5 сентября 1978 года, во время визита в Ватикан, скоропостижно скончался митрополит Никодим (Ротов), перенёсший до этого уже пять инфарктов. Архимандрит Авель отбыл в Россию на похороны друга. Вернуться обратно ему не было суждено по нескольким причинам. Во-первых, в МИДе «потеряли» его греческий паспорт, восстановить который было сложно. Во-вторых, состояние здоровья о. Авеля оставляло желать лучшего, ему необходимо было пройти курс лечения. В-третьих, митрополит Ювеналий, тогда глава ОВЦС, передал ему пожелание церковных властей остаться в России. В 1979 году архимандрит Авель был вновь принят в клир РПЦ, вернулся в Рязанскую епархию и был назначен почётным настоятелем кафедрального Борисоглебского собора в Рязани и епархиальным духовником. Он дважды был участником Поместных Соборов Русской Православной Церкви (в 1988 и 1990 годах) и с 1988 года был постоянным членом Епархиального совета. Архимандрит Авель (Македонов) Фото конца 1990-х – начала 2000-х гг. В 1988 году Церкви был возвращён Иоанно-Богословский мужской монастырь в селе Пощупово Рыбновского района Рязанской области. 16 мая 1989 года постановлением Священного Синода архимандрит Авель был назначен туда наместником. Эта обитель, известная с XVI века, была закрыта в 1930 году, в её стенах находилась детская колония, а затем склады МВД. К 1988 году большая часть построек лежала в руинах. В течение 15 лет отец Авель возглавлял монастырь, который при нём возродился и материально, и духовно: возобновилась иноческая жизнь и богослужения по строгому общежительному уставу, были отреставрированы строения и освящены храмы. Теперь в них много православных святынь: мощей угодников Божиих, чтимых икон, в том числе написанных в XIX столетии на Афоне, других церковных и исторических реликвий. Словом, всё было приведено в порядок, и в наши дни Пощупский монастырь привлекает православных паломников со всей России. В деле возрождения обители о. Авелю, несомненно, пригодился опыт духовной жизни, приобретённый на Афоне. В 2004 году здоровье архимандрита Авеля значительно ухудшилось, и 25 марта 2004 года Священный Синод удовлетворил его прошение об уходе на покой, выразив благодарность за понесённые труды по возрождению Иоанно-Богословского монастыря. В мае 2006 года архимандриту Авелю было присвоено звание почётного гражданина города Рязани. Отошёл ко Господу он 6 декабря 2006 года. В день его погребения 9 декабря 2006 года Божественную литургию и отпевание возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Погребён архимандрит Авель, в схиме Серафим, в Пощупском монастыре, в нижнем храме преподобного Серафима Саровского . Архимандрит Мисаил (Томин), в схиме Серафим

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

После кончины игумена Илиана схииеромонах о. Гавриил был в числе претендентов на игуменство, но поначалу жребий пал не на него, а на архимандрита Авеля. Однако Священный Кинот не утвердил это избрание, поскольку о. Авель подвизался на Афоне ещё недостаточно времени. Вторично был избран о. Гавриил. Его интронизация состоялась 26 апреля 1971 года. Годы его игуменства были очень непростыми. В обители, несмотря на поступление небольшого числа новых иноков, подвизалось всего 12–13 монашествующих. Политическая обстановка в Греции оставалась непростой: у власти стояла военная хунта (правительство «чёрных полковников»), продолжавшая политику недопущения новых иноков в славянские монастыри. Положение стало постепенно улучшаться после паломничества новоизбранного Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена на Афон в 1972 году и свержения военной хунты в 1974 году. В связи с ухудшением здоровья схиархимандрит Гавриил в июне 1975 года подал прошение об уходе на покой. Он и до этого не раз серьёзно болел, о чём имеются упоминания в переписке. Настоятелем Свято-Пантелеимоновского монастыря стал архимандрит Авель (Македонов), а о. Гавриил помогал ему по мере своих сил. Отошёл ко Господу он в 1977 году. Архимандрит Авель (Македонов), в схиме Серафим 21 июня 1927 года в селе Никуличи близ Рязани в семье крестьянина Николая Македонова родился сын Николай, будущий архимандрит Авель. Через некоторое время родители его переехали на жительство и работу в Рязань, и в семилетке мальчик учился уже там. На богослужения глубоко верующий Коля ходил в кладбищенский Скорбященский храм, единственный действующий тогда в городе. Подросток с детства мечтал стать монахом и служил иподиаконом у архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева). В 1942 году Николай окончил семилетку. С 1944 года он и его близкий друг Борис Ротов (будущий митрополит Никодим) получили послушание иподиаконов у нового владыки – епископа Рязанского и Шацкого Димитрия (Градусова), который стал их духовным наставником. Человек очень тонкий, образованный, творческий, глубоко духовный и душевный, обладавший даром провидения, он пользовался искренней любовью своей паствы и оказал очень большое влияние на мировоззрение своих иподиаконов. 6 ноября 1945 года владыка Димитрий рукоположил Николая во диакона и 23 ноября постриг его в монашество с именем Авель, а 24 января 1947 года рукоположил во иеромонаха. Отец Авель служил вторым священником в Георгиевской церкви в селе Городище Рыбновского района до февраля 1950 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

