Интеллектуальная деятельность мусульман Андалуса после провозглашения в 756 г. Кордовского эмирата отражала процесс развития самобытной этнокультурной общности. Движущей силой местного культурного развития стала необходимость обосновать «андалусский сепаратизм» и легитимность власти Омейядов в провозглашенном ими гос-ве. В VIII-IX вв. внимание уделялось в основном правовым и религ. вопросам. Утверждение в Андалусе на рубеже VIII и IX вв. правовой школы маликитства привело к появлению лит-ры о ее основателе, мединском законоведе Малике ибн Анасе , и его учениках, законоведческих трудов (напр., Абд аль-Малика ибн Хабиба (ум. в 853/54)), к упорядочению религиозно-правовых норм, к развитию агиографического жанра. Сложилась местная юридическая школа, ее представители - факихи оказывали большое влияние на первых эмиров. В кон. IX в. маликитство было обогащено знаниями др. правовых школ (напр., работами араб. правоведов Баки ибн Махлада (817-889), Мухаммада ибн Ваддаха (814-900)), при сохранении доминирующей позиции участие законоведов в гос. делах сократилось. Среди араб. историков этого периода известен Абд аль-Малик ибн Хабиб, описавший завоевание Пиренейского п-ова и составивший историю первых эмиров из династии Омейядов и др. При первых кордовских эмирах лит-ра Андалуса развивалась в традиционных для араб. поэзии формах - это были небольшие поэмы, в которых воспевались воинские подвиги, оплакивались умершие или выражалась тоска по покинутой родине (напр., стихи эмира Абд ар-Рахмана I). В кон. IX в. под влиянием романских народных песенных традиций возникли строфические формы поэзии (мувашшаха). Персид. певец и музыкант Абу аль-Хасан Али ибн Нафи, по прозвищу Зирьяб (ум. в 857), переехавший из Багдада в Кордову, способствовал распространению в И. манеры исполнения стихов под аккомпанемент муз. инструментов. Интерьер Большой мечети (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Интерьер Большой мечети (ныне кафедральный собор) в Кордове. VIII–X вв. Во 2-й пол. X в. мусульм.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Помимо Стефана источник упоминает и о др. великих подвижниках и чудотворцах, живших в И. п., однако утверждает, что в последние десятилетия монашество в целом изменилось и авторитет подвижников падает, но, возможно, в этих словах отразилось типичное для человеческого сознания пессимистичное восприятие современности. В VIII в. в И. п. монахи вели строгий аскетический образ жизни и готовы были умереть за свою веру, о чем свидетельствуют и судьбы нескольких мучеников, происходивших из их среды. При халифе Абд аль-Малике (685-705) мученическую смерть по ложному обвинению принял монах лавры прп. Саввы Михаил. В 789 г. инок лавры Христофор, бывш. мусульманин, перешедший в христианство, был по приказу халифа казнен за вероотступничество. Со 2-й пол. VIII в. христ. общины Сирии и Палестины вступили в полосу кризиса, к-рый характеризовался прекращением храмового строительства, оставлением мн. селений, утратой знаний греч. языка и падением лит. активности, изменениями в социальном укладе и мироощущении людей. Эти кризисные явления были усугублены сначала политической нестабильностью в халифате, а затем гражданской войной сыновей халифа Харуна ар-Рашида в 811-813 гг. Мон-ри И. п. стали объектами нападений и грабежей и пострадали очень сильно. В 796 г. в ходе междоусобной войны араб. племен в Палестине группа мятежных бедуинов захватила лавру прп. Саввы; вымогая у иноков монастырские ценности, бедуины убили 20 монахов ( Савваитские преподобномученики, 20 ). Их мученическая смерть была описана монахом лавры Стефаном Савваитом Младшим; это сочинение стало одной из вершин ближневост. агиографической лит-ры. Тогда же разбойники овладели мон-рем прп. Харитона и разграбили его. В 809 г. смуты в Палестине возобновились, снова были разорены мон-ри преподобных Саввы, Харитона и Евфимия; разбойники сожгли мон-рь прп. Феодосия и убили мн. иноков. В 809 и 813 гг. отмечен массовый исход христ. населения из Палестины в визант. земли; в этом потоке беженцев И. п. покинуло немалое число монахов.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

