В Кострому будут доставлены мощи преподобного Макария Унженского и Желтоводского 14 мая 2007 г. 20:07 18 мая 2007 года в город Кострому из Макариево-Унженского женского монастыря города Макарьева будут доставлены святые мощи одного из небесных покровителей Костромского края — преподобного Макария Унженского и Желтоводского. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде. В юношеские годы в нижегородском Вознесенском Печерском монастыре он принял иноческий постриг, а впоследствии основал две монашеские обители — Богоявленский монастырь на реке Лух и знаменитый Троицкий монастырь близ озера Желтые Воды. В 1439 году Желтоводский монастырь подвергся опустошительному набегу войска ордынского хана Улу Мухамеда, внука Тохтамыша и основателя Казанского ханства. Многие из монахов обители были убиты, а оставшиеся в живых, в том числе и преподобный Макарий, — уведены в плен. Однако вскоре преподобного Макария, «яко тиха, мудра и незлобива», с условием, что он не будет возвращаться на прежнее место, отпустили на свободу, а с ним братию и «вся пленныя христианы». 90-летним старцем преподобный Макарий прибыл в костромские пределы, на берега реки Унжи, и основал здесь новый, третий по счету, монастырь во Имя Святой Троицы. По молитве преподобного у подножия горы, на которой возник монастырь, забил святой источник. В 1442 году при совершении утреннего правила святому старцу явилась чудотворная икона Божией Матери — поставленная им в келье и впоследствии названная Макарьевской. 25 июля (7 августа по новому стилю) 1444 года преподобный Макарий мирно преставился ко Господу и был погребен в основанной им Унженской обители. После смерти подвижника многие стали приходить к его святому гробу и получать исцеления. К небесному заступничеству преподобного неоднократно прибегали при разорительных татарских набегах и почитали его покровителем находящихся в плену. Заступничество преподобного Макария Унженского сыграло особую роль в судьбе Царского дома Романовых. Поздней осенью 1612 года, сразу после освобождения Москвы ополчением Минина и Пожарского, молодой боярин Михаил Федорович Романов вместе со своей матерью инокиней Марфой направился в далекий Макариево-Унженский монастырь, чтобы у раки преподобного Макария помолиться об освобождении из польского плена своего отца Ростовского митрополита Филарета, будущего Патриарха Московского и всея Руси.

http://patriarchia.ru/db/text/239891.htm...

Это случилось 25 июля 1444 года. В этот день город и окрестности наполнились чудным благоуханием, исходящим как бы от смирны и фимиама, и все люди — в домах, на улицах и где бы им ни довелось находиться — вдыхали аромат и спешили припасть к телу преподобного. Плакал весь народ. Тело старца со свечами и кадилами, с пением псалмов понесли в монастырь, где и похоронили. Все болящие и увечные, припадавшие к его мощам, получили исцеление. Чудеса продолжались и многие годы спустя, причем проявлялись они не только в исцелении болящих, но и в помощи и защите от видимых и невидимых врагов, от дьявольских козней и от татарского плена. В 1522 году в княжение великого князя Василия Ивановича было страшное нашествие татар на Унженск. Врагов было свыше двадцати тысяч, а городок был мал и жители в военном деле неискусны. Одна у них была надежда — на Бога и на преподобного Макария Желтоводского, к помощи которого они не раз прибегали в подобных случаях. Укрепляясь этой надеждой, они три дня и три ночи отбивались, от осадившего город неприятеля. Главным у них был некий воевода Федор. При виде нападавших, он впал было в растерянность, но, узнав от жителей, что святой старец Макарий Желтоводский всегда защищал их от татар, Федор пошел в церковь, упал на колени перед иконой преподобного и стал молиться со слезами, прося отвести беду от Унженска и избавить людей от смерти и плена. Тем временем татары снова пошли на приступ и со всех сторон подожгли город. Людей охватило смятение: и огонь полыхает, и татары теснят — все как один умоляли Макария о заступничестве. Вдруг пошел дождь, скоро он перешел в ливень, и сделался потоп. Вода затопила улицы и дома, казалось, весь город поплыл, и пожар утих. Теперь татары пришли в смятение: одна часть пошла на другую, и начали они биться. Горожане со стен увидели, как татары нападают на своих, и поняли, что преподобный Макарий спас Унженск; многие видели старца стоящим на облаке и поливающим город водой из огромной бадьи. Тут же открыли ворота, устремились на татар и большинство из них перебили.

