16 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 202. 17 Св. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. Часть I.4. 18 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 227. 19 Прп. Иустин (Попович). Внутренняя миссия нашей Церкви. 20 Свт. Макарий (Невский). Беседы, С. 214. 21 Свт. Филарет Московский. Письма к игумении Марии (Тучковой), 26. 22 Прп. Макарий (Глухарев). Мысли, VI. Синодальный миссионерский отдел 18 ноября 2010 г. скрыть способы оплаты Комментарии Владимир 20 ноября 2010, 22:20 1. " А в «Путеводителе» преп. Анастасий объясняет своим читателям, что ни знание Священного Писания и творений Святых Отцов, ни владение философско-богословским аппаратом, ни выдающиеся полемические способности нисколько не помогут им в борьбе с еретиками, если Святой Дух не пребывает в них как " Слово Божие без жития по Божьему слову, пустоцвет, тело без души, труп, исполненный трупного яда, смертоносный яд, отравляющий всякого, кто прикасается к нему неосторожно. И, немногие Богословы спаслись, ибо претыкались и запутывались в сети, тонкие сети обольщения, проповедуя Его, с помощью «своего» творчества, но это лишь, обольщающий полет души, пенящийся своими срамотами, в вихре бушующего ветра, холодного ветра помыслов злых демонов. Слепой ведет слепого, ибо знания затмевают, Дух Божий проницает и глубины Божии. А в Его свидетельстве, ненужны третьи лица, и человеческие подписи в удостоверение. Ибо, Слово Божие говорит: « не принимаю свидетельств от человеков». И это сказано об Иоанне Крестителе?! Илии, которому должно прежде прийти, и никто сильнейший из пророков не приходил на землю…. Владимир 20 ноября 2010, 22:19 2.Вдумайтесь, обольщающие себя плотью, если так говорится о светильнике, сияющем и не гаснущем, слепой ведет слепого, и, вместе упадут в яму. «Как Отец свидетельствует обо Мне, так и Я свидетельствую об Отце; и как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца, так и Мои знают Меня. И, что Отец Мой творит, то и Я творю, и еще больше покажет». Мы напрягаемся от истины, вот именно от истины, до головной боли, не вмещаем ее, теряем терпение и бежим от нее, только услышав, более того, другие будут кричать – распни, а еще вчера осанна. Человеческая мудрость, безумие перед Богом. Мудреное человеческое от плоти, которая принимает своих, но оно ничто с немудреным Божиим. Фундамента на человеческом мнении не построишь – фундамент построенный на песке, ветер подул, дождь пошел и, его унесло, размыло селевым грязевым потоком, причем в ту сторону в какую подул ветер.

http://pravoslavie.ru/42915.html

Преемником еп. Владимира на посту начальника миссии стал епископ Бийский свт. Макарий (Невский; 1883-1891) — «второй Макарий», как звали его новокрещеные алтайцы. Он поступил в миссию в 1855 г. по окончании Тобольской духовной семинарии, трудился в миссии 36 лет и прошел все ступени миссионерского служения от катехизатора и учителя миссионерской школы до начальника миссии. После перевода на Томскую (1891), а затем на Московскую (1912) кафедры свт. Макарий не оставлял попечения о миссии и был ее духовным руководителем. Епископу Макарию принадлежит особая заслуга в создании большого числа миссионерских школ и в деле издания книг на алтайском языке. 22 августа 1920 г. свт. Макарию по предложению Святейшего Патриарха Тихона пожизненно был присвоен титул митрополита Алтайского. После свт. Макария Алтайской миссией руководили Бийские епископы Владимир (Сеньковский; 1891-1893), Мефодий (Герасимов; 1894-1898), Сергий (Петров; 1899-1901), Макарий (Павлов; 1901-1905), Иннокентий (Соколов; 1905-1924). В это время трудились выдающиеся миссионеры-подвижники протоиереи Арсений Ивановский, Василий Постников, Гавриил Оттыгашев и др. С 1904 г. миссия вынуждена была противостоять распространению бурханизма — алтайской формы ламаизма, претендовавшего на роль национальной религии алтайцев. К 1917 г. Алтайская духовная миссия имела 31 миссионерское отделение, обнимавшее 434 селения с числом крещеных алтайцев и шорцев 46729 чел. В состав миссии входили 3 миссионерских монастыря: Николаевский Улалинский женский, Благовещенский Чулышманский мужской, Бийский Тихвинский женский (учрежден как община в 1897, с 1900 — монастырь) и 2 миссионерские иноческие общины: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Чемале и Матурская в честь Иверской иконы Божией Матери (учреждена в 1913). К этому же времени в 84 школах обучалось 3297 чел. (2071 мальчик и 1226 девочек, из них детей коренных жителей — 971 мальчик и 363 девочки). Летом 1917 г. распоряжением Временного правительства школы были отобраны у миссии, после этого большинство школ прекратило свое существование, т.к. новая власть не смогла обеспечить их содержание. С установлением в 1920 г. на Алтае советской власти централизованное управление Алтайской миссией было нарушено, в 20-30-х гг. XX в. все миссионерские станы, монастыри, часовни и другие учреждения были закрыты.

http://patriarchia.ru/db/text/4226504.ht...

