О содержании этого предложения правление постановило объявить наставникам херсонской дух. семинарии 192 . Предложение конференции последовало по желанию Григория (Постникова) , м. Новгородского и С.-Петербургского. Владыка митрополит назначил две тысячи рублей в награду авторам лучших сочинений по вышеозначенным предметам. Сочинитель каждого лучшего из трех сочинений получает премию в 650 р. сер. Каждое сочинение, удостоенное премии, предположено напечатать особо с именем автора и с выдачею ему ста экземпляров. Желающие принять на себя обработку которого-либо из трех предметов должны представить свои сочинения конференции киевской академии к 1-му октября 1860 г. По поводу приведенного предложения академической конференции само собой просится на бумагу сравнение состояния духовной школьно-предметной литературы половины прошлого столетия с настоящим ее состоянием. Переход от схоластики к современным приемам преподавания в духовной школе обозначило, между прочим, отсутствием так необходимых в церковном укладе жизни догматико-полемических пособий. Очевидно, владыка-митрополит своим предложением хотел пополнить столь существенный пробел в нашей духовной литературе. По его мысли в означенных сочинениях предложенные вопросы должны быть твердо, обстоятельно и ясно, но всевозможно кратко доказаны словом Божиим, определениями св. соборов и свидетельствами св. отцов церкви и изданы во всеобщее в России сведение» 193 . В трудах приснопамятных святителей Антония, Макария, Никанора, архим. Иннокентия и мн. др. эти чувствительные дефекты устранены на всегда. В том же апреле месяце правление семинарии заслушало рапорт профессора прот. А. Попруженки об увольнении его от преподавания еврейского яз., при чем о. протоиерей принес в дар семинарской библиотеке экземпляр еврейской грамматики – гебраиста Гезения. Правление удовлетворило просьбу о. Попруженки и преподавание его предмета предоставило наставнику семинарии А. Туровскому, «как сведущему в еврейском языке», с назначением ему положенного жалованья 194 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Письмо 705. Мера преспеяния — сознание своей негодности, искусительные помыслы. О принимании сестер    Внимайте себе. Скажу вам одну заметку, или повторю сказанную уже. Преспеяние в духовной жизни означается все большим и большим сознанием своей негодности, в полном значении сего слова, без всяких ограничений; так что коль скоро дается себе цена, в каком бы то ни было отношении, дело пошло криво. И опасно. Подсядет враг и начнет отводить глаза, — а тут камушек подбросит; споткнуться можно. Душа, дающая себе цену, точь-в-точь ворона, уронившая сыр. Помоги вам Господи усовершиться в сем невидении своих дел и трудов. И о том позаботьтесь, чтоб было меньше образов в душе, а больше мыслей и чувств. Образы суть дело воображения — низшей чернорабочей силы, и всегда раздражают мечтательность. Последняя не укротится, пока воображение в силе и роит образы. Способ к пресечению тока образов есть начатая вами умная молитва. Трудитесь. Придет момент, когда восчувствуете, что ста ток сей, как ток крови у кровоточивой (Лк.8:44).    Так ваши порядки начали устанавливаться. Благослови Господи! Держитесь же, и не уступайте ни в чем послабляющим помыслам. Потрудитесь прочитать 60 слово Исаака Сирианина о разных приемах, какие употребляет враг в борьбе с ищущими Господа. Со страхом и трепетом надо проходить путь свой. Внимание свое меньше всего останавливайте на внешних подвигах. Хоть они необходимы, но они суть подмостки. Здание строится посреди их, но они не здание. Здание в сердце. На сердечные делания и обратите все свое внимание.    Первый искусительный помысл, который начнет бить вас, будет самодовольство; за ним придет внутреннее самовозношение, или трубление пред собою; а далее — кичение пред другими. Уразумевайте пути сии. Читайте Макария великого, и особенно Лествицу, где много сказано о различении помыслов. Одно и тоже дело бывает и приятно и неприятно Богу, судя по помыслам. Учитесь.    Что вам делать со слезами? Нельзя ли вам делать так, чтоб дома плакать, и наплакиваться вдоволь, а в церкви удерживать слезы, оставляя одно сокрушение сердечное? — Помолитесь, чтоб так было, и сами понудьте себя на дело сие. А то беда не далеко. В сердце образуется чирей тщеславия; и не заметите, как зародится и разордеется. Так не лучше ли загодя уклониться от пути, на котором можно встретить такую язву? Один старец постник жил подле села. Стали его хвалить. Он взял, пошел по селу и ел. Другой старец, когда хвалили ему кого-то из живших подле села и не входивших в него, сказал: я бы нарочно проходил иногда по селу, чтоб не было этой пустой молвы. Вот как старались все прятать от других. Так и вам надо, чтоб все видели, что вы, как все, ничего особенного не имеете. Надо прятать все. Ухитряйтесь. И в речи, и в походке, и в приемах, — все должно быть, как обычно у всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