http://pravicon.com/info-2825

Согласно народной легенде, в жаркий летний день Макарий присел на камень в деревне Софоново и попросил у местных жителей воды, но мужики прогнали его. «Жаль мне вас, бедные люди, – сказал Макарий, – но будете жить ни серо, ни бело». Позднее раскаявшиеся поселяне поставили над камнем Макария часовню 359 . Имя Макария Желтоводского включено в синодик Бережно-Дубровской волости Каргопольского уезда вместе с самыми почитаемыми северно-русскими святыми ( Александр Свирский , Александр Ошевенский, Кирилл Белозерский и др.) 360 . Известны каргопольские списки Жития Макария Желтоводского (БАН, Каргопольское собр., 218:357) 361 , и как уже отмечалось, иконы с изображением святого. Чудотворная икона Макария, по данным XIX–XX вв., собирала в Хергозерском монастыре множество паломников. Люди шли «класть заветы» (куски ткани, полотенца, предметы одежды, в зависимости от того, что болит), приводили сюда скот в дар монастырю (ср. «Чудо 12»), обходили Хергозеро босиком или на коленях, купались в нём, пили воду из него (ср. «Чудо 16») в надежде получить исцеление от различных болезней. Рядом с монастырём летом устраивалась ярмарка, на которой торговали яйцами, маслом, пирогами и т. п. Особенно много людей собиралось в монастыре 24−25 июля, на праздник Макария. Из Каргополя в эти дни устраивался крестный ход, он «шёл по дороге на Челму (к Кирилло-Челмогорскому монастырю. – А.П.), затем на Труфаново, торжественно проходил мимо местной церкви и поворачивал на труфановскую дорогу на Макарий» 362 . Крестные ходы на Хергозеро шли и из других мест. В устной традиции Каргополья бытуют представления, что монастырь основан самим Макарием Желтоводским и что чудотворная икона с его образом приплыла по озеру. Среди местных каргопольских святых сравниться с Макарием Желтоводским по степени почитания мог, пожалуй, только Александр Ошевенский 363 . Культ нижегородского святого в Каргополье, где он, вопреки народным легендам, никогда не бывал, представляет некоторую загадку. По-видимому, этот культ стал складываться в 1630−1640 гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По материалам сайта «Свято-Троицкий Макарьевский Желтоводский монастырь» http://makaryzhelt.cerkov.ru/istoriya/ Далеко разносилась слава о Макарьеве с его знаменитой на весь мир ярмаркой, бывшей почти два века крупнейшим торгом, собиравшим товары не только со своей России, но и из Европы, Азии, Америки. Место ярмарки определялось монастырём, а торг дал ему не только известность, но и значительные богатства, на которые в XVII веке был возведён прекрасный ансамбль, по своим архитектурно-художественным достоинствам лучший в Среднем Поволжье. В начале XV столетия лишённый надёжных укреплений Нижний Новгород легко достался отрядам ордынцев под предводительством Улу-Махмета, возвращавшихся с большой добычей. Большинство жителей нижегородского края было угнано в неволю и только часть крестьян и ремесленников успела укрыться в заволжских непроходимых лесах от смерти или рабства. Горечь и унижение пережил и нижегородец, получивший при пострижении в Печёрском монастыре имя Макарий. Родился он в 1349 году в Нижнем Новгороде, за Почайной, в Мироносицком приходе. В голодные годы начала XV века, " когда глад бысть силен, на Москве оков ржи (стоил) по рублю, а на Костроме по два рубля, а в Нижнем по шти рублев " , в поисках пропитания из города разошлись многие нижегородцы. У впадения в Волгу лесной реки Керженец, возле Желтоводского озера, ископал себе пещеру-кельюшку и Макарий. Вскоре к нему подселились ещё несколько странствующих монахов. Место оказалось чрезвычайно удобным: за приют, ночлег и помощь в ремонте судов проплывающие по Волге купцы оставляли богатые дары, прихватывая заодно и наработанные старцами лесные товары для продажи. Но в 1439 году монастырь был выжжен одним из отрядов Улу-Мухаммеда. Старцев перебили, а самого Макария, " яко тиха, мудра и незлюбива " , отпустили с обязательством не возобновлять на Керженце монастырь. Макарий ушёл на реку Унжу и основал там другую обитель. А место у Жёлтых вод пустовало с тех пор почти двести лет. Только устные предания да " жития " Макария Унженского и Желтоводского передавались народной молвой.

