В посланиях – тот же образ представления о Христе, как о Слове жизни, иже бе у Отца и явися нам, как о пришедшем во плоти и давшем нам свет и разум, к вводящем покорных в общение с Отцом. В таких же чертах изображается Христос и в Апокалипсисе. Нарицается имя Его Слово Божие (19:13). Аз есмь Алфа и Омега, начаток и конец, первый и поседний (21:6), – глаголет Он. И видех, – говорит тайнозритель, – и се, посреде престола... Агнец стоящ, яко заколен (5:6). И всяко создание, еже есть на небеси, и на земли, и под землею, и на мори яже суть, и сущая в них, вся слешах глаголющая: Сидящему на престоле и Агнцу благословение, и честь, и слава, и держава во веки веков (13). И град, – сказано о горнем Иерусалиме, – не требуете солнца и луны, да светят в нем, слава бо Божия просвети его и светильник его Агнец (21:23). Аз есмь... звезда светлая и денница (22:16), – говорит Господь. Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих и сидох со Отцем Моим на престоле Его (3:20) 4508 . Итак, в Апокалипсисе только отчасти образно, но в существе дела – то же самое выспренсозерцательное воззрение на Господа, как и в других писаниях возлюбленного ученика Христова, Св. апостола и ев. Иоанна Богослова. Далее, как в Евангелии, так и в посланиях Иоанновых все и дольнее рассматривается обыкновенно по отношению к горнему, к самому Богу-Отцу и Сыну, a потому и на земле представляются две таинственные области: одна, – в благодатном общении со Христом и в Нем с Отцом Небесным, сущая не от мира сего и победоносная над миром, а другая – под влиянием врага Божия – дьявола, мир весь во зле лежащий, насколько он есть область греха. Через все продолжение и Апокалипсиса пред- —36— ставляется зрелище именно этих двух областей: одной – такой, в которой находятся запечатленные именем Отца Небесного, по которой поборает Агнец – Слово Божие с небесными силами, и другой – такой, где действует древний змий со зверями, облекаемыми его властью, зрелище борьбы этих двух областей и торжества горней области над боговраждебностью другой.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В среде апостолов был тот, кто предал Божественного учителя, не подобное ли совершилось предстоятелем русской Православной Церкви при совместной молитве в католическом соборе? Совместная молитва с еретиками католиками – это глумление над памятью тех православных жителей юго-западной Руси и в смутное время Московской Руси, которые были замучены католиками, отказавшись предать истину и вступить в единство с ересью, отец которой дьявол. Публичная совместная молитва с еретиками – это осквернение памяти Святых, которые обличали папизм как ересь. Святые отцы вели постоянную войну за чистоту Православия, проливая кровь и претерпевая мученическую кончину, например, преподобномученик Афанасий Брестский и другие. Последовательные шаги, направленные на достижение новой унии с католицизмом, вносят великий соблазн и смущение в среду верующих и раскалывают Церковь. " А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный " . (Матф.18:6-8) " Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией " . (1Кор.10:31,32) Призываем епископат не молчать о происходящих отступлениях от чистоты Православной веры, ибо по слову преп. Максима Исповедника – " Молчать об истине все то же, что отвергать ее " . Мы архиереи, будучи приемниками апостолов, по голосу архипастырской совести и по долгу архипастырской присяги, обязаны обратиться к Вам, Ваше Святейшество, чтобы Господь не осудил нас за малодушие и молчание. Ваше Святейшество, как же может Ангел, первосвятитель Русской Православной Церкви после такого публичного отступления от церковных канонов и правил быть верным хранителем православного вероучения? Подобные неканонические действия со стороны епископа могут лишить его благодати Святаго Духа.

