Церковь признает 16 литургий, самая древняя из которых — литургия святого Иакова 65 . Кроме того, имеются литургии апостолов Матфея и Марка, Двенадцати Апостолов, святителей Игнатия Богоносца, Климента Римского, Василия Великого, Иоанна Златоуста и др. Во всеобщем употреблении литургия апостола Иакова. Хлеб, приготавливаемый в день совершения Евхаристии, квасный и соленый. Вино делается из винограда накануне литургии, которая обычно совершается ежедневно, а в Великую Четыредесятницу — только в субботу и воскресение. Основными моментами литургии являются Прумион (начало), обычно с возгласа диакона “Станем добре” и ответа народа “Господи, помилуй”, затем следуют большая и краткая молитвы и “Благослови, Господи”. После каумы (общей молитвы) — “Свят, Свят, Свят Господь Саваоф…”. Целование мира преподается священником через диакона всему народу таким образом: диакон кладет руку сначала на десницу священника, а потом на правую руку прихожанина, который, произнося слово “мир”, передает таким же образом целование мира рядом стоящему. Во время освящения Честных Даров и до окончания литургии звучит органная музыка 66 . Таинство крещения совершается не позже двух-трех месяцев после рождения ребенка в присутствии восприемников. Священник совершает отречение крещаемого, помазывание его елеем, благословение воды во имя Святой Троицы, после чего, поворачивая крещаемого лицом к востоку, погружает в купель. Миропомазание совершается сразу же после крещения. Воцерковление для мальчиков совершается в сороковой день, а для девочек в восьмидесятый. Посты те же, что и в Яковитской Антиохийской церкви: еженедельные в среду и пятницу, четыре периода поста в году и так наз. малые посты в особо установленные дни. Господские и Богородичные праздники сходны с православными. 15. Священные облачения Повседневное облачение клириков состоит из рясы с широкими рукавами и просторным пристежным воротником сзади. Священники носят это облачение с полусферическим покровом на голове, а монахи с “кукулем”.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

54 . Однако совещание, на котором принимаются решения о духовных правах Антиохийского престола в Малабарской Церкви на основе канонов, решений собора в Мулантурутти, королевского апелляционного суда 1889 г., а также местных церковных обычаев, выступило против подчинения Малабарской Церкви иностранному патриарху. Патриарх осудил это совещание и отлучил Дионисия VI, обвинив его в непослушании. Затем он назначил Мар Кирилла председателем Христианского Сирийского общества и митрополитом Маланкарским, рукоположил еще двух епископов, Мар Павла Афанасия и Мар Севира, в епископии Ангамальскую и Кнанайскую. Все трое подписали патриарший документ о послушании. Между прочим, Христианское Сирийское общество объявило недействительным патриаршее отлучение Дионисия VI и, переизбрав свой состав, отвергло власть патриарха и его юрисдикцию над Церковью. Таким образом, Церковь снова разделилась на две части: на патриаршую Яковитскую, которая преимущественно находится на севере Траванкора, и на митрополичью, или Индоправославную с Католикосом Востока во главе, расположенную на юге Траванкора. Тем не менее Мар Дионисий VI стремился упорядочить свое положение. Он пригласил низложенного турецким правительством бывшего патриарха Морана Абдуллу Месьяха, который не признавал султанского решения о своем низложении. Однако власти Траванкора запретили тому въезжать в страну, опасаясь новых волнений. Тогда Месьях приехал в древний храм Ниранамы и там 14 июля 1912 г. провозгласил епископа Павла-Иоанна Кандинадского католикосом с титулом Мар Василия I 55 . Новый патриарх Маланкарский должен был признавать лишь духовное превосходство Яковитского Антиохийского патриарха, но не юрисдикцию его над Малабарской Церковью. Месьях дал епископам Маланкара власть всякий раз рукополагать нового католикоса. Но Дионисий и после этого продолжал оставаться действительным главой Церкви. Таким образом, Церкви предоставлялась автономия. Тем не менее споры продолжались, потому что многих волновал вопрос, являлся ли Абдулла Месьях носителем канонической патриаршей власти ввиду особого положения, в котором он оказался, или нет.