Итак, нужно покаяние в грехах и иерейское разрешение от греха. Получив сие, приими и врачевство от твоих душевных недугов в причащении Тела и Крови Христовых. Кто приобщается Тела и Крови Христовой, тот наилучшим образом сретает Христа: он не только сретает Христа, но принимает Его Самого к себе: Христос ходит с ним, живет в нем, смотрит его глазами, слышит его ушами, говорит его языком, действует его руками. Вот какая честь причастнику Святых Таин Христовых! Нужно ли говорить, сколь и как свято должен проводить эти дни удостоившийся такой чести? Он не только в эти дни, но и после и во всю жизнь должен беречь себя. Если пожелаешь, то укажем еще некоторые дела, приятные для сердца Христа. Волхвы принесли дары новорожденному Младенцу Христу ( Мф.2:11 ) – и ты принеси Ему какой-либо дар. Если принесешь для храма Божия свечу, или ладан, или священное одеяние для храма и для служителей храма, то это будет то же, что ладан, принесенный волхвами. Если принесешь для Церкви добытую праведными трудами лепту, то это то же, что злато, принесенное волхвами. Хотя ты принесешь и не злато, а малую лепту, но и за это удостоишься такой же похвалы, как оная вдовица, которая принесла малую монету и опустила ее в церковную сокровищницу. Господь похвалил ее за это малое приношение, ибо она принесла свою жертву с усердием: одна лепта и была у нее, и она не пожалела отдать последнее, поэтому Господь и сказал, что она положила все имение свое, все, что было у нее ( Мк.12:41–44 ; Лк.21:1–4 ). Но если ты принесешь что-либо в храм и вспомнишь, что брат твой нечто имеет на тебя: если ты его обидел или он обманул, а ты гневаешься на него, – то оставь дар твой и пойди прежде примирись с братом, а потом приди и принеси этот дар ( Мф.5:23–24 ). Если ты накормишь голодного, оденешь нагого, посетишь больного, сходишь к сидящему в темнице, то это будет так же приятно Господу, как если бы ты Ему Самому все это сделал. Итак, приготовляясь встретить праздник Христов, не забудем среди приготовлений наших Самого Христа. Если забудем Его, то и Он не посетит нас, а без Него и праздник будет не в праздник. Воплощение Иисуса Христа примирило человека с Богом. Беседа на Рождество Христово

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Итак, с Богом, начинайте свое спасение: кто положил начало, тот сделал, говорят; половину дела. Начинайте теперь же, с этого дня, свое спасение, – Господь поможет вам. Помните, что страдания и лишения в этом веке ничего не значат в сравнении с той славой, которая уготована любящим Господа и страдающим за Него ( Рим.8:18 ). Господь, молитвами Пречистой Своей Матери и святых праведных богоотец Иоакима и Анны, да помилует и спасет всех нас! Слово учащимся в церковно-приходских школах перед началом молебна по случаю исполнившегося 25-летия существования церковных школ в империи Дети! Когда к Иисусу Христу приносили матери своих детей, чтобы Он прикоснулся к ним, а апостолы не допускали приносящих, то Господь сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им ( Мк.10:14 ). Потом Он обнял их, возложил руки на них и благословил их ( Мк.10:13–16 ). Видите, как Господь любит детей. Значит, и вас, дети, Он любит, когда вы приходите к Нему. Когда же вы бываете у Него? Тогда, когда приходите в церковь или когда усердно молитесь Ему дома. Вот и теперь вас допустили к Нему – сюда, в церковь , для того, чтобы вы помолились Ему и чтобы Он благословил вас. Он слышит детскую молитву и исполняет ее. Молитесь же, дети, усердно, молитесь, благодарите Господа за то, что Он сподобил вас учиться грамоте: чрез грамоту вы можете научиться всему доброму, полезному; грамота может провести вас и к Царствию Небесному. Вот за это вы и благодарите Господа. Помолитесь и за тех, кто вам дал возможность учиться грамоте. Прежде всего молитесь за государя нашего, который повелевает отпускать средства для содержания церковных школ, где вы учитесь; молитесь за всех начальствующих и учащих в этих школах. Ныне исполнилось двадцать пять лет с тех пор, как стали заводиться школы при церквях. Первый позаботился об открытии таких школ покойный теперь государь император Александр Александрович. Помолитесь о упокоении души сего царя, благодетеля вашего. Помолитесь также о упокоении и тех царских сановников, также усопших, которые любили церковную школу, много труда и старания прилагали, чтобы церковные школы множились и чтобы они не имели недостатка в средствах содержания и в учебных пособиях. Итак, все будем усердно молиться: и мы, и вы, дети, молитесь: нашу общую молитву услышит Господь и пошлет Свое благословение. Влияние школы. Речь при освящении дома градовоскресенской церковно-приходской школы, выстроенной братьями Кухтериными 45

