Макарий Московский



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

: Троицкий сборникИскать в Источникеpravmir.ru
... помещен материал об открытии в Троице-Сергиевой Лавре Поместного Собора Русской Православной Церкви по случаю тысячелетия крещения Руси в 1988 г. Казалось бы, это было так недавно, на наших глазах, — а читается уже как историческое предание: только что открылся Данилов монастырь, прославляются святые, почитание которых с тех пор прочно вошло в молитвенный обиход Церкви: благоверный князь Димитрий Донской, преподобные Андрей Рублев, Максим Грек, Паисий Величковский, Амвросий Оптинский (первый из собора оптинских старцев) , блаженная Ксения Петербургская, святители Макарий Московский, Игнатий (Брянчанинов) , Феофан Затворник… Завершает рубрику исторический очерк В. П. Зубова “Архи­тек­тура Троице-Сергиевой Лавры”. Автор ее, доктор искусствоведения, перу которого принадлежит множество значительных трудов по истории науки, философии, искусства и архитектуры, много лет отдал кропотливому изучению документов, относящихся к лаврской архитектуре. Его исследования и найденные им документы сыграли важную роль при составлении проектов реставрации Лавры. В статье дается репродукция уникальной иконы XVII века, на которой изображен план-панорама ... текст полностью ...
Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения церкви ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... время богослужения, ревизор не встретил ничего, вызывающего какого-либо замечания. Семинаристы стоят благоговейно, из церкви не выходят и в важные моменты молятся коленопреклоненно. Хор поет стройно, чтецы исполняют свое дело внятно, осмысленно и неторопливо, вообще церковная дисциплина поставлена на надлежащую высоту... Образ деятельности ректора прот. Чукова по отношению к воспитанникам определенный: строгость, не исключающая, впрочем, и мягкости в обращении с ними, и участливое отношение к их материальным нуждам». 9 июня 1916 г. состоялось торжество прославления святителя Тобольского Иоанна (Максимовича) , которое возглавил митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) с сонмом иерархов и духовенства, несмотря на трудности военного времени, съехавшихся из разных мест. Прот. Н. К. Чуков сопровождал на торжества викария Олонецкой епархии еп. Каргопольского Варсонофия (Вихвелина) . Из Петрозаводска о. Николай отбыл 23 мая в Петроград и далее со 2 по 17 июня совершал поездку в Тобольск. В ходе поездки он встречался с П. Ф. Полянским, Скворцовым, прот. И. Восторговым, с Н. А. Прилежаевой (сестрой еп. Варнавы) и, конечно, с еп. Тобольским Варнавой (Накропиным) ... текст полностью ...
К истории почитания святого благоверного князя ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... сводов и собраний житий святых [9]. Почитание великого князя зародилось после его кончины на месте захоронения, в Рождественском монастыре во Владимире, во Владимиро-Суздальском княжестве [10]. Известно о чуде, которое произошло при погребении князя: когда во время заупокойной службы митрополит Кирилл приблизился к гробу, чтобы вложить в руку Александра разрешительную грамоту, рука умершего сама простерлась, как бы живая, и приняла грамоту. После того как митрополит поведал об увиденном народу, «некоторые с того дня стали призывать святого Александра в своих молитвах», – пишет митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) [11]. «Повесть о житии Александра Ярославича Невского» [12], написанная в агиографическом жанре монахом Рождественского монастыря между 1260 и 1280-ми годами, подтверждает предположение, что Александр уже вскоре после смерти почитался в регионе в качестве святого князя [13]. В XIV–XV веках «Житие Александра Невского» было известно во многих русских городах, в том числе в Москве, Новгороде, Пскове. Имеются сведения о том, что уже с XIV века к Александру обращались накануне сражений с врагом как к святому покровителю русского воинства [14]. ... текст полностью ...
