Комната, занятая библиотекою, убрана портретами известных старцев, украшавшими некогда келлию почившего в Бозе скитского Старца Иеросхимонаха о. Макария. На основание скитской библиотеки поступила келейная библиотека Старца, согласно его желанию; она заключает в себе до 1000 нумеров рукописей и книг разных названий, разделенных на 8 отделений: I. Рукописей 133 II. Книг Св. Писаний и толкований на оный 37 III. Книг богослужебных 96 IV. Писаний Св. Отцев 94 V. Духовно-нравственных 347 VI. Исторических 219 VII. Духовных журналов (каждый год имеет свой 85 VIII. Книг разного содержания (медицинских, хозяйственных, учебных и т. п.), не вошедших в число первых 7 отделов по своему содержанию 55 Итого 1106 А как несколько экземпляров книг одного наименования обозначены одним номером; тогда как, например в VII отделении, каждое из изданий обители имеется в 12 экземплярах: то число томов библиотеки доходит таким образом до 1500. Замечательные рукописи и книги: Из отделения рукописей заслуживают внимания по своей древности: 1) 80 постнических слов св. Исаака Сирина , в ¼ д. л., Болгарского перевода, писана полууставом. На обороте последнего листа надпись: «сиа книга медоточнаа, иже во святых Отца нашего Исаака; написася в Святей горе Афонстей, в святей и велицей лавре Преподобнаго и Богоноснаго Отца нашего Афанасия, желанием и трудом и ексодом грешнаго Гавриила в лето 6897», т. е. в 1389 году. Известно, что древнейшия из написанных на бумаге списков Греческого перевода (с Сирского) книги св. Исаака Сирина , сделанного Авраамием и Патрикием «философами и молчальниками» обители св. Саввы Освященного; каков например хранящийся в Московской Патриаршей библиотеке, – относящийся (как видно из описания на стр. 81) к XIV столетию; а именно к 1355 году 308). Из нашей рукописи видно, что Славянский перевод сих слов, сделанный первоначально на Афоне (и именно в одном столетии с Греческим, по замечанию изыскателя Афонских древностей Архимандрита Порфирия), для Болгар, в лавре св. Афанасия некиим Старцем Иоанном. Рукопись эта привезена из Палестины скитским Иеромонахом о. Леонидом, в 1859 г., в дар Старцу Иеросхимонаху Макарию; а по кончине его сделалась собственностью скитской библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Святого Макария Египетского о том, что человеку следует отречься [от мира] вследствие зол, которые он творил [раньше], и от всего сердца обратиться к Богу. А также о том, что если он терпеливо переносит случающиеся с ним скорби, то благодать Божия понемногу снисходит на него 1 . Когда человек обратится к благу, отречется от зла, предаст себя познанию самого себя, начнет раскаиваться в том, что он совершил во время небрежения своего, и искать всей душой Бога, тогда благой Бог даст ему печаль о соделанном. 2 . А после этого, опять по милосердию Своему, Бог дарует человеку умерщвление тела в постах и бдениях, отвержение материальных вещей, перенесение поношений, ненависть ко всякому телесному покою и любовь к плачу [о грехах своих]. 3 . Затем [Бог] дарует человеку [еще раз этот] плач, сокрушение [сердечное] и телесное смирение так, чтобы он не следил уже за прегрешениями [других] людей, а был внимательным лишь к собственным проступкам, помнил о дне исхода своего из [бренного] жилища сего и о том, что предстоит ему встреча с Богом. Пред [очами] сердца его также предстают мучения [грешников в аду] и почести, которых удостоятся возлюбившие Бога. 4 . Когда это даруется человеку и он начинает подвизаться и утруждаться в постах, бдениях и вообще во всем, что приносит пользу душе его, тогда [к нему] подступают враги наши, сеющие злохудожные помыслы и внушающие ему бессилие, дабы не смог он осуществить малое постничество свое. Они заставляют его ощущать длительность времени, нашептывая: «Сколько времени еще ты будешь терпеливо нести труд сей, ведь тело твое уже [стало совсем] немощным?» Также говорят ему: «Многое утруждение требуется, чтобы Бог вселился в человека, особенно в тебя, совершившего столько грехов». [Еще внушают]: «Разве Бог может простить тебе столь большое количество прегрешений?» 