237 Макарий (Гневушев Михаил) в 1882 г. окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия. В 1908 г. пострижен в монашество, рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем Московского Высокопетровского монастыря с возведением в сан архимандрита. С 1909 г. – настоятель Новоспасского ставропигиального монастыря. 11 июля 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 28 января 1917 г. – епископ Орловский и Севский (см. подробнее: Русские православные иерархи... Указ. соч. Т. 4. С. 207). 239 Далее Макарий подробно пишет о конкурентной борьбе созданных им двух артелей по производству солдатского белья и сапог с московскими фирмами-производителями. Суть повествования сводится к тому, что своим работникам епископ Макарий старался платить больше денег, чем конкуренты. Однако несмотря на заботу Макария о рабочих, его артели быстро разорились. 240 Союз русских рабочих – одна из право-монархических организаций, образованных в 1905 г. (см. подробнее: Политические партии России. С. 528529, 534536, 577). 241 й Текст письма Оренбургского гражданского комитета, направленного 15 апреля 1917г. епископу Мефодию: «Получая с разных концов уезда [сведения] о том, что: во 1-х, некоторые священники до сих пор продолжают поминать на богослужении отрекшегося Императора; а во 2-х, другие священники, сначала объяснявшие с амвона происшедший переворот, ныне произносят проповеди, восстанавливающие против нового Правительства и строя, доходя даже до ссылок на (апокалипсические) пророчества «Откровения ап[остола] Иоанна, Уездный Комитет просит Ваше Преосвященство циркулярно предложить всем священникам уезда прекратить всякое, прямое или косвенное, противодействие или пропаганду против нового строя России» (цит. по: Нечаев М.Г. Указ. соч. С. 37). 244 Данное письмо было написано в Москве. Оно было растиражировано в печати и напечатано в виде листовок. В частности, «Открытое письмо» было представлено управляющему Московской епархией епископу Дмитровскому Иоасафу (Каллистову). Его резолюцию на этом письме см. в приложении I к сему документу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Скачать epub pdf Глава 8. Макарий, епископ Вяземский В начале 1918 г., в пору нескончаемых расстрелов большевистского террора, в Вязьму Смоленской губернии из Москвы прибыл епископ Макарий (Гневушев), в прошлом вдовый священник, с высшим богословским образованием, ставший известным выдающимся духовным и национальным деятелем в бытность Киевским епархиальным миссионером. Местом своего жительства владыка избрал древний и благоустроенный мужской Свято-Духовский монастырь, находящийся в самом городе. Храм стал наполняться молящимися, приходившими послушать святительские богодохновенные, насыщенные Божественной мудростью проповеди , о которых слушатели и после потом говорили, что ничего подобного им никогда не приходилось слышать. Местные большевики, конечно, не могли не обратить внимания на такого своего врага. Началась слежка и покончить с ним пытались при помощи подосланных убийц. Был случай, когда на паперти храма, в котором в это время владыка совершал богослужение, между подосланными, ожидавшими выхода епископа, чтобы напасть на него, произошла ссора и побоище, в результате чего один из бандитов тут же и был убит своим товарищем. Владыка, осведомленный о происшедшем, тогда же, с паперти, произнес одну из своих самых сильных по глубине мысли и чувств проповедей, которая произвела на всех молящихся потрясающее и неизгладимое впечатление. Большевики, убедившись в силе влияния епископа Макария на настроение верующих города и его окрестностей, решили действовать непосредственно и стремительно. Однажды вечером летом 1918 г. большевистский отряд явился в монастырь и чекисты произвели у епископа и монашествующих обыск, длившийся до поздней ночи. Напрасно гудел набат всех 24 вяземских церквей: он не помешал чекистам сделать свое дело. Население было напугано террором. Владыка был арестован и под красногвардейским эскортом доставлен в местный революционный комитет, где подвергся издевательствам и побоям. Официально владыка обвинялся в организации белогвардейского восстания. Иеромонах Д., келейник владыки, на следующий день вызванный к епископу для исповеди и причастия, передавал, что преосвященный мужественно переносил глумления и побои, следы которых были на его лице и теле. При этом владыка был в солдатском одеянии, острижен и без бороды.