В 20-ю годовщину со дня кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима (Крохи) в Могилеве состоялось заупокойное богослужение 28 февраля 2022 г. 09:28 27 февраля 2022 года, в 20-ю годовщину со дня кончины архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима (Крохи), заупокойное богослужение в Свято-Никольском женском монастыре города Могилева, возглавил архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний . Перед началом молитвы архиепископ Софроний кратко рассказал присутствующим о жизни и служении владыки Максима, возглавлявшего Могилевскую епархию с 1989 по 2002 год, и приложившего много усилий для возрождения епархии после 45-летнего запустения.  Будущий архиепископ Борис Иванович Кроха родился 25 декабря 1928 года в Башкирии в семье благочестивых христиан Иоанна и Татьяны (в монашестве Агнии). Когда Борису было пять лет, мученически погиб на Беломорканале его отец, а мать с детьми были сосланы в Сибирь.  С 1947 года Борис учился в Ленинградских духовных семинарии и академии . В 1949 году принял монашеский постриг с именем в честь преподобного Максима Исповедника. По окончании обучения иеромонах Максим проходил пастырское служение в Ленинградской , Ярославской и Минской епархиях. Был преподавателем Минской духовной семинарии и благочинным Успенского Жировицкого монастыря.  В 1962 году иеромонах Максим был возведен в сан архимандрита. В 1972 году архимандрит Максим  был рукоположен во епископа Аргентинского и Южноамериканского, с 1974 по 1986 год был епископом Омским и Тюменским. В 1984 году возведен в сан архиепископа и с 1986 по 1989 год являлся архиепископом Тульским и Белевским.  Определением Священного Синода от 6 июля 1989 года был назначен архиепископом в Могилевскую епархию , которую начал возрождать после 45-летнего запустения.  Трудами архиепископа Максима был восстановлен Никольский монастырь — памятник архитектуры XVII века, зарегистрированный в списках ЮНЕСКО как шедевр мирового зодчества, и возрождена в нем монашеская жизнь. Окормляя могилевскую паству и возрождая древнюю кафедру, владыка Максим занимался и научными трудами по изучению истории епархии, ее иерархов и священнослужителей. Он поднял вопрос о причислении к лику святых подвижника веры и благочестия архиепископа Георгия (Конисского), канонизация которого состоялась 5 и 6 августа 1993 года. К этой дате владыка Максим составил службу и акафист святителю Георгию.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

во еп. Львовского и Тернопольского; с 3.06.1948 в сане архиепископа; с 15.05.1951 в юрисдикции Польской Автокефальной Церкви; с 8.07.1951 митр. Варшавский и всей Польши; † 2.03.1961. Макарий (Опоцкий) 14.09.1922 хирот. во еп. обновленческими епископами старого поставления; после покаяния с марта 1924 г. еп. Череповецкий; основал сектантское общество и был отлучен от Церкви; принес покаяние; † не ранее 1937 г. Макарий (Павлов) с 28.01.1917 еп. Владикавказский и Моздокский; уклонился в обновленческий раскол. Макарий (Парвицкий; «Невский») с 20.03.1917 на покое (б. митр. Московский); † 16.02.1926. Макарий (Свистун) 7.06.1970 хирот. во еп. Уманского, вик. Киевской епархии; до 26.12.1974 управ. приходами РПЦ в Канаде и США; с 9.09.1979 в сане архиепископа; с 12.10.1982 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 26.06.1985 архиеп. Аргентинский и Южноамериканский, экзарх Центральной и Южной Америки; с 4.10.1985 архиеп. Ивано-Франковский и Коломыйский; с 20.03.1990 на покое; с 20.07.1990 архиеп. Клинский, вик. Московской