—19— ром Ивановым. Этот проект был возвращен с объяснением, что «в настоящее время не представляется возможным принять на счет духовно-учебного капитала исчисленную по смете сумму на приспособление зданий Вифанской семинарии к условиям, требуемым Уставом, тем более, что самое преобразование означенной семинарии по новому Уставу может осуществиться не иначе, как лишь в том случае, если все содержание оной духовенство Московской епархии вполне примет на местные средства» 27 . Между тем, давно перемонтированные здания разрушались и приходили в более чем печальное состояние. Статский советник С.И.Миропольский, производивший в 1879 году ревизию Вифанской семинарии, в своем отчете писал: «Внешняя обстановка так грязна, здания так запущены и представляют столько неудобств, что полное преобразование семинарии является вполне желательным» 28 . «После этой ревизии Священный Синод указом от 7 апреля 1880 года предложил Его Высокопреосвященству митрополиту Московскому Макарию (Булгакову) побудить епархиальное духовенство к изысканию местных средств на ремонт семинарских зданий и исправление указанных в отчете ревизора неудобств в этих зданиях. Предписанные этим указом перестройки и исправления не были произведены, потому что духовенство Московской епархии не нашло потребных для этого местных средств и просило у митрополита Макария ходатайства перед Святейшим Синодом о преобразовании Вифанской семинарии с училищами по новому Уставу и штату и о даровании средств на приспособление зданий Вифанской семинарии к требованиям нового Устава. По ходатайству митрополита Макария в 1881 году последовало преобразование Вифанской семинарии. Святейший Синод, выслушав предложение обер-прокурора о преобразовании во второй половине 1881 года Вифанской семинарии с принадлежащими ей духовными училищами по новому Уставу, указом от 7 апреля определил: «Принимая во внимание, что во внутренней организации учебной —20— части Вифанской семинарии и училищ, ей принадлежащих, произведены такие изменения, которые ставят их близко к преобразованным заведениям, что неотложность полного преобразования Вифанской семинарии уже признана Священным Синодом, назначить к преобразованию со 2-ой половины 1881 года Вифанскую семинарию с принадлежащими ей училищами.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пост и постническая жизнь – лучшее средство к хранению здоровья. 46 . Любите уединение и помните, как в басне голубок полетел на волю и воротился ощипанный с переломанной ногой и вывихнутым крылом. 47 . Келлия инока есть пещь Вавилонская, в ней же трие отроцы Сына Божия обретоша. Сиди в келлии своей, и всему тя научит. 48 . К жизни человека прибавлен краткий срок настоящей жизни, полной скорбей и бед, с целью вразумлять, исправлять и очищать человека. 49 . Бывает, что Бог болезнью укрывает иных от беды, которой бы не миновать им, если бы они были здоровы. 50 . Здоровье зависит и от пищи, и от душевного спокойствия. 51 . Идеже бо аще будет труп, тамо соберутся орли ( Мф.24:28 ). Как на мертвый труп собираются орлы, так туда, где явится Христос при втором пришествии, приидут святые и все парящие на добродетелях. Спаситель уподобляется трупу, потому что Он умер за нас. 52 . Теория – личное дело учащих, а факты – общее достояние. Истинной, настоящей теорией может быть только та, которая согласна с христианскими истинами. В университетах надо различать теории от подлинных фактов. 53 . Теория – придворная особа, а практика – медведь из леса. Начнет ломать – только держись. 54 . После обеда хорошо читать жития святых. 55 . Евангелие и Послания читай с размышлением и приложением к себе. Если читать отеческие писания без приложения к себе, толку не будет, а еще зло. Теории только собираются в голове и учат не себя направлять на добро, а других осуждать. 56 . Вы хорошо сделали, что отказались читать бредни Толстого, льва рыкающего и ищущего кого поглотить. Этот Толстой, у которого в писаниях один бред, имеет последователей?! Верно, Русь Православная совсем оглупела, у него нет души, Бога нет, нет и другой жизни. Дерзнул и новое евангелие составить. Попал под анафему. 57 . С писаниями неверов лучше не знакомиться, даже через опровержение их. Мы уже причитались (богословы), и то бывает досадно. Дурные еретические книги можно в печку. 58 . Благословенны книжки Оптинского старца Макария.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

