Об отношениях между святыми родителями и взрослыми святыми детьми Из истории семьи Василия Ритора и святой Эммилии Анна Сапрыкина Новая книга Анны Сапрыкиной «Жизнь замечательных семей: шесть реальных историй» все еще находится в типографии. В ожидании выхода этого проекта мы публикуем небольшой отрывок из этой книги. Святые из семьи Василия Великого Здесь идет речь об удивительной семье Василия Ритора и его супруги Эммелии (Эмилия, Емилия) . Дети этой супружеской пары прославлены в лике святых: старший сын – великий вселенский учитель и святитель Василий Великий. Одна из их дочерей – основательница женского монашества преподобная Макрина, еще один сын – святитель Григорий Нисский. Некоторые избрали для себя девство, некоторые вступили в брак . Все дети, воспитанные этими родителями (а всего их было десять, один умер во младенчестве), по свидетельству святителя Григория Богослова показали «превосходство», «преуспели в добродетели», и все – именно благодаря родительскому воспитанию: «Ежели из детей один или двое бывают достойны похвалы; то сие можно приписать и природе», здесь же «превосходство во всех очевидно служит к похвале родивших» . Как и все другие истории в книге «Жизнь замечательных семей» , рассказ о жизни этой святой семьи наполнен интересными, очень жизненными подробностями, и все это – не фантазии автора или каких бы то ни было агиографов, но повествование, основанное на максимально достоверных источниках. Во-первых, это «Слово 43-е, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския» . Автор этого слова – уже упомянутый святитель Григорий Богослов, близкий друг Василия Великого. Григорий Нисский сам описывает взаимоотношения между своими родителями, отношения матери с детьми, материальные и бытовые стороны жизни Во-вторых – богатая на подробности «Повесть о житии святой Макрины» . Здесь один из детей Василия и Эммелии (святитель Григорий Нисский) описывает жизнь своей старшей сестры, а заодно – вообще жизнь семьи: взаимоотношения родителей, отношения матери со всем другими детьми, материальные и бытовые стороны жизни своей семьи.

http://pravoslavie.ru/145689.html

Преподобная Макрина Сестра святого Василия (память 1 января) и святого Григория Нисского (память 10 января), Макрина была старшей из десяти детей в этой семье святых. Перед рождением девочки некое небесное создание трижды являлось ее матери, святой Емилии, повелевая дать ребенку имя святой Феклы – первомученицы, ставшей примером для христианских дев (память 24 сентября). Однако мать сохранила это имя в тайне, назвав дочь как бабку, Макрину Старшую, ученицу святого Григория Чудотворца (память 17 ноября), жившую в лесах Понта во времена великого гонения. Мать начала обучать ее не мирским пустым вещам, обычным для людей ее положения, но всему тому в богодухновенном Писании, что подобало возрасту и нравственному воспитанию, в особенности книгам Премудрости и Притчей Соломоновых. Псалмы Давида сопутствовали всем делам Макрины: когда она поднималась утром, когда бралась за работу, когда завершала ее, перед трапезой и после нее, перед отходом ко сну и посреди ночи, когда она вставала, чтобы помолиться. Когда Макрине исполнилось 12 лет, ее красота стала явной для всех, и отец обручил Макрину достойному юноше с хорошей репутацией и образованием. Жених обещал ждать свадьбы до тех пор, пока Макрина не достигнет надлежащего возраста. Но Бог забрал его к себе еще раньше. Это позволило святой исполнить свое тайное желание: сохранить девство для Господа. Многие юноши хотели взять Макрину в жены, но девушка предпочитала считать себя вдовой, не познав радостей и наслаждений супружеской жизни. Веруя во всеобщее воскресение, она утверждала, что ее супруг отправился в далекое путешествие. Макрина отреклась от мира и пребывала с матерью, прислуживая ей во всех домашних делах, даже тех, которые обыкновенно выполняют рабы, а также помогая в воспитании братьев и сестер. После смерти отца (341) Макрина приняла на себя управление всеми семейными имениями в Понте, Каппадокии и Армении. Собственным образом жизни святая подавала матери пример, призывая обратиться к нетленным благам – созерцанию Господа и подлинной мудрости. Вместе они проводили подвижническую жизнь, читали Писание, размышляли над ним – и Макрина стала для всех одновременно покровительницей, наставницей и примером добродетели.