В VIII - нач. IX в. за веру пострадали и впоследствии были прославлены святые Михаил, монах лавры св. Саввы, казненный при халифе Абд аль-Малике, Христофор († 789), также монах лавры св. Саввы, Петр Капитолийский († 743), Антоний-Равах († 799 или 805) и др. Появление Сиро-Палестинских мучеников в эту эпоху в целом не противоречит тезису о веротерпимости властей Халифата. Большинство казненных христиан были либо византийскими военнопленными, не входившими в категорию зиммиев, либо мусульманами, принявшими христианство, что по законам шариата каралось смертью, либо в редких случаях добровольными мучениками, сознательно провоцировавшими мусульман, чтобы обрести мученический венец. Подобные примеры свидетельствуют о религ. сознании ближневост. христиан VII-VIII вв., намеренно шедших на смерть за правосл. веру. Это подтверждается и развитием монашеского движения, которое не многим уступало ранневизант. эпохе. Судя по письменным источникам, в Палестине сохранялось значительное число монастырей (точные данные установить невозможно). Наряду с мон-рями, находившимися в городах и густонаселенных сельских районах (в Лидде, Вифании, Самарии, Кане Галилейской, на горе Фавор, под Вифлеемом (мон-рь Пастырей) и др.), особое внимание паломников и агиографов привлекали удаленные обители Иудейской пустыни и долины Иордана. Центральное место среди них занимала лавра св. Саввы (Мар-Саба). Упоминаются также мон-ри св. Евфимия, св. Феодосия Киновиарха, св. Харитона и др., расположенные в том же горном массиве, между Иерусалимом и Мёртвым м. В долине Иордана известны мон-рь Иоанна Крестителя, где в нач. VIII в. насчитывалось до 20 монахов (The Travel of Willibald. 1969. P. 19), мон-рь св. Герасима, мон-рь Хозива в Вади-Кельт. Значительная часть иноков, в т. ч. группировавшихся вокруг лавры св. Саввы, жила уединенно в пещерах и келлиях и лишь по воскресеньям собиралась в монастырском храме. Основной источник по истории палестинского монашества VIII в.- Житие прп. Стефана Савваита (Старшего, или Чудотворца) (725-794), написанное его учеником Леонтием Савваитом в нач. IX в. Среди упоминаемых им монахов Иудейской пустыни фигурируют выходцы из Палестины, Заиорданья, Египта, Юж. Сирии. Отдельную общину со своим пресвитером в лавре св. Саввы составляли сироязычные монахи. Житие св. Стефана содержит также сведения о конфликтах внутри монашеского сообщества, о выступлении новоначальных монахов против руководства лавры. Несмотря на отдельные нападения бедуинов, жизнь пустынников была относительно безопасна и выгодно отличалась от положения мирян, страдавших от поборов мусульм. властей ( Лопарев. 1912. Т. 19. С. 17-18; Piccirillo. 1995. P. 49). Сир. христиане свободно совершали паломничества в Иерусалим и на Синай, поддерживали торговые и культурные связи с Византией и даже с Зап. Средиземноморьем.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Мне хотелось бы рассмотреть здесь встречу Византии и ислама в области религии. Небольшой объем статьи вынуждает меня ограничиться несколькими примерами, иллюстрирующими различные отношения византийцев к мусульманской вере. Эти примеры заимствованы из четырех категорий документов: 1) полемическая литература; 2) канонические и богослужебные тексты; 3) официальные письма византийских сановников к мусульманским; 4) агиографические материалы. 1. Имя Иоанна Дамаскина обычно возглавляет список христианских антимусульманских полемистов . Согласно традиционным источникам, Иоанн принадлежал к богатой дамасской семье Сергия Мансура, чиновника византийского финансового управления в Дамаске, который участвовал в переговорах с арабами о капитуляции города в 635 г., выполнял при новом режиме те же гражданские обязанности и передал свою должность потомкам. По этому преданию, Иоанн был его внуком. Некоторое время он исполнял свои обязанности, после чего удалился в монастырь преп. Саввы в Палестине и стал одним из наиболее известных богословов и гимнографов Греческой Церкви. Если бы мы верили этому традиционному рассказу, информация о том, что Иоанн служил в арабской администрации Омейядов и, следовательно, знал арабскую мусульманскую цивилизацию по собственному опыту, была бы, разумеется, очень ценной. К сожалению, эта история основана главным образом на арабском