«О собственной жизни», стихи 112—115.    Ibid. стих 130.    «О собственной жизни», стихи 221—230.    I, стихи 64—98.    «О собственной жизни», стихи 292—308.    «О собственной жизни», стихи 406—7; 445—6.    Ibid., стихи 484—5.    Ibid., стихи 495—504.    Бл. Иероним: «Carmen de vita», 112.    «О себе самом», LXXIII.    «О собственной жизни», стихи 1680—1750.    «О себе самом», XLI.    А. Puech, III, 339—340, notes.    Проф. А. Спасский, ор. cit., стр. 493.    Ibid. стр. 807. Глава 5. Св. Григорий Нисский § 1. Биография и значение в истории богословия    Третий среди четырех братьев и предпоследний ребенок в семье, св. Григорий еп. Нисский, в значительной степени затенен славою своего старшего брата Василия и своего тезоименного друга, еп. Назианзского. Родился он около 335 г. Его ранние годы не отмечены никакими свидетельствами и, вероятно, прошли без особых внешних событий. Образование, им полученное, было не столь блестяще, как у св. Василия; он не готовился к какой-либо особой деятельности, но, бесспорно, отдал дань наукам и рос под влиянием своих сестры Макрины и брата Василия. К этому последнему он навсегда сохранил особое почитание, а, судя по известному диалогу «Macrinia», сестра оказывала на меньшего брата немалое влияние. Григорий женился на некоей Феосевии, женщине исключительного духовного дарования, которая, однако, около 365 г. скончалась. Св. Василий добился того, чтобы его брат был выбран во епископы г. Ниссы, что и случилось около 371 г. С этого времени он вступает в борьбу с арианами. Неправильно обвиненный в расхищении церковных имуществ, еп. Нисский был неканонически низложен и вынужден был покинуть свой епископский град в 376 г. Из письма к Авлавию мы узнаем, как, после смерти в 378 г. императора Валента, еп. Григорий смог после более чем двухлетнего отсутствия вновь вернуться в свою епархию, и с каким воодушевлением он был встречен своими пасомыми. Он участвует затем в Антиохийском соборе 379 г., затем избирается вопреки своему желанию во митрополита севастийского, от какового поста ему удается все же через некоторое время освободиться. Он участвует на втором вселенском соборе 381 г. в Константинополе. Императорским эдиктом 30 июля 381 г. его имя включено в список епископов, общение с которыми обязательно для православных. Последнее сведение о его жизни относится к собору 394 г. Дальнейший след его совершенно теряется.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Ибо, что по необходимости следует, то, по извращению (смысла) называем воздаянием 264 . Это можно сказать и на вопрос о младенцах: наслаждение той жизнью свойственно человеческой природе; но так как почти всеми, живущими во плоти, обладает болезнь неведения, то очистивший себя надлежащими врачеваниями и смывший подобно какому гною неведение с душевного ока, по достоинству пользуется плодами своего старания, вступая в жизнь для него естественную (en th xwh th cata fusin); избегающий же очистительных средств добродетели и обольстительными удовольствиями делая болезнь неведения неисцельною, по противоестественному расположению, отчуждается от того, что естественно, и делается не имеющим части в свойственной и приличной нам жизни» 265 . Слова эти настолько ясны и определенны, что, нам думается, не нуждаются ни в каких пояснениях. На той же мысли о естественной зависимости возмездия построено и другое сочинение св. Григория Нисского : „О душе и Воскресении», выдержку из которого мы приводили выше в толковании притчи о богатом и Лазаре. В этом сочинении св. Григорий причиною страданий и, так сказать, содержанием их считает в загробной жизни то плотское начало, которым услаждались и которое развивали в себе грешники в продолжение земной жизни. „Из повествования о богатом и бедном дознаем, говорит св. отец в лице Макрины, и другой догмат… Когда душа Лазарева занята настоящим, не обращается ни к чему оставленному; богатый и по смерти, как бы составом каким приварен к плотской жизни, которой и по кончине не совлекся совершенно, напротив предметом забот его является еще плоть и кровь; ибо из того, что за находящихся с ним в родственном союзе просит об избавлении их от зол, явно, что он не освободился еще от плотского пристрастия. А посему полагаем, что Господь повествованиями сими учит следующему: живущие во плоти всего более должны добродетельною жизнью отдаляться и отрешаться от привязанности к плотскому, чтобы по смерти снова не было нам нужды в новой смерти, очищающей от остатков плотского припая, – но чтобы течение души ко благу, как бы по расторжении каких уз, сделалось легким и свободным, когда никакая телесная скорбь не будет отвлекать ее к себе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Stragor...