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Лютер М. – основатель немецкого протестантизма (лютеранства). Магеровский Д. А. – советский государственный деятель, деятель НКВД. Макарий I – митрополит Киевский, сщмч. Макарий (Гневушев М. В. – епископ, сщмч. Макарий Калязинский – православный святой, преп. Максаков – сотрудник Центрархива. Малецкий А. – католический священник, ректор семинарии. Малин В. Н. – заведующий Общим отделом ЦК КПСС. Мансуров Б. Г. – татарский советский партийный и государственный деятель. Марков – автор. Марфа – схимонахиня, блж. Марцинковский В. Ф. – российский общественный деятель, христианский публицист. Матулянис Т.– католический свяшенник, настоятель прихода. Маяковский В. В. – русский советский поэт. Мейер А. Т. – лютеранский епископ. Меламелов – кантор. Мелетий IV – Константинопольский (Вселенский) патриарх. Мелис В. Г – представитель секты «Свидетели Христа». Мелхиседек (Паевский М, Л.) – епископ, «митрополит», глава Автономной Белорусской церкви. Архиепископ. Менжинский В. Р. – советский партийный и государственный деятель, деятель ВЧК ОГПУ. Мережин – член Временного совета ОДГБ. Мерец – обновленческий священник. Микоян А. И. – советский партийный и государственный деятель. Миллер А. Д. – американский меннонит. Миллер У. – баптистский проповедник, один из основателей адвентизма. Митин (Гершкович) М. Б. – зам. ректора Академии коммунистического воспитания имени Н. К. Крупской. Митрофан Воронежский – святитель. Митрофан (Краснопольский Д. И.) – архиепиской. сщмч. Митрофан (Шкурин А. В.) – игумен, российский историк. Михаил (Ермаков В. Ф.) – митрополит. Михаил Федорович (Романов) – русский царь. Мойрова В. А. – советский партийный и государственный деятель. Молотов (Скрибин) В. М. – советский партийный и государственный деятель. Молчанов Г. А. – деятель ВЧК–ОГПУ–НКВД. Монтелеони – католический священник. Мордвинки В. Ю. – сотрудник Главлита и Главреперткома. Морозов – представитель казахской партийной организации. Моцарт В. А. – австрийский композитор. Нириманов Н. – азербайджанский советский партийный и государственный деятель.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Определением Синода от 28 янв. 1917 г. на Орловскую кафедру был назначен еп. сщмч. Макарий (Гневушев) . К месту служения он прибыл 25 февр. Узнав о Февральской революции и об отречении императора от престола, еп. сщмч. Макарий выпустил воззвание, в к-ром призвал паству подчиниться Временному правительству. Вскоре архиерей заболел воспалением легких и не управлял епархией ок. месяца. Вместо него 10 марта возглавил торжественный крестный ход и совершил молебен по случаю «дарования благоверным Временным правительством свобод гражданам России» викарный Елецкий еп. Павел (Вильковский; впосл. архиепископ). 22 марта в Орле в помещении Петропавловского братства состоялось 1-е собрание Временного исполнительного комитета орловского объединенного духовенства и мирян под председательством свящ. Сергия Аракина. Комитет потребовал от консистории передавать все решения на свое утверждение, наладил взаимодействие с Орловским комитетом общественной безопасности и даже, как сообщал в Синод еп. Павел, «с рабочими организациями» (очевидно, с Советом рабочих и солдатских депутатов). Возглавляемый свящ. С. Аракиным комитет развернул кампанию против еп. сщмч. Макария, обвиняя его в приверженности монархическим взглядам. В телеграмме от 9 апр. 1917 г. Орловский комитет общественной безопасности просил Синод удалить архиерея с Орловской кафедры. Сам Орловский епископ в свою очередь направлял в Синод рапорты, в к-рых отвергал обвинения в защите «старого строя», а также публиковал соответствующие заявления в местной печати (в т. ч. в «Орловских ЕВ»). 28 апр. еп. Павел отправил обер-прокурору Синода В. Н. Львову и Финляндскому архиеп. Сергию (Страгородскому ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) телеграмму с заявлением, что считает возможным оставаться на службе «лишь в том случае, если не будет уволен Преосвященный Макарий, безупречный, идеальный пастырь-проповедник, несправедливо оскорбляемый подозрениями со стороны людей политического азарта или недомыслия» (Орловские ЕВ. 1917. Отд. офиц. 17/18. С. 96).

