Старое Село (Бородинского с/о). Церковь Казанской иконы Божией Матери. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (до 2022 года) Церковь. Действует.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери , Николая Чудотворца , Владимира равноапостольного Год постройки:Между 1788 и 1790. Ссылки:   Адрес: Московская область, Можайский район, деревня Старое Село., д. 1В. Координаты: 55.563953, 35.856322 Проезд:а/с Можайск, авт. 27 до ост. " Старое Село (по требованию) около памятника казакам Платова, далее 2,5 км пешком на восток по грунтовке. Дорога приводит к воротам преграждающим путь на дамбу. Церковь 150м слева, за кладбищем. Хорошо видна от ворот. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Кирпичная, оштукатуренная, трехчастная осевая, приходская церковь при усадьбе. Построена на средства Г. Я. Усова в 1788-1790 годах в стиле позднего барокко. Трапезная и колокольня построены в начале XIX века. Двусветный четверик церкви завершен световым восьмериком, перекрытым куполом с главкой. С востока к храму примыкает пятигранный алтарь, с боков поздние тосканские портики в антах. С запада к храму пристроены двухстолпная трапезная и колокольня из трех кубических ярусов, завершенная куполом со шпилем. Храм сдержанно декорирован в духе барокко - углы обрамлены лопатками, окна украшают характерные для эпохи наличники. Главный престол Смоленский. В трапезной правый Успенский и левый Князе-Владимирский приделы. Внутреннее убранство в основном утрачено. Передана верующим в кон. 1990х, ремонтируется. Источник: сайт http://50rus.hramy.ru . Оригинал информации здесь . Старое-Юрьевское при Москве-реке Село Юрьевское было сначала за  Василием Ивановым Старым, отчего и называется " Старым " . Село это находилось в Зарецком стане Можайского уезда на реке Москве при устье речки Колочи.  В 1626 г. две трети села принадлежали Ивану Иванову Полтеву, а в селе значилось место уничтоженной церкви велико­мученика Георгия (откуда название села Юрьевским) с приделом Николая Чудо­творца. В 1662 г. в селе Юрьевском построена церковь во имя Смоленской иконы Божией  Матери с приделами Николая Чудотворца и  преп. Серия Радонежского. В 1676 г. треть села Юрьевского-Старого принадлежала Димитрию Иванову Полтеву, её он купил у жены подьячего Марьи Мих. Паниной. В 1715 г. селом владел Никита Дим. Полтев.

http://sobory.ru/article/?object=07959

Святая Земля в книге Норова – это величественный Храм Гроба Господня и «первая молитва за давших мне жизнь и за близких сердцу моему», подробное описание каждой пяди Святого града, всех его священных реликвий и памятных мест, тщательно сверяемое по текстам Священного Писания и другим древним и новым источникам. Это скорбь оттого, что «Святилища Господа» находятся под властью неверных, но и понимание (в отличие от А. Н. Муравьева) провиденциального смысла происшедшего. «Но христиане не должны смущаться, что такие великие святыни находятся в уничижении языческом. Спаситель мира, повергнув Себя на земле всем страданиям человеческим, оставил и святыни Свои под теми же законами природы, которым подвергалось Его Божественное тело». Это «пастушеский Вифлеем, забытый в горных ущельях Назарет, разбросанные груды городов израильских», Иордан, сидя на берегу которого «под навесом густых ив и тамаринов и глядя то на ясное небо, то на бег Иордана», путешественник читал «первую главу Евангелия от Св. Марка и подобную ей главу Св. Иоанна», и т. д. и т. п. Затем будет возвращение на родину, издание новых книг, в частности, дополняющих, а по времени и своему маршруту предваряющих «Путешествие по Святой Земле» «Путешествий по Египту и Нубии в 1834–1835 гг.» (СПб., 1840), участие в полемике вокруг знаменитого Синайского кодекса IV в. («Защита Синайской рукописи Библии от нападений о. архимандрита Порфирия Успенского », СПб., 1863), статья по поводу «Войны и мира» Л. Н. Толстого («Война и мир (1805–1812). С исторической точки зрения и по воспоминаниям современника», 1868). Будет и продолжение служебной карьеры: в 1854 г. Норов станет министром народного просвещения, а затем членом Государственного Совета. Будет женитьба на Варваре Егоровне Паниной, рождение и ранняя смерть троих детей. Он вернется на Святую Землю в 1861 г. В предисловии к книге «Иерусалим и Синай. Записки второго путешествия на Восток» (СПб., 1879), вышедшей под редакцией В. Н. Хитрово , Норов написал: «Читатель не узнает уже во мне того самого путешественника, который предавал ему все впечатления пути своего, связывая их с памятью былого. Все изменилось в глазах моих…». Эта книга увидела свет уже после смерти автора.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/n...