О значении материалов в церковном искусстве / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Но молиться на такой образ будет жутковато, ибо вещество здесь явно не соответствует своей цели, а поэтому не имеет «предмета потребности для православных храмов». Если VII Вселенский Собор и дает широкое право применения «какого-либо другого вещества», то призывает и не терять благоразумия: «…Только бы сделаны были приличным образом». Можно изготовить священные изображения из снега или льда. Но нужно ли? [11] Трудно согласиться с тем, что вопрос о материалах «относится только к практической стороне дела», коль он имеет опору в Соборном определении. Не менее интересна ситуация с витражами. Московский митрополит Макарий, прибегая к «Кормчей книге», назидал: «Писати святыя иконы и воображати (то есть изображать) якоже на седмом Соборе святии и Богоноснии отцы повелеша, на всяком древе и камени, и на столпех, и на стенах, и на сосудех церковных, иже суть крепцы существом, сиречь вещию, а на стекле святых икон не писати и не воображати, понеже сии сокрушительна есть вещь» [12]. Трудно представить, чтобы в XVI веке кто-то писал темперой аналойную икону на стекле. Его производство тогда было поставлено плохо [13]. На Руси фактически не прижилась мозаика: там, где она ... текст полностью ...
Тайна царской иконы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... великой княжне Татьяне. Такие подарки членам царской семьи не редкость. Но тут была особенность: на торце — еле заметные процарапанные буквы. Я посмотрел в микроскоп и не поверил глазам: Екатеринбургская ЧК, инвентарный номер! Персональный дар юной княжне Весной 1913 года Россия отмечала 300-летие Дома Романовых. Царская семья посетила исторические места: Владимир, Кострому, Ростов… Утром 24 мая поезд прибыл в Сергиев Посад. Навстречу под звон колоколов двинулся крестный ход. Высочайшие гости приняли участие в литургии, приложились к раке с мощами святого Сергия. «Затем митрополит Московский Макарий поднёс Его Величеству и Великим Княжнам святые иконы преподобного Сергия в серебряных ризах», — сказано в отчёте. Об иконе, найденной в Бейруте, — ни слова. Впрочем, она и не выглядит как дар, рассчитанный на публичное вручение. Это, скорее, персональный знак внимания лаврских монахов великой княжне накануне дня рождения. Через пять дней, 29 мая, ей исполнялось 16 лет. Подарок в лавре готовили загодя. Надпись на серебряной пластине не гравировка, а искусная работа эмалью. Четыре гвоздика по краям — тоже серебряные, ручной работы. Если смотреть под лупой, то на шляпках ... текст полностью ...
«Не забудется слово мое» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... выставки в зале Благородного собрания в Охотном ряду, где, по легенде, Пушкин будто бы познакомился на балу с Натальей Гончаровой. Гости с трепетом взирали на личные вещи поэта, рукописи, перстень, табакерку. Выставка словно предваряла историческое событие, которому было суждено совершиться в этих же стенах через несколько дней. Открытие памятника было назначено на 6 июня. Москвичи выкупали даже места у окон соседних домов, а для почетных гостей, среди которых были дети и внуки Пушкина, и даже его старенький камердинер, соорудили трибуны. Утром в храме Страстного монастыря митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков) , автор знаменитого исследования по истории Русской Церкви, отслужил литургию и панихиду о рабе Божием Александре. Владыка открыл торжество словом о национальном и религиозном в празднике Пушкина, указав на Божественные истоки гениальности поэта и на значение его творчества для России: «Мы чествуем человека-избранника, которого Сам Творец отличил и возвысил посреди нас необыкновенными талантами и коему указал этими самыми талантами на особенное призвание в области русской поэзии… Он поставил ее на такую высоту, на которой она никогда не ... текст полностью ...
Видовдан и русско-сербское братство / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Косово, гордость и утешение, и неиссякаемый источник самого возвышенного вдохновения, чистилище совести всех поколений до конца времен…». Я бы хотел сегодня, в очередную годовщину Видовдана, сказать несколько слов о связи двух наших славянских народов, о необходимости укрепления интеграционного потенциала в первом ряду разорванного Русского мира, а потом и для всех славянских православных народов. Общее происхождение русских и сербов известно. Страбон (63 до Р. Х. – 20 от Р. Х.) сообщает, что древние сербы жили на территории Западной Азии еще за 400 лет до Рождества Христова. И митрополит Московский Макарий (Булгаков) пишет в своей «Истории Русской Церкви», со ссылкой на Плиния Старшего ( 23-79 от Р. Х. ) , что среди остальных народов в области Кавказа живут и сербы. «Сербский народ на территории сегодняшней России, в древней Сарматии, то есть между Кавказом и устьем реки Волги, упоминает и выдающийся александрийский астроном Птоломей Клавдий, автор знаменитой Карты мира», – пишет митрополит Макарий. В районе Закарпатья и сегодня можно встретить много сербских топонимов, как например Косово поле, река Косовка, а исконный язык многих жителей Закарпатья соприкосновен ... текст полностью ...