9. Божественный Макарий от трудов постничества, от многих и различных браней имел измененным самое тело, которое походило на тень [ 1371 ]. 10. Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, — череп издал из себя голос. Старец сказал ему: «Кто ты?» Череп отвечал: «Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты — авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия; когда, умилосердясь на теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение». Старец спросил: «В чем состоит это утешение?» Череп отвечал: «Сколько отстоит небо от земли, столько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего». Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: «Горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке!» К этому старец присовокупил: «Есть ли мука, более тяжкая этой?» Череп отвечал: «Ниже нас мука больше». Старец сказал: «Кто в ней?» Череп: «Нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас». После этой беседы старец предал череп земле [ 1372 ]. Здесь указывается на отвержение деятельности по заповедям Евангелия как на отречение от Христа. 11. Брат просил авву Макария сказать ему слово спасения. Старец сказал: «Должно убегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей» [ 1373 ]. 12. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: «Куда бежишь, демон?» Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, оставил едва дышавшим, и снова поспешно продолжал путь свой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

– Ми-и-ш-а! Ми-и-ш-а! Остановись! Тогда он оглянулся на всякий случай: кого это зовут? И вдруг видит, что какой-то седой старец-монах в островерхой скуфеечке машет ему рукой и кричит: – Остановись! Миша! Удивленный Розанов стал... Кто-то знает его имя! Странно! Подходит старец, и первый раз видит Миша такое лицо. Незнакомый – а знает имя. Что за чудо?! Но не успел он раздуматься над таким «непонятным феноменом», как подошедший монах сказал ему: – Здравствуй, Миша! Тот поклонился из «вежливости» и спрашивает: – Откуда вы знаете мое имя? А батюшка отец Исидор, – это был он, – говорит уже дальше: – Миша! Тебе дорога – не в университет, а в Академию! И поезжай, поезжай с Богом, в Петроград. Там тебе воля Божия укажет путь и дальше. Окончательно выбитый из колеи «естественных законов» Миша вступил уже в разговор с батюшкою. А потом вернулся в Москву и поехал в Петроград. Выдержал испытания и стал студентом Академии. На этом кончился рассказ отца настоятеля... Из других источников я раньше еще знал следующее. В Академии с Розановым случилась одна трудная история, которая так перевернула его душу, что он решил идти в монахи. Но чтобы окончательно решить этот вопрос, он направился к «своему» батюшке отцу Исидору, вместе с инспектором, архимандритом Ф., – отец Исидор благословил его иноческий путь. А когда они ехали обратно в Петроград, то в окне вагона им обоим совершенно явно виделся бес в образе пса, что-то грозя и неистовствуя. Студент пришел в трепет. Но видение летело вместе с ними. Тогда духовник предложил ему уткнуться головой в его колени и не смотреть на окно. Через некоторое время бесовское видение исчезло. Миша постригся в иночество с именем Макария. И отличался не только смирением, поразительной кротостью в отношении к людям, но и – глубокой молитвой и постничеством. В последнем подвиге он даже не соблюл меры – «перепостился»: – Неправильно я понял святых отцов, – сказал он моим знакомым, – и надорвался: теперь уж не поправить дела. Вот умираю; и знаю: по своему неразумию – без руководства жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Но завистию врага и доброненавистника диавола христоборцы агаряны, морем нашедшии, граблению и разорению и убиению вся бывшая в обители предаша. Таже, многим безумием одержимии, и блаженнаго Ефрема лютыми муками