И водрузи Крестъ Господа нашего Исуса Христа и помале ту клию возградивъ себ, и тако во глубоц старости подвизася противу невидимаго супостата диавола. Любяи же Господа своего, сей пребываетъ въ тисе безмолвн мест, чающе Владыки своего пришествия. О исход души святаго преподобнаго чюдотворца Макария Желътоводъцкаго Егдаже блаженному сему отцу нашему Макарию ко Господу отити въ некончаемый вкъ (по пророческому словеси, «честна предъ Господмъ смерть преподобныхъ его» 432 ), егдаже предастъ блаженный духъ свой в руц Господови, тогда наполнишася благовония градъ той, не якоже б единъ градъ той благаго дара пополнися, сущим же и по весемъ града того. Егда же гд кто кождо идяше и стояше или седяще, то всяка душа тогда благия воня наполънися окрестъ града того, яко от кандила напояеми. И познаша преподобнаго отшествие ко Господу, и тако вси до единаго кождо ихъ стекошася во градъ на честное успение его. Тогда мнози аще кто одержимъ б коею болзнию, и тако молитвами преподобнаго прияша прощение. И весь народъ идяше по нем со свщами и с кандилы плачющуся, яко таковаго свтильника лишистася и учителя. И тако честно на главахъ несоша святого народи въ пустыню, еже отстояние б 15 поприщь от того града, идже самъ блаженный любляше безъмолъствовати и зъ братию. И тако погребоша его честно и разыдостася восвояси, славяще Бога и угодника его преподобнаго Макария. Житъ же святой 95 лт, ко Господу отиде месяца июля в 25 дни, чернечества его лтъ 63, 433 неуклонно работая день и нощъ. О христианине, како избави от нечистаго духа святый Макарий дщерь его Б нкто унежестей христианин именем Феодоръ, имя дщерь у себе единочадую. Божиим попущениемъ навту бывшу отроковице от диавола: многажды убо нечистому духу поражати ю, понеже и ослпи ю. По днехъ убо нкихъ мужъ той Феодоръ, бысть же ему отшествие от дому своего прецарствующему граду Москв, и тамо ему куплю творяше, помышляя же себ, яко да купитъ утвари отроковиц на исцление очию ею. И возъдохнувъ же, убо ему глаголющу себ: «Кий нам успхъ будетъ, яко да от твари и дла рукъ человеческихъ помощи требуя? Аще ли от того поможения ищу, то како от Владыки Христа милость обрящу? Увы мн, гршному, согршивый предъ Господемъ Богомъ моимъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И язычники почитали блаженного за его добродетель. Язычники же и пищу приносили святому и всей братии, некоторые – пшеницу, а другие – меды, ибо сказано: «Если ты праведен перед Господом, то и сарацинскому сердцу он внушит сделать необходимое тебе. Пусть светит свет ваш перед всеми людьми, чтобы видели все ваши добрые дела и прославили Небесного Отца». Дьявол же, ненавидя добро, творит всякий вред роду христианскому и возводит на него брань. Бог допускает это, наказывая нас за грехи наши: иногда ратью иноплеменных, иногда пожаром, или голодом, или другими различными наказаниями воспитывая нас. Но при этом Бог не казнит нас, а наставляет и милует, как отец, уча ходить праведными путями. Так, в 1439 году была великая брань благочестивого самодержца великого князя Василия Васильевича против нечестивого Бахмета со злообразным и безумным его сыном Момотяком. Много они сынам русским зла сотворили. В те дни пришли злодеи и к Нижнему Новгороду и в его окрестности. И внезапно напали варвары на обитель святого Макария, которая была на Желтых Водах. До основания поганые сожгли обитель блаженного, братию же посекли мечами, как колосья во время жатвы, – те святые страдальцы увенчались победными венцами и отошли к вечной жизни. Самого блаженного враги схватили и повели к варварскому воеводе. И узнали среди варваров, что пленен праведный Макарий, воистину раб Христов, а с ним множество христиан. Слышал воевода варварский о праведности Макария, и с гневом обратился к воинам своим – зачем они столь почтенного мужа оскорбили. Это человеколюбивый Бог десницу простирает тем, кто призывает всем сердцем: даже у нехристиан воевода становится милосердным и дарует свободу Макарию и тем, кого схватили с ним. По молению святого отпустили 40 мужей христианских, их жен и детей, а также вернули их пожитки. Но воевода при этом поставил условие: не оставаться Макарию с людьми на прежнем месте, но уходить, куда захотят. Блаженный лишь испросил у сарацина немного времени, чтобы похоронить братию, убитую варварами. Погреб он страдальцев по чину, с надгробными песнопениями, и ушел с миром.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мощи преподобного Макария Желтоводского прибыли в Нижегородскую академию МВД Нижний Новгород, 14 апреля 2006 г . Прибытие мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Нижегородскую академию МВД 13 апреля мощи (большая часть честной главы) преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли из Печерского Вознесенского монастыря в Нижегородскую академию МВД. Священнослужители, руководители академии и курсанты прошли крестным ходом вокруг строящегося храма-часовни на территории академии, сообщает сайт Нижегородской епархии . Затем перед иконой был совершен молебен с акафистом, после которого курсанты и преподаватели смогли приложиться к честным останкам преподобного Макария. Кроме того, к святым мощам приложились дети из подшефного академии детского дома 3 Наместник Печерского Вознесенского монастыря архимандрит Тихон (Затекин) поздравил руководство, преподавателей и курсантов с прибытием в академию великой православной святыни. Отец Тихон отметил: «Сегодня знаменательное событие, когда преподобный Макарий спустя 800 лет вернулся сюда, на Нижегородчину. Прибытие мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца прибыли в Нижегородскую академию МВД И сейчас мы имеем возможность молиться, приложиться к святым мощам, испросить для себя, для своих близких помощи Божией, чтобы преподобный Макарий никогда не оставлял нас, не оставлял Нижегородскую академию. Чтобы он подал всем вам свою милость, щедроты свои, заступления свои перед Господом Богом, и чтобы наша Нижегородская академия МВД все более и более процветала и благоукрашалась своими благодеяниями, благотворительностью. Потому что вы всегда помогаете нам, каждый год я прошу у вас помощи, и никогда вы не отказываете ни Печерскому монастырю, ни Нижегородской епархии». Очередь к честным мощам преподобного Макария Архимандрит Тихон (Затекин) подчеркнул, что Нижегородская епархия и академия МВД сотрудничают уже давно: «Уже шесть лет нас связывает дружба. Многие святыни здесь побывали: и Феодоровская икона, и Почаевская, и Чимеевская и многие другие. Я думаю, что мы и впредь будем поддерживать это благое дело, чтобы наша Нижегородская академия укреплялась не только физически, но и духовно».

