Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Епископат (см. также по периодам) ИННОКЕНТИЙ (Пустынский Александр Дмитриевич; 1869 - 1937), архиеп. бывш. Туркестанский и Ташкентский, обновленческий «митрополит» Архангельский и Холмогорский, духовный писатель, историк Церкви ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАКИМ Корсунянин († 1030), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), 1-й еп. Новгородский ИОАНН (Рощин Георгий Евгеньевич; род. 22 окт. 1974 г., Москва), еп. Наро-Фоминский, викарий Московской епархии, управляющий патриаршими приходами в США ИОАНН (Илия; † 1186), свт. (пам. 7 сент., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в соборе Новгородских святых), архиеп. Новгородский ИОАНН († после 1214), еп. Ростовский, Суздальский и Владимирский, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ИОАНН (Максимович Иван; 1651-1715), митр. Тобольский и всея Сибири, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 20 сент.- в Соборе Брянских святых) ИОАНН (Максимович Михаил Борисович; 1896-1966), архиеп. Западноамериканский и Сан-Францисский, Шанхайский Русской Православной Церкви за границей, свт. (пам. 19 июня и 29 сент.) ИОАНН (Поммер Янис Андреевич; 1876-1934), архиеп. Рижский и всея Латвии, сщмч. (пам. 29 сент., в Соборе Белорусских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Троянский Иван Ефимович; 1862-1937), еп. Осташковский, сщмч. (пам. 22 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН (Вендланд Константин Николаевич; 1909-1989), митр. Ярославский и Ростовский, духовный писатель, богослов, ученый-геолог

http://pravenc.ru/rubrics/121666_15.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Не будучи поклонником городской жизни, Эрнест подолгу жил в лесах и прериях. Написал около 40 книг, главным… далее» (род. 1951 г.) — Дэвид Амонд — современный английский писатель. Его повесть с загадочным названием «Скеллиг» была удостоена медали Карнеги и премии Уитбреда за лучшую детскую… далее» Род в 1927 г. , дер. Ахна, Кипр, видный совр. греч. богослов, проповедник и публицист. В 1953 г. окончил Богословский фак-т Афинского ун-та. Член Православного миссионерско-монашеского… далее» (в миру Александр Иванович Путилов; 1795 — 1865) — оптинский старец, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря, один из основателей Предтечева скита при Оптиной пустыни, чьим начальником он… далее» (1876 — 1945 гг., в миру — Вениамин Сергеевич Преображенский). Педагог, по обету (после, того как чуть не утоп) принял монашество. Вёл подвижническую жизнь, активно проповедовал… далее» В миру Иван Попов-Вениаминов. Родился в 1797 году в Анчинском селе Иркутской губернии (в Сибири). Еще в детстве лишившись отца, он рос под особым попечением Божиим…. далее» (в миру Иоанн Максимович Максимович; 16511715 гг.) — один из особо почитаемых сибирских святых, известный своей миссионерской и богословской деятельностью. Основатель Черниговского коллегиума —… далее» (ум. ок. 1055 г.) — первый предстоятель Русской Церкви русского происхождения. Автор «Слова о законе и благодати» — одного из лучших произведений средневековой Руси.