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Честные останки епископа Гермогена были вынесены вместе с камнем на берег реки и 16 июля обнаружены крестьянином села Усальского Георгием Лосевым, который нашел тело епископа со связанными на спине руками и привязанным к рукам веревкой тяжелым тридцатикилограммовым камнем. Впоследствии честные останки священномученика Гермогена, епископа Тобольского и Сибирского, были погребены в склепе, устроенном в Иоанно-Златоустовском приделе Софийско-Успенского собора на месте могилы прославленного в 1916 году святителя Иоанна, митрополита Тобольского. 24 августа (6 сентября) 1918 года при открытии одного из заседаний Поместного Собора товарищ председателя митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий) довел «до сведения Собора, что... расстреляны Преосвященный Макарий (Гневушев) епископ бывший Орловский, и протоиерей И.И. Восторгов. Кроме того... найдено тело Преосвященного Гермогена, епископа Тобольского; оба мученически пострадавшие Преосвященные – Макарий и Гермоген – состояли членами нашего Собора. Воспоем им и протоиерею И.И. Восторгову “Со святыми упокой”» , – сказал он. Дело епископа Гермогена вызвало в свое время широкий общественный резонанс. В своих суждениях авторитетные церковные люди дали высокую оценку общественной значимости поступков епископа Гермогена отстаивавшего достоинство Церкви и независимость ее от светской власти, олицетворяемой тогда в личности обер-прокурора, сравнивали их с поступками митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича), открыто выступившего против екатерининских реформ, направленных на изъятие церковного имущества и ограничение свободы Церкви. Не случайно митрополит Арсений (Мацеевич) и епископ Гермоген (Долганев) были прославлены в 2000 году на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, освободившейся от государственного надзора. Деяния Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. М., 1994. Том 2. Деяние ХХ VI . С. 285.  Вырубова Анна Александровна(1884-1964) – фрейлина императрицы Александры Федоровны с 1904 года. Посредница между царской семьей и Г. Распутиным.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

В настоящее время монастырь имеет следующие здания: соборную церковь во имя Одигитрии с приделом Усекновения Честной главы Иоанна Предтечи, теплую церковь Знамения Божией Матери с приделом Николая чудотв., надвратную Вознесенскую церковь и каменные монастырские кельи. Настоятели в нем сначала были игумены, потом с 1650 г. архимандриты. До отчисления церковных имений в гос. коллегию экономии, монастырь владел многими угодьями. При царе Михаиле Федоровиче даны были ему, взамен отнятых во время польского владычества, новые вотчины, грамотою того царя 1624 г. велено было ежегодно отпускать в помощь монастырю от казны 23 руб., да «хлеба 103 с четвертью четв. и столько же овса». В 1730 г. за ним числились богатые села: Федоровское, Воскресенское, Зиново и Андреево в Звенигородском уезде. Кроме того, для постоянных служб и работ монастырских в непосредственном ведении монастыря состояла вся подмонастырская слобода и две мельницы. Всех крестьян, после завещания архимандрита Вениамина Коптева, за ним числилось до 3000 человек. На жалование настоятелю с братией и штатными служителями получается от казны 758 руб. 51 коп. в год. Монашествующей братии на лицо: 1 архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха и 16 послушников, всего 32 человека, а было время, когда в этом монастыре считалось до 100 человек братии. «Историко-статистическое описание Смоленской епархии». Санкт-Петербург, 1864 г. В типографии духовного журнала «Странник». Иоанно-Предтеченский женский монастырь Монастырь Вязьмы был основан Герасимом Болдинским в 1542 г. Духовным отцом Герасима был прп. Даниил Переяславский. В одной келье