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В южной ее части находится купель. На солее в центре повешены лампады, под которыми стоит небольшой столик с деревянным крестом, свечами и колокольчиком. Здесь же лежат богослужебные книги. Вокруг этого столика обычно стоят певчие. Алтарь на несколько ступенек выше средней части храма и отделяется от него завесой. Престол делается каменным в виде креста. Спереди и сзади к нему ведут ступеньки. В центре на престоле обычно стоят крест, свечи, искусственные цветы. Престол чаще всего не примыкает к восточной стене, так что священнослужители могут ходить вокруг него. Сверху он покрыт шелковым покрывалом, поверх которого кладется таблито , то есть небольшая каменная или деревянная дощечка, освященная епископом и служащая антиминсом 67 . Без таблито священник не имеет права совершать Божественную литургию. Позади престола имеется нечто похожее на кувуклию, в которой в Великую Пятницу полагается крест и хранится святая вода. В алтаре имеется аналой, на который священник или диакон полагает Евангелие для чтения положенного зачала перед алтарем, “Голгофа” — возвышение, на котором стоит крест, два подсвечника, кадильница и рипиды с колокольчиками. Рипиды применяют при освящении Честных даров. Их держат над головой священника, слегка помахивая. Иконостаса и икон у малабарских христиан нет, однако с недавних пор иконы постепенно начали вводиться в храмах. Посередине каждого храма висит паникадило, в лампадах которого горит ореховое масло. 18. Контакты с Православной Церковью До последнего времени контакты с Малабарской Церковью были весьма ограниченными и носили эпизодический характер. В 1851 г. представители Малабарской Церкви обратились к русскому консулу в Константинополе с просьбой оказать содействие в налаживании братских отношений с Русской Православной Церковью, однако русско-турецкая война помешала осуществлению этой мечты. В конце прошлого столетия через Русскую Православную Церковь произошло воссоединение с Православием урмийских христиан. Тогда же к Святейшему Синоду обратились 15000 малабарских христиан с просьбой о воссоединении, однако события начала ХХ столетия помешали этому.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Таким образом, Римская Церковь является Матерью, Госпожой и главой всех Церквей мира, а папа Римский — главой, отцом, господином и учителем всех христиан, покровителем всех верующих вообще и в частности епископов, архиепископов, предстоятелей и патриархов всех Церквей мира. Он является архипастырем всех императоров, царей, князей и всех верующих. Поэтому те, кто не повинуется ему как представителю Христа на земле, лишаются вечной жизни, и как еретики, схизматики и противники воли Господа Иисуса Христа подвергаются вечному осуждению” 29 . На это заседание прибыл профессор сирийского языка Франциск Роз, чтобы от имени собора приступить к отысканию ошибок в тексте Священного Писания и богослужебных книг. На основе Вульгаты были опущены места в Первом послании Иоанна “трие суть свидетельствующии на небеси, Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три едины суть” (5:7), и “и всяк дух, иже не исповедует Иисуса Христа во плоти пришедша, от Бога несть” (4:3). Многие книги, изобилующие ошибочным учением, было решено собрать и сжечь или запретить читать 30 . Таковыми были: “Детский возраст Христа”, “История Девы Марии”, “Первоевангелие Иакова”, “Драгоценная жемчужина”, где Дева Мария именуется матерью Христа, а не Богородицей, “Жизнь игумена Исаии”, где говорится, что соединение двух природ во Христе является общим для трех Лиц Святой Троицы, и где осуждается святитель Кирилл Александрийский, “Книга патриарха Тимофея”, где говорится, что в таинстве Божественной Евхаристии преподается не истинное Тело Христово, а мнимое, “Толкование Евангелия” и многие другие, в которых содержалось несторианское учение о Христе и прочие заблуждения. В течение двух месяцев все духовенство и народ должны были отдать все книги для исправления или уничтожения под страхом отлучения. Двадцать первым решением собора малабарские христиане должны были признать все принятые Римской Церковью Вселенские соборы, особенно Эфесский и Тридентский. Канон Священного Писания был пополнен: книга Есфирь, Товит, Премудрость Соломона, 2-е Послание Петра, 2-е и 3-е послания Иоанна, Послание Иуды и Откровение Иоанна Богослова ранее отсутствовали.