Филарет Московский ); – служение православных воинов должно быть подобно служению Ангелов – воинов Небесных: воинам подобает «стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества» ( свт. Иннокентий Херсонский ); – христианское самопожертвование воина «не ради земных выгод», а ради спасения ближних и Отечества как их совокупности, подобна жертве Христа за род человеческий ( свт. Иннокентий Херсонский ); – православные воины, павшие на поле брани, подобны христианским мученикам, проливавшим свою кровь за веру Христову ( свтт. Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, прп. Макарий Оптинский ); – кровь погибших воинов, пролитая ими в сражениях за Отечество, искупает их грехи пред Богом (т.е. вменяется в покаяние) и сподобляет милосердия Божия, т.е. спасения души ( свт. Иннокентий Херсонский ); – служение милосердия (медицинская помощь, уход, духовная поддержка), оказываемая раненым воинам, подобна служению древних христиан мученикам в их страданиях за Христа, ибо «рана верного воина... будет сиять в вечности» ( свт. Филарет Московский ); – раны умерших воинов будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству, а сами они у престола Божия будут ходатайствовать о своих благодетелях, пребывающих на земле ( свт. Филарет Московский ). Надо отметить, что некоторые из рассмотренных святых распространяют достоинство мученичества (с пролитием крови и бескровного, т.е. святости вообще) практически на все проявления достойного христианского поведения при любых тесных обстоятельствах ( свт. Феофан Затворник ), а другие, напротив, не применяют термин «мученик» или «святой» даже к погибшим воинам, хотя уподобляют их самопожертвование жертве Христовой ( свт. Иннокентий Херсонский ). И опять, одни авторы категорично утверждают мученическое достоинство (святость и спасение души) всех павших воинов ( свт. Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) ); другие осторожно говорят, что «многие» из них (т.е. не все) получат «оставление грехов» (т.е.

http://radonezh.ru/2023/07/10/russkie-sv...

Филарет Московский); – служение православных воинов должно быть подобно служению Ангелов – воинов Небесных: воинам подобает «стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества» (свт. Иннокентий Херсонский); – христианское самопожертвование воина «не ради земных выгод», а ради спасения ближних и Отечества как их совокупности, подобна жертве Христа за род человеческий (свт. Иннокентий Херсонский); – православные воины, павшие на поле брани, подобны христианским мученикам, проливавшим свою кровь за веру Христову (свтт. Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, прп. Макарий Оптинский); – кровь погибших воинов, пролитая ими в сражениях за Отечество, искупает их грехи пред Богом (т.е. вменяется в покаяние) и сподобляет милосердия Божия, т.е. спасения души (свт. Иннокентий Херсонский); – служение милосердия (медицинская помощь, уход, духовная поддержка), оказываемая раненым воинам, подобна служению древних христиан мученикам в их страданиях за Христа, ибо «рана верного воина... будет сиять в вечности» (свт. Филарет Московский); – раны умерших воинов будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству, а сами они у престола Божия будут ходатайствовать о своих благодетелях, пребывающих на земле (свт. Филарет Московский). Надо отметить, что некоторые из рассмотренных святых распространяют достоинство мученичества (с пролитием крови и бескровного, т.е. святости вообще) практически на все проявления достойного христианского поведения при любых тесных обстоятельствах (свт. Феофан Затворник), а другие, напротив, не применяют термин «мученик» или «святой» даже к погибшим воинам, хотя уподобляют их самопожертвование жертве Христовой (свт. Иннокентий Херсонский). И опять, одни авторы категорично утверждают мученическое достоинство (святость и спасение души) всех павших воинов (свт. Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов)); другие осторожно говорят, что «многие» из них (т.е. не все) получат «оставление грехов» (т.е. спасутся) или получат венцы славы (т.е.

