I. Из преступлений против веры и нравственности одним только церковным наказаниям подлежат некоторые виды уклонения от постановлений церкви (ст. 207 и 208 Улож. о нак.), вероотступничество 1345 (ст. 185–187), лжеприсяга, если учинивший ее не был подвергнут уголовному наказанию (ст. 240), конкубинат (ст. 994 ч. 1), прелюбодеяние (ст. 1585), кровосмешение в 4-й степени родства или второй степени свойства (ст. 1594, ч. 3). По прямому и точному смыслу 1001, 1002 и 1004 ст. Уст. Угол. Суд., суду церковной власти подлежат также и те преступления против веры, а равно и против нравственности, о которых не упоминает Улож. о нак. Это видно из объяснения к ст. 1001, данного редакторами Устава уголовного судопроизводства. «На основании Свода 1857 года, читаем мы здесь, духовному суду подлежат не только такия преступления и проступки, за которые полагается церковное покаяние или отсылка виновных к духовному суду, но и такие, за которые виновные подвергаются разного рода церковным запрещениям и наказаниям, присуждаемым собственно на основании церковных правил (лишению приобщения Св. Таин, лишению всякого общения церкви и др.); поэтому признано необходимым для удержания сего порядка в точности, пояснить в ст. 1001, что постановления настоящей главы относятся лишь к тем преступлениям против веры и другим, соединенным с нарушением церковных правил, которые подлежат ведомству светского суда» 1346 . Такому пониманию не противоречит неопределенное выражение Устава Дух. Консисторий, что суду подлежать и миряне «по проступкам и преступлениям, подвергающим виновного церковной епитимии» 1347 . Это понимание допускается и учеными юристами 1348 . Таким образом, в принципе юрисдикции церковного суда подлежать все те преступления против веры и нравственности, которые не наказуемы по Уложению, или за которые в Уложении положено одно лишь церковное наказание. II. В тех случаях, когда виновный, кроме уголовного наказания, подлежит еще и церковному, возникает двоякая подсудность. По Уложению наказ, она имеет место при деяниях, предусматриваемых статьями 192, 217, 933, 934, 935, 995, 997, 1554, 1555, 1559, 1560, 1564, 1582, 1586, 1593, 1594 и 1595 Уложения о наказаниях. При этом дело решается, по 1003 ст. Уст. суд., уголовным, а не церковным судомъ; приговор уголовного суда сообщается духовному начальству для предания осужденного церковному покаянию. Освобождаются от этого добавочного наказания только осужденные к ссылке в каторжную работу (примеч. к ст. 1003 Уст. угол. суд. 1349 ), и раскольники (ст. 1585 1 – Улож. о нак.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

20) Проф. прот. Т. И. Буткевич. Пессимизм Шопенгауэра и его сравнение с христианским аскетизмом. Прав. Обозр. 1883. Август. Имея в виду собственно воззрение Шопенгауэра, о. Буткевич счел нужным, однако, в конце своей статьи коснуться и аскетизма христианского, главным образом и собственно – потому, что Шопенгауэр стремится во что бы то ни стало доказать тожество своих строго – аскетических требований с аскетическими предписаниями «первоначального и действительного христианства”. По уверению Шопенгауэра, «истинное христианство положительно носит на себе тот аскетический основной характер который его философия указывает в отрицании воли к жизни”; «антикосмические тенденции» христианства – вне всякого сомнения”. 1339 Имея в виду апологетическую задачу, о. Буткевич делает попытку кратко 1340 охарактеризовать аскетизм христианский со стороны его оснований и сущности, причем в некоторых случаях и сама терминология определяется у него задачами сравнительного метода. 1341 О. Буткевич находит «формальное 1342 сходство”, некоторую точку соприкосновения в аскетизме христианском с аскетизмом, рекомендуемым Шопенгауэром, поскольку и христианство действительно и обязательно требует отрицания эгоистической воли, подавление и искоренение своеволия, 1343 подчинения человеческой воли воле Божией. 1344 «Существенными признаками христианского аскетизма действительно нужно признать самоотвержение и послушание” 1345 воле Божией. Движущим началом в этом случае является не эгоизм, а чистая любовь к Богу, а следствием и вместе целью – не уничтожение воли человека, а сообщение ее содержанию и направлению тожества с волей Божественной, так что последнее становится уже вместе и его (т. е. христианина) волей”. 1346 Но воля Божия «полна жизни” («Аз есм путь, истина и живот”). Отсюда путь отречения от своеволия ведет аскета христианского «не к уничтожению., не в нирванну или ничто, но в жизнь вечную. 1347 Другими словами, – христианин делается аскетом для того, чтобы усилить свою волю к жизни”. 1348 И действительно, «христианский аскет далек от квиэтизма”; «его психическая жизнь не бедна, но, напротив, кипуча”. 1349

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/a...

