128. (Апа Макарий рассказывал о себе, говоря: «Когда я был молод и жил в келье в Египте, взяли меня и сделали клириком при церкви в селении. Не желая быть клириком, я убежал в другое место. Приходил ко мне благочестивый мирянин, брал мое рукоделие и служил мне. Случилось же по искушению диавольскому одной девице в селении пасть. Когда она зачала во чреве, спрашивали ее: «Кто виновник сего?». Она же отвечала: «Отшельник». Тогда, вышедши из селения, взяли меня, навесили на шею мою сажею очерненных горшков и ушков от посуды,) обходили со мной улицы все селения и били меня, говоря: «Этот монах лишил девственности нашу дочь, бейте его!» И они били меня. Еще немного и я бы умер. И сказал один, сжалившись: «Доколе мы будем бить этого нездешнего монаха?». Прислуживающий же мне следовал за мной позади, стыдясь, ибо срамили его, говоря: «Разве это отшельник, о котором ты свидетельствуешь? Смотри, что он сделал!» Сказали же ее родители: «Мы не отпустим его, пока он не представит поручителя за себя, что он будет кормить ее». Я сказал прислуживающему мне, и он поручился за меня. Я пошел в мою келью и все корзины, которые нашел, отдал ему, говоря: «Продай их, дай (деньги) моей жене, чтобы она питалась». И я говорил в своей мысли: «Макарий, вот ты нашел жену себе, нужно тебе побольше работать, чтобы питать ее». И я работал ночью и днем, посылая ей. Когда же пришло (время), когда несчастная должна была родить, она продолжала мучиться и не рождала. Говорили же: «Что это (значит)?». Она сказала: «Я знаю, потому что я оклеветала отшельника и оболгала его, а он не сделал мне ничего, но это (сделал) такойто юноша». Пришел прислуживающий мне, говоря: «Женщина не могла родить, пока не призналась: «Отшельник не имел дела со мной, но я оболгала его», и вот все селение хочет прийти в это место, чтобы покаяться». Я же, когда услышал это, чтобы не досаждали мне люди, встал и пришел в это место, в Скит. Вот причина, изза которой я пришел сюда». 129. Апа Макарий шел однажды вокруг болота   , неся пальмовые ветви, и вот диавол встретил его на пути, держа серп в руке. Он хотел ударить его (серпом), но не смог и сказал ему: «Великое насилие я терплю от тебя, потому что нет силы у меня против тебя. Ибо вот вещи все, которые ты делаешь, я делаю тоже. Ты постишься днями, я же не ем вообще. Ты совершаешь ночные бдения (букв, «ночь бдительную») много раз, я же не сплю никогда. В одном ты сильнее меня». Сказал апа Макарий: «Что это?». Он сказал: «Это твое смирение. Я не могу смириться никогда, поэтому я бессилен против тебя».

http://predanie.ru/book/82914-izrecheniy...

3 . Авва Пафнутий, ученик аввы Макария, говорил: «Старец говорил: «Когда я был юношей, я пас коров с другими мальчиками. Они пошли воровать огурцы 4 , и когда один огурец упал сзади их, я взял его и съел. Когда я, сидя, вспомню об этом, я плачу» 5 . 4 . Авва Пимен много кланялся авве Макарию, говоря: «Скажи мне одно слово». И когда старец ответил ему, он сказал: «То, чего ты ищешь, прошло теперь среди монахов» 6 . 5 . Говорили об авве Макарии, что на случай встречи с братиями, которые будут есть, он наложил на себя такое правило, что, если было вино, он взамен одной чаши проводил день, не употребляя воды. Братия же ради утешения давали ему вино: старец принимал его с радостью, чтобы затем самому себя мучить. Но ученики его, зная это, говорили им: «Ради Бога, не давайте ему вина; не довольно ли ему наказывать себя в келлии?» И когда братия узнали это, они уже не давали ему вина» 7 . 6 . Когда однажды Макарий проходил от болота к своей келлии, неся пальмовые ветви, его встретил на пути диавол с косою. Он старался опустить ее на него, но не мог. Он сказал ему: «О, насилие твое! Макарий, я ничего не могу против тебя. Вот то, что ты делаешь, и я также делаю: ты постишься, а я совсем не ем; ты бодрствуешь, а я совсем не сплю; есть только одно, чем ты превосходишь меня». Авва Макарий сказал ему: «Что это?» Он сказал ему: «Это – твое смирение. Вот по причине твоего смирения нет у меня силы против тебя». И когда он простер свои руки, демон стал невидим 8 . 