5 . Если сердце его не приняло [это] ведение от них, то [враги] вновь подступают к нему и под предлогом праведных суждений внушают человеку: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». И напоминают ему о некоторых [иноках], которые согрешили, но не покаялись, засевая душу его тщеславием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Добродетели не приходят даже по молитвенному прошению, над ними следует долго и кропотливо трудиться и, главное, не бояться этого труда. И потому так странно и отрадно читать у преподобного Макария Египетского , известного молитвенника и постника: «Если кто, не имея молитвы, принуждает себя к одной только молитве, чтобы иметь ему молитвенную благодать, но не принуждает себя к кротости, к смиренномудрию, к любви, к исполнению прочих заповедей Господних, и не заботится, не прилагает труда и усилия преуспеть в них; то, по мере его произволения и свободной воли, согласно с прошением его, даётся ему иногда отчасти благодать молитвенная, но по нравам остаётся он таким же, каким был и прежде. Не имеет он кротости, потому что не взыскал труда и не приуготовил себя соделаться кротким; не имеет смиренномудрия, потому что не просил и не принуждал себя к тому; не имеет любви ко всем, потому что, прося молитвы, о сем не позаботился и не показал усилия» 1 . Вот откуда грусть – оказывается, можно даже молиться крепко и пламенно и оставаться злодеем. Это никуда не годится. Так я стану спортсменом в религии, могу даже выступать в состязании с буддистом – кто кого перемолит и перепостит – только что же во мне от Христа? Узнает ли Он во мне Своего сына и труженика, если я, увлекшись аскезой, совсем позабыл о доброте и любви к людям? И тут неожиданно: тогда каков смысл молитвы? Не следует ли нам всё своё внимание сосредоточить на коррекции мыслей и поступков, – чтобы стать добрыми – это и будет духовным упражнением? А вы пробовали не молиться? Попробуйте. Хотя бы для того, чтобы на всю жизнь запомнить, как черствеет, высыхает без молитвы душа, и сколько труда потом требуется, чтобы оживить её. Без молитвы наши усилия о доброте превратятся в дешёвый психотренинг, который всё же не приведёт ни к чему, потому что добро без молитвенного усилия всегда превращается в лицемерие. А как же пост? Не лишний ли он в таком случае? Молитвы просит не только душа, но и тело, оно тоже высыхает без молитвенного освящения, но приобщиться молитве тело не может без самоограничения. Нельзя тело оставить без молитвы. Это будет уж совсем жестоко. Такие вещи понятны даже говорящим пирогам. Они в этом толк знают, а потому и прощают нам, маленьким постникам, наше скромное подвижничество.

http://azbyka.ru/molitva-i-dobrota

9. Божественный Макарий от трудов постничества, от многих и различных браней имел измененным самое тело, которое походило на тень [ 7 ]. 10. Однажды авва Макарий, ходя по пустыне, нашел лежавший на земле человеческий череп. Когда авва прикоснулся пальмовою палкою, которая была у него в руке, к черепу, - череп издал из себя голос. Старец сказал ему: кто ты? Череп отвечал: Я был жрецом идолопоклонников, которые жили в этом месте, а ты - авва Макарий, имеющий в себе Святого Духа Божия, когда, умилосердясь над теми, которые находятся в вечной муке, ты молишься о них, то они получают некоторое утешение. Старец спросил: в чем состоит это утешение? Череп отвечал: сколько отстоит небо от земли, настолько огня под ногами нашими и над нашими головами. Мы стоим посреди огня, и никто из нас не поставлен так, чтоб видел лицо ближнего своего. Тогда старец, обливаясь слезами, сказал: горе тому дню, в который родился человек, если только таково утешение в муке! К этому старец присовокупил: есть ли мука, более тяжкая этой? Череп отвечал: ниже нас мука больше. Старец сказал: кто в ней? Череп: нам, не ведавшим Бога, оказывается хотя некоторое милосердие; но те, которые познали Бога и отреклись от Него, и не исполняли воли Его, находятся ниже нас. После этой беседы старец предал череп земле [ 8 ]. Здесь указывается на отвержение деятельности по заповедям Евангелия, как на отречение от Христа. 11. Брат просил авву Макария сказать ему слово спасения. Старец сказал: должно убегать людей, пребывать в келлии, непрестанно плакать о грехах, воздерживать язык и чрево: это выше всех добродетелей [ 9 ]. 12. Однажды авва Макарий, идя в Нитрийскую гору в сопровождении ученика своего, повелел этому ученику идти несколько впереди себя. Ученик, ушедши на некоторое расстояние вперед, повстречался с идольским жрецом, который куда-то очень спешил, неся большой отрубок дерева. Ученик воскликнул ему: куда бежишь, демон? Жрец, рассердившись, прибил его жестоко, оставил едва дышавшим, и снова поспешно продолжал путь свой.