Антон Анатольевич Горский Глава четвертая. Приращение сил: Семен Иванович (1340–1353) Семен Иванович является «рекордсменом» среди московских князей по частоте поездок в Орду: за 13 лет своего княжения он побывал там 6 раз. Цели первых трех визитов ясны: в 1340 г. Семен ездил по смерти отца за ярлыком на великое княжение владимирское, в 1342 – за подтверждением своих прерогатив после вступления на ордынский престол нового хана Джанибека и в 1343 – чтобы оспорить права на нижегородское княжение. В отношении же причин остальных поездок (1344, 1347–1348 и 1350 гг.) единственное предположение было высказано Л.В. Черепниным: «Семен Иванович систематически ездил в Орду, очевидно, для внесения в ханскую казну дани и для выражения своего подданства хану» 403 . Такое объяснение явно неудовлетворительно. Во-первых, для отвоза дани совершенно не обязательно совершать вояж самому великому князю (в противном случае надо было бы допустить, что он должен был ездить в Орду ежегодно). Во- вторых, во всех трех случаях Семен и его братья возвращались «с пожалованием» 404 . Как было видно из изложенного выше (гл. 3), такая летописная формулировка говорит о конкретных приобретениях, которые получал ездивший в Орду князь. Следовательно, целью московских князей были не привоз дани и не некое абстрактное выражение покорности, а определенные владельческие притязания. В момент смерти отца Семен находился в Нижнем Новгороде. 2 мая 1340 г. он отправился в Орду вместе с обоими братьями, Иваном и Андреем; одновременно и «вси князи тогда въ Орде были» – кончина верховного правителя Северо-Восточной Руси вызвала необходимость переутверждения владельческих прав. В Орде Семен получил ярлык на великое княжение владимирское и 1 октября взошел на владимирский стол 405 . Ярлык, очевидно, стоил московскому князю дорого. Вскоре после возвращения он попытался собрать с входившей в Новгородскую землю Новоторжской волости ордынскую подать – «черный бор», что вызвало возмущение новгородцев 406 . Одновременно вспыхнуло восстание в Брянске против московского ставленника Глеба Святославича: 6 декабря 1340 г. брянский князь был убит; очень вероятно, что эти действия также находились в связи с побором в пользу великого князя 407 . С помощью военной силы и при поддержке митрополита Феогноста Семен привел Новгород в покорность 408 . Брянск же вышел из-под контроля, вернувшись в зависимость от Смоленска и через него – Литвы 409 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

35 . Прежде всего нам необходимо понять, сколько существует природ 1342 , сколько их чинов 1343 , сколько их качеств 1344 , сколько их форм 1345 , сколько существует побуждений 1346 каждой из них и что им противоположно; что такое эти побуждения и их противоположности; какие из них естественным образом без тварной причины в свое время изнутри приходят в движение, а каких из них, хотя те и находятся в природе, тварные причины побуждают к росту; какие [из них] рвут и разрушают природу, когда случается, что преобладает смешение элементов 1347 горячего и сухого, какие – когда горячего и мокрого, какие – когда мокрого и холодного, какие – когда холодного и сухого, а какие – когда в смеси каждый [из элементов] равен остальным; какие [из них], даже когда им случается прийти в движение, не совершают действия, а какие не завершают действия, потому что не выдерживает природа; есть ли среди них такие, которые, возможно, совершенно оторвались от природы, и если они оторвались, то есть ли возможность того, что вместо них будут привиты другие. 36 . Поняв все это, мы уразумеем и то, что происходит по природе, что – выше природы, а что – против природы. Как я думаю, до того, как человеку не станут понятны эти разделения, он не сможет вникнуть в то, что выше природы, даже если, скажу я, ход его жизни согласен с природой. Ибо кто способен оставить тьму, если он не видит свет? Или кто откажется от рожков, если он не находит хлеба? 