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В 1795 г. Кочин был захвачен англичанами, которые назначили здесь губернатора, являвшегося в сущности правителем страны. Через управления Ост-Индской компании в Мадрасе начинается проникновение английских миссионеров в Южную Индию. Первым англиканским священником, посетившим Сирийскую Церковь в 1806 г., был д-р Керр. В том же году священник д-р Клавдий Бьюкенен прибыл в Траванкор, посетив затем ряд сирийских церквей. В Канданате он беседовал с Мар Дионисием о необходимости перевода Священного Писания на малаялам (этот перевод был сделан и отпечатан в Бомбее (1811) и вручен позднее Мар Фоме VIII), о возможности соединения с Церковью Англии ради прогресса христианства в Индии и о прочих реформах в Церкви. После смерти (13 мая 1808) Мар Дионисия некоторое время правил Мар Фома VII, скончавшийся из-за болезни в 1809 г. Мнения относительно его преемника разделились. Одни хотели церковным главой двоюродного брата Фомы VII, а другие — его племянника, которого и рукоположили во епископа рукой умирающего Фомы VII с именем Мар Фомы VIII. Это вызвало сомнение в авторитете его хиротонии. Тем не менее Мар Фома VIII был признан митрополитом. Его помощниками и советниками стали рабан Иосиф и рабан Филипп, которые на первых порах тесно сотрудничали с новым митрополитом. Но в 1810 г., когда новым губернатором стал полковник Мунро, рабан Иосиф подал ему донесение, в котором отрицал авторитет епископской хиротонии Мар Фомы VIII. Однако Мунро не смог урегулировать этого вопроса, и спор продолжался до смерти Фомы VIII (10 января 1816 г.) 45 . А рабан Иосиф, не имея епископского сана, обратился к аннорианину Филоксену II, который и рукоположил его во епископа с именем Дионисия II 9 марта 1815 г. Правление Дионисия II было непродолжительным: 24 ноября 1816 г. он скончался. Тогда в Траванкор прибыл аннорианин Филоксен II и с помощью местного правительства был провозглашен митрополитом Малабарским. В октябре 1817 г. на пост митрополита был избран его архидиакон Георгий Пуннатра, рукоположенный с именем Мар Дионисия III.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Вместо него должен был упоминаться папа. Архидиакон и два пресвитера подписали акт об отлучении, а потом сказали верующим, что архиепископ и португальцы насильно заставили их подписать этот документ. Народ требовал наказания Менезису, однако Георгий их остановил, сказав, что этот акт все равно не имеет силы, так как подписан был под давлением. После этого Георгий удалился в Ангамали, а архиепископ продолжал объезжать приходы, проповедуя всюду о законе Христовом, призывающем повиноваться Его наместнику на земле. Возмущение Георгия достигло предела, когда Менезис, прибыв в Диампер, пригласил его как управляющего епархией присутствовать на хиротониях, которые собирался совершить. Георгий отлучил всех, кто был рукоположен архиереем Гоасским, поставив им на вид, что они никогда не будут приняты в клир Ангамальской епархии 26 . Архиепископ, не придав этому значения, рукоположил тридцать восемь священников. А когда он в Страстную Седмицу 1599 г. совершил торжественное богослужение, которое произвело глубокое впечатление на верующих Катуттурутти, вся церковная община этого города подчинилась архиепископу. Ее примеру последовали приходы в Моландурте и Диампере. Воспользовавшись этим, архиепископ Гоасский через доверенное лицо предложил Георгию примирение на следующих условиях: 1) осуждение заблуждений Нестория, Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестского, 2) исправление богослужебных книг, 3) повиновение папе, 4) анафематствование патриарха Вавилонского, 5) признание юрисдикции латинского архиепископа Гоасского, 6) принятие епископа только после назначения папой и утверждения португальскими властями, 7) подготовка к собору и 8) сопровождение архиепископа в его поездках. При подписании акта присутствовали только архиепископ Алексей Менезис, Франциск Роз и архидиакон Георгий. Собор решено было созвать 20 июня 1599 г. 27 . На третьем заседании было сформулировано учение о вере, изложенное в четырнадцати пунктах. Последний пункт содержал догматическое учение о папе. “Во всем мире имеется только одна Католическая Церковь, главой которой является облеченный безграничной властью папа Римский, преемник старейшего из апостолов — святого Петра.