Макарьев-Унженский монастырь более 20 лет был женским (12 насельниц), а с 2016 года приобрёл статус мужского (с братиею в 7 монахов). Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Первоклассный Макарьев Унженский монастырь. Время основания монастыря. Основание Макарьевского монастыря относится к первой половине XV века (1439 г.). Основателем его был преподобный отец Макарий, который в царствование великого князя Василия Иоанновича пришел на берег реки Унжи из Желтоводского монастыря на берегу Волги. Вскоре по водворении преподобного Макария на сем месте, именно 17-го сентября 1442 года, последовало чудесное явление ему иконы Божией Матери (названной, по имени его, Макарьевскою), что и утвердило его в намерении основать здесь обитель иноков. Макариево-Унженский монастырь находится в уездном городе Макарьеве, получившем свое название от имени обители преподобного Макария; от Костромы он в 180 верстах. Церкви и часовни. В сем монастыре 5 отдельных каменных церквей: 1) соборная холодная с одним престолом во имя Живоначальной Троицы, сооруженная в 1663 г.; 2) соборная теплая во имя преподобного Макария. Она устроена в 1670 году и освящена в 1671 г. при игумене Никите, предместнике святителя и чудотворца Митрофана, первого Епископа Воронежского, который был настоятелем сей обители в 1675-1682 годах. В 1824 году к этой церкви пристроены, на место трапезы, два придела: а) во имя Богоотец Иоакима и Анны, и б) Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил. Построение Макарьевского собора сопровождалось обретением нетленных мощей Преподобного Отца Макария, чрез 227 лет после кончины его; 3) теплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, двухэтажная. Эта церковь начата строением в 1677 г., окончена и освящена в 1680 г. игуменом Митрофаном, впоследствии Святителем Воронежским. В трапезе этой церкви устроены и в 1833 году освящены три престола: а) во имя Святителя и Чудотворца Митрофана, б) в честь Преображения Господня и в) Преподобного Михаила Малеина. Последний придел устроен в воспоминание Царя Михаила Феодоровича, который особенно чтил память Преподобного Макария Унженского, покровительствовал сей обители и двукратно посещал оную. 4) Однопрестольная над св. воротами во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она построена в 1685 г. при игумене Ионе, коего предместником был Святитель Митрофан. 5) Холодная в честь Успения Пресвятой Богородицы, однопрестольная. Начата строением в 1732 г. и освящена в 1735 году.

http://sobory.ru/article/?object=00163

Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Троицкий Макариево-Унженский женский монастырь - православная женская обитель, основанная в 1439 году. Монастырь был закрыт советской властью в 1919 году, возвращен Церкви в 1994 году. Содержание История [ править править код ] Свято-Троицкий Макариево-Унженский монастырь был основан преподобным Макарием Унженским и Желтоводским в 1439 году на правом берегу реки Унжи в 20 верстах вниз по течению от одноименного города (ныне — село Унжа Макарьевского района Костромской области). Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в купеческой семье. Еще в юности приняв иноческий постриг в нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре, он впоследствии основал Богоявленскую обитель на северной границе Нижегородского княжества, при реке Лух, и Троицкий Желтоводский монастырь на Волге (именовавшийся так по расположенному вблизи обители озеру Желтые Воды). В 1439 году Улу Мухамед, властитель Казанского ханства (одного из «осколков» Золотой Орды), выступил в поход на Москву, захватив Нижний Новгород и разорив Троицкую обитель. Преподобный Макарий вынужден был покинуть желтоводские пределы и, уйдя на север, основал на горе в унженских лесах монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы возник святой источник; в 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (по старому стилю) 1444 года в возрасте 95 лет преподобный Макарий мирно преставился ко Господу. Его прославление в лике всероссийски чтимых святых состоялось в 1619 году. Монастырь, основанный преподобным Макарием, с течением лет расширялся и благоустраивался. Особое покровительство, которое оказывали обители первый государь из дома Романовых царь Михаил Феодорович (вместе со своей матерью великой инокиней Марфой Иоанновной дважды — в 1612 и 1619 годах — совершавший сюда паломнические поездки) и его преемники, привело к тому, что в XVII веке небольшой монастырь на Унже стал одной из известнейших российских обителей и даже именовался иногда «лаврой преподобного Макария».

http://azbyka.ru/palomnik/Троицкий_Макар...

