Брак есть несомненно установление Божие, есть закон, положенный Творцем в самом устройстве человека, и потом утвержденный и раскрытый в сверхъестественном откровении. Свящ. бытописатель, излагая историю происхождения первых людей, свидетельствует: и сотвори Бог человека, по образу Божию сотвори его: мужа и жену сотвори их. И благослови их Бог, глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю ( Быт. 1, 27. 28 ). Говоря далее о происхождении, в частности, первой жены и о приведении ее к Адаму, повествует: и созда Господь Бог ребро, еже взя от Адама, в жену, и приведе ю ко Адаму. И рече Адам, просвещенный Духом Божиим ( Матф. 19, 4–6 ): се ныне кость от костей моих, и плоть от плоти моея: сия наречется жена, яко от мужа своего взята бысть сия. Сего ради оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей: и будет два в плоть едину (2, 22–24). Все это было при самом начале мipa во дни невинности человека. После потопа, хотя род человеческий находился уже в состоянии падения, Бог однакож снова утвердил закон брака своим благословением точно так же, как и в начале: и благослови Бог Ноя, и сыны его, и рече им: раститеся и множитеся и наполните землю ( Быт. 9, 1 ; снес. 7). В законе, данном чрез Моисея, находим строгие постановления, ограждающие неприкосновенность брачного союза, как установленного и благословенного Богом ( Лев. 20, 10 ; Втор. 7, 14; 22, 22; 28, 11 ; снес. Малах. 2, 14–16 ). В новом завете эту истину подтвердил сам Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев, по всякой ли вине можно разводиться с женою, отвечал: несте ли чли, яко сотворивый искони, мужеский пол и женский сотворил я есть; и рече: сего ради оставит человек отца своего и матерь: и прилепится к жене своей, и будета оба в плоть едину. Якоже к тому неста два, но плоть едина: еже убо Бог сочета, человек да не разлучает ( Матф. 19, 4–6 ). И еще прежде – когда почтил своим присутствием брачное торжество в Кане Галилейской и даже совершил здесь свое первое чудо ( Иоан. 2, 1 и дал.). Ту же истину засвидетельствовали и св. Апостолы. Св. Павел в одном месте говорит: несоздан бысть муж жены ради… Обаче ни муж без жены, ни жена без мужа, о Господе. Якоже бо жена от мужа, сице и муж женою: вся же от Бога ( 1Кор. 11, 9. 11. 12 ). В другом замечает: вдаяй браку свою деву, добре творит (- 7, 38). В третьем осуждает лжеучителей, которые из презрения к браку возбраняли женитися ( 1Тим. 4, 1–3 ). Вслед за св. Апостолами Божественное установление и святость брака проповедывали и защищали св. Отцы и учители Церкви: Ириней, Климент александрийский , Мефодий, Тертуллиан , Иоанн Златоустый , Августин и многие другие 1478 , против последователей Менандра 1479 , Сатурнина, Карпократа, Василида 1480 , Маркиона 1481 , против енкратитов 1482 , манихеев 1483 и других еретиков 1484 , отвергавших брак, производивших его от диавола и называвших состоянием, недостойным Христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Глава 1 2 3 4     Введение. Краткое сведение о св. пророке Малахии, время его пророческого служения и содержание книги. Святой Малахия – (436–397 до Р. Хр.) – последний из известных нам святых пророков, оставивших свои Боговдохновенные писания, есть как бы вечерняя заря, озарившая небесными лучами заход Ветхого Завета. К сожалению, древность не оставила нам сведений о лице сего замечательного пророка, как бы перстом указавшего людям на восходящее Солнце Правды; даже самое существование сего пророка, как человека, подвергалось сомнению. «Некоторые утверждали 1 , – говорит св. Кирилл Александрийский , – что Малахия по естеству был Ангел, но по воле Божией облекся в тело, и отправлял в народе Израильском должность пророка; но сего вымысла не надо принимать. Ангелом Малахия назван главным образом по значению своего имени 2 , а частью, вероятно, и потому, что возвещал Израильтянам Боговдохновенные глаголы. По сей последней причине сам пророк Малахия называет Ангелом всякого вообще священника ( Мал. 2, 7 )... Итак, пророк Малахия был человек, подобный нам». По свидетельству св. Ефрема Сирина , Малахия происходил из колена Завулонова 3 , и благочестивою жизнью своею приводил в удивление народ, который, видя, что он по жизни своей подобен Ангелу Божию, назвал его Ангелом. Обстоятельства жизни свят. пророка Малахии совершенно неизвестны. Время пророческого служения св. Малахии можно определить частью содержанием его книги. Св. Малахия, как видно, пророчествовал в то время, когда св. храм в Иерусалиме снова был построен после плена Вавилонского, в храме приносились жертвы, было организовано сословие жрецов и священников ( Малах. 