Три книги Маккавейские Название книгМаккавейских в нашей славянской и русской Библиях есть буквальный перевод их греческого названия. В греческой же Библии они надписываются: Μακκαβαων α (т. е. πρτος λγος), Μακκαβαων β (т. е. δυτερος λγος), Μακκαβαων γ (т. е. τρτος λγος), – что в русском переводе значит: Маккавейская книга первая, Маккавейская вторая и Маккавейская третья. Название это произошло от того, что исчисленные книги повествуют, либо о деятельности и подвигах знаменитых братьев Маккавеев в тяжкий период владычества сирийского над Иудеей (как две первые), либо о событиях, близких ко временам Маккавейским, и родственных с ними по духу и характеру (как третья). Писатели книг Маккавайских, и время происхождения каждой книги Ни в Писании, ни в предании Иудейском нет никаких намеков на писателя первой книги Маккавейской; так что, относительно его, существуют только одни предположения. Книгу эту приписывают, то Иоанну Гиркану (сыну Симона Маккавея), то историку Иосифу Флавию, то, наконец, великой Синагоге Иудейской. С наибольшей, впрочем, вероятностью можно положить, что писатель первой книги Маккавейской, если не был современником Иоанна Гиркана, то жил недолго после него; ибо свою историю он доводит только до Гиркана и ссылается на летопись его времени и правления 1084 . В этом же, отчасти, убеждает и несовершенное знакомство его с римским народом и его историей 1085 , что было бы трудно предположить в писателе иудейском веком позднее, – когда имя Римлян гремело, можно сказать, во всем мире. Таким образом, происхождение 1-й книги Маккавейской можно отнести к 106 году до Р. X., – т. е. ко времени, около которого случилась смерть Иоанна Гиркана 1086 . Первоначальный язык, на котором написана 1-я книга Маккавейская, есть, по свидетельству Оригена и блаженного Иеронима , Сиро-Халдейский. Но оригииал ее потерян; до нашего же времени дошли только переводы греческие и сирийские. Автор второй книги Маккавейской так же неизвестен. Известным можно считать только то, что не он есть писатель 1-й Маккавейской книги, хотя предмет и события обеих этих книг одновременны. Писатель 2-й книги, по-видимому, даже и не видал 1-й книги и ничего из нее не заимствовал. Порядок повествования у него другой, и свои рассказы он доводит до гораздо ближайших пределов, в сравнении с 1-й книгой Маккавейской. Эти рассказы извлечены им из пяти книг некоего Иасона Киринейского, которые он и сократил, для удобства читателей 1087 . Так как оригинальный язык 2-й книги Маккавейской есть греческий, равно, как и весь характер ее, также и обороты речи – носят на себе отпечаток греческий; то, можно полагать, что и писатель ее был Иудей-еллинист, и, может быть, Александриец. Примечают, что повествователь был несколько удален по времени от событий, о которых рассказывает, и жил примерно около первой половины первого века до Р. X. 1088

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

прот. Николай Соколов Скачать epub pdf Лекция 27. Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175–134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало – восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю – подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу – это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу – это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, – он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» ( 1Мак.1, 1–2 ) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена – величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и  Оригена , 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам ( 1Мак. 16, 23  и 24), которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135–105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