Митрополит Московский и Коломенский Макарий ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Московский и Коломенский Макарий (Невский) 1835—1926 Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский) Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Невский) может быть, без сомнения, поставлен в ряд выдающихся иерархов Русской Православной Церкви. Его служение пришлось на трагическое время истории России — ее гибели как православного государства, и в судьбе митрополита Макария виден, как писал о нем один из его почитателей и соратников, «особый Промысл Божий — с одной стороны, высота сана, с другой — великие испытания: изгнание, болезнь, людская оставленность, почти забвение. Но ни один из этих поворотов не заставил святителя отступить от живого дела духа — дела покаяния, веры, любви к Богу и ближним». Храм Рождества Богородицы в с. Шапкино, Владимирской губ., где служил пономарем отец вл. Макария (нач. ХХ в.) Митр. Московский и Коломенский Макарий (Невский) , в миру — Михаил Андреевич Парвицкий (Невский — прозвище, данное ему в семинарии) , родился 1 октября 1835 г. в селе Шапкино Владимирской губернии, в семье простых, но благочестивых родителей. Отец его, Андрей Иванович, служил причетником сельского храма Рождества Богородицы. Мать приучала ... текст полностью ...
Святитель Феофан Затворник, Вышенский, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... впоследствии член Санкт-Петербургского духовно-цензурного комитета архимандрит Фотий (Ширевский) . Большое влияние на юношей имел также профессор красноречия Яков Кузьмич Амфитеатров, у которого студент Говоров учился глубокой христианской убежденности, простоте слога и ясности мысли. По свидетельству современников, святитель Феофан именно здесь, в Киевской академии, развил в себе способность и любовь к писательству. Своими письменными проповедническими трудами он снискал уважение не только у сокурсников, но и у преподавателей. «Никто лучше его не писал, – говорил его сокурсник по академии митрополит Московский Макарий (Булгаков) , – только по скромности своей он не мог громко читать своего сочинения». Благодатное влияние оказала на Георгия Киево-Печерская Лавра, впечатления от которой были настолько глубоки и сильны, что святитель до конца своей жизни вспоминал о них с восторгом: «Киевская Лавра – неземная обитель. Как пройдешь брешь, бывало, так и чуешь, что зашел в другой мир». С разрешения академического и высшего духовного начальства 15 февраля 1841 года он принял постриг с именем Феофан. Чин пострижения совершен был ректором академии архимандритом Иеремией. ... текст полностью ...
Священномученик Сергий Мечёв, пресвитерИскать в Источникеazbyka.ru
... этажа, по имевшимся в стенах нишам определили, что в левой части его находился алтарь. Здесь был воссоздан придел во имя преподобного Алексия, человека Божия. Отец Сергий благословил свою духовную дочь — художницу Марию Николаевну Соколову обучаться иконописи. Она стала его верной и преданной ученицей, а в дальнейшем — известным иконописцем, начавшим возрождение древней иконописной традиции в Русской Церкви в XX веке. В 1924 году богомольцы храма во главе с отцом Сергием посетили подмосковный Николо-Угрешский монастырь, где проживал на покое парализованный восьмидесятилетний старец, митрополит Московский Макарий, апостол Алтая [2], которого отец Сергий называл живым русским святым. В 1928 году тяжело заболел Оптинский старец Нектарий. В апреле отец Сергий приезжал к нему в Холмищи. Отец Нектарий высказал пожелание, чтобы именно отец Сергий был около него в час смерти и отпел его. Он сказал отцу Сергию: «О Вас не беспокоюсь». Но дать затем телеграмму на Маросейку об ухудшении состояния старца не смогли из-за сильного разлива рек. На похороны старца приехало много мирян и священников. Отпевание возглавлял отец Сергий Мечев. В 1929 году снова начались массовые аресты ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Макарий Московский
Православный справочник - Источник из Источников "ПОИСКОВ.РФ"