1:6–14, 3:10 ). А храм окончен постройкою в шестой год царствования Персидскаго царя Дария Гистаспа (около 486 г. до Р. Хр.). Поскольку же св. Малахия обличает в своей книге те же пороки и беспорядки, какие в своё время обличал и Неемия (ок. 445–360 до Р. Хр.), например, беззаконные браки Иудеев с язычницами, нерадение в принесении десятин и начатков в храм Божий ( Мал. 2:11–16, 3:8–10 . См. Неем. 13:10–14, 23, 28 ), то можно думать, что св. Малахия пророчествовал при Неемии. Обличаемые св. Малахиею беспорядки, конечно, существовали и прежде при Ездре ( 2Ездр. 8:89, 92, 9:7 ); но они особенно усилились в отсутствие Неемии после отправления его в Персию, к царю Артарксерксу ( Неем. 13, 16 ). «При жизни священников Ездры и Неемии, – говорит св. Кирилл Александрийский , – освобожденным (Евреям) из плена (Вавилонского) пророчествовали Аггей и Захария. В одно время с сими святыми пророками, или несколько позже, жил и Божеств. Малахия, называемый Ангелом; ибо так толкуется имя – Малахия 4 ».

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

«ВТОРЫЙ ПРЕДТЕЧА ПРИШЕСТВИЯ ХРИСТОВА». «Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова» … такими словами Святая Церковь прославляет великого ветхозаветного праведника, жившего еще эа 900 лет до Рождества Христова – святого славного пророка Божия Илию, который необычайно-строгой подвижнической жизнью соею походил скорее на Ангела, чем на человека. Но почему Святая Церковь именует его «вторым предтечей пришествия Христова»? Потому, что как перед первым пришествием Христовым в мире явился сначала святой Иоанн Креститель «духом и силою Илииною» ( Лк.1,17 ) , так перед вторым пришествием Христовым явится на земле сам пророк Илия  (см. Малах. 4, 5 ) , который, как мы знаем, не умер, но был вознесен на небо живым, с плотью своею, на огненной колеснице  (см. 4 Царств 2, 11) . Об этом повествует возлюбленный ученик Христов святой Иоанн Богослов в своем дивном Апокалипсисе. Святой пророк Илия, вместе с другим ветхозаветным праведником Енохом, который также был взят живым на небо за то, что «ходил пред Богом» ( Быт.5,24 ) , явится опять на земле во дни антихриста, чтобы пророчествовать и отвращать людей от поклонения антихристу. Тайновидец называет их обоих «свидетелями Божиими», «двумя маслинами» и «двумя светильниками, стоящими пред Богом земли» ( Апок.11,3–11 ) . Оба они – и Енох и Илия – будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней (или 42 месяца или три с половиною года), то есть во все время господства антихриста, и будут совершать великие знамения и чудеса, чтобы убедить людей не признавать антихриста и не принимать начертания его на правую руку и чело  ( Апок.13,16 ) . Но по попущению Божию, «зверь, выходящий из бездны» , то есть сам антихрист, «сразится с ними, и победит их, и убьет их» ( Апок.11,7 ) . Знаменательно то, что «живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле» ( Апок.11,10 ) . Как это так: «мучили»? «Мучили» тем, что взывали к их совести – старались пробудить их спящую совесть – отвратить их от поклонения антихристу и обратить к истинному Богу, ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Часть первая Отделение первое 1. О качествах ума и сердца, и добродетелях необходимых для духовника Качества ума и сердца и добродетели Особенные умственные и нравственные качества, которые требуются в священнике для плодотворного совершения Таинства покаяния и проистекают из его обязанностей быть при сем судиею, врачем и учителем, суть следующие