§2. Сочинения Сочинения преп. Марка носят, по-преимуществу, аскетический характер, хотя он также касался догматических и полемических вопросов. Наиболее известными аскетико-нравственными сочинениями преп. Марка являются: «О тех, которые думают оправдаться делами», «О покаянии», «Ответ сомневающимся о крещении», «Послание к монаху Николаю», «Глава о воздержании», «Состязание ума с душою», «О посте». Труд «Состязание с адвокатом» является апологией монашества против некоего адвоката, обвинявшего иноков в том, что они считают себя вне закона и живут в праздности. Сочинение «О Мелхиседеке» является экзегетико-полемическим, в нем, помимо толкования образа Мелхиседека, дается характеристика секты мелхиседекиан и опровергается их учение. Ряд сочинений преп. Марка не сохранился до нашего времени. §3. Учение 1.      Будучи учеником преп. Макария Великого , преп. Марк заимствовал у него направление аскетического и нравственного учения. Между творениями этих преподобных отцов имеется значительное сходство. Иными словами, преп. Марк стал достойным продолжателем живой богословско-аскетической традиции прежних египетских пустынножителей. 2. Согласно преп. Марку, осознание христианином смысла таинства крещения, неизбежно приведет его на путь мироотреченной духовной жизни. В этом и состоит объяснение закономерности появления в лоне Церкви монахов и вообще аскетов. Преп. Марк учит: «Познавший достоверно, что он... имеет в себе сокровенного от крещения Христа, оставив все вещи мира сего, пребывает в своем сердце» («Добротолюбие», Джорданвилль, 1986 г., т. I., «Наставления Марка Подвижника о духовной жизни», 2, п. 17). 3. Важным пунктом аскетического учения преп. Марка является учение о покаянии. Он считал, что покаянием держится мир. Покаяние и покаянное устроение души необходимо подвижнику для правильного прохождения аскетического пути. Без покаяния невозможно снискать терпение, столь необходимое при постнической жизни. Молитвенное делание тоже должно основываться на фундаменте покаяния. Покаяние, по преп. Марку, есть прошение милости. Потому аскетическое делание непрестанной покаянной молитвы, как просьбы о помиловании, полностью соответствует духу Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Кроме того, воинство сатаны имеет довольно сложную иерархию, со своими архидемонами, боевиками, разведкой и тылом. В свою очередь, светлые ангелы — не только слуги Божии, но и верные друзья людей, многоопытные старшие братья, прошедшие нелегкий путь духовной брани… Я вот что думаю, отцы, — сказал старец, будто бы всматриваясь сквозь стены кельи в невидимую даль, — если вдруг отец Лазарь сейчас не может за себя помолиться, то давайте мы за него помолимся. Как раз призовем наших хранителей — ангелов. Приготовившись к молитве, они начали: — «Царя Небеснаго, Егоже поют вои ангельстии, хвалите и превозносите во вся веки…». Глава тридцать девятая. Ангел и зверь В доме спит зверь, в доме ждёт ангел; в доме далеко до утра… («Аквариум») Двое подошедших к дому, где находился Лазарь, видели его склонившимся над листом бумаги в глубокой задумчивости, в комнате на четвёртом этаже. И хотя они стояли по разные стороны кирпичного здания, видели и друг друга. — Пора поговорить, — беззвучно обратился один из них к другому. — Мы слишком часто встречаемся в последнее время. — Согласен, — так же мысленно ответил другой, — до того как мы столкнулись с тобой год назад, я не видел тебя, думается, полторы тысячи лет. — Больше. Мы встречались последний раз в 399 году у смертного одра Евагрия. — Да, авва Евагрий. Трудное дело… — Ты был уверен, что победил тогда! — зло улыбнулся первый. — И верно, сколько я сил приложил, пока не увлек константинопольской красавицей этого ученика трех