§ 1. О книгах Ветхого Завета вообще I. Определение Книги Ветхого Завета суть те, священные книги, которые до Рождества Христова богодухновенными мужами написаны и преданы Церкви для всегдашнего правила веры и действий. II. Показание книг Ветхого Завета Оные суть: Бытия, Исход, Левит, Числ, Второзакония, Иисуса Навина, Судей, Руфь, 1 Царств, 2 Царств, 3 Царств, 4 Царств, 1 Паралипоменон, 2 Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, 2 Ездры, Есфирь, Иов, Псалтирь, Притчей, Песни Песней, Премудрости Соломони, Премудрости Иисуса сына Сирахова, Пророка Исаии, Пророка Иеремии, Плачь Иеремиев, Пророка Варуха, Пророка Иезекииля, Пророка Даниила, Пророка Осии, Пророка Иоиля, Пророка Аммоса, Пророка Авдии, Пророка Ионы, Пророка Михея, Пророка Наума, Пророка Аввакума, Пророка Софонии, Пророка Аггея, Пророка Захарии, Пророка Малахии, 1 книга Маккавейская, 2 книга Маккавейская, 3       книга Маккавейская, 3 книга Ездры. III. Разделение Сии книги суть двоякие: Одни суть правильные (Canonici) получившие наименование сие из Посл. к Гал. ( Гал.6:15,16 ) и Филип. ( Флп.3:16 ). Называются они правильными потому, что содержат в себе неизменное правило веры и действий человеческих. Таковые суть 5 книг Моисеевых, книга Иисуса Навина, Судей, Руфи, четыре Царств, две Паралипоменон, 1 Ездры, Неемии, Есфири, Иова, Псалмы 150, Притчей Соломоновых, Песни Песней, Екклесиаста, Пророка Исаии, Иеремии с плачем его, Иезекииля, Даниила, Осии, Иоиля, Аммоса, Авдии, Ионы, Михея, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея, Захарии и Малахии. Что сии, а не другие Церковь Иудейская и Христианская первенствующая правильными признавала, то свидетельствуют Правил Апостол. правило 85, Собора Лаодикийского правило 59, из св. отцов Афанасий в сокращении Священного Писания , Ориген у Евсевия кн. 6, Ист. цер. гл. 25, Кирилл Иерус. катех. 4, Иоанн Дамаскин кн. 4, гл. 18 и прочие; из Иудеев Иосиф, кн. 1 против Апиона, Мелитон у Евсевия Ист. церк. кн. 4, гл. 26 и другие. – И что они подлинно книги богодухновенные, то явствует из следующего.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Podob...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии 10.4. Гонение Антиоха Епифана Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета 10.3. Первая и вторая книги Маккавейские. Палестина под властью Египта и Сирии Затем Антиох III (Великий), сирийский правитель, потомок Селевка Никатора, в 199 году выступает против Птолемея и покоряет южную часть Сирии и Палестину, то есть отодвигает границы своего царства фактически до самого Египта. Иудея переходит под власть Антиоха Великого, который, впрочем, оставляет без изменений тот строй, который может быть назван теократическим. Хотя эта теократия уже была не такая, которая была во времена Судей, а уже в более современном виде, когда во главе управления стоят священники; кроме того, народ не был независим. По свидетельству книг Маккавейских, Антиох выделяет субсидии на совершение жертвоприношений и дает распоряжения, подтверждающие запрет язычникам входить в Храм. Все это продолжается до его смерти. Изменения начались, когда воцарился Антиох IV, по прозвищу Епифан. Во дни своей юности он успел побывать в Риме в качестве заложника, и был человеком, пропитанным римской культурой. Когда он воцаряется, то начинает проводить весьма энергичную программу «всеобщей эллинизации», программу «окультуривания и просвещения диких народов», которые населяли его царства. Делает он это с размахом, достойным римлянина. Поскольку общая культура всех стран, которые ему подчинялись, была также языческая, то больших затруднений он не встречал, потому что языческая культура открыта для синкретизма и легко способна принять в свой пантеон новых богов. Единственным камнем преткновения в его программе оставалась Иудея, которая никак не желала принимать плоды цивилизации, которые он ей предлагал.

http://sedmitza.ru/lib/text/431228/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Прот. Николай Соколов Ветхий Завет. Лекция 27 К оглавлению Первая книга Маккавейская Книга разделяется на несколько частей, повествует о борьбе Маккавеев против Антиоха IV Епифана и его преемников в период времени, обнимающих 41 год. Это примерно 175-134 годы до Р.Х. Книга делится на 4 части. 1 и 2 главы описывают эпоху эллинизации Иудеи и говорится о походах Александра Македонского и того, что за этим последовало — восстание Маттафии. С 3 главы по 9-ю — подвиги Иуды Маккавея, его героическая борьба против языческого владычества. С 9-й главы 23 стиха по 12 главу — это подвиги Ионафана Маккавея, его брата и с 13 по 16 главу — это подвиги Симона Маккавея. Первая Книга Маккавейская начинается с периода эллинизации времени Александра Македонского. «После того, как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Кеттим, поразил Дария, царя Персидского и Мидийского, и воцарился вместо него прежде над Елладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли.» (1 Мак.1, 1—2) Сейчас знаменитая гробница Александра Македонского находится в археологическом музее в Стамбуле. Она туда перевезена и восстановлена — величественный саркофаг из гранита и белого камня и мрамора, который украшен различными барельефами, повествующими о завоеваниях Александра Македонского, о его походах, его славных делах. После завоевания Александром Македонским почти всей видимой вселенной, он разделил свою империю. Он удивительно рано скончался. Кто-то говорит, что он был отравлен, кто-то, что убит, кто-то говорит, что он погиб от своей нечестивой жизни. Но он скончался и его империя была разделена на три части: греческую, сирийскую и египетскую, где все его военачальники получили управление. По свидетельству блаж. Иеронима и Оригена, 1 Маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском языке, но до нашего времени она дошла только на греческом, латинском и сирийском языках. Время происхождения книг можно определить по стихам (1 Мак. 16, 23 и 24) , которые содержат замечание о правлении Иоанна Гиркана. Это годы 135—105 до Р.Х. Не говорится о его смерти, следовательно книга была написана ранее 105-го года до Р.Х. Писателем книги безусловно был палестинский еврей, который о своей личности не оставил воспоминаний. Он подражал методу написания древних хроник, описывал исторические события, но своей главной целью считал их религиозную интерпретацию.