а) знание, б) благоразумие, в) истинная ревность о спасении душ, г) святость жизни, д) пламенная молитва и е) богомыслие. а) Знание Священнику, как совершителю Таинства покаяния, необходимо знание, но не надмевающее и рождающее тщеславие, а знание спасительное, исполненное любви и смирения. «Устне иереовы сохранят разум, и закона взыщут от уст его: яко ангел Господа Вседержителя есть» ( Малах.2:7 ). Для апостольского дела необходимо и апостольское знание; для служения евангельского необходимы евангельское знание и евангельский дух. Приобретению сего знания священник должен посвятить всю жизнь. Как может священник судить о мыслях, словах и делах кающегося, если он не имеет надлежащих сведений о законе Божием и правилах церкви? Как он может обличать заблуждения, разные виды и образы зла, если святое знание не просветило его умственных очей и не открыло ему смысла и силы Божественной истины? Не имеющий надлежащих познаний священник есть «слепой вождь слепого, которые оба упадут в яму» ( Мф.15:14 ). Незнание бывает во всех делах источником заблуждения и погрешностей; но оно во всех отношениях гибельнее в деле пастырского служения. Несведущий пастырь впадает в непрестанные ошибки; он может отвергнуть кающегося, который требует истинно отеческого участия духовника, или признать надежным того, который закоренел в привычках ко греху; такой священник непрестанно нарушает правила церковные, ибо не знает их; совершает святые Таинства без разумения их силы и важности, без страха и благоговения, без достоинства, ибо они для него непонятны и мертвы. Без знания своих обязанностей он или не исполняет их, или если исполняет, то неудовлетворительно, ошибочно. Неведающий священник служит в бесчестие и поношение церкви, бывает предметом презрения умных людей. Кто отвергает знание, тот будет отвержен Богом. Над ним совершится приговор Божий: «Яко ты умение (знание- от авт.) отвергл еси, отвергу и аз тебе, еже не жречествовати мне» ( Ос.4:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

1 Слова сии у седмидесяти не читаются. 2 У седмидесяти сие слово не читается; с еврейского: помыслил. 3 Сии названия читаются в еврейском тексте; по перероду «же» седмидесяти второй стих читается так: «отнимется высота твоя дщи» «Сионя.» 4 Здесь чтению νομα предпочтено другое: δεγμα . 5 По-гречески: σχονος веревка, употребляемая при землемерии. 6 Так читается и в славянском переводе. 7 Так читается и в славянском переводе. 8 По переводу седмидесяти: и «наведу на тя убивающа мужа.» 9 По переводу славянскому «иже» «рече, созижду себя дом пространен.» 10 По переводу седмидесяти и славянском, оба сии стиха читаются иначе. 11 Слова сии не читаются по переводу седмидесяти. 12 Греческое слово τ λμμα , переведенное здесь словом: «бремя,» в других местах переводится, или словом: «пророчество» (Наум. 1, t. Малах. 1, 1.), «или» словом: видение (Аввак. 1:1.). 13 У седмидесяти и по славянскому переводу «Рос.» 14 По славянскому переводу «подставах.» 15 Здесь чтению: τ ν αωτηριυν предпочтено другое: τ ν δυναςαν . 16 Слова сии читаются у блаженнаго Феодорита не по переводу седмидесяти. 17 По славянскому переводу: «от столпа Акамеиля.» 18 Слов сих у седмидесяти не читается. 19 По славянскому переводу: «поли пустыни Иерихонския» . 20 По славянскому переводу: «молитва наша.» 21 Так читается и в славянском переводе. 22 По славянскому переводу читается: «Дагон.» 23 Город Зогора по еврейски называется: Зеорим пли Зеирим, что значит: малые «;» потому и в славянском переводе вместо собственнаго имени: «Зогора» читается: «вопль малых его.» 24 Евгений Булгар чтению: ταχους предпочитает чтение: τιχως . 25 По переводу седмидесяти: «Асеримль» . 26 Сирский перевод ближе к славянскому. 27 По славянскому переводу вместо: сыны Кедема, читается: сыны восточные. 28 Вместо: χατωρν γη , как читается у блаженного Феодорита, лучше читать согласно с перевода седмидесяти νετρπη . Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. Преобразование в форматы epub, mobi, html " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2893...