ваших каппадокийцев. Но ты предупредил его в видении, что ему угрожает опасность от мужа той женщины, и толкнул на иноческий путь. Этот презренный трус послушался и бежал в Иерусалим к святоше Мелании Римлянке. Но там я возбудил в новоиспеченном иноке жар ораторского тщеславия, и он чуть было не скинул черные одежды. Однако ты прикоснулся к нему, и он смертельно заболел. Этим воспользовалась Римлянка и побудила Евагрия на откровенность и покаяние, а Галилеянин даровал ему выздоровление и жизнь. Опять лицемерный Евагрий сбежал, на этот раз в пустыню. Хотел укрыться за мантию вашего якобы великого Макария. И укрылся-таки. Строгие подвиги, переписывание книг, постничество, и вот уже сам Евагрий на склоне жизни — учитель, великий богослов, старец и чуть ли не святой. К нему приходило по несколько паломников в день, преодолевая зной пустыни. Что могло быть лучше для вас: мирная кончина Евагрия в кругу учеников? Но ты видел именно меня в день его смерти. Я стоял в отдалении и клялся, что отомщу и ему, и тебе, и Галилеянину. По смерти Евагрия ваши же Соборы осудили его за нечистоту мысли! Он вычеркнут, вычеркнут, вычеркнут из ваших книг и вписан в наши.

http://azbyka.ru/fiction/angely-prixodya...

—339— полем «в период продолжения на востоке монофизитской ереси (461–527 гг.)» выясняет по преимуществу историю т. н. акакианского раскола, с его различными перипетиями (90–263 стр.). В 3-й главе о. Прозоров характеризует отношения между Римом и Византией в эпоху имп. Юстиниана, рассматривая главным образом истории сношений Рима с Востоком по вопросу о «трех главах» (264–366 стр.). В 4-й главе автор обозревает столкновение папы Григория Великого с патриархами Иоанном Постником и Кириаком по вопросу о титуле «вселенский» (367–433 стр.). 5-я глава характеризует отношения между Римской и Константинопольской кафедрами в эпоху монофелитских волнений, (434–533 стр.), а 6-я – в эпоху иконоборчества (534–574 стр.). В 7-й, «заключительной», главе автор дает несколько общих замечаний о характере рассмотренной им борьбы между Римом и Византией (575–593 стр.). Автор отнесся к своей работе добросовестно и серьезно. Он внимательно изучил рекомендованную ему литературу темы (Hergenrther, Langen, Hefele, Baxmann, Курганов, Барсов, Андреев и др.), равно как в той или иной степени ознакомился и с ее первоисточниками (по Mansi) и представил ряд обстоятельно, с точными ссылками на соответствующие документы, написанных очерков, изображающих все сколько-нибудь значительные моменты взаимоотношений между Римом и Константинополем за указанную в теме эпоху. Изложение автора – отчетливое, сжатое, и, за немногими исключениями, вполне литературное. В качестве недостатков работы о. Прозорова отмечу, во 1-х, некоторую поверхностность «заключительной» его главы. Выполнив свою работу аналитическими методом, обрисовав целый ряд довольно разнохарактерных эпизодов из церковно-политической истории Рима и Византии 5–8-го веков, автору в «заключительной» главе сочинения следовало бы тщательно синтезировать свои наблюдения и выводы, отрывочно разбросанные на протяжении всей работы (а местами и подробнее развить их), не ограничиваясь общими лишь замечаниями. Без такого суммирования сделанные автором наблюдения над историко-догматическими, церковно-каноническими и национально-политическими столкновениями между христианским Западом и Востоком не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

584 В Петербурге, как мы отчасти упоминали, облегчения в этом отношении последовали уже со времени митрополита Григория Постникова (1856–1860), издавшего особые правила о проповедничестве, имевшие силу сепаратного местного закона. 