епархии, управ. приходами РПЦ в США, а затем и в Канаде; с 19.02.1992 освобожден от управ. приходами РПЦ в США и Канаде; с 4.10.1994 архиеп. Винницкий и Могилев-Подольский. Максим (Бачинский) 13.05.1944 хирот. во еп. Луцкого; с 1944 г. еп. Винницкий и Каменец-Подольский; с дек. 1945 г. еп. Лысковский, вик. Горьковской епархии; с мая 1946 г. еп. Измаильский и Болградский; с 10.06.1947 еп. Великолуцкий и Торопецкий; с 1948 г. на покое; дата † неизвестна. Максим (Жижиленко) в 1924 г. хирот. во еп. Овручского; с 1928 г. еп. Серпуховской; с 1929 г. в Соловецком лагере; расстрелян 18.02.1931. Максим (Кроха) 26.03.1972 хирот. во еп. Аргентинского и Южноамериканского; с 15.12.1973 на покое; с 26.12.1974 еп. Омский и Тюменский; с 9.09.1984 в сане архиепископа; с 29.07.1986 архиеп. Тульский и Белевский; с 6.06.1989 архиеп. Могилевский и Мстиславский. Максим (Руберовский) в 1923 г. хирот. во еп. Полонского, вик. Волынской епархии; с 1929 г. еп. Волынский; арестован после 1936 г.; расстрелян 23.11.1937.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4120...

Наталья Теплякова, православная: Во время работы в спецучилище для трудновоспитуемых, где я работала психологом меня хотели уволить за то, что я давала детям читать православные книги, дарила иконки и крестики. Пошла к Владыке Максиму за советом и он сказал: «Работайте. Пока потерпите». Потом заместитель училища по воспитательной работе меня хотел уволить за то, что я водила некрещеных подростков в Церковь крестить. Я хотела уволиться сама, но Владыка не благословил. Зам. по воспитательной работе давал мне прямо на совещании чистый лист бумаги и велел писать заявление об увольнении по собственному желанию. Но я, помня благословение Владыки, отказалась. И твердо сказала: «Сами увольняйте». А вскоре зам. по воспитательной работе уволился сам. Потом и священник начал посещать наше спецучилище. Я верю, что Владыка святой, прозорливый. Он принял большое участие в моей судьбе. Константин Стороженко, строитель: Крестился я уже взрослым, но на протяжении шести месяцев пребывал в заблуждении о том, что креститься якобы не обязательно. Одним из доказательств тому (так внушил мне враг рода человеческого) был следующий помысел: «Иоанн Креститель крестил Господа, но нигде не написано, что он сам был крещен». И вот летом 2001 года я пришел в храм - был праздник рождества Иоанна Крестителя. Служил Владыка Максим и начал говорить проповедь об Иоанне. Он подробно рассказывает о том, как Иоанн крестил Господа, затем поворачивается ко мне, глядит на меня в упор и говорит: «А потом Иоанна крестил Господь, о чем пишет Святой преподобный Иоанн Дамаскин». Я понял, что Владыка знает мои мысли и потом всеми силами души старался не возражать ему даже в мыслях. Николай Лайша, врач-психотерапевт, пенсионер: Когда Владыка Максим преставился ко Господу, я был на курсах усовершенствования в Минске. Срочно выехав, прибыл, однако когда отпевание уже началось. Подойти к телу покойного Владыки и приложиться к нему я не смог, и потом сильно скорбел об этом. Через некоторое время Владыка Максим благословляет меня во сне и я целую его руку, как делал это многократно, за время десятилетнего общения с ним. Рука Владыки была теплая, что меня сильно удивило и ярко запечатлелось в моей памяти.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