жизнеописании XI в., которое по другим поводам полно сомнительными легендами. Ранние источники гораздо более скупы. Феофан рассказывает нам, что отец Иоанна был γενικς λογοθτης  при халифе Абд ал-Малике (685-705) , что может означать, что он заведовал сбором налогов с христианской общины. Эта должность не предполагает с необходимостью глубокого знакомства с арабской цивилизацией. Деяния Седьмого собора, кажется, подразумевают, что Иоанн наследовал отцовскую должность, так как сравнивают его удаление в монастырь преп. Саввы с обращением апостола Матфея, который до того, как стал последователем Христа, был «мытарем», т. е. «сборщиком налогов» .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

Хотя большинство православных Св. земли были не греками, а эллинизированными арамеями, а также (в Заиорданье и Негеве) арабами, языком христианской литературы был преимущественно греческий. Литургия также велась на греческом и при необходимости дублировалась на сирийском. В пределах Антиохийского патриархата богослужение велось на сирийском языке и существовала православная сироязычная литература. Она представлена не только литургическими текстами и переводами с греческого, но и оригинальными трудами. Можно упомянуть полемические анти монофизитские трактаты Георгия, епископа Мартирополя, и его учеников Константина и Льва, последовательно занимавших кафедру харранского епископа в конце VII – начале VIII века, или анонимное арамейское «Житие 60 новых мучеников иерусалимских», составленное в середине VIII века. 50 Тема страдания за веру занимала особое место в литературе и сознании христиан халифата. Образы мучеников служили важными этно-определяющими символами. История Иерусалимской и Антиохийской церквей в VIII – начале IX веков украсилась деяниями нескольких таких мучеников. Знакомство с их биографиями, как ни парадоксально, подтверждает относительную терпимость мусульманских властей и соблюдение ими шариатского законодательства в отношении зиммиев. Многие из казненных арабами христиан были византийскими военнопленными, не входившими в категорию зиммиев, – шестьдесят мучеников иерусалимских 724 года, сорок мучеников аморийских 845 года или византийский монах Роман Новый († 778), обвиненный к тому же в шпионаже. 51 Некоторые подвижники, желая удостоиться мученического венца, сами публично обличали исламское вероучение и «лжепророка» Мухаммада, что, естественно, жестоко каралось по мусульманским законам (Петр, митрополит Дамасский, впрочем, не казненный, а сосланный в 743 году, Петр Капетолийский, убиенный в 744) 52 Столь же радикально в исламе наказывалось вероотступничество: за это в 789 году был казнен инок лавры св. Саввы Христофор, бывший мусульманин, в 799 или 805 годах – св. Антоний/Равах, знатный мусульманин, перешедший в христианство и пытавшийся увлечь за собой других. При Абд аль-Малике по ложному обвинению в отступничестве был обезглавлен монах Михаил из лавры св. Саввы. По такому же клеветническому навету в 779 или, по другим расчетам, в 795 году был замучен Илия Новый из Баальбека. 53

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако сам Иаков Барадей не стал Патриархом, рукоположив себя преемником Сергия, епископа Теллаского и египетского монаха Павла, с которых начинается преемственность монофизитских Антиохийских Патриархов. Таким образом, Иаков Барадей окончательно отделил от остальной Церкви сирийское монофизитство. История яковитов была сопряжена с постоянными преследованиями со стороны византийских императоров, кроме Зенона и Анастасия. Попытки Юстиниана I (VI в.) и Никифора II Фоки (X в.) воссоединить яковитов с Православной Церковью не удались в виду их враждебного отношения к грекам. Яковиты были гонимы и арабскими халифами, особенно при Адб-аль-Малике и Язиде наравне с другими христианами. Крестоносцы запретили им дотуп к Гробу Господню в Иерусалиме. Долгое время яковиты не были официально признаны Османской портой, а их Патриарх не имел права ходатайствовать за свою паству перед правительством. Только в 1882 году Патриарху Педросу удалось получить это право благодаря английскому влиянию на Востоке. В середине XIX века число яковитов в Индии доходило до 60 тысяч человек. В