Герасим и Даниил прожили в Переславле-Залесском 26 лет – сначала в Горицком монастыре, потом – в Троицком (Даниловом). В 1530 г. Герасим основал под Дорогобужем Смоленской губернии Свято-Троицкий Болдин монастырь, в 1535 г. переселился с учеником в лес возле Вязьмы, где теперь и стоит Иоанно-Предтечева обитель. Позднее святой основал еще два монастыря. Здесь в 1665 г. был пострижен в монахи будущий свт. Питирим, епископ Тамбовский. Он прожил в вяземском монастыре почти 20 лет, стал его настоятелем. В училище при монастыре получил начальное образование будущий архимандрит Макарий (Глухарёв), который перевёл с еврейского языка на русский все книги Ветхого Завета, нёс миссионерское служение на Алтае. Отсюда был в 1918 г. взят чекистами и расстрелян епископ Макарий (Гневушев), прославленный в 2000 г. вместе с другими новомучениками.

http://sobory.ru/article/?object=00467

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Смоленской епархии, названо по г. Вязьма Смоленской обл. Проект создания В. в. был выдвинут царем Феодором Алексеевичем на Соборе в нояб. 1681 г. Царь предложил учредить в подчинении Смоленского митрополита (Смоленская кафедра была возведена на степень митрополии в 1679) 2 епископские кафедры - в Брянске и в Вязьме. Для содержания Вяземского архиерея царь предполагал назначить вяземский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь со 128 дворами, к к-рому в связи с этим должна быть приписана «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда» с 90 дворами (СГГД. Т. 4. 128). По-видимому, этот проект не был реализован. Участники Собора 1681-1682 гг. отказались от учреждения подчиненных епископских кафедр, чтобы «в архиерейском чине не было какого церковного разгласия» (АИ. Т. 5. 75; ср.: Воробьёв Г . О Московском Соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885. С. 50-53). Кроме того, по свидетельствам документов, к 1686 г. епископии в Вязьме не было. Во 2-й пол. XVIII в. город с уездом состоял в Вяземском округе Московской епархии под упр. епископов Сарских и Подонских (Крутицких). Из Крутицкой епархии в Смоленскую Вязьма была передана в 1764 г. (В XIX в. в лит-ре, посвященной истории Вязьмы, преобладало мнение о том, что В. в. было учреждено в кон. XVII в. Данная т. зр. отражена в рукописном «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об., сер. XIX в.), работах прот. А. Н. Макаревского (впосл. Феодосий, еп. Екатеринославский и Таганрогский) (Вяземская соборная Св.-Троицкая ц. Смоленск, 1861. С. 40-41), И. П. Виноградова (Ист. очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890. С. 86), Е. Н. Клетновой (Хронограф Вяземскаго собора//Памятная кн. Смоленской губ. на 1914 г. Смоленск, 1914. Прил. С. 2) и др.) Решение об учреждении В. в. было принято на внеочередном епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губ. под председательством еп. Феодосия (Феодосиева) , состоявшемся 16 мая 1917 г. в Смоленске. Съезд постановил увеличить число епископских кафедр путем создания вик-ств в крупных центрах губернии (в Смоленской епархии, по данным, приведенным на съезде, в то время действовало 740 приходов). В. в. было открыто согласно постановлению Патриарха св. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода 19 июня 1918 г. 12 авг. Вяземским архиереем был назначен бывш. Орловский еп. сщмч. Макарий (Гневушев) , с нач. 1918 г. являвшийся настоятелем вяземского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 23 авг. того же года еп. Макарий был арестован, 4 сент. расстрелян. 17 сент. 1918 г., согласно постановлению Свящ. Синода, Вяземским епископом стал Павел (Ивановский), бывш. еп. Никольско-Уссурийский, вик. Владивостокской епархии. С кон. 1918 г., после эмиграции за границу еп. Феодосия (Феодосиева), еп. Павел временно управлял Смоленской кафедрой, в 1919 г. он скончался.

