Подобное Сам Бог говорит у пр. Исайи: «праотец твой согрешил и ходатаи твои отступили от Меня» ( Ис.43:27 ). И у Пророка Иеремии находим свидетельство о ходатайстве святых ( Иер.7:16 ; ср.: Иер.7:2,25 ). Отсюда ясно, что ходатаев- молитвенников пред Богом у христиан много . У вас, как вы говорите, таких ходатаев нет; значит, вы не Евангельские христиане... § III. Козьма Трифонович соображал ответ на мое возражение. Его помощник, диакон штундовый, сказал: – Это правда, что у людей много ходатаев-молитвенников, но только живых. А когда помирают братья, то они уже не могут молиться за нас... Я ответил: – Ошибаешься ты, друг, не зная Писания. У Бога нет мертвецов; «у Него все живы» ( Лк.20:38 ). Значит, как с телом мы можем молиться Богу, так и без тела. Это видим из Свящ. Писания. В книге Маккавейской читаем: видение Иуды было такое: «он видел Онию, бывшего первосвященника, мужа честного и доброго..., – видел, что он, простирая руки, молится за весь народ иудейский. Потом явился другой муж... И сказал Ония: это – братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий» ( 2Мак.15:12–14 ). Вот несомненно отсюда, что святые праведники молятся о нас и после своей смерти. – Да, – возразил Козьма Трифонович, – но только Маккавейские книги – не канонические... – Это верно, – заметил я. – Но неканонические книги – не значит – ложные . Неканонические книги для христиан имеют великое значение. Они нам указывают, как в древние времена верили благочестивые мужи, напр., о молитвах за нас умерших праведников. И свидетельство неканонических книг мы принимаем за истинное , если его подтверждают другие свидетельства, взятые из канонических книг. А таково именно и есть учение о молитвенном ходатайстве за нас усопших праведников. В кн. Откровения мы читаем: «я увидел под жертвенником души убиенных за Слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыко Святый и Истиный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» ( Откр.6:9–10 ст.). Вот вам уже несомненное доказательство того, что усопшие святые молятся за нас...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Против этого свидетельства протестанты обычно замечают, что оно находится в книге не канонической, а апокрифической и потому не имеет важного значения. Мы уже замечали, что неканонические книги – не то же самое, что апокрифические. Неканонические книги составлены богопросвещенными писателями и потому весьма полезны, апокрифические же книги – подложные, отвергнутые Церковью и ими пользоваться нельзя. Что же касается Маккавейских книг, Церковь всегда признавала их правильными, исторически верно передающими сведения из жизни иудеев. Протестанты отвергают молитвы за умерших, не верят в их благотворность, считают их безполезными. Евангельский богач, мучившийся в аду, сколько ни просил Авраама облегчить его страдания, получил отказ: «между нами и вами, – сказал ему Авраам, – утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк.16:26 ). Молитва богача достигла лона Авраамова, но он ничем не мог помочь, потому что между ними была великая пропасть, которую никто не мог перейти, но она существовала только в Ветхом Завете и для ветхозаветных людей, которые должны были слушаться Моисея и пророков, а не Христа и Апостолов: «Авраам сказал: у них (неверующих братьев богача) есть Моисей и пророки; пусть слушают их» ( Лк. 16:29 ). То, что невозможно было для Авраама, стало возможно после крестной смерти Господа нашего Иисуса Христа. Искупительной Христовой Жертвой пропасть между адом и раем была уничтожена. Своими крестными страданиями Господь искупил не только живых, но и умерших – ибо ускупил весь мир. «Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал...» – говорит апостол Петр. У апостола Павла читаем: «Посему и сказано: «восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам». А «восшел» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» ( Еф.4:8–9 ). Сойдя душою в ад и победив смерть, победив диавола, Христос освободил томящиеся там души ветхозаветных праведников, многие из которых, как свидетельствует Священное Писание, тотчас воскресли ( Мф.27:52–53 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prav...

