Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. МАКАРИЙ (Моржов Михаил Степанович; 1872 - 1872), иером., прмч. (пам. 28 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Смирнов Михаил Ефимович; 1877-1937), иером., прмч. (пам. 16 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Телегин Павел Николаевич; 1876 - 1922), иером., прмч. (пам. 13 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКАРИЙ (Токаревский; 1596 (1605?) - 1678), Овручский, Переяславский , архим., прмч. (пам. 7 сент., 13 мая - перенесение мощей, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых, в Соборе Волынских святых) МАКАРИЙ НОВЫЙ [Макарий Кийский] († 1590), прмч. (пам. греч. 6 окт.; пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАКАРИЯ (Сапрыкина Прасковья Афанасьевна; 1867-1938), монахиня, прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ Макарьевич Попов († 16.01.1650), Тотемский, свящ., блж., Христа ради юродивый (пам. 16 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) МАКСИМ († 6(16?).12.1305), митр. Киевский (1283-1305), свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) МАКСИМ Петрович Богданов (1885-1938), свящ., сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Попов Мефодий Григорьевич; 1876-1934), иером., прмч. (пам. в Соборе Архангельских святых, в Соборе Уфимских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАКСИМ (Жижиленко Михаил Александрович, 1885-1931), иосифлянский епископ Серпуховской, сщмч. (пам. 22 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_43.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИЙСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. Владимир (Петров), еп. Бийский. Фотография. 80-е гг. XIX в. 1. Б. в. Томской епархии было учреждено Святейшим Синодом РПЦ 2 янв. 1880 г. по ходатайству Томского еп. Петра (Екатериновского) , желавшего, чтобы Алтайская духовная миссия имела начальника в сане епископа. 7 февр. 1880 г. на Б. в. указом Святейшего Синода был назначен начальник Алтайской миссии архим. Владимир (Петров) , 16 марта 1880 г. в Томске хиротонисанный во епископа Бийского. В 1883 г. еп. Владимир перенес резиденцию начальника миссии из центрального стана в с. Улала (совр. г. Горно-Алтайск) в Бийск, где был создан миссионерский центр, включавший в себя Бийское миссионерское катехизаторское уч-ще (с 27 марта 1890 имело статус ДУ, размещалось в нижнем этаже архиерейского дома), архив и б-ку Алтайской миссии (в 1886 пожар уничтожил б-ку и значительную часть архива). Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. Макарий (Невский), архиеп. Томский. Фотография. Нач. ХХ в. 6 авг. 1883 г. еп. Владимир был назначен на Томскую кафедру. 12 февр. 1884 г. во епископа Бийского был хиротонисан свт. Макарий (Невский) , 26 мая 1891 г. переведенный на Томскую кафедру. 18 авг. 1891 г. состоялась хиротония во епископа Бийского Владимира (Сеньковского) , 12 июня 1893 г. назначенного во Владикавказскую епархию. Хиротонии 4 последующих Бийских епископов: Мефодия (Герасимова) - 2 июня 1894 г., Сергия (Петрова) - 12 февр. 1899 г., Макария (Павлова) - 18 марта 1901 г., Иннокентия (Соколова) - 3 апр. 1905 г.,- возглавлял Томский еп. (с 1906 архиепископ) свт. Макарий (Невский). Каждому из епископов после хиротонии и напутственной речи свт. Макарий вручал хранившуюся в Томске святыню - жезл Черниговского архиеп. свт. Феодосия (Углицкого) . Кроме 3 миссионерских благочиний, охватывавших к 1917 г. 30 отд-ний Алтайской духовной миссии, епископам Бийским подчинялось неск. благочиний Томской епархии вокруг Бийска и миссионерские мон-ри: Тихвинский жен. (недалеко от Бийска), улалинский во имя свт. Николая Чудотворца жен. и чулышманский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж . В 1919 г. Б. в. было преобразовано в Бийскую и Алтайскую епархию .