http://pravoslavie.ru/17036.html

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский родился в 1349 году в Нижнем-Новгороде в семье благочестивых родителей. В двенадцать лет он тайно ушел от родителей и принял иноческий постриг в Нижегородской Печерской обители от святого Дионисия (впоследствии архиепископа Суздальского; † 1385; память 26 июня). Со всем пылом юношеской души он отдался делу спасения: строжайший пост и точное исполнение иноческих правил отличали его перед всеми братиями. Только через три года родители преподобного Макария узнали, куда он скрылся. Отец пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Преподобный Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. " Протяни мне, по крайней мере, свою руку " , - просил отец. Сын исполнил эту малую просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, возвратился домой. Тяготясь славой, смиренный Макарий удалился на берег реки Волги и подвизался здесь в пещере близ озера Желтые воды. Здесь он твердым воздержанием и терпением преодолевал брань врага спасения. К преподобному Макарию собрались любители безмолвия, и в 1435 году он устроил для них обитель во Имя Пресвятой Троицы. Здесь он начал проповедовать христианство окрестным черемисам и чувашам, и крестил магометан и язычников в озере, получившем название святого. Когда в 1439 году казанские татары разорили обитель, преподобного Макария взяли в плен. Из почтения к его благочестию и благотворительной любви хан отпустил святого из плена и вместе с ним освободил до 400 христиан. Но с преподобного Макария взяли слово не селиться при Желтом озере. Преподобный Макарий с честью похоронил избиенных в его обители и отправился за 240 верст в галичские края. Во время этого переселения все путники, по молитвам преподобного, питались чудесным образом. Дойдя до города Унжа, преподобный Макарий поставил в 15 верстах от города на берегу озера Унжа крест и построил келлию. Здесь он основал новую обитель. На пятом году своей жизни в Унже преподобный Макарий заболел и преставился в возрасте 95 лет.

http://patriarchia.ru/db/text/910444.htm...