http://sedmitza.ru/lib/text/432144/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАККАВЕЙСКИЕ КНИГИ Традиц. название 4 иудео-эллинистических сочинений, входящих в основные древние кодексы Септуагинты , за исключением Ватиканского (первые 3 из них входят в состав правосл. Библии как неканонические, см. в ст. Канон библейский ). Название Греческое название «Τ Μακκαβακ», т. е. «Деяния Маккавея», восходит к христ. источникам. Первое его упоминание - у Климента Александрийского ( Clem. Alex. Strom. I 21. 123 (3); V 14. 97 (2); о названии «Маккавейские книги» у христианских писателей см.: Schürer . 1973-1987. Vol. 3. Pt. 1. P. 183; Abel. 1949. P. I-III). Раннехрист. авторы, цитируя или упоминая «Первую книгу деяний Маккавея» или «Первую из Маккавейских», показывают этим, что они знали не одну книгу с таким названием ( Hipp. In Dan. IV 3. 8; Orig. Comm. in Rom. 8. 1//PG. 14. Col. 1158; Euseb. Demonstr. VIII 2. 72; Hieron. Prologus galeatus//PL. 28. Col. 556). Позднее название стало восприниматься как относящееся к «Маккавеям» (во мн. ч.). Хотя в 1-2 Макк «Маккавей» - это прозвище только Иуды, со временем «Маккавеями» стали называть не только всех сыновей Маттафии (как это делается и в научной лит-ре), но и их сторонников (иные объяснения переноса именования см.: Четыре Книги Маккавеев. 2014. С. 95-96. Примеч. к 1 Макк 2. 2-5). Первое известное перенесение прозвища Иуды на всех героев и мучеников восстания встречается у Тертуллиана («во времена Маккавеев» - Tertull. Adv. Iud. 4. 10//PL. 2. Col. 606). В научной литературе В научной литературе «Маккавейскими» называются еще неск. раннесредневековых сочинений, так или иначе связанных с сюжетами 1-4 Макк. 5-й Маккавейской книгой называют 2 разных сочинения: сир. перевод 6-й кн. «Иудейской войны» Иосифа Флавия (изд.: Ceriani. 1876) и араб. сокращенное переложение хроники, изначально написанной на иврите (др. название - «Арабская 2-я Маккавейская книга», или «Арабская Маккавейская книга»). Она описывает события от попытки Гелиодора ограбить храм в 186 г. до Р. Х. и до смерти 2 сыновей Ирода Великого в 6 г. до Р. Х., т. е. пересказывает 1-2 Макк и соответствующие главы из книги Иосифа Флавия. При этом части ее повествования, которые не восходят к этим источникам, полны домыслов и путаницы ( Cotton. 1832).

http://pravenc.ru/text/2561524.html

Общие сведения о Священном Писании Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета Из курса Катехизиса вы помните, что Священным Писанием называются «книги, написанные Духом Божиим через освященных от Бога людей, называемых Пророками и Апостолами. Обыкновенно сии книги называются Библиею». В зависимости от времени написания, книги Священного Писания разделяются на два отделения: «Те Священные Книги, которые написаны прежде Рождества Христова, называются Книгами Ветхого Завета, а те, которые написаны после Рождества Христова, называются книгами Нового Завета». Очень хорошо, если вы, по окончании курса, сможете перечислить название всех книг Священного Писания. Полезно также знать, что всего в Священном Писании Ветхого Завета в наших изданиях Библии насчитывается 50 книг, из них 39 книг являются каноническими и 11 неканоническими. В качестве маленького домашнего задания вам предлагается самим узнать, какие же книги являются каноническими, какие являются неканоническими. Сразу нужно сказать, что это такое, поскольку в курсе Нового Завета вы не сталкивались с понятием неканонических новозаветных книг – все книги, которые содержатся в корпусе Священного Писания Нового Завета, являются каноническими. А вот если мы откроем Священное Писание Ветхого Завета, обнаружим там и одиннадцать неканонических книг, таких, как книги Премудрости Соломона; Иисуса, сына Сирахова; послание Иеремии, Маккавейские книги и др.1 Эти книги были написаны также в древности, и некоторые из них были написаны в оригинале по-гречески, некоторые – на еврейском языке, но, по тем или иным причинам, эти книги не были признаны Церковью книгами богодухновенными – об этом сейчас пойдет речь особенно, – то есть эти книги были признаны весьма добрыми, назидательными, в которых содержатся некие крупицы богооткровенного учения, но которые в целом богодухновенными признаны быть не могут, – где, скажем, слишком силен элемент человеческого мудрования. Поэтому эти книги Отцами оставлены в списках среди других ветхозаветных книг, и, как в определениях отеческих сказано, они предназначаются для назидательного домашнего чтения христианам и для чтения новоначальным, поскольку в них содержится высокое нравственное учение.

