Приходят в одежде овчей. Под видом кротости и любви к вам ласкательствуют страстям вашим – узкие врата и тесный путь в Царствие небесное хотят расширить, поблажая законопреступным слабостям и грехам вашим. Проповедуют какое-то мечтательное милосердие Божие без правды Его, скрывая от вас непреложный суд Его на беззаконников, и погибель их в геенне огненной; – и тем отъемлют у сердец ваших спасительный страх Божий, начало истиннойпремудрости ( Прит. 1:7 ); и усыпляют совесть вашу в плотской беспечности и отлагательстве покаяния до старости или до самого гроба. Под сею одеждою овчею, под сим покровом любви скрываются хищные волки, которые хотят восхитить вашу доверенность к ним, и на вашем заблуждении построить себе храм суетного счастья и славы человеческой. Берегитесь от тех хищных волков, которые из корыстолюбиваго человекоугодничества хотят освободить вас от исполнения обязанностей, заповеданных Евангелием, и вводят в постыдное и мучительное рабство страстям и греху. Берегитесь в самом обыкновенном и домашнем обращении и беседах ваших тех подстрекателей к похотям, которые под видом приязни обольстительными словами своими ослабляют твердость вашей веры и строгость вашего благочестия. Тлят бо обычаи благи беседы злыя ( 1Кор. 15:33 ), говорит Писание. А чтобы мы знали, как различить проповедников истины, от лжеучителей, Спаситель, указует нам для сего такой верный признак, по которому всякий может распознавать их. От плод их познаете их, говорит Он, еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы? Тако всяко древо доброе плоды добры творит: а злое древо плоды злы творит. Не может древо доброе плоды злы творити, ни древо злое плоды добры творити. Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекают е, и во огнь вметают. Тем же убо от плод их познаете их ( Мф. 7:16–19 ). Не по остроте ума, не по красноглаголанию, не по наружному виду кротости и смирения надлежит нам узнавать учителей истины; но по святости их жизни и по делам их, сообразным с заповедями Евангелия. Подобно как доброта древа познается не по листвиям и коре, но по плодам.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Amfite...

19. Вначале после переведения сущих из не-сущих создав великий мир, человека Бог поместил на этот видимый (мир), как на малый 50 , по своему образу сотворив его и провозгласив царем надо всем, что на земле. И поэтому, как в великом мире, насаждает духовно в нем (человеке) и другой божественный рай, лежащий далеко над видимым, так как в самом деле украшен бессмертными и вечноцветущими насаждениями и освещен Солнцем Правды 51 . Это же есть место Царства Небесного, которое расположено на восходе Солнца Правды, в земле кротких ( Мф.5:5 ), как говорит Сам Бог: " Царствие Небесное внутри вас» ( Лк.17:21 ) 52 . Далее, в этом раю насаждено Богом само Древо Жизни и Древо познания добра и зла. Итак, какие же они? 20. Древо Жизни это Святой Дух, живущий в верующем 53 человеке, как говорит Павел: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа, живущего в вас " ( 1Кор.6:19 )? Древо же познания добра и зла – это чувство, приносящее два противоположных друг другу плода, оно двояко по природе. в. Каковы плоды обоих насаждений умопостигаемого рая? 21. Каковы же они? – Удовольствие и страдание 54 , каждое из которых разделяется еще раз на два: первое – на естественную и необходимую потребность 55 , и на сладострастие и пресыщение; второе же – на страх и печаль, и на духовные труды и подвиги. Из них первое хорошо, будучи получено во благовремении 56 для естественного и необходимого принятия. Ведь ни плохо же было насаждено в нас Богом чувство, и ни завистливо запрещено, когда Он сказал: «От всякого дерева в раю ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешьте от него " ( Быт.2:16–17 ). Но это чувство, воспринятое во благовремении, как сказано, по естественной и необходимой потребности, согласно которому в нас и создается ведение добра, является прекрасным божественным древом. Ибо оно насаждено для некоего опыта и испытания и обучения наклонности послушания или непослушания человека. Поэтому ведь оно (чувство) и названо Древом познания и доброго и злого, ибо дает принимающим от него способность к познанию собственной природы, что именно хорошо для совершенных, плохо же для еще несовершенных и более неумеренных в чувствах, подобно тому, как твердая пища (вредна) требующим еще молока ( Евр.5:13–14 ), потому что принятие его (чувства) приводит к сладострастию и пресыщению 57 , по которым и создается посредством принятия ведение зла, что и является страданием, ходатаем для души страха и печали. Ибо удовольствие, полученное по естественной и необходимой потребности, создает в душе ведение добра, страдание же, напротив, – ведение зла; если же восприятие удовольствия случится не по естественной потребности, то и страдание 58 сменяет любое удовольствие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikita_Stifat/...