Пётр Иванович † 1790; женат на Елене Михайловне Аргамаковой Владимир Иванович, генерал-поручик и святого Александра Невского кавалер, рождение 8 июня 1703 † 29 июня 1797; женат на Евдокие Ильинишне Исаевой, рождение 3 марта 1717 † 17 января 1774 Николай Александрович, гвардии-капитан † 31 мая 1768; женат на Анне Алексеевне Жеребцовой (в. п. супруга действительного тайного советника Якова Лукича Хитрова) Пётр Александрович; женат на Елене Васильевне Арсеньевой (в. п. супруга Афанасия Ивановича Кастюрина) Мария Александровна, за Фёдором Александровичем Нащокиным Фёдор-Авраам Авраамович, тайный советник † 30 апреля 1757; женат на графине Вере Борисовне Шереметевой Василий Авраамович, генерал-аншеф и святого Александра Невского кавалер 19 августа 1757; женат на графине Екатерине Павловне Ягужинской † 18 октября 1738 Иван Степанович, подполковник † в Сибири Авраам Степанович, генерал-поручик и святого Александра Невского кавалер; женат на княжне Анне Алексеевне Юсуповой, рождение 6 января 1737 † 12 февраля 1794 Степан Степанович, каммергер, рождение 1732 † 16 мая 1784; женат на Анне Васильевне Паниной Анастасия Степановна, за тайным советником графом Николаем Александровичем Головиным Анна Степановна † 23 марта 1766 Прасковья Степановна, рождение 1734 † 1763, за подполковником князем Иваном Алексеевичем Голицыным Иван Мартемьянович; женат на Степаниде Иевлевне Булгаковой Гавриил Фёдорович Степан Иванович Яков Иванович Дмитрий Иванович Фёдор Иванович Алексей Андреевич Илларион Семёнович Федот Семёнович Гордей Семёнович Иван Фёдорович Гавриил Фёдорович КОЛЕНО X: Авраам Фёдорович, статский советник, рождение 17 июля 1706 † 28 мая 1748; женат на Анне Ивановне Ржевской, рождение 17 июля 1710 † 12 мая 1780 Мария Александровна, за полковником Гавриилом Алексеевичем Жеребцовым Елена Александровна, за генерал-майором Алексеем Николаевичем Сухотиным Андрей Петрович † 27 января 1806 Иван Петрович Мария Петровна, за действительным тайным советником Павлом Ивановичем фон-Визиным Екатерина Петровна, рождение 1747 † 1830