и ранами терзаша, дóндеже той нуждною смертию душу святую свою в руце Божии предаде в лето Господне 1426, маия в пятый день, во вторник, о часе девятом. Сия вся совершишася без вести и неявленна пребыша на многая лета, сокровенна глубиною безмолвия и забвения. Обаче в лето тысяща девятьсот пятьдесятое (1950), божественным вразумлением подвизаемая, игумения обители, ейже имя Макария, раскопавши землю тамо во дворе (януария в 3-й день), обрете во мнозе изумлении и священнем страсе мощи преподобнаго сего мужа, небесное благоухание и благовоние источающа. Недоумеющей же и молящейся ей, во еже уведати, коего святаго мужа мощи сия суть, явися ей чуден и святолепен инок, иже вся поведа: имя свое, варварское нашествие сопостат и мученическую свою кончину, еще же и увери ю, яко обретенныя сия мощи его суть. Посему и празднуем обретение честных мощей преподобномучника месяца януария в третий день. Божественный сей преподобномученик, прославленный от Господа, множество чудес действует призывающим его и многия недуги исцеляет притекающим к священным его мощем, почивающим во святей обители его близ Неа Макри, и во сне и яве множицею являяся, подает помощь и содействует содержимым в нуждах данною ему от Господа благодатию. Того молитвами, Христе Боже, помилуй и спаси нас. А минь. Песнь 7 Ирмос: Т ебе, умную, Богородице, пещь,/разсмотряем, вернии,/якоже бо отроки спасе три Превозносимый,/мир обнови, во чреве Твоем всецел,/хвальный отцев Бог и препрославлен. Постнический подвиг божественною любовию совершая, преподобне Ефреме, кровьми страдания себе омочил еси и, яко жертва непорочная, Создавшему всяческая принеслся еси, величая Того, яко хвальнаго отцев Бога и препрославленнаго. Рака мощей твоих, отче Ефреме, силою божественною недуги исцеляющи и демоны прогоняющи, здравие изливает и благовоние Небесное источает всем, благочестно к тебе притекающим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Д.А. Карпук Дмитрий Андреевич Карпук – кандидат богословия, преподаватель и секретарь кафедры церковно-исторических дисциплин, заведующий аспирантурой и архивом Санкт-Петербургской духовной академии. Митрополит Макарий (Булгаков) является одним из самых выдающихся архиереев XIX столетия. Широкую известность не только в Российской империи, но и за ее пределами владыке Макарию принесли его фундаментальные исследования по богословию и церковной истории. В бытность инспектором и профессором столичной духовной академии ему впервые пришлось столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время. Во-первых, сначала как член Санкт-Петербургского духовного цензурного комитета, действовавшего при академии. Во-вторых, как автор богословских работ и церковно-исторических исследований. Несмотря на архиерейский статус и авторитет владыки Макария в научных кругах, духовная цензура в лице разных своих представителей довольно строго подходила к его трудам. Некоторые сочинения приходилось серьезно переделывать, разрешение на публикацию других приходилось ожидать годами. В-третьих, в 1870 г. по инициативе тогдашнего обер-прокурора Св. Синода была учреждена Комиссия по пересмотру действовавшего устава духовной цензуры, председателем которой был назначен именно митрополит Макарий. Предложения Комиссии, вынесенные на рассмотрение Св. Синода, позволяют утверждать, что владыка Макарий был человеком чрезвычайно широких взглядов, по некоторым вопросам даже опережавшим свое время. Ключевые слова: митрополит Макарий (Булгаков) , митрополит Филарет (Дроздов) , архиепископ Иннокентий (Борисов) , митрополит Григорий (Постников) , граф Д. А. Толстой, Санкт-Петербургская духовная академия, духовная цензура, обер-прокурор Святейшего Синода, Санкт-Петербургский духовный цензурный комитет. Митрополит Макарий (Булгаков) (1816–1882), благодаря премиям его имени и многочисленным научным работам, хорошо известен не только как Московский митрополит, но и как крупнейший богослов и церковный историк XIX в. Выпускник Киевской духовной академии Макарий (Булгаков) в сане иеромонаха указом Св. Синода был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию в 1842 г. В столичной академии, куда его назначили по ходатайству тогдашнего ректора архимандрита Афанасия (Дроздова) 1 , Макарий пробыл 15 лет, вплоть до 1857 г., и прошел все звания и должности, начиная с помощника инспектора до ректора и с бакалавра до заслуженного ординарного профессора. Именно в столичной духовной академии ему пришлось впервые столкнуться с духовной цензурой. И с этого времени митрополит Макарий был связан с ней на долгое время, наверное, как никто другой из его

