Архиепископ Владимирский и Суздальский ЕВЛОГИЙ (из письма к игумении Евгении на годовщину кончины Владыки): - Владыку Максима... нельзя нам забыть. ... самым незабываемым для меня был день прославления преподобного Амвросия Оптинского, 16 октября... Владыка Максим проповедовал у святых мощей преподобного Амвросия. Он дал глубокий анализ обстановки в стране и отношения государства к проблемам Церкви... Кончина Владыки Максима положила для него уже новое время, неземного исчисления. Царство ему Небесное и вечный Покой. Не сегодня-завтра все там будем, в этой тайне вечного бытия, где неминуемы встречи для тех, кто был связан любовью. Протоиерей Андрей МИЛЬТО, настоятель храма Пророка Илии г. Бобруйска: - После обследования врачи диагностического центра Могилева настоятельно рекомендовали матушке безотлагательно сделать аборт, так как, по их мнению, была большая вероятность рождения ребенка-дауна. Мы приехали за советом к Владыке Максиму и игумении Евгении. Владыка не благословил делать аборт и предложил съездить и помолиться у мощей преподобного Сергия Радонежского, что мы и сделали. 24 сентября 1999 года у нас родилась дочь, и мы назвали ее Евгения. Сейчас Евгении 13-й год. Она отличница в школе, участница олимпиады по французскому языку, учится в музыкальной школе по классам фортепиано и гитары. Благодарение Богу, Владыке Максиму и игумении Евгении (это воспоминание и последующие приводятся по материалам статьи в газете " Вечерний Могилев " от 22.02.2012). Олег ЛИТЕНКОВ: - Это был великий человек и гражданин, у которого на все, что творится в миру, была своя точка зрения и своя позиция. Я к нему испытывал колоссальное уважение. Такое, которого не бывает ни перед кем другим. Особый трепет и благоговение. Он видел человека изнутри и понимал, принимал его таким, каков он есть. Виктор ДЮБАЙЛОВ, заместитель председателя - исполнительный директор Ассоциации промышленников и предпринимателей Могилевской области: - О мудрости Владыки Максима говорили многие и я сам смог убедиться в этом, когда встречался с ним. Он умел слушать человека, сам был интересным собеседником. Я в 2001-2002 гг. исполнял обязанности мэра Могилева, и Владыка сказал мне: " Будешь править городом, пока я жив " . В феврале он умер, а в апреле я ушел на другую работу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

К 1855 году в разных местах внутри храма был виден ряд стенных росписей до 10 сюжетов, а также в правом и левом боковых алтарях, на стенах, в куполе, на его своде. В 1823 году был подновлен иконостас, а в 1857 году вызолочен. Настоятелем храма в 1901 году стал молодой священник Михаил Тимофеевич Плещинский. О состоянии церкви свидетельствует акт от 20 октября 1901 года, составленный Плещинским совместно с дьяконом Керножицким и старостой церкви Подгородниковым. В акте отмечалось ветхое состояние частично поломанного иконостаса с опавшей позолотой, требовавшего разборки и перепозолоты, а иконы — подновления. Замене и ремонту подлежали части престола. Цоколь внутри храма и боковых приделов осыпался. Оконные переплеты, главы церкви и кресты на них, как и вся крыша и наружные стены, требовали перекраски, а ограда церкви и трое ворот — ремонта. Внутренний ремонт стен затянулся до 1906 года. При проведении работ по старым росписям в ряде мест была сделана новая. Храм функционировал до 1924 года. После смерти его старого настоятеля Плещинского, 34 года прослужившего храму и прихожанам, его закрыли. Заброшенная могила настоятеля на Машековском кладбище заслуживает того, чтобы о ней заботились. После войны в церкви была расположена книжная база. В 1954—55 годах стены и своды были перетерты цементным раствором и оштукатурены. Во время реставрационных работ в наше время частично были вскрыты прежние ранние росписи второй половины XVII века на своде купола, в алтарной части. Погребенные под слоем масляных красок, последующих побелок и штукатурок XIX—XX веков, эти вскрытые фрески, исполненные по сухой штукатурке, предстали ныне в свете своих малиновых, золотистых, изумрудно-зеленых тонов. На монастырской территории находится и зимняя церковь 1793—96 гг. постройки, освященная во имя св. Преподобного Онуфрия Великого (Онуфриевская церковь). В советское время монастырь был закрыт. 6 июля 1989г. Могилевская епархия была восстановлена. Управляющим епархии был назначен высокопреосвященный Максим (в миру Борис Иванович Кроха). В 2002 г. владыка Максим, архиепископ Могилевский и Мстиславский, умер (похоронен в монастырском дворе), новым управляющим епархии назначен епископ Софроний.