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Емельян Давыдович Никита Родионович Пётр Никитич Аким Никитич Семён Иванович Иван Иванович КОЛЕНО XIV: Иван Иванович, действительный тайный советник и Святого Андрея кавалер, рождение 1693 † 11 ноября 1773; женат: 1) на NN; 2) на Анне Ивановне Паниной, рождение 1717 † 12 июня 1745 (от каждого брака сын и дочь) Яков Петрович КОЛЕНО XV: Андриан Иванович, статский советник Николай Иванович , сенатор и Святого Александра Невского кавалер, женат: 1) на княжне Татьяне Фёдоровне Мещерской; 2) на Аграфене Александровне Нарышкиной (от 2-го брака сын) Мария Ивановна, за вице-адмиралом Воином Яковлевичем Римским-Корсаковым Анна Ивановна, за тайным советником Михаилом Киприановичем Луниным Семён Александрович, действительный тайный советник и Святого Александра Невского кавалер Сергий Александрович, премиер-майор, женат на Елене Леонтьевне NN КОЛЕНО XVI: Иван Николаевич, государственного совета член и Святого Александра Невского кавалер, женат на Анне Васильевне Самариной Николай Сергеевич Григорий Андреевич 22) и сын его Назарий Григорьевич служили воеводами в войсках Царя Uoahha IV , в разных походах. Степан Иванович 34), брат его Фома Иванович и двоюродный брат Данило Иванович убиты при осаде Смоленска, в 1634 году. Родион Сергеевич 75) был воеводою в Угличе в 1679 и 1680 годах. Семён Протасьевич был постельничий при Царе Алексее Михайловиче, и думным дворянином в начале царствования Петра Великого. Леонтий Романович был окольничим при Царе Феодоре Алексеевиче и боярином при Петре Великом. Двенадцать Неплюевых владели населёнными имениями в 1699 году. Иван Иванович был, при Императрице Анне, тайным советником, посланником в Цареграде, следователем и судьёю по делу кабинет-министра Волынского; при Императрице Елисавете он был Оренбургским губернатором, сенатором и действительным тайным советником, а при Екатерине Великой получил андреевскую ленту. Из сыновей его, Андриан Иванович был посланником в Цареграде, при Императрице Елисавете Петровне; Николай Иванович сенатором при Императоре Павле, а внук, Иван Николаевич, сенатором и членом государственного совета при Императоре Александре I. Александр Иванович 98) был, при Императрице Елисавете, генерал- майором и генерал-кригс-коммисаром армии, а сын его Семён Александрович был сенатором при Императоре Павле, и награждён чином действительного тайного советника при увольнении от службы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

30 октября/12 ноября 1903. Четверг. О. Яков Мацуда, из Окаяма, пишет: «Катехизатор Николай Исикава заболел и положен в госпиталь; без него петь в Церкви некому, можно ли без пения, а только с чтением служить Литургию?» Отвечено: «Пусть хоть плохо поют помогавшие Николаю Исикава; без пения Литургии быть не подобает». Спрашивает еще: «Можно ли псаломщику служить без стихаря?» Можно. Еще: «Можно ли дать молитву родильнице и младенцу, когда сошлись жить брачно без брака?» Можно. 31 октября/13 ноября 1903. Пятница. Ныне идет у нас с Накаем перевод службы «Трем Святителям в Праздничной Минее» – и что это за трудности в канонах Евхаита! А без греческого текста и совсем не понять бы их! Как жаль, что не исправляют славянский текст Богослужения! Давно пора сделать это. Теперь почти наполовину для молящихся – точно мед в закрытых ячейках. 1/14 ноября 1903. Суббота. Сегодня за Литургией и панихидой помянули за упокой рабы Божьей Марии Александровны, княгини Мещерской (урожденной Паниной), очень благочестивой московской аристократки, с таким сочувствием отнесшейся к делу Миссии, когда я был в России в 1880 г., и немало благотворившей ей, особенно чрез своих детей, из них же особенно чрез княжну Александру Николаевну, ныне княгиню Голицыну. Вчера я прочитал в Московских Ведомостях некролог Марии Александровны. Упокой Господи душу ее в селениях праведных и пошли побольше России таких благочестивых людей! 2/15 ноября 1903. Воскресенье. После Литургии зашли оба брата князья Доде [sic] – Лука и Стефан – и рассказали с немалою радостью, что их старший брат приготовился к крещению и уже был бы крещен в Отару, если бы о. Николай Сакурай не заболел до невозможности прибыть из Саппоро в Отару. Оказывается, это и есть Катакура, о котором недавно писал катехизатор Павел Мацумото, что человек хорошей фамилии и прочее. Он поступил приемышем в дом богатого землевладельца на Эзо Катакура, родом из Сендая, и женился на его дочери, в младенчестве крещеной в протестантство; чрез чтение христианских книг, которыми достаточно снабжен от братьев, в свободное от своих официальных занятий по рыбоводству время и из слушания катехизатора Павла Мацумото, так как главная станция его на островке близ Отару, он хорошо усвоил вероучение и просит крещения. Пошли ему Бог благодать истинного христианства!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