585 Например, мысль в проповеди (Слова, изд. 1891, стр. 492) о том, как „учит вера смотреть на наши жребии на земле“ и как вывод её: мы не имеем права „пренебрегать нашим собратом, занимающим иное место в лествице общественной“; эту мысль едва ли не должно будет признать иным выражением и как бы итогом мыслей, не однажды встречавшихся в его Догматике. Например: Догмат. II, § 70, где, как мы уже говорили выше, призывает уважать в себе и в других достоинство человеческой природы; или Догмат. I. стр. 453, где призывает соблюдать „взаимное общение, связуясь единством естества и союзом братской любви“; ср. II, 217, где все люди объявляются между собою братьями, не взирая на то, что (ibd. стр. 88) различие людей в общественном отношении, при всём единстве природы, признаётся фактом предустановленным. Сравн. также приведённое выше замечание об отношении Макария к пессимизму и тот факт, что в одной из своих проповедей он заявляет, что он не разделяет общей наклонности в современности видеть одно только дурное. 586 Следует брать пример с англичан, замечает автор, „насколько мало они верят в импровизацию“. Кроме того, по замечанию автора, „благозвучных фраз ещё не достаточно для того, чтобы быть оратором“, – а низведение ораторства до такого понимания его, опять, и служит причиной укоренения той мысли, что хорошая речь, это – речь вдохновения, а не напряжённой работы. См. Вест. Воспитания, 1892, 3. 589 Это – по отношению к Иннокентию. См. Венок, стр. 32–33, где Макарий объясняет, почему Иннокентий мог много проповедовать. 590 Г. Рыбаков и о. Архим. Григорий. Последний о вступительной проповеди московской говорил: „искусная речь и искусная дикция привели слушателей в восторг“. Г. Рыбаков воспоминает „о свободе и одушевлении“ (ук. места в Прав. Обозр.).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И потому самому Господь, наконец, изволил назвать его собственным его именем, что оно само оличилось и выказалось столь резкими чертами. Но вот когда искуситель заговорил уже языком политики и дипломатики; Господь наш и тогда не сообразуется ему, но словом истины из Писания разрушает воздвигнутый жалкою самомечтательностию престол его, и весь кодекс святотатственного права уничтожает, говоря: «В Писании сказано: Господу Богу твоему покланяйся и служи Ему единому» ( Мф. 4:10 ). – Теперь заметим: Господь Иисус после крещения Духом отведен был в пустыню для искушения от диавола (ibid. 1). Итак, не Сам Он искал сего искушения; но небесный Отец Его и Дух Святой ввел Его в сей всеспасительный подвиг: посему Он и в подвиге сем был не один, но Он и Отец Его с Ним, и Святой Дух Его. Посему также сорокадневное лишение тела вещественной пищи было подвиг, восприятый по особенному смотрению и водительству Божественному; и сей пост не мог быть разрешен ни собственною волею великого Постника нашего и ни кем другим, кроме Отца небесного и Духа Его. Но диаволу хотелось, чтобы Спаситель по хотению плоти и духа лукавого претворил камни в хлебы. Если бы Спаситель сделал сие (а Он как Всемогущий может и чад Аврааму произвести из камней), то выступил бы из порядка послушания; и одно мгновение уничтожило бы достоинство не только сорокадневного, но и всего тридесятилетнего подвига, и паки погрузило бы человеческий род в бездну погибели, откуда извлечь его пришел Сын Божий в мир, и никто уже не мог бы оттуда извлечь его. Но Иисус Христос побеждает, претерпевает до конца алчбу за наше беспорядочное употребление пищи и лакомство и ожидает мановения воли Отца Своего и Бога Своего, чтобы прекратить пост святой и другими святыми образами прославлять Бога на земли от всего человечества и совершать другие искупительные жертвоприношения за возлюбленное человечество; и вот, наконец, сие мание воли Отца открывается в Духе Сына: Тогда оставляет Его диавол; и се Ангелы пришли и служили Ему ( Мф. 4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