С правильным познанием человека своей природы, необходимо уже, соединяется, с его стороны, справедливое уважение достоинства этой самой человеческой природы. Это уважение к достоинству природы человека особенно высказали Маккавейские мученики (VI и VII) в своих речах, в коих выразили глубокое свое убеждение, что человек должен стоять выше всего земного, что человеку назначена и дана будет Богом другая – вечная жизнь. Далее, правильное познание человеком своей природы и истинное уважение им ее достоинства, по учению 2-ой Мак. книги, влечет за собою смирение. Каждый из людей, при внимательном рассматривании своей жизни, находит за собою множество порочных действий, кои соделывают человека виновным перед Богом и достойным Его наказания. Шестой брат ясно исповедует это положение в своей предсмертной речи Антиоху: «Не заблуждайся напрасно, – говорит он, – ибо мы терпим это за себя, согрешив перед Богом нашим, от того и произошло достойное удивления» (VII, 18). Смирению 2-я Мак. книга противополагает гордость с ее видами: честолюбием, властолюбием и высокомерием. Достаточно припомнить гордость и высокомерие Антиоха (V, 21; VII, 19–34; IX, 4), честолюбие и властолюбие Иасона, Менелая (IV) и Алкима (XIV, 5–11). В тесную связь с уважением достоинства человеческой природы и со смирением 2-я Мак. книга ставит самоотвержение, в силу которого, человек отрекается от всего, что может льстить его самолюбию и чувственности и препятствовать высшему его призванию и спасению, отрекается от всех земных пристрастий и удовольствий, началом и концом всех своих действий, поставляя одного Бога. Самоотвержением отличались все борцы 2-ой Мак. книги за отеческие законы и все мученики Маккавейские (VI и гл.), но особенно подробно, описывается самоотвержение младшаго брата-мученика. «Антиох убеждал самого младшего брата, который еще оставался, не только словами, но и клятвенными уверениями, что и обогатит и осчастливит его, если он отступит от отеческих законов, что будет иметь его другом и вверит ему почетные должности. Но юноша нисколько не внимал... и предал и душу и тело за отеческие законы, призывая Бога»... (VII, 24–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Самое главное событие, о котором говорится в Евангелии — Пасха, — совершается. Иисус делает самый важный Свой шаг — Он переходит «от мира сего» к Отцу. Переживания, которые владели Им, — страх, боль, которые Он испытал во время Гефсиманского борения, позади. Остается только одна дорога. И наверное, не случайно, что сразу после стиха «Бог прославился в Нем» Иисус говорит: «Дети! не долго уже быть Мне с вами». И дальше, начиная с 33-го стиха 13-й главы и до конца 14-й, текст носит характер монолита, он представляет собой нечто единое с композиционной точки зрения. Это, если можно так сказать, завещание Иисуса ученикам, содержащее главные Его наставления. Наставлений, подобных по форме этим, очень много в Ветхом Завете. В конце книги Бытия рассказывается, как старый Иаков, он же Израиль, дает наставления своему сыну Иосифу; Иаков умирает, и его хоронят. В конце книги Иисуса Навина тот обращается к окружающим с наставлениями, затем умирает, и его хоронят. Аналогичный рассказ можно найти в Третьей книге Царств. Давид на смертном одре обращается с наставлениями к сыну Соломону, затем умирает, и его также хоронят. По сути дела, об этом же речь идет и во Второзаконии. Моисей наставляет Иисуса Навина и тех, кто его окружает: он пересказывает то, что составляет содержание первых четырех книг Закона. Сама книга представляет собой именно слова Моисея, она начинается сообщением об этом: «Сии суть слова, которые говорил Моисей всем Израильтянам за Иорданом в пустыне…» (Втор. 1:1). Дальше идёт завещание Моисея. «Начал Моисей изъяснять закон сей, и сказал: Господь, Бог наш, говорил нам в Хориве…» (Втор. 1:5—6). В 5-й главе Второзакония вновь повторяется Десятисловие. Затем в конце следуют две молитвы Моисея (это место Второзакония можно сравнить с Первосвященнической молитвой Иисуса в 17-й главе Евангелия от Иоанна), и наконец сообщается, что Моисей умер по слову Господню «и погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора» (34:6). В Первой книге Маккавейской тоже есть подобного рода текст. Маттафия говорит своим детям, что умирает, и дает им наставления. Затем сообщается, что он умер, был погребен (с этими словами мы встретимся и в Евангелии!) и «приложился к отцам своим» (1 Макк. 2:69). Первая книга Маккавейская по времени ближе всего к Евангелию от Иоанна. Что же касается той части книги, где содержится завещание Маттафии, то завещание Иисуса в Евангелии от Иоанна очень похоже на этот текст. Маттафия говорит: « Ныне время переворота и гнев ярости (Божией. —  Г.Ч.). Итак, дети, возревнуйте о законе, и отдайте жизнь вашу за завет отцов наших» (1 Макк. 2:49— 50). В Евангелии: « Ныне прославился Сын Человеческий… Дети, не долго уже…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