Макарий Глухарев, архиеп. 323, 366 Макарий Египетский 339 Макарий Желтоводский, преп. 106 Макарий Калязинский, преп. 72,176 Макарий Невский , архиеп. 284, 366 Макарий Оптинский , старец 336 Макарий Петрович 314 Макарий Сусальников, архим. 314 Макарий Унженский, преп. 105 Макарий, митроп. 5, 63, 74, 75, 76, 77, 78, 91, 120, 122, 124, 144, 181, 196, 200, 351, 377 Макарий, архиеп. 17, 89, 454 Макарий, епископ 146 Макарий, иеромонах 234, 368 Макарий, преп. 106 Макаров Михаил, свящ. 401 Максим, митроп. 46, 47, 90 Максим Грек 62, 72, 77, 110, 111, 120, 122, 141 Максим Жижиленко, епископ 496 Максим Исповедник 116 Максим, епископ 433, 435 Максим, преп. 124 Максимилиан, император 70 Максимов 402 Малуша 10 Малышев, проф. 16 Малюта Скуратов 82 Мамай, хан 41 Мамма Григорий, патриарх 63, 143 Мансветов, прот. 315, 318 Мансур, шах 373 Мануил Лемешевский , митроп. 418, 423 Мануил, еп. 36 Мануил, грек 227 Маржецкий М. 434 Марина Мнишек 162, 165, 231 Мария Александровна,императрица 295, 308, 326, 375 Мария, княгиня 136 Мария Нагая, царица 157 Мария Николаевна, вел. княжна 399 Мария Федоровна, императрица 470 Мария, равноап. 326 Мар-Илья, епископ 468 Марк Ефесский , свят. 59 Марк, архиеп. 493 Марк, могильщик 99 Маркелл, митроп. 216 Маркелл Родышевский, архим. 269, 270, 271, 272 Марков 376 Мартиниан, архим. 364 Марфа (Мария)Романова 161, 163, 171, 172, 197 Матфей Константинович, старец 337 Матфей, игумен 174 Медведев 226, 227, 228 Мейер А. 434 Мелетий Леонтович, архиеп. 281 Мелетий Пигас, патриарх 154, 241 Мелетий Смотрицкий 183, 245, 247 Мелетий, митроп. 452, 471, 473 Мелетий, епископ 468 Мелиссино И. 274, 275, 359 Мелхиседек Значко-Яворский, игумен 357 Менгу-Темир, хан 41, 45, 129 Меннон С. 345 Меньшиков Александр, князь 268, 347 Мефодий Немцов, митроп. 451 Мефодий Патарский 115 Мефодий, равноап. 7, 8, 15, 17, 33, 87, 88, 115, 292, 312 Мефодий Смирнов , епископ 313, 316 Мефодий, митроп. 471 Мефодий, епископ 188, 256, 257, 313, 468 Мечев С., свящ. 434 Мещерский Иван, воевода 205, 206 Мещерский П., князь 278, 279

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В произведениях XIX в. архитектурный ансамбль обоих мон-рей передан нередко довольно условно. Это касается и Макариева Решемского мон-ря, изображение к-рого встречается на иконах М. в XIX в. Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Прп. Макарий Желтоводский в молении Св. Троице с Желтоводским мон-рем. Икона. 1661 г. Иконописец Симон Ушаков (ц. арх. Михаила Макариева Унженского мон-ря) Наиболее ранние сохранившиеся житийные иконы святого датируются кон. XVI - 1-й третью XVII в. Древнейшая из них происходит из Свияжска, основанного в период борьбы с Казанским ханством. Там, видимо, достаточно рано оформился культ М. Строителем Свияжска был участник взятия Казани царский дьяк И. Г. Выродков, многократно упоминаемый в разрядных книгах и др. источниках, свидетель одного из чудес, вошедших в древнейшую редакцию Жития святого, благотворитель Унженского монастыря. Икона М. с 20 клеймами датируется в ГМИИРТ XVI в. Судя по стилистическим особенностям, ее трудно отнести к XVI в., скорее она была создана в нач. XVII в. Состав клейм соответствует древнейшей редакции Жития и включает основные события жизни святого: 1) утешение плача младенца М. в церкви; 2) научение грамоте; 3) посещение Печерского мон-ря; 4) обмен ризами; 5) приход в Печерский мон-рь; 6) принятие пострига; 7) отец Иван ищет сына; 8) Иван у стен мон-ря; 9) игум. Дионисий сообщает М., что его ищет отец; 10) отец целует руку М.; 11) основание Лухской обители; 12) основание мон-ря на Жёлтых Водах; 13) основание ц. во имя Св. Троицы; 14) нападение татар на обитель; 15) приведение М. к воеводе татарскому; 16-17) чудо о лосе (олене); 18) приход М. на Унжу; 19) основание Унженской обители; 20) преставление М. Сюжеты традиционны для житийной иконографии святого. Прп. Макарий Желтоводский. Фрагмент иконы из деисусного ряда. Кон. XVII — нач. XVIII в. (ц. Благовещения Пресв. Богородицы в Петровском парке, Москва)