125 Свидетельства о деятельности А. Г. Малькова в качестве попечителя миссии приводятся, в частности, в публикациях протоиерея Василия Постникова и священника Вакха Гурьева. Разоблачение всех его деяний приводится в Деле архива Св. Синода за 1869 год 1805, т. 1, л. 20–105); а также в Деле Миссионерского общества об Алтайской миссии, 1866 год (Т. II, л. 80–86, 105–128). Краткое описание содержания этих документов приводится в работе И. Ястребова (см.: Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский... С. 83–88, 112–118). 126 Отчет Высочайше утвержденной Комиссии по делу Алтайской миссии. – Дело архива Св. Синода за 1869 год, 1805. Т. II, л. 7–8. 127 И. И. Ястребов так характеризует А. Г. Малькова: «Это был чрезвычайно энергичный человек, большой проныра и дипломат, умевший необыкновенно искусно заинтересовать собою других лиц. По наружности своей .он казался истым русаком, богомольным, постоянно говорившим о монастырях, юродивых, знаменательных видениях и тому подобном. Никто тогда не подозревал, что под такой благочестивой внешностью крылся прогоревший купец и ловкий плут, который из ревности по благочестию делал ремесло, а из своей склонности к попечениям – прибыльную спекуляцию» (цит. по: Ястребов И. Миссионер высокопреосвященнейший Владимир, архиепископ Казанский и Свияжский... С. 81). 130 В официальном отчете обер-прокурора Св. Синода за 1867 год отмечалось, что несогласия, возникшие в Петербургском совете Общества, породили «скорбные пререкания между Миссионерским обществом и Алтайской миссией, отвлекшие членов миссии от проповедания слова Божия к довольно продолжительным счетным занятиям, и побудившие начальника миссии архимандрита Владимира лично прибыть с Алтая в Петербург» (Извлечение из Всеподданнейшего отчета обер-прокурора Святейшего Синода графа Д. Толстого по Ведомству Православного исповедания за 1867 год. СПб., 1868. С. 54). 131 Характерный эпизод: по жалобе А. Г. Малькова, оскорбившегося на алтайских миссионеров за их «Заявление», петербургский мировой судья летом 1868 года через Томское полицейское управление потребовал их в Петербург – лично или через поверенных (за 5000 верст!) (см.: О вызове миссионеров Алтайской духовной миссии в С.-Петербург к мировому судье по жалобе купца А. Г. Малькова – Дело архива Томской духовной консистории за 1872 год, 642).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Как прежде Гурий был точен в исполнении правил монашеских, так же точен он был и теперь в исполнении правил, предписанных преподобным Иосифом своим преемникам. Впрочем, при сих правилах, Гурий также ревностно исполнял и иные правила, каким своими писаниями научили его древние святые подвижники. Он неусыпно старался о спасении всех находившихся в его обители. Спасение души всех живших под его настоятельством, обогащение их ума чистым христианским учением, и их сердца истинно-христианскими качествами и добродетелями, составляло самое главное и неусыпное попечение во все время его игуменства. Никакое иное попечение о внешнем благолепии и изобилии обители у него никогда не равнялось с попечением о спасении душ. Излишнее же украшение и обогащение обители он почитал даже вредным. В этом отношении его всегдашнее мнение было: «не добро монастыри богатити чрез потребу и великие отчины давати, они бо сим более пустуют» 38 . Такое мудрое и святое управление обителью скоро сделалось известным Царю Иоанну Васильевичу, и приобрело у него Гурию уважение и отличную доверенность 39 . Впрочем, два года, проведенные Гурием в темнице, из которой он никуда не мог выходить, и в которой летом воздух был, без сомнения, удушлив, весною и осенью удушлив и сыр, а зимою и весьма холоден, – эти два года весьма вредно воздействовали на здоровье Гурия. Вышед из своего заключения, он уже не имел крепкого здоровья во все остальное время своей жизни. Слабость телесных сил не позволила ему долго занимать возложенной на него должности игумена. Через восемь лет и десять месяцев 40 он сложил ее с себя, и около двух лет 41 жил в том же монастыре как простой монах. Впрочем, особенная благонадежность человека к каким-либо полезным и спасительным духовным трудам, почти обыкновенно, несмотря и на великую слабость телесных его сил, не избавляет его от трудов. Между тем, как св. Гурий жил на покое, открылась в Селижарове монастыре 42 игуменская вакансия, требовавшая особенно надежного настоятеля. Царь, несмотря на отречение Гурия, по слабости здоровья, от игуменства в монастыре Иосифове, повелел послать его туда, с благословения митрополита Макария, игуменом.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Postn...