http://sobory.ru/article/?object=05966

В 70-е гг. Церковь потеряла архипастырей, сполна изведавших в свое время ночные аресты и допросы с пытками, тюремные нары и каторжные работы. В 1975 г. отошел ко Господу митрополит Алма-Атинский и Казахстанский Иосиф (Чернов), в 1976 г. преставились митрополит Орловский Палладий (Шерстенников) и архиепископ Чебоксарский Вениамин (Новицкий), в 1977 г. во Львове скончался пребывавший на покое архиепископ Иов (Кресович). В 1978 г. в Жировицком монастыре почил уволенный на покой за 13 лет до кончины архиепископ Ермоген (Голубев). Но в эти годы на смену им приходили новые архипастыри. В 70-х гг. были хиротонисаны во епископы известные впоследствии церковные деятели: Кирилл (Гундяев), Серапион (Фадеев), Агафангел (Саввин), Анатолий (Кузнецов), Максим (Кроха), Симон (Новиков), Хрисанф (Чепиль). Поместный Собор 1988 г. в изданном им Уставе существенно пересмотрел устройство епархиального управления. Устав предусматривал повсеместное образование коллегиальных органов епархиального управления – епархиального собрания и епархиального совета. В обязанности собрания, в соответствии с Уставом, были включены такие полномочия, как избрание членов Поместного Собора, членов епархиального совета; создание епархиальных учреждений и забота об их финансировании; наблюдение за течением епархиальных дел. В обязанности епархиального совета входят: исполнение решений епархиального собрания; представление собранию своих годовых отчетов, забота об изыскании средств на нужды епархии и приходов, рассмотрение отчетов благочинных, наблюдение за деятельностью приходских советов, проведение ревизий епархиальных учреждений, ознакомление с проектами строительства, ремонта и реставрации храмов, забота об обеспечении заштатного духовенства и заштатных церковных работников. Епархиальный совет, по Уставу, становился судом первой инстанции по делам, связанным с обвинением клириков и мирян в неправославной вере, нарушениях канонов и христианских нравственных норм; его компетенции подлежали также вопросы, касающиеся церковного брака и развода, разногласия между духовенством и приходскими должностными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Отпевание митрополита Никодима состоялось 10 сентября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. Чин отпевания совершил Патриарх Пимен в сослужении сонма архипастырей и пастырей.    После кончины митрополита Никодима на Ленинградскую кафедру Священным Синодом был переведен митрополит Минский и Белорусский Антоний (Мельников), ставший постоянным членом Священного Синода, а Минскую кафедру занял митрополит Филарет (Вахромеев). Он был также назначен на должность экзарха Западной Европы, которую ранее занимал митрополит Никодим.    22 апреля 1979 г. в алтаре ленинградского Спасо-Преображенского собора за пасхальной литургией скончался митрополит Серафим (Никитин), родившийся в 1905 г. и хиротонисанный во епископа в 1962 г. За полтора года до кончины, в июне 1977 г., он был уволен на покой с Крутицкой кафедры. Его преемником на Крутицкой кафедре стал тогда митрополит Ювеналий, который и ранее, с 1972 г., являлся постоянным членом Священного Синода в силу своей должности председателя ОВЦС. На смену архипастырям, ушедшим в иной мир, приходили новые архиереи. В 70-х гг. были хиротонисаны ныне здравствующие постоянный член Священного Синода митрополит Кирилл (Гундяев), митрополиты Серапион (Фадеев) и Агафангел (Саввин), архиепископы Анатолий (Кузнецов), Максим (Кроха), Симон (Новиков), Хрисанф (Чепиль) и другие архипастыри.    В 70-х гг., как, впрочем, и во 2-й половине 60-х, массового закрытия церквей не произошло. Но в результате продолжающейся миграции сельского населения в города некоторые сельские приходы прекратили свое существование, а новые храмы в промышленных городах открывались исключительно редко. В докладе, с которым Святейший Патриарх Пимен выступил на конференции, посвященной 60-летию восстановления патриаршества (6 мая 1978 г.), он сказал, что за последние месяцы в СССР было построено 4 церкви и открылось 7 новых приходов. Такое количество новых церквей и приходов и в самой малой степени не могло удовлетворить огромную нужду в церквах больших промышленных городов, где часто не было ни одного православного храма. В полуторамиллионном Горьком в 60—70-х гг. оставалось только три церкви на окраинах. Многократные прошения православных жителей города, под которыми стояло более тысячи подписей, адресованные местным и центральным властям, оставались без положительного ответа. В 1978 г. было образовано пять двадцаток в различных районах города, которые хлопотали о передаче им сохранившихся храмов, но все оставалось тщетным. На Камчатке, Сахалине, Чукотке, Колыме, Курильских островах не было ни одного православного прихода. Верующий народ Камчатки в течение 10 лет хлопотал об открытии приходского храма в областном городе.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОБРУЙСКИЙ ИВЕРСКИЙ ХРАМ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Бобруйский Иверский храм, фотография с сайта bobruisk.hram.by 26 июня 1998 года состоялось учредительное собрание по созданию Иверского прихода. Возглавил его благочинный церквей Бобруйского округа, настоятель Георгиевского храма города Бобруйска, протоиерей Геннадий Вейго. 6 мая 1999 года архиепископ Максим (Кроха) в сослужении протоиерея Геннадия Вейго и епархиального духовенства освятил место строительства. На месте строительства был установлен и освящен поклонный крест. 19 августа 1999 года было совершено первое богослужение богослужение в армейской палатке. С осени 1999 года богослужение совершаются в пожертвованной приходу строительной бытовке на колесах. 7 января 2000 года состоялось первая Божественная литургия во временном деревянном храме. Летом 2000 года настоятелем прихода назначается протоиерей Геннадий Вейго и начинается строительство каменного храмового здания. 26 июля 2001 года началось строительства здания воскресной школы, которое завершилось в 2002 году, а с 10 сентября в новом здании школы начались занятия. В февраль 2005 года ведутся внутренние работы по штукатурке храма, разводке электропроводки, монтажу лестничных проемов колокольни. А летом начались работы по сооружению купольного барабана, сборке купола, изготовлению крестов на храм. 21 октября 2005 года на центральном барабане храма установлен купол и позолоченный крест. В 2007 году завершаются основные строительные работы и 26 октября проходит первое богослужений в новом храме. 15 ноября 2009 года состоялось торжественное освящение храма. При храме с 2000 года действует воскресная школа, в которой в настоящее время обучение детей проходит в 4-х классах. Общее количество учеников – 70 человек. С 2002 года при храме действует библиотека. При приходе действует молодежный центр " Благовест " . Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 06.10.2013 19:24:14 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/17859.html