Ст. 10. … В сто восемьдесят восьмом году живущие в Иерусалиме и в Иудее, и старейшины и Иуда – Аристовулу, учителю царя Птоломея, происходящему из рода помазанных священников, и пребывающим в Египте Иудеям – радоваться и здравствовать… Так начинается второе письмо палестинских иудеев в Египет. Год написания его есть, очевидно, 121-й до Р. X. Таким образом, упоминаемый здесь Иуда, не есть известный Иуда Маккавей, а, как полагают – родственник Иоанна Гиркана, которому сей последний, занятый войною с сирийскими вождями, поручил внутреннее управление страной. Упоминаемый же здесь царь египетский есть Птоломей Евергет. У него-то и был учителем некто из ученых священников иудейских, по имени Аристовул. Ст. 14. …Именно, когда Антиох, как бы, намереваясь сочетаться с нею (богиней Нанеей), пришел в храм ее, а, бывшие с ним, друзья пришли взять деньги, как приданое…, и проч... В древности не редки примеры подобных сумасбродств. Ибо, как Юпитер и другие боги Олимпа, по мифологии Греков, совокуплялись с дщерями человеческими, так и люди-герои посягали на супружеские союзы с богинями. Афиняне обещали Марку Антонию в замужество свою богиню Минерву, и новый супруг ее потребовал у них вместо приданого – тысячу талантов денег. Римский император Гелиогабал устроил церемонию свадьбы с богиней Уранией, Каллигула замышлял то же самое 1158 . Ст. 19–36. Рассказ о священном огне с жертвенника всесожжений, который, будто бы, скрыт был на дне безводного колодезя и таился там во все время плена Вавилонского, – сей рассказ запечатлен характером баснословия. Ибо в канопических книгах Ездры и Неемии, а, равно, и у пророка Иеремии, на которого ссылается писатель 2-й книги Маккавейской, ничего подобного не уноминается. Глава 2. Продолжение второго письма палестинских иудеев, и предуведомление от автора второй книги Маккавейской а) Рассказ о том, как пророк Иеремия приказал переселяемым в плен Иудеям взять от огня священного и скрыть его, а, равно, и о том, как тот же пророк Иеремия скрыл на горе Наваф скинию Моисея и ковчег завета, в некотором потаенном месте и предсказал, что, некогда, они будут со славою открыты (ст. 1–12). б) Примечание об исторических трудах Неемии, собравшего сказания о царях и пророках, и об исторических записках некоего Иуды; предложение этих записок египетским иудеям и увещание им – совершать праздник очищения храма Иерусалимского (ст. 13–19). в) Писатель второй книги Маккавейекой излагает свое намерение изложить вкратце пятикнижную историю некоего Иасона Киринейского о подвигах Иуды Маккавейского, при Антиохе Епифане и сыне его Антиохе Евпаторе (ст. 20–33).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Судя по 16–18 ст., инициатива этого возобновления, как будто, усвояется самим римлянам; однако, естественнее думать, что Симон, а не римляне, посылал послов с этой целью, как представляется дело и при возобновлении дружбы со спартанцами (21–33). Еще яснее следует это из 24 ст., где прямо говорится, что «Симон послал Нуминия в Рим… заключить с ними союз…», и ответ, привезенный от римлян Нуминием (ср. XIV:24; XV:15–21), не оставляет сомнения в том, что сам Симон начал это дело. – «Написали…» (18 ст.) – тут разумеются не только римляне, заключавшие союз с Иудой и Ионафаном (гл. VIII и XII), но и спартанцы, хотя эти возобновляли союз только с Ионафаном (XII:6). Это же двойное подлежащее (римляне и спартанцы) принадлежит и к выражению – «опечалились…» (16 ст.). Послание спартанцев (20–23) озаглавливается именем не царя, а «Спартанские начальники и город…», ρχοντες Σπαρτιατν, т. е. эфоры : после Пелопса, который наследовал своему отцу Ликургу в 211 г. до Р. Х., Спарта не имела более царей, а по умерщвлении Набиса в 192 г. до Р. Х. она не имела более тиранов. – Посланные к спартанцам были те же самые и теперь, что ранее – при Ионафане (XII:16). – «В открытые народные книги…», ν τος αποδεδειγμνοις του δμου βιβλοις…, слав.: «во особыя людския книги…», т. е. книги, предназначенные для общественного употребления и сведения. «Весом в тысячу мин…» Принимая мину за 1/60 древнегреческого таланта (см. к XI:28), получаем в тысяче мин ценность около 37 000 рублей на наши деньги. 