1348 Есть еще многое, что похоже на это. 37. И как блаженный Моисей приводит рассказы о видимых творениях 1349 для [определенных] людей – тебе и самому известен такой тип людей, – так же и мы молимся о том, чтобы при помощи благости Божией мы могли говорить хотя бы об этом видимом теле, его качествах, чинах, формах и побуждениях. 38 . Итак, что касается числа природ творений, то известно, что их только две: чувственно воспринимаемая и умопостигаемая 1350 . Тот, к Кому мы отказываемся приближаться из-за Его таинственности и величия, может быть познан, насколько это возможно, посредством чувственно воспринимаемого, как душа – через тело.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

По его представлениям, существенное своеобразие памятнику придавало адаптирование библейского материала путём соединения его с толкованиями 1347 . Эту оценку принял А. В. Михайлов, который считал, что Палея восполняла пробел отсутствия полного текста Библии, хотя в её состав вошли только восемь неполных ветхозаветных книг и апокрифы, аранжировавшие ортодоксальную библейскую тематику. Он пришёл к заключению, что в специфических условиях религиозной жизни Древней Руси Палея была вполне равноценна Библии, а её толковый вариант (т. е. соединение выборки из ветхозаветных книг с экзегезой) выполнял ту же роль что и Biblia pauperum на Западе 1348 . Вместе с тем А. В. Михайлов не удовлетворялся односторонней оценкой и сравнивал Палею с энциклопедией, по которой можно судить о кругозоре и духовных потребностях наших предков. В этом контексте акцентация на библейском компоненте была вызвана спецификой его работ, связанных с исследованием ветхозаветных текстов в составе Палеи 1349 . Разброс прилагаемых к труду определений, по нашему мнению, является следствием недооценки универсальности Толковой Палеи. Каждая из претендующих на обобщение формулировок правомерна сама по себе, но недостаточна для заключения о характере памятника в целом, поскольку указывает на одни или несколько очевидных признаков произведения. Тем более и критерии, которыми руководствовались исследователи, как правило, не совпадали. Кто-то пытался определить жанровую принадлежность, другие ориентировались на состав либо на целевое назначение текста, а также на прочие локальные признаки Палеи. Нам представляется, что памятник обобщающего характера целесообразно определять как религиозно-философский по природе, экзегезо-полемический по жанру и энциклопедический по содержанию. Названные здесь специфические особенности произведения проявляются в различных гранях универсальности, которые в Палее связаны между собой многочисленными внутренними связями. В качестве текста, заключающего основные доктринальные понятия христианства, Палея выступает как краткий и суммарный эквивалент Библии и одновременно как экзегеза этих библейских постулатов, причём полемическая направленность определялась превосходством обличительного над разъяснительным элементами экзегезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Христос – истина ( λθεια). Христос-живительная влага ( το υδωρ τ ζν). Человек, пьющий из этого источника, навсегда удовлетворяет свою жажду, „не будет жаждать вовек“; вода, которую он почерпнет отсюда, сделается для него источником воды, текущей в жизнь вечную. Он не только сам удовлетворит свою жажду, но еще будет удовлетворять и жажду других 1343 . Христос жизненный хлеб ( ρτος τ ς ζως), истинный хлеб ( ρτος ληθινς), который давно питает всякого человека. Питавшиеся даже небесным хлебом манною хотели снова есть, а потом умирали; питающиеся же этим хлебом не будут чувствовать голода