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

По Чугуевской переписи 1710 года оказывается в Чугуеве «крещённых Калмыков» 47 семей, а по переписи 1712 года 50 семей и в них мужеска пола 119, женска 168 душ. Все они называются Христианскими именами: «Мурза Данило, Васильев сын, Бухарин 50 лет; у него жена Настасия, Максимова дочь, 40; дети: Иван 3, Василиса 2, сын Потап после переписи 1710 года умре. Да у него же, Данилы, поляк Иван Иванов 20, да мать Матрона 60». Несколько латышей и поляков и один швед, вероятно уведённые во время войны, показаны и в других семьях. Несколько начальников семей называются Хариными, Кобиными, один Батыр, другой Киргис; иные – Тума, Зеньгор, Чегодай. С 1715 года по 1735-й команда калмыков увеличивалась 150-ю семействами крещёнными и некрещеными. При водворении на участки земли оказалось возможным увеличить, и увеличено число калмыков чугуевских ещё 15-ю семействами. По табели генерал-фельдмаршала Миниха, после Турецкой войны в 1740 году, в двух калмыцких ротах состояло мурза 1 ротмистр 1 хорунжих 2 есаулов 2 капралов 8 рядовых 200 – И того 214 человек. В 1788 году учреждён новыё штат корпусу передовой стражи Екатеринославского пехотного полка, по которому полагалось в 8-ми Калмыцких сотнях: сотников 8 поручиков 8 хорунжих 6 урядников 32 калмыков 960 И того 1014 человек Нет сомнения, что некрещеные калмыки, поселившиеся в Чугуеве вместе с крещёнными, уже по одному подражанию единоплеменным, особенно же при лёгких побуждениях со стороны Чугуевского начальства, принимали крещение в Чугуеве. Доказательством этому служит указ канцелярии Сената в 19-й день июня 1716 года, последовавший в Воронежскую губернскую канцелярию, тайному советнику генерал-губернатору и кавалеру Апраксину: «пришедших от Аюки-Хана Калмыков Сермени Мергени с товарищами 21 человек, с жёнами и детьми, с Дону в Чугуев, здесь, по желанию их, в христианскую веру крестить и написать с тамошними новокрещёнными Калмыками в службу и жалованье им давать против тех же; для того, чтобы они не могли, крещение принять, паки к Аюк-Хану и на Кубань уйти» и прочее. Указом Сенатским, 14 января 1717 года, повелено: «также и на Дон пришедших 25 кибиток – мурзу с товарищами отослать для крещения и житья в Чугуев». Сенатским же указом 27 октября 1725 года повелено: «Калмыков, которые волею своею приезжают на Дон и о крещении в Христианскую Православную веру просить будут, тех принимать и, по крещении, на службу в Чугуев определять».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

ок. 1714–1715). Семейные предания о Т. С. и А. И. Гоголь-Яновских см. в „Материалах“ Шенрока, I, стр. 38, 101; ср. О. В. Головня, стр. 35–37; В. Чаговец, Семейная хроника Гоголя, „Памяти Гоголя“, отд. III, стр. 25–26. —  Гапа — Агафья Семеновна Власенкова, крепостная крестьянка из Васильевки, няня Н. В. Гоголя и его сестер. —  Сестрицы — Марья (1811–1844) и Анна. Эту Анну, умершую трех лет, не надо смешивать с родившейся позже Анной Васильевной Гоголь (1821–1893). 3. В. А. и М. И. ГОГОЛЯМ. Впервые напечатано в „Сочинениях и письмах“, V, стр. 3–4. Письмо не датировано. Дата определяется по тем же соображениям, что и даты писем и 2, однако письмо написано позднее двух предыдущих — за неделю до начала занятий в Полтавской гимназии, т. е. ранней осенью 1820 г. —  Иван Алексеевич в приписке на копии ЛБ раскрыт как полтавский прокурор Горбовский. Вероятно, это тот Горбовский, в семье которого во второй половине 1830-х годов жила сестра Гоголя, Ольга Васильевна, обучаясь с его дочерьми французскому языку и музыке (О. В. Головня, стр. 11). —  Иван Дмитриевич — по заметке на той же копии — Тишевский, знакомый родителей Гоголя. — О Гавриле Максимовиче — сведений нет. 4. В. Д. и М. И. ГОГОЛЯМ. Впервые напечатано в „Русской Мысли“ 1911, стр. 176. Письмо Гоголя от 10 июня написано в то время, когда он готовился к экзаменам для поступления в Гимназию высших наук. Экзамены начались 20 июня и окончились 28-го. После экзаменов Гоголь был зачислен во 2-е отделение (Лавровский, стр. 52). —  Егор Иванович — Зельднер, надзиратель