Посреди же рая Бог насадил древо жизни и древо познания. Древо познания должно было служить некоторым испытанием и искушением для человека и упражнением его послушания и непослушания. Поэтому оно и было названо древом познания добра и зла (Быт. 2, 9, 17). Впрочем, это название, может быть, было дано ему потому, что оно сообщало вкушающим способность познавать свою собственную природу. Это было хорошо для совершенных, но худо для не достигших совершенства и одержимых сладострастными влечениями, подобно тому как твердая пища вредна для младенцев, имеющих нужду в молоке. В самом деле, сотворивший нас Бог не хотел, чтобы мы заботились и суетились о многом (Лк. 10, 41) и чтобы мы были расчетливы и предусмотрительны касательно нашей собственной жизни. Но Адам это подлинно испытал, ибо, вкусив, он узнал, что был наг, и надел на себя опоясание, ибо взяв листья смоковницы, он опоясался ими (Быт. 3, 7). До вкушения же беста оба нага, Адам и Ева — и не стыдястася (Быт. 2, 25). И Бог хотел, чтобы мы были столь же бесстрастны — ибо это есть вершина бесстрастия. Он хотел также, чтобы мы были свободны от забот и имели одно дело, свойственное ангелам, т. е. непрестанно и немолчно воспевали Создателя, наслаждались Его созерцанием и возлагали на Него наши заботы. Это и возвестил Он нам чрез пророка Давида: возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает (Пс. 54, 23). И в Евангелии, поучая Своих учеников, Он говорит: не пецытеся душею вашею, что ясте, ни телом вашим, во что облечетеся (Мф. 6, 25). И потом: ищите... царствия Божия и правды его, и сия вся приложатся вам (Мф. 6, 33). И Марфе Он сказал: Марфо! Марфо! печешися и молвиши о мнозе: едино же есть на потребу, Мария, же благую часть избра, яже не отимется от нея (Лк. 10, 41, 42), т. е. сидеть у ног Его и слушать слова Его. Что же касается древа жизни, то оно было или деревом, имевшим силу подавать жизнь, или деревом, от которого могли питаться только достойные жизни и не подлежащие смерти. Некоторые представляли себе рай чувственным, другие духовным. Мне же кажется, что соответственно тому, как человек был создан вместе и чувственным, и духовным, так и священнейший его удел был вместе и чувственным, и духовным, и имел две стороны; ибо телом человек, как мы сказали, обитал в божественнейшем и прекраснейшем месте, душою же жил в месте, несравненно более высоком и несравненно более прекрасном, имея жилищем обитавшего в нем Бога и облекаясь в Него, как в светлую ризу, покрываясь Его благодатию и наслаждаясь, подобно какому-нибудь новому ангелу, только сладчайшим плодом Его лицезрения и питаясь им; это и справедливо названо древом жизни, ибо сладость божественного общения сообщает удостоившимся его жизнь, не прерываемую смертию. То же самое назвал Бог и всяким древом, сказав: от всякого древа, еже в Раи, снедию снеси (Быт. 2, 16), ибо Сам Он есть все, в Котором и чрез Которого всяческая состоятся (Кол. 1, 17).