http://pravoslavie.ru/55109.html

Сети богословия Тема недели: Почитание мощей в православии Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Мнение Мнение Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О душе и воскресении Портал «Богослов.Ru» публикует следующую главу книги «Григорий Нисский. Божия и человеческая бесконечность» профессора Ленки Карфиковой – чешского богослова и патролога. Перевод выполнил Илья Бей. Статья Сочинению Об устроении человека содержательно и, вероятно, хронологически близко следующее сочинение Григория, его славный диалог О душе и воскресении (Περ ψυχς κα ναστσεως λγος). Этот «христианский Федон» реализован как разговор Григория с его любимой сестрой Макриной незадолго до ее смерти (ср. также рассказ Григория о его посещении Макрины в ее биографии ). Как и Платонов Федон является разговором о смерти лицом к лицу со смертью, т. е. при посещении учениками Сократа любимого учителя в тюрьме перед казнью, Григорий, еще опечаленный недавней смертью брата Василия, беседует здесь со своей старшей сестрой незадолго до ее смерти о темах смерти и вечной жизни. Григорий выражает чувство (πθος), которое охватывает человека перед лицом смерти (смерти другого), умирающая Макрина, которая такое чувство отрицает как неразумное, наоборот, предоставляет рациональную утешительную аргументацию (λγος). Макрине, таким образом, выпала роль учителя, сам же Григорий только спрашивает и поясняет замечания противников. Так же как и в отношении Василия, Григорий выражает своей сестре уважение как святой и прозорливице. (В житии Макрины Григорий наоборот — явно с определенной риторической стилизацией — сохранил нам свидетельства о неважном и снисходительном мнении, которое о нем было у Макрины, о младшем брате, который в ее глазах далеко не достигал качеств Василия). Душа и ее бессмертие Основным нервом аргументации Платона в Федоне является отношение души к идеям, подаваемое и развиваемое через логос , который наделяет душу бессмертием (и пусть значение самого выдающегося доказательства о душе, сущностью которой является жизнь и которая поэтому не допускает смерть и исчезновение, в глазах самого Платона и его читателей будет любым). Необходимым промежуточным шагом при этом является доказательство самих идей. Григорий (или же Макрина), напротив, пытается таким аналогичным промежуточным шагом доказать существование духовного творца материального мира, чтобы дальше можно было утверждать, что человек — «микрокосм», тело которого также обнаруживает таинственное действие нематериальной души, подобной Богу, которой принадлежит вечность.