Прочее разумей, яко сие еже стояти, несть твое, ниже добродетели твоея есть, но благодать сия есть, носящая тя на дланех руки своея, яко да не убоишися. Сия, глаголет, вложи в себе во время радости, егда вознесется помысл твой, рече Отец наш Святый, и восплачися, и прослезися, и припадай о памяти согрешений твоих бывающих во время попущения твоего; яко да избавишися сим и стяжеши от сего смирение. Обаче да не отчаешися, но помыслами смирения, умилостивлением прости грехи твоя. Смирение и кроме дел многа прощает согрешения; сия же напротив, без него безполезна суть: но и многа зла сотворяют нам. Прочее смирением, яко же рех, беззакония твоя прости. Яко же соль во всякой пищи, тако и смирение во всякой добродетели, и крепость многих согрешений сие может сокрушити. О сем прочее потребно есть еже скорбети непрестанно мыслию, со смирением, и с печалию разсуждения. И сие аще стяжем, творит нас сыны Божия, и кроме дел благих, представляет нас Богови. Занеже без него вся дела наша суетна суть, и вся добродетели и вся делания. Прочее изменения мысли хощет Бог, и мыслию лучши бываем; и мыслию непотребны бываем. Самодовольно есть сие едино безпомощне стояти пред Богом, и глаголати о нас. Благодари и исповеждся Богови немолчно, яко таково естество немощно и удобно во еже уклонитися стяжал еси, и содейством благодати, где возвышаешися во время и время и киих дарований сподобляешися, и в коем нечесом бываеши ты превыше естества; егда же попущен будеши, даже до где сходиши, и стяжаваеши ум скотен. И помяни окаянство естества твоего, и скорость изменения, припоследствующаго тебе, яко же некто от святых Старец рече: егда, глаголет, приидет тебе помысл гордыни, глаголя тебе: помяни добродетели твоя, рцы: Старче, зри блуд твой. Сей блуд рече, имже во время попущения в помыслех искушен был еси, еже в коемждо устроявает благодать, или во брани, или в заступлении, по должному нам Видел ли еси Старца сего дивнаго, како удобне рече вещь сию Егда, глаголет, приидет тебе помысл гордыни, о высоте жительства твоего, рцы: Старче, зри блуд твой. Сие бо явно есть, яко к велику человеку рече Старец; зане ниже мощно есть от такова помысла стуженым быти, точию иже в вышшем чине, и жительстве похвалы достойнем стоят. И яко сия страсть по добродетели содеянной востает на душу обнажити ту от делания ея. И от единаго послания тогожде Святаго Макария, аще хощеши, можеши уразумети, в коем степени стоят, и кая суть попущаемая на них, еже искуситися теми святым. Есть же послание оно сие.

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010