http://sedmitza.ru/lib/text/431255/

С другой стороны – упоминание о последнем в сочинениях Дионисия Ареопагита , Иустина Философа и Киприана Карфагенского ясно свидетельствует об употреблении крестного знамения в первые три века христианства (242 аб ). 8) «Господь заповеда нам носити Крест духовный, а не вещественный». На это «Камень веры» говорит: «вемы мы, что есть носити Крест Христов, ниже о сем правоучителного от вас наставления требуем. Сего точию не вемы, где запрети Господь вещественн ого Креста носити? Покажите нам о сем писание, имже велми хвалитеся? И егда покажете, тогда от вещественного крестоношения престанем» (242 б –243 а ). 9) Много ложного находится в рассказах о Кресте Господнем и его частях: если бы собрать со всей вселенной последние, то можно было бы, говорят протестанты, нагрузить ими десять кораблей. В ответ на это «Камень веры» говорит: «аще бы и тако было, якоже блядословите, то еще большую честь имел бы Крест Господень от сицевого чудесе». Если возможно было Господу напитать пятью хлебами пять тысяч народа ( Мф.14:16–21 ), «то что возбраняет подобному чудеси быти о Кресте Господнем, его же Христос аки свой Престол Царский толикими чудесами прослави» (243 аб ). 10) По свидетельству св. Амвросия, царица «Елена Крест обрете, царю же поклонися, не древу. Сие бо есть заблуждение языков». С своей стороны «Камень веры» отвечает, что «древо крестное себе ради несть покланяемо: но Христа ради, иже на нем распят бысть. Аще бо и само древо почитаем, обаче не пресецателне, но относителне, сиречь, не по елику древо есть, но по елику Христа распят ого образует» (243 б ). Последняя глава (III) трактата о Кресте направлена против русских раскольников. Указав общую причину отступления их от православной церкви в «гордости, упорстве и общем всем еретикам непокорстве» (244 а –245 б ), «Камень веры» приступает к разбору раскольнического мнения об осьмиконечном Кресте и прежде всего полагает «некая ведения, аки веры православныя основание», а) всякий образ, представляющий какую-либо священную вещь, почитается не сам по себе, но ради первообразного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

И ныне, гл. той же. Страшное и преславное таинство днесь действуемо зрится: Неосязаемый удержавается; вяжется, разрешаяй Адама от клятвы; испытуяй сердца и утробы, неправедно испытуется; в темнице затворяется, Иже бездну затворивый; Пилату предстоит, Емуже трепетом предстоят небесныя силы; заушается рукою создания Создатель; на древо осуждается, Судяй живым и мертвым; во гробе заключается разоритель ада. Иже вся терпяй милосердно, и всех спасый от клятвы, незлобиве Господи, слава Тебе! Сегодня видимо в действии страшное и преславное таинство: Неосязаемый задерживается; разрешающий Адама от клятвы Сам связывается; знающий сердца и внутреннее (сокровенное) неправедно допрашивается; Тот, Кто бездну затворил, Сам заключается в темницу. Пилату предстоит Тот, пред Которым с трепетом стоят небесные силы; и Создатель заушается рукою, созданною Им; на древо осуждается Судящий живых и мертвых; в гробе заключается Разоритель ада. Все переносящий по милосердию и всех спасающий от клятвы, незлобивый Господи, слава Тебе! Вход с Евангелием. Паремии: Исход. 