18 Попросим, следовательно, и мы Господа быть причастниками духовного источника живой воды 3808 , потому что «пьющий» и принимающий от нее «не будет жаждать вовек» 3809 , по слову Господа, но «в нем будет источник воды живой 3810 , скачущей в жизнь вечную» 3811 , и «реки из чрева его потекут воды живой» 3812 . 19 Поэтому тем, кто от Духа рассказывает тайны Духа и от живого источника, Бога, произносит слово Бога, слушающие должны так внимать, как из уст Божиих слушающие слово и как если Дух Святой движет орган языка и через него говорит. 20 Этих духовных и небесных благ как теперь нам получить, если мы не всегда взираем «на начальника и совершителя нашей веры Иисуса» 3813 и не внимаем постоянно Его смирению, как Он, будучи Богом, «истощил Себя» 3814 в смиренную природу. 21 Мы, следовательно, будучи смиренными по естеству, как мы должны смиряться и познавать свое естество, стыдясь, что Славный стал бесславным для нас и, будучи Богом, воспринял смиренное человеческое естество и жил в нищим и смиренным, уничижаемый и поношаемый недостойными людьми. Итак, мы, будучи по естеству бесчестными, и смиренными, и преисполненными грехов, не должны ли мы познать свою природу? 22 Стало быть, ставши подражателями Его смирения и образа жизни – насколько возможно из нашего естества – веруя и любя Его поистине, и имея Его перед глазами, и ожидая Его, чтобы Он пришел и обитал в нас, получим то, что Он обещал давать любящим Его, что ни глаз не видел, ни ухо не слышало, ни на сердце человека не взошло, но нам Он откроет Духом Своим 3815 , придя и обитель сотворяя у нас 3816 , чтобы от Него мы узнали отныне, действием Духа, всякую добродетель кротости, смиренномудрия, веры и любви, и Он исполнит в нас всю праведность и исполнение Его заповедей Своею благодатью. 23 Потому что Он сказал, что «от Меня научитесь, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» 3817 . И таким образом, непорочные и нескверные 3818 , Его силою устроенные, будем достойны получить вечное Царство во Христе Иисусе, Ему же слава во веки веков. Слово 22. отпавшей и приходящей к покаянию душе и Иносказание о блудном 3819

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

190. Там же. 191. Алфавитный патерик. 192. Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя, вам сие будет в пищу (Быт. 1. 29). 193. Все движущееся, что живет, будет вам в пищу (Быт. 9. 3). 194. Все мне позволительно, но не все полезно, все мне позволительно, но не все назидает (1 Кор. 10. 23). 195. 2 Кор. 6. 17. 196. Лествица Слово 14, гл. 12. 197. Преподобный Нил Сорский. Слово 5. Помысл чревообъядения. 198. Лествица. Заглавие Слова 28. Преподобный Макарий Египетский. Слово 3, гл. 1. 199. По объяснению преподобного Пимена Великого. Алфавитный патерик. 200. Лествица. Слово 28, гл. 7. 201. Я веровал, и потому говорил (Пс. 115. 1). 202. Все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите, и будет Вам (Мк. 11. 24). 203. …всегда молиться и не унывать (Лк. 18. 1). 204. Лк 18. 3. 205. Лествица. Слово 7, гл. 11. 206. Лк. 18. 7. 207. Втор. 3. 26. 208. 2 Цар. 12. 209. Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений (Иак. 4. 3). 210. Человек смотрит на лицо, а Господь смотрит на сердце (1 Цар. 16. 7). 211. Пс. 88. 8. 212. И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши. Если же не прощаете, то и Отец ваш Небесный не простит вам согрешений ваших (Мк. 11. 25 26). 213. Слово 89. 214. Преподобный Кассиан. Слово о рассуждении. Добротолюбие Ч. 4. 215. Святой Исаак Сирский Слово 85. 216. Его же Слово 11. 217. Святой Исаак Сирский. Слова 56 и 57. 218. Пс. 54. 7. 219. Преподобный Симеон Новый Богослов. Слово о трех образах молитвы. Добротолюбие. Ч. 1. 220. Лествица. Слово 28, гл. 17. 221. Каллист и Игнатий Ксанфопулы. Добротолюбие. Ч. 4, гл. 24. 222. Сочинение «О молитве» сего угодника Божия помещено в книге «Класы» издания Оптиной Пустыни. 223. Преподобный Григорий Синаит. О прелести, главы зело полезные. Добротолюбие Ч. 1. 224. Слово преподобного Симеона о трех образах молитвы. 225. Лествица. Слово 28, гл. 17.