http://pravenc.ru/text/2561294.html

ставил этот вопрос перед патриархом Иоакимом, но безрезультатно (См.: ОПИ ГИМ, ф. 65, оп. 1, 96, л. 1). Седов П. В. Указ. соч. С. 273, примеч. 411. Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Изд. 2. М., 1857. Ч. 1. С. 75–76; Ерофеев Д. Р.Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Сборник статей в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 14–19. Подробнее см.: Понырко Н. В. Указ. соч. С. 58–69; Воскобойник Н. В. Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Смутное время//Мининские чтения. Материалы научной конференции, посвященной 380-летию освобождения Москвы земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Нижний Новгород, 1992. С. 35–37. См. также: Тарасенко Л. П. Иконография Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Дис. … канд. искусств. М., 2006. Труворов А.О санях, употреблявшихся при погребении//Русская старина. 1887. 12. С. 837, 838. Восстание в Москве 1682 года: Сборник документов/Сост. Н. Г. Савич. М., 1976. С. 10, 16. Там же. С. 101, 158–159. Медведев С. Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве//Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. М., 1990. С. 150–152, 157–158; ААЭ. Т. 4. СПб., 1836. 260. С. 371–372; 263. С. 376–378; 266. С. 380–382; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Императорской Академией наук (далее – ДАИ). Т. 10. СПб., 1876. С. 131. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//Временник Московского Общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. С. 36. ОР ГИМ, собр. Уварова, 575-4, л. 1–1 об. ОПИ ГИМ, ф. 65, оп. 1, 96, л. 1. Известно, что царица Прасковья Федоровна делала книжные вклады во Флорищеву пустынь (См.: Глазков М. Ю. Книги кирилловской печати. Ч. 5. Каталог фонда редкой книги. Владимир, 2005.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

М., 2006; она же. Реконструкция убранства храмов Макарьево-Унженского мон-ря по древнейшим описям обители//Светочъ: Альм. Кострома, 2008. Вып. 3. С. 83-89; она же. Житийная иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского//XIII науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2009. С. 25-37; Кузнецова О. Б., Федорчук А. В. Каталог выст. ЯХМ: Ярославская икона 16-19 вв. М., 2002. С. 32-33. Кат. 14; Рябов А. Н. Прп. Макарий Желтоводский и Унженский Чудотворец. Н. Н., 2002; Федорчук А. В. Иконы из Спасо-Архангельской ц. Романово-Борисоглебска в собр. ЯХМ//VI науч. чт. памяти И. П. Болотцевой. Ярославль, 2002. С. 75-77; Комашко Н. И., Каткова С. С. Костромская икона XIII-XIX вв. М., 2004. С. 603. Ил. 378-379; Иконы Мурома. М., 2004. С. 176; Горшкова В. В., Юхименко Е. М. Икона «Преподобный Макарий Унженский со сценами жития» посл. четв. XVII в. из частного собр. г. Ярославля//Светочъ: Альм. 2008. Вып. 3. С. 94-99; Макарова Е. Ю. Икона «Макарий Унженский с 21 клеймом жития» из собр. ЯХМ//Там же. С. 90-93; Пигин А. В. Памятники рукописной книжности Олонецкого края. Петрозаводск, 2010; Treasures of Valamo Monastery. Helsinki, 2012. P. 23. Л. П. Тарасенко Рубрики: Ключевые слова: КИРИЛЛ (Белый; сер. XV в. - 1532), прп. (пам. 4 февр., 7 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