и преподаватель немецкого языка в Гимназии высших наук, с осени 1820 года. Зельднер брал к себе на житье вольноприходящих учеников Гимназии. В Гимназии Зельднер не пользовался уважением учащихся и служил мишенью для их насмешек и шутливых песенок, в которых принимали участие Гоголь, Данилевский и др. („Гоголевский сборник“, Киев, 1902, стр. 353). —  Федор Иванович Чекиев — с 1820 г. преподаватель русского языка в Гимназии высших наук. В момент поступления Гоголя в нежинскую Гимназию, Чекиев исполнял должность инспектора; после смерти директора Кукольника (6 февраля 1821 г.) и до вступления в должность нового директора И.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Из всего изложенного я позволю себе сделать следующие выводы: 1) Мы не имеем ни одного современного русского свидетельства о существовании в XVI в. царской библиотеки, состоявшей из громадного количества иноязычных рукописей (греческих, латинских и еврейских). 2) Свидетельство хроники Ниенштедта по многим причинам весьма сомнительно и не может быть принято. 3) Список проф. Дабелова – поддельный. 4) У царя Ивана IV была библиотека, состоявшая из русских, литовских, польских и 1 немецкой книг и рукописей, в коей могло быть (прямых указаний на это нет) и несколько греческих рукописей, но 600 греческих, латинских и еврейских рукописей в ней не было, и 5) в московском Кремле под землей никакой библиотеки царской нет. 483 А. И. Соболевский говорит, что «до нас не дошло не только описи (царской библиотеки), но и вообще никаких данных, кроне упоминаний документов о поднесениях да о выдаче жалования и наград писцам ииллюстраторам». Новое Время 1894 г. 14 апреля, 6511. 487 См. Отечественныя Записки 1854 г., декабрь, стр. 123–124. Псалтырь, по которой учился царевич Алексей Михаилович, указывается в ризнице Звенигородского Саввы-Сторожевского монастыря. См. у В. С. Иконникова в Опыте русской историографии, т. I, стр. 626. 488 А. М. И. Д. Приказные дела 1674 года (к. 491. Выписки о выдаче переплетчику Ягану Энкузу за материалы и за переплет книг денег). Между прочим, в этом же деле читаем: великий государь указал переводить с польского на словоенский книгу Великое зерцало. 5 ноября 1675 (184) года велено дать 100 свечь пяти человекам переводчикам, которые переводят книгу «зверцадло»: Семену Лаврецкому, Григ. Келчицкому, Ив. Гуданскому, Гавриле Дорофеевиичу и Ив. Васютинскому. Ср. Иконников В. Опыт русской историографии т. I, стр. 204. 491 А. М. И. Д. Приказные дела 1674 г. (к. 491. Выписка о выдаче переплетчику Яг. Энкузу денег); 1675 г. января 12 (Дело по челобитью Ив. Максимова...); 1685 г. сентября 25 и декабря 7 (о выдаче золотописцам денег); 1687 г. сентября 21 (о выдаче Карпу Золотареву денег); 1690 г. июля 17 (память о посланных в Посольский приказ 82 фряжских листах); 1692 г. октября 14 (выписка о покупке в книжном ряду книг); 1692 г. октября 16 (счетный список подячего Степана Волкова) и 1698 г. августа 23 (рапорт Ем. Украинцова о покупке псалтыри). При Петре I царевен учат уже французскому языку. Учитель их француз Рамбур в 1717 г. писал, что он начал их учить 2 июля 1715 г. и учит их читать и писать уже 19 месяцев. Ibid. Дела о выездах 1717 г., д. 3. Об учебных книгах царевичей см. в Отечеств. Записках, 1854 г., декабрь, статья И. Е. Забелина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Весною 1715 г. Филофей Лещинский предпринял пятое миссионерское путешествие и направил свой путь к вогулам кондинским, остававшимся еще в язычестве. По прибытии в нахрачевские чумы, миссионеры увидели много собравшихся вогулов во главе со своим шаманом Нахрачею. Вогулы, приготовленные им, с ожесточением встретили миссионерское судно и закричали: «Знаем, что ты пришел отвратить нас от древней веры; напрасно трудишься, ни над одним из нас не дадим совершить крещения». Но и здесь миссионерский такт Филофея взял верх над язычниками, и проповедь евангелия восторжествовала над ними. Один из старшин, по имени Посижух, несколько дней внимательно слушавший слово Божие, первый изъявил желание креститься. Пример подействовал