8 окт. 1966 г. был определен, 30 окт. хиротонисан в Сергиевском трапезном храме Троице-Сергиевой лавры во епископа Пермского и Соликамского. Хиротонию возглавил Патриарх Московский и всея Руси Алексий I . И. часто посещал храмы епархии, в т. ч. отдаленные приходы. Положение верующих в уральских епархиях (Пермской и Свердловской) было нелегким, т. к. Урал являлся закрытой военно-промышленной зоной, где власти проявляли особую бдительность. Тем не менее под личным рук. И. был построен новый архиерейский дом, в к-ром устроили крестовый храм. Мн. монахини и миряне из соседней, Свердловской обл. приезжали к И. на богослужение и за наставлением. Он предоставил в Перми приют неск. монахиням, оставшимся без келий и места проживания, дал им послушание в просфорне при архиерейском доме. После перевода владыки на Ростовскую кафедру он продолжал духовно наставлять верующих из Пермской епархии, которые поддерживали с ним отношения. 31 мая 1973 г. назначен епископом Ростовским и Новочеркасским. 10 апр. 1977 г. возведен в сан архиепископа. Ростовская паства почитала и любила И. за отеческое отношение к прихожанам, терпение, отмечала его высокую молитвенность, уважение и отзывчивость к людям. Несмотря на болезни, И. часто посещал ближние и дальние приходы епархии, совершая богослужения и проповедуя. Особенно заботился об увеличении числа епархиального клира: за время его управления все приходы Ростовской епархии были обеспечены священниками. Скончался во время службы Похвалы Пресв. Богородице. 5 апр. 1982 г. отпевание совершили в кафедральном соборе в честь Рождества Пресв. Богородицы Харьковский и Богодуховский архиеп. Никодим (Руснак ; впосл. митрополит), Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха ; впосл. архиепископ) в сослужении множества клириков Ростовской и др. епархий. Похоронен близ вост. стены кафедрального собора. Соч.: Свт. Иоасаф, еп. Белгородский, и его религиозно-нравственные воззрения: Канд. дис./ЛДА. [Л.], 1966; Речь при наречении во еп. Пермского и Соликамского//ЖМП. 1966. 12. С. 26-28.