http://predanie.ru/book/186756-asketiche...

1,1 II, 20, 1 Если кто наг от божественной и небесной ризы, то есть благодати Духа, как сказано: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его» 3413 , – то да плачет он и умоляет Господа, чтобы приять ему сию с неба [подаваемую] духовную ризу и облечь ею душу, обнаженную от Божественной действенности, потому что покрыт великим стыдом страстей бесчестия 3414 тот, кто не облечен в ризу Духа. 1,2 Как в видимом кто обнажен, тот терпит великий стыд и бесчестие, и друзья отвращаются от друзей и родные – от своих, если они обнажены, и дети, увидя отца обнаженным, отвратили взоры свои, чтобы не смотреть на обнаженное тело отца, подошли вспять зряще и покрыли его, и таким образом отвратили взоры свои 3415 , – так и Бог отвращается от не облаченных с полным удостоверением в ризу Духа Его, не облекшихся поистине «в Господа Иисуса Христа» 3416 . 1,3 II, 20, 2 Сам первый человек, увидев себя нагим, устыдился 3417 . Столько бесчестия в наготе! Если же и телесная нагота подвергает такому стыду, то сколь большим покрывается стыдом и бесчестием страстей 3418 та душа, которая обнажена от Божественной силы, не носит на себе и не облечена поистине в неизреченную ризу Духа и самого Господа Иисуса Христа 3419 . И всякий, кто обнажен от оной божественной славы, столько же должен стыдиться себя самого и сознавать бесчестие свое, как устыдился Адам, будучи наг телесно, и сделал себе одеяние из смоковных листьев, и тем не менее носил стыд. 1,4 Пусть каждый, сознавая свою нищету и наготу, просит [одеяние] у Христа, дающего [ризу] и облекающего душу славою и неизреченным светом; пусть [душа] не делает себе одежды из суетных помыслов и не думает, обольщаясь собственною праведностью, что есть у нее спасительное облачение. II, 20, 3 Кто останавливается на своей только праведности, не ожидая праведности Божией, каковой является Господь, «Который сделался для нас праведностью и искуплением» 3420 , – тот трудится напрасно и вотще 3421 . Ибо всякое самомнение о праведности своей в последний день сделается явным, словно «тряпьё нечистой» 3422 , как говорит пророк Исаия 3423 . 1,5 Посему будем просить и молить Бога, чтобы облечься нам в ризу спасения, в Господа нашего Иисуса Христа, в неизреченный свет, которого облеченные в Него души больше не совлекутся во веки; напротив, в Воскресение и тела их прославлены будут славою сего света, в который еще ныне облечены души верные, и благородные, и святые, как говорит апостол: «Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас» 3424 . Слава неизреченному Его благоутробию и безграничному Его милосердию!