http://bogoslov.ru/article/753318

Л.Карфикова «О душе и воскресении» Сочинению Об устроении человека содержательно и, вероятно, хронологически близко следующее сочинение Григория, его известный диалог О душе и воскресении (Περ ψυχς κα ναστσεως λγος 808 ). Этот «христианский Федон» 809 преставляет собой беседу Григория с его любимой сестрой Макриной незадолго до ее кончины (ср. Житие Макрины, где Григорий рассказывает об этом посещении 810 ). Платонов Федон – это разговор о смерти лицом к лицу со смертью , беседа Сократа с учениками, посетившими любимого учителя в тюрьме перед казнью. Так и Григорий, еще оплакивающий недавнюю смерть брата Василия, беседует здесь со своей старшей сестрой незадолго до ее смерти на темы кончины и вечной жизни 811 . Григорий выражает чувство (πθος), которое охватывает человека перед лицом смерти (смерти ближнего 812 ). Умирающая Макрина, напротив, отвергает это чувство как неразумную страсть 813 , представляя взамен рациональную утешительную аргументацию (λγος 814 ). Таким образом, Макрине принадлежит роль учителя 815 , сам же Григорий только вопрошает и озвучивает обоюдные аргументы оппонентов 816 . Так же, как и перед Василием, перед своей сестрой Григорий выказывает благоговение как перед святой и прозорливицей. (По контрасту – хотя и явно не без риторической стилизации – он передает нам снисходительное мнение Макрины о нем самом, младшем брате, далеко не достигающем в ее глазах добродетелей Василия 817 ). Весь диалог можно разделить на шесть основных частей 818 : (1) доказательство нематериального характера души и продолжения ее жизни за гробом 819 ; (2) разговор о страстях 820 : (3) описание участи души после смерти 821 и (4) загробного очищения души 822 : (5) эсхатология души 823 и (6) эсхатология тела 824 . Для раскрытия нашей темы достаточно описать аргументацию Макрины в общих чертах и сосредоточиться преимущественно на представлении об эсхатологическом движении любви. Душа и ее бессмертие Основным нервом аргументации Платона в Федоне является доступ души к миру идей, открываемый и развиваемый логосом, который и сообщает душе бессмертие 825 . (Безотносительно к оценке диалога самим Платоном и его читателями следует отдать должное этому замечательному доказательству бессмертия души, не допускающей смерти и исчезновения, поскольку самой ее сущностью является жизнь 826 ). Необходимым промежуточным шагом при этом является доказательство существования самих идей. Григорий (или же Макрина), в свою очередь, в порядке такого промежуточного шага пытается доказать существование духовного Творца материального мира. Уже отсюда следует переход к параллельному тезису, что, хотя человек есть «некий малый мир, содержащий в себе те же стихии, которыми наполнена Вселенная» 827 , в его теле все же обнаруживается таинственное действие нематериальной и богоподобной души, которой принадлежит вечность 828 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Но недостаток высшего школьного образования не отразился заметными пробелами в развитии богато одаренного природой Григорьего духа. Под ближайшим руководством блестяще образованного старшего брата, которого он всюду называет своим «отцем и учителем» (πατρ α διδσαλος), и при воспитательном воздействии благочестивой сестры Макрины, которую также именует своей «наставницей» ( διδσαλος), – Григорий путем самообразования достиг того, что стал в ряду не только знаменитых христианских богословов, но и вообще замечательно образованных людей своего времени. Кроткий и мягкий по характеру, с нежным и любвеобильным сердцем, Григорий был слишком открыт для влияния своих родных руководителей, которым предан был до глубины души. А какого рода могли быть эти влияния, – едва ли нужно много объяснять. Всем известен величавый нравственный образ св. Василия, этого ученейшего между современниками мужа, «знакомством с которым дорожили даже язычники», 6 и вместе преданнейшего сына церкви, всего себя посвятившего на служение ей и на защиту ее правого учения, – этого, наконец, высочайшего образца христианской нравственности, проникнутого духом истинного благочестия до аскетизма. Подобными же светлыми чертами отмечает история и личность св. Макрины, старшей представительницы благочестивой семьи, дававшей тон и направление этой последней. Воспитанная на чтении и изучении слова Божия, 7 не мало сведущая и в науках светских, украшенная всеми христианскими добродетелями, девственница по собственному обету и основательница женской монашеской обители, св. Макрина умела вселить этот строгий дух религиозности и во всей семье, в которой пользовалась материнским авторитетом. Сама до глубины души преданная церкви и ее интересам, она была слишком ощутительна к самым малейшим уклонениям от этих интересов и, если замечала что–нибудь подобное в своих братьях, старалась всячески исправить силой своего нравственного влияния. Так, когда св. Василий возвратился из высших школ образования, сестра «нашла его чрезвычайно высоко думающим о красноречии, презирающим все достоинства и превозносящимся своим значением выше вельмож именитых».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