Арх.: ГАРО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 1251; Ф. 627. Оп. 247. Д. 113б; Ф. 627. Оп. 249. Д. 221. Лит.: Серафима (Масалитинова), схим. Блаженная Любовь Рязанская: Житие. Акафист. Рязань, 2001; «Безумием мнимым безумие мира обличившие...»: Блаженные старицы нашего времени (XIX-XX вв.). М., 2006. С. 240-258; Евсин И. В. Блаженная Любовь Рязанская: Жизнеописание. Чудеса. Акафист. Рязань, 2008; Иоаким (Заякин), иером., и др. Святые земли Рязанской. Рязань, 2010. С. 181-183. Игум. Серафим (Питерский), мон. Мелетия (Панкова) Блж. Любовь Сухановская. Фотография. 10-е гг. XX в. На создание иконных изображений святой повлияли воспоминания людей, лично общавшихся с ней. Написанию 1-й иконы Л. к ее прославлению в 1998 г. в Соборе Рязанских святых особенно способствовал архим. Авель ((Македонов), в схиме Серафим, † 6 дек. 2006). В жизнеописании Л. приведены свидетельства о том, что она «носила цветные платья, а на голове платочек - то голубой, то розовый», одевалась опрятно и просто - кофта поверх юбки свободного покроя или длинное платье, голова покрыта платком ( Евсин. 2008. С. 20; см. ил. на обложке). На формирование иконографии оказали также влияние немногие фотографии Л. (предположительно 10-х гг. XX в.), в частности фотография из архива Иоанно-Богословского мон-ря, на к-рой она представлена поколенно; левая рука опирается на подлокотник, правая, слегка согнутая в локте,- на колене, голова покрыта светлым платком, заколотым под подбородком (Там же. Ил. на с. 21). Часовня блж. Любови Рязанской на месте ее могилы на Скорбященском кладбище г. Рязани. Фотография. 2015 г. Часовня блж. Любови Рязанской на месте ее могилы на Скорбященском кладбище г. Рязани. Фотография. 2015 г. Нек-рые изображения Л. созданы до ее офиц. прославления. В 70-х гг. ХХ в. худож. К. К. Диль написал маслом на холсте поясной портрет Л., на к-ром она показана в 3/4-ном повороте вправо, голова покрыта платком в полоску, завязанным узлом под подбородком (Там же. Ил. на с. 31), а в 1988 г. создал живописный образ Л. вместе с блж. Ксенией Петербургской на фоне рязанского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Там же. Ил. на с. 52). До 1998 г. оба изображения находились у архим. Авеля (Македонова) в Иоанно-Богословском мон-ре, их совр. местонахождение неизвестно.тав

