В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви Май 27, 2022 Комментарий , Новости , Событие Москва, 27 мая . В Москве завершилось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, которое проходило 27 мая в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре под руководством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда рассказал о ряде решений, принятых в ходе заседания. В частности, глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что члены Синода заслушали сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о ситуации на Украине и о помощи беженцам и пострадавшим мирным людям на Украине и Донбассе. Священный Синод постановил «выразить благодарность всем трудящимся для помощи беженцам и пострадавшим мирным людям, оставшимся в зоне конфликта, а также жертвующим средства, продукты питания и вещи». В.Р. Легойда проинформировал, что на заседании был также заслушан доклад митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о восстановлении общения Сербского Патриархата и Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. «По итогам обсуждения Синод постановил возблагодарить Господа за прекращение многолетнего разделения и возвращение Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии в евхаристическое и каноническое общение с Сербской Православной Церковью», — сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. «Также Священный Синод рассмотрел прошения епархиальных архиереев о внесении изменений в их титулы. По итогам обсуждения члены Синода постановили епархиальным архиереям Канашской епархии иметь титул " Канашский и Беловолжский " , а епархиальным архиереям Бежецкой епархии иметь титул " Бежецкий и Удомельский " », — рассказал В.Р. Легойда. По словам представителя Церкви, члены Синода уточнили порядок распределения выпускников духовных учебных заведений московского региона. «Кроме того, на заседании были одобрены отчеты синодальных учреждений об их деятельности в 2021 году и утвержден ряд гимнографических текстов», — отметил В.Р. Легойда. «Также, согласно действующему порядку, Священный Синод утвердил журналы Белорусского Экзархата и Среднеазиатского Митрополичьего округа», — заключил глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. Актуальная аналитика Обращение Святейшего Патриарха Кирилла в связи с масштабным наводнением на Урале и в ряде регионов Сибири Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращением духовенству, верным чадам Русской Православной Церкви и всем пострадавшим в результате наводнения 12.4.2024 15.2.2024 01.2.2024 01.2.2024 Кормчий Русской Церкви на ее историческом повороте Русская Православная Церковь отмечает 15 лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 26.1.2024 Об отделе Материалы Справка Проекты Деятельность

http://sinfo-mp.ru/v-moskve-zavershilos-...

Эта ужасная ересь была самая богопротивная и страшная. Она колебала Церковь так сильно и так долго, что в больших городах Греции, как например, в Константинополе, из тысячи храмов только один остался православным. И то, это был даже не храм, а маленький молитвенный дом. Все же соборы, храмы, церкви были арианскими, т.е. не православными. И сколько тогда погибло истинных пастырей Церкви! Сколько отправлено было в далекие ссылки! Сколько запрещено и отстранено от церковного дела и службы! Ясно, что сатана здесь успевал, и коварная его работа давала ужасные свои плоды. Ересь Ария была осуждена 1-ым Вселенским собором (325 г.). Святые отцы, собравшись на Собор, сказали, что Господь наш Иисус Христос есть Истинный Бог, Он равен Отцу во всем. А кто мыслит иначе (по-ариански), того предали анафеме. Злосчастный Арий был осужден Собором, но он не смирился. Тогда Господь Сам жестоко наказал его. Когда Арий шел на соборную службу, ему захотелось в туалет. Он зашел, но оттуда долго не выходил. Когда же пошли за ним, то увидели ужасное: ересиарх плавал в своей же крови и глотал ее… Все внутренности его вышли наружу, и он тут же скончался. МАКЕДОНСКАЯ ЕРЕСЬ (конец IV в.) Если Арий отрицал Божество Иисуса Христа как Сына Божия, то Македоний (он был епископом) отрицал Божество Святаго Духа. Македоний учил, что Дух Святый, как третья Ипостась Святой Троицы, не равный Богу Отцу и Богу Сыну и ниже Их по достоинству, что Дух Святый подчинен и Отцу, и Сыну, что Дух Святый не Бог, а тварь, или сила, которая действует через Отца и Сына. Эта безбожная ересь была не менее ужасная и страшная чем арианство. Сатана делал подкоп под самую сущность христианской веры. Он хотел ниспровергнуть святую Живоначальную Троицу или, в крайнем случае, разделить Ее. Знал, коварный, что Духу Святому, после искупительного подвига Христа на земле, предстоит вести мир к спасению. И вот, в самом начале хотел уничтожить веру в Святаго Духа. Македонская ересь была осуждена на 2-ом Вселенском соборе в 381 г. Сатана и его служитель Македоний были прокляты на веки веков. Святой Собор дополнил « Символ веры » словами: «И в Духа Святаго, Господа Животворящаго, Иже от Отца Исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки» (и до конца). НЕСТОРИАНСТВО (V в.)