http://pravenc.ru/text/161153.html

Постановили: Просить Святейший Синод о скорейшем рассмотрении отчета Преосвященного Сердобольского Серафима о состоянии Петроградской Лавры и о возвращении оной в Епархиальное ведомство с назначением Петроградского митрополита ее священноархимандритом и с поручением последнему быть попечителем ученого монашества и способствовать его религиозно-просветительной деятельности в соответствии с синодальным определением от 26 мая» (Там же. С. 60). – Примечание. 476 На том же совещании «Слушали: Докладную записку Высокопреосвященного Антония, Архиепископа Харьковского, и журнал Судной Комиссии от 3 ноября с. г. за по вопросу об удалении Преосвященного Макария [Гнеушева] из Орловской епархии с заточением названной Комиссией следующего содержания: 1) Епископ Макарий признается изгнанным из Епархии совершенно непозволительно; 2) в удовлетворении правосудия хотя отчасти следует доставить ему почетное поручение, в виде, например, командировки его управления одною из трех праздных кафедр, завоеванных врагами губернии; 3) священника Сергия Аракина, как главного виновника несправедливости, уволить от должности члена консистории; и 4) беззаконно составленный и беззаконно действовавший Временный Исполнительный комитет объединенного духовенства и мирян г. Орла, – буде он существует и продолжает действовать, – устранить. Постановили: Признать заключение Судной Комиссии правильным и просить Св. Синод привести оное в исполнение с усилением наказания для сведения Аракина в смысле лишения его права служить в Епархиальном Ведомстве по выборам, о чем и довести до сведения Св. Синода с препровождением подлинного производства Судной Комиссии по настоящему делу. Высокопреосвященный Сергий, Архиепископ Владимирский, заявил и просил занести в журнал, что заключение Судной Комиссии он считает неправильным и с постановлением по настоящей статье не согласен» (Документы Совещания Епископов... С. 60–61). Священномученик Макарий (Гневушев (Гнеушев) Михаил Васильевич; 1858–1918), епископ. В 1914 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии. С 1917 г. епископ Орловский и Севский. В мае 1917 г. уволен на покой, проживал в Смоленске в Спасо-Аврамиевом монастыре. С января 1918 г. в вязьминском Спасо-Преображенском монастыре. 22 августа 1918 г арестован. Расстрелян в Смоленске. Архиерейским Собором 2000 г. причислен к лику святых. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В описи мон-ря 1774 г. кроме Одигитриевского, Вознесенского и Знаменско-Никольского храмов указаны каменные настоятельские покои, братский корпус с 12 кельями, казначейская палата, конюшня, братская поварня, хлебная, иконописная мастерская, кузница, квасоварня, столярная мастерская, 2 каменных погреба-ледника. Во время Отечественной войны 1812 г. Вязьма была оккупирована франц. войсками, В. м. разорен, неск. насельников убиты, остальная братия покинула обитель, к-рая оставалась разрушенной до кон. 20-х гг. XIX в. В восстановленном мон-ре в 1830 г. был освящен Вознесенский храм, в 1837 г.- Смоленская ц., в 1849 г.- «переложенный с самого фундамента» Знаменско-Никольский храм, построены настоятельские и братские кельи (1848), 2-этажная гостиница (1869), каменная ограда, часовня, 2 торговые лавки на Духовской ул. Особо почиталась принесенная в 1881 г. с Афона икона Божией Матери «Достойно есть». В 1866 г. в В. м. проживали архимандрит, 7 иеромонахов, 6 иеродиаконов, 2 монаха, 16 послушников, в нач. XX в.