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Церковь располагает 678 храмами и 577 часовнями, в которых служат 1172 священника. В семинариях в Путенпалли, в Мангалоре и на Цейлоне обучаются 439 семинаристов, имеется множество школ, пансионатов, 4 мужских и 16 женских монастырей, различные периодические издания. Связь с Римом осущест­вляется в этих восьми епархиях через кармелитских монахов. 11. Позднейшие разногласия Возвращаясь к событиям внутри Яковитской Малабарской Церкви после Мар-Фомистской схизмы, следует отметить, что внутренние проблемы и разногласия еще раз привели к печальному разделению внутри этой Церкви. Они возникли сразу же посла собора в Мулантурутти (19 мая 1876). Епископ Кочинский Дионисий-Симон, ссылаясь на местное предание, выступал против разделения Церкви на епархии, в то время как Дионисий Vocnapubaл действительность хиротонии Симона, которая была совершена без согласия народа. Суд поддержал Симона. Поддержал его и патриарх, который написал, что имеет власть рукополагать по своему усмотрению, кого захочет. События развива­лись. В 1905 г. турецкое правительство низложило яковитского патриарха Абдуллу Месьяха 53 , вместо которого был избран 15 августа 1906 г. Григорий Абдулла II, некогда сопровождавший Петра IV в его поездке в Индию. К нему-то перед самой своей смертью Дионисий V в 1908 г. направил двух монахов, Георгия и Павла, в качестве кандидатов в епископы. Вместе с Христианским Сирийским обществом он просил, чтобы Георгий был рукоположен с правом преемства на митрополичий престол. Патриарх рукоположил первого с именем Дионисий, а второго — Кирилл. Кроме того, он рукоположил во епископа одного сирийского монаха с именем Мар Евстафий и направил его в Индию как своего личного представителя. В ставленной грамоте Дионисия он не упомянул о праве преемства. После смерти Дионисия V(1909) по просьбе сирийских христиан и с согласия Мар Евстафия митрополитом был назначен Георгий-Дионисий VI, избрание которого было утверждено патриархом. Патриарх Григорий Абдулла II, чтобы упрочить свое влияние в Индии, приезжает туда и в 1910 г.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Антиохийского патриарха Петра IV. Последний признал Кирилла-Иоакима и Дионисия-Иосифа, отлучив Афанасия-Матфея и двух рукоположенных им епископов. Опасаясь иностранного влияния в Малабарской Церкви, патриарх лично отправился в Лондон, чтобы просить содействия церковных и государственных властей в вопросе урегулирования положения в Малабаре. Между тем 20 августа 1874 г. после 28-летнего управления скончался Кирилл-Иоаким. Патриарх, получив приглашение от Мар Дионисия, отправился из Лондона в Индию и 15 мая 1875 г. был уже в Мадрасе, а затем и в Траванкоре 48 . Несмотря, однако, на уважение к патриарху, часть клириков и верующих, в том числе и членов Миссионерского общества, стала на сторону Мар Афанасия Матфея, в то время как северные общины присоединились к патриарху, который сразу приступил к решительным действиям. Прежде всего он добился отмены правительственного указа от 1 сентября 1875 г. о признании Мар Афанасия епископом Малабарским 49 , затем 19 мая 1876 г. созвал собор в Мулантурутти, на котором были налажены отношения Яковитской Церкви Индии с Антиохийской патриархией. В соответствии с определением собора Маланкарская Архиепископия занимала такое же положение по отношению к Патриархии, какое занимали и прочие епископии Сирии. Содержание документа, подписанного настоятелями всех общин, преследовало безусловное подчинение Антиохийскому патриархату, исключение всяких обсуждений в отношении законности посылаемых патриархом епископов, стабилизацию финансовой системы патриархии в Индии на надежных основах. При так называемом “Христианском Сирийском обществе” была учреждена особая административная комиссия из 8 священников, 16 мирян, одного секретаря и казначея для контроля над всеми церковными и административными вопросами. Ее главой должен был стать митрополит. Патриарх разделил Церковь на семь епархий, рукоположив для этого нескольких священников. Мар Дионисий V был поставлен на Килонскую епархию, Юлий-Георгий — в Томпонскую, Григорий-Геор­гий — в Ниранамскую, Кирилл-Георгий — в Ангамальскую, Иоанн-Павел — в Кандинадскую, Дионисий-Симон — в Кочинскую, Афанасий-Павел — в Коттаямскую.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