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Македонская Православная Церковь отказалась сослужить с ПЦУ Македонская Православная Церковь – Охридская Архиепископия, признанная в 2022 году автокефальной Церковью, отказалась сослужить с раскольнической т.н. «Православной Церковью Украины» (ПЦУ). Вопрос о возможном сослужении с ПЦУ был рассмотрен Священным Синодом Македонской Православной Церкви на заседании 28 марта 2023 года, сообщает сайт Македонской Церкви. Как отмечается, после продолжительного обсуждения было принято решение не сослужить с… 01.04.2023 Украинские верующие записали видеообращение к Президенту Украины и Поместным Церквам Украинская Православная Церковь опубликовала видеообращение к Президенту Украины Владимиру Зеленскому и Поместным Православным Церквам участников Съезда представителей захваченных храмов, который прошел 22 февраля в Киево-Печерской лавре. В опубликованном по итогам съезда видео его участники обратились к главе государства с призывом «прекратить дискриминацию граждан Украины и Украинской Православной Церкви», а также отменить закон, переименовавший Украинскую Православную Церковь, сообщает Информационно-просветительский отдел Украинской Церкви. – Уважаемый Владимир Александрович, вы можете все изменить, вернуть уважение к Конституции Украины, вернуть мир в Украине, показать, что права человека превыше всего, – в частности сказали верующие. Также представители захваченных храмов призвали верующих Поместных Церквей молиться за них и… 10.03.2021 Украинская Православная Церковь объединяет большинство православных страны, – митрополит Иларион Украинская Православная Церковь является национальной Церковью Украины, и именно она объединяет большинство православных верующих страны, об этом напомнил глава Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион. В программе «Церковь и мир» владыка Иларион отметил, что суть направленной против канонической Украинской Православной Церкви пропаганды сводится к тому, что она якобы является «пятой колонной Кремля», что это…

http://foma.ru/tag/avtokefaliya

Решения Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви вызвали резкий отклик в Македонии 30 мая 2005 г. 19:25 Принятые на прошлой неделе решения Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви о провозглашении автономии Охридской архиепископии во главе с митрополитом Йованом и об отлучении от общения не только македонской иерархии, но и рядовых верующих Македонии, встретили негативную реакцию в македонских церковных кругах и средствах массовой информации. Официальный отклик непризнанной Македонской Православной Церкви (МПЦ) выражен в сообщении кабинета архиепископа Охридского и Македонского, опубликованном в минувшую пятницу 27 мая. Здесь утверждается, что действия сербской стороны «не имеют никакого значения» для Македонской Православной Церкви, которая намерена последовательно отстаивать свой автокефальный статус и название. Решения Собора Сербской Церкви квалифицируются как противоречащие «святому Евангелию, христианской любви, церковным канонам, традиции и практике Православной Церкви». Документ заканчивается словами: «Правда и истина — на нашей стороне, а наша Святая Церковь имеет силы и возможности, с Божьей помощью, защитить свои права и достоинство». Македонский телеканал А1 указывает, что члены Синода Македонской Церкви расценивают решение Собора как победу относительно немногочисленного радикально-националистического крыла в Сербской Церкви над «умеренным направлением». Митрополит Пологско-Кумановский Кирилл охарактеризовал принятые в Белграде решения как «безумный церковно-духовный и национальный терроризм», предпринимаемый Сербской Церковью заодно с Греческой, которая не хочет признавать факта существования македонского государства. Митрополит Брегальничский Агафангел заявил, что подписание Томоса (документа) об Охридской архиепископии делает бессмысленными дальнейшие переговоры с Сербской Церковью. Отсутствие слова «македонский» в новом титуле митрополита Йована, по мнению представителей Македонской Церкви, указывает на «отрицание Македонского государства и народа Македонии» со стороны сербского Собора.