и на других. В конце концов и Нахрача, повинуясь общему течению, крестился вместе со своим сыном. На пути сюда миссионеры еще имели некоторый успех: они обратили в христианство нескольких язычников вогулов. Но достигнув сатыгинских чумов, миссия увидела до 600 вооруженных вогулов во главе со своим князем. Кротко приветствовав князька и все собрание неустрашимый Филофей объявил им, что он исполняет волю Государя, который желает, чтобы все подданные его исповедовали истинную христианскую веру. Язычники и здесь очень долго не соглашались оставить свою веру, но, наконец, после долгих увещаний и колебаний, все они приняли крещение. Миссионеры от радости при победе воспели благодарственную песнь Богу и заложили в сатыгинских чумах храм во имя Сретения Господня. В начале июня 1715 г. Филофей возвратился в Тобольск. Тогда же скончался и Тобольский митрополит Иоанн Максимович , после которого тобольская паства снова вверена была для управления Филофею Лещинскому (1715–1720 гг.). Вступив вторично в управление тобольскою паствою, ревностный и неутомимо-деятельный Филофей не оставил и теперь своих забот об инородцах язычниках и новокрещенных и по-прежнему оставался во главе миссионерского дела. Он определил особых миссионеров для обращения инородцев западной Сибири и в то же время сам предпринимал поездки по своей епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Бегство Варлаама из Иркутска совпало со временем принятия схимы м. Филофеем и отречения его от управления епархией на правах самостоятельного архиерея. Местоблюститель патриаршего престола м. Стефан Яворский пытался возвратить Варлаама в Иркутск, но тот стал просить себе «определения», т. е. настоящего архиерейского оклада, как получали другие, а вместе с этим, вероятно, просил самостоятельности. Дело доходило до вновь учрежденного Сената, однако Варлаам остался при своем и не поехал в Иркутск. Не помогло делу прибытие в Москву назначенного на место м. Филофея черниговского архиеписк. Иоанна Максимовича . М. Стефан хотел воспользоваться этим прибытием, чтобы отправить Варлаама вместе с м. Иоанном в Сибирь. Но между ними произошло разногласие. М. Иоанн требовал, чтобы Варлаам жил не в Иркутске, а в Тобольске и таким образом, не только не хотел дать своему викарию самостоятельности, но требовал, наоборот, полного себе подчинения. Варлаам, конечно, не согласился. Местоблюститель жаловался самому Петру I, но и это не помогло. Петр только не согласился Варлаама сразу назначить в Тверь на место умершего архиеписк. Каллиста. Варлаам остался жить в Москве, будучи членом «Освященного собора» и считаясь «не настоящим» иркутским епископом впредь до назначения в 1714 году на Тверскую кафедру. 463 У м. Иоанна Максимовича достало сил прожить в Сибири только три года (11 марта 1712 г. – †10 июля 1715 г.). По смерти его долго не могли найти заместителя, который согласился бы ехать в Сибирь. 29 ноября 1715 г. определено перевести туда Псковского митрополита Иосифа (Римского-Корсакова), но он предпочел, вместо поездки в Тобольск, «самоизвольно» уехать из Москвы в Серпуховский Высоцкий монастырь. Не помогла делу царская грамота, посланная м. Иосифу 25 марта 1717 г. в монастырь. Он еще раньше грамоты послал на имя государя челобитье, с просьбой не посылать его в Сибирь, а м. Стефану в особом письме описал свои несносные болезни в ногах и груди, которые мешали ему быть не только во властях, но и в простых монахах. М. Иосиф вскоре умер, 22 июня 1717 г. Мы не сомневаемся, что назначение его в Сибирь усилило болезни владыки и ускорило его жизненную развязку.