Василий Великий. Правила краткие=Regulae brevius tractatae. PG 31, 889–1052. Василий Великий. Против Евномия=Basile de Cйsarйe. Contre Eunome. Ed. B. Sesboьй, G. — M. de Durand, L. Doutreleau. Tt. I-II. SC 299 et 305. Paris, 1982–1983. Василий Великий. Советы юношам=Ad adolescentes de legendis libris gentilium. PG 31, 563–590. Геродот. История=Herodote. Histories. Ed. Ph. — E. Legrand. Livres I-IX. Paris, 1951–1964. Гомер. Илиада=Нотиге. Iliade. Ed. P. Mazom. Tt. I-IV. Paris, 1938–1947. Гомер. Одиссея=L " Odyssйe. ‘Poйsie homurique’. Ed. V. Berard. Tt. I-III. Paris, 1939–1947. Григорий Нисский. Большое Огласительное Слово=The Catechetical Oration of Gregory of Nyssa. Ed. J. H. Strawley. Cambridge, 1903. Григорий Нисский. Жизнь Макрины=Grйgoire de Nysse. Vie de saine Macrine. Ed. P. Maraval. SC 178. Paris, 1971. Григорий Нисский. Жизнь Моисея=Gregorii Nysseni Opera VII, I: De vita Moysis. Ed. H. Musurillo. Leiden, 1964. Григорий Нисский. О душе и воскресении=De anima et resurrectione. PG 46, 11–160. Григорий Нисский. О том, что значит " " по образу " "=Ad imaginem Dei et ad similitudinem. PG 44, 1328–1345 (сомнительное). Григорий Нисский. О том, что не три Бога=Gregorii Nysseni Opera dogmatica minora. Ed. F. Mueller. Leiden, 1958. S. 37–57. Григорий Нисский. Против Евномия=Gregorii Nysseni Opera I-II: Contra Eunomium libri. Ed. W. Jaeger. Leiden, 1960. Григорий Нисский. Слово о Божестве Сына и Духа=De deitate Filii et Spiritus Sancti. PG 46, 553–576. Григорий Нисский. Толкование Блаженств=Gregorii Nysseni Opera VII, 2: De beatitudinibus, De oratione dominica. Ed. J. F. Callahan. Leiden — New York — Kцln, 1992. Pp. 77–170. Григорий Нисский. Толкование на Песнь Песней=Gregorii Nysseni Opera VI: In Canticum Commentarius. Ed. H. Langerbeck. Leiden, 1960. Григорий Палама. Триады=Grйgoire Palamas. Dйfense des saints hйsychasmes. Ed. J. Meyendorff. Louvain, 1973. Григорий Чудотворец. Благодарственная речь Оригену=Grйgoire le Thaumaturge. Remerciement а Origune. Ed. H. Crouzel. SC 148. Paris, 1969.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

После всенощной молитвы и отдыха ночного, когда настало утро, для меня стало ясно, что это утро – последнее для больной: лихорадка истощила остаток сил страдалицы. Душа моя была полна горести, потому что нежность сестры вызывала и во мне нежность к ней – святой; но в тоже время я изумлялся тому невыразимому спокойствию, с каким она ожидала кончины. Солнце уже близко было к закату, но радостное состояние духа не оставляло ее. Она перестала уже говорить с нами, и устремив взоры к небу (нищенское ложе ее обращено было к востоку), беседовала сладко и тихо с Господом, так что мы едва могли расслышать иные слова. «Ты, – говорит, – Господи, разрушил для нас страх смерти... Ты успокаиваешь тела наши сном смерти, и опять пробуждаешь звуком трубы при конце веков... Боже вечный, Которому я принадлежу от чрева матери моей, Которого я любила всей душой, Которому отдала и тело и душу! Дай мне Ангела светлого, который привел бы меня к святым отцам в место покоя, и прохлады... Ты простил одного из распятых с Тобой, лишь только прибег он к милосердию Твоему, помяни и меня в Царствии Твоем... Дух завистник да не воспрепятствует мне возлететь к Тебе, да исчезнут пред Тобой все грехи мои... Имеющий власть прощать грехи! Прости грехи немощи моей и прими душу мою как благовоние пред Тобой!» – Говоря так, она осеняла крестным знамением свои уста, очи и сердце... Смеркалось, внесены были свечи; она открыла глаза и стала было читать псалмы, но голос изменил ей, и она продолжала молитву только мысленно... Окончив, она усиливалась поднять руку к лицу, чтобы перекреститься, – из груди ее вырвался сильный и глубокий вздох, и жизнь ее кончилась вместе с ее молитвой!.. До сего времени все окружающие молчали, удерживая порывы к плачу; теперь раздались вопли, и я сам горько зарыдал... Но взглянув на почившую, и как бы укоренный ею за беспорядок, я приказал всем выйти, оставив самых близких к сестре из ее сподвижниц. Одна из них по имени Вестиана, облекая чистое тело Макрины одеждой, подозвала мня, и, открыв часть груди, и придвинув свечу, она сказала мне: «Видишь этот едва заметный знак? Раз появилась тут болезненная опухоль и угрожала опасность, как бы болезнь не дошла до сердца.