и никогда не умрут. Ядущий этот хлеб будет пребывать во Христе и Христос в нем 1344 . Христос бесконечный и чистейший свет, „свет истинный ( τ φς το ληθινν), который просвещает всякого человека, грядущего в мир“. Это свет не заимствованный, а самобытный источник всякого просвещения. „И человек, озаренный свыше, называется светом, но истинный свет есть тот, который озаряет“. В Нем нет никакой тьмы. Всякий, ходящий в этом свете, никогда не заблудится, какая бы непроглядная нравственная тьма не спускалась на землю. Никогда тьма не может объять этого света, ибо „свет во тьме светит“ 1345 . Христос вечная Жизнь ( ζω αινιον). В Нем, как в вечном, жизнь самосущая, дающая бытие всякой твари. Он для всех источник бесконечной жизни, бесконечного блаженства, бесконечной истины и бесконечной любви 1346 . „Все произошло чрез Него и без Него не начало быть ничто, что произошло 1347 . Все получило начало от Него и все должно обращаться к Нему. Не Иудеи только, но и язычники, философы и простецы, бедные и богатые, знатные и незнатные, настоящие и все будущие поколения имеются здесь в виду. „Жизнь была свет человеков“ 1348 , не сказал Св. Апостол – иудеев, а всех людей вообще. Вечная жизнь, этот свет небесный, предлагается в общение всем, и никто никогда не исчерпает этого света. „Как в бездонном источнике сколько ни черпай воды, нисколько не уменьшишь источника: так и творческая сила Единородного Сына, сколько бы ни было создано и произведено ею, нисколько от того не уменьшается“, говорит Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Сия вся обещаваюся содержати и хранити, инако же не творити. Аще ли что от сих преступлю, да воздастся мне немилосердый суд Господа нашего Иисуса Христа, да буду участником со Июдою и да приидет на мя проказа Иозиина и трепет, яко на Каина, и меч кленущихся во лжю. Сия вся да приидет на мя. Тако древний устав о царех новопоставляющихся поведает пять знаменований, их же имать собственне царь. Патриарх в посвящении, егда венчан будет, первый есть венец, его же ему возлагает (л. 395) 1345  на главу, знаменует же, якобы венец с неким облаком над главою, иже имать четыре лилей или цветы 1346  во образ того, яко царь кроткий изрядный богобоязливый имать быти, такожде и иныя люди, яже суть от четырех стихий благостройне водити имать. Такожде има быти покорный, милосердый на добрыя, милостивый и не гневливый, яко лилия между цветы есть. На том венце есть крест в ознаменование, то да памятствует, еже есть на царьство венчан над всеми людьми, их же Сын Божий на Кресте искупил. Второе знаменование есть хоругвь со орлом, иже имать крест на персех, в ознаменование того, иже Крест пред всеми христианы имать носити ко обороне всех и имать быти всегда готова умрети ради Церкви (л. 395 об.) 1347  Православныя, Ея же он есть щитом. Сего ради и Патриарх, еда его елеом помазует на раменех крестообразно, глаголя и моляся Богови: Господи Иисусе Христе, Сыне Бога живаго, освяти раба Твоего сего, дабы нам был непобедимым щитом противу всех врагов видимых и невидимых. Тако якоже нас Ты сам дрожайшею кровию Своею на древе крестнем освятил и от силы вражия избавил. Третие знамение есть прапорец посреди жолтый, округ червленый, червлено есть показует истинную милость, юже к Господу Богу и к добрым человеком и благим имети повинен. Желтость показует добродетельство, еже в смертнем телеси показовати прочим повинен, (л. 396) 1348  показует же и смерть, ею же злых казнити по закону должен, понеже желтость, яко врачевствии хитрецы разумеют 1349 , смерти знак есть. Четвертое знаменование есть яблоко златое, иже отверзается и паки затворяется, в него же полно земли 1350  полагают, в ознаменование смерти царевы в его изрядстве и достоинстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vo...