http://pravenc.ru/text/2561050.html

Вскоре о. Авель тяжело заболел, но по милости Божией постепенно оправился от болезни и смог вновь служить. В 1979 году он был принят в клир Русской Православной Церкви и назначен Почетным настоятелем Борисо-Глебского кафедрального собора города Рязани и духовником епархии. 16 мая 1989 года определением Священного Синода архимандрит Авель назначается наместником только что возвращенного Церкви Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. За 15 лет его управления монастырь, до того лежавший в руинах, преобразился. Была возрождена иноческая жизнь, заведено продолжительное и благолепное богослужение, восстановлены прежние храмы и устроены новые. Усердием отца наместника, его духовных чад и прочих благоговейных дарителей собрано множество христианских святынь (мощи святых подвижников, как русских, так и вселенских, чтимые иконы, в т.ч. написанные в XIX веке на Афоне, церковные и исторические реликвии), которые привлекают к себе многочисленных паломников. Весной 2004 года, согласно личному прошению о. Авеля, в связи с ухудшением состояния здоровья и преклонным возрастом, Священный Синод благословил его уйти на покой. Отец Авель остался в возрождённой его трудами обители, духовно окормляя братию и богомольцев. Архимандрита Авеля любила и почитала вся Рязанская земля. И не только Рязанская. Его многократно посещали архиереи Русской и других Поместных Православных Церквей. Его усердное служение в разное время было отмечено Священноначалием Русской Православной Церкви многочисленными наградами. Отец Авель дважды был участником Поместных соборов Русской Православной Церкви (1988 и 1989 годов). Летом 2006 года ему было присвоено звание Почётного гражданина города Рязани. 6 декабря 2006 года архимандрит Авель (в схиме Серафим) после непродолжительной, но тяжёлой болезни, на 80 году жизни блаженно почил о Господе. В схиму с именем Серафим – в честь преподобного Серафима Саровского – о. Авель был пострижен владыкой Димитрием (Градусовым) еще в молодые годы , во время тяжелого сердечного заболевания.

http://pravoslavie.ru/75677.html

Н.И. 29 августа 2018, 14:41 Дали нам у батюшки Петра 3 книги о нём(из дома батюшкиного-в лавке ничего не оказалось):два издания инокини Сергии и книгу Игоря Евсина издательтства ПСТГУ.Интересно про последнего автора на РНЛ: куда его благословил поехать духовник архимандрит Авель Македонов,в схиме Серафим,когда он намеревался написать книгу о Г.Е.Распутине?На могилу о.Петра Чельцова в первую очередь.Книги прочла-батюшка же Пётр дал.Небольшая ошибка у И.Евсина про о.Иоанна Стрельцова-год начала служения в с.Крюково и монастырь его не во Пскове,а на Украине.Я тоже,кажется,ошибку чужую повторила:Панхарий Баранов иеромонахом вроде на кресте написан. Н.И. 26 августа 2018, 21:47 В листочке в часовне блаженного Григория есть и о другом блаженном-Павле Правдине. Привожу по памяти:когда Павел лежал ещё в колыбели,старец сказал: " Этот меня сменит " .Год рождения Павла Правдина,согласно минимальной информации как о пострадавшем в годы гонений,-1908.Ещё из газеты " Коммунар " (Меленки)от 20 июля 2012г в статье " Памяти Григория Синжанского " (интересное сочетание названий газеты и статьи!) по материалам краеведческого музея: " Много ему пришлось пережить:над ним издевались,в прорубь загоняли,в тюрьму сажали... " Значит,дело следственное может быть не только у Павла Правдина,приговорённого к принудительному лечению в психбольнице,но и у блаженного Григория. Н.И. 25 августа 2018, 13:28 Кстати,возвращаясь к теме святителя Иоанна Тобольского:у о. Петра Чельцова была публикация о нём в " Смоленских епархиальных ведомостях " 15,306-309(батюшка был редактором издания)- " Слово пресвитера Петра Чельцова на день прославления святителя Иоанна Тобольского " : " ...во всех выпадавших на долю нашей скорбной родины неимоверных страданий...на мрачном горизонте её страданий вдруг зажигалась яркая звёздочка и выводила её на верную дорогу,и великая святая Русь спокойно и величаво продолжало своё,указанное ей Промыслом,историческое шествие... " (Текст приводится в книге инокини Сергии " Святой исповедник.Святой праведный пресвитер Петр Чельцов " ,2001 и переиздание 2010)