http://pravenc.ru/text/197236.html

Николая из суздальского Покровского мон-ря (ныне в Оружейной палате Московского Кремля) имеет золотой чеканный оклад; Стерлигова его причисляет к спискам «первого ранга» ( Стерлигова И. А. Драгоценные иконы свт. Николая в Др. Руси// Бугаевский А. В., сост. Добрый кормчий. М., 2011. С. 396. Ил. 27; архивная фотография с иконы и пелены к ней опубликована: Георгиевский В. Т. Памятники старинного рус. искусства Суздальского музея. М., 1927). Чеканный серебряный ковчег украшен рельефами на сюжеты деяний свт. Николая (Там же. Ил. 28-37). Память о золотом окладе по царскому заказу на саму чудотворную икону и ее почитаемые в царской семье списки была запечатлена и на иконах, написанных в провинции: напр., на поясном образе свт. Николая с подписью «Никола Великорецкий» (собрание А. В. Гулько, Вологодская обл.), имеющем написанные золотом фон и ризы ( Нечаева Т. Н. Николай Великорецкий//Шедевры рус. иконописи XIV-XVI вв. из частных собр.: Кат. М., 2009. Кат. 115. С. 480-481). Среди Великорецких икон сер.- 2-й пол. XVI в. можно выделить неск. групп. Архим. Макарий (Веретенников), упоминая иконы Николы Великорецкого из собрания ЦАК МДА, указывает на существование 2 редакций ( Макарий (Веретенников), архим. Всерос. митр. Макарий - почитатель свт. Николая Мирликийского// Он же. Московский митр. Макарий и его время. М., 1996. С. 172. Примеч. 2). Сравнительный анализ известных икон этого извода из музейных и частных собраний показывает, что можно выделить как минимум 3 редакции. Разницу между ними составляет наличие или отсутствие некоторых сюжетов (напр., «Служба свт. Николая» или сцены рождения или детства). Однако даже при сходном наборе житийных эпизодов композиции клейм могут отличаться по составу персонажей, расположению фигур, выбору жестов и по др. деталям. Если считать, что успенский список Великорецкой иконы с 1652 г. оказался в приделе у гробницы митр. Петра, то его описание в соборной описи 1701 г. содержит следующие детали: указаны «в чюдесех» 12 «венчиков малых серебреные резные позолоченые» (Описи.

http://pravenc.ru/text/2566196.html

1306 Там же. 1307 Тертуллиан. О молитве Господней, XXII. 1308 Свт. Иосиф Волоколамский//Цветник духовный. Ч. I. С. 55. 1309 В житии схиархм. Гавриила. 1310 Помещается в Большом Требнике и в некоторых старых изданиях Молитвослова Киево-Печерской Лавры. 1311 Игум. Антоний. Письма, п. 88. С. 98; см. у него же о молитве в скорбях (п. 11. С. 12); еп. Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Т. 1. С. 275—276; свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 102. 1312 Часослов Тропарь, гл. 8-й на 3-м часе. 1313 Триодь Постная. Среда 1-й седм. Тропарь на 6-м часе. 1314 Ирмосы 4-й и 5-й Воскресные, 8-го гласа. 1315 Игум. Антоний Оптинский советует читать эту молитву, находясь в унынии (п. 2. С. 34). 1316 Тропарь праздника в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали». 1317 Тропарь иконе Божией Матери Казанской. 1318 Иеросхм. Макарий Оптинский. Письма к монашествующим. С. 330, 53; свт. Тихон Задонский. Творения T. I. Изд. V, п. XIX. С. 236 и 223. 1319 Он же. Письма к мирянам, п. 94. С. 192. 1320 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 202. С. 194; ср.: п. 25. С. 36. 1321 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 20. С. 32—33. 1322 Иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Ч. 1, п. 183. С. 180. 1323 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 163—164. 1324 Там же. С. 463. 1325 Преп. Ефрем Сирин. Творения. Ч. I. С. 336. 1326 Еп. Феофан Затворник. Письма.//Санкт-Петербурский Духовн. Вестник. 1891. 41. С. 812—813. 1327 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. VII. Толков. 11 на Матф. С. 108—109; см. также: Беседа 39 на Быт. 1328 Филарет, митр. Московский. Сборник мыслей и изречений. М., 1897. С. 42. 1329 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XII. С. 131. 1330 Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. III. С. 36—37. 1331 Там же. T. VII. С. 419. 1332 Свт. Климент, еп. Римский. Первое посл. к Коринф., гл. 46//Писания мужей апостольских. С. 147. 1333 Филарет, митр. Московский. 1334 Преп. Нил Синайский. 1335 Иннокентий, митр. Московский. 1336 Иером. Арсений. Маргарит. С. 164; иеросхм. Амвросий Оптинский. Письма. Вып. II, п. 411. С. 128.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

