорил я, когда еще был в стране моей? Потому я и побежал в Фарсис, ибо знал, что Ты Бог благий и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и сожалеешь о бедствии. И ныне, Господи, возьми душу мою от меня, ибо лучше мне умереть, нежели жить. И сказал Господь: неужели это огорчило тебя так сильно?» – раз он говорит это с раздражением, то, очевидно, не вполне адекватно описывает то состояние, по причине которого он сбежал. Тем более, что он мог видеть, что израильские города вкушают плоды гнева Божия. Но он раздражился, и Господь, что удивительно, его не наказывает. А ведь Иона ведет себя совсем не так, как все остальные пророки, и великие, и малые – таких резких, раздражительных слов я не читал ни в одной Книге пророков. Господь преподает Ионе урок, очень красивый, просто шедевр педагогической практики – очень красивый, очень трогательный и очень запоминающийся урок. Неожиданно, поскольку это пустыня, жаркий зной иссушает тело, печет голову Ионе, он изнемогает, и это усиливает его раздражение. И Господь повелел, чтобы упало семечко и выросло растение (предположительно, тыква) с большими листьями, которые не только давали тень и прохладу. Это был лист, несущий в себе жизнь, что очень обрадовало Иону. Он успокоился, почти даже обрел мир. Но растение, опять-таки по воле Божией, подточил червь, и оно к утру засохло… «Когда же взошло солнце, навел Бог знойный восточный ветер, и солнце стало палить голову Ионы, так что он изнемог и просил себе смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить.

http://azbyka.ru/chitaem-vethij-zavet/12...

Слово о любви к Богу и о любви к ближнему     «Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим 1:5).    Человеколюбец Господь Бог наш, когда создал человека по образу Своему и по подобию, насадил в душе его закон, через который он мог все, что касается его обязанностей, знать, и по тому закону поступать. Он по тому закону мог знать, в чем состояла его обязанность к Богу, Создателю своему, к себе и ближнему своему. Но по падении человеческом закон этот так попортился, что едва малые следы от него остались. Отсюда последовало, что люди вместо добра избирали зло, и, тьмой неведения помраченные, пороки вместо добродетелей почитали.    Потому Милосердный Творец наш, по Своей естественной благости, изобразил закон тот на двух скрижалях, которые через Моисея, верного Своего раба, передал избранному Своему народу — Израилю, а потом и всем людям и народам. Но цель как естественного, так и написанного закона не иная, как только единая любовь. Ибо Премилосердный и Человеколюбивый Бог, зная, что без любви не может быть в роде человеческом никакого благополучия, по той причине, как Отец, промышляя о чадах Своих, дал нам закон для пользы нашей и ради нашего благополучия, — который состоит в том, чтобы мы, во-первых, Бога, а потом ближнего нашего любили так: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим..., и ближнего твоего, как сам себя. На сих двух заповедях, — по словам Самого Христа, — утверждается весь закон и пророки» (Мф 22:37—40).    Но то, какие плоды любовь к Богу производит и чего ради должно Бога любить, каковы плоды любви к ближнему и чего ради мы его должны любить, в следующем кратком слове желающему об этом знать и по силе исполнять, представляется. Прошу послушать всякого, кто хочет вражду, как врага своего, из сердца выгнать.    Сердце человеческое праздно быть не может, но оно непременно занято или враждой, или любовью к какой-нибудь вещи. Если враждой занято, то такие и плоды приносит: приносит ссоры, драки, убийства, обиды, злословия, клятвы, лесть, обманы, клевету, осуждение, презрение, уничтожение, насмешки и прочее тому подобное. А если любовь в сердце живет, то и плоды являются любезные, и как чистейшим очам Божиим, так и благоразумным людям приятнейшие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Сознание себя взрослым должно начаться с сознания себя сыном Божиим Когда ребёнку говорят: «Пора тебе ходить одному; ты не маленький», ребёнок пугается, оглядывается по сторонам и отвечает: «Страшно... как же это я?» Не бойтесь. Людям так долго твердили, что они совсем ещё малые дети что слова «вы взрослые, вы сыны Божии» звучат почти кощунством. А между тем, не Бог ли сказал человечеству что в каждом должны быть те же чувствования, что и во Христе Иисусе! Сознав себя сынами Божьими, [надо] поставить себе задачей полное выражение Божественного своего начала». (Свенцицкий В. Основные начала «Религии свободного человека» (Смысл жизни)//НЗ. 1912. 19/20). 79 ...весь мир сливался со своим воскресшим Искупителем. – Так называет Господа пророк Исаия ( Ис. 63:16 ), ибо вся тварь должна преобразиться по слову Божию, Кровь креста Его созиждет новые небо и землю, и «будет Бог всё во всём» ( 1Кор. 1528 ). «Он искупил этот мир, Он примирил его с Богом, Он возвестил этому миру спасение, всему миру, всем людям, и дальше от людей зависит – принять это спасение, усвоить его, воплотить это спасение в своей собственной жизни или отвергнуть» (Виталий Боровой, протопр. Указ. соч.). 80 ...торжественный победный гимн... – Ср.: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще...» (Возглас иерея на литургии верных после приготовления Святых Даров); «Оживут мертвецы Твои, восстанут мёртвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе» ( Ис. 26:19 ). 84 ...господству вашей Церкви... – В законах Российской империи, несмотря на полное подчинение государству, Православная Всероссийская Церковь называлась «господствующей». «Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это. Что же вы будете делать после всего этого?» ( Иер. 5:30–31 ). 85 ...знак скорой гибели... – «Ибо близок день погибели их, скоро наступит уготованное для них... Горе им, что они удалились от Меня; гибель им, что они отпали от Меня! ...Из серебра своего и золота своего сделали для себя идолов: оттуда гибель...