1Мак.14:25–27 Когда услышал об этом народ, то сказал: какую благодарность воздадим мы Симону и сыновьям его? Ибо он твердо стоял и братья его и дом отца его, и отразили врагов Израиля, и доставили ему свободу. И написали о том на медных досках и выставили их на столбах на горе Сион. Вот список написанного: «В восемнадцатый день Елула сто семьдесят второго года – это был третий год при первосвященнике Симоне – «На горе Сион…», т. е. точнее – на храмовой горе (см. к I:33, а также 48 ст. настоящей главы). – «В 18-й день Елула (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Этот именно закон лежит в основе деятельности всех борцов 2-ой Мак. книги за отеческий Моисеев закон, за отеческие обычаи и за святость Иерусалимского храма; этим законом руководились и мученики Маккавейские, когда свободно шли на костры и смерть, отказываясь от богатства и почестей, кои предлагал им Антиох, если они отступятся от отеческих законов (VII, 24–25). Свободу, в нравственных своих поступках, и обязательную для себя силу нравственного закона ясно исповедует пред всеми в своей предсмертной речи Елеазар: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю бичуемым телом жестокие страдания, а душею охотно терплю их по страху перед Ним» (VI, 30). Следование в своей жизни нравственному закону всецело зависит от самого человека. «Мужественно расставаясь теперь с жизнью, – говорил в той же речи Елеазар, – сам я являюсь достойным старости, а юным оставляю добрый пример охотно и доблестно принимать смерть за досточтимые и святые законы» (VI. 28). Основание этого нравственного закона лежит в премудрой и всеблагой воле Божией; эта воля Божия и составляет сущность нравственного закона. Исполнение воли Божией есть главный долг человека и основа всякого его благоденствия. В самых первых строках книги, в первом письме Иерусалимских иудеев к иудеям Египта, ставится на самый первый план исполнение египетскими единоверцами воли Божией, как залог благодетельства им Бога и сохранения для них завета Авраама, Исаака и Иакова. «Да дает всем вам сердце, – говорится в этом письме, – чтобы чтить Его и исполнять волю Его всем сердцем и усердною душею» (I, 3). Нравственный закон, регулирующий духовно-нравственную жизнь человека, естественно вложен Творцом в самую духовную природу человека. Творец, посредством разума и совести, говорит каждому человеку, что хорошо и честно и что худо и безчестно, что мы должны делать и чего должны удаляться; таким образом, Творец мира, который образовал природу человека (VII, 23), естественно является и Творцом нравственного закона.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

1Кор.15:54–55 ). Тогда наступит для Израиля полное блаженство. ( Ис.25:9 ). Время это близко. «Ибо близок день Господень на все народы» ( Авд.1:15 ). «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей: да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок» – взывает пророк Иоиль (2:1; ср. Иоиль.1:15, 3:14 ). «Близок великий день Господу, близок – и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня» – говорит пр. Софония ( Соф.1:14 ; ср. Соф.3:8 ; ср. Мал.3:1:2 ). «Рыдайте, ибо день Господень близок» – восклицает пр. Исаия ( Ис.13:6 и сл., Ис.13:9 ). «Ибо день мщения – в сердце Моём, и год Моих искупленных настал» ( Ис.63:4 ). У Даниила время явления Мессии определяется точным обозначением числа лет, которые должны пройти от Даниила до Христа ( Дан.9:24–27 ). Вопрос о времени и признаках пришествия Мессии был самым жгучим вопросом для иудейства в послепленный период. Насколько он интересовал иудеев, видно, например, из 3-й книги Ездры, написанный ещё до разрушения Иерусалима римлянами, где «все мысли и интересы её автора сосредоточены исключительно на вопросе о том, когда наступит конец бедствиям Израиля, и какие знамения будут предшествовать наступлению дня Господня» 24 . Сознавая невозможность ответить на этот вопрос с полной определённостью ( 3Ездр.4:33–35 ; ср. 3Ездр.13:52 : Еноха 18:16), иудеи со времени маккавейских войн были проникнуты тем общим убеждением, что «дни Мессии и непосредственно следующая за ними кончина настоящего века наступят в самом ближайшем будущем» 25 . Автор 3-й книги Ездры говорит: «Быстро спешит век сей к своему исходу... Скоро придёт Судия... Суд Божий ныне приближается» ( 3Ездр.4:26; 8:18, 61 ; ср. 3Ездр.5:41 и др.). Он надеется лично дожить до явления Мессии, что видно как из его вопроса, обращённого к ангелу: «думаешь ли ты, что я доживу до этих дней?» ( 3Ездр.4:51 ), так и из условного замечания ангела: «если Всевышний даст тебе дожить» до последних дней ( 3Ездр.5:4 ). Автор подробно перечисляет признаки и знамения последних дней (глл.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vera-v-...