http://sobory.ru/article/?object=00889

Отцы Церкви особенно восстают против тех, которые, неправедно приобретая богатства, думают загладить свою несправедливость, посвятив часть этого богатства на дела милосердия. «Если ты даешь, – говорит св. Григорий Назианзин, – то давай из своего и не корми и не одевай бедного тем, что не принадлежит тебе». «Есть люди, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – которые, ограбив ближнего, считают себя оправданными, раздав бедным десять или сто златниц. Это жидовские, или скорее сатанинские милости! – Какая польза будет в том, что ты даешь одному то, что отнял у другого? Ты должен вознаградить вчетверо того, кому ты повредил; в противном случае ты остаешься должником его». – «Милостыня, даваемая из имущества, приобретенного неправедно, есть воровство и человекоубийство». (См. Душеполезные чтения, 1862 г.). III. Молитвами св. Олимпиады, стяжавшей себе милосердием Царствие Небесное, да поможет и нам Господь идти по следам ее, чтобы не оказаться в числе тех, коим на страшном суде Христовом за их немилосердие будет сказано: идите от Мене проклятии в огнь вечный, уготованный диаволу и аггелам его (Мф. 25, 41). (Прот. Г. Дьяченко). Поучение 3-е. Преп. Макарий Желтоводский (Любовь к Богу должна быть выше родственной любви) I. Npen. Макарий, память коего ныне, был сын благочестивых жителей Нижнего Новгорода. Чувствуя склонность к иноческой жизни, Макарий, будучи еще 12 лет от роду, тайно ушел из дома родителей. Переменив на дороге свою одежду на одежду нищего, Макарий явился в Печерский монастырь к архимандриту Дионисию и просил у него пострижения. Несмотря на юные лета Макария, Дионисий постриг его и взял в свою келлию. Юный инок был послушен каждому в обители, особенно же настоятелю, и подвизался с усердием. Между тем, родные Макария сильно скорбели о нем, считая его или растерзанным зверями, или погибшим иным каким-нибудь образом. Но вот, через три года отец Макария получил известие о сыне. Пришедши в обитель, он умолял допустить его до свидания с любимым сыном. Макарий не соглашался и говорил, что отец его – Господь, а после него настоятель. Отец слышал голос своего сына за стеной и со слезами говорил: «Позволь мне, дорогой мой сын, хоть посмотреть на тебя». Макарий отвечал: «Увидимся в будущей жизни». – «Протяни мне по крайней мере свою руку», – продолжал умолять отец. Макарий, чтобы успокоить плачущего родителя, протянул в окошко руку. Отец прижал ее к сердцу, поцеловал и сказал: «чадо мое милое, спасайся и молись за родивших тебя, чтобы и мы молитвами твоими получили спасение». С этим утешением отец возвратился в свой дом и объявил своей супруге об обретении своего сына; та утешилась мыслью, что сын ее жив и молится за своих родителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Но в 1674 году накануне праздника Рождества Христова в Челмогорской обители случился пожар: загорелась церковь Успения Пресвятой Богородицы. Иеромонах Макарий, заметивший дым в церкви, побежал тушить пожар. Скоро он понял, что погасить пламя нельзя, и бросился выносить из церкви книги, иконы и различную утварь. Он вбежал в алтарь, но там было так жарко и дымно, что Макарий, задыхаясь, упал на пол за престолом. Скоро прибежали монахи и окрестные поселяне, но потушить пожар не могли. Стали искать Макария и, с трудом проникши в алтарь через окно, нашли его без признаков жизни. Вытащили его через окно из алтаря, отнесли в келлию и положили на одре. Спустя немного времени заметили, что Макарий слабо дышит. Долго больной оставался в постели, не имея сил ни говорить, ни смотреть. И только потом он стал беседовать и понемногу принимать пищу. Так он пролежал около 40 дней. В день праздника Сретения Господня больной увидел, что к его одру приближаются два благолепных инока. Он поклонился им и принял благословение. Всмотревшись пристально в лица старцев, Макарий узнал в одном из них прп. Макария Желтоводского (память 25 июля/7 августа), а в другом — прп. Кирилла Челмогорского. Довольно долго небесные гости стояли над Макарием и смотрели на него. Потом сказал один другому: «Видишь ли, брат, старца сего, который без помощи Божией хотел погасить пламень и сам едва не сгорел?» Старец, к которому были обращены эти слова, по виду Макарий Желтоводский, сказал: «Этот старец наш: он у нас ставился и в нашей обители обещался служить». Кирилл же отвечал на это: «Нет, он наш, у нас теперь служит и терпит». Потом оба спросили Макария: «Скажи нам, кому из нас ты служишь?» Больной отвечал: «Я обещался служить Макарию, но из его обители изгнал меня иеромонах Григорий; ныне же я служу преподобному Кириллу». Тогда прп. Кирилл спросил больного: «Макарий, хочешь ли быть живым и здоровым?» «Да, честный отче», — отвечал больной. Кирилл взял свою мантию и, приблизившись к Макарию, велел произнести ему слова: «Свет Христов просвещает всех». Сам же прикоснулся мантией к глазам больного и потер их. Макарий произнес приказанные ему слова и тотчас прозрел, начал говорить и слышать, как и прежде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Патриаршее послание по случаю перенесения честной главы преподобного Макария Желтоводского 3 августа 2007 г. 18:06 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветственное послание по случаю перенесения честной главы преподобного Макария Желтоводского . Ваше Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Владыка Георгий ! Возлюбленные о Господе пастыри, иноки и инокини! Дорогие братья и сестры! Сердечно поздравляю вас с великим праздником Нижегородской земли — перенесением из Нижнего Новгорода в Свято-Троицкий Макарьево-Желтоводский женский монастырь честной главы основателя обители — преподобного Макария Желтоводского и Унженского. Преподобный Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году в семье благочестивых родителей Иоанна и Марии. В двенадцать лет он принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святителя Дионисия Суздальского. Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями. Прожив благочестивую жизнь, исполненную трудов, преподобный Макарий основал несколько обителей, среди которых известнейшие на Руси монастыри — Макарьевский Желтоводский, на Нижегородской земле, и Макарьевский Унженский — в костромских пределах. Преподобный Макарий стал почитаться как святой сразу после праведной кончины, последовавшей на 95-м году его жизни. Уже в 1522 году состоялась местное его прославление, а еще через десять лет в его честь и память была освящена первая церковь. Преподобный Макарий почитался как великий чудотворец, небесный покровитель Нижегородской и Костромской земель. В Смутное время он неоднократно являлся в видениях польским захватчикам, поражая их разными недугами. В 1612 году Макария чтили как покровителя нижегородского ополчения. Перед избранием его на царство Михаил Романов вместе с матерью молился у мощей святого Макария о возвращении из плена отца, Святейшего Патриарха Филарета. Церковное почитание преподобного Макария никогда не ослабевало на Русской земле. Столетиями многие тысячи благочестивых христиан притекали к раке его святых мощей в Макарьевском Унженском монастыре, где он некогда окончил свои земные годы.