В своем отчете за 1985 год архиепископ Максим писал : «Принятая мною в 1975 году Омско-Тюменская епархия в бедственном материально-финансовом состоянии доведена до полной платежеспособности». Если в 1974 году епархиальные взносы составляли 87 831 руб., то в 1985 году – 261 600 руб. Обязательные взносы в фонд Московской патриархии за этот период увеличились в 10 раз. Как и предсказывала владыке Максиму монахиня Манефа, Указом Святейшего Патриарха Пимена от 29 июля 1986 года он был назначен Архиепископом Тульским и Белевским. А 19 августа 1986 года владыка Максим простился со своей паствой. Многие из верующих плакали, благодарили его за труды, коленопреклоненно испрашивали прощения, а также благословения и его святых молитв. Служение святителя-исповедника Максима в Туле Архиепископ Максим прибыл в Тулу 23 августа 1986 года. «Тульская епархия - близко к Москве, престижная, но церковная жизнь (в то время — Н.Л.) оставляла желать лучшего» — писала в дневнике игумения Евгения. В первые же дни своего пребывания владыка посетил все храмы Тулы, Белева и пригорода. Служил, проповедовал. Посетил и могилки старцев в Оптиной Пустыни. Ознакомился с епархиальными делами, которые оказались не на высоте. Архиепископу пришлось наводить порядок во всем, предъявлять требования, налаживать финансовую деятельность епархии, т. к. остались большие долги Патриархии и проч. Это вызвало непонимание со стороны подчиненных и даже противление. Как отголосок был и такой случай. В храме Ясной Поляны надо было произвести реставрацию. Владыка созвонился с художниками из Софрино и ему сказали, что приедет Александр Вахромеев — племянник митрополита Филарета. Его владыка хорошо знал, он писал и привозил икону Сибирских Святых в Тобольск. Было оговорено и время приезда. Однако раньше этого времени в Светлую пятницу 1987 года раздался телефонный звонок, что прибыл художник Саша Вахромеев с передачей для владыки от митрополита Филарета. Когда «художник» позвонил у калитки, встречающие его поняли, что это другой человек. Старались преградить ему путь, но он оттолкнул сестру, ворвался в келью владыки и наставив на него пистолет сказал: «Я послан Вас убить». Архиепископ перекрестился и спокойно спросил: «Чем я пред Вами провинился?». «Саша» ответил: «Сами все знаете. Если я этого не исполню, меня уберут пославшие». Вместе с тем «Саша» медлил с исполнением угрозы. Владыка молился. Это продолжалось минут 15. Работница епархии позвала своего соседа — работника силовых органов и когда тот пришел «Саша» выбежал на улицу, где его ожидало такси. Номер автомобиля запомнили и позвонили в милицию, но в ответ услышали: «Что там еще попов разбирать». Тогда владыка позвонил в Москву и поехал в храм служить литургию. Из Москвы позвонили в канцелярию и сообщили, что «Саша» задержан. Состоялся суд, который признал «Сашу» психически больным и невменяемым, его не осудили даже на принудительное лечение (как это обычно делается) и отпустили «с миром».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

Чудеса Архиепископа Максима, совершенные им после праведной кончины(5) Посмертное завещание сестрам Свято-Никольского женского монастыря Владыки Максима, данное через игумению Евгению в сонных видениях: - Со страхом Божиим жить в монастыре, иметь любовь между собою, и Бог мира и любви да будет всегда с вами. - Освятить Престол левого придела Никольского собора в честь Царственных мучеников и в день их мученической кончины (4/17 июля), в среду, служить соборное акафистное пение, призывая всех приходящих в обитель приносить покаяние. - В сороковой день своей кончины Владыка поделился с сестрами, что увидел всех своих предшественников - Могилевских иерархов (их 39), и