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,1 Блаженный апостол Павел, строитель Церкви, всегда заботясь об истине и не желая, чтобы, по причине неведения, послушные Слову имели преткновение, явил отчетливее и яснее сущность истины и представил совершенную тайну христианства, заключающуюся в каждой верующей душе, так чтобы силою Божественного действия на самом опыте познать, что такое бывающее святым душам озарение Духа небесным светом в откровении и в силе, дабы кто, подумав, что просвещение Духа приходит только в результате знания, не лишился, вследствие неведения или пренебрежения, более совершенной тайны благодати, но гораздо тверже познал, что осияние души, бывающее для достойных сего, происходит через откровение умного и небесного света, – для этого, взяв в пример славу Духа, апостол сослался на нее, обращаясь к благоразумно и с любовью к истине увещеваемым, ради твердой незыблемости ведения и точного различения. 1,2 Он говорит следующее: «Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей, – то не гораздо ли более должно быть славно служение Евангелия? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. To прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы [последующего]. Ибо если преходящее славно, тем более славно пребывающее» 5791 . «Преходящим» 5792 он назвал то, вследствие чего тело Моисеево облекла слава света, и прибавляет: «Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением» 5793 . И немного далее он представил оную бессмертную славу Духа, которая в откровении ныне на бессмертном лике внутреннего человека у достойных воссиявает вечно, и бессмертно, и непреходяще. 1,3 Говорит он следующее: «Мы же все», то есть в совершенной вере родившиеся от Духа, «открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» 5794 ; «открытым лицем» – то есть лицом души, и: «Но когда обращаются ко Господу, покрывало снимается, Господь же есть Дух» 5795 . 1,4 Из этого ясно, что он показал и представил существование «покрывала» мрака зла, которое, войдя в человеческую [природу] вследствие Адамова преступления, покрыло душу [человека], а теперь озарением небесного духовного света «снимается» с верных и достойных душ; для того и было пришествие Господне, чтобы истинно верующие достигали такой [высокой] степени святости.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,1 Желающий угодить Богу и, веруя, стать сонаследником Христа 5666 , при этом стараясь быть подражателем Господним, чтобы и самому именоваться «сыном Божиим», [родившимся] от Духа, прежде всего должен, окрылившись 5667 долготерпением и стойкостью, доблестно переносить встречающиеся [ему] разные тяготы, невзгоды и нужды, будь то телесные болезни и страдания, будь то поношения и оскорбления со стороны людей, а также – невидимые различные скорби, насылаемые на душу злыми духами, чтобы воспрепятствовать ей войти в Царство и привести в расслабление, равнодушие и нетерпение, что происходит по промыслу Господа, допускающего, чтобы каждая душа была испытана в различных скорбях, дабы души, любящие Господа всем сердцем, обнаружили себя, доблестно перенося все насылаемое им лукавым и не отступая от надежды на Господа, но всегда ожидая в вере и великом терпении, когда благодать [Божия], [силою] которой они возмогут избегнуть всякого искушения, освободит их; и таким образом, достигнув обетования Духа 5668 , они становятся достойными Царства. 1,2 Итак, душа, последующая слову Господню, должна – по написанному 5669 – с радостью брать на себя 5670 крест Господень, 5671 быть готовой, ради Господа, перенести всякое приходящее 5672 искушение, как скрытое, так и явное, и всегда возлагать надежду на Господа, веруя, что в Его власти как допустить душе испытать скорби, так и освободить ее от всякого искушения и скорби. 1,3 Если же она мужественно и доблестно не переносит всякую скорбь, но горюет, и унывает, и удручается, и томится, и теряет волю для борьбы, и приходит в отчаяние, будто бы ей уже никогда не избавиться от этих [скорбей] (что также является зла, 5673 ), и не будет с твердой надеждой и в незыблемой вере всегда ожидать милости Господней, то таковая душа не становится чадом жизни, поскольку она не стала последовательницей всех святых и не пошла по стопам Господним. 