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Следуя логике речи, приходим, таким образом, к одной из двух нелепиц: либо влечение и ярость составляют в нас иные души, и тогда различаем множество душ вместо одной, либо и присущий нам смысл нельзя считать душой, ибо к умственному относится равным образом все. Либо все это – души, либо все эти свойства нельзя считать равным образом присущими душе. ОТВЕТ МАКРИНЫ Пришел и твой черед задать этот интересующий многих вопрос: чем надлежит считать влечение и ярость – чем-то присущим душе и с момента первого ее устроения с ней пребывающим или посторонним для нее и позже у нас появившимся. Все равно полагают, что они свойственны душе, но я еще не нашла убедительного ответа, позволяющего составить твердое мнение о том, чем они являются. И до сих пор многие расходятся в своих о них предположениях. Но мы, оставив пеструю внешнюю философию, сделаем свидетелем божественное и боговдохновенное Писание, которое учит, что ничто нельзя считать свойством души, что не свойственно божественной природе. Поскольку душа является подобием Божиим, все чуждое Богу оказывается за границей души. Ведь в изменившемся не сохранилось бы подобия. А поскольку ничто такого рода не может считаться свойственным божественной природе, постольку нельзя считать это и соприсущим душе. Что означают наши слова? Человек – это словесное животное и людьми внешними по отношению к нашему Слову определяется как существо, восприимчивое к уму и науке. Если бы определение не так описывало нашу природу, если бы оно рассматривало ярость и влечение и то, что из них произрастает, как соприсущее ей, то не иначе как такое определение отдало бы предпочтение общему вместо частного. Ведь влечение и ярость равным образом свойственны природе и бессловесных, и словесных существ. А никто в здравом разуме не определяет по общему частное. А что не годится и отбрасывается при определении природы, как может, будучи ее частью, служить помехой для определения? Ведь всякое определение указывает на особенность подлежащего определению существа, и если оно упустит особенное, рассматривается как чуждое определению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К Александрийской школе также примыкали выдающиеся Каппадокийские богословы: святители       Василий Великий , Григорий Богослов и Григорий Нисский . Святитель Василий Великий (ок. 330–379 гг.) Святитель Василий Великий родился в Кесарии, главном городе Каппадокии. Его родители Василий и Еммелия отличались высоким христианским благочестием. Первые годы своей жизни Василий Великий провел у благочестивой своей бабки Макрины. Христианские уроки и наставления, полученные им в семье, глубоко запали в юную душу Василия и определили всю последующую его деятельность. Первоначальное образование он получил под руководством своего отца, который был знаменитым ритором и адвокатом, затем учился в Кесарийской школе. Для завершения образования в Константинополе молодой Василий слушал знаменитого языческого ритора Ливания и, наконец, отправился в Афины. Здесь он провел около пяти лет, занимаясь разными науками и особенно философией и красноречием. В Афинах Василий встретился с Григорием Богословом , что положило начало неразрывной дружбе на все последующие времена. По окончании образования Василий возвратился в Кесарию и стал адвокатом. Но религиозная настроенность влекла его к другой жизни. Приняв крещение, он отправился путешествовать по Сирии, Палестине и Египту. В это путешествие он познакомился с жизнью отшельников и увлекся их образом жизни. По возвращении из путешествия он удалился в одно живописное уединенное место на берегу реки Ирисы и здесь в тишине занимался изучением Священного Писания и сочинений церковных писателей, особенно Оригена . Около Василия стали селиться и другие подвижники, там и возникла обитель. Но он недолго прожил в этом уединении. В борьбе с арианами Кесарийские епископы нуждались в помощниках, поэтому Василий вызван был на родину. Посвященный в сан пресвитера он проявил свои способности проповедника. Духовные потребности своей паствы он удовлетворял своими увлекательными проповедями. Каждый день, а иногда два раза в день, проповедовал он слово Божие, привлекая к себе широкие массы народа. Заботливость о бедных и любовь ко всем страждущим были отличительными чертами Василия. В 368 г. Кесарию постиг голод, цены на хлеб поднялись. Под воздействием замечательного проповедника богачи открыли свои житницы для бедняков. Духовный отец сам подал пример благотворительности, продав свое имущество для того, чтобы на эти деньги кормить голодающих.