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В древнееврейском языке (как и в арамейском, на котором, как полагают, говорил Христос) глагол «знать» может употребляться не только тогда, когда речь идет о различных видах знания, но и в тех случаях, когда необходимо выразить «некое экзистенциальное соотношение (т.е. укорененное в самом существовании). Познать нечто – значит изведать нечто конкретным опытом» 125 . Так, например, библейские слова: «Адам познал Еву, жену свою» ( Быт.4:1 ) говорят о супружеском соединении (половом акте) Адама и Евы, а не об их знакомстве. «Так познаются страдание ( Ис.53:3 ) и грех ( Прем.3:13 ), война ( Суд.3:1 ) и мир ( Ис.59:8 ), добро и зло ( Быт.2:17 ); это – реальное и ответственное включение себя в жизнь, вызывающее глубокие последствия. Познать кого-нибудь – значит вступить с ним в личные отношения, которые могут принимать многоразличные формы и достигать разных степеней; поэтому под «познанием» можно понимать целую гамму различных смыслов; то же слово служит для выражения семейной солидарности ( Втор.33:9 ), как и супружеских отношений («И не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» ( Мф.1:25 ); «Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?» ( Лк.1:34 ). Бога познают, когда испытывают Его суд ( Иез.12:15 ) и совсем по-другому познают Его, когда вступают в Его Союз – Завет ( Иер.31:34 ) и постепенно входят в единство с Ним» 126 . Содержание догмата находится в Божественном Откровении. «Догмат ни в какой мере не есть новое Откровение. Он есть только свидетельство» 127 . Своим содержанием догмат свидетельствует о Боге и Его деяниях, что предполагает наличие в этом свидетельстве великой тайны благочестия ( 1Тим. 3:16 ). Поскольку эта тайна обращена к человеку, содержание догмата не только может, но и должно быть им постигаемо. Однако догматическое содержание постигается на путях веры и жизни, а не чисто рассудочным путем. Это утверждение относится ко всем догматам, ко всему догматическому учению Церкви, поэтому никак нельзя согласиться со следующим высказыванием митрополита Макария (Булгакова) : «Обращая внимание на отношение догматов к нашему уму, их разделяют на догматы , непостижимые для разума, или тайны, и на догматы, постижимые для него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В поучении же Священникам, означенный Митрополит Фотий называет вступление в брачное сожитие без церковного благословения неподобного неподобнейшим. Именно: «Таже и паче еще, еже слышах, неподобнаго неподобнейше, еже яко закону Божию некоих ругателех, иже не хотящих совокуплятися от Божиа Церкви законом Божьим, и поимати собе жены, но опроче закова Божия делающих, инии по нужи и по напрасньству (по своеволию) или ласкосердьством лукаваго (из сластолюбия) поимают себе жены, и се убо си отъинудь, яко закону Божию разрушители и ругателие, мирской казни великой подлежат, а к душевной же казни яко душегублени суще» 391 . Всероссийский Митрополит Иона признавал брачное совокупление без церковного благословения жизнию погибелъною. Именно в послании к Вятчанам он писал: «Се слышание мое, сынове, что деи... у вас на Вятке чинится Богу съпротивных и ненавистных дел велми много, к крестьянской погибели: многые деи христиане с женами незаконно в невенчании живут» 392 . Священнического же благословения для брака требовал Симон Митрополит всероссийский. Именно: «Которым у вас женитися, и они бы женилися с благословением от Священника... по закону християнскому» 393 . Матфей Правилышк говорит: «Не совокупление, но молитвенное служение творит обручение, якоже браку вменятися» 394 . Еще он говорит: «В нас не убо состоятися может брак кроме священнословия» 395 . Севаст Арменопул говорит: «Смешение без священнословия блуд есть» 396 . Симеон Солунскии говорит: «И сие (совершение брака) дело Иерарха есть, и той сие... действует. Дается же сие и Иереем творити... Обаче и Иереем с наказанием дается и в коемждо деле брака, яко свойственное (собственно) есть (дело) Епископа. И без воли его не можно составитися браку. Отец бо Церкве Архиерей един» 397 . Еще он говорит: «Достойным подобает быти общения (Причащения) браком супружествующимся, и в храме святем счетатися, в дому Божием, чадом Божиим, яко пред ним» 398 . Что говорили о Браке церковные учители, жившие в Русской Церкви со времени всероссийского Митрополита Макария до Патриарха Никона ?