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Как нарушается целомудрие духовное? Когда увеселения доводят человека, например картежника, пьяницу, до того, что он начинает терять здравый рассудок: мыслить лукаво, чувствовать страстно или похотливо и поступать вопреки внушениям совести. Наконец, мирские удовольствия непозволительны для лиц, посвященных на служение Церкви, или для тех, кто связал себя явным или тайным обетом служить Богу в тишине семейной или уединенной жизни. Итак, христианин, тебе дозволяются удовольствия, но помни при этом апостольское изречение: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною ( 1Кор.6:12 ). Пользуйся дозволительными удовольствиями, но смотри, чтобы они не лишили тебя здравомыслия, чистоты сердечной, чистоты телесной и здравия телесного. Будь послушным рабом своей совести, но не будь рабом своих удовольствий. А сие последнее будет тогда, когда ты доведешь себя до такого состояния, что без этих плотских, чувственных удовольствий все другие, хотя бы высшие, истинно благородные удовольствия истины, красоты и добра потеряют для тебя достаточную цену. Это будет тогда, когда привязанности твои к домам зрелищ и к увеселениям разного рода сделают твой семейный очаг для тебя холодным, жилище твое – мрачным и скучным, когда служебные и общественные занятия твои станут для тебя постылыми, когда храм Божий не будет привлекать тебя к себе своим благолепием, когда церковная молитва, церковное пение покажутся для тебя занятиями крайне скучными, когда звон колокольный будет возбуждать в сердце твоем тоску. Помни, христианин, слова предостережения, сказанные мудрецом израильским для юноши, и приложи их к себе: Веселись, юноша, в юности твоей... ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это, то есть за похоть сердца, за похоть очей, Бог приведет тебя на суд ( Еккл.11:9 ). Против зрелищ. Беседа пятая Голос архипастыря Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны. ( Еф.4:1 ). Пастырским долгом нашим считаем предупредить верных сынов Святой Церкви удерживаться от посещения увеселительных зрелищ, назначаемых в навечерие воскресных и праздничных дней, а также во время святой Четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Как символически изображено в Откровении, “они не будут уже ни алкать ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их” ( Откр.7:16 ). Как говорит прор. Исаия: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис.64:4 ; 1Кор.2:9 ). Блаженство в Боге будет тем вожделеннее, что оно будет нескончаемо вечным: и пойдут праведники в жизнь вечную. Однако эти слова о Боге, по мысли св. Отцов Церкви, будут иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого, о чем можно заключить из слов Священного Писания: В доме Отца Моего обителей много ( Ин.14:2 ); каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор.3:8 ); звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор.15:41 ). Св. Ефрем Сирин говорит: “Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего дом, каждый луч имеет свое место, между тем как свет не делится на много светильников, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно в единой радости, но каждый по свое мере, будет озаряться единым мысленным солнцем и, по степени достоинства, почерпать радость и веселее, как бы в одном воздухе и месте. И никто не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали ни воздыхания, но всякий по должной ему благодати, в своей мере будет веселиться внутренне, а по внешности у всех будет одно созерцание и одна радость” (о небесных обителях). “Даруй же нам, Господи, — всем всегда — живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, — да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит.2:12 ); и таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков” (Макарий, митроп. Московский “Православное догматическое богословие”).

http://azbyka.ru/apokalipsis/protopresvi...