ставил этот вопрос перед патриархом Иоакимом, но безрезультатно (См.: ОПИ ГИМ, ф. 65, оп. 1, 96, л. 1). Седов П. В. Указ. соч. С. 273, примеч. 411. Макарий (Миролюбов), иером. Сказание о жизни и чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца. Изд. 2. М., 1857. Ч. 1. С. 75–76; Ерофеев Д. Р.Сказание об обретении мощей преподобного Макария Желтоводского и Унженского//Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность: Сборник статей в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 14–19. Подробнее см.: Понырко Н. В. Указ. соч. С. 58–69; Воскобойник Н. В. Сказание о чудесах преподобного Макария Желтоводского и Унженского в Смутное время//Мининские чтения. Материалы научной конференции, посвященной 380-летию освобождения Москвы земским ополчением под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Нижний Новгород, 1992. С. 35–37. См. также: Тарасенко Л. П. Иконография Макария Желтоводского и Унженского по письменным источникам и произведениям изобразительного искусства. Дис. … канд. искусств. М., 2006. Труворов А.О санях, употреблявшихся при погребении//Русская старина. 1887. 12. С. 837, 838. Восстание в Москве 1682 года: Сборник документов/Сост. Н. Г. Савич. М., 1976. С. 10, 16. Там же. С. 101, 158–159. Медведев С. Созерцание краткое лет 7190, 91 и 92, в них же что содеяся во гражданстве//Россия при царевне Софье и Петре I: Записки русских людей. М., 1990. С. 150–152, 157–158; ААЭ. Т. 4. СПб., 1836. 260. С. 371–372; 263. С. 376–378; 266. С. 380–382; Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Императорской Академией наук (далее – ДАИ). Т. 10. СПб., 1876. С. 131. Федоров А. Историческое собрание о богоспасаемом граде Суждале//Временник Московского Общества истории и древностей российских. М., 1855. Кн. 22. С. 36. ОР ГИМ, собр. Уварова, 575-4, л. 1–1 об. ОПИ ГИМ, ф. 65, оп. 1, 96, л. 1. Известно, что царица Прасковья Федоровна делала книжные вклады во Флорищеву пустынь (См.: Глазков М. Ю. Книги кирилловской печати. Ч. 5. Каталог фонда редкой книги. Владимир, 2005.

http://sedmitza.ru/lib/text/10120825/

Макарий. Церковь Макария Унженского и Желтоводского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Документы от 1628 года свидетельствуют о наличии в Притыкине церкви во имя Макария чудотворца. Однако этот объект не сохранился. Дошедший до наших дней храм был построен в 1842 году рядом с деревянной церковью. В его архитектуре использовались формы раннего классицизма: между пилястрами дорического ордера располагались круглые окна второго яруса. Храм венчался сводом большого купола, который завершался главкой. На церкви было два больших и четыре малых колокола. Перед храмом – липовая аллея, а вокруг него располагались парк и кладбище, на котором хоронили служителей церкви и именитых жителей села. Территория церкви была обнесена добротной, искусно выполненной металлической оградой, поставленной на кирпичную кладку шириной и высотой в метр. В этом парке, на высоком откосе под сенью вековых лип, в 1919 году были похоронены продотрядники, погибшие во время Уренского восстания. В 30-е годы XX столетия началась страшная эпоха разрушения церквей, гонений на церковнослужителей. Не миновала эта участь и Макарьевский храм. По свидетельству очевидцев, уже разграбленную церковь стали ломать в начале 30-х. Сначала спилили крест, а затем сбросили колокола. Летом разобрали кирпичную и металлическую ограду. Кирпичную кладку церкви разобрать не могли, тогда ее дважды пытались взорвать, но она только крошилась. В наши дни от храма – памятника градостроительства и архитектуры регионального значения – уцелели лишь стены и обезглавленный купол, а от церковного парка – несколько вековых лип и каменных надгробий. Местные жители по-прежнему считают полуразрушенный храм украшением и одной из главных достопримечательностей села. Однако состояние церкви на месте, связанном с памятью о знаменитом Макарии, оставляет желать лучшего. Этот объект требует внимания и реставрации. Макарьевская с. Макарий-Притыки имеет два храма: а) деревянный, постр. в 1767 г. и б) каменный, постр. в 1842 г. на средства прихожан. Колокольня построена в 1853 г. Ограда каменная. Кладбище в расстоянии 200 саж. от церкви, обнесено дерев. оградой. В дерев. храме 3 престола: а) в честь св. прор. Илии, б) преп. Макария Унженского чудотв. и в) св. мчч. Флора и Лавра. В каменном храме также 3 престола: а) в честь Рождества Божией Матери, б) святит. Николая чудотв. и в) преп. Макария Унженского чудотв. Достопримечательности церкви: а) царские врата, вынесенные из сгоревшей несколько столетий тому назад церкви, с греческими наименованиями святых, и б) липовое паникадило в один ярус.