7 . Рассказывают об авве Макарии следующее. Агафоник, епарх Антиохийский, услышав о нем, что он совершает великие чудеса и имеет благодать исцелений от Господа нашего Иисуса Христа, послал к нему свою дочь, с которою был дух нечистый, чтобы он помолился о ней. И по благодати Божией, которая была в нем, когда он помолился, она тотчас исцелилась, и он послал ее с миром к ее родителям. Когда ее отец и мать увидели исцеление, которое совершил с их дочерью Христос по молитвам святого старца аввы Макария, они воздали благодарение Господу нашему Иисусу Христу 9 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   Апостол испытывал нечто, подобное тому, что было с Его Божественным Учителем в Гефсиманском саду. Помните, как евангелист Иоанн говорит: «оставивши Его, все бежали» — испугались и разбежались. Так и тут. Когда апостолам пришлось идти к кесарю, к императору на допрос, то все разбежались. Почему? Кто тогда был кесарем? Нерон, жесточайший гонитель христиан, как вы знаете. Спутники апостола перепугались и оставили его — «но все меня оставили, да не вменится им!» Апостол тут просит Господа, чтобы Господь не наказывал их за это, подобно тому, как его великий сродник архидиакон Стефан, когда его побивали камнями, воскликнул: «Господи, не поставь им греха сего» (Деян. 7:60)! «Господь же предстал... и укрепил меня, дабы через меня укрепилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился от львиных челюстей» (2Тим. 4:17). Что это значит? Что лев схватил его, и он вырвался? О ком он говорит? Он говорит о Нероне. «И избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит для Своего Небесного Царствия, Ему слава во веки веков. Аминь» (2Тим. 4:18).    Апостол видит, что приблизился конец его жизни, но не опирается даже и теперь на себя, хотя он был закаленный в подвигах человек, и то он не говорит, что он сам удержится от всякого злого дела, а «избавит меня Господь от всякого злого дела» . Вот так смиренны и были всегда действительно духовно высокие люди.    Известен случай, о котором Житие Святых рассказывает, как скончался преподобный Макарий Великий. Вы знаете, конечно, что когда человек умирает и душа его отходит в небесный мир, то ее пытаются задержать на мытарствах. Кто? дьявол. Но когда преподобный Макарий умер, и Ангелы понесли его душу в Царство Небесное, то злые духи отступили, потому что они ничего, никаких обвинений не могли предъявить великому подвижнику и только кричали, видя, как он во свете поднимается вверх: «Макарий, какой славы ты сподобился!» А подвижник им смиренно ответил: «Не знаю, я не знаю за собой ничего доброго». И дальше (это Житие говорит), когда Ангелы с радостью вводили его во врата Царствия Небесного, то злые духи снизу кричали: «Победил ты нас, Макарий!» И тут смиренный подвижник сказал: «Покрываемый благодатью Господа моего, я избежал ваших козней!» Так и апостол говорит: Я никакому злому делу никогда не поддался. Да избавит меня Господь от всякого злого дела и сохранит меня для Своего Небесного Царствия. Отец Иоанн Кронштадтский не раз писал в своем дневнике: «Благодарю Господа, что Господь сохранил меня от многих грехов, и если бы, Господи, не Твоя благодать, я совершил бы всякий грех, какой только можно. Ему Слава во веки веков. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Авва Макарий начал говорить и сказал ему: «Нет у тебя там ни одного друга?» Он ответил ему и сказал: «Я имею одного друга, который находится там, и он меня слушает. Если он увидит меня, он кружится подобно собачке». Старец сказал: «А как его имя?» Он сказал: «Феопемпт 36 – имя его». И сказав это, он ушел. Авва Макарий встал, пошел во внутреннюю пустыню. И когда братия услышали, они взяли пальмы и вышли навстречу ему. Кроме того, каждый приготовился, думая, что Макарий будет отдыхать у него, в его доме. Но старец после приветствия сказал: «Брат по имени Феопемпт есть на этой горе?» И нашедши его, он пошел к его келлии. Феопемпт принял его с радостью и восторгом. Старец начал беседовать с ним и сказал ему: «В каком состоянии твои помыслы, брат мой?» Но он сказал ему: «Молись за меня, я достоин». Старец сказал ему: «Не борют ли тебя помыслы?» Он сказал: «Доныне я достоин», · ибо он стыдился говорить это. Старец сказал ему: «Доныне, будучи в таком возрасте, я подвизаюсь, и всякий почитает меня; но мне, старец, дух блуда причиняет страдания». Феопемпт ответил ему и сказал: «Поверь мне, отец мой, мне тоже». Старец же, давая ему повод говорить, называл другие помыслы, какие бороли его, пока он не признавался. Потом старец сказал ему: «Как ты постишься?» И он сказал: «До девятого часа». Старец сказал: «Постись до вечера и подвизайся, читай на память Евангелие и остальные Писания, и если помысл придет, не смотри вниз, но смотри всегда вверх, и Бог тебе поможет». И дав это наставление брату, старец ушел в свою пустыню. И посмотрев на дорогу, он увидел опять демона и сказал ему: «Куда ты идешь?» Он сказал: «Я иду напомнить братиям». И когда он возвращался, святой сказал ему: «Какие известия о братиях?» И он сказал: «Худые». И старец сказал ему: «Почему?» И он сказал: «Они все стали суровы ко мне, и самое великое зло – в том, что и тот последний друг, которого я имел, который меня слушал, изменил мне – не знаю, как; ведь он не дает мне более убеждать его, но сделался суровее их всех, и я решил более уже не попирать земли ногами моими в этом месте, разве только по некотором времени».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

" Без ПОПУЩЕНИЯ Божия никто не может нам ничего сотворить» (преподобный Макарий Оптинский ). «Надобно нам молиться Господу и умилостивлять Его ПОКАЯНИЕМ и благим житием» (преподобный Макарий Оптинский ). «Сын Божий крест претерпе; грешнии убо дерзаем о ПОКАЯНИИ 20 , а святой Феогност пишет: «Обретыйся во время исхода в бездне смирения, ничим же мене безстрастнаго; паче облак вознесен будет» 21 (преподобный Макарий Оптинский ). " Ответ на ПРИГЛАШЕНИЕ посетить обитель. Я же не надеюсь, чтобы мог принести какую пользу личным моим присутствием» (преподобный Макарий Оптинский ). О ПЬЯНСТВЕ . «Что может быть несчастнее, как находиться под владычеством пьянства, дарить чреву более, чем оно в состоянии снести?» (святой Иларий). ПОКАЯНИЕ – вот единственное средство войти в Царство Божие. Грехом мы отпали от Царства Божия, следовательно, покаянием во грехах мы и войдем в него. Грехом мы удалились от Бога и святого общества Ангелов – через покаяние во грехе мы снова будем приняты в это общество. Бывает, очень сильно смущают ПОМЫСЛЫ человека, внушающие ему, что несмотря на все усилия и труды он не наследует Царствия Божия. Такие вражеские помыслы следует отвергать при самом появлении их, словами евангельскими: Верую, Господи! Помоги моему неверию ( Мк.9:24 ). И быть совершенно уверенным, что все наши грехи составляют как бы горсть песку перед океаном милосердия Божия. И святитель Иоанн Златоуст говорит: «Океан имеет границы, а милосердие Божие беспредельно, потому необходимо уповать на Него» 22 . А в случае каких-либо падений не унывать и не скорбеть безмерно, а воздвигать себя упованием и смиренно просить прощения. Когда падает подвижник, да не забывает любви своего Отца и надеется на прощение. Избегай людей ПОРОЧНЫХ . «Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, – говорит святитель Иоанн Златоуст , – так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными» 23 . Поэтому-то Христос заповедал не только избегать таких людей, но и отвергать их: Если же, – говорит Он, – правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя ( Мф.5:29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Morda...