1,4 Познай и виждь, что от начала отцы, патриархи и пророки, апостолы и мученики прошли узким путем 5674 скорбей и искушений, и таким образом возмогли угодить Богу, доблестно претерпев всякое искушение и скорбь, и, [укрепляемые] надеждой на ожидаемое мздовоздаяние, радовались, находясь в невзгодах и бедствиях, как говорит Писание: «Чадо, если ты приступаешь служить Богу, то приготовь душу твою к искушению: углуби 5675 сердце твое и будь тверд» 5676 ; и апостол говорит: «Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны» 5677 ; и в ином месте 5678 говорится: «Все приключающееся с тобой прими за благо, зная, что без 5679 Бога ничего не бывает»; 1,5 и Господь говорит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 5680 ; и: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» 5681 : гонимы же они бывают или явно, со стороны людей, или сокровенно – со стороны лукавых духов.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,1 «Спросил некто» у Господа, «молвя: “Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?”» Господь ответил ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог» 4940 . Неужели Господь не был благим, не был добрым? Но Он ответил [так] спросившему Его, потому что тот считал Его человеком, учителем, подобным всем [людям]. Господь не поставил Себя наравне с родом Адама, сказав: «Никто не благ, как только один Бог», то есть: Я не благ так, как ты считаешь, но благ, как ты не знаешь. Ведь от рода Адамова никто не благ – ибо все оказались под [властью] греха, – но один Бог безгрешен. Он искупил род Адамов от удерживающей его диавольской «власти тьмы» 4941 . 1,2 Но [евангельская фраза] имеет и другой смысл. «Никто не благ, как только один Бог», то есть один Иисус благ, ибо один Он был рожден без греха и без общения с мужем. Один Он пришел в свободным и непадшим, дабы искупить [его] от греха. 2,1 Ибо Сей был «Словом» «в начале», «и Слово было у Бога, и Слово было Бог» 4942 . «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть[.] 4943 В Нем была жизнь» 4944 , то есть всё, «что начало быть в Нем» 4945 , живет и движется 4946 , потому что Он Бог всех, и всё живет Богом, и каждое [существо] имеет от Бога собственную жизнь согласно своей мере и количеству: так, птицы имеют свою жизнь, звери, пресмыкающиеся, рыбы – каждое существо живет, имея жизнь от Бога. Но и [видимые] творения, небо и земля, растения, семена, и невидимые [существа] (имею в виду ангелов, начала, власти) живут Богом. Ибо Бог есть жизнь всех. 2,2 Бог есть «свет человеков» 4947 , и люди, рожденные свыше от Бога 4948 и будучи чадами Божиими 4949 , живут в бессмертном свете. Ведь этот свет отныне сияет и освещает души чад света 4950 , рожденных от Духа 4951 . Сей свет для них – упокоение 4952 , жизнь 4953 ; пища, питие 4954 ; одеяния 4955 ; оружие 4956 ; победа 4957 ; венец, радость 4958 . Сей «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» 4959 то есть грех не узнал и неузрел его 4960 , или люди, пребывающие под покровом, не могут узнать или увидеть «свет истинный» 4961 , каковым является Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,3 Так, обещая апостолам великий дар, Господь сказал: «Я иду 5940 и пошлю вам Утешителя 5941 , “Духа истины, Который от Отца исходит” 5942 , “да пребудет с вами вовек» 5943 ; Он услышит, и научит всему, и “наставит вас на всякую истину» 5944 . 5948 ». 1,4 Итак, Он – Дух Святой – будет молиться, Он будет плакать. «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» 5949 , потому что только Сам Дух знает волю Божию, так как «Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» 5950 . Поэтому Господь говорит: «Если Я не пойду, Утешитель не придет; лучше для вас, чтобы Я пошел» 5951 , – 5953 и “увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас”» 5954 . 