http://patriarchia.ru/db/text/19741.html

   Как и в Социалистической Федеративной Республике Югославии, в новых государствах Союзной Республики Югославии (Сербия, Черногория и др.) — Святосаввская Сербская Православная Церковь успешно выполняет свою апостольскую миссию. Македонская Православная Церковь    Особое место в истории Сербской Православной Церкви занимает Автономная Македонская Православная Церковь.    В начале октября 1958 года в Охриде, на юге Югославии, состоялся «Церковный собор Македонской Православной Церкви». Собор объявил восстановление древней Охридской Митрополии, основал автономную Македонскую Православную Церковь и избрал ее первого Митрополита в лице молодого, сотрудника Белградской Патриархии — епископа Досифея. А в июле 1967 года Охридский Собор македонского духовенства и мирян без благословения Матери-Церкви объявил свою Церковь автокефальной. Охридские Соборы явились результатом целого ряда событий в Македонии.    Македония расположена у южной границы Союзной Республики Югославии. Восточные (исторические) области Македонии находятся на территории Болгарии, а южные — на территории Греции. Весь этот регион унаследовал древнее греческое название могущественного Македонского царства. Один из великих античных полководцев и завоевателей Александр, названный Македонским, происходил из царской династии в Македонии. Выгодное географическое положение Македонии — центр Балканского полуострова — сделало ее спорной территорией для соседних стран. 1. Краткая история с древнейших времен    Начало христианства в Македонии относится к временам апостольским. Известно, что святой апостол Павел во время своих благовестнических путешествий посетил ряд городов Македонии и основал в них христианские общины. Христианство интенсивно стало распространяться по всей Македонии после издания Миланского эдикта (313), провозгласившего свободу для исповедования христианской веры. Уже вскоре после издания упомянутого эдикта в Скопье-административном центре Македонии-была основана христианская епископия. Первым известным епископом был Паригорий, участвовавший в деяниях Поместного Сардикийского Собора (347).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3554...