1347 Текст по–разному расширяется в этом направлении в Александрийском и Ватиканском кодексах, кодексе Коридети и в ряде других. 1348 Харви (Harvey 1994, 71), что для него нехарактерно, неточен, когда предполагает, что Иисус здесь отделяет свои представления от точки зрения фарисеев, описывая «умерших как (предположительно бесплотных) «ангелов на небесах " ». Но суть в том, что (а) они живы; (б) что они (не тождественны ангелам, но просто) как ангелы в одном частном смысле. Подробнее о том, как раннехристианские авторы пришли к отождествлению умерших с ангелами, см. ниже, с. 529, 535, 540, 557–558. О подобных вопросах в иудаизме см., например, выше, с. 181. 1350 Единственный раз это же слово, включенное в LSJ, встречается у платоника Гиерокла (V в. н. э.) в Золотых стихах (4). Киттель (TDNT 1.87) приводит два других примера его литературного употребления и одну эпитафию. Еще одно наиболее близкое в Новом Завете выражение – в Деян 6:15 (лицо Стефана было «подобно лицу ангела»). 1353 Ни евангелисты, ни Иисус, ни его собеседники не задавали себе вопрос, который приходит нам на ум: если брак создан для того, чтобы продолжать человеческий род перед лицом смерти, почему тогда Быт 2 говорит, что он был учрежден до грехопадения? Единственно возможный ответ – это то, что вопрос и ответ разбираемой истории остаются в рамках, касающихся закона левирата. 1356 Evans 1970, 32. Автор говорит, что цитата из Исхода дополнена «неуклюже» и что этот довод «не есть доказательство воскресения вообще, но скорее нечто обратное». 1360 См. труды, которые были подвергнуты на этот счет критике со стороны Уэдденберна (Weddenburn 1999, 147–152). Он предпочитает, по его собственным словам, отстаивать альтернативное представление и выкинуть из употребления слова «воскресение». 1363 См. об этом: Dreyfus 1959, Janzen 1985; в более широком контексте: Schwankl 1987, 391–396. Никто из них, однако, не рассматривает скрытого политического звучания спора с саддукеями. 1364 Janzen 47. Как он подчеркивает, двойная цитата, с которой начали саддукеи, связывает Моисея с поколением патриархов, и Иисус это использует, отвечая им; вдобавок оба отрывка говорят «восстановить» в смысле «родить детей», но читатель может увидеть тут намек – «воскреснуть».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

[Группы слов перед сносками подчёркнуты]. 1 . «Отписка» новгородского митрополита Никона царской семье (после 19 марта до 13 апреля) РГАДА, ф. 96, оп. 1, стлб. 3, ч. 1, л. 124–125. Столбец из двух сставов; по правому краю повреждён: во многих местах оборван. Писцовая скоропись. Бумага с филигранью «Лилия» типа: Дианова, Костюхина 1980, 946 (1645, 1646), 947 (1647). Текст изд.: Тихомиров 1964, 290–291 5); Коваленко и др. 2001, 72–76 30), В последнем издании «отписка» Никона датирована 19 марта (с. 390). Утраченные из-за механических повреждений бумаги фрагменты текста восстанавливаются по изданию М.