Ηο недостаток высшего школьного образования не отразился заметными пробелами в развитии богато одаренного природою григориева духа. Под ближайшим руководством блестяще образованного старшего брата, которого он всюду называет своим „отцом и учителем“ (πατρ χα διδσχαλος), и при воспитательном воздействии благочестивой се стры Макрины, которую также именует своей „наставницей“ (η δι δσχαλος), – Григорий путем самообразования достиг того, что стал в ряду не только знаменитых христианских богословов, но и вообще замечательно образованных людей своего времени. Кроткий и мягкий по характеру, с нежным и любвеобильным сердцем, Григорий был слишком открыт для влияния своих родных руководителей, которым предан был до глубины души. А какого рода могли быть эти влияния, – едва ли нужно много объяснять. Всем известен величавый нравственный образ св. Василия, этого ученейшего между современниками мужа, „знакомством с которым дорожили даже язычники“, 6 и вместе преданнейшего сына церкви, всего себя посвятившего на служение ей и на защиту ее правого учения, – этого, наконец, высочайшего образца христианской нравственности, проникнутого духом истинного благочестия до аскетизма. Подобными же светлыми чер тами отмечает история и личность св. Макрины, старшей представительницы благочестивой семьи, дававшей тон и направление этой последней. Воспитанная на чтении и изучении слова Божия, 7 не мало сведущая и в науках светских, украшенная все ми христианскими добродетелями, девственница по собственному обету и основательница женской монашеской обители, св. Макрина умела вселить этот строгий дух религиозности и во всей семье, в кοторой пользовалась материнским авторитетом. Сама до глубины души преданная церкви и ее интересам, она была слишком ощутительна к самым малейшим уклонениям от этих интересов и, если замечала чтонибудь подобное в своих братьях, старалась всячески исправить силою своего нравственного влияния. Так, когда св. Василий возвратился из высших школ образования, сестра „нашла его чрезвычайно высоко думающим о красноречии, презирающим все достоинства и превозносящимся своим значением выше вельмож именитых“.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mart...

Ты, брат Олимпий, помнишь нашу беседу, когда я встретил тебя в Антиохии, откуда ты хотел пойти в Иерусалим поклониться святым местам. В тот раз, благодаря твоему благоразумию, мы вспомнили и о жизни блаженной Макрины. В этом рассказе я опираюсь не на услышанное от других людей, но открытое мне ей самой, поскольку она была моей сестрой, рожденной от одних и тех же родителей — самой старшей из нас. Дабы не была предана забвению жизнь женщины, которая непрерывным подвигом взошла к вершинам добродетели, я полагаю, что надо послушаться твоего совета и в немногих словах просто и безыскусно поведать о ее жизни. Эту девушку наши родители назвали Макриной, но было у нее еще и тайное имя, данное ей еще до рождения в божественном видении. Дело в том, что наша мать, Эммелия, будучи праведной жизни, сама желала сохранить девство и остаться непорочной, но, поскольку была круглой сиротой и необычайно красива, многие хотели на ней жениться; не выйди она замуж по своей воле, ее подстерегала бы сатанинская опасность: мать мог похитить кто–нибудь из тех, кто был поражен ее удивительной внешностью. Вот поэтому она согласилась выйти замуж за весьма скромного человека — я имею в виду нашего отца Василия, чтобы он стал стражем ее жизни и целомудрия. Когда нашей матери настало время рожать первый раз, то во сне она увидала, что держит в руках младенца–дочь. Тут же явился величественного вида муж, назвавший младенца Феклой — именем той, которая имела великую славу среди дев. Назвав это имя трижды, Небесный гость стал невидим, одновременно облегчив нашей матери роды. Таким образом, как только она проснулась, то сразу же родила сестру. Итак, у нашей сестры было тайное имя Фекла. Я думаю, что Ангел Господень, явившийся матери, не хотел навязать родителям имя Фекла, но, назвав ее так, заранее указал на сходство ее произволения с жизнью девы Феклы. После того как Мак–рина вышла из младенческого возраста и стала способной к изучению тех предметов, которые может воспринять ребенок, она стала преуспевать в той науке, в какой и хотели родители.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=800...