II Церковно-народный Собор начал работу в Охриде 4 окт. 1958 г. под председательством свящ. Нестора Поповского и при участии 291 делегата. В тот же день в базилике Св. Софии в Охриде было оглашено постановление Собора о восстановлении Охридской архиепископии в виде МПЦ. Для «сохранения церковно-канонического единства Православной Церкви в Федеративной Народной Республике Югославии» МПЦ признала патриарха Сербского главным предстоятелем Церкви. Первым главой МПЦ был избран еп. Досифей, на Битольскую кафедру был назначен свящ. Николай Трайковский (в монашестве Климент, † 1979), на Струмицкую - протосинкелл Наум (Димовский; с 1974 г. на покое, † 1977). Собором был принят Устав МПЦ, согласно к-рому в Церковь вошли 3 епархии: Скопская, Преспанско-Битольская и Злетовско-Струмицкая. Митр. Досифей сообщил о решениях Собора патриарху Герману. В послании от 10 марта 1959 г. он пояснял: «...мы действительно желаем оставаться в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью. Это единство осуществлялось бы посредством общего патриарха, но так, чтобы ни Сербская Православная Церковь не вмешивалась во внутренние дела Македонской Православной Церкви, ни Македонская Православная Церковь - во внутренние дела Сербской Православной Церкви» ( Илиевски. 2011. С. 120-121). Архиерейский Собор СПЦ, состоявшийся 3-19 июня 1959 г., после длительного обсуждения решил руководствоваться церковной икономией и, чтобы не усиливать церковные нестроения, вызванные, по мнению членов Собора, политическими интригами коммунистических властей, признать, что македон. епархии «выделились в самостоятельную Македонскую Православную Церковь, управляемую согласно ее Уставу, но остающуюся и впредь в каноническом единстве с СПЦ через ее Предстоятеля, Святейшего патриарха Сербского». Также Собор отметил, что «положения Устава СПЦ перестают действовать в отношении епархий и архиереев на территории Н[ародной] Р[еспублики] Македонии», и рекомендовал привести 35 (из 171) статей Устава МПЦ в соответствие с Уставом СПЦ. Но этот компромисс, достигнутый между СПЦ и МПЦ под давлением стремившихся урегулировать македон. церковный вопрос югослав. властей, не устраивал ни одну из сторон. Позднее патриарх Герман признавался главе Союзной комиссии по делам религий Д. Радосавлевичу, что СПЦ не признала бы МПЦ, если бы не учитывала гос. интересы (см.: 2006. 2. С. 241).

http://pravenc.ru/text/2561512.html

После капитуляции Югославии в начале второй мировой войны и перехода территории совр. М. под контроль болг. армии иерархи СПЦ были изгнаны из епархий, а Болгарская Православная Церковь (БПЦ) направила сюда своих представителей. Зап. районы, попавшие под контроль Италии, в церковном отношении были подчинены Албанской Православной Церкви . Во время войны большая часть местного правосл. духовенства активно помогала Народно-освободительной армии, а после войны планировала выйти из-под к.-л. внешней юрисдикции и создать собственную церковную структуру. Уже в окт. 1943 г. в с. Црвена-Вода (совр. община Дебарца) при Главном штабе Народно-освободительной армии была образована т. н. референтура по религ. делам во главе со свящ. Вельо Манчевским для временного управления церковной жизнью на освобожденных территориях Македонии. 21 окт. 1943 г. в с. Издеглавье (совр. община Дебарца) на 1-м собрании духовенства были приняты решения о создании на освобожденной территории благочиннического округа (9 приходов), о назначении его благочинным свящ. Анфима Поповского (1900-1987), об упразднении внешней церковной юрисдикции, а также прозвучали призывы к восстановлению Охридской архиепископии в виде самостоятельной МПЦ. В окт. 1944 г. в с. Горно-Врановци близ г. Велес был сформирован Инициативный комитет по организации церковной жизни в Македонии. В нояб. 1944 г. под руководством свящ. Мефодия Гогова (в монашестве Михаил, с 1988 - епископ Повардарский, с 1993 - архиепископ Охридский и Македонский, † 1999) возникла Инициативная группа по организации церковно-адм. устройства Македонии, рекомендовавшая всем благочиниям избрать комитеты и делегатов на буд. Церковно-народный Собор. 4 марта 1945 г. в Скопье состоялся I Церковно-народный Собор, на к-ром помимо делегатов от духовенства и мирян присутствовали представители властей, поддерживавшие идею об обособлении МПЦ. Собор принял решение о «восстановлении Охридской архиепископии в виде Македонской самостоятельной Церкви, которая не будет подчиняться какой бы то ни было другой национальной Поместной Православной Церкви»: Церковь должна была называться Свято-Климентовой Охридской архиепископией, а ее главе собирались присвоить титул «архиепископ Охридский». Вместе с тем в соборном постановлении говорилось, что «после создания Югославской Православной Церкви и Патриархата наша Македонская Православная Церковь войдет в ее состав, как и другие Православные Церкви в Федеративной Югославии»: в представлении авторов, развитие церковного устройства должно было происходить в рамках популярной в то время идеи равноправного объединения всех народов общего гос-ва и создания единой югославской нации. Важную роль в урегулировании статуса МПЦ играли гос. власти и партийные органы Македонии, к-рые видели в ней важный элемент в решении македон. национального вопроса.