И. Тихомирова. (л. 124) 1335 Государю царю и великому князю Алексю Михайловичю всеа Русии, и государыне благоврной царице и великой княгине Марии 1336 Ильичне, государыне благоврной царевне и великой княжне Ирине Михайловне, и государыне благоврной царевне и великой княжне Анне Михайловне, и государыне и благоврной царевне и великой княжне Татияне и государыне благоврной и великой княжне Евдокеи Богомолецъ вашъ, государевъ, новгородцкой 1337 гршной, Никонъ митрополит, Бога молю и челом бью. В ныншнемъ, государи 1338 , во 158 (1650)-м году грх ради наших в вотчин вашей, в Великомъ 1339 Новгороде, марта въ 15–й де[нь] стало нестроение болшое 1340 меж всяких чинов людей. И я, богомолец вашъ, имъ розговаривал многажды, и оне не послушали. А отчего нестроение стало, и я, богомолець вашъ, да околничей 1341 и князь Федор к вамъ, государемъ, преж сего многажды писали. Да он они же у меня, богомолца 1342 вашего, взяли из-за пристава вдомого вора, 1343 софйского приказного человка Ивашка Жоглова 1344 и учинили себе ево началником 1345 . И онъ злымъ своим совтом на всяко дурно их учит и хотл всх православных християн 1346 к крестному цлованью привести своим воровским умыслом, невдомо в чем. И я, богомолецъ вашъ, марта въ 17-й де[нь] 1347 , собрався со всем священным соборомъ, моливъ Бога за ваше, государево, многолтное здравие, а ево, Ивашка, измнника твоего, государева, предалъ клятв, и тоя ради клятвы у них крестное цлование 1348 . И нын написали оне меж собя воровскую запись, что им друг за друга стоять и никого в своем воровств теб, государю, не выдавать. И велят властем и священником и всяких людем, со всякою угрозою бьючи, руки к той воровской записе прикладывать 1349 , а рукъ не приложат, и оне тх хотят побить и посчь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

1336 Редин был похоронен на 1-м Харьковском городском кладбище, над могилой установили па­мятник в виде дерева с обрубленными ветвями. В связи с ликвидацией этого кладбища в 1974–1976 гг. прах видных деятелей истории и культуры, в том числе и Редина, был перенесен на 13-е городское кладбище по адресу: Пушкинская ул., 108 (Борисова Т. М. З некрополя. С. 85). 1339 Там же. Ф. 172. Оп. 1. Д. 292. Л. 6–6 об. Сперанский, видимо, не откликнулся, потому что его статьи в сборнике нет. 1342 Профессор А. А. Павловс кий опубликовал 29 апреля 1908 г. в «Одесском листке» и 2 мая в харьковском «Утре» статью о Редине. Сумцов стал оспаривать его утверждения о том, что на Редина «в Харькове сваливали массу работы общественной» – тем, что «он сам был «жадный до роботы " », и то, что Редин должен был «заваливать себя уроками» для добывания денег – тем, что, напротив, он «уроками никогда себя не заваливал, а в последние годы совсем их не брал». Сумцов не учел, что у будущего шире охват фактов для анализа, и история все поставила бы на свои места. 1343 Следует отметить, что при жизни Редин опубликовал ряд статей по отдельным вопросам этой большой темы: в 1905 г. – «Исторические памятники города Адули (в Африке) в лицевых рукописях сочинения Козьмы Индикоплова» (Сб. Харьковского Историко-филологического общества. Т. 15), «Голгофский крест в лицевых рукописях Козьмы Индикоплова» и «Портрет Козьмы Индикоплова в русских лицевых списках его сочинения» (ВВ. Т. 11–12), в 1907 г. – «Страны света и народы по Эфору в лицевых рукописях Козьмы Индикоплова» (ВВ. Т. 13, вып. 2). 1346 Wolska W. Recherches sur la «Topographie chrétienne» de Cosmas Indicopleustès. Théologie et Science au VI-e siècle. Paris, 1962. 1347 Пиотровская E. К. К изучению древнерусской версии «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова//ВВ. 1990. Т. 51. С. 107–109. 1348 Пиотровская Е. К. «Фрагменты «Христианской Топографии» Козьмы Индикоплова в древне­русской письменной традиции: Автореф. дис. ... д-ра ист. наук. СПб., 2000. С. 17, 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010