Давайте не забывать замедлять течение своей жизни, отключаться от наших телефонов ради небольших моментов уединения. Хотя бы ненадолго. Здравствуйте! Меня зовут сестра Васса. И вновь добро пожаловать на наше удостоенное премии онлайн шоу из Вены, Австрии. Эта неделя выдалась более спокойной, после того как закончился Кубок Мира. Хотя люди все еще сплетничают об Анке, нашем модельере из Польши, и ее учителе английского из Англии, докторе Силкворте. Несколько дней назад он подарил ей очень дорогой браслет с бриллиантами. И это не первый дорогой подарок, который он ей сделал в последнее время. Говорят, что его семья в Англии очень богата. Но, знаете, Эмилиус думает, что доктор Силкворт несколько сомнителен. И чем-то напоминает ему мошенника. В любом случае, как вы видите, сегодня я пью из двух чашек. Кофе я буду пить из нашей знаменитой чашки с сестрой Вассой, которая уже есть у многих из вас (а если у вас все еще нет такой чашки, пожалуйста, закажите себе одну, поддержите наше шоу; информацию, как заказать чашку, можно найти на веб-сайте . И у меня есть еще одна чашка, из которой я пью воду. Эта чашка – из Успенской Церкви в Потакете (Род-Айленд). Не знаю, видно ли вам изображение на чашке. Я выступала с речью в этой Успенской Церкви в Род-Айленде, и мой друг, священник греческой православной церкви, отец Филипп Зимарис, подарил мне эту чашку. Я благодарю этот приход за теплый прием! И да, я пью воду, в основном потому, что мой личный тренер, Эйдельтраут, сказал мне, что мне следует пить гораздо больше воды. Сегодня мы обратимся к святой Макрине, одной из величайших женских святых на христианском Востоке. Она была старшей сестрой знаменитых отцов церкви, Василия Великого и Григория Нисского. День почитания этой святой по церковному календарю – 19 июля. Житие святой Макрины Святая Макрина родилась примерно в 320-х годах от Рождества Христова, в богатой семье в Кейсарии (Каппадокии) – в центральной части современной Турции. У ее родителей, Василия Старшего и Эмилии, было 10 детей, и их первым ребенком, самым старшим, была Макрина. При рождении ее назвали Феклой, но все знали ее под именем Макрина. Имя «Макрина» означает «та, которая растет». И, действительно, с самого раннего возраста святая Макрина занималась своим духовным развитием. Нам известны факты о ее жизни потому, что один из ее братьев, Григорий Нисский, посвятил ей целую книгу, «Житие Святой Макрины». Григорий писал, что образованием Макрины занималась их мать, которая учила дочь Священному Писанию, в особенности Псалмам и Премудрости Соломона.

http://pravmir.ru/kofe-s-sestroy-vassoy-...