http://pravenc.ru/text/2561512.html

Наступательные карательные немецкие отряды несколько изменили ход дела. Наместник был схвачен и подвергнут пыткам; началась расправа с македонским духовенством и населением. Однако священство было непоколебимо и продолжило борьбу за национальную свободу. После Второй мировой войны образовалась инициативная группа македонских священников с целью создания независимой Православной Македонской Церкви. Священнический Союз начал действовать независимо от Патриархии и епископов и стал пропагандировать идею организации Македонской Церкви. Намерения македонских священников зашли так далеко, что они возымели мысль совершенно отделиться от Патриархии. В связи с этим, начиная с 1945 года, в г. Скопье состоялось несколько Соборов, на которых поднимался вопрос о самостоятельности Македонской Церкви. Но ввиду разногласий сербских иерархов по данному вопросу решение его откладывалось. И лишь Охридский собор 1958 года вынес постановление о том, что Македонская Церковь просит только автономию. Новоизбранный Македонский Митрополит Досифей познакомил Патриарха Сербского с решением Собора. После этого на состоявшемся в июне 1959 года Соборе Сербской Православной Церкви было принято следующее постановление: «Священный Архиерейский Собор констатирует, что епархии Скопийская, Охридско-Битольская и Златовско-Струмицкая отделились в самостоятельную Македонскую Православную Церковь, которая управляется по Уставу, принятому на Церковно-народном соборе в Охриде, состоявшемся 4 — 6 октября 1958 года, но и в будущем она остается в каноническом единстве с Сербской Православной Церковью через ее главу Его Святейшество Патриарха». Это постановление было полностью принято на внеочередном заседании (1—3 июля 1959 г.) Высшего Управления Маке- донской Православной Церкви, после чего установилось каноническое единство Сербской и Македонской Православных Церквей. Следствием восстановления единства было то, что Патриарх Герман вместе с Митрополитом Досифеем и епископами Сербской Церкви 19 июля 1959 года хиротонисал Климента во епископа Преспанско-Битольского, а 26 июля — Наума во епископа Златовско-Струмицкого. Таким образом, Македонская Православная Церковь получила автономию и свою национальную высшую иерархию. Однако духовенство не считало, что конечная цель достигнута: в его среде продолжала вынашиваться идея автокефалии Македонской Православной Церкви. И в конце 1966 года Священный Синод Македонской Церкви уже обратился с настойчивой просьбой к Сербской Православной Церкви о предоставлении самостоятельности. Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем очередном заседании от 3 декабря 1966 года отклонил просьбу македонского духовенства и тогда же заявил:

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Архив Пн Патриарх Сербский Порфирий вручил Архиепископу Стефану Томос об автокефалии Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии 7 июня 2022 г. 11:18 5 июня 2022 года, в Неделю святых отцев Первого Вселенского Собора, в кафедральном храме Архангела Михаила в Белграде Святейший Патриарх Сербский Порфирий и Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан возглавили Божественную литургию. Им сослужили иерархи Сербского Патриархата и Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. От Сербского Патриархата в богослужении участвовали епископы Зворницко-Тузланский Фотий, Крушевацкий Давид, Ремезьянский Стефан, Топлицкий (избранный Шабацкий) Иерофей и Хвостанский (избранный Западноевропейский) Иустин, а также архимандрит Нектарий (Самарджич), избранный епископ Егарский. От Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии приняли участие митрополиты Преспанско-Пелагонийский Петр, Дебарско-Кичевский Тимофей, Повардарский Агафангел, Европейский Пимен и Кумановско-Осоговский Григорий. За богослужением молились епископы Бачский Ириней, Марчанский Савва и находящийся на покое епископ Канадский Георгий (Сербская Православная Церковь), а также митрополит Тетовско-Гостиварский Иосиф и епископ Гераклейский Климент (Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия). По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Сербский Порфирий торжественно вручил Блаженнейшему Архиепископу Охридскому и Македонскому Стефану Томос, подтверждающий автокефалию Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии. Выступив со словом, Предстоятель Сербской Православной Церкви подчеркнул, что Македонская Православная Церковь — Охридская Архиепископия обладает «не только условиями, но также потребностью» в автокефалии, которая представляется «наилучшим возможным способом организации» ее дальнейшей жизни. Блаженнейший Архиепископ Охридский и Македонский Стефан поблагодарил Святейшего Патриарха Сербского Порфирия, назвав случившееся «событием исключительной значимости» не только для Македонской Православной Церкви — Охридской Архиепископии, но и для всего Православия. «Вы на деле явили, как любите мир и согласие между братьями, насколько любите Церковь, Церковь как Тело Христово», — сказал, обращаясь к Святейшему Патриарху, Блаженнейший Архиепископ Стефан, отметив, что благодаря «неутомимым усилиям» Предстоятеля Сербской Православной Церкви, предпринимавшимся в согласии со Священным Синодом и Архиерейским Собором, радость ныне посетила древний Охрид — «град святых Климента и Наума, именуемый славянским Иерусалимом, в котором — многовековой источник всеславянской духовности и культуры».

http://patriarchia.ru/db/text/5934480.ht...

Ставрофор, прот. Димевски Славко, д-р. История Церкви Македонского народа. Скопье, 1965. Издание Македонской Православной Церкви. Перевод с македонского. Машинопись. Тарасьев В. Знаменательный юбилей Сербской Православной Церкви//ЖМП. 1976. 2. Тарасьев В., прот. Избрание и интронизация нового Патриарха Сербского//ЖМП. 1991. Э. Тарасьев В., прот. 50-летие служения в священном сане Святейшего Патриарха Сербского Германа//ЖМП. 1975. 5. Тарасьев В., прот. Святейший Патриарх Сербский Герман//ЖМП. 1992. 1. Титов Ф. И., свящ. Высокопреосвященнейший Михаил, архиепископ Белградский, митрополит Сербский.//ТКДА, 1898. Ъ, 4, 9. Тихомиров М. Исторические связи России со славянскими странами и Византией. М., 1969. Тихомиров М. Н., акад. Исторические связи русского народа с южными славянами с древнейших времен до половины XVII века. «Славянский сборник». М., 1947. Троиикий Ив. Е. Православная Сербская Церковь//«Хр. Чт.». 1865. Ч. 2. Троицкий С., проф. Великое преступление//ЖМП. 1949. 2. (О пагубной роли католического духовенства для Хорватии). Троицкий С. Как живут и страдают православные и униаты в Австро-Венгрии. Пг., 1914. Троиикий С. Православие, уния и католичество у славян и румын в Австро-Венгрии. Пг., 1914. Филарет, архиеп. Святые южных славян. Описание жизни их. СПб., 1894. Флоренский Т. Памятники законодательной деятельности Душана, царя сербов и греков. Киев, 1888. Хроника Сербской Церкви//ЖМП. 1972. 5. Церковное судоустройство и судопроизводство в Сербии. «Чтение в Москов. обществе любителей духов, просвещения». Кн. 10. М., 1870. Чельирв М. П. Церковь королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности (1879 —1896 г.). (Историко-канонический очерк). СПб., 1899. Шабатин И. Н., проф. Из истории великой Русско-Балканской дружбы во ХРисте//ЖМП. 1948. 12. Шабатин И. Н., проф. Из истории взаимоотношений Сербской и Русской Православных Церквей//ЖМП. 1956. 6. Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр.-Сергеева Лавра, 1966.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010