http://religare.ru/2_47989.html

В таком случае творческая деятельность человека обусловлена грехопадением Адама. Не преступи заповедь Адам, и человек не был бы созидателем ценностей. Немезий, вслед за Демокритом, учил о нужде как первопричине и созидательном начале цивилизации. Палама же прозрел большее: он в творчестве человека увидел изволение Предвечного Совета Божия, предназначение человеку быть по образу Божию, быть творцом, быть содетелем Божиим, быть выше Ангелов. Не кара за преступление, а харизма Параклита. Культура, " обработка " земли исходит не из греха Адама, а из вечного замысла о человеке. Но можно ли говорить о смысле творчества и культуры, если смысл предполагает какую-то логичность и разумность, тогда как смерть моя лично и космический пожар, смерть всего человечества и всего земного разрушают в корне всякую логику созидания здесь, на земле? Конечно, не о смысле и не о человеческой логике творчества, а просто о религиозном его оправдании зовет нас думать христиански поставленная проблема культуры и созидания. Ведь апостол так и ставит этот вопрос цивилизации пред лицом огня этого пожара. " Строит ли кто на этом основании (т.е. на Иисусе Христе) из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, - каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон " (1 Кор 3, 12-15). Строительство это, конечно, нельзя ограничивать одним узко моралистическим пониманием, то есть как строительство одних нравственно добрых дел. Это есть раскрытие всех вообще творческих дарований человека. Надо вспомнить и притчу о талантах. Строительство прп. Андрея Критского, Романа Сладкопевца, Космы Маиумского, Максима Грека и подобных не ограничивается же одними только угодными Богу делами их монашеских подвигов смирения, терпения, поста, девства и т.д. Разве написанные этими святыми мужами кондаки, каноны и толкования богословского характера не имеют той же цены, как и монашеские подвиги? Разве только подвиги молитвы и поста могут быть приравнены к золоту и серебру, которые очистятся и сохранятся в огне космического пожара, а музыкальные, поэтические и богословские творения их, подобно сену, дровам или соломе, сгорят и от них ничего, кроме кучки золы, и не останется? А рядом с этим и иконы Андрея Рублева, мозаики церквей византийских и афонских, памятники зодчества и т.п., сгорев в космическом пожаре, сгорят и на Страшном Суде, как ненужный хлам для Небесного Царства? ...Есть что-то в каждом творчестве (мысль, наука, художество), что в себе содержит семя вечности, свой " семенной логос " , роднящий его с Первоисточником Премудрости, с Предвечным Логосом.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

В христианстве разговор о любви к Богу и любви к ближнему невозможен без разговора о Боге. Согласно Новозаветному откровению, Бог является людям как Любовь. «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» (1 Ин. 4. 8). И «мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4. 16). В этом нельзя не видеть указания на то, что и в самой Божественной природе любовь есть свойство наиболее существенное, характерное и важное. Одинокая изолированная сущность может любить только саму себя: само-любовь не есть любовь. Любовь всегда предполагает существование другого. Как человек не может осознать себя личностью иначе как через общение с другими личностями, так и в Боге не может быть персонального бытия иначе как через любовь к другому персональному бытию. Поэтому Новый Завет говорит о Боге как о едином Существе в трех Лицах – Отце, Сыне и Святом Духе. Бог есть единство трех Лиц, имеющих одну и ту же Божественную природу, которая во всей полноте принадлежит каждому из Них, так что они являют собою не трех Богов, но одного, единого Бога. Бог Троица есть полнота любви, каждое Лицо-Ипостась обращено любовью к двум другим Лицам-Ипостасям. Лица в Троице осознают Себя как «Я и Ты»: «Ты, Отче во Мне, и Я в Тебе» (Ин. 17. 21), – говорит Христос Отцу. «Все, что имеет Отец, есть Мое, потому Я сказал, что (Дух) от Моего возьмет и возвестит вам», – говорит Христос о Святом Духе (Ин.16. 14). Поэтому каждая Ипостась в Троице обращена к другим Ипостасям и по словам святого Максима Исповедника, это есть «вечное движение (Троицы) в любви». Только познавая Бога как любовь, человек получает истинное познание Его бытия и других свойств Божиих. Именно любовь Божия, а не какое-либо другое свойство Божественной природы, является основным началом, главной движущей силой Промысла Божия о человечестве в деле его спасения: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3. 16).

http://pravmir.ru/otvet-predstoyatelya-r...