настоящее время юрисдикция Яковитской церкви простирается на Сирию, Ливан, Восточную Турцию и Америку. Главой рассеянных по всему миру яковитов является яковитский Патриарх града Антиохи и всея земли с кафедрой в Дамаске. Патриарх избирается яковитскими епископами, под председательством мафриана, который с VII века является первым по чину в Яковитской Церкви после Патриарха. Епископы избираются из монахов и рукополагаются Патриархом. Яковиты исповедуют Никео-Цареградский Символ Веры без filioque, признают семь Таинств, веруют, что пресуществление Святых Даров за литургией происходит в момент призывания Святого Духа (эпиклезы). К «Трисвятой песни» добавляется у них «Распныйся за ны». Верующие причащаются под обоими видами. Крестное знамение яковиты совершают одним пальцем, тем самым символизируя одну природу Христа, одну волю и единое действование. Литургия в Яковитской Церкви совершается по чину святого Иакова. Хлеб для Евхаристии берется квасный, смешанный с солью и елеем. Каноническое право у яковитов зиждется на номоканоне Бар-Гебреуса, изданном в Париже в 1898 году. Сирийский перевод Священного Писания – Пешито (IV в.) служит каноническим текстом для сирийских яковитов. Церковный год у яковитов начинается с октября. В основном праздники Господние – как у православных. Особо чтится память святителя Игнатия Богоносца , Диоскора и Якова Барадея. Посты в Яковитской Церкви – многодневные. В третью неделю перед Великим постом соблюдается трехдневный «Ниневийский пост». Среда и пятница – постные дни. В 1930 году была проведена реформа с целью возрождения монашества Яковитской Церкви. В частности, иеромонахам было запрещено служить на приходах. §4. Малабарская Церковь

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Здание ИМКА. Архит. А. Хармон. 1927-1933 гг. Фотография. Сер. XX в. Топография, структура населения и социальная жизнь города снова претерпели резкие изменения. Основное внимание мусульм. правители уделяли Храмовой горе, где всем главным сооружениям были возвращены прежние функции; мон-рь августинцев, построенный крестоносцами в сев. части Храмовой горы, был снесен. Купол скалы перед возобновлением мусульм. богослужений был омыт розовой водой. Салах ад-Дин восстановил мраморы и мозаики мечети Аль-Акса, устроил мозаичный михраб и установил резной кедровый мимбар (изготовлен в Халебе (Алеппо) в 1168, сгорел в 1969). При султане Малике аль-Адиле к мечети был пристроен портик (1217-1218). Патриарший дворец, построенный латинянами ок. 1120 г., был обращен в ханаку (суфийскую обитель) Салахия; церковь иоаннитов - в госпиталь. Несмотря на то что в Патриаршем квартале начали селиться мусульмане, в первую очередь семьи воинов гарнизона и служители культа, там осталось араб. христ. население, так же как и в Армянском квартале. Мусульмане полностью заселили территории к северу (там до 1099 жили евреи) и западу от Храмовой горы, где сформировался совр. Мусульманский квартал. Население постепенно увеличивалось, открывались новые религ. школы и суфийские завии. Шафиитские медресе были устроены в зданиях ц. св. Анны и при ц. св. Марии Латинской. Были построены 1-е ханафитское медресе Муаззамия (1218), мечеть Афдаля Али (1192; ныне Омара) к югу от храма Гроба Господня. Возникли 2 небольших квартала - Магрибский и Еврейский ( Hiyari. 1990. P. 166-170; Little. 1990. P. 179-180). Однако и мусульмане чувствовали себя в Палестине крайне неуверенно ввиду постоянной угрозы со стороны крестоносцев, владевших побережьем, и слабости военных сил, занятых междоусобными конфликтами. После начала 5-го крестового похода (1217-1221) и взятия крестоносцами Дамиетты (ныне Думьят, Египет) айюбидский эмир Дамаска аль-Муаззам Иса приказал разрушить стены И., чтобы город не стал опорным пунктом «франков» в случае занятия ими Палестины. В 1219 г. стратегически важные участки городских укреплений, за исключением цитадели, были снесены. Значительная часть населения, не чувствуя себя более в безопасности, покинула И. В восприятии нек-рых араб. средневек. историков И. надолго потерял свой городской статус. Впосл. дважды (1239, 1244) предпринимались безуспешные попытки восстановить стены, но до XVI в. город оставался незащищенным.