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Основателем Патмосской школы был уроженец о. Патмоса иеродиакон Макарий, получивший образование в Кон- —360— стантинополе у тамошних учителей. Нам кажется, что Макарий с раннего возраста поставил себе целью открыть школу на своей родине и для этого-то и принял на себя нелегкое дело многолетнего самообучения в столице. По словам нашего путешественника, XVIII-ro века Барского, современника Макария, он (Макарий), как скоро нашел, что достаточно обучился наукам, нимало немедля оставил Константинополь и поспешил на родной остров, не смотря на более заманчивые перспективы, которые открывались для него, если бы он остался в столице. Выборы такого места для основания школы, как Патмос, обличает в Макарии фанатика идеи, ибо трудно представить себе обстановку, менее соответствующую задачам училища, чем какую встречаем на Патмосе. Но очевидно Макарий сказал себе: «так я хочу» и сила воли победила все препятствия. По словам Барского, Патмос – это был «малый и уничиженный» остров между всеми островами Мало-азийского архипелага, а таким жалким считает Патмос наш путешественник потому, что здесь господствовало редкое невежество: священники по причине «простоты и ненаучения» не умели «правила церковного пети и чести», мало того – даже сами игумены тамошнего Иоанно-Богословского монастыря «имен своих на хартии подписати не ведяху». И вдруг среди повального невежества долженствовала возникнуть «академия»! Патмос еще тем был не хорош, что там почти нечего было есть, хотя население острова простиралось до четырех тысяч. По наблюдению Барского, «мало что рождается тамо (потребного для питания), но все привозится из-за пределов острова. Одно было хорошо, на острове не жило Турок, была, значит, полная свобода. А Турки, по рассказу Барского, не жили здесь потому, что «ради убогого и сухого (бесплодного) острова не хотят тамо жительствовати, обикшии ясти и пити мною якоже свиния». 487 Будущие ученики школы наперед должны были приготовить себя к постничеству и лишениям. Как бы то ни было, объятый неудержимым стремлением создать школу на «убогом и сухом» острове, Макарий от-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По сему сказанию сложение перстов для крестного знамения должно быть такое:   Но это сказание не согласно ни с одним из четырех предыдущих, особенно с находящимся в Большом Катехизисе первым, которое дли крестного знамения ясно требует сложения трех перстов, между тем как все прочие требуют для сего всех пяти перстов правой руки. Если бы приписываемое блаж. Феодориту свидетельство было взято из какой-либо Феодоритовой книги, то оно передавалось бы соглано, притом в одних и тех же выражениях, а отнюдь не представлялось бы с такою разностию, как представляется. Оно представляется в различных книгах различным, не только по выражениям, но и по смыслу. Явный знак подложности!   Далее к означенному, приписываемому блаж. Феодориту свидетельству, находящемуся в приписи к книге Никона Червой горы, находящейся в Чудове Монастыре, сделана следующая греческая наднись: ι τς οκ σφραγζεται μετα δο δκτυλα, ς κα Χρστος, να εναι φωρισμνος. Но язык, заключающийся в этих словах, отнюдь не того времени в которое блаж. Феодорит Кирский писал свои сочинения. Язык в этой надписи – новейшего времени, язык новогреческий образовавшийся уже около времени покорения Греческого царства Турками. Во время блаж. Феодорита такого языка еще решительно не было. В этом может удостоверить вас всякий основательно знающий греческий язык, кого вы спросите. – Несомненный знак подложности!   Итак, свидетельство, приписываемое блаж. Феодориту Кирскому , отнюдь не принадлежит сему древнему писателю, а принадлежит какому-нибудь позднейшему писателю. – Спросите: «кто он?» – Неизвестно. – Еще спросите: «Какие побуждения заставили какого-либо позднейшего писателя сделать подложное свидетельство?» – Отвечаем. Кто может отгадать побуждения многоразличных человеческих предрассудков и страстей, по которым у нас, как совершенно известно, пред временем всероссийского Митрополита Макария, пускалось, да даже и в наше время пускается в простой народ, множество разного рода подложных сочинений? Такие произведения бывают по внушению духа тьмы, а в тьме нельзя хорошо видеть и составлять верные признаки.