http://patriarchia.ru/db/text/276633.htm...

1005 ...я бросился в окно. – В тексте отразились представления о смерти как о выходе из помещения через окно. Ср. в крестьянском рассказе о сновидении: «…а я в окно полезла она меня схватила и поставила на пол и сказала зачем ты полезла из окна ты бы вылезла так сразу померла и я так перепугалась и сразу проснулась» (Живая старина. 1997. 4. С. 45). Умереть и оказаться во власти бесов-«пловцов»· визионеру не позволяет железная решетка монастырской кельи – символ спасения и ограды. 1006 Я, живя в миру, служил при церкви святителя Николая... – До своего пострижения Макарий служил в Никольской церкви села Просек. Святитель Николай – св. Николай Мирликийский (III–IV вв ). 1007 Преподобный Макарий – св. Макарий Желтоводский и Унженский (1349–1444), уроженец Нижнего Новгорода, постриженик Печерского Нижегородского монастыря, основатель трех монастырей – на р. Лух, на Желтых водах и на р. Унже. 1008 Макарьевскую женщину. – Т. е. женщину из г. Макарьева Нижегородской губернии, рядом с которым находился Макарьевский Желтоводский монастырь. 1009 Впоследствии времени я долго отыскивал виденную с тремя младенцами женщину. Когда же отискал, со слезами упрашивал ее, чтобы раскрыла предо мною свою душу. «До замужества моего, – говорила она мне, – я имела троих детей незаконнорожденных. Долго придумывала, куда бы их збыть с рук. Но кто-то научил, чтобы я в самую полночь истопила баню и там сделала известное чародейство. Я восползовалась этим злым советом, истопила и зделала как нужно. От того их нет – не могу уверять, но детей не стало». По выслушании признания я обличил ее судом Божиим и расположил к очищению ея от сего смертнаго греха чрез покаяние, усильныя молитвы и другия богоугодныя дела. 1013 ...иконы явленныя Богоматери Владимирской, Казанской, Иверской... – Прославленные чудотворные иконы Божией Матери. Владимирская икона была написана, по преданию, евангелистом Лукой при жизни Богородицы; в древности образ был послан из Иерусалима в Константинополь (V в ), из Византии в XII в. был перенесен в Вышгород, откуда Андреем Боголюбским – во Владимир и. наконец, в 1395 г. – в Москву. Казанская икона была обретена 8 июля 1579 г в Казани в земле. Иверская икона чудесным образом прибыла в IX в. из Никеи на Афон и была поставлена в Иверском монастыре над вратами храма. В 1648 г. в Москву привезли копию Иверской иконы. Существует множество чудотворных списков с этих икон.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. Богоявленский храм в с. Худынском. Фотография. 2002 г. находился в Юрьевецком у. Костромской губ., в 73 верстах к юго-западу от г. Юрьевца на р. Лух (левый приток р. Клязьмы) (совр. с. Худынское Лухского р-на Ивановской обл.). Основан прп. Макарием Унженским , житие к-рого является главным источником истории Б. м. Ок. 70-80-х гг. XIV в. прп. Макарий, оставив нижегородский Печерский мон-рь , ушел к сев. границе Нижегородского княжества и поселился «безмолвного ради пребывания» на берегу р. Лух, у впадения в нее р. Добрицы. Вскоре к прп. Макарию стали приходить иноки, братия построила храм в честь Богоявления Господня, положивший начало Б. м. В 30-х гг. XV в. прп. Макарий оставил обитель; согласно житию, он «нарек от братии игумена» и, передав ему «все строение и братию», ушел на сев.-вост. границу Нижегородского княжества, где основал Макариев Желтоводский мон-рь . В XVIII в. Б. м., небольшой и бедный, был обращен в приходскую церковь с. Богоявленского, возникшего из монастырской слободы. Последний упоминаемый в документах настоятель - строитель Нифонт (1716). В 1841 г. вместо деревянного возвели каменный Богоявленский храм, один из приделов к-рого посвящен прп. Макарию Унженскому. Храм не закрывался и в наст. время является действующим. Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 558. Оп. 2. Ед. хр. 336. Л. 60-61 [Житие прп. Макария Унженского и Желтоводского]. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 212; Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1998. С. 169; Зонтиков Н. А. Прп. Макарий Унженский и Желтоводский: К 555-летию со дня преставления, 1444-1999 гг. Кострома, 1999. С. 15-18. Н. А. Зонтиков Рубрики: Ключевые слова: АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл.