http://pravoslavie.ru/110565.html

     89 лет назад, 21 июня 1927 года, родился блаженной памяти архимандрит Авель (Македонов). 6 декабря 2006 года отец Авель (в схиме Серафим) отошел ко Господу, и ежегодно в этот день братия Иоанно-Богословского монастыря встречает множество паломников, приезжающих в обитель, чтобы молитвенно почтить память дорогого батюшки, вспомнить его наставления, духовные советы. Не только день преставления, но и день рождения отца Авеля памятен для братии обители, для всех его духовных чад. Поэтому накануне этой даты мы решили вспомнить о светлом образе старца. Поводом стал и великий юбилей: 1000-летие пребывания русских на Афоне. Ведь архимандрит Авель более восьми лет подвизался на Святой Горе Афон, был игуменом Русского Свято-Пантелеимонова монастыря! В этот дом входишь с благоговением...      На склоне холма, недалеко от монастырского собора Успения Пресвятой Богородицы находится дом наместника. Построен он, как нам сообщили, в конце XX века, но в традиционном русском стиле, характерном для рязанских усадеб XIX века. В этом доме жил отец Авель, которому довелось возрождать монастырь, лежавший в руинах. Теперь это мемориальные покои, куда последующие игумены обители не стали вселяться, поскольку они, как и вся братия, испытывали чувство благоговения к дому, где каждый уголок дышит воспоминаниями о старце. Порой монахи-экскурсоводы водят сюда группы паломников. Здесь, по словам игумена Исаакия (Иванова), ныне возглавляющего святую обитель, совершенно особое место. В дни памяти батюшки Авеля эти покои распахивают свои двери для всех. Когда отец Авель по болезни не мог бывать в храме, он исповедовал братию и духовных чад из мира здесь, в своей келье. Литургию тогда, если мог, служил в домовой церкви, которая находится за стеной кельи. Это храм в честь иконы Божией Матери «Знамение». Батюшка трепетно относился к святыням, церковным реликвиям, собирал их. – Вот посох святителя Луки (Войно-Ясенецкого), – сказал отец Исаакий. – Смотришь на него и думаешь: перед тобою зримый знак духовной власти над паствой одного из самых удивительных людей XX века!   