ПСТГУ. Сер. 4. 2011. Вып. 4(23). С. 7-23; Отдел религиозного образования и катехизации, 1991-2011. М., 2011; Елсуков А. В. Приходские организации РПЦ в 1945-1964 гг.: Религ. и гражданская деятельность: На мат-лах г. Москвы и Московской обл.: Канд. дис. Иваново, 2012; Кифа - Патриарший Местоблюститель сщмч. Петр, митр. Крутицкий: Сб. ст. М., 2012; Сурков С. А. Митр. Николай (Ярушевич). М., 2012. (МИЦ; 48); Московская духовная академия (1814-2014): 200 лет в Лавре у Троицы/Отв. ред.: игум. Дионисий (Шленов). Серг. П., 2014; Ювеналий (Поярков), митр. Социальное служение Церкви современному российскому обществу на примере Московской епархии: Докл. на междунар. конф.//Московские ЕВ. 2014. 3/4. С 82-89; Лобанов В. В. Обновленческая Московская богословская академия (1923-1931)//Вестн. ТвГУ. Сер.: История. 2015. Вып. 4. С. 144-154; он же. «Участником контрреволюционной группы не являюсь...»: (Мат-лы следствия 1937 г. по делу обновленческого духовенства г. Москвы)//Угрешский сб. 2016. Вып. 5. С. 166-174; Лавринов В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей. М., 2016. (МИЦ; 54). А. Н. Казакевич, Д. Н. Никитин, Т. С. Павлова, В. Г. Пидгайко, свящ. Илия Соловьёв Архиереи Митрополиты Московские и всея Руси, местоблюститель Свт. Феодосий (Бывальцев; 3 мая 1461 - 13 сент. 1464), свт. Филипп I (11 нояб. 1464 - 5 апр. 1473), свт. Геронтий (29 июня 1473 - 28 мая 1489), Сарский еп. Прохор (1489-1490; местоблюститель), Зосима (Брадатый; 26 сент. 1490 - 17 мая 1494), свт. Симон (20 сент. 1495 - 30 апр. 1511), Варлаам (3 авг. 1511 - 17 дек. 1521), Даниил (27 февр. 1522 - 2 февр. 1539), свт. Иоасаф (Скрипицын; 9 февр. 1539 - янв. 1542), свт. Макарий (19 марта 1542 - 31 дек. 1563), Афанасий (5 марта 1564 - 19 мая 1566), свт. Филипп (Колычев; 25 июля 1566 - 4 нояб. 1568), Кирилл III (11 нояб. 1568 - 8 февр. 1572), Антоний (май 1572 - 1581), Дионисий (февр. 1581 - 13 окт. 1586), свт. Иов (11 дек. 1586 - 26 янв. 1589). Патриархи Московские и всея Руси, местоблюстители свт. Иов (26 янв.