http://sedmitza.ru/lib/text/430781/

Часть 1 Глава 1. Название книги «Вторая Маккавейская книга», известная под этим именем в русской Библии , в греческой Библии обозначается Μακκαβαιων Β. (т. е. δεντερος λογος), в Вульгате – Machabaeorum liber secundus. Греческое слово Μακκαβαιος – Маккавей, вначале было прозванием одного из иудейских военноначальников-патриотов, взявшегося за оружие в защиту своей веры и национальных учреждений против Антиоха Епифана, именно Иуды, третьего сына первосвященника Маттафии 6 , который во второй книге Маккавейской очень часто называется «ο Μακκαβαιος», а иногда и без члена – «Μακκαβαιος» 7 .С первого же взгляда очевидно еврейское происхождение этого имени, так как в нем только флексия греческая. Имя «Μακκαβαιος» происходит от еврейского – молот и представляет аллегорическое обозначение храбрости Иуды, разбивающего врагов, как молот – камни 8 . Прозвание Иуды вполне отвечает восточному обычаю давать выдающимся лицам почетные прозвища: со времени персидского владычества, когда жизнь иудеев сделалась относительно сносною, они особенно сроднились с обычаем отличать почетными прозвищами всех царствующих лиц, а также наместников и правителей, отличавшихся славной и доблестной деятельностью. Поэтому и получили подобное прозвание все сыновья Маттафии, из которых каждый оказал большие услуги своему народу и его величайшему сокровищу – религии. Во II главе 1-ой Маккавейской книги читаем: «у него (Маттафии) было пять сыновей; Иоанн, прозываемый Иалдис; Симон, называемый Фасси; Иуда, прозываемый Маккавей; Елеазар, прозываемый Афарин; Иоаннафан прозываемый Апфус». Прозвание Иуды Маккавеем – разбивающим врагов, как молот – камень, «молотобоем», находит в себя аналогию как в древней еврейской письменности, где храбрые победители и завоеватели иногда сравниваемы были с кузнецами 9 , так и в позднейшие христианские времена, где французский король Карл был прозван Мартеллом, т. е. подавлявшим врагов оружием, как молотом. Итак, за свои доблестные подвиги против сирийцев Иуда получил прозвание Μακκαβαιος; от него пошла новая династия еврейских героев, и потомки его блистали такими же выдающимися доблестями и оказали такие же, а быть может и большие, услуги отечеству; все они отличались, подобно своему главе – Иуде, непоколебимой преданностью национальной религии, рвением, мужеством и постоянством исповедания её.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Некоторые предварительные сведения из общего Введения в книги Свящ. Писания и из Свящ. Герменевтики Сведения из общ Введения (Исагогики) в Свящ. Писание. § 1. Понятие о Свящ. Писании вообще. – Под именем Священного Писания разумеются книги, написанные святыми мужами, пророками и апостолами, по вдохновению от Святого Духа и содержания в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви Божией на земле. § 2. Употребительнейшия наименования всего состава священных книг. – В самом Свящ. Писании встречаются различные наименования состава, или сборника означенных книг. Самое древнее название, усвоенное этим книгам еще в Церкви иудейской, такое: писание (γραφ), или святые писания (γραφα γαι), или священные писания (εραγρμματα). Это видно из того, что Иисус Христос в разговорах с иудеями часто называл священные книги Ветхого Завета указанным именем писаний (см. напр. Мф.22:29 ). Тем же именем их называли и апостолы ( 2Тим.3:15 ; Рим.1:2 ; 2Пет.1:20 ). Название свящ. книг просто «писанием» означает в данном случае преимущество их пред всякого рода писаниями. Другое древнее название состава священных книг, это – «завет», или «книга завета» (ββλος διαθκης), какое название встречается еще у Сираха (XXIV, 25) и в первой книге Маккавейской (I, 57). У писателей Нового Завета, именно у ап. Павла, состав священных ветхозаветнык книг (в отличие от новозаветных) называется «Ветхим Заветом» ( 2Кор.3:14 ) 1 . Еще часто мы встречаем в Свящ. Писании наименование священных ветхозаветных книг «законом» ( Ин.12:34 ) или: закон, пророки и псалмы ( Лк.24:44 ). Законом собственно называется Пятокнижие Моисеево. У св. отцов Свящ. Писание называется «книгами Ветхого и Нового Завета», или просто «заветом», «писанием» и др. Нынешнее общеупотребительное название сборника всех священных книг Библею (от греч. βιβλα) – происхождения позднейшего оно в первый раз встречается у св. Иоанна Златоуста и означает «книги» по преимуществу. § 3. Разделение священных книг – По времени происхождения своего, все священные книги разделяются на два состава, или собрания: на книги Ветхого Завета и книги Нового Завета, Под именем книг Ветхого Завета разумеются книги, написанные до рождества Христова, в разные времена от Моисея до Ездры и пр. Малахии (1600–400 л. до Р. X.), святыми пророками по вдохновению от Св. Духа и содержащие в себе божественное откровение о домостроительстве Церкви ветхозаветной, откровение, подготовлявшее членов этой Церкви к принятию грядущего Мессии. Под именем же книг Нового Завета разумеются книги, написанные по вдохновению от Св. Духа апостолами и их сотрудниками в первый век по рождестве Христове (42–100 г.) и содержащие в себе, конечное откровение Божие о домостроительстве Церкви воинствующей на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