33:11–23; Иов 42:12–16 ; Исаии 25:13–15; 53:1–12; 54:1 Прокимен апостола, гл. 6. Положиша мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней. Прокимен. Ты положил меня в ров преисподний, во мрак, в бездну ( Пс. 87:7 ). Ап. 1Кор. 1:18–2:2 . Еванг. Мф. 27:1–38 . Лк. 23:39–43 . Мф. 27:39–54 . Ин. 19:31–37 . Мф. 27:55–61 . По прочтении Апостола и Евангелия – сугубая ектенья. Сподоби, Господи... Просительная ектенья. Стихиры на стиховне. Гл. 2. Егда от древа Тя мертва, Аримафей снят всех Живота, смирною и плащаницею Тя, Христе, обвив, и любовию подвизашеся, сердцем и устнами Тело нетленное Твое облобызати. Обаче одержим страхом, радуяся, вопияше Ти: слава снисхождению Твоему, Человеколюбче! Христе! Когда Тебя, жизнь всего, снял мертвого с древа Аримафейский (Иосиф), тогда, обвивши Тебя плащаницею со смирною ( Мф. 27:59–60 ), с любовью порывался сердцем и устами облобызать Твое нетленное тело; но, одержимый страхом, в радости взывал к Тебе: слава снисхождению Твоему, Человеколюбче!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Христов суд неисправных христиан обличит и осудит (2:14, см. СЛОВО БОЖИЕ , 927) (4:166, см. ГРЕШНИК , 280). На страшном суде грешник за грехи осуждается и исключается из числа верных Обличенный на суде законопреступник выключается из числа добрых граждан и означается злодеем, а не сыном отечества: тако христиане законопреступники и не покаявшиеся вычислятся от добрых христиан на суде оном и якоже козлища, разлучатся от овец, и означатся неверными, а не верными, ложными, а не истинными христианами. Законопреступник на суде осуждается на смерть или иную казнь, по законам определенную: тако на оном суде грешники осудятся на вечную казнь. «Идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и аггелом его» ( Мф. 25, 41 ). Осужденный на законную казнь преступник отлучается от домашних своих сродников и другов, и идет с неутешным плачем на определенную ему казнь: тако грешники, на суде оном осужденнии на вечную казнь, отлучатся от самаго Бога, от святых Ангел Его и избранных Божиих, отлучатся на веки безконечные и пойдут с неутешным плачем, трепетом, ужасом, и отчаянием всеконечным в вечную муку. «И идут сии в муку вечную» ( Мф. 25, 46 ) (4:97). Господь будет судить не несогрешивших, но согрешивших и непокаявшихся (4:94, см. ПОКАЯНИЕ , 725). Грехи, в которых принесено покаяние, не явятся на суде (1:16, см. МУКИ ВЕЧНЫЕ , 575) (1:16, см. ПОКАЯНИЕ, 720). Во втором пришествии Христос будет судить за ГРЕХИ непокаявшихся Надобно нам и оное Предтечи слово помнить, которое о Христе сказал: " Ему же лопата в руку Его, и отребит гумно Свое; и соберет пшеницу в житницу Свою, плевы же сожжет огнем неугасающим» ( Лк. 3, 17 ). И паки: «Всяко убо древо, еже не творит плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» ( Мф. 3, 10 ). В первом пришествии, как Агнец, пришел Христос взяти грехи, но во втором приидет, как Судия, судити за грехи непокаявшихся. Тогда Он покажет правду Свою, как Судия праведный, и, как лопатою пшеница от плевел разделяется, так судом Своим разделит праведных от грешных, и праведных, как пшеницу в житницу, в небесное царствие соберет, и проч. ( Мф. 25, 34 ); грешных же, как плевелы негодные, сожжет огнем неугасающим и проч. ( Мф. 25, 41 ; Мф. 13, 24 ) (5:96).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Благословенны избранники Божий, призванные Богом к совершенству! Но поистине счастливы и те, которым милосердый Господь дарует спасение. К этому счастью, братия, призваны все мы, без исключения. Путь к спасению указан нам Господом со всею ясностью. Кто доселе не радел о спасении своем, тот отныне может позаботиться о нем. Доколе поприще земной жизни не прекращено для человека, дотоле покаяние, а следовательно, и спасение для него вполне возможны. Престанем унывать, престанем пребывать в нерадении, чтоб не подкралась к нам неожиданно смерть, яко