1,5 Господь так говорит апостолам, потому что они, видя Его плоть и еще до пришествия в них силы Духа, думали тогда, что тем, что Господь уходит от них, Он покидает их. Взойдя же на небо, и воссев Телом одесную величия Божия 5955 , и покланяемый от всех небесных сил, ангелов, начал и властей, тогда, согласно Своему обещанию, Он послал им Духа-Утешителя в день Пятидесятницы, и таким образом пришедшая сила Духа-Утешителя почила в их душах, и тогда отверзлись очи сердец их, и совершенно отъялось от них покрывало зла 5956 , и страсти упразднились, и тогда уже, умудренные Духом и ставшие совершенными, они познали волю Божию и возмогли, при помощи Духа, истинно творить ее, и сами стали учителями и путеводцами людей, при наставлении их Духом на всякую истину, Который управил и воцарился в их душах. 1,6 Следовательно, когда мы слышим слово Божие и плачем, будем при этом молить Господа и с несомненной верой ожидать пришествие в нас Духа, поистине слушающего и молящегося по воле Божией, потому что когда такие свойственные нашим душам добрые качества и плоды, как молитва, плач, любовь, послушание, вера и прочие навыки в добродетелях примешаются и станут причастны общению Духа наподобие фимиама, который, будучи брошен в огонь, издает обильное благоухание, – тогда, воистину, мы будем жить по воле Божией и все совершим со святостью, ибо без Святого Духа никто не может знать волю Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,6 II, 17, 4 Как при скончании века, когда этой небесной тверди не станет, праведники будут уже жить в царстве во свете и в славе, не видя ничего иного, кроме того, как Христос пребывает всегда во славе Своей одесную Отца 3583 , – так и сии, отныне восхищенные и отведенные пленниками в оный век, созерцают все тамошние красоты и чудеса. Ибо, будучи еще здесь, они находятся не на земле, но, пребывая на земле, имеют жительство на небе 3584 , и там – вся жизнь их, и ум, и внутренний человек. 1,7 Как телесное око, будучи неповрежденным и здоровым, чисто видит солнце – так и они, совершенно очистившись в уме, всегда видят славу Христа и с Господом пребывают день и ночь, подобно тому как и тело Господне, соединившись с Божеством, всегда сопребывает с Духом Святым. Однако сей меры не сразу достигают люди, но только трудами, напряжением и великим подвигом. 1,8 Ибо много таких, внутри которых, хотя соприсуща им действующая и упокоевающая благодать, пребывает и порок; и в одном сердце действуют два духа 3585 3586 – света и тьмы. II, 17, 5 Но ты, конечно, скажешь мне: «Что общего у света со тьмою?» 3587 . Или: «Какая совместность храма Божия с идолами?» 3588 . 1,9 Отвечу и я тебе: «Что общего у света со тьмою?» 3589 . Или где омрачается и замутняется божественный свет? и нескверное и чистое в каком месте оскверняется? Ведь написано: «И свет во тьме светит, и тьма его не объяла» 3590 3591 . He надобно понимать вещи однообразно и односторонне. Иные в такой мере упокоеваются в Божией благодати, что бывают мужественнее и благороднее пребывающего в них порока, и, имея теперь молитву и великое упокоение пред Богом, в иной час подпадают действию нечистых помыслов и окрадываются грехом, хотяи пребывают в благодати Божией. 1,10 Но люди легкомысленные и неопытные, когда отчасти действует в них благодать, думают, что нет уже греха с ними; а умеющие рассудить и благоразумные не осмелятся отречься, что-де, «имея в себе благодать Божию, мы не подлежим действию постыдных и нечистых помыслов».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,6 Называя же Себя «хлебом жизни» 3824 , Он говорил, что ядущие плоть Его и пиющие кровь Его живут во веки: «Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем» 3825 , и опять: «Ядущий хлеб сей жить будет вовек» 3826 , и: «Ядущий Меня жить будет Мною» 3827 , и Он дает достойным душам в пищу и жизнь Дух Своего Божества. 1,7 Истинно причащающиеся хлеба Евхаристии сподобляются быть причастниками Духа Святого, и таким образом святые души могут жить вечно. 