Весь Константинополь пришел в смятение, когда узнал историю святого Иоанна, и сочувствовал скорби его родителей. На похороны добровольного мученика у его хижины собрались толпы людей, а позднее на том месте построили церковь, где молитвами преподобного Иоанна Кущника благодать Божия совершает множество чудес. 28 января 2013 г. скрыть способы оплаты Комментарии Лариса 28 января 2021, 20:11 Преподобный Иоанн Кущник! Помоги мне, грешной Ларисе, выдержать все невзгоды и гонения. Научи терпению. Помолись о здравии и жизнеустроении моей семьи. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Благодарю. Надежда 27 января 2020, 13:18 Завтра 28 января, у моего духовного отца, батюшки, протоиерея Иоанна день Ангела. Он в больнице Сергиева Посада. Люди добрые, помолитесь о его здравии. Батюшка, Иоанн Кущник, моли Бога о Протоиерее Иоанне. Татиана 1 апреля 2019, 07:05 14Душевный человек не принимает того, что " от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно. 15Но духовный судит о всем, а о нем судить никто не может. (Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, глава 2). Святый преподобный Иоанне, моли Бога о нас! виталий 28 января 2019, 12:23 Слава Богу за великих святых! дивен Бог в святых Его! спаси Господи и помилуй многих из нас обольстившихся желанием богатств неправедных. моли Бога святой Иоанн- о константинопольском патриархе Варфоломее- о вразумлении его Вадим 30 января 2018, 15:16 Дорогой Илья(27.01.2016),ни кто за два года нисчел нужным тебе отвечать,значит не перебор! Святый Иоане моли Бога о нас грешных Михаил. 28 января 2018, 19:36 Моли Бога о нас грешных,Святой Иоанне.Да укрепит нас Господь в духовной брани, против сил поднебесных.И дарует нам всем на земле живущим, по твоим молитвам,мир и Любовь от Бога.Слава тебе Господи. Аминь... Мария 28 января 2018, 14:02 Святой Иоанн Моли Бога о моих детях посл. Максима, дочери Иларии, муже Николае. ДА Господь дарует нам все потребные ко спасению. Фаина 26 января 2017, 11:31

http://pravoslavie.ru/59059.html

Владыка Антоний говорит: как умер Иисус на кресте? – Он умер от этого разрыва. Это проявление солидарности вочеловечившегося Бога – с падшим человеком. После того, как Бог создал этот мир, Он создал человека как свободное существо, и произошло грехопадение, разрыв человека с Богом, а как следствие – искажение, мутация и самого мира, в котором стало активно действовать зло. Бог совершает обратное действие – чтобы восстановить эту связь. Сам Бог становится человеком в полноте его человечности, проявляя, таким образом, солидарность с человеком. Это называется кенозис – самоистощание, самоумаление Бога во Христе. И Христос в этой солидарности с человеком, каков тот есть после грехопадения, идет до конца – до богооставленности, то есть до разрыва с Богом. Слова на Кресте: «Боже Мой! Боже Мой! Зачем Ты Меня оставил!», – свидетельствуют о том, что Христос глубже, чем любой человек, сильнее всех пережил практический атеизм – обезбоженность, потому что Он есть Человек, изначально и неразрывно соединенный с Богом. Христос добровольно вводит в Себя опыт обезбоженности и умирает от этого разрыва в агонии и в смерти, а затем нисходит во Ад – то есть в «место, где нет Бога». Есть, конечно, богословы, которым не нравятся эти слова о переживании Христом «практического атеизма». Но это важная для владыки Антония мысль, и он, думаю, специально употребляет этот светский термин «солидарность», чтобы подчеркнуть и сделать понятным смысл крестной смерти Спасителя. Но дальше он высказывает еще одну необычную мысль: поскольку во Христе Бог проявляет полную солидарность с падшим человеком, такого Бога можно уважать. Это звучит не очень благочестиво. Где Бог, а где человек? Бог – свят, а человек – грешен. Бог – всемогущий Творец, а человек, говоря словами преп. Максима Исповедника, «обладает заимоданным бытием». А владыка Антоний говорит, что после Креста Христова человек может уважать Бога, а не просто бояться, не просто Ему поклоняться. Собственно, это сказано в Евангелии: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Ин 15:14,15).

http://pravmir.ru/aleksandr-kyirlezhev-u...

«Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» ( Притч. 3:6 ). Нужно больше узнавать о Боге. С одной стороны, мы не можем полюбить того, кого не знаем. А с другой стороны, если мы кого-то полюбили, то хотим узнавать его все больше и больше. Так что это обоюдный процесс: чем больше мы узнаем о Господе, тем больше укрепляется наша любовь к Нему и при этом она же подвигает нас больше узнавать о Нем. А чем больше мы узнаем о Господе из Его Божественного откровения, тем больше понимаем, что Ему угодно от нас, и какими мы должны стать, чтобы походить на Него. Притч. 3:7–8 «Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих» ( Притч. 3:7–8 ). Святитель Кирилл Александрийский писал: «Невежество всегда сопровождается дерзостью и заставляет людей придавать великую важность своим жалким иллюзиям, так что пораженные этим недугом мыслят о себе высоко и воображают, что обладают неким особым знанием... забыли они Соломона, который сказал: «Не будь мудрецом в глазах твоих», то есть, основываясь на своих и только своих суждениях». Также здесь уместно привести слова преподобного Максима Исповедника , который говорил, что ум каждого человека естественным образом влюблён в свои мысли. Как родители любят своих детей независимо от того, насколько они красивые или некрасивые, так же и человек любит свою мысль уже просто потому, что она его, даже если она глупая, нелепая и т.д. Поэтому неразумный человек действует сразу же согласно тому, что ему приходит в голову, с полным доверием к своим мыслям. А если кто-то начинает оспаривать правильность его суждений, он раздражается. И преподобный Максим говорит, что духовный человек напротив – чем больше ему кажутся правильными его мысли, тем больше он желает другого сделать судьями своих мыслей. То есть, он не спешит принимать мысль и воплощать ее в жизнь, но советуется с духовником либо же с просто более сведущим человеком. И через это искание совета человек выражает смирение и мудрость. О том же говорит наша русская пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Надо найти «вторую голову», чтобы обсудить, посоветоваться. Многие скажут: «конечно, надо советоваться!», но при этом они убеждены, что искать совета стоит лишь когда ты не знаешь, как правильно поступить. Однако больше всего ошибок мы совершаем именно в тех случаях, когда убеждены, что знали, как поступить и это казалось столь очевидным, что и советоваться как будто ни к чему.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Воздержание — общее название всех добродетелей. Кто воздержан, тот воздержан во всем. Если повредить хотя бы незначительную часть тела, то весь человек уже не будет цельным, даже если повреждение невелико. Так и тот, кто пренебрегает хотя бы одной добродетелью, он уничтожает все воздержание, будто его и не было. 2. Нужно не только быть старательным в телесных добродетелях, но и уметь очистить нашего внутреннего человека. Ибо какая польза сохранять тело девственным, если душа от Непослушания прелюбодействует с бесом? 3. На какую награду рассчитывает тот, кто сдерживает чревоугодие и всякие телесные желания, а своего самомнения и тщеславия не замечает? 4. Надежная скрепа будущего суда да раскроет в Божием свете предназначение человека, чтобы не было никаких упущений и потерь, и да оправдает тех, кто творит дела правды в духе смирения. 6. Из святого Максима Господь после Воскресения сказал апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам (Мф 28,19–20). Всякий человек, крещенный во имя Отца и Сына и Святого Духа, должен исполнять все Евангелие. Господь именно потому связал с правой верой хранение всех заповедей, что ведал невозможность спасения человека при опущении хотя бы одной из них. Вот почему и Давид, стяжавший правую веру, направленную к Богу, сказал, что я исправился во всех заповедях Его и всякий путь лжи ненавижу (Ср.: Пс 110,10; 118,128). Все заповеди даны нам Господом для отрицания всякого пути неправды. Если хотя бы одна будет забыта, то противный ей путь зла найдет продолжение уже в самом человеке. Господь даровал нам и силу соблюдать все заповеди. Се, — сказал Он, — даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам (Лк 10,19) Павел, восприявший эту силу и власть, сказал: Будьте подражателями мне, как я Христу (1 Кор 11,1). И еще: Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал 5,24). И еще: Для меня мир распят, а я для мира (Гал 6,14). Все заповеди, хотя их много, сводятся к одной: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею крепостию твоею.., и ближнего твоего, как самого себя (Лк 10, 27). Если подвижник соблюдает ее, он выполняет все заповеди до единой. 7. Из аввы Исаака