– Ах, Дима! Зачем же толкать паровозы ногами? Как тебе не стыдно?.. – Не хочу паровоза, хочу Васькину вошадь! Отдайте ему паровоз, а мне вошадь! Хочу вошадь! Но гордый Васька гарцует, молодецки избоченившись на коне, и небрежно кидает: – Ишь ты какой! Захотел тоже!.. Что говорить, волшебна, упоительна елка. Именно упоительна, потому что от множества огней, от сильных впечатлений, от позднего времени, от долгой суеты, от гама, смеха и жары дети пьяны без вина, и щеки у них кумачово-красны. Но много, ах как много мешают взрослые. Сами они играть не умеют, а сами суются: какие-то хороводы, песенки, колпаки, игры. Мы и без них ужасно отлично устроимся. Да вот еще дядя Петя с козлиной бородкой и козлиным голосом. – Сел на пол, под елкой, посадил детей вокруг и говорит им сказку. Не настоящую, а придумал. У, какая скука, даже противно. Нянька, та знает взаправдушные. Александр Фёдоров-Давыдов. Хаврошина ёлка Святочный рассказ 1 На самом краю деревни Деурина стояла избёнка солдатской вдовы Арины Паниной. Не задолго до Рождества, этак дней за пять приехала к Арине из Питера старшая сестра Варвара, с которой она лет десять не видалась. Обрадовалась сестре Арина, расцеловались сестры, и пошли у них разговоры без конца. Служила Варвара десять лет в няньках у богатых господ; а как барчата их подросли, она и отошла от места. Жила Варвара у господ, как сыр в масле каталась: еда хорошая, на праздники подарки дарят: либо шубёнку, либо платье, либо деньгами. Всего было!.. Вон два сундука всякий добром набиты, да триста рублей у нее на хранении лежат… Вот поживет тётка Варвара у сестрицы, в монастырь деньги внесет, и дадут ей келейку, чтобы дожить ей тихо, мирно и беспечально… И видит Арина — сидит перед ней Варвара барыня-барыней: платье шерстяное, шубка на лисьем меху, платок ковровый на плечи накинут; лицо у нее белое, полное, руки холеные. А посмотрела Арина вокруг себя — и сердце у нее от боли заныло: всюду-то беднота, нужда горькая да голод!.. 2 А вечером, после ужина, и стала тётка Варвара про житьё-бытьё городское сказывать. Чисто мёд с молоком слова у неё текли. Хавроша, дочь Арины, и про сон забыла — навострила уши, слово боится пропустить…

http://azbyka.ru/deti/sbornik-rozhdestve...