http://pravoslavie.ru/155309.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. Макарий (Троицкий), еп. Калужский и Боровский. Фотография. Ок. 1895 г. (Троицкий Макарий Трифонович; 1830, с. Доброводье Севского у. Орловской губ.- 3 июля 1906, г. Белёв Тульской губ.), еп. Калужский и Боровский. Род. в семье священника, служившего в сельской ц. во имя свт. Николая Чудотворца (1782-1786). Первоначальное образование получил дома, затем обучался в Севском ДУ. В 1849 г. поступил в Орловскую ДС, которую окончил в 1851 г. В 1855 г. окончил КДА со степенью старшего кандидата богословия. Однокурсником М. по академии был буд. Туркестанский и Ташкентский еп. Никон (Богоявленский). С 1856 г. преподавал логику и психологию в Орловской ДС. 8 нояб. того же года Троицкий был рукоположен в сан иерея, служил в храме свт. Николая Чудотворца и в других орловских церквах; в 1859 г. награжден набедренником, в 1863 г.- скуфьей, в 1867 г.- камилавкой, в 1877 г. возведен в сан протоиерея. В 1863 (1865?) г. был назначен законоучителем орловского Александринского ин-та благородных девиц и настоятелем институтской ц. во имя св. прав. Анны. Летом 1867 г. М. служил Божественную литургию в присутствии имп. Александра II Николаевича , посетившего ин-т. М. Т. Троицкий был женат на М. Я. Голиневич, дочери семинарского инспектора, в 1868 г. овдовел. 15 окт. 1879 г. был пострижен в монашество, 28 окт. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Чёлнского в честь Преображения Господня мужского монастыря Трубчевского у. Орловской губ. В нач. 1880 г. М. был вызван в С.-Петербург для совершения чреды священнослужения и проповедей. Здесь он познакомился с архим. св. Николаем (Касаткиным) , к-рый 15 марта того же года записал в дневнике: «...о. Макарий из орловских протоиереев, особенно симпатичная личность» (Дневники св. Николая Японского. СПб., 2004. Т. 1. С. 217). С 28 февр. 1881 г. настоятель московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужского монастыря , с 18 мая того же года благочинный обителей Московской епархии. По семейным преданиям, зафиксированным в воспоминаниях внука епископа, воронежского архит. Н. В. Троицкого (1900-1984), служба М. в Успенском соборе Московского Кремля произвела благоприятное впечатление на митр. Московского Макария (Булгакова) и др. иерархов, что повлияло на карьеру архимандрита.

http://pravenc.ru/text/2561404.html

1892 г. в Томске открыли ночлежный дом, архиеп. Макарий также основал Томское общество попечения о бедных и бездомных «Пчельник». 30 мая 1893 г. в приходе томской Христорождественской церкви по инициативе архиеп. Макария был открыт 1-й в Сибири дневной детский приют «Ясли», куда работающие матери могли отдавать детей. К концу пребывания архиеп. Макария на Томской кафедре в городе насчитывалось уже 11 церковноприходских попечительств, занимавшихся сбором средств для бедных, 6 приютов для детей, ночлежный дом, 5 богаделен, в т. ч. одна для лиц духовного звания. В епархии развивалось и трезвенническое движение. Первое общество трезвости приступило к работе в 1894 г. К 1909 г. действовало уже 14 обществ трезвости. В 1914 г. архиеп. Макарий совершил миссионерское путешествие на Алтай. 17 июня он прибыл на пароходе в Бийск, а 19 июня отправился по тракту на Улалу. Посетив могилы отца и родственников в с. Красный Яр, далее последовал в пос. Артыбаш, где его ждал пароход, на котором он отправился по Телецкому озеру до Чулышманского монастыря. Там архиеп. Макарий пробыл до 7 июля, в течение всего времени к нему приезжали местные жители за благословением. 10 июня 1916 г. в Тобольске соборным служением 13 архиереев во главе с архиеп. Макарием было совершено торжественное прославление свт. Иоанна (Максимовича), митр. Тобольского и Сибирского. Это была последняя канонизация в синодальный период. Митрополит Московский 25 нояб. 1912 г. Макарий (Невский) был назначен митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Свято-Троицкой Сергиевой лавры и постоянным членом Синода. На его назначении настаивал император Николай II, почитавший Владыку Макария как старца и называвший его, по свидетельству очевидцев, «великим подвижником и праведником». 22 дек. 1912 г. архиеп. Макарий прибыл в первопрестольную столицу. В этот день в Успенском соборе он отслужил первую Божественную литургию. Вступление на Московскую кафедру совпало по времени с юбилейными торжествами. 21 февр. 1913 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