- архимандрит, 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 1 монах. На территории В. м. были похоронены преподаватели Вяземского ДУ Трофимовский, Горбатовский, Якимович. Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» Чудотворная Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» После 1917 г. проживавший в В. м. еп. сщмч. Макарий (Гневушев) создал при мон-ре братство в честь Рождества Христова, куда вошло более 1 тыс. чел. Решением Патриарха св. Тихона и Свящ. Синода от 30 июля 1918 г. еп. Макарий возглавил Вяземское вик-ство, но вскоре был арестован и расстрелян. В авг. 1918 г. в местной прессе развернулась клеветническая кампания в отношении насельниц В. м. В авг. 1929 г. решением исполкома горсовета храмы В. м. были закрыты, договор-аренда с верующими расторгнут, имущество разграблено, колокола переплавлены, помещения отошли спичечной фабрике. После освобождения Вязьмы в июне 1943 г. уцелевшие от обстрелов здания были переданы пивоваренному заводу. В 1946 г. в Смоленском храме разместился Вяземский архив, Знаменский (Никольский) храм был разобран.

http://pravenc.ru/text/161151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЛАХНИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Нижегородской епархии, титулярное, учреждено Святейшим Синодом РПЦ 11 мая 1866 г., названо по уездному г. Балахна Нижегородской губ. Местопребыванием Балахнинского архиерея являлся нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь . 17 июля 1866 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан архим. Макарий (Миролюбов) , в авг. следующего года назначенный на Орловскую кафедру. 14 янв. 1868 г. епископом Балахнинским стал Поликарп (Гонорский). Он управлял епархией во время отсутствия правящего архиерея, производил объезд епархии в 1868-1872 гг., занимался делами единоверческих церквей, мон-рей и духовенства, присоединением к Православию старообрядцев, крещением евреев и мусульман. Еп. Поликарп ушел на покой в нояб. 1886 г. 4 янв.- 27 окт. 1887 г. епископом Балахнинским являлся Димитрий (Самбикин) , возглавлявший нижегородское братство Св. Креста и епархиальную археологическую комиссию. 28 февр. 1888 г.- 1 марта 1891 г. Балахнинским викарием был Агафодор (Преображенский) , ставший председателем епархиального училищно-братского совета и почетным председателем братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 90-х гг. XIX в.- нач. ХХ в. епископами Балахнинскими были: Иаков (Пятницкий ; 28 апр. 1891 - янв. 1893); Ювеналий (Половцев ; 28 окт. 1892 - 8 марта 1893); Алексий (Опоцкий ; 10 апр. 1894 - 9 авг. 1896); Аркадий (Карпинский ; 6 окт. 1896 - 8 нояб. 1897), возглавлявший Совет по делам епархиальных уч-щ и отдел имп. ППО; Анастасий (Опоцкий ; 11 июля 1898 - 19 янв. 1901); Нестор (Фомин; 15 апр. 1901 - 3 нояб. 1903); Исидор (Колоколов; 4 нояб. 1903 - 9 нояб. 1906), являвшийся председателем братства Св. Креста. С 10 нояб. 1906 г. епископом Балахнинским был Евфимий (Елиев), с 27 сент. 1909 г.- Геннадий (Туберозов) , с 10 авг. 1914 г.- сщмч. Макарий (Гневушев) . В февр. 1917 г. во епископа Балахнинского был хиротонисан сщмч. Лаврентий (Князев) , к-рому в трудные революционные годы пришлось управлять Нижегородской епархией, поскольку правящий архиеп.

http://pravenc.ru/text/77422.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010