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Родители Макрины желали, чтобы она все же вышла замуж. Однако она не соглашалась на это и отвечала, что «немыслимо и преступно не чтить святости единожды благословленного отцом Брака и по принуждению помышлять о другом, в то время как в природе человека только один брак, как рождение одно и одна смерть. Она настойчиво повторяла, что обрученный с ней по воле родителей не умер, но его, «живущего у Бога» (ср. Рим.6:10 ) в надежде воскресения, следует считать отлучившимся из дома, а не мертвым, и что немыслимо было бы не хранить верности уехавшему жениху». 172 При осмыслении самого образа брачных отношений в жизни будущего века следует припомнить евангельский отрывок, где саддукеи приступают ко Христу и спрашивают Его про семь братьев и их жену: все они по очереди умерли, и эта женщина успела побывать женой каждого из братьев. Саддукеи спрашивают Христа: «А чьей же женой она окажется после всеобщего воскресения из мертвых?». Христос им на это отвечает: «… в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божьи на небесах» ( Мф.22:30 ). Из этих слов Спасителя легко сделать вывод о том, что в Царствии Небесном Браки упразднятся вообще. Однако здесь следует иметь в виду вот что: для понимания подлинного смысла этой фразы Христа важно отдавать себе отчет в том, с представителями какой идеологии ведет Свой разговор Господь. Христос беседует с саддукеями, которые вообще не верили в воскресение мертвых: их вопрос был провокационным, причем они противопоставляют свои убеждения вполне определенному учению о воскресении – учению фарисейскому, тем самым отождествляя Христа с фарисеями. Саддукеям было известно о том, что Христос был во многом близок по Своему учению к богословию фарисеев. Он говорил, что фарисеев следует слушать, но по их делам поступать не следует. Однако, как мы с вами знаем, Господь далеко не во всем согласен и с учением фарисеев. Следует помнить, что многое в их учении было воспринято фарисеями отнюдь не из древнего Священного Писания, не из Закона и Пророков, но из поздних и весьма примитивных так называемых «преданий старцев».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/vv...

Когда душа смиряется, приходят чистота ума, высокие помыслы и блаженство «Когда душа смиряется, тогда приходят благоговение, любовь, уважение, неприятие помыслов и осуждения. Видя великую любовь Христа к себе, душа уже не обращает внимания на проступки других людей. “Ах, Он меня так любит и так заботится обо мне, одел с ног до головы и держит меня в Своих объятиях! Как же я окажусь неблагодарной?” И умывается слезами, после чего приходит чистота ума, и человек уже не может вести себя вызывающе или говорить что-то неподобающее. Когда наша одежда пачкается, не кладем ли мы ее в воду и не стираем ли с помощью щетки и мыла? Таким же образом необходимо поступать и с самим собой, и тогда засияешь и приобретешь радость и легкость. Как же не прийти тогда слезам, как же не прийти блаженству и высоким помыслам? Когда вкусишь разок такого, будешь всеми силами стараться быть очень внимательным к себе, и это внимание принесет молитву. Например, станешь удерживаться от празднословия и жалоб, хотя по человечеству нашему нам все-таки случается иногда согрешать. Но постараемся сразу же отметить свое падение. То есть как только замечаем, что мы чем-то огорчили Христа, сразу скажем Ему: “Прости меня”! Нас огорчила одна из сестер? Первым делом: “благослови” и “прости” – и поклон Христу и ближнему». Христос ждет от нас веры «Многие люди дотягиваются до Христа своими руками – именно так: своими руками, – потому что имеют большую веру» «Разве трудно любить Христа? Конечно, нет. Его достичь очень легко. Многие люди дотягиваются до Него своими руками – именно так: своими руками, – потому что имеют большую веру. И они рассказывают Ему о своей боли, о тяжести на душе, как будто разговаривают с кем-то из людей, зная, что им ответят на все их вопросы. Не будем говорить холодно или сомневаясь в том, что получим просимое. “Сделай для меня это, Христе. Хочу или не хочу, приведи меня в Рай”. Христос не терпит теплохладности, теплохладного извергнет. Христос ждет от нас веры». В жизнеописании старицы Макрины использованы книга «Слова сердечные» с наставлениями и беседами старицы, изданная монастырем Панагии Одигитрии, и фильм о старице «Эхо сердца», впервые переведенные с греческого Ольгой Затушевской, а также книга старца Ефрема Филофейского «Жизнеописание старца Иосифа Исихаста» и воспоминания духовных чад старицы.