Скачать epub pdf Житие преподобной матери нашей Макрины Память 19 июля Святая Макрина родилась в Каппадокии в царствование Константина Великого 4713 . Родители ее были Василий и Эмилия; она была у них первым ребенком и была старшей сестрой Василия Великого , Григория Нисского и других братьев и сестер. У честных родителей всего было десять человек детей: четыре сына и шесть дочерей. Этой первой дочери до рождения ее по Божию откровению, бывшему матери во сне, было дано имя Фекла: а именно: перед самым временем рождения мать уснула и увидала во сне, что она носит на руках еще не рожденное дитя. И подошел будто бы какой-то светлый и честный муж, посмотрел ласково на дитя и три раза назвал его Феклой, давая знать, что это дитя будет подражательницей целомудренной жизни святой первомученицы Феклы и вольной мученицей без крови. Проснувшись после этого видения, Эмилия родила это дитя и назвала его Феклою; но домашние и родственники захотели лучше назвать ее Макриною, по имени ее бабки с отцовской стороны, святой Макрины, которая в царствование Максимиана Галерия 4714 подверглась вместе со своим мужем гонению за Христа и семь лет скиталась в пустынях, терпя крайнюю нужду, пока не прекратилось гонение. Итак, двойное имя было у новорожденной: Фекла по откровению, Макрина по прозванию; и не напрасно: она унаследовала богоугодную жизнь от обеих тех угодниц Божиих, так же, как и они, пылая в сердце пламенной любовью к Богу. Привычка называть ее Макриною настолько укрепилась среди людей, что некоторые и не знали ее первого имени, и все звали ее другим: верим, что под обоими теми именами записана на небе, в книге жизни эта невеста Христова. Девочку вскормили, и, когда ребенок стал приходить в возраст, мать начала ее воспитывать и учить грамоте, начиная не с языческих басен (как это делали обыкновенно другие матери) и не с сочинений поэтов, в которых много такого, что недостойно чистого девического слуха; она выбирала из книги премудрости Соломона 4715 и из псалмов Давида или из других книг божественного писания подходящие стихи, и именно такие, которые заключали в себе или молитвы и славословия Божии, или же добрые нравоучения. Девочка училась успешно, она была способная; и были постоянно у ней на устах слова книжные и молитвенное пение на всякое время дня: вставала ли она с постели, или принималась за какое-либо дело, садилась обедать или вставала из-за стола, полдень и вечер она не пропускала без пения, псалмов, и, отправляясь спать, она совершала установленную молитву. Она была научена матерью и рукоделию, свойственному девице, и ей не позволяли проводить время в праздности и детских играх, но постоянно занимались или чтением книг, или рукодельем.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Память св. Феозевии января 10-го в тот же день, когда празднуется память св. Григория Нисского , которому она была такой усердной помощницей. 157 Epist. 204 ad Neocsesar. Op. s. Basilii ed. Migne 4, 751. Твор. св. Василия 7, 69. В другом письме, против Евстафиан, говорит он: «то понятие о Боге, которое приобрёл я с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне». Ор. 4, 826. Твор. 7, 126. Римская Церковь славит память старшей Макрины янв. 14. В месяцесловах Греческой Церкви по какой-то странности не видно имени её в числе святых, тогда как и Григорий Нисский – в описании жизни младшей Макрины говорит о её исповеднических подвигах. 163 По римскому мартирологу память о св. Эмилии – мая 8 д. и ещё 30 мая «в Кесарии Каппадокийской память св. Василия и Еммелии супруги его, родителей св. Василия, которые во времена Максимина быв изгнаны жили в Понтских пустынях и после гонения, оставив детей наследниками добродетелей своих, почили в мире». Известие – неверное. Здесь смешан дед св. Василия с отцом. 164 Св. Григорий впоследствии описал «разговор с сестрой Макриной о душе и бессмертии», изд. в переводе в 4 ч. творений св. Григория стр. 201–326. Здесь св. Григорий называет Маврину своей наставницей. Пусть в этом разговоре не все слова, усвояемые св. Маврине, принадлежать ей, – св. Григорий на свободе раскрыл предмет разговора с умиравшей и кое в чём дополнил разговор: но и тогда в Маврине видны не только изумительная твёрдость и глубина мысли, но и обширное знакомство с языческой философией. Пусть новые материалисты послушают Макрину, рассуждающую о духовности души; наверно не останутся без пользы, если только они сколько-нибудь дорожат истиной. 165 В житии св. Иоанна Милостивого, § 1, говорится об ученике его Захарии: «снял с себя, какой носил, серебряный крестик и отдал ему» (нищему) (Patr. Lat. 73, 341). Крест на шее носил мученик Прокопий при Диоклитиане (Concil. Nicaenum act. 4. Каллиста ист. 7, 15. Четь-Минея июл. 8), воин-христианин Орест (Четь-Мин. дек. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010