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Макарий впервые выступил на поприще миссионерской деятельности. При этом Начальник миссий предложил собрать капитал, на % с которого воспитывать в Духовной Семинарии одного более способного Алтайца, с тем, чтобы таковой, по окончании курса в Семинарии, навсегда остался на служении в миссии; таким образом чрез несколько лет миссия могла бы иметь целый ряд миссионеров из алтайских инородцев макарьевских стипендиатов. Собрание вполне согласилось с предложением Начальника миссий и известная благотворительность бийцев сказалась на этот раз пожертвованием по подписке 1700 руб., в числе коих бийским купцом А. Ф. Морозовым пожертвована облигация в 1000 руб. Городская Дума также изъявила согласие участвовать своею денежною помощью, если это будет разрешено ей Губернской властью. День 8 ноября закончился беседою об о. Макарии и раздачею брошюр о нём. Начальник миссий получил приветственные телеграммы от Г. Товарища Обер Прокурора Святейшего Синода В. К. Саблера, миссионерского отделения при Казанской Духовной Академии, Казанского миссионерского приюта и бывшего Начальника Алтайской миссии, Преосвященного Томского Епископа Макария. Праздник 8 ноября вызвал у стариков-жителей Алтая сравнение прежнего древнего с настоящим, и слово молитвы, сопровождаемое крестным знамением, произносилось ими за первоапостола Алтая самоотвержением, трудами и крепкою молитвою которого даровано Алтаю великое благо, духовно-возрождающее Алтай, ежегодно сотнями увеличивая число членов церкви Христовой. Каким и в настоящее время самоотверженным трудом, какими лишениями обуславливается продолжение дела, начатого основателем миссии и продолжаемого его преемниками, об этом поведано в прежних отчётах. Но из записок одного старейшего миссионера (протоиерея в. Постникова) за истекший год видно что жизнь прежних миссионеров, времён 60-х годов, была ещё тяжелее, ещё с большими лишениями, ибо средства, получаемые тогда миссионерами, были гораздо меньшия. Миссионер так описывает эту жизнь, которую он сам лично испытал, по приезде своём в Алтай.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/materi...

Выдержав в юности упорную борьбу с плотскими влечениями, он до конца своих дней продолжал подвизаться в борьбе с искушениями и соблазнами. С молодых лет приучив себя к духовной брани, он не угождал своей плоти ни пищей, ни сном, ни одеждой: жил в маленькой комнатке, в еде был постнически строг, зачастую по целым суткам вкушая лишь просфору и несколько чашек чаю, спал очень мало 140 , в быту был скромен и невзыскателен. «Не вдаваясь в аскетизм, он вел постоянную строгую подвижническую жизнь, – пишет его биограф. – Ел очень мало и действительно для того, чтобы жить, вставал рано и для того, чтобы приняться скорее вновь за работу, а ложился отдохнуть поздно, когда все кругом уже спало» С. 23]. Личных вещей, кроме самой необходимой одежды, книг, чернил и пера, у него не было. Получив от архиепископа Иова в подарок подрясник, архимандрит Макарий носил его более 10 лет – «по простым дням... наизнанку, а в праздничные дни налицо» С. 45]. Подвергая себя всевозможным лишениям и стеснениям, он через это усмирял свою плоть и обретал навык к терпеливому перенесению скорбей. «Дивною казалась мне его жизнь равноангельская, и неподражаемыми – подвиги его бескорыстия, воздержания и бдения... – писал о преподобном Макарии, бывшем в то время ректором Костромской духовной семинарии, его келейник-семинарист. – Сошьет он, бывало, себе новую из простой материи летнюю рясу... а старой как бы у него и не бывало уже: тотчас отдаст нуждающемуся. Для зимы имел также одну только рясу, которую носил несколько лет. Кушал очень мало, а нередко и по целому дню остается, бывало, без пищи. Не давал он много и сна очам своим, ни веждам дремания продолжительного: ляжет позднее, а встанет почти ранее всех» С. 209–210]. О том, как жил архимандрит Макарий на Алтае, свидетельствует А. Орлов: «...он первые три года... имел самую крайнюю бедность, он даже, при всех утомительных по службе трудах, не имел на что выпить чашку чаю... он своего чаю и сахару не имел, а употреблял вместо чая растение, называемое по-тамошнему бакан...

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010