http://pravoslavie.ru/94432.html

Владыка Никодим на погребение не успел, а прибыл к 9 дню. Он в Покровском соборе совершил великую панихиду и на могиле литию с чтением особой разрешительной молитвы над усопшим. Владыка митрополит был очень мало у нас – всего 5 дней; обещал в мае месяце опять нас навестить. Дорогой Владыко, прошу прощения, что дерзнул Вас беспокоить своим неумелым писанием. Смиренно испрашивая Вашего святительского благословения и св. Ваших молитв, остаёмся навсегда. Ваши послушники и смиренные богомольцы. Архимандрит Авель 3 февраля 1971 Архимандрит Авель (Македонов), в схиме Серафим. 2000-е гг. Письмо 74 7/20 февраля 1971 г. Его Преподобию Иеродиакону Отцу Давиду Русский Пантелеимонов монастырь Дорогой о Господе отец Давид! Получил Ваше письмо от 20 января 1971 г. ст.ст. и очень благодарю Вас за него. Я уже слыхал от бывшего здесь архиепископа Минского и Белорусского Антония об ошибочном действии митрополита Пимена, назначившего архимандрита Авеля игуменским местоблюстителем, и пожалел об этом. Владыка Антоний вполне был согласен со мною. Действия митрополита Пимена отнюдь не являются, однако, проявлением какого бы то ни было желания вмешиваться в дела афонские, а просто результатом незнания святогорских порядков и неумения в них разобраться в отсутствие митрополита Никодима. Слава Богу, что он вместе с Вами сумел рассеять это нежелательное недоразумение и восстановить мир с Кинотом, столь необходимый для монастыря. Прошу передать игуменскому местоблюстителю о. иеромонаху Гавриилу моё братское приветствие и молитвенное пожелание Божией помощи в выпавшем на него трудном послушании. Выбор игумена, конечно, всецело зависит от желания самого братства монастыря. Согласно 114 статье Афонского статута, в выборах игумена участвуют все братья, прожившие не менее 6 лет в монастыре, но выбранным может быть, согласно ст. 113 «всякий рассматриваемый, как подходящий, из живущих на Св. Горе Отцев». «Всякий» значит и не проживший шесть лет и не обязательно афонский постриженец, как это предписывает ст. 113 (в случае, если никто другой из братьев монастыря не обладает всеми предписываемыми в этой статье данными – всесторонним образованием, административными способностями и т.д.). Значит, в силу этой ст. 113, и новоприбывшие из России собратья не лишены возможности быть выбранными игуменом, если бы того пожелала братия. Думаю, однако, что лучше б было выбрать кого-либо из старых монахов, как лучше знающих монастырские дела, да и для греков это было бы более приемлемо. И вообще старшим нужно давать предпочтение. Впрочем, всё это дело воли самого братства. Да поможет Вам св. великомученик Пантелеимон в этом трудном деле. Надеюсь, Вы не будете его слишком откладывать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В 1791-1795 гг., при игум. Макарии (в схиме Серафим) (Данковском), велось строительство каменного надвратного 2-этажного храма в честь Вознесения Господня с юж. приделом в честь Успения Пресв. Богородицы. На нижнем этаже предполагалось устроить кельи и помещение для Данковского духовного правления. В авг. 1803 г. Рязанская консистория предписала освидетельствовать Вознесенский храм и прислать его опись. Представляя опись, данковский прот. Евдоким сообщал, что «в настоящей церкви в стенах есть расселины, кои замазаны ныне известью, и вся настоящая церковь несколько поосела, отчего верхние карнизы покривились. В придельной церкви, покрытой черепицею, по стенам и в алтаре проходит течь, да и в настоящей в самом куполе и в алтаре по обоим углам также идет течь». Храм «дозволено было освятить», но строителю поручалось исправить «все ветхости в Вознесенской церкви в будущую весну». 30 мая 1804 г. Вознесенский храм был освящен игум. Дионисием II (1800-1804) и прот. Евдокимом, но в 1811 г. строителем игум. Павлином разобран, а на его месте возведен 2-этажный дом Данковского духовного уч-ща (впосл. на верхнем этаже этого дома игум. Македонием (1880-1883) были устроены кельи для братии, а в нижнем - трапезная и кухня). В 1811 г., при игум. Павлине (1804-1814), в Д. м. был построен, а 10 июля 1824 г. ректором Рязанской ДС игум. Илиодором освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В 1862 г., при игум. Дионисии IV, в Никольской ц. был устроен новый одноярусный иконостас с «образцами лучшей современной живописи», обновлены храмовые росписи, позолочены чугунные оклады чтимых икон. В 1795 г. на средства данковских семей над захоронением строителя Романа вместо ветхой была построена каменная часовня. В ней находилось надгробие из белого мрамора с надписью: «Благословением Божиим создалася часовня сия, Рязанского Наместничества в городе Данкове, в Покровском монастыре, в честь и славу блаженной памяти здесь под спудом почивающего Романа Никитича Телепнева, попечением дворян Муромцевых, княгини… Барятинской и прочих доброхотных дателей, в царствование Великия Екатерины Вторыя и наследнике ее Благоверном князе Павле Петровиче, при архиерее Симоне, в лето от сотворения мира 7303, от воплощения Бога Слова 1795». Здесь же, под могилой основателя, в склепе, хранились его железный крест, вериги и суконные четки.