Как символически изображено в Откровении, «они не будут уже ни алкать ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной, ибо Агнец, Который посреди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их» ( Откр. 7:16 ). Как говорит прор. Исаия: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( Ис. 64:4 ; 1Кор. 2:9 ). Блаженство в Боге будет тем вожделеннее, что оно будет нескончаемо вечным: и пойдут праведники в жизнь вечную. Однако эти слова о Боге, по мысли св. Отцов Церкви, будут иметь свои степени, соответственно нравственному достоинству каждого, о чем можно заключить из слов Священного Писания: В доме Отца Моего обителей много ( Иоан. 14:2 ); каждый получит свою награду по своему труду ( 1Кор. 3:8 ); звезда от звезды разнится в славе ( 1Кор. 15:41 ). Св. Ефрем Сирин говорит: «Как лучами солнца чувственного наслаждается всякий по мере чистоты зрительной силы и впечатления, и как от одного светильника, освещающего дом, каждый луч имеет свое место, между тем как свет не делится на много светильников, так в будущий век все праведные водворятся нераздельно в единой радости, но каждый по свое мере, будет озаряться единым мысленным солнцем и, по степени достоинства, почерпать радость и веселее, как бы в одном воздухе и месте. И никто не увидит меры высшего и низшего, чтобы, смотря на превосходящую благодать другого и на свое лишение, не иметь в этом для себя причины к скорби и беспокойству. Да не будет сего там, где нет ни печали ни воздыхания, но всякий по должной ему благодати, в своей мере будет веселиться внутренне, а по внешности у всех будет одно созерцание и одна радость» (о небесных обителях). «Даруй же нам, Господи, – всем всегда – живую и неумолкающую память Твоего будущего славного пришествия. Твоего последнего, страшного суда над нами, Твоего праведнейшего и вечного воздаяния праведникам и грешникам, – да при свете ее и Твоей благодатной помощи, целомудренно и праведно, и благочестиво жили в нынешнем веке ( Титу 2:12 ); и таким образом достигнем, наконец, и вечно-блаженной жизни на небе, чтобы всем существом славословить Тебя, со безначальным Твоим Отцом и пресвятым и благим и животворящим Твоим Духом, во веки веков» (Макарий, митроп. Московский «Православное догматическое богословие»).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Какого исхода можно ожидать из всего этого? Мы, человеки, не ведаем этого – сие ведает Тот, Кто времена и лета содержит в Своей власти. Знаем только, что борьба добра и зла будет на земле до конца мира, что эта борьба усилится к концу, пред пришествием Господним. Ибо прежде сего пришествия имеет прийти на землю отец лжи: Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол, – сказано в книге Откровений будущих судеб земли ( Откр.12:12 ). Знаем также, что в конце концов добро восторжествует над злом. Церковь Христова, как хранительница истины, редко наслаждалась миром, но больше вела брань за истину. Она и всегда будет борима, но останется неодолимой. Придет время, когда она из состояния воинствующей перейдет в состояние торжествующей, и никогда врата ада не одолеют ее ( Мф.16:18 ). Здесь на земле она, Церковь , есть охранительница власти, от Бога учрежденной, и сама охраняется богоучрежденной властью. В этом союзе Церкви и власти заключается сила их. Когда разорван будет этот союз, когда у Церкви отнята будет союзница ее – власть или когда власть потеряет союз с Церковью, тогда явится возможность временного торжества зла над добром, тьмы над светом. Но это будет ненадолго, ибо после этого имеет быть конец всего. Это будет время, когда явится беззаконник, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения ( 2Фес.2:9–10 ). Это – тот беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих ( 2Фес.2:8 ). После этого настанет торжество и слава Церкви; это состояние Церкви в Откровении изображается под именем брака Агнца, когда Церковь , как невеста, явится во всем своем благолепии ( Откр.19:7–9 ). Мы не знаем, какое значение имеет настоящая брань представителей смуты, лжи и нечестия с Церковью как носительницей мира, истины и святости. А также никто верно не может предсказать, чем должна кончиться эта борьба людей смуты и беспорядка с богоучрежденной властью, как покровительницей мира и порядка. Считать ли это началом последней борьбы зла с добром, или же думать, что это смутное время имеет значение временное, местное и кончится тем же, чем оканчивалось прежнее смутное время на Руси, то есть большим и большим распространением на русской земле добра, правды и ведения, общественного благоустроения, всеобщего довольства, высшего развития всех отраслей государственной жизни и теснейшего единения государства с Церковью? Кто даст ответ на этот вопрос? Правда, этот ответ дан