В 1989-90 годах архимандрит Макарий являлся ректором Тобольской Духовной семинарии, в 1990-91 — ректором Ставропольской Духовной семинарии, затем переведен насельником в Свято-Троицкую Сергиеву лавру, членом Духовного Собора которой он стал. В течение нескольких лет занимал должность казначея лавры, вернулся к преподавательской и активной научной деятельности: в 1994 г. был назначен на должность первого проректора МДА, 14 марта 1996 года ему была присвоена степень магистра богословия за работу над темой, посвящённой жизни и трудам свт. Макария, митрополита Московского, «Жизнь и труды свт. Макария, митрополита Московского и всея Руси». В июне 2001 года назначен заведующим Регентской школой при МДА, в 2004 утверждён в звании профессора. За время руководства Регентской школой отец Макарий сумел собрать сильный преподавательский коллектив, привить учащимся любовь к церковно-певческому труду. Его усердию принадлежит издание «Молебного пения с акафистом преподобному Сергию Радонежскому» - диск, записанный хором Регентской школы при непосредственном участии архимандрита Макария. В этот период архимандрит Макарий сотрудничает с рядом церковных издательств. Участвовал в переиздании многотомной «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова), дополняя издание комментариями по наиболее интересному его исследованиям периоду – XV – XVI вв. Кроме того, отец Макарий является членом редсовета и постоянным автором журналов «Альфа и Омега», «Вышенский паломник» и «Вестник церковной истории», ЦНЦ «Православная энциклопедия». Круг научных тем, отраженных в работах отца Макария, весьма широк. Кроме вопросов церковной истории, архимандрит Макарий успешно занимается проблемами литургики, церковного права, богословия, церковного искусства – пения и иконографии и многими другими. Постоянные публикации отца Макария, посвященные церковно-богослужебному уставу, церковной истории и певческому искусству можно встретить в известном духовно – музыкальном журнале «Регентское дело», издаваемом на Украине. На сегодняшний день «Регентское дело», это одно из немногих изданий, посвященных труду церковного певчего, регента.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАКАРИЙ Сщмч. Макарий Квиткин. Икона. Нач. XXI в. (ц. свт. Николая в с. Нижнепавловка Оренбургской обл.) Сщмч. Макарий Квиткин. Икона. Нач. XXI в. (ц. свт. Николая в с. Нижнепавловка Оренбургской обл.) Сщмч. Макарий Квиткин. Роспись Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия в Саракташе Оренбургской обл. Нач. XXI в. Сщмч. Макарий Квиткин. Роспись Свято-Троицкой Симеоновой обители милосердия в Саракташе Оренбургской обл. Нач. XXI в. Федорович Квиткин (23.07.1882, г. Орск Оренбургской губ.- 5.04.1931, Оренбург), сщмч. (пам. 23 марта и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Из семьи мещан. В 1900 г. окончил 4-классное городское уч-ще в Орске. В 1900-1907 гг. учитель церковноприходской школы. Проходил обучение на педагогических курсах в Орске в 1901 и 1903 гг. В 1905 г. окончил епархиальные пастырские курсы в Оренбурге. В 1907 г. назначен псаломщиком к Александро-Невской ц. с. Александровка Оренбургской губ. В 1912 и 1915 гг. обучался на миссионерских противораскольнических и противосектантских курсах. Состоял в епархиальном миссионерском обществе. 4 февр. 1913 г. рукоположен во диакона к храму с. Бердяш Орского у., 24 нояб. 1913 г. переведен в храм станицы Наследницкой Верхнеуральского у. Оренбургской губ. С 1914 г. служил в храме с. В. Павловка Оренбургского у. и губ. (ныне с. Н. Павловка Оренбургского р-на). В 1917 г. был рукоположен во иерея. В 1918 г. назначен священником в храм пос. Новотроицк Оренбургской губ. В 1920 г. переведен священником в молитвенный дом в с. Александровка Оренбургской губ. В 1924 г. построил в селе деревянную церковь, которая была закрыта властями в том же году. В 1925 г. назначен 2-м священником в оренбургский храм во имя прп. Серафима Саровского. После «Декларации» 1927 г. заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) М. прекратил поминать его во время богослужений (см.: «Непоминающие» ). Получив поддержку большинства прихожан, М. стал настоятелем «непоминающей» общины, но вскоре, видимо, вернулся в подчинение канонического священноначалия. В 1930 г., после закрытия Серафимовской ц., перешел в оренбургскую Николаевскую ц.