Скажем о недуге о. протоиерея Иоанна. В 1875 г., в ночь на первый день Пасхи (13 апр.) он почувствовал легкое онемение правой руки и ноги; несмотря на то служил утреню, литургию и вечерню, а через несколько дней стал плохо видеть (не мог видеть что находилось с боку его по ту и другую сторону) и владеть правой рукой и ногой. Преосвященный Леонид, извещенный о больном, сказал: «все, кто знает, будут молиться за него», и 23 мая из Мариинского института посетил (в 2 часа) о. протоиерея, у которого развилась в ту пору во всей страшной силе другая болезнь, похожая на карбункул и счастливо перенесенная им при гомеопатическом лечении. Княгиня М. при личном свидании спросила его: «вы боялись умереть»? – «Что вы говорите, княгиня! Христианам не должно страшиться смерти», отвечал он. К дальнейшему поправлению его здоровья способствовало устранение от множества дел, так как он еще 5 мая испросил себе покой, сдав место свое, с соизволения митрополита Иннокентия, второму зятю- священнику С. В. Владиславлеву , как многосемейному и радушно приютившему двух сироток, оставленных Юлией, скончавшейся в 1872 году 251 . За полезную деятельность о. Иоанн в 1846 г. получил одобрение епархиального начальства. Награжден: в 1851 г. 19 ноября набедренником, в 1853 г. скуфьею и в память войны 1853– 1856 гг. имел (с 28 сент. 1857 г.) бронзовый крест на Владимирской ленте. В 1862 году награжден камилавкой, в 1866 г. наперсным крестом, выдаваемым от св. Синода. В 1871 г. 22 апр. он в домовой церкви графини А. С. Паниной (в доме княгини Мещерской) посвящен преосвящ. Леонидом в сан протоиерея; в 1871 г. сопричтен к ордену св. Анны 3 ст. В 1877 г. Государь Император Высочайше соизволил на разрешение ему (заштатному протоиерею) принять и носить по установлению золотой наперсный крест с украшениями, подносимый прихожанами Иоанно-воинской церкви в выражение признательности за его долговременную (с 25 фев. 1840 по 5 мая 1875 г.) и ревностную службу при означенной церкви. Для поднесения дарственного креста прихожане (многие из них продолжали иметь его духовным отцом по прежнему) избрали день ангела его, св. Иоанна Златоуста (13 нояб. 252 ). Преосв Игнатий епископ можайский, усердно поздравляя его, писал ко мне: «Многоценный крест Христа Спасителя нашего да охраняет и укрепляет его во всех входах и исходах к назиданию и утешению многих, глубоко уважающих старца-молитвенника. Здравие его да укрепляется и да сохранится. Благословение Божие да пребудет над ним выну».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Помещичий Яковлевский дом в Васильевском не сохранился. Фундаменты его, а также основания столбов ограды и подходящая к дому въездная липовая аллея вместе с ивовой аллеей у реки, заложенные при владельцах, указывают на его местоположение вблизи церкви с восточной стороны. " Дом каменный... с мезонином, длиною 27, а шириною 16 аршин " (19,1х11,4 м). Из журнала: " Московские епархиальные ведомости " . Выпуск г./Екатерина Абросова. Из истории села Васильевского и Воскресенской церкви Часть В 1812 году во время нашествия французов село Васильевское, стоявшее на пути наступления врага, подверглось сильнейшему разорению. Церковь была разграблена. Она была " исправлена " только к январю 1813 года, освящён главный алтарь, а придел тогда не освящён " в связи со скудостью в утвари " . Из клировой ведомости Воскресенской Васильевской церкви за 1821 года мы узнаём, что сведений о её создании и истории " отъискать невозможно за бывшим в 1812 году нашествии неприятельском " , но зато есть сведения о приходе: " В селе Васильевском помещика Гвардии Капитана Ивана Алексеевича Яковлева дворов 25, в них душ крестьян 145 мужчин и 120 женщин, а всего того ж помещика в приходе с деревнями 142 двора, в них 705 мужчин и 766 женщин. Всего в приходе - 1471 человек " . В 1840 году село Васильевское с деревнями, заложенное племянником Ивана Алексеевича Яковлева Николаем Голохвастовым за 400 000 рублей ассигнациями, было продано с торгов на аукционе князю Николаю Григорьевичу Щербатову, генерал-майору кавалерии, герою Бородинского сражения. Князь Николай Григорьевич Щербатов, купивший после Яковлевых село, недолго владел Васильевским: он умер в 1845 году. В середине XIX века имение несколько раз перешло из рук в руки известных дворянских фамилий и в 1877 году снова вернулось к Щербатовым: стало собственностью князя Александра Григорьевича Щербатова - это был свадебный подарок его матери, Софии Александровны Щербатовой, урождённой графини Паниной. Время с 1881 по 1917 гг. в Васильевском имении князей Щербатовых можно назвать особо благодатным - по тому обилию добрых и разумных дел, которые изливались на народ и церковь рачительными владельцами.