уже, но он хранится в книге судеб Седящего на престоле, запечатанной семью печатями. И, как сказано, никто не снимет этих печатей, кроме льва от колена Иудова, Который в то же время есть и Агнец, Искупитель, в руках Которого судьбы мира и Церкви ( Откр.5:1–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Какое же угодно было Богу избрать средство для «восстановления или искупления человека?» «В слове Божием это великое дело представляется в образе завета между Богом Отцом и Богом Сыном, Который (здесь приводятся слова Священного Писания), отходя в мир, говорит (ко Отцу): «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже» ( Евр.10:5–7 ; Пс. 39 ). «Здесь открываются вместе и благость, и премудрость, и правда, и всемогущество Божие», замечает автор и далее дает выдержку из преподобного Иоанна Дамаскина , раскрывающую, в чем эти свойства Божии проявились; ее мы здесь не приводим. «Но, – продолжает митрополит Макарий, – святые Отцы и учители Церкви, называя избранное Богом средство для нашего искупления вполне согласным с его совершенствами, не утверждали, чтобы это чрезвычайное средство было безусловно необходимо для цели , и чтобы Всемогущий иначе не в состоянии был спасти человека: мог бы Он и иначе спасти нас; но из всех возможных к тому средств Он избрал самое лучшее». Приводятся цитаты из творений святителя Афанасия Великого , Григория Богослова , блаженного Августина, блаженного Феодорита, святого Льва, святого Иоанна Дамаскина . «Коль скоро Сам Бог избрал это средство, значит счел его нужным и лучшим из всех возможных», заключает автор (т. II, стр. 23–24, по 4-му изд.). Глава: Побуждения к делу искупления и цель пришествия Сына Божия. «Почему Триипостасный Бог благоволил искупить нас, причина этому одна: Его бесконечная любовь к нам грешным. Бог , говорит Апостол, Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос за нас умер; и в другом месте: Бог, богатый милостию, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, – и нас мертвых по преступлениям сооживил со Христом, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе». «В частности, – продолжает автор, – здесь проявилась а) бесконечная любовь Бога Отца: в сем открылась любовь Божия к нам, что Бог Сына Своего Единородного послал в мир, чтобы мы получили жизнь через Него ( 1Иоан.4, 9 ); б) Бога Сына, Который Сам свидетельствовал: нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих, – и действительно «возлюбил Своих сущих в мире, до конца возлюбил их» ( Иоан.13:1 ) и за них положил душу Свою; в) Бога Духа Святого: «имеем доступ к Отцу в Одном Духе» ( Еф.2:18 )... Святые Отцы и учители Церкви единодушно признавали причиною пришествия в мир Искупителя бесконечную любовь Божию к людям».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Когда Иисус Христос родился в городе Вифлееме, то явились Ангелы на небе и воспели: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). С самого детства Иисуса Христа виден был в Нем разум Божественный и благодать Божественная, отличавшая Его от людей. Старцы и учители дивились Его мудрости, когда Он был двенадцатилетним отроком, слушал, вопрошал и отвечал им. Когда Иисус Христос достиг тридцатилетнего возраста, то пришел к Иоанну Предтече, чтобы креститься от него; Иоанн узнал пришедшего к нему Сына Божия и не хотел крестить Его, говоря: «Мне нужно от Тебя креститься», но Иисус Христос сказал, чтобы он не противился, а крестил бы Его. Тогда Иоанн, повинуясь Сыну Божию, как раб Владыке, крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Божий сходил на Него в виде голубя. Иисус Христос крестился для того, чтобы освятить воды и дать людям образ Крещения. После крещения Иисус Христос пошел в пустыню; там Он сорок дней ничего не ел и трижды был искушаем сатаною. За невоздержание нашего праотца Адама Спаситель заплатил Своим воздержанием и отразил сатану-искусителя, который соблазном ввел в грех первого человека. Возвратившись из пустыни, Иисус Христос начал благовествовать о Царствии Божием. Три года с половиной Он ходил по городам и селам, благовествуя людям. «Покайтесь, – говорил Он народу, – и веруйте в Евангелие, то есть благую весть о Царствии Божием, – время пришло: Царствие Божие приблизилось. Входите в Царствие Божие тесными вратами, а широкие врата ведут в погибель! Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. Не праведников Я пришел призвать, но грешников на покаяние. Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Блаженны вы, смиренные, нищие духом, гонимые за правду: ваше есть Царствие Божие. Блаженны плачущие, ибо они будут утешены. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Милостивые будут помилованы. Чистые сердцем узрят Бога. Миротворцы нарекутся сынами Божиими. Но трудно богатым войти в Царствие Божие. Горе смеющимся ныне: они восплачут и возрыдают. Кто гневается напрасно, подлежит суду; кто поносит брата своего, подлежит геенне огненной. Кто смотрит на женщину с нечистой мыслью, тот прелюбодействует в сердце своем».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Когда приближалось время страдания Иисуса Христа, Он, взяв с собой трех апостолов, возвел их на гору высокую и там преобразился пред ними: лицо Его сияло, как солнце, одежды стали белы, как свет и услышали святые апостолы голос Бога Отца: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте ( Лк.9:35 ). Такую славу Иисус Христос показал ученикам Своим для того, чтобы они, когда увидят Его распинаемым на кресте, знали, что Он страдает добровольно, и проповедали бы миру, что Иисус Христос есть Сын Божий, Отчее сияние. После этого Иисус Христос пошел в град Иерусалим. Дорогой Он говорил апостолам, что Он в Иерусалиме пострадает, умрет и в третий день воскреснет. Идя в Иерусалим, Он сотворил много чудес. Тогда воскресил Он и Лазаря, который по смерти лежал во гробе уже четыре дня. Когда Иисус Христос входил в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешенном Им Лазаре, встретил Его как Царя, с ветвями в руках, и громко взывал: осанна, благословен грядый во имя Господне, Царь Израилев (Ии.12:13). Враги Христовы, услышав о такой встрече Иисуса Христа, вознегодовали и положили убить Его после праздника, когда разойдется народ по домам. Они боялись, что народ побьет их камнями. Тогда пришел к ним Иуда предатель, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали предателю тридцать сребренников. Иуда льстивым целованием предал Иисуса Христа в руки служителей первосвященнических и воинов. Они взяли Иисуса Христа, связали и привели к архиереям Анне и Каиафе, куда собрались старейшины народа. Эти начальники иудейские сотворили неправедный суд над Иисусом Христом и признали Его, Невинного, повинным смерти. Тогда начали издеваться над Ним, плевать на Него, закрывать лицо, бить по голове и говорить: «Прореки, кто Тебя ударил?» Наругавшись над Ним, связанного привели Его к правителю Пилату и принудили его осудить Христа на распятие. Это было в пятницу. Иисус Христос был наг повешен на кресте между двумя разбойниками. И померкло солнце, и была тьма по всей земле три часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Когда родился на земле Спаситель, Сын Божий, Иисус Христос, тогда Ангелы явились на небе и воспевали: Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение! ( Лк.2:14 ). А один Ангел сошел на землю и возвестил пастухам, что в городе Вифлееме родился Христос Господь и положен в пещере, в яслях 86 . Пастухи пошли и нашли Христа Спасителя, поклонились Ему и возвестили людям, что они видели и слышали. Рождество Христово празднуется 25 декабря (7 января). Сретение В сороковой день по рождении Младенца Христа Пресвятая Богородица принесла Его по закону в храм. По устроению Божию туда же пришел в это время праведный старец Симеон. Духом Божиим Симеону было открыто, что он не умрет дотоле, пока не увидит Христа Господня. Симеон узнал Христа, взял Его из рук Пречистой Богородицы на руки свои, назвал Его Владыкой и возвестил, что Он устроит спасение людей, будет светом для язычников и славой для израильского народа. Сретение Господне празднуется 2 (15) февраля. Двенадцатилетний Божественный Отрок Иисус Христос, будучи двенадцатилетним Отроком, приходил в Иерусалим и там, в храме, сидя среди учителей и старцев, слушал их, спрашивал и отвечал им, и все слышавшие удивлялись Его разуму и ответам Его, ибо хотя Он был по летам Своим и отроком, но мудрость Божия действовала в Нем и показывала, что в этом Отроке от рождения был разум не человеческий, а Божественный. Крещение Когда Иисус Христос был тридцати лет, пришел к Иоанну Предтече креститься от него. Иоанн Предтеча в это время учил и крестил людей. Узнав в пришедшем к нему Иисусе Христе обещанного всем Спасителя, Иоанн Предтеча отказывался крестить Его, говоря: Мне надобно креститься от Тебя ( Мф.3:14 ). Но Иисус Христос сказал, чтобы Иоанн не противился, а крестил бы Его. Иоанн послушал Сына Божия, как раб Владыку и крестил Его. Когда Иисус Христос выходил из воды, то разверзлись небеса и послышался голос с неба: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение ( Мк.1:11 ), а Дух Святой в виде голубя сходил на пречистую главу Господа. Христос крестился не ради очищения скверны, как прочие люди, ибо в Нем не было скверны никакой, но чтобы нас очистить от скверны греховной, освятить Своей пречистой плотью водное естество для нашего крещения. Крещение Христово празднуется 6 (19) января. Сорокадневный пост и искушение

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010