http://pravenc.ru/text/2564192.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МАКАРИЙ НОТАРА Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) Свт. Макарий, архиеп. Коринфский. Икона. XIX в. (ц. апостолов Петра и Павла близ Врондадоса, Хиос) [Греч. Μακριος Νοταρς] (1731, Трикала Коринфская - 17.04.1805, о-в Хиос), свт. (пам. греч. 17 апр.), архиеп. Коринфский, составитель и издатель душеполезных книг, один из главных участников традиц. просветительского движения «филокалического возрождения» (также известного в историографии как движение колливадов ). Греческие исследователи нередко характеризуют М. Н. как «родоначальника филокализма», истоки которого обычно связывают с появлением антологии святоотеческих текстов «Добротолюбие» («Филокалия»: Θιλοκαλα. 1782), изданной при непосредственном участии М. Н. ( Παπαδπουλος. 2000; Αγιος Μακριος (Νοταρς). 2006; Πασχαλδης. 2007; Idem. 2016; ср. также: Παπουλδης. 1971. Σ. 77-82; Idem. 1974; Ακριβπουλος. 2001. Σ. 35-42; см. также: Αμφιλχιος (Ρδοβιτς). 1984). Жизнь Источники Основные сведения о биографии М. Н. содержатся в его Житии, составленном прп. Афанасием Паросским , по-видимому, ок. 1810 г. Этот текст по сей день остается основным источником, откуда большинство исследователей черпают данные о жизни и трудах М. Н. Житие существует в 2 редакциях. Впервые оно было издано в переработке, осуществленной неким А. Каравасом (Ακολουθα. 1885. Σ. 18, σημ.; Δουκκης. 1892. Σ. 176, σημ.). В указанных изданиях говорится, что редактирование носило гл. обр. стилистический характер, чтобы придать более «классическую» форму оригинальному тексту прп. Афанасия Паросского, написанному на «простом греческом языке», который воспринимался в сер. XIX в. как излишне «просторечный», не соответствующий утвердившимся в то время лит. вкусам. Однако на деле редакция Караваса содержит немало произвольных изменений и даже сокращений (в т. ч. в дословно приводимых прп. Афанасием документах). По-видимому, главной целью редактора было лишить Житие свт. Макария полемической составляющей, характерной для большинства текстов прп. Афанасия Паросского. Вместе с тем некоторые яркие детали, использованные прп. Афанасием как очевидцем многих событий, описанных в Житии, в редакции Караваса также оказались изъяты или лишены своеобразия. В целом очевидно стремление редактора сделать текст более соответствующим канонам агиографии.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Наставления безмолвствующим, в сотне глав//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 298–407. Катехизис католической церкви. М.: Духовная библиотека, 2007. Лойола И. Духовные упражнения. М.: Ин-т св. Фомы, 2010. Макарий Египетский , прп. Духовные слова и послания/коммент., пер. А.Г. Дунаева. М.: Пустынь Новая Фиваида, 2015. Никифор Уединенник. Слово о трезвении и хранении сердца многополезное//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 234–244. Никодим Святогорец , прп. Невидимая брань/пер. с греч. свт. Феофана Затворника . М.: Сретенский мон-рь, 2014. Паисий Величковский , прп. Главы об умной молитве//Трезвомыслие: сборник творений русских подвижников благочестия об основах духовной жизни в молитве Иисусовой: в 2 т./ред. схиигум. Авраам (Рейдман) . Т. 1. Екатеринбург: Александро-Невский Ново-Тихвинский женский мон-рь, 2009. С. 266–303. Симеон Новый Богослов , прп. Метод священной молитвы и внимания//Путь к священному безмолвию: Малоизвестные творения отцов-исихастов/ред., предисл., примеч. А.Г. Дунаева. М.: Православное Братство Свт. Филарета Митр. Московского, 1999. С. 15–27. Симеон Солунский , свт. Истолкование молитвы «Господи помилуй!»//Добротолюбие: в 5 т./пер. свт. Феофана Затворника . Т. 5. М.: Сретенский мон-рь, 2010. С. 431–434. Творения древних отцов-подвижников/ред., вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Сибирская Благозвонница, 2012. Феолипт Филадельфийский , свт. Увещевания//Аскетические творения. Послания/вступ., коммент., пер. А.И. Сидорова . М.: Сибирская Благозвонница, 2018. С. 126–163. Феофан Затворник , свт. Письма о молитве и духовной жизни. М.: Правило веры, 2008. Литература Антоний (Мельников), архиеп. Святой равноапостольный архиепископ Японский Николай//БТ. 1975. Вып. 14. С. 5–61. Балтийский центр созерцательной жизни. [Электронный ресурс]. URL: http://www. facebook.com/contemplative.latvia (дата обращения 09.04.2020).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) НИФОНТ († 15(21).04.1156), епископ (с 1147-1148 архиепископ) Новгородский (1130-1156), свт. (пам. 8 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, 10 окт.- в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОНА (Иван; † 1470), Отенский, архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 5 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) МАКАРИЙ († 1563), архиеп. Новгородский и Псковский (1526-1542), митр. Московский и всея Руси (1542-1563, свт. (пам. 30 дек., 5 окт.- в Соборе Московских святителей) МАРТИРИЙ († 24.08.1199), архиеп. Новгородский (1193-1199), свт. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) НИКИТА († 30 или 31.01.1109), еп. Новгородский (1096-1109), затворник Печерский, свт. (пам. 31 янв., 30 апр., 14 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/187753.html