http://sobory.ru/article/?object=06552

При церкви имелось церковно-приходское училище, где обучались грамоте и основам православия. В архиве имеется документ, что с 1883 года законоучителем в Нижнеслободское мужское народное училище, а также в Городецкое приходское народное мужское училище (ныне школа 1) определён священник Андрей Васильевич Никольский. В небольшой церковной библиотеке было несколько интересных изданий. Это книга приходского попечительского совета православного духовного общества (братства), документ, представляющий исторический интерес — синодик с 1798 по 1855 годы. В поминовении, в основном, были записаны священнослужители Владимирского храма да род графа В.Г. Орлова, которому принадлежала Нижняя слобода. В клировых ведомостях есть информация, что в приходе церкви имеется 100 дворов с проживающими в них людьми разного сословия обоего пола. Приведём для любознательных информацию о проживающих в Нижней слободе за 1880 год. Так, военные составляли 32 чел., купцы — девять чел., мещане – пять чел., удельные — 66 чел., собственники — 383 чел.; в деревне Ляпуново графини Паниной временно обязанных крестьян обоего пола насчитывалось 101 чел.; в раскольнической беглопоповской секте Нижней слободы значились 42 мужчины и 91 женщина, д. Ляпуново — 21 мужчина и 22 женщины. В XIX веке церковь отличалась красотой внешнего облика и убранства. Так, украшением плоских стен холодной Владимирской церкви являлись три полукруга, в которых были изображены праздники. Внутренние стены холодной церкви украшались росписями на сюжеты Вселенских соборов. С главного купола взирал на молящихся прихожан окружённый херувимами Господь Саваоф, а по сторонам купола были изображены пророк Илия на огненной колеснице, мученица Параскева и образ Владимирской Божией Матери. Имеются сведения, что настенная роспись церкви периодически переписывалась, и, очевидно, новая роспись накладывалась на предыдущий слой. Известно, что в 1850 году роспись делал крестьянин вотчины князя Репнина Погостинской Кулаковской слободы Семёновского уезда Павел Железнов.

http://sobory.ru/article/?object=19308

Богородицкое. Церковь Смоленской иконы Божией Матери (Одигитрии). церковь Божией Матери Одигитрии В 1830 году на средства полковника Фёдора Михайловича Белкина был построен каменный храм Сретения Господня, к которому в 1908 году была сделана пристройка с западной стороны. Храм был построен в стиле классицизма. Маргарита Волкова 8 июля 2013 Карта и ближайшие объекты Усадьба Богородицкое располагалась на правом берегу речки Бебри. В 1781 г. принадлежала помещице Анне Васильевне Паниной. В это время в ней был деревянный господский дом и деревянный храм во имя Божией Матери Одигитрии. В 1782 г. помещик Ф.И. Маневский построил двухэтажный каменный храм с главным престолом во имя Одигитрии, приделом во имя Святителя Николая и отдельно стоящей трехъярусной колокольней (проект архитектора Мархлевского). В верхнем храме была поставлена изразцовая печь. В конце XVIII в., помимо господского дома, в усадьбе был богатый сад и на речке плотинами устроено три пруда, на ручье устроены две мельницы. Деревянный кладбищенский храм во имя Всех Святых был построен в 1794 г., колокольни при нем не было. В 1804 г. во владении подпоручицы Марии Никитичны Маневской было 18 дворов крестьян с 29 душами мужского и 40 женского пола. Господский дом был каменный двухэтажный с каменным флигелем. Был высажен регулярный парк, часть которого сохранилась до нашего времени. Маневской принадлежал и винокуренный завод, производивший в год 60142 ведра вина, которое поставлялось в казенные магазины Вязьмы, Дорогобужа, Сычевки и Волоколамска. В 1830 г. построен каменный храм во имя Сретения Господня без колокольни, к которому в 1908 г. была сделана пристройка. Над алтарем храма стояла небольшая главка. Рядом со Сретенским храмом был господский флигель. Недалеко от храмов стояла одноэтажная деревянная церковно-приходская школа, построенная в 1897 г. Прихожанами в 1900 г. на ремонт храма пожертвовано 300 рублей, в 1903 г. – 205 рублей. В 1918 г. в Богородицком, согласно справке волисполкома, церковной земли было 34 десятины, из которых 15 под лесом. В октябре 1941 г. здесь осуществлялся прорыв окруженных частей Красной Армии. Парк около храма села Богородицкого несколько раз переходил из рук в руки. Штаб генерала М.Ф. Лукина находился в деревне Шутово. Штаб немецкой дивизии был в деревне Пекарево, а артиллерия в деревнях Павлово, Мартюхи, Всеволодкино, Спас, Доманово. Окончательный прорыв наших войск осуществлялся в районе деревни Всеволодкино.

http://sobory.ru/article/?object=10055

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010