http://sobory.ru/article/?object=30644

Преподобный Макарий Желтоводский, Унженский Память 25 июля/7 августа Святой Макарий родился в Нижнем Новгороде в 1349 году. С раннего детства он отличался большим благочестием и в 12 лет тайно покинул отчий дом, чтобы поступить в Нижегородский Печерский монастырь. Родители в отчаянии искали его повсюду, и один повстречавшийся им монах рассказал, что их сын в обители. Отец Макария отправился туда, но юный инок, не желавший более никаких связей с миром, отказался увидеться с ним и лишь протянул руку через окно. Он явил высокие добродетели и впоследствии по воле настоятеля основал с помощью местного князя Желтоводский монастырь. Неподалеку от обители было озеро, в котором святой крестил местные финно-угорские племена, наставленные им на путь веры. В 1439 году эти земли захватили татары. Они сожгли монастырь и угнали в плен многих местных жителей, в том числе и святого Макария. Когда его представили Казанскому хану, тот был столь восхищен мудростью и благочестием инока, что оказал ему знаки особого почтения и освободил вместе с другими пленниками, посоветовав им укрыться в дремучих костромских лесах. Устав и изголодавшись в дороге, спутники святого увидели лося и захотели его убить. Но святой Макарий не дал им благословения, поскольку шел Петров пост. И все они, даже малые дети, предпочли бы умереть, нежели нарушить установленные Церковью правила, и ничего не ели до самого праздника святых апостолов. 29 июня, когда завершился пост, лось появился снова – тогда братия подстрелили его и с радостью вкусили пищу. Добравшись до слияния рек Унжи и Волги, они основали новый монастырь. В этой обители святой Макарий пять лет жил, подобно ангелу, в посте и непрестанной молитве. Он обрел блаженную кончину в возрасте 95 лет 25 июля 1444 года. И после смерти святой Макарий не оставлял своим заступничеством христиан тех краев, охраняя их от набегов татар. В 1522 году они три дня и три ночи осаждали город Солигалич в Костромской земле, но все попытки штурма были отбиты явлением грозящего неприятелю монаха. На четвертый день татары подожгли город. Тогда народ горячо взмолился святому Макарию о помощи – тотчас же пошел ливень и погасил пламя. Татары в ужасе обратились в бегство. 300 из них совершили набег на его монастырь и попытались захватить серебряную раку с мощами, но были поражены слепотой. В благодарность за чудесное вмешательство святого ему посвятили часовню при городском соборе.

http://pravoslavie.ru/55316.html

Макарьево-Унженский монастырь основан преподобным Макарием, известным на Руси как Макарий Желтоводский, Макарий Унженский. В конце лета 1439 года, в возрасте 90 лет, прибыл он на берега реки Унжи и организовал здесь тихую обитель… Макарьевский монастырь представляет собой величественный комплекс из пяти храмов: Троицкий, Благовещенский, Никольский, Макариевский и Успенский. И в одном из них — Макарьевском — почивают ныне мощи преподобного Макария. Можно отметить, что из семи святых Костромской земли, мощи которых почивают под спудом, они единственные, открытые для всеобщего поклонения. Со всей России паломники приходят сюда за исцелением. Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина Существует предположение, что именно этот монастырь спас жизнь Михаилу Фёдоровичу Романову, когда тот за несколько месяцев до венчания на царство приехал сюда к преподобному Макарию, чтобы вместе с матерью своей инокиней Марфой помолиться у раки преподобного. И как раз в момент той молитвы единственного претендента на Российский престол разыскивали и хотели убить поляки и литовцы, которых, как нам известно, крестьянин Иван Сусанин увёл от этого места ценой своей жизни… Рака с мощами преподобного Макария Унженского. Макарьево-Унженский монастырь. Фото Владимира Ештокина Осенью 1619 года Михаил Федорович вместе с матерью инокиней Марфой совершил паломничество по Костромской епархии. То было паломничество по «особому обету — для благодарного поклонения Феодоровской иконе Богоматери и святому угоднику и чудотворцу Макарию Желтоводскому и Унженскому за спасение и умиротворение Отечества и Церкви, за свое избрание и освобождение Патриарха Филарета из польского плена». Макарьево-Унженский монастырь. В Троицком соборе ведутся восстановительные работы. Фото Владимира Ештокина В 1919 году монастырь был упразднен, братия изгнана. В 1926 году закрыли надвратную Никольскую церковь — первый из монастырских храмов, а в декабре 1929 года были закрыты остальные храмы монастыря. Мощи преподобного Макария были вскрыты и переданы в местный краеведческий музей, а в самой обители разместились машинно-тракторная станция и зернохранилище. В 30-х годах была разобрана монастырская ограда. В 1970 году в монастыре были начаты реставрационные работы, впрочем, не очень успешные.

http://foma.ru/kostroma-fotoputeshestvie...