попросил, чтобы на литии поминали и иерархов Могилевских в дни их кончины. - В 2004 г. под четверг, когда служится у нас соборный акафист святителю Николаю, Владыка наказал сестрам поставить свечи в дикирий и трикирий (светильники на две и три свечи - принадлежности архиерейского богослужения) и выносить при чтении акафиста святителю Николаю, чтобы он благословял их. - 19.12.2002 г. в день святителя Николая в связи со скорбью сестер монастыря по поводу того, что власти противились строительству храма новомученикам и исповедникам Христовым в парке им. Горького, Владыка Максим сказал: " Не плачьте, сестры. Скорее кончайте левый придел собора и освятите Престол в честь святых Царственных мучеников... " . Для этого придела Владыка повелел взять все необходимое, заготовленное им для храма святых Царственных мучеников. " Документы на эти предметы лежат у меня в паспорте. Храм Царственным мученикам, несмотря на долгие препятствия, будет построен! " , - сказал далее Владыка. Документы эти нашли только с помощью протоиерея Геннадия в сейфе. Протоиерей Николай К.: - Владыка Максим несколько раз являлся мне во сне - давал наставления, советы и однажды подсказал, как снять сильное обострение хронической болезни, которое могло окончиться помещением в больницу, а то и операцией. Иерей N.: - Владыка Максим во сне вразумил меня: " Вот, бороду отпустил, а ничему так и не научился " .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Одним словом, в духовном возрождении некогда православного народа России, русского зарубежья, Беларуси, насильно оторванного от Бога и своей христианской веры. Владыка Максим почитал Святых Царственных мучеников задолго до их канонизации. Накануне своей кончины он заложил основы строительства храма Святых Царственных Страстотерпцев и всех Новомучеников XX века в Могилеве. Еще 24.07.2001 г. в пос. Лесное он представил план и макет храма-памятника Президенту страны Лукашенко А.Г., который одобрил это строительство и обещал свою финансовую помощь. Царские храмы, возведенные на Руси, – акт покаяния нашего народа перед царственными мучениками. В Могилеве такой храм был жизненно необходим, так как в нашем городе располагалась Ставка, которую с августа 1915 по март 1917 года возглавлял Государь Император Николай II в должности Верховного Главнокомандующего. Из Могилева началось и восхождение Царя-мученика и его семьи на Их голгофу. Владыка Максим купил для Царского храма на свои личные средства все необходимое и «держал под контролем» его строительство даже после своей праведной кончины. 19.12.2002 года в день Святителя Николая игумения Евгения (Волощук), ожидая начала полунощницы в кресле задремала и ясно услышала голос владыки Максима: «Не плачьте сестры. Скорее кончайте левый придел собора и освятите Престол в честь Святых Царственных Мучеников… Храм Царственным Мученикам, несмотря на долгие препятствия, будет построен!». Архиепископ Максим был исповедником Православия подобно своему небесному покровителю Максиму Исповеднику, которого очень почитал. Он стойко и мужественно защищал на протяжении всего срока своего священнического и архиерейского служения православную веру от нападок безбожников и еретиков. Как известно, т. н. советская власть под руководством КПСС провозглашала своей целью строительство рая на земле (коммунизма), но превратила жизнь народов России в настоящий ад. Будущий святитель хорошо знал истинную сущность этой власти и творцов государственного переворота 1917 года.

http://ruskline.ru/opp/2022/02/26/arhiep...