Взятые в плен рассказали, что они видели монаха, стоявшего в воздухе над городом и стрелявшего по ним; потом он на большом белом коне врезался в их войско, и они, обезумев от страха, начали рубить друг друга мечами, думая, что бьются с русскими. Тогда же преподобный избавил от татар монастырь, в котором был похоронен. Случилось это так: когда татары напали на Унженск, отряд из трехсот воинов устремился к монастырю в надежде на богатую и легкую добычу. Но стоило им приблизиться к обители, как все они ослепли. Ничего не видя, они в ужасе разбежались в разные стороны, многие угодили в реку и утонули. В 1535 году молитвами Макария Желтоводского спасся от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь преподобного. Во время нашествия поляков жители Юрьевца, Суздаля и Нижнего Новгорода прибегали к заступлению святого Макария и получили помощь. Сам царь Михаил дал обет идти пешком в Унженск, если его отец Филарет освободится из польского плена, и, получив просимое, исполнил свое обещание. Известно множество случаев чудесной помощи преподобного Макария. Когда казанские татары осадили Унженск, одна молодая женщина по имени Мария попала в плен. Ее связали веревкой и увели с другими пленными. Шли они трое суток. Мария, боясь быть обесчещенной, всю дорогу не могла ни пить, ни есть, только молилась и плакала. Так, день и ночь обливаясь слезами, молилась она Господу и Пресвятой Богородице. Призывала в помощь и святого предстателя, преподобного Макария Желтоводского. Когда сделали очередной привал, Мария рухнула на землю и, связанная, заснула крепким сном. Было это в степи. Стояла глухая ночь. Ближе к утру спящей явился преподобный Макарий. Он стал у изголовья и, коснувшись ее рукой против сердца, сказал: «Не скорби, а подымись и иди домой». Но Мария не могла очнуться от сна. Тогда святой взял ее за руку, помог встать и сказал: «Встань и ступай за мной». Мария проснулась и, видя преподобного уже не во сне, а наяву, узнала его по виденной ею иконе и пошла следом.

http://pravicon.com/info-2825

Мощи преподобного Макария Желтоводского прибыли в Нижегородскую академию МВД Нижний Новгород, 14 апреля 2006 г . Прибытие мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Нижегородскую академию МВД 13 апреля мощи (большая часть честной главы) преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли из Печерского Вознесенского монастыря в Нижегородскую академию МВД. Священнослужители, руководители академии и курсанты прошли крестным ходом вокруг строящегося храма-часовни на территории академии, сообщает сайт Нижегородской епархии . Затем перед иконой был совершен молебен с акафистом, после которого курсанты и преподаватели смогли приложиться к честным останкам преподобного Макария. Кроме того, к святым мощам приложились дети из подшефного академии детского дома 3 Наместник Печерского Вознесенского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) поздравил руководство, преподавателей и курсантов с прибытием в академию великой православной святыни. Отец Тихон отметил: «Сегодня знаменательное событие, когда преподобный Макарий спустя 800 лет вернулся сюда, на Нижегородчину. Прибытие мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Нижегородскую академию МВД И сейчас мы имеем возможность молиться, приложиться к святым мощам, испросить для себя, для своих близких помощи Божией, чтобы преподобный Макарий никогда не оставлял нас, не оставлял Нижегородскую академию. Чтобы он подал всем вам свою милость, щедроты свои, заступления свои перед Господом Богом, и чтобы наша Нижегородская академия МВД все более и более процветала и благоукрашалась своими благодеяниями, благотворительностью. Потому что вы всегда помогаете нам, каждый год я прошу у вас помощи, и никогда вы не отказываете ни Печерскому монастырю, ни Нижегородской епархии». Очередь к честным мощам преподобного Макария Архимандрит Тихон (Затекин) подчеркнул, что Нижегородская епархия и академия МВД сотрудничают уже давно: «Уже шесть лет нас связывает дружба. Многие святыни здесь побывали: и Феодоровская икона, и Почаевская, и Чимеевская и многие другие. Я думаю, что мы и впредь будем поддерживать это благое дело, чтобы наша Нижегородская академия укреплялась не только физически, но и духовно».