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Текст «Повести» дошел в 15 списках в составе различных летописей XVI в., в обоих списках августовских ВМЧ и в одном позднем житийном сборнике; особая редакция находится в «Степенной книге» (данные С. А. Морозова см.: Морозов С. А. Повесть о смерти Василия VIU и русские летописи//Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1978. С. 61–77). Пять летописей (Воскресенская, Летописец начала царства, Никоновская, Александро-Невская, Царственная книга) содержат вторичные, сокращенные тексты «Повести», другие десять списков сохранили два варианта текста, восходящие к первоначальному виду. Восемь рукописей содержат текст Новгородского летописного свода 1539 г. (далее – НС), составленного в 1542–1548 гг., две рукописи – Софийская II летопись (СИИ) и Постниковский летописец (ПЛ, самая старая рукопись с текстом «Повести», датируется 1550-ми гг.) – содержат текст, несколько отличающийся от НС и, возможно, восходящий к своду 1534 г. А. А. Шахматов (в последнее время – С. А. Морозов) считал текст НС первоначальным, но, по-видимому, оба варианта текста – и НС и СИИ (ПЛ) – восходят к одному общему источнику (точка зрения А. А. Зимина), в каждом из них заметны следы целенаправленной обработки текста. Особенно очевидна «литературность» текста НС: его создатель стремится сгладить элементы непосредственной фиксации речей и действий исторических лиц, присущие начальному авторскому тексту, лучше сохранившемуся в ряде фрагментов CIIu ПЛ. Возможно, эта правка принадлежит не составителю НС, а деятелю профессиональной школы книжников из окружения митрополита Макария, так как именно этот текст был включен Макарием в августовские книги Успенских и Царских Миней, созданных в эти же годы; именно этот текст лег в основу и всех последующих официальных переделок «Повести» в XVI в. «Повесть» публикуется по древнейшему списку НС – по списку конца XVI в.: РНБ, F. IV, 238 (список Дубровского), л. 413–429 (текст издавался: ПСРЛ, т. IV, вып. 3. Л., 1929, с. 552–564); для исправления отдельных чтений используем текст ПЛ (ПСРЛ, т. XXXIV. М., 1978, с. 17–24); все исправления выделяются курсивом.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вызывает вопросы и замечание автора о том, что, по мнению Гоголя, " главное для христианина - любовь, а не верность ритуалу " . Писатель, несмотря на все инсинуации вокруг его взглядов, не был протестантом и не мог противопоставлять любовь и " ритуал " , он всегда видел их единство. Впрочем, Ю.В.Манн верно подметил два основные фактора, которые надо иметь в виду, говоря о рубеже 1851/1852 гг. в жизни Гоголя: во-первых, второй том " Мёртвых душ " был завершён на уровне черновика; во-вторых, к 25 января писатель всё ещё находился в бодром и работоспособном духе. Любопытно и упоминание о том, что Гоголь осудил петрашевцев и требовал ещё более жёсткого наказания для них (с. 261). Уже на Новый, 1852 год Гоголь получил второе дурное предзнаменование (после слов старца Макария): Ф.П. Гааз, плохо владевший русским языком, пожелал писателю " такого нового года, который бы даровал ему вечный год " . А 26 января скончалась, оставив семерых детей, молодая жена А.С.Хомякова - Екатерина Михайловна (сестра Н.М.Языкова). После этого страх и отчаяние уже не оставляли Гоголя, хотя в последних числах января у него и наметилось некоторое улучшение. Но именно в эти дни в Москву приехал о. Матвей. Великой заслугой Ю.В.Манна можно считать, что он подошёл к его личности совершенно непредвзято и не стал заниматься ни восхвалением, ни охаиванием ржевского протоиерея. Со страниц книги встаёт образ великого постника и молитвенника, простого в обращении с людьми, не интересовавшегося богословскими проблемами, зато дававшего предельно простые, но категоричные советы (с. 266 - 269). Слишком строгие суждения отца Матвея о художественном творчестве потрясли Гоголя. В день отъезда своего духовника 5 февраля между ними произошла размолвка, которая позже была заглажена в их переписке. Жаль, что автор не останавливается подробно на эпизоде с шубой, ограничиваясь кратким его упоминанием. А ведь знаменитые слова о. Матвея про то, что летом шуба будет уже не нужна, непосредственно подтолкнули Гоголя к мысли о смерти...

http://ruskline.ru/analitika/2009/10/22/...