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

Возражение 5. Е. Пушков пишет: «А. Кураев, начитавшись Максима Исповедника , ратует еще за одно пресуществление. «На евхаристической трапезе, – пишет он, – человек сам должен стать тем, что он ест. Вкушая Тело Христово, человек свое тело должен преобразить в Тело Христа»... С. Кобзарь идет еще дальше... он пишет: «Для того Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом»... Прямо страшно становится: уж так похоже это изречение на слова искусителя в Едемском саду: «Будете, как боги...« " [ 11 ] . Во-первых, мысль о том, что в Причастии человек должен преобразоваться во Христа, св. Максим Исповедник (VI-VII вв.) высказал не первый. Об этом с древности говорили святые. Например, св. Ириней, как мы видели (абз. 39), пишет, что плоть христиан « питается телом и кровью Господа и есть член Его ... И св. Павел в послании к Ефесянам говорит: » потому что мы члены тела Его , от плоти Его и от костей Его »». Здесь ясно выражена мысль, что причастники становятся членом Тела Христа, одно с Ним; иначе – они преобразуются во Христа. О том же говорит и св. Иоанн Златоуст : «Чем делаются причащающиеся? Телом Христовым...» (абз. 56). Эту же мысль мы находим и у блаж. Августина, который, объясняя смысл Причастия, говорит от лица Г оспода: «Я есть пища твоя, но вместо того, чтобы Мне преложиться в тебя, ты сам преобразуешься в Меня» , и т.п. Во-вторых, мысль эта полностью отвечает сути Таинства Причастия, которая, как уже было сказано, заключается в том, что причастник всецело соединяется со Христом. И в Причастии не Христос в нас, а мы в Него преображаемся. Такое соединение со Христом и полное уподобление Ему и есть назначение и высшее счастье и достижение человека, о чём многообразно говорит Библия: «Знаем только, что когда откроется, будем подобны Ему , потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ); «…дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества ...» ( 2Пет.1:4 ); « мы сделались причастниками Христу » ( Евр.3:14 ); «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вопрос: Прочитал Ваш ответ по поводу протестантизма. Несомненно, М. Лютер отверг множество очевидных истин Писания. Но, все-таки, стоит ли такое внимание уделять святыням, какое существует в Православной Церкви? Не может ли увести это от Бога в идолопоклонство? Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) : Почитание икон и других святынь в Православной Церкви основывается не только на многовековой традиции, но и на твердом богословском фундаменте. Особое значение имеют труды преподобного Иоанна Дамаскина, который опирался на идеи святого Максима Исповедника. Последний в «Мистагогии» дает толкование литургических образов. Между образом и первообразом может существовать не только условная, но и реальная (онтологическая) связь. «Для обладающих [духовным] зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь [там] благодаря своим логосам. Ибо чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном – посредством своих отпечатлений» (Максим Исповедник, преподобный. Мистагогия. Введение). Вещественное начало способно к обожению. Оно при определенных условиях может вместить в себя божественные энергии. Эта мысль имеет основание в Священном Писании. В Деяниях святых апостолов говорится об апостоле Павле: «На больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них» (Деян. 19: 12). Вещественные предметы, которыми пользуется угодник Божий, освящаются и приобретают целительную силу. Тем более тело святого, которое становится чистым сосудом благодати Божией, может воспринимать сверхъестественные благодатные силы. На этом основано почитание святых мощей. Это тоже имеет подтверждение в Библии: «И умер Елисей, и похоронили его. И полчища Моавитян пришли в землю в следующем году. И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, [погребавшие] бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои» (4 Цар. 13: 20–21).

http://pravoslavie.ru/30488.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010