http://pravenc.ru/text/149607.html

Макарий. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Документы от 1628 года свидетельствуют о наличии в Притыкине церкви во имя Макария чудотворца. Однако этот объект не сохранился. Дошедший до наших дней храм был построен в 1842 году рядом с деревянной церковью. В его архитектуре использовались формы раннего классицизма: между пилястрами дорического ордера располагались круглые окна второго яруса. Храм венчался сводом большого купола, который завершался главкой. На церкви было два больших и четыре малых колокола. Перед храмом – липовая аллея, а вокруг него располагались парк и кладбище, на котором хоронили служителей церкви и именитых жителей села. Территория церкви была обнесена добротной, искусно выполненной металлической оградой, поставленной на кирпичную кладку шириной и высотой в метр. В этом парке, на высоком откосе под сенью вековых лип, в 1919 году были похоронены продотрядники, погибшие во время Уренского восстания. В 30-е годы XX столетия началась страшная эпоха разрушения церквей, гонений на церковнослужителей. Не миновала эта участь и Макарьевский храм. По свидетельству очевидцев, уже разграбленную церковь стали ломать в начале 30-х. Сначала спилили крест, а затем сбросили колокола. Летом разобрали кирпичную и металлическую ограду. Кирпичную кладку церкви разобрать не могли, тогда ее дважды пытались взорвать, но она только крошилась. В наши дни от храма – памятника градостроительства и архитектуры регионального значения – уцелели лишь стены и обезглавленный купол, а от церковного парка – несколько вековых лип и каменных надгробий. Местные жители по-прежнему считают полуразрушенный храм украшением и одной из главных достопримечательностей села. Однако состояние церкви на месте, связанном с памятью о знаменитом Макарии, оставляет желать лучшего. Этот объект требует внимания и реставрации. Макарьевская с. Макарий-Притыки имеет два храма: а) деревянный, постр. в 1767 г. и б) каменный, постр. в 1842 г. на средства прихожан. Колокольня построена в 1853 г. Ограда каменная. Кладбище в расстоянии 200 саж. от церкви, обнесено дерев. оградой. В дерев. храме 3 престола: а) в честь св. прор. Илии, б) преп. Макария Унженского чудотв. и в) св. мчч. Флора и Лавра. В каменном храме также 3 престола: а) в честь Рождества Божией Матери, б) святит. Николая чудотв. и в) преп. Макария Унженского чудотв. Достопримечательности церкви: а) царские врата, вынесенные из сгоревшей несколько столетий тому назад церкви, с греческими наименованиями святых, и б) липовое паникадило в один ярус.

http://sobory.ru/article/?object=30644

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010