Указ Синода от 27 мая 1829 г. архиеп. Тобольскому Евгению предписывал «отправленного из Курской епархии архимандрита Макария обратить по усмотрению Его Преосвященства на дело проповеди, где сие представится нужным» (Вербицкий. Очерк. С. 166). 5 июня 1829 г. архим. Макарий выехал из Глинской пуст. в Москву, где получил благословение на миссионерское служение от свт. Филарета (Дроздова) , митр. Московского. 1 сент. 1829 г. прп. Макарий отправился из Москвы в Тобольск и к концу месяца прибыл в распоряжение архиеп. Евгения. В Тобольске на протяжении 10 месяцев буд. миссионер занимался подготовкой помощников, оформлением необходимых документов, а главное - выбором конкретного места своего служения. Согласно предписанию, полученному от Святейшего Синода, в Тобольске архим. Макарий избрал себе в помощники добровольно вызвавшихся на миссионерское поприще 2 местных семинаристов: В. Попова, сына дьячка, и А. Волкова, сына священника. В качестве руководства о. Макарию и его сотрудникам была дана инструкция Святейшего Синода 1769 г. Также архим. Макарий получил копию с Высочайше утвержденного 17 июня 1826 г. мнения Гос. Совета о льготах, «предоставляемых инородцам, принимающим святое Крещение»; льготы состояли в трехлетнем освобождении новокрещеных от податей и повинностей. Находясь в Тобольске, прп. Макарий составил правила, определявшие взаимные отношения миссионеров. В основе правил лежали традиции иноческого общежития и старчества , воспринятые прп. Макарием через старца Ливерия, ученика прп. Паисия (Величковского) , и от старцев Глинской пуст., до призвания на миссионерское служение о. Макарий беседовал также с прп. Серафимом Саровским . Правила имели форму обещания миссионеров: «Желаем, да будет у нас все общее: деньги, пища, одеяние, книги и прочие вещи; и сия мера да будет для нас удобностию в стремлении к единодушию. Желаем тому из нас, кому определением начальства будет поручено особенное попечение о деле проповедания, повиноваться по правилам иноческого общежития как в поручениях, относящихся к проповеданию, так и в других отношениях и случаях...

http://pravenc.ru/text/115104.html

Через десять лет после венчания на царство Иван обратился к патриарху Константинопольскому с просьбой признать за ним царский титул, ибо Митрополит Макарий, с совета которого это, несомненно, было сделано, твердо верил, что “Русская Церковь действительно унаследовала силу, славу и честь Византии, давшей Русскому государству законное право именоваться царством” 87 . Понятно, что Макарий добивался от Константинополя не меньше, чем официального утверждения новой роли Москвы как Третьего Рима и царя как самодержца всех православных христиан. К просьбе была приложена щедрая милостыня 88 . Неоднократно утверждалось, что свт. Макарий, усиленно подчеркивавший исключительную роль царя как в особом чине венчания, так и в личных посланиях и обращениях к нему, несет ответственность за манию величия и кровавые репрессии Грозного 89 . Это утверждение верно лишь в том смысле, что взгляды митрополита оказали известное воздействие на мировоззрение Ивана; тем не менее они радикально отличались от тех, какие отстаивал впоследствии его венценосный ученик. Свт. Макарий видел царя земным наместником Бога и Его помазанником “по чину Давидову” 90 , что совсем не означало приятия и тем более одобрения всех его действий. В своем осмыслении царского служения, основывающемся главным образом на “Эпанагоге” 91 , митрополит Макарий приблизился к византийскому идеалу симфонии так, как, пожалуй, никто до него на Руси. Вот с какими словами, например, обращался он к Ивану перед самым венчанием: “Аще же и сам царь, нося багряницу и царский венец, надеяся благородству и саном гордящеся негодовати начнет нашего повеления и святым правилом не покоряющеся святых отец, дерзнет таковая сотворити, той с преждереченными осужден будет яко гласу Господню противятся” 92 . Подобные мысли могли быть высказаны императору любым из самых влиятельных и властных византийских патриархов от свт. Фотия Великого и Николая Мистика до Михаила Керулария! Первосвятитель Московский всем сердцем воспринял обе концепции – как “Москва – Третий Рим”, так и “Москва – Новый Иерусалим”. Но предполагавшееся этими концепциями уникально всемирное значение Русского царства было обусловлено прежде всего его верностью православию. Отсюда следовало, что главные обязанности царя – обязанности перед Церковью; царские же прерогативы принадлежат ему лишь по мере выполнения этих обязанностей, ибо власть дана от Бога. Царю надлежит иметь попечение о Церкви и ее иерархах. Чем выше власть самодержца, тем больше должен он повиноваться Божескому закону.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010