http://pravoslavie.ru/17036.html

С. 66; она же. Макарьев-Унженский монастырь в посл. четв. XVII в.//Макарьевские чт.: Патриарх Иоаким и его время. Можайск, 2004. Вып. 11. С. 99-110; она же. Иконография прп. Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразит. искусства: Дис. М., 2006; Ерофеев Д. Р. «Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского»//Опыты по источниковедению. Древнерус. книжность: Сб. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. Вып. 1. С. 14-19; он же. Сказание о чудесах прп. Макария Желтоводского и Унженского чудотворца//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность. СПб., 2000. Вып. 3. С. 43-45; он же. Редакции Жития Макария Желтоводского и Унженского//Там же. 2001. Вып. 4. С. 59-68; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999; Кравец Е. В. Почитание прп. Макария Унженского и Желтоводского как один из источников движения обновления в России в 1-й пол. XVII в.//Тр. Нижегородской ДС. 2001. Вып. 9. С. 227-238; она же. О почитании прп. Макария Желтоводского в связи с движением обновления в России в 1-й пол. XVII в.//Новгородская старина. Н. Новг., 2009. Вып. 21/22. С. 76-85; Панченко О. В. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина (вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 566, 568, 585; он же. Из археогр. разысканий в области соловецкой книжности. II. «Канон всем святым, иже в Велицеи России в посте просиявшим» - сочинение Сергия Шелонина//Там же. 2004. Т. 56. С. 470, 474; Марелло Т. В. Макариево-Унженский мон-рь в 1-й пол. XVIII в.: к вопросу о лит. деятельности игум. Леонтия//ГДРЛ. 2004. Вып. 11. С. 461; Пигин А. В. Сказание о иконе Макария Желтоводского в Хергозерском монастыре//СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4. С. 603-605; он же. О почитании св. Макария Желтоводского и Унженского в Каргополье//Жизнь провинции как феномен духовности. Н. Новг., 2009.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

2000. С. 43-45). Этот вариант Краткой редакции с 16 чудесами был положен в основу Пространной редакции Жития (перечень списков: Он же. 2001. С. 62). По мнению исследователя, она создавалась в Унженском мон-ре по инициативе игумена. В предисловии редактор признаётся: «...воли повелевшего не преслушавшу ми, убоях бо ся преслушанию смертнаго прещения, раб бо есмь и рабское теку житие». Об этом же сообщается и в последнем чуде Пространной редакции: «…и рещи, хощу аще Бог благоволит ми и поспешит не дерзновением же хотельным ми, но завещанием повелительным». Ерофеев уточнил и время создания Пространной редакции - 1625 г., обратив внимание на ее сообщение о принесении в Москву ризы Господней (хотя Пространная редакция связывает это событие с 1615 г.; Там же. С. 63-64). Текст Жития в Макариевском сборнике, по мнению Ерофеева, относится к 4-й редакции памятника (начало такое же, как и у Пространной: «Что убо похвала благоверию и что ино утверждение, разве еже ведати и внимати милосердию Божию…»; Тарасенко называет ее Унженской редакцией кон. XVII - нач. XVIII в.). К фактическим добавлениям этой редакции относятся сообщение о поставлении М. игуменом Желтоводского мон-ря, известие о пострижении преподобным Григория Пельшемского, включена новая гл. «О Богодарованном источнице воды, егоже преподобный отец Макарий от земли произведе», более подробно изложен рассказ о преставлении и погребении преподобного. К известным по тексту Пространной редакции 16 чудесам добавлены 23 чуда и приведены краткие описания 66 исцелений, происшедших в Унженском мон-ре (Там же. С. 65). По мнению Ерофеева, составление этой редакции относится к 1688-1740 гг. (Там же); Т. В. Марелло датирует ее написание временем после 1730 г., возможным автором называет настоятеля Унженской обители Леонтия (1714-1727) ( Марелло. 2004. С. 461). Однако этой датировке и атрибуции противоречит известность Унженской редакции Жития свт. Димитрию Ростовскому, на основе к-рой им была создана своя редакция Жития для Четьих-Миней (К., 1705.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010