http://pravenc.ru/text/2561330.html

1. Василий Великий , свт. Творения. СПб., 1911. 2. Варсонофий и Иоанн, прпп. Руководство к духовной жизни. М., 1883. 3. Григорий Богослов , свт. Творения. СПб., 1911. 4. Григорий Двоеслов , свт. Беседы на Евангелия. СПб., 1860. 5. Григорий Нисский , свт. Творения. М., 1868. 6. Григорий Нисский, свт. Сборник отеческих изречений. М., 1899. 7. Авва Дорофей , прп. Душеполезные поучения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1874. 8. Ефрем Сирианин, прп. Творения. М. — Т. 3, 1882; Т. 5, 1887. 9. Игнатий Богоносец , свт. Послание к смирнянам//В кн. “Писания мужей Апостольских”. Брюссель, 1978. 10. Иоанн Златоуст, свт.Творения. СПб., 1903. 11. Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе. М., 1899. 12. Иоанн Кронштадтский, прав. Мысли христианина. СПб., 1906. 13. Иоанн Лествичник, прп. Лествица. М., 1862. 14. Киприан Карфагенский , свмч. Творения. Ч. 1–2. Киев, 1879. 15. Климент Александрийский , свт. Строматы. VI), 2//Цит. по: Макарий, архиеп. (см. 44). 16. Старец Силуан, прп. Жизнь и поучения. М., 1991. 17. Феофан, свт. Толкование посланий св. ап. Павла к Филиппинцам и 1–2 Фессалоникийцам. М., 1895. 18. Феофилакт, блж. Толкование на Новый Завет. СПб., 1911. 19. Франциск Сальский, св. Руководством благочестивой жизни. Брюссель, 1967. 20. Арндт И. Об истинном христианстве. СПб., 1911. 21. Арсений Жадановский , еп. Воспоминания о замечательных московских протоиереях (машинопись). Шамордино, 1913. 22. Барсов М. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия. СПб., 1893. 23. Беляев А. Любовь Божественная. М., 1884. 24. Бердяев Н. Экзистенциональная диалектика Божественного и человеческого. Париж, 1952. 25. Бердяев Н. Смысл истории. Париж, 1969. 26. Булгаков С. , прот. Агнец Божий. Париж, 1933. 27. Булгаков С. , прот. Утешитель. Париж, 1936. 28. Булгаков С., прот. Невеста Агнца. Лондон, 1971. 29. Бэкон Ф. Опыты и наставления в нравственной и политической жизни. М” 1954. 30. Галузинская В. Десять путешествий в науку. Киев, 1980. 31. Голубинский Ф. А. Премудрость и Благость Божия. СПб., 1894.

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НОВОДВОРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.) Новодворская икона Божией Матери. 1866 г. (Благовещенская ц. в г. Суража Брянской обл.) (Празд. 20 дек.), чудотворная, является одним из наиболее ранних прославившихся в России списков Ченстоховской иконы Божией Матери . Согласно преданию, икона была написана свт. Петром, митр. Московским († 1326), в Зап. Руси на Волыни (ныне историческая область на северо-западе Украины). Предание гласит, что свт. Петр, будучи монахом одного из мон-рей на Волыни, прославился как «иконник чюден» (Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415) и еще до своего игуменства «иконы свои… раздавал чрез своего наставника братии и некоторым христолюбцам, посещавшим обитель, а иногда и продавал, чтобы творить милостыню нищим» ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 20). Согласно краткому Житию, авторство к-рого приписывают современнику свт. Петра Прохору, еп. Ростовскому († 1328) (редакция XVI в., см.: Там же), буд. митрополит основал на р. Рати в местечке Нов. Дворец мон-рь, названный затем Новодворским, где он, став игуменом, не оставил занятий иконописанием (см.: Жития св. Петра митрополита. 1995. С. 415). Одну из икон с образом Богоматери (какой, Житие не уточняет) игум. Петр подарил в 1301 г. свт. Максиму, митр. Киевскому и всея Руси, посетившему мон-рь, тот украсил икону «златом и каменеем драгим и моляшеся ей, прося милости миру» (Там же). После смерти свт. Максима провозгласивший себя митрополитом Геронтий забрал содержимое ризницы, иконы, в т. ч. образ Божией Матери письма свт. Петра. На пути в К-поль, куда Геронтий отправился с целью получить благословение патриарха, корабль сбился с курса. Тогда в сонном видении ему явился образ Богоматери, написанный свт. Петром, и Божия Матерь возвестила: «Не имаши ты подъяти мене, ни великаго чину священническаго, но от негоже руку створена есмь, тый мя восьприимет, той убо святитель будеть» (Там же). Геронтий добрался до К-поля, но на митрополию был поставлен свт. Петр. Благословляя его, патриарх К-польский Афанасий вернул ему образ Божией Матери. В Житии свт. Петра не приводится описание иконы и не упоминается ее название «Новодворская» как отражающее происхождение; возможно, это наименование появилось в позднее время.

http://pravenc.ru/text/2577817.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010