http://pravoslavie.ru/93900.html

Вот какая бездна легла между адом и раем, о котором упоминается в притче о богатом и Лазаре» с. 239–240]. Справедливости ради необходимо добавить, что такой способ прочтения слов Авраама – не плод современного вольнодумства. Основание этому было заложено давно. « И почему же... иные думают , – рассуждал святитель Григорий Нисский , – что адом называется подземная область и что он, как в гостинице, содержит в себе души, подобно какому-то вместилищу, способному принимать в себя подобное естество и привлекающему души, восхищенные уже из человеческой жизни » т. 1, с. 116]. В качестве ответа отец-каппадокиец привёл довод сестры, благочестивой Макрины: «Поскольку же подобоименно называется и доброе, и злое, и делится каждое из них по двоякому понятию, разумею относительно к уму и чувству; и одни причисляют к доброй доле то, что приятным кажется чувству, а другие уверены, что постигаемое только мыслию и есть и именуется добром; то, у кого рассудок не обучен и не способен видеть лучшее, те в плотской жизни с жадностью изживают следующую естеству долю добра, ничего не сберегая для жизни последующей, а распоряжающиеся своею жизнью с разборчивым и целомудренным рассудком, в краткой сей жизни истомленные оскорбляющим чувство, сберегают доброе веку будущей жизни, чтобы лучший жребий простирался для них на вечную жизнь. Итак, вот что, по моему понятию, значит бездна, которая не разверзшеюся землею образуется, но которую производит суждение, разделявшееся в жизни на противоположные произволения . Ибо однажды избравший приятное в настоящей жизни и не уврачевавший неразумия покаянием и недоступною для себя после сего делает область благ, неминуемую эту необходимость ископав пред собою, как некую зияющую и непроходимую бездну» т. 1, с. 122]. Аналогичное предположение встречаем в «новооткрытом сочинении преподобного Исаака Сирина », где славные Небесные обители, которых, по заверению Искупителя, «в доме Отца» много, отождествляются со множеством степеней духовно-нравственного преуспеяния:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

На другой день она имела еще силы для беседы с братом и его окружающими, потом погрузилась в молитву и скончалась. Перед смертью она запечатлела очи и сердце брата крестным знамением, вручила ему в наследство частицу Животворящего Древа и крест, который носила на шее. Казалось, что она заснула, – так тиха и безмятежна была ее смерть; лицо ее сияло небесной радостью и красотой необычайной. Инокини громко рыдали, потому что любили ее, как мать. После ее смерти остались только острая власяница, вся в заплатах ряса и ветхая мантия. Она все раздавала бедным. При великом стечении народа похоронили тело Макрины, так горячо любившей Господа и всю жизнь служившей Ему одному. Вот образец жизни христианской девицы, отказавшейся от замужества и жившей в семействе. Многие девицы, которым суждено испытывать такую жизнь, в нынешнее время часто скучают, приходят в уныние и говорят: «Что моя за жизнь? Для чего я живу? Кому я нужна? Кому могу быть полезна?» Смотрите на святую Макрину – и увидите, кому вы можете быть полезны. Есть у вас мать, отец? Им будьте полезны, за ними ходите на старости лет их, их старайтесь успокоить. Есть у вас братья и сестры, меньше вас? Для них живите с пользой, им давайте добрые наставления, их учите и молиться, и слово Божие с ними читайте, и в храм Божий с ними ходите, и в храме следите за ними, как они стоят. Святая Макрина не убоялась сделать замечание даже брату Василию, только что блестяще окончившему образование. Смело говорите правду братьям и сестрам, и вы им принесете пользу. У ваших родителей есть какое-нибудь домашнее хозяйство? В хозяйственных делах им помогайте. Ах, как часто дорог бывает в подобных случаях близкий, верный человек, ни за какие деньги нельзя бывает его найти. Будете помогать в хозяйстве, и оно пойдет хорошо и успешно, а это должно утешать и радовать вас. Было бы желание – как не найти дела, как не поставить себе цель жизни, чтобы с пользой для других и для души своей жить? К чему же тут уныние и недовольство жизнью? Цель нашей жизни – это воспитание себя для неба; кто ж вам мешает тут приготовляться к небу? Скажете: тут суета, беспокойство, волнение, постоянное отвлечение мысли от неба, – но вы употребите усилие и старайтесь все делать в мирном настроении души, постоянно призывая Бога на помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010