В 1933 г. митрополит Евлогий направил в Индию иеромонаха Андроника (Елпидинского) для ознакомления с Малабарской Церковью, а затем и сам не раз встречался с католикосом Василием при обсуждении насущных проблем. Будучи сам не в состоянии решить вопрос воссоединения, митрополит Евлогий обратился к патриарху Московскому. Постепенно начали налаживаться отношения. В декабре 1952 г. Сиро-Православную Церковь посетил представитель Элладской Церкви архимандрит Пантелеимон Караниколас, впоследствии епископ Ахайский, для участия в заседании молодежного департамента Всемирного Совета Церквей в Индии. Он получил прекрасную возможность войти в контакт с официальными представителями и простыми верующими Малабарской Церкви. В период с 24 октября 1953 г. по март 1954 г. происходили неофициальные дискуссии между представителями Малабарской Церкви и проф. Оксфордского университета д-ром Николаем Зерновым. Основными препятствиями, которые возникли на пути к сближению, были признаны: 1) различный богословский язык византийских (православных) и восточных (ориентальных) христиан в формулировке христологического вопроса, 2) расхождение в вопросе о количестве Вселенских соборов, 3) несогласие в отношении почитания каждой Церковью ее отцов, а также другие канонические и литургические различия. Это совещание можно назвать попыткой зондирования с той и с другой стороны позиций, и в то же время можно рассматривать как полезный вклад в дело сближения обеих Церквей 68 . В феврале 1956 г. епископ Милетский Иаков, представитель Вселенской Патриархии при Всемирном Совете Церквей, посетив Дохалкидонские Церкви, остановился в Индии, где был принят католикосом “Сирийской Православной Церкви”, с которым имел беседу по ряду вопросов. На прощание католикос сказал гостю: “Прежде чем закроются мои глаза, я хочу увидеть землю обетования, мир и соединение Восточных Церквей” 69 . С 1961 г. начинается период Всеправославных Совещаний, на которых рассматриваются вопросы сближения с Древними Церквами Востока. Комиссии готовят материалы к предстоящему диалогу с ориентальными Церквами, в частности с Малабарской Церковью, представители которой часто посещали глав Православных Церквей и не раз были гостями нашей Церкви.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Однако все было напрасно. Тогда он, находясь вне сферы влияния доминиканских миссионеров в Алькошском монастыре (в 40 км от Мосула), назначил Мар Илию Меллоса епископом Малабарским, сообщив об этом 2 июля 1874 г. сиро-католикам Малабара и прося содействия британских властей Индии. 30 октября епископ Меллос в своем окружном послании уже призывал сиро-католические общины подчиниться Патриарху и выйти из юрисдикции латинской иерархии. Через год он попросил патриарха рукоположить ему второго епископа, и 25 июля 1875 г. один монах по имени Авраам был рукоположен во епископа Урагасского с титулом Мар Филиппа-Иакова. Сначала к Меллосу присоединилось около сорока церквей, потом он рукоположил в северном и южном Малабаре еще около пятидесяти священников. Число сторонников Меллоса в этот период достигло 24000. Однако в феврале 1882 г. Рим выставил перед патриархом Иосифом ультимативное требование отозвать из Малабара Меллоса и Мар Филиппа-Иакова под страхом запрещения Святейшим престолом. Меллос в том же году покинул Индию, но перед отъездом рукоположил много молодежи из числа своих сторонников и снова хиротонисал во епископа Антония Фонданата, возглавлявшего эту группировку до 1900 г. Возвратившись в Мосул, Меллос не захотел стать приемником патриарха Иосифа. В 1889 г. он окончательно подчинился Риму и умер как архиепископ Мардинский в феврале 1908 г. Последователи Меллоса в Индии имеют кафедральный собор “Скорбящей Богоматери” в Трихуре и с 1907 г. входят в юрисдикцию несторианского патриарха Вавилонского: патриарх Симон XIX Вениамин в 1908 г. рукоположил им епископа Мар Тимофея Авимелеха (†1945). Эта небольшая Церковь сегодня насчитывает приблизительно 5000 верующих, имеет одного епископа, восемь священников, шесть диаконов и около десяти храмов 52 . Кафедра несторианского католикоса с 1933 г. находится в Чикаго (США). В канон Священного Писания меллосиане не включают неканонические книги Ветхого Завета, 2-е Послание Петра, 2-е и 3-е Иоан­на, Послание Иуды и Откровение Иоанна Богослова, признают исхождение Святого Духа только от Отца, принимают лишь два первых Вселенских Собора.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010