тать в нощи, и не отняла у нас возможности стяжать от Бога дар спасения, столько необходимый нам для вечности. Будьте готови, говорит нам Спаситель наш, яко в онь же час не мните Сын человеческий приидет, и воздаст каждому по делом его Блажени творящий заповеди Его, да будет область им на древо животное, и враты внидут во град. Вне же псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всяк любяй и творяй лжу Аминь. Мф. 19:17; Лк. 18:19 Лк. 18:18 Мф. 19:20-21; Мк. 10:21; Лк. 18:22 О состоянии христианского совершенства, о состоянии духовном, в противоположность младенческому возрасту о Христе (1Кор. 3:1), упоминается в Новом Завете (Флп. 3:15; Кол. 1:28; Евр. 5:14) и в писаниях св. отцов (Доброт., ч. 1-я. Лествица Божественных Даров, изложенная умиленным иноком Феофаном, преп. Макария Великого слово 3-е, гл. 12, 13, 14 и проч.). В молитве по 17 кафизме читаем: соверши мя Твоим совершенствам, и тако мя настоящаго жития изведи Ин. 17:3 Ин. 3:36 Мф. 18:17 Мк. 16:16 За исключением Евангелия от Матфея, которое было написано на еврейском языке и переведено на греческий. Еврейский текст скоро утрачен, и все святые отцы первых веков ссылаются уже на текст греческий Мк. 7:8 1Ин. 1:8-9 Ин. 6:53-54 Мф. 19:18-20 1Ин. 4:12 Деян. 19:6 Ин. 15:10, 6 1Кор. 2:15 Лк. 6:26 Лк. 6:23; Мф. 23:34 Гал. 5:24-25; Рим. 8:12-13 Кол. 1:28; Флп. 3:15; Доброт., ч. 1. Преп. Симеон Новый Богослов. Главы Деятельные и Богословские, гл. 132 Мф. 24:44-51 Апок. 22:12-15 

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В целях более полного описания подхода Победоносцева к отбору лексических средств для языка перевода в исследовании выявлены и представлены те церковнославянские слова, которые не были сохранены в ПКП. Указанные слова условно разделены на две группы: а) лексические архаизмы 42 и б) семантические архаизмы 43 . В обоих случаях отход от церковнославянского текста объясняется тем, что употребленные в нем слова непонятны читателям. Лишь на материале Мф.1 – 16 было выявлено более 80 таких лексем. Приведем несколько примеров: а) аще, дондеще, зан, идже, излиха, тай, звины, оуды, оуне, оусменъ. б) извстн (точно, как следует), требовати (нуждаться), смиритис (примириться), (близкий), (завтрашний), квасъ (закваска), село (поле), зима (плохая погода), измна (замена). Представленный материал показывает, что Победоносцев руководствовался не просто личными предпочтениями, а следовал традиции, заложенной еще М.В. Ломоносовым, который предостерегал от использования в русском литературном языке «неупотребительных и весьма обветшалых «славенских речений», таких как овогда, рясны, обаваю, свене» 44 . Относительно употребления местоименно-служебной лексики можно назвать следующие особенности: Победоносцев избегает употребления союзного слова который 45 , сохраняет некоторые характерные для церковнославянского языка черты употребления простых предлогов (например, на в значении против ( Мф.27:13 ; Лк.12:52 ); ради в причинном значении ( Мф.27:18 ; Мк.3:9 ) и др.) и в некоторых контекстах ( Мф.16:17 ; Мк.11:25 ) использует относительное местоимение иже (в составе цельного словосочетания Отец, Иже на небеси (небесех)). Среди фонетических особенностей исследуемого текста можно указать следующие: 1) употребление слов с неполногласными сочетаниями (злато, древо, град, влачить, вран, власы, врата, чреда); 2) использование согласных -жд- на месте русского -ж- при формообразовании ( Ин.5:30 сужду, Ин.8:14 прихожду, Мф.16:18 созижду); 3) употребление звука -щ- на месте русского -ч- в корне слова ( Мк.6:48 нощной, Ин.