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Тогда Неемия и книжник Ездра, священник и левиты, учившие народ, сказали народу: не печальтесь и не плачьте, п. ч. весь народ плакал, слушая слова Закона ( Неем.8:1–9 ). Во 2 же Мак. Книге пишется: повествуется в записях и памятных книгах Неемии, как он, составляя библиотеку, собрал сказания о царях и пророках, и о Давиде, и письма царей о священных приношениях. Подобным образом и Иуда (Маккавейский) потерянное, по случаю бывшей у нас войны, все собрал, и оно есть у нас (2:13–14). А в 3 кн. Ездры и в Талмуде передаются даже некоторые чудесные обстоятельства, бывшие при собрании Ездрою священных книг, сущность чего нельзя не признать, имея в виду величайшую трудность сего дела, увенчавшегося успехом только по истине при особой помощи Божией, и содействии пророков Аггея, Захарии и Малахаи, которые, по сказанию Вавил. Талмуда, составили собою, так называемую, великую синагогу (Bathr. 13, col. 2, fol. 5, col. 2). В книге прем. с. Сирахова (45:6; 44:3–5; 49:12) делается указание на 3 рода писаний, в которых нельзя не видеть тех частей, кои указал И. Христос: Закон Моисея, пророки и псалмы ( Лк.24:27 ). Известный иудейский историк И. Флавий говорит: «мы не имеем бесчисленное множество книг, а только 22 признаем божественными. Из них 5 кн. написаны Моисеем, 13 пророками, в которых они описали происшествия до Артаксеркса (это, так называемые, книги большие прор. и малые, начиная с И. Навина и оканчивая Малахией), остальные же 4 содержат псалмы и правила жизни. Время Артаксеркса падает на время Ездры». Другой знаменитый евр. ученый – Филон, также отдавал преимущественное предпочтение этим 22 книгам древней священной письменности, как бывшим на еврейском языке, (хотя пользовался он и другими книгами, так называемыми, неканоническими). Иисусом Христом твердо определены три части состава ветхозаветных книг. И кроме того, Он более чем в 70 местах сделал ссылки на разные места св. Писания (см. Мк.21:42; 22:29 ; Ин.10:34 ). Он кроме того определил время, обнимаемое ветхозав. книгами, сказавши, что с евреев взыщется кровь убитых ими праведников от Авеля до Захарии ( Лк.11:51 ; ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010