http://pravenc.ru/text/293782.html

Ибн-Исхак, передавая сведения об идоле Амм-Анасе , замечает: «они (арабы, обожавшие этого идола) делили между ним и между Богом свои дары из стад и посевов. Когда на долю Амм-Анаса переходило из доли Бога то, что они назначали для Него, то оставляли это, но что переходило на долю Бога из доли Амм-Анаса, то возвращали ему» 2033 . Багави в объяснении одного места Корана говорит: «язычники посвящали Богу из посевов своих, скотов своих, плодов своих и прочего имущества своего долю и идолам долю. То, что они посвящали Богу, назначалось гостям и нищим, а то, что посвящали идолам, расходовали на идолов и на служителей их. Если из посвященного Богу что-либо упадало на долю идолов, то оставляли его и говорили: Богу довольно и этого. Но если что-либо упадало из доли идолов на долю, посвященную Богу, то возвращали его идолам и говорили: они нуждаются в этом. Когда погибало или заболевало какое-либо (животное) из тех, которые были назначены для идолов, то восполняли из назначенного для Бога» 2034 . Относительно этого предмета Покок приводить слова автора , который с большею подробностью рассказывает об этом. Он пишет: «древние арабы, когда засевали поле или садили деревья (т.е. поле и деревья, которые предназначались для Бога и идолов) то, проведя черту, делили на две части, посвящая одну идолам, другую Богу. Если из части, которую они посвящали идолам, что-либо падало на часть, посвященную Богу, то возвращали это, но если что-либо падало с части, посвященной Богу, на часть идолов, то оставляли. Точно также если из орошающего канала вода проникала на долю Божию, то ее вычерпывали, а если наоборот, то позволили течь, говоря, что эти нуждаются в вещах божиих, а Богу довольно» 2035 . Из этого можно заключить, что часть известного посева посвящались с некоторыми, по всей вероятности, обрядами божеству, и плоды или жатва, собираемые с этого поля, шли в храм и, конечно, становились собственностью лиц, служивших при капище. Этим и объясняется отчасти предпочтение, оказываемое идолам пред Аллахом, потому что доля идолов была долею священнослужителей, а доля Аллаха – нет. Естественно, корыстолюбивые расчеты этих слуг заставляли их зорко следить за сохранностью доли своего идола. Обычай жертвовать известную часть своих плодов или сбора с полей Богу или идолу был широко, если не повсеместно, распространен. Так иудеям было заповедано, что десятая часть произведений земли, посевов и плодов должна быть посвящена Боту. 2036 Тот же обычай существовал и у языческих народов: у римлян, карфагенян, персов, греков и других 2037 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mashano...