3189 Сочинения Киреевского. Т. I. Стр. 75. (Курсив наш – Ф.А.). Речь, как видно из дальнейших слов письма, идет «о последних главах аввы Фаласия», именно о 94, 96, 99 и, в особенности, о 100 пункте 4-й Сотницы глав «о покаянии, воздержании и духовной жизни», где говорится: «Сказуют, что Сын и Святой Дух соприсносущны Отцу, но не собезначальны… потому что имеют вину бытия. Впрочем, нарицают Их и безначальными, когда кто начало берет от времени, дабы не представлялись под временем Те, от Которых время и т.д. «Творения аввы Фалассия» (второе изд. Оптин. пустыни), М. 1894. Стр. 68–69. 3190 § 1-й 12-й главы надписан: «о том же», т.е. является как бы § вторым для гл. 11-й, и тогда § 2-й 12-й гл.: «еще о божественных именах» может быть принять за § 3-й 11-й гл. в общем счете. См. «Точное изложение прав. веры». Перев. А. Бронзова . Спб. 1894. Стр. 30–36. 3192 Там же. Стр. 25. В конце концов, недоумения разрешились тем, что было найдено в богословии св. И. Дамаскина место более характерное (§ 8, 1-й главы), которое и приведено в примечании к указанным страницам творений аввы Фалассия: «Сын… не безначален, т.е. не безвиновен, ибо Он от Отца (впрочем, если понимать начало относительно ко времени, и Сын безначален, ибо Он Творец времен и не подлежит времени и т.д.). В переводе А.А. Бронзова , конечно, гораздо более выразительном, этим выпискам из И. Дамаскина соответствуют страницы 26 и 20. 3194 Речь идет о книге «Преподобного отца нашего Максима Исповедника толкование на молитву «Отче наш» и его же слово постническое по вопросу и ответу. Издание Козельской Введенской Оптиной пустыни». М. 1853. Перевод ее сделан Т.И. Филипповым. См. «Старцы о. Паисий и о. Макарий». Стр. 58–59. К нему же, очевидно, адресовано письмо 164, в «Собрании писем блаж. памяти оптинск. старца иеросхим. Макария к мipckuм особам». М. 1862. Стр. 330–333, где говорится о том же; но дата выставлена неверная. 3195 Об известном разночтении второго прошения молитвы Господней: да приидет Дух Твой Святый и да очистит нас», и о различии соединения ипостасного и по благодати.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Макария: «Боже, очисти мя грешнаго, яко николиже сотворих благое пред Тобою» и проч. Молитва ко Пресв. Богородице: Пресвятая Владычице моя Богородице, святыми Твоими и всесильными мольбами отжени от Мене смиреннаго и окаяннаго раба Твоего уныние, забвение и проч. По сем говорит: «Боже очисти мя грешнаго и помилуй мя» (покл.). – Создавый мя, Господи, помилуй мя (покл.). – Без числа согреших, Господи, прости мя (покл.). «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, – благослови, и освяти, и сохрани мя, силою живоноснаго креста Твоего! И начинает на амвоне: – Благословен Бог наш. Чтец: Аминь. Слава Тебе Боже, Царю Небесный. Трисвятое. По Отче наш тропари: помилуй нас, Господи, помилуй нас... Господи, помилуй нас, на Тя бо уповахом. Милосердия двери. Господи помилуй, 40 раз. Иже на всякое время. – Нескверная неблазная. И даждь нам Владыко на сон грядущим покой тела и души. За сим читается помянник. – В нем каждый смиренный богомолец, обращаясь всем сердцем к Господу Иисусу Христу Спасителю, просит услышать смиренное моление, приносимое за всех людей. – В частности молится: – о св. Церкви, воинствующей на земле, – об утверждении ее, расширении и мире, сохранении от ересей и злобы адской, – диавольской. Молится за Благочестивейшего Государя со всем Его Царствующим Домом. За всех, иже во власти, чтоб под покровительством и охраною их, сыны православной Церкви проводили в правоверии, благочестии и честности тихое и безмятежное житие. Молится за святых представителей св. Церкви – епископа своего, пастырей и служителей Церкви, пасущих словесное стадо Христово, чтобы спаслись они, а за святые молитвы их спастись и ему. Молится за отца своего игумена, со всею о Христе братиею, отца духовного, и всех тружеников обители, – надеясь на взаимные их молитвы. – Молится, чтоб спас и помиловал Господь: родителей, братий и сестр, и сродников его по плоти. Молится, чтоб спаслись все работающие Богу в чину иноческом в девстве, постничестве, живущие: в монастырях, пустынях, пещерах, горах, затворах и на всяком месте, – отцы и братия и сестры о Господе, прося оставления и собственных грехов, ради их св.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/starch...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010