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В 1709 году, тяжело заболев, митрополит Филофей принял схиму с именем Феодор и удалился в обновлённый им Тюменский Троицкий монастырь. «Известно тебе буди, – писал он монаху Иоасафу, строителю Усть-Киренского Троицкого монастыря, – что аз по воли Божии, оставя архиерейство, восприях схиму и хощу быти на обещании в Киево-Печерском монастырей. Однако до приезда в Тобольск своего преемника, то есть до середины 1711 года, он продолжал управлять епархией. А с прибытием на кафедру святителя Иоанна (Максимовича ; † 1715, память 10/23 июня), Промысл Божий уготовал схимитрополиту Феодору иной путь: Господь возбудил в нём «древнее его желание – идти с проповедью Евангелия к сибирским народам». Почувствовав себя лучше, он изложил митрополиту Иоанну своё намерение «распространять Православие обращением остяцких народов, в идолопоклонстве заблудившихся». За годы благодатного святительства в Тобольске святого Иоанна (Максимовича) схимитрополит Феодор предпринял шесть благовестнических путешествий по северо-западным районам Сибири и привёл к Церкви тысячи язычников и магометан. Свидетель его славных трудов, воспитанник Киево-Могилянской академии Григорий Новицкий, постоянно сопутствовал великому подвижнику и записывал свои наблюдения. «Удивлению достойная воспомянух ихже и самовидец бых», – пишет Г. Новицкий в предисловии к своему труду. Главной темой «Краткого описания о народе остяцком...» является история обращения этого народа в христианскую веру. Схимитрополита Феодора автор «Описания» называет проповедником, учителем и трудолюбцем. 60-летний подвижник зимой и летом отправлялся по рекам со словом благовестия к сибирским народам и, укрепляемый Божественною благодатью, превозмогал умножаемые старостью труды и болезни. Добрым словом вразумления он отвращал язычников от почитания кумиров. Возмущения язычников он укрощал «тишайшеми словесы», и ежедневная терпеливая проповедь ревностного митрополита смягчала их сердца. В начале 1715 года митрополит Филофей получает новый указ Петра 1 (от 6 декабря 1714 года), в котором ему предписывается «ехать во всю землю Вогульскую и Остяцкую и во все уезды и в татары, и в тунгусы, и в якуты» и всех иноземцев «Божией помощью и своими трудами приводить в христианскую веру». Апостольской ревностью схимника-митрополита множество язычников и магометан было обращено в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Царь Петр Великий, желая более и более распространять просвещение святой веры между языческими инородцами Сибири, не находил более к тому способного архипастыря как только Архиепископа Черниговского Иоанна Максимовича, и в следствие этого 1712 года в марте месяце по указу Царского Величества Черниговской Епархии Боголюбивый архиепископ Иоанн Максимович переведен на престол Сибирской митрополии. Сибирской паствой состарившийся святитель-подвижник управлял около трех лет и скончался 10-го Июня 1715 года. Погребен в Тобольском кафедральном соборе Софии, Премудрости Божьей. Из младших братьев блаженного Иоанна Максимовича встречаются в Истории: а)  Феодор Максимович , Командир Стародубского полка, он во время путешествия в 1744 году Императрицы Елисаветы Петровны в Киев, имел счастье проводить Ее Величество с полком своим от Тулиголова до Кролевца, затем до Алтыновки, а отсюда до переправы через реку Сейм перед Батурином. Далее проводил полк Прилуцкий с полковником Григорием Галаганом и так далее сменялись полки Полтавский, Черниговский, Нежинский, Лубенский, Миргородский, Киевский, Переяславский и Гадяцкий, каждый полк в составе 500 человек, под командой своего командира. (Календ. на 1888 год Черн. губерн. стр. 162-я). б) По духовному ведомству Тимофей Максимович , бывший три года наставником Черниговского Коллегиума и десять лет кафедральным писарем, наконец с 20 июня 1727 года Елецким Архимандритом. (Описание Черн. Епархии, том III, стр. 24-я). И. А. Максимович 1-го Мая 1888 года. Местечко Монастырище Черниговской губернии. Книга Первая. Познание воли Божьей I. Сообразование с Божественной волей Начало всего учения Начало всего учения, преданного нам Господом нашим Иисусом Христом, состоит в том, чтобы мы во всех делах и своих словах сообразовались с Божественной волей. Спаситель наш учил нас этому во всю Свою земную жизнь — словами и делами, прямыми речами и притчами, наконец, в Себе самом оставил нам образ жизни христианской, чтобы мы по мере сил следовали за Ним. Для изъяснения этого учения приводим два основания:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010