Видимо, при разделе добычи скот принимался за всеобщий эквивалент стоимости и указание, что на долю воина досталось столько-то овец (или верблюдов), служит условным обозначением стоимости того, что ему досталось, будь то скот, серебро или домашняя утварь. Но если это так, то, значит, стоимость пленных при делении добычи не учитывалась, так как даже при оценке их по 1000 дирхемов=10 верблюдов (1/10 платы за убитого) доля каждого воина составила бы (кроме неизвестной нам добычи в виде одежды, утвари и различных трофеев) после вычета пятины не менее 60 овец. 437 Вак., пер., с. 375–376 и И. Хиш., с. 880–881 списки в основном сов падают, сводные данные по ним [Watt, 1977, с. 73–74], Ибн Хишам приводит еще один список лиц, присягнувших Мухаммаду и получивших дары (со слов аз-Зухри [И. Хиш, с. 882–883]). В нем приводится ряд имен, не названных в первых двух, и отсутствуют некоторые из имеющихся в них. Это можно отнести за счет путаницы имен и лиц, но обращает на себя внимание отсутствие в первых двух списках лиц из рода ади, а в третьем – из родов асад и зухра (во всех трех нет лиц из родов харис, тайм, абд б. кусайй и абдал " узза). Это указывает на то, что все списки имеют пропуски и что общее число мекканцев, одаренных Мухаммадом, не менее трех десятков, хотя не все были так щедро одарены, как Абу Суфйан и другие вожди. 438 И. Хиш., с. 885–886; Вак., пер., с. 380; И. Сад, т. 2, ч. 1, с. 111. Все эти авторы приводят различные варианты речи, совпадают лишь несколько фраз и выражений. Конечно, очевидцы этого события не могли запомнить речь Мухаммада дословно и излагали ее впоследствии своими словами. Поэтому невозможно отдать предпочтение какой-то одной версии, и мы излагаем лишь общее содержание. 442 Там же, с. 458. Эти слова Аиша обращает к Малике бт. Каб ал-Лайси и советует сказать Мухаммаду: «Прибегаю к Аллаху!» (аузу би-л-лах), чтобы он не притронулся к ней. В другом варианте этот совет с коварной целью отвратить Мухаммада от нравившейся ему невесты дают Асме бт. ан-Нуман [Балаз., А., с. 456–457]. В сообщении со слов Аиши, вероятно наиболее достоверном, словами «Прибегаю к Аллаху!» оборонилась Фатима ал-Килабийа [Балаз., А., с. 454]. Наконец, имеется сообщение, что упрек в замужестве с убийцей отца исходил не от Аиши (которая не была с Мухаммадом в Мекке), а от «жен посланника Аллаха». Вероятно, имели место и упрек и совет, но с кем именно они связаны – забылось.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Хадис ибн Абу Дауд Китаб аль-Масахиф, стр. 117 Это хадис Абу Дауда. О чем он говорит? АФ – Он говорит: общим счетом, аль-Хаджжадж ибн Юсуф, кстати, тоже известное имя, он был губернатором Куфы при Абд Аль Малике. ДС – Верно это конец VII века, что же случилось? АФ – Он сделал одиннадцать изменений в чтении Усманских текстов. ДС – Ничего себе! Он изменил текст Усмана в одиннадцать местах! Это невероятное признание! Дальше переходим к стихам, которые были заменены. Снова Сахих Бухари. Некоторые аяты были заменены. Аллах передумал? Передано ибн Аббас, со слов Умара, «Убай ибн Кааб был лучшим из нас в чтении Корана, не смотря на это, мы оставляем часть из того, что он читал». Убай сказал: «Я услышал это из уст Посланника Аллаха и ни за что не перестану читать это». Но Аллах сказал: «Когда Мы отменяем или заставляем забыть один аят, то приводим тот, который лучше его, или равный ему.» (2:106) Сахих аль Бухари том 6:61, хадис номер 527 Тут переданы слова Умара. Убай ибн Кааб был лучшим из нас в чтении Корана, не смотря на это, мы оставляем часть из того, что он читал, и дальше цитируется глава 2 стих 106, что-то подобное говорит сура 16 аят 101. Это два стиха о том, что аяты могут быть изменены или замещены. Напоследок хадис из Сунан Ибн Маджах. Некоторые аяты были съедены ягненком. Слово Аллаха может быть съедено животным. Аяты о побивании камнями и про десять больших кормлений, были ниспосланы, и они были записаны в моём свитке, который лежал под моей кроватью. Когда же посланник Аллаха умер, и мы были заняты по поводу его смерти, (в дом) зашёл ягнёнок и съел их. Сунан ибн Маджах хадис 1944 АФ – Он говорит, что аят был съеден. Это, конечно, неловкий случай. «Сообщается, что Айша сказала, это снова она, что аяты о побивание камнями и про десять больших кормлений были ниспосланы, и они были записаны в моем свитке, который лежал под моей кроватью. Когда же посланник Аллаха умер, и мы были заняты по поводу его смерти, в дом зашел ягненок и съел их». ДС – А теперь давайте резюмируем. Некоторые стихи были утеряны, забыты, отменены, не сохранены, упущены, изменены, исправлены, замещены, и съедены овцой. Похоже ли это на совершенную и завершенную книгу? Весьма очевидно, что нет.

http://azbyka.ru/video/mnozhestvo-proble...

  001     002    003