http://pravenc.ru/text/578102.html

1989 год — Состоялось заседание Священного Синода. Синод определил: епископа Никанора (Юхимюка), находившегося с 16 ноября 1979 г. в юрисдикции Православной Чешской Церкви и получившего 29 ноября 1987 г. от Блаженнейшего митрополита Пражского и всей Чехословакии Дорофея отпускную грамоту, принять в юрисдикцию Русской Православной Церкви и назначить епископом Сумским и Ахтырским. Синод принял решение о восстановлении Полоцкой, Могилевской и Пинской епархий. Архиепископом Могилевским и Мстиславским назначен архиепископ Тульский и Белевский Максим (Кроха); епископом Пинским и Брестским — епископ Пинский Константин (Хомич), викарий Минской епархии; епископом Полоцким и Витебским определено быть игумену Троице-Сергиевой лавры Димитрию (Дроздову); епископом Даугавпилсским, викарием Рижской епархии, по пострижении в монашество и возведении в сан архимандрита определено быть протоиерею Александру Кудрящову, настоятелю Спасо-Преображенской церкви Риги. Наречение и хиротонию его в епископский сан совершить в Москве. Заслушав доклад преосвященного митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева), председателя Отдела внешних церковных сношений, о деятельности и жизни подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ), Синод постановил: 1. В связи с истечением срока заграничной командировки протоиерея Димитрия Нецветаева освободить его от обязанностей экзарха Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Блаженнейшем Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятеля подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) и направить в распоряжение преосвященного Валентина (Мищука), архиепископа Владимирского и Суздальского. 2. Выразить благодарность протоиерею Димитрию за многолетнее ревностное служение и представительство Матери-Церкви. 3. Экзархом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси при Папе и Патриархе Александрийском и всей Африки и настоятелем подворья Русской Православной Церкви в Александрии (АРЕ) назначить архимандрита Феофана (Ашуркова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

http://pravoslavie.ru/5504.html

По ходатайству архим. Даниила (Ростовского; 1880-1891) Б. м. в 1890 г. был отписан земельный участок в Старосельской даче, открыта церковноприходская школа. У монастырских ворот была поставлена часовня. При архим. Сергии (Богдановском) с 1891 по 1901 г. проведен капитальный ремонт храма, настоятельских и братских келий. Сменивший его архим. Алипий (Кабанов; 1900-1907) построил вторую, трапезную, ц. во имя прп. Алипия Печерского. Настоятель увеличил число монастырских певчих, для проживания к-рых в башнях храма устроили 6 келий. Заботясь о внутреннем убранстве собора, он сам выполнил мн. фресковые росписи стен, написал неск. икон для иконостаса. Архим. Мелхиседек (Паевский) в 1907 г. открыл при Б. м. отд-ние епархиального миссионерского совета, архим. Арсений (Смоленец ; 1907-1910) организовывал в мон-ре чтения и собеседования, благодаря чему в 1910 г. к Православию присоединилось неск. человек. Последний известный настоятель архим. Николай (Судзиловский) основал близ мон-ря скит. Для многочисленных паломников были построены 2 гостиницы. По ходатайству жителей Могилёва с 1904 г. ежегодно 29-30 мая проходил крестный ход из Б. м. в Могилёв, для чего была написана копия чудотворной иконы. В нач. XX в. братия Б. м. насчитывала ок. 40 чел. Ок. 1920 г. мон-рь был закрыт, в 30-е гг. с переоборудованного под клуб храма был снесен купол. В 1941-1945 гг. в нем был кинотеатр. В 1953 г. храм взорван, к 2002 г. сохранилась лишь часть лестничной галереи с фрагментами фресок. Во время Великой Отечественной войны утрачена чудотворная икона. 25 апр. 1991 г. архиеп. Могилёвский Максим (Кроха) освятил в Белыничах храм в честь Белыничской иконы Пресв. Богородицы, в к-ром находится ее список. Арх.: План мон-ря Белынич, с окружающею ситуациею, 1810//Российский гос. военно-исторический архив. ВУА. 21768. Лит.: Василий (Жудро), иером. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев на Днепре, 1911. Ч. 1-3; Жудро Ф. Белыничский Рождество-Богородицкий мон-рь. Могилев, 1912; Ветер Э. И. Фрески Белыничского мон-ря//Наш Родавод: Мат-лы международной конференции по региональной истории Вост. Европы. Гродно, 1991. Кн. 3. Ч. 2. С. 383-386; Слюнькова И. Н. Мон-ри восточной и западной традиций: наследие архитектуры Беларуси. М., 2001.