В «Житии преподобного отца нашего Макария Египетского » мы находим следующее свидетельство: «…Когда святая душа Макария была взята Херувимом и возносилась им на небо, некоторые из отцов мысленными очами видели, что воздушные бесы в отдалении стояли и вопили: – О, какой славы сподобился ты, Макарий! Святой отвечал бесам: – Я боюсь, ибо не ведаю ничего доброго, что я бы сделал. Затем те из бесов, которые находились еще выше по пути следовавшей души Макария, вопили: – Действительно избежал ты наших рук, Макарий! Но он сказал: – Нет, но надобно и еще избежать. И когда преподобный был уже во вратах Рая, бесы, с сильным воплем, кричали: – Избежал нас, избежал. Тогда Макарий громким голосом ответил бесам: – Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней» 470 . Здесь мы видим, что преподобный Макарий не до конца уверен в себе и на каждом мытарстве отвечает бесам, признавшим свое поражение, словами: «Нет, но надобно и еще избежать». Его упование всецело зиждется на вере во Христа и ни в коей мере не на своих добродетелях. Пройдя же все мытарства, он восклицает: «Да! Ограждаемый силою Христа моего, я избежал ваших козней». – И это подлинно христианская позиция, ибо сказано (и мы сегодня уже вспоминали этот библейский стих): «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего» ( Рим.9:16 ). И сегодняшняя беседа, наглядно нам показала, что по-разному может сложиться и судьба верующих в Иисуса Христа. Для одних это «ходить в обновленной жизни» ( Рим.6:4 ), для других, не дай Бог, стать, как «безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ). Спаси вас Христос! 458 «Приношение православного американца». – Москва: изд. «Российское Отделение Валаамского Общества Америки, 2003. С. 104–105. Читать далее Источник: Беседы на Евангелие от Матфея./О. Стеняев. - В 4-х томах. Изд.: Благотворительный фонд «Миссионерский центр имени иерея Даниила Сысоева». - 2013./Т. 1. - 336 с. Серия: Библия и современное общество. ISBN:978-5-4279-0031-7 Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Вот и еще урок Премудрости Божией, которого я еще не выучил: ежели вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога, о горнем помышляйте, а не о земном. Ибо вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге ( Кол.3:1 −3). Приветствуют Вас все братия наши. Народ поминает Вас добром, и я всеусердно желаю Вам всякого благополучия. Благодарствую за присланное с первым письмом. Передайте мое исполненное глубочайшего почтения, приветствие начальнику и Авве Вашему о Господе Архимандриту Мелхиседеку. 499 Вашего Преподобия достопочтеннейшего брата о Господе, покорнейший слуга Архимандрит Макарий. 1842 года ноября 5 дня. 163 Достопочтеннейший о Господе брат Преподобнейший Священнопресвитер. На последнее письмо Ваше ко мне, не имев времени отвечать вскоре письмом, я поручал благотворящему здешней миссии священнику Николаю Дмитриевичу, 500 объявить Вам мое согласие на то, чтобы Вы просили Церковное правительство ввести Вас в состав Алтайской миссии. А теперь и на бумаге подтверждаю согласное с сим желание мое, но никакими условиями не могу обязываться, и никакими обещаниями человеческими не желаю обольщать Вас. Сам Спаситель уверяет вас, что Отец наш небесный знает, в чем мы имеем нужду: ищите, говорит, во-первых, царствия Божия и правды Его, и все сие приложится вам ( Мф.6:8 −33). Представляю Вам, достопочтеннейший брат, сие слово Христово, не потому чтобы я уже исполнил и изучил его делом и истиною, но потому, что ничего не могу представить благонадежнейшего. С чувством искреннейшей признательности и глубочайшего почитания, испрашиваю у Преосвященнейшего Агапита Святительского благословения, и Вам всеусердно желаю милостей Божиих и всякого благополучия. Вашего Преподобия покорнейший слуга Архимандрит Макарий. Декабря 15 дня 1843 г. 501 477 Вероятно, Макарий говорит здесь о Петре Торбаеве, ссыльном, из дьячков Владимирской епархии Он был послан преосв. Агапитом в миссию Алтайскую на трехлетнее испытание, так как он желал постричься в монахи. Сотрудничал в миссии до 1840 г. 495 Иером. Парфений служил в миссии с февраля 1839 г. По окончании курса во Владим. дух. семинарии, постригся в монахи и жил во Введенской общежительной пустыни, откуда и перешел на Алтай. При удалении с Алтая Архим. Макария, он был назначен начальником миссии, но отказался от этой должности и в марте 1845. г. поселился в Енисейском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

«После причастного стиха, – читаем у Карпова, – Макарий взошёл на амвон. Мгновенно вся масса народа сдвинулась с места, и стоявшие впереди около амвона очутились около иконостаса, так что о. Макарий окружился слушателями со всех сторон... Когда наступила совершенная тишина, он начал тонким замирающим голосом произносить: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», кладя на себе медленно крестное знамение. Затем, разгнув книгу, прочитал: Слышите, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего и возненавидиши врага твоего. Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите клянущия вы, добро творите ненавидящим вас и молитеся за творящих вам напасть и изгоняющия вы: яко да будете сынове Отца вашего, иже есть на небесех... А вы, небось, думаете, что не знать какое большое делаете добро, если любите любящих вас? Я же скажу вам, что в такой вашей любви нет христианского добра. Почему? А потому, что и язычники, не знающие Иисуса Христа, делают то же самое, т. е. любят тех, которые и их любят. Да что я говорю, что, такая любовь – языческая любовь? Нет, такая любовь есть и у всех животных бессловесных. Разве вы сами не видали или не слыхали, что овца любит своего ягненка, корова – теленка, волчица – волчонка, львица – львенка? Да, всякое животное любит свое дитя, а дети – свою мать. Нет, православные! Мы веруем в Иисуса Христа, мы христиане, а потому и любовь наша ко всем без разбору людям должна быть христианскою, евангельскою, Божьею. Вы спросите меня: какая же это любовь такая? А вот та самая, о которой написано в этой книге (о. Макарий указал при этом на имевшуюся у него книгу), в Евангелии Господа нашего Иисуса Христа, и о которой вы слышали давеча. To есть, если вы будете всем сердцем любить своих врагов, благословлять проклинающих вас, делать по возможности добро тем, которые ненавидят вас, и если вы будете молиться за обижающих и гонящих вас – ну, вот такая-то ваша любовь и будет любовию Христовою. Вы, пожалуй, скажете: «Да как же это можно полюбить своего врага, да еще от всего сердца? Нет, это выше наших сил».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Разделы портала «Азбука веры» Иеромонах Макарий (Маркиш) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Мужчина и женщина. Вопросы и ответы — иеромонах Макарий (Маркиш) Иеромонах Макарий (Маркиш) В Избранное ( 5  голосов:  4.4 из  5) Оглавление Введение Что сегодня говорит Церковь о мужчине и женщине  Разговор об отношениях между мужчиной и женщиной Церковь начинает, конечно, с евангельского слова, с первых строк 2й главы Евангелия от Иоанна: «Был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак» ( Ин.2:1–11 ). Первое Свое чудо – преложение воды в вино – Господь Иисус Христос совершил на брачном празднике, и это, разумеется, задает тон христианскому восприятию брака. В заключительной главе Послания к Евреям, где св. апостол Павел кратко и сжато перечисляет требования к христианам и христианской жизни, читаем: «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» ( Евр.13:4 ). О второй части этого положения нам еще предстоит поговорить на следующих уроках, а первая вдохновляет супругов сегодня точно так же, как две тысячи лет тому назад. Древний сборник церковных канонов, Апостольские правила, содержит особый пункт (51), посвященный браку и связанным с ним особенностям образа жизни: «Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака, и мяса, и вина, не ради подвига воздержания, но по причине тушения, забыв, что вся добра зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил их, и таким образом хуля, клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен из священного чина, и отвержен от церкви. Также и мирянин». И это не случайно. Еще в Новом Завете мы находим упоминание о лжеучителях, запрещающих вступать в брак; впоследствии это антихристианское «тушение браком» распространилось довольно широко и в той или иной форме сохранилось доныне, даже в околоцерковной среде. Поэтому имеет смысл обратиться к самому авторитетному православному документу сегодняшнего дня – «Основам социальной концепции Русской Православной Церкви». 

http://azbyka.ru/semya/muzhchina-i-zhens...

Святое Писание укрепляет воинов духовных таким словом: Сын мой! если ты приступишь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд ( Сир. 2, 1–2 ); и это так, как самый первый артикул, должно иметь в памяти и этому следовать. Далее: Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив ( Сир. 2, 4 ). За сим надо иметь твердую веру к Богу, что без Его воли и волос головы нашей не погибнет, и ни одна птица не падет без воли Отца нашего Небесного (ср.: Лк. 21, 18 ; Мф. 10, 29 ), кольми паче не может что скорбное нам приключиться без воли Его (прп. Макарий, 20). Нам ко спасению нужны не одни вольные скорби, но и невольные, а особенно когда в вольных оскудеваем, то невольные нам помогают и спасение устраивают (прп. Макарий, 20). Ты все немоществуешь телесно, да и душевно не хвалишься, и говоришь, что у вас духовная ярмарка не бывает, а я скажу напротив – бывает, но вы плохо торгуете и мало барыша получаете от невнимания вашего: всякий случай скорбный, от кого-либо досада, уничижение, укорение, презрение и тому подобное есть торг, а стечение многих таковых случаев – ярмарка, торговать и получать на ней выгоду состоит в произволении каждого: переносить с самоукорением и смирением и приобретать от этого душевное исцеление от страстей; многие приобретают, а многие пропускают время и остаются не только без приобретения, но даже и с убытком (прп. Макарий, 20). Когда воззрим на неповинно страдавшего Господа нашего Иисуса Христа, претерпевшего укоризны, досады, оплевание, биение, бесчестие, поругание, распятие, тернов венец, прободение ребра, пронзения рук и ног пречистых, – увидим, что суть наши скорби, причиняемые обидами и презрениями, а ведь Он оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его ( 1Пет. 2, 21 ), и хотя не вполне, но вмале обретаемся общницы страстям Его, когда доблестно и безропотно терпим посылаемые Им нам скорби. Вы находитесь в Божеском университете, Он вас обучает, хочет сделать что-нибудь хорошее из вас, не противьтесь Ему (прп. Макарий, 20)!

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010