Чудотворная икона Макария Желтоводского передана Церкви накануне дня памяти преподобного Нижний Новгород, 8 августа 2005 г . 6 августа в Историко-архитектурном музее-заповеднике епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил молебен преподобному Макарию Желтоводскому , после чего икона преподобного Макария Желтоводского и Унженского чудотворца работы Симона Ушакова была передана Нижегородской епархии, сообщает пресс-служба Нижегородской епархии . Впервые вопрос о передаче иконы был поставлен в 2003 году, но чтобы выполнить все формальности и получить все разрешения, потребовалось два года. На протяжении последних полутора лет велись дискуссии о самой возможности передачи иконы преподобного Макария Русской Православной Церкви. Благодаря совместным усилиям аппарата полномочного представителя президента РФ в Приволжском федеральном округе, федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия по ПФО и Нижегородской епархии, были созданы необходимые условия для того, чтобы икона основателя обители заняла подобающее ей место в Архангельском соборе Свято-Троицкого Макарьевского Желтоводского женского монастыря. После совершения молебна у чудотворной иконы Макария Желтоводского епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий и полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко ответили на вопросы журналистов. «Христианская традиция православной Руси всегда начиналась с молитвы, – сказал епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. – Мы сегодня говорим о возрождении нашего отечества, духовного и материального. Преподобный Макарий сыграл в истории государства Российского немаловажную роль, и не только во время своей жизни. Мы должны обретать историческую память. И то, что сегодня мы возвращаем святыню в монастырь, свидетельствует о том, что мы понимаем, как обустроить нашу жизнь и сохранить нашу богоспасаемую землю. Хочется верить и надеяться, что нижегородцы и гости, приезжая в Макарьевский монастырь, получат Божие благословение во имя преподобного Макария».

http://pravoslavie.ru/14190.html

Житие Макария Желтоводского и Унженского Подготовка текста, перевод и комментарии И. М. Грицевской Житие Макария Желтоводского было написано около 1552 г. (Понырко Н. В. Житие Макария Желтоводского//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. С. 291–293). Местом создания Жития можно считать Макарьевский Унженский монастырь, который был основан Макарием в 1439 г. (находится на территории современной Костромской области). Житие активно переписывалось; в XVII в. появилась иная редакция этого сочинения, снабженная затейливыми словесными украшениями. Макарий вышел из круга учеников Дионисия Суздальского – известнейшего церковно-политического деятеля 2-й половины XIV в. От своего учителя он перенял приверженность общежительному уставу и склонность к «сладкому безмолвию», т. е. к исихазму, – особому течению, распространявшемуся в то время среди православного монашества. Однако обстоятельства не позволили Макарию целиком отдаться монашескому подвигу. Ему пришлось участвовать в бурных событиях своего времени. Не случайно именно Макарий стал небесным патроном Нижегородского ополчения 1612 г. Согласно Житию, Макарий с самого детства был необыкновенным человеком. Автор говорит о нем не иначе как о «леторасли» (побеге) райской лозы. При создании образа святого угодника использованы традиционные мотивы житийной литературы. Известно, например, что многие подвижники начинали свою монашескую жизнь без благословения родителей, а то и против их воли. Например, мать св. Симеона Столпника, жившего в Сирии в V в., долгое время искала своего пропавшего сына по разным монастырям; когда же она, наконец, нашла его, святой не разрешил ей увидеть себя. Старая женщина, истомленная долгой дорогой и горем, умерла под стеной, окружавшей жилище знаменитого уже чудотворца. Не менее драматична история отношений между основателем Киево-Печерской Лавры Феодосием Печерским и его матерью, властной и суровой женщиной, желавшей сделать сына счастливым по-своему, против его воли. Сходным образом и Макарий доставляет горе родителям, уйдя без их ведома в монастырь. Для правильного понимания этого характерного для житий мотива надо помнить, что подвижники поступали по буквально понятому завету Христа: «Если кто приходит ко мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, и притом и самой жизни своей, – тот не может быть моим учеником» ( Лк. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010