г) В подтверждение своего учения и для большего обольщения людей, будет совершать ложные знамения и чудеса: его пришествие по действу сатанину во всякой силе и знамениих и чудесех ложных (- 9) 1943 . д) Наконец, погибнет от действия Христа Спасителя, когда Он приидет судить живых и мертвых: явится беззаконник, еюже Господь Иисус убиет духом уст своих, и упразднит явлением пришествия своего (- 8). 2) На основании некоторых намеков в Слове Божием и таинственных предсказаний об антихристе, издревле существовали о нем следующие мысли: а) Он произойдет от колена Данова. Это выводили из слов патриарха Иакова: да будет Дан змий на пути, седяй на распутии ( Быт. 49, 17 ); из слов Иеремии: от Дана слышано бысть ржание коней его (8, 16), и особенно из того, что в Апокалипсисе (гл. 7) при перечислении всех колен Израилевых, из которых в каждом запечатлено Ангелом по дванадесяти тысяч рабов Божиих, вовсе не поименовано одно колено Даново 1944 . б) Будет могущественный властелин, который похитит себе власть насильно и распространит свое влияние на все народы. Ибо у пророка Даниила говорится: и сотворит по воли своей, и царь возвысится и возвеличится над всяким богом ( Дан. 11, 36 ; сн. 7, 24), и в Апокалипсисе: и даде ему змий силу свою, и престол свой, и область великую (13, 2), и дана бысть ему область на всяком колене (людей) и на языцех и племенех (- 7) 1945 . в) Воздвигнет сильное гонение на Христиан, будет требовать себе от всех поклонения Божеского, многих увлечет, а тех, которые не последуют ему, будет предавать смерти. И дано бысть ему брань творити со святыми, и победити я ( Апок. 13, 7 ; снес. Дан. 7, 21 ). И поклонятся ему вси живущии на земли, имже не написана суть имена в книгах животных агнца, заколенного от сложения мира (- 8). И дано бысть ему дати дух образу зверину, да проглаголет икона зверина, и сотворит, да иже аще не поклонятся образу звериному, убиени будут (- 15) 1946 . г) Для противодействия антихристу, Бог пошлет с неба двух свидетелей, которые, как говорится в Апокалипсисе, будут прорицати истину, сотворят чудеса, и, егда скончают свидетельство свое, будут умерщвлены змием, потом чрез три с половиною дня воскреснут и вознесутся на небеса ( Апок. 11, 3–12 ). Под этими двумя свидетелями, по догадкам, некоторые разумели Еноха (на основании Сирах. 44, 15 ) и Илию Фесвитянина (на основании Малах. 4, 6 ; Сирах. 48, 9. 10 ) 1947 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Введение: К должности священнической, показующее. Что есть священство; от кого уставлено, и на какий конец: как превосходный сей чин есть: колико трудный и опасный: кому до него приступать; и сколько частей должности пресвитерской. 1 Священство есть служение в Новом Завете, от Христа апостолам и их преемникам преданное, состоящее в проповеди слова Божия и строении таинств, дабы сими средствами, примирив грешников Богу, совершить их в вере и святом житии, к получению живота вечного во Славу Божию. Сего описания всякое слово утвердится от божественного писания в нижеследующих предложениях. 2 Священство, как выше описано, предал в Новом Завете сам Христос ученикам своим, и их преемникам 1 . Посылая бо апостолы в мир, такую заповедь даде им: шедшее научите все языки. Крестящее их во имя Отца и Сына и Святого Духа, учащее их блюсти все, елика заповедах вам. Мф.28:19,20 . 3 Конец и предмет священства есть тот, дабы человецы. Грехами своими отпадшии от Бога и казнем вечным себе подвергши, паки в благодать Божию приведены были, и по прведении совершилися бы в вере и святом житии так, чтоб соединившись со Христом, аки уды со главой своей в едино тело, сподобилися получить живот вечный, в славу совершителя спасения нашего триипостасного Бога. В рассуждении сего предмета, называет Павел апостольство свое служением примирения и проповедь словом примирения, сиесть, приведения грешников в благодать Божию, 2Кор.5:18,19 . И к ефесянам, показав, что пастыри и учители от Христа даны суть (как выше под вторым числом показано), тамже и предмет служения их означил, глагола: к совершению святых, в дело служения, в созидание тела Христова: Дóндеже достигнем вси в соединение веры и познания Сына Божия, в мужа совершенна, в меру возраста исполнения Христова, Еф.4:12,13 . 