LXIV. Нашествие Александра Великого и Птоломеев, Илиодор После Неемии, которого жизнь, как полагают некоторые, продлилась до времен Александра Великого, особенную силу получило в народе звание Первосвященника и сделалось предметом любочестия и внутренних междоусобий, что подавало повод к притеснениям, со стороны властителей Персидских. В правлении Адуя, последнего Первосвященника, названного в книге Неемии, основан был в пределах Самарийских, на горе Гаризине, храм, подобный Иерусалимскому, Самарянами, отлученными от истинного храма. Сам победитель Персии, Александр, разгневанный отказом Иудеев, в помощи ему против Тира, приблизился с войском к Иерусалиму, двести пять лет по возвращении их из плена. Первосвященник, после всенародного поста, будучи наставлен богом во сне, вышел на встречу неприятелю, в священном облачении, сопровождаемый священниками и народом, в белых одеждах. Александр, сверх чаяния, поклонился имени Божию, которое находилось на челе Архиерея, принес жертву в Иерусалиме, и когда показали ему пророчество Даниила, о разрушении Персидской монархии Греческим Царем, оставил Иудеев жить, по их отечественным законам, и дал им многие льготы. Сильными чертами изображает первая книга Маккавейская, быстрое возвеличение Александра и его преждевременную смерть: он предпринял многие брани, одолел многие твердыни и убил Царей; прошел даже до края земли, собирая корысти со многих народов, и земля пред ним умолкла; возвысился и вознеслось сердце его, и потом он простерся на ложе своем и познал, что умирает; он созвал благородных служителей своих, с которыми был воспитан, и еще при жизни разделил им царство свое; они возложили на себя диадемы, по смерти его, и сыновья их, после них, на многие годы, и зло умножилось на земле. Отселе, мимо всех частных событий четырех царств, основанных на обломках Александрова, и особенно Сирийского и Египетского, которые имели столь сильное влияние на Иудею, писатель первой книги Маккавейской прямо переходит к жестоким гонениям Антиоха, которые также предвидел Даниил. Некоторые приписывают её Первосвященнику Иоанну, сыну Симона Маккавея, или одному из современных ему священников, и она ясно обнаруживает промысел Божий о веровавших во имя Его, посреди гонений языческих. Другая книга Маккавейская, сокращенная, как видно в её предисловии, из пяти книг некоего Иасона Киринейского, описывает также бедствия и гонения Иудеев, и спасение их Маккавеями. По своему благочестивому направлению, она принята, вместе с первой и третьей книгой сего же имени, в состав книг ветхозаветных, хотя и не находится он в подлиннике Еврейском, подобно как и еще две книги, приписываемых Эздре, и книга Премудрости, возвеличенная именем Соломона, и книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, исполненная назидательных советов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010