http://pravenc.ru/text/77974.html

111) тпеть похлебал, а то все квасом забавлялся крепонко. Лазорь удержал, спаси Бог ео. И журили мы их, как оне захотели есть, да изнемогли, нечево стало делать, благословил я и нехотя. Егда же дожили до четвертыя субботы, старец и дьякон взалкали, и с тех мест стали по субботам и по неделям ести и пити, а в те дни постились. А я с четвертыя субботы стал у себя рот полоскать квасом и грудь попаривать, так мне от кислово свободно дыхание стало, иногда кроха и в горло уйде, а сам стал паки воду хлебать потолику. В четверток же пятыя недели поста, начал трубу закрывать и упал на землю. Полежав, очюхнулся 30 , встать не могу, (об.) а правило говорить время. Помыслив, воздохня, отмерил 31 три лошки кваса и пять ложек воды соединяя вместо, выхлебал, и обозрел, встал к правилу. И в пятницу хлебнул же квасу, а в суботу пятую совершил панагию, спречь испек просвиру и, действовав, посвятил ю, и после причастия с укропом медвяным потребил, и квасу хлебнул, и в неделю квасу хлебнул, и отринув вся, последнюю неделю не хлебал ни воды ни квасу до Лазаревы субботы, лише рот полоскал для правила. 5. Протопопа Аввакума о сложении перстов Всякому право верному, внимая о своем спасении подобает слагати персты в деснице по пре (л. 331) данию святых отец и креститися великий убо перст и мизинец и третьи и подле мизинаго совокупити концы вкупе. Являет Триипостасное Божество Отца и Сына и Святого Духа, указатели же велико средний два сия сложити вкупе, и един от двух сих мало наклонити: являет смотрение Христово Божества и человечества. Также вознести на главу являет ум не рожденный, Отец роди Сына Превечнаго Бога прежде век вечных. Также положити на пуп являет схождение Его к нам (об.) и воплощение от Святыя Девы Богоотроковицы. Таже вознести на правое плечо являет вознесение Христово и седение со Отцем и со Святым Духом и праведных одесную стояние. Таже положити не левое плечо являет во второе пришествие грешных осуждение и вечное мучение. Тако повелеша персты слагати и креститися святи отцы Мелетий Антиохийский и Феодорит блаженный епископ Киринейский, Петр Дамаскин и Максим Грек .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

После кончины Святейшего Патриарха Пимена, 3 мая 1990 г., состоялось заседание Священного Синода, на котором Местоблюстителем был избран митрополит Киевский Филарет. 7 мая Священный Синод вынес постановление о созыве с 6 по 10 июня Поместного Собора для избрания Патриарха Московского и всея Руси. Синод также постановил провести до 26 мая епархиальные собрания для избрания делегатов на Собор по следующей квоте: по одному клирику и мирянину от епархий, а также по одному представителю от монастырей, духовных академий и семинарий. Все епископы, находящиеся на кафедрах, по уставу об управлении Русской Православной Церковью являются членами Поместного Собора. 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре состоялся Архиерейский Собор, которому предстояло обсудить программу Поместного Собора. Архиерейский Собор избрал трех кандидатов на Патриарший престол. Каждый архиерей мог голосовать за 1, 2 или 3 архиереев, вычеркивая остальных из списка. Тайным голосованием были избраны митрополит Ленинградский Алексий, митрополит Ростовский Владимир и митрополит Киевский Филарет. 7 июня открылся Поместный Собор. В заседаниях Собора участвовало 317 делегатов. Важнейшим деянием первого дня заседаний явилось избрание Патриарха. Поместный Собор утвердил процедуру избрания, предложенную архиерейским Собором: Архиепископ Могилевский Максим (Кроха) предложил не голосовать за кандидатов, а по примеру Поместного Собора 1917 г. избрать Патриарха жребием. Это предложение Собором не было принято. Проведено было тайное голосование. Вечером председатель счетной комиссии митрополит Сурожский Антоний объявил результаты тайного голосования: 139 голосов было подано за митрополита Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 – за митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира и 66 – за митрополита Киевского и Галицкого Филарета. Во втором туре за митрополита Алексия проголосовало 166, а за митрополита Владимира – 143 члена Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви, архиепископ Оренбургский Леонтий (Бондарь), обратился к новоизбранному Патриарху Алексию с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу Высокопреосвященных и Преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении… Я сознаю свою немощь и уповаю на ваши святые молитвы и помощь в предстоящем моем служении». 2

http://azbyka.ru/vybory-patriarxa-v-russ...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010