1,8 Как пьющий и имеющий в себе вино, смешивающееся со всеми его членами, пребывает сам в вине и вино в нем, так и пиющий кровь Христову, ибо испиваемый Божественный Дух смешивается с совершенной душой, и душа [пребывает] в Нем и так, освятившись, становится достойной Господа, поскольку «все мы, – говорит [апостол], – напоены одним и тем же Духом» 3828 . 1,9 Итак, тот, жив блудно, вкушая и испивая страсти лукавых духов и живя в них, был одержим и плотскими удовольствиями страстей века сего. 1,10 Ибо как дух заблуждения греховной тьмы действует через энергию страстей в человеке, исполненном «плотского помышления» 3829 , от коего питается он и в коем живет, так и Дух Божественного света вселяется действием и силой в человека, удостоившегося освящения, от Которого вкушает и в Котором живет душа, согласно [апостолу], сказавшему: «Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во Мне» 3830 , и снова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» 3831 , и опять: «Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» 3832 , и: «Облекитесь в Господа Иисуса Христа» 3833 , и Господь [говорит]: «Мы (Я и Отец Мой) придем и обитель у него сотворим» 3834 . Таковое происходит с удостоившимися «в силе и полноте 3835 » 3836 и не неявно и не бездеятельно. 1,11 Ведь прежде закон обращал людей к неипостасному 3837 слову, налагая тяжелое ярмо, но не мог помочь им, поскольку не давал силы Духа, со времени же пришествия Господа дверь благодати верующим поистине отворилась. 1,12 Ибо это Слово дает силу Божию и духовную энергию и болящую душу, лежащую в страстях, силою восставляет и соделывает крепкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

1,6 Они борются с душою, ищущей Бога, и поражают ее различными скорбями, чтобы воспрепятствовать ей [войти] 5682 в вечную жизнь; бывает же это и для того, чтобы она, будучи испытанной, показала себя, истинно ли она любит Бога в терпеливом перенесении всякой скорби и до конца ли остается твердой в надежде, в незыблемой вере ожидая освобождения, – или же, наоборот, не перенося скорбей, но отступая перед ними, опускаясь и унывая или же становясь нерадивой и ослабевающей в надежде, этим она явит, что не любит она Бога истинно. 1,7 Ведь различные скорби и искушения являют, какие души достойные, а какие недостойные; кто имеет веру, и надежду, и терпение, и кто не имеет, – дабы достойные души, во всем явившие себя испытанными и верными, до конца претерпевшие 5683 и твердые в надежде и за это получившие освобождение силою благодати, справедливо стали наследницами Царства. Итак, каждая душа, желающая угодить Богу, прежде всего должна обладать стойкостью и надеждой, и тогда она возможет преодолеть всякое восстание лукавого и скорбь. 2,1 На самом деле Бог не допускает, чтобы душа, надеющаяся на Него и чающая Его, настолько подверглась искушениям и скорбям, чтобы она не могла вынести их, как и говорит апостол: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести» 5685 . 2,2 И не столько, сколько угодно лукавому, искушает он и подвергает душу скорбям, но сколько ему допускается это от Бога; только пусть душа мужественно держится надежды и с верою ожидает помощи от Него и избавления. И невозможно оказаться ей оставленной, потому что, насколько она, вооруженная верой и надеждой, борется, прибегая к Богу и 5686 ожидая от Него помощи , настолько скорее Господь освободит ее от всякой объявшей ее скорби. 2,3 ср. I, 19, 3, 1 5687 Ибо Он Сам знает, насколько душе долженствует подвергнуться испытанию и воспитанию в искушениях, 5689 : «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» 5690 ; 2,4 и еще: «Как служители Божии, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятелъствах» и прочее 5691 ; и Господь говорит: «Претерпевший до конца спасется» 5692 ; и: «Терпением вашим стяжите души ваши» 5693 , и в ином месте говорит [Писание]: «Кто веровал Господу, и постыдился? Или кто пребывал в страхе Его, и был оставлен? Или кто призвал Его, и Он презрел его?» 5694 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010