1Мак.14:11 . Он произвел мир на земле своей; и радовался Израиль радостию великою. 1Мак.14:12 . и сидел каждый под виноградом своим и под смоковницею своею; и никто не устрашал их. 1Мак.14:13 . и не стало воюющаго с ними на земле их; и цари их сражены были в те дни. 1Мак.14:14 . и поддерживал он всех убогих в народе своем, требовал исполнения закона, и истреблял всякаго беззаконнаго и лукаваго. 1Мак.14:15 . Украсил святилище и умножил утварь священную, 1Мак.14:16 . и услышали в Риме, что умер Ионафан, и даже в Спарте, и весьма опечалились. 1Мак.14:17 . Когда же услышали, что Симон брат его стал вместо его первосвященником, и управляет страною и городами в ней; 1Мак.14:18 . тогда написали к нему на медных дощечках о возобновлении дружбы с ним и такого же союза, какой утвердили с Иудою и Ионафаном братьями его. 1Мак.14:19 . и прочитаны были (писания их) пред собранием в Иерусалиме. 1Мак.14:20 . и вот список с писем, кои прислали Спартанцы: «Спартанские начальники и город Симону священнику великому и старейшинам и священникам, и всему народу иудейскому, братьям нашим – обрадование. 1Мак.14:21 . Послы, присланные к народу нашему, возвестили нам о славе вашей и чести; и мы обрадованы были прибытием их, 1Мак.14:22 . и записали сказанное ими в Совете народном так: Нуминий Антиохов и Антипатр Иасонов, послы иудейские, пришли к нам возобновить дружбу с нами. 1Мак.14:23 . и угодно было народу принять сих мужей славно, и внести запись речей их в справочныя книги народа, дабы воспоминал сие народ спартанский. А список с сего мы написали для Симона первосвященника». 1Мак.14:24 . После сего Симон послал Нуминия в Рим с щитом золотым великим, весом в тысячу мнас, чтобы утвердить союз с ними. 1Мак.14:25 . Когда же услышал народ (Иуд.) слово о сем, тогда сказали: какую благодарность воздадим мы Симону и сынам его? 1Мак.14:26 . Ибо он был опорою, и братья его и дом отца его; и они поражали врагов Израиля, и уставили ему свободу! – И написали это на медных дощечках, и прибили их к столбу на горе Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1Мак.1:37 . И проливали кровь невинную вокруг святилища, и оскверняли святилище. 1Мак.1:38 . И разбежались жители Иерусалима ради их, и он стал жилищем чужих: и был чужим для урожденных своих, и свои чада оставили его. 1Мак.1:39 . Святилище его запустело, как пустыня: праздники его заменились плачем, субботы его – поношением, честь его уничижением. 1Мак.1:40 . По мере славы его увеличивалось безчестие его, и величие его сменилось плачем. 1Мак.1:41 . Притом написал царь Антиох всему царству своему, чтобы все были народ один, 1Мак.1:42 . и каждый оставил бы законы свои; и поступили все язычники по сему слову царя. 1Мак.1:43 . И многие израильтяне приняли обряд его, и принесли жертвы идолам, и осквернили субботу. 1Мак.1:44 . И послал царь вестников в Иерусалим и в города Иудины с приказами в руке поступать по законам чуждым сей земле, 1Мак.1:45 . и запретить всесожжения, и жертвы и возлияние святилищное, и омерзить субботы и праздники, 1Мак.1:46 . И осквернить святилище и святых, 1Мак.1:47 . строить жертвенники и капища и кумирницы, и в жертву приносить свинину и скотов нечистых, 1Мак.1:48 . и оставлять сынов своих необрезанными, сквернить души свои всякою нечистотою и мерзостию, 1Мак.1:49 . так чтобы закон был забыт, и переменились все установления; 1Мак.1:50 . И если кто не поступит по сему глаголу царя, да умрет. 1Мак.1:51 . Точно такия же приказания написал он для всего царства своего, и поставил надзирателей над всем людом: и повелел городам Иудейским приносить жертвы, от города до города. 1Мак.1:52 . И собрались к ним многие из народа, всякий, кто оставил закон: и сделали зло на сей земле; 1Мак.1:53 . И принудили израильтян укрываться во всяком убежище их. 1Мак.1:54 . И в пятнадцатый день Хаслева (месяца) сто сорок пятаго года создали мерзость запустения на месте жертвенника: и в городах Иудейских вокруг построили требища. 1Мак.1:55 . И у дверей домов и на площадях кадили, 1Мак.1:56 . И книги закона, какия находили, разорвав, сожигали огнем. 1Мак.1:57 . А у кого где находилась книга завета, и кто любил закон, того умервщлял суд царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010