http://pravenc.ru/text/171349.html

24 Митрополит Никодим (в миру Борис Георгиевич Ротов; 1929–1978). Родом из Рязанской глубинки. В 1947 г. пострижен в монашество, в 1949-м – принял сан диакона, затем иерея. Служил в храмах Ярославской епархии. Окончил Ленинградскую духовную семинарию и академию. С 1952 г. – секретарь архиепископа Димитрия (Градусова). В 1957 г. – игумен, в том же году, с возведением в сан архимандрита, назначен начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1960 г. – епископ Подольский, викарий Московской епархии, затем – епископ Ярославский и Ростовский, с 1961 г. – архиепископ, постоянный член Священного Синода, в 1963 г. – митрополит Минский и Белорусский, затем Ленинградский и Новгородский. В течение жизни занимал ряд ответственных постов, был награжден многими отечественными и зарубежными орденами. 25 Архимандрит Авель, в схиме Серафим (в миру Николай Николаевич Македонов; 1927–2006). Род. под Рязанью в семье крестьянина. 6 ноября 1945 г. пострижен в монашество с именем Авель, в 1947 г. рукоположен в иеромонаха и до 1950 г. служил в Рязанской епархии. С февр. 1950 г. начинается его служение в храмах Ярославской епархии. С апреля 1960 г. вновь служил на Рязанской земле. В 1969 г. он архимандрит, настоятель кафедрального собора г. Рязани. В 1970–1978 гг. на Святой Горе Афон в русском Пантелеймоновом монастыре, с 1975 г. – настоятель монастыря. В 1978 г. выехал в Россию на отпевание и похороны митрополита Никодима (Ротова), но вернуться на Афон ему не позволили. В 1979 г. был назначен почетным настоятелем кафедрального Борисоглебского собора г. Рязани и духовником епархии. 16 мая 1989 г. назначен наместником только что возвращенного Церкви Пощуповского Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии. Весной 2004 г., согласно прошению, ушел на покой. Умер 6 декабря 2006 г. и был погребен на территории Иоанно-Богословского монастыря. 26 Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (в миру Владимир Кириллович Поярков, 1935 г. р.). Из семьи служащих. Отец был из старообрядцев, религиозное воспитание осуществляла мать, которая была духовной дочерью архиепископа Варлаама (Ряшенцева) .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Схимонахиня Клавдия стала духовной матерью моей мамы, а духовным отцом – архимандрит Авель (Македонов), в схиме Серафим, к которому в возрождающийся из руин Иоанно-Богословский мужской монастырь на Рязанской земле она однажды поехала с матушкой Клавдией. С тех пор мама стала туда ездить. Она читала много духовной литературы, жития святых, слушала рассказы схимонахини Клавдии о монашестве, и у нее появилось желание принять тайный постриг. Отец Авель сначала постриг ее в иночество с оставлением мирского имени, затем в мантию – с именем Параскева, в честь святой великомученицы Параскевы. Мне было 13 лет – я не сразу об этом узнала. А Вы батюшку-подвижника батюшку-святогорца видели, беседовали с ним? Я тоже у него бывала. Последний раз мы с мамой попали в Пощупово буквально за четыре дня до его кончины. И знаете, ведь именно отец Авель подарил мне такую часть монашеского облачения, как параман, когда я еще была в миру. Жизнь показала: не просто так! С батюшкой (точнее с его духовной дочерью) у меня связана еще одна памятная история – тоже из мира Божественной тайны. Моим духовным отцом стал архимандрит Наум из Троице-Сергиевой лавры, к которому отвезла меня однажды прихожанка нашего Покровского храма. Как-то отец Наум говорит мне: «Надо тебе сшить подрясник». В то время найти черный материал было непросто. Мы с мамой отправились в большой московский магазин «Ткани» на Ленинс ком проспекте – выбрали черный сатин и школьную ткань. А где шить? Сели в поезд «Березка» и в половине двенадцатого ночи были уже в Рязани, у схимонахини Елены – духовного чада отца Авеля. Еще одна удивительная матушка! Много лет она исполняла послушания псаломщицы, алтарницы, просфорницы, регента в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», где на кладбище за церковью была похоронена блаженная Любушка Рязанская. Когда мы у матушки появились, давление у нее было очень высокое. Но что значит послушание монашеское? Она села за швейную машинку, а мне сказала: «Читай акафист Боголюбской иконе Божией Матери».

http://ruskline.ru/opp/2020/04/08/duhovn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010