В Белоруссии Владыка Максим прослужил в общей сложности около двадцати лет, из них в Могилеве - тринадцать. За двадцать семь лет архиерейского служения он дважды был членом Священного Синода РПЦ - в 1985 и 1995 г.г., участвовал в Поместных Соборах 1971 и 1988 гг. Один протоиерей, приближенный к синодальным кругам, рассказывал, что по мнению одного из членов Священного Синода архиепископ Максим по своим заслугам достоин был звания митрополита, но не стал им потому, что " не умел ладить с начальством " . Крест на могилке владыки Максима В 2002 г. Владыка последнюю службу отслужил в монастыре 24 февраля, а 26 февраля, в день преставления святителя Георгия (Конисского) не мог служить и молился в келлии святителю Георгию. Предчувствуя свою кончину, он исповедовался и причастился. Вечером Владыку увезли в больницу, где он после 12 ночи отошел ко Господу. Прах Владыки Максима покоится на территории Свято-Никольского монастыря у алтарной части собора, восстановленного его попечением. Приходящие в монастырь богомольцы спешат на могилку архиепископа Максима, где на Кресте с распятием Христовым начертано завещание Владыки: " Паства моя, храни веру православную " . Ежедневно, когда положено по Уставу, поётся по Владыке лития. Как известно, в Православной Церкви имеет место традиция захоронения в храмах настоятелей и архиереев. В 2003 году духовенство епархии, сестры монастыря и посещающие обитель богомольцы обратились к митрополиту Филарету с просьбой перенести гроб Владыки Максима в Собор Свято-Никольского монастыря, но вопрос этот тогда не был решен. Паства архиепископа Максима надеется, что к десятой годовщине его праведной кончины священноначалие уважит ее упования. Воспоминания об Архиепископе Максиме Архиепископ Орловский и Ливенский ПАИСИЙ (из письма к игумении Евгении на кончину Владыки в 2002 г.): - Таких, как был Владыка Максим, мало. Я его знал еще со скамьи семинарской. Он был добрейшей души человеком, глубоковерующим, любвеобильным ко всем воспитанникам семинарии и студентам академии. Его все любили, и он всем помогал, чем мог.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

А 19 декабря 1993 года в Бресте было совершено еще одно покушение на жизнь архиепископа Максима путем отравления. Владыка три месяца болел, жаловался на головную боль, первое время не мог ни есть, ни пить, ни говорить, так как были поражены голосовые связки, а главное, не мог служить. В газете " Ратушь " вскоре после отравления появилась статья: " Святое место будет скоро пусто " (приводится по жизнеописанию архиепископа Максима, готовившемуся к изданию игуменией Евгенией). В 2000 году РПЦ канонизировала святых Царственных мучеников-страстотерпцев в сонме священномучеников, мучеников и исповедников российских, в том числе священномучеников Павлина (Крошечкина) и Иоасафа (Жевахова) Могилевских. Во многом благодаря трудам Владыки Максима сегодня у православных есть Собор могилевских святых. Владыка составил также список на 37 священнослужителей, в том числе священномучеников, запросил справки с разных мест Сибири о реабилитации священномучеников и передал документы в канонизационную комиссию. Со смертью Владыки дело приостановилось. Почему архиепископ Максим, где бы ни служил - в Сибири, в Туле, в Могилеве - уделял такое большое значение канонизации святых? Согласно учению Церкви, канонизация есть лишь подтверждение того, что давно свершилось на небесах. Она нужна не святому, а народу Божию. Канонизация, по мнению священника Константина Пархоменко, клирика Санкт-Петербургской епархии, - это своего рода подтверждение, что путь жизни данного святого - верный путь. Святых канонизируют не для того, чтобы что-то прибавить в их небесном статусе, это не некая церковная награда. От Бога они получили уже все. Святых канонизируют как образец для подражания христианам и для помощи им Свыше, от Церкви Небесной. Владыка не боялся выражать свое мнение по ряду важных церковных вопросов, даже если оно не совпадало с мнением руководства Церкви. Вместе с церковным народом он признал святость Царя-мученика Николая II задолго до его канонизации. Мы помним, сколько было противников этой канонизации, как среди представителей высшего руководства бывшего Союза, так и среди священноначалия. Владыка Максим дважды благословил торжественную встречу в епархии чудотворной мироточивой иконы Царя-мученика.