4 Что священство есть великое достоинство, довольно оттуда явствует, что оно от Христа Господи Иисуса Богочеловека уставлено к получению человеков великого блаженства, то есть вечного спасения. Предложение сие от части в вышеописанных трех предложениях содержится. Что же до достоинства священства надлежит: то много светлости чину сему предают имена, коими слово Божие называет священников. Во-первых называет Ангелами Господа Вседержителя, Малах. 2:7 . Ангелам церквей, Апок. 2:1,12,18. 3:1,7,14 . 2 Светом мира, Мф.5:14,16 . Солью земли, там же. 13. Пастырями стада Христова, 1Пет.5:1,2 . Деян.20:28 . Споспешниками Божиими и архитекторами здания Божия, 1Кор.3:9,10 . Другами жениха Христа, Ин.3:29 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Против вечности церкви Христовой инок Иоасаф ратует преимущественно в печатном листке под 1: на сей собственно листок мы и обратим внимание, и в нем подвергнем рассмотрению только те главы, в которых говорится о прекращении священства и таин (таковы 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и 14). Предисловие же, исполненное витиеватых и мало понятных разглагольствий (гл. 1 и 2), и те главы, в которых идет речь о безсвященнословных браках (10, 11, 12 и 13), мы пройдем молчанием, яко до нас не относящиеся. Дабы замечания наши были понятнее для читателя, мы перед каждым из них будем приводить подлинный текст той главы Иоасафова листка, на которую замечание делается. 1. Замечание на третью главу листка Подлинные слова сей главы Потому что в неопределении силы словес, рассуждая писания по пристрастию своему, и из сего происходит неосновательность. Писание иногда положено на вечное, но исполняется вперед предсказанного: а есть ли же не тако, то последнее по вашему мнению будет несправедливо. Якоже в ветхом завете сице Господний глас рече: и да будет има жрети Мне вовеки (кн. 2 Моисеева, гл. 29); и ныне избрах и освятих дом сей, да будет имя Мое ту вовеки, и будут очи Мои, и сердце Мое ту во вся дни (2Пар. гл. 7). А другим пророком прорек, глаголя: Несть хотение Мое в вас, глаголет Господь Вседержитель, и жертву от рук ваших не прииму ( Малах. 1 ). Кадило мерзость Ми есть, новомесячия ваши и субботы и велика дне не приемлю; пост и празднование и праздники ваши возненавиде душа Моя (Ис. гл. 1), зане тии не пребыша в завете Моем (Евр. зач. 19). Кий кивот есть у жидов ныне? где убо ныне жертвенник? где ковчег? где сень и святая святых (Маргар. л. 136 на об.)? Замечание Приступая к опровержению вечности обетований о священстве нового завета, беспоповский инок Иоасаф утверждает, будто сии обетования суть условны и временны, чтó и старается здесь доказать примером обетований о священстве ветхого завета, которые будто бы также даны были на вечное время, и однакоже сии на век обетованный жертвы, и ковчег, и жертвенник престали и ныне не существуют. На сие ответствую:

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Говоря об Аврааме, нельзя не упомянуть о Мелхиседеке, жившем одновременно с Авраамом и также служившим прообразом Иисуса Христа. в) Самая личность Мелхиседека, по учению слова Божия, имела глубокое прообразовательное значение по отношению к Божественному лицу Сына Божия. Еще в ветхом завете Царь и пророк Давид в необыкновенном священстве Мелхиседека видел прообраз священства Мессиина, говоря о Сыне Божием так: Ты Иерей во век по чину Мелхиседека ( Пс.109 ). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у Апостола Павла в 7-ой главе посл. к евреям. Сие значение открывается, во-первых, в имени Мелхиседека, которое означает царь правды (Малки – Цедек), – какое значение усвояют Мессии и пророки ( Малах.4:2 , Зах.9:9 ). Во вторых, в звании Мелхиседека, который был и царь, при том царь мира, и в тоже время священник Бога Вышняго. Так и Иисус Христос есть Царь князей земных ( Откр.1:5 ), князь мира ( Ис.9:6 ) и в тоже время Архиерей великий, прошедший небеса ( Евр.4:14 ). В третьих, в роде или происхождении Мелхиседека, который представляется, в сказании Моисеевом, без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни; так и Сын Божий не имеет отца по плотскому своему рождению и матери – по предвечному рождению; род же его кто исповесть? ( Ис.53:8 ). г) В Исааке виден также прообраз Иисуса Христа. Послушание его равняется великой вере отца, а по знаменательному делу своему Исаак уподобляется Христу. Исаак, идя к месту, предназначенному для жертвоприношения его самого, несет дрова для своего сожжения, – и Сын Божий, идя на крестную смерть, несет на своих собственных раменах крест, на котором имел быть распят. По воле Божией, Авраамом приносится в жертву единственный сын, на котором сосредоточивалась вся его любовь и надежда, и в семени которого должны благословиться все народы земли ( Быт.28:18 ); творя волю Отца, принес себя в жертву Сын Божий, возлюбленный Отцем, да всяк веруяй в Онь имать живот вечный. Такое прообразовательное значение жертвоприношения Исаака понимал сам Авраам; он проникал сердцем в тайну великого дела, имеющего совершиться на Голгофе ради нашего спасения, – в жертвоприношении Исаака виден день искупителя. Это усматриваем из учения Иисуса Христа, который сказал Иудеям: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день мой; и видел, и возрадовался» ( Ин.8:56 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Но видимое присутствие Господа среди народа израильского под образом храма имени Его ( Лев. 26: 11–12 ) возможно было лишь под условием послушания Израиля воле Божьей. Посему Господь говорил: «Если вы отступите и оставите уставы Мои и заповеди Мои, то Я истреблю Израиля с лица земли Моей, которую Я дал им, и храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю Его притчею и посмешищем у всех народов» (2Парал. 7: 20). Грозный приговор Иеговы не замедлил исполниться, лишь только Израиль пошел вослед иным богам. Господь скрыл от него лицо Свое ( Втор. 31: 17–18 ), и отверженный храм был разрушен халдеями, а Израиль отведен в плен и обращен ими в раба. Но и в плену Израиль устами лучших своих сынов воспевал Бога, «восседающего на херувимах в храме Святой Славы Своей» ( Дан. 3: 53–54 ), и молился, согласно воле Соломона ( 3Цар. 8: 48 ), обратившись лицом к месту, где стоял город Иерусалим и святая гора Сион и дом молитвы – жилище Иеговы ( Дан. 5: 10 ). С сокрушенным сердцем и смиренным духом он верил слову пророков, что Господь отомстит за разрушенный храм Свой ( Иер. 51: 11 ) и снова водворит Израиля во святом граде Своем, на святой горе, и воздвигнет дом Свой ( Иер. 25: 12; 30: 18; 50: 28 ; Захар. 1: 16–17 ). Надежды раскаявшегося Израиля сбылись: Кир, во исполнение воли Господа, отпускает народ Его в Иерусалим и велит «строить дом Господа Бога Израилева, того Бога, Который в Иерусалиме» ( 1Ездр. 1: 1–11 ). И Израиль возвратился в Иерусалим. Надлежало строить храм Господу, но, очутившись на свободе, он забыл тяжкие уроки прошлого и занялся украшением своих домов, оставляя дом Господень в запустении. Тогда Господь чрез пророка Аггея грозно обличает свой народ за небрежение о «доме Господнем» ( Агг. 1 ), и Израиль взялся за построение «дома Господня», и воздвигнутый им храм был «последним» ветхозаветным храмом. Приближалось время пришествия Мессии. Уже среди Израиля раздавался тревожный голос пророков: «Вот внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, которого вы желаете, вот он идет, и кто выдержит день пришествия Его, и кто устоит, когда Он явится?» ( Малах. 3: 1–2 ), и «придет Желаемый всеми народами, и наполню дом сей славою, и слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф» ( Агг. 2: 7–9 ). И с трепетно-радостным сердцем лучшие сыны Израиля внимали слову пророков и верили, что придет в храм Свой Господь во плоти, и освятит, и прославит его на веки ( Мал. 3: 1 ; Агг. 2: 7–9 ; Сирах. 49: 14 ), и сделает его местом жилища Своего среди христиан и святилищем Нового Завета.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010