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Николай Л., врач: - В 2010 году я готовил доклад на духовно-образовательных чтениях и обратился с молитвой к Божией Матери перед ее чудотворной иконой " Прибавление ума " с прошением о помощи в моих трудах. Вскоре во сне слышу голос Владыки Максима: " Посмотрите учение Святых Отцов о совести " . Заключительный раздел доклада был назван: " Слушать голос совести - залог психического здоровья " . Десять лет пролетели незаметно. Наш дорогой Владыка Максим все эти десять лет со своего надгробного Креста непрестанно призывает свою паству хранить веру православную. Это духовное завещание архиепископа Максима мы, православные христиане Могилевщины, должны исполнить. Именно для того, чтобы у нас хватило сил сохранить православную веру в эти нелегкие, последние времена, Бог нам послал в помощь Собор могилевских святых, прославленных и собранных многими трудами Владыки Максима. Будем обращаться к ним с верой и надеждой и с любовью поминать в личных и церковных молитвах нашего дорогого Владыку Максима. Вечная ему память! Николай ЛАЙША Сноски (1) Желающие ознакомиться с полным описанием жизни Архиепископа Максима могут найти в сети Интернет статью Игумении Евгении " Добрый пастырь " опубликованную в газете " Русский Вестник " 15 от 20.07.2007г. (по которой и приводится здесь биография Владыки в сильном сокращении). (2) Когда началась Великая Отечественная война, Митрополит Илия ушел в затвор в каменном подземелье, не ел, не пил, не спал и молился Божией Матери, вопрошая открыть, чем можно помочь России. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила: " Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить... Если все, что определено, не будет выполнено Россия погибнет " . Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что услышал. Сталин приказал исполнить все повеленное. (3) Преподобный Максим (VII в.) за непреклонность в исповедании веры и несогласие принять ложную веру властьимущих еретиков претерпел страшные мучения - вначале ему отрезали язык, затем правую руку и отправили в изгнание.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Трудами архиепископа Максима начался новый этап почитания священномученика Сильвестра. Владыка Максим собрал фотопортреты всех Омских архиереев, управлявших епархией с момента её учреждения и эта фото галерея была размещена в бывшем здании епархиального управления. В Омской епархии, подвизались в то время подвижники благочестия юродивые Геннадий из Тары и монахиня Манефа, ссыльная. Своими молитвами они много помогали владыке Максиму. Мать Манефа приходила предупредить Владыку при надвигающейся беде. Однажды во время торжеств в Тобольске на крестном ходе она, глядя на него говорила: «Видите, у владыки сияет крест на клобуке?». Слышавшие эти слова и ничего не видевшие люди недоумевали, а когда возвратились в Омск, там лежала телеграмма Святейшего Патриарха Пимена от 7 сентября 1984 года о награждении владыки саном Архиепископа с правом ношения креста на клобуке. Значит, мать Манефа увидела это духовными очами. Матушка Манефа после прославления Собора Сибирских святых предсказала владыке предстоящий перевод в Тулу: «Святитель Иоанн и все наши святые, Вами прославленные, светят Вам путь в Московские края». В основательной статье доктора исторических наук Воробьевой Н.В. «Омская и тюменская епархия при архиепископе Максиме (Крохе)» http://www.elibrary.ru/item.asp?id=46709805 ( сведения из которой приводится в этой статье) на основании архивных документов реконструируется епархиальная история в Омской и Тюменской епархии, при его управлении. Наталия Владимировна пишет, что при владыке Максиме произошло значительное увеличение образованности духовенства епархии, выросло число православных приходов, были произведены реконструкции соборов и храмов. Был открыт архиерейский дом в Тюмени, капитально отремонтирован и получил статус памятника архитектуры Крестовоздвиженский кафедральный собор в г. Омске, сделаны пристройки к Свято-Никольской церкви, отреставрирован Софийско-Успенский собор в Тобольске, под видом ремонта построены новые храмы в г. Исилькуль и Тюкалинск Омской области. Архиепископ Максим составил патерик Сибирских святых, по благословению Патриарха установил празднование Собору Сибирских святых (10/23 июня) составил службы Московскому митр. свт. Иннокентию (Вениаминову) и Собору Сибирских святых. Число прихожан, количество крещений, отпеваний и доходов Русской Православной Церкви увеличилось почти втрое в сравнении с началом 1970-х гг.: На 1 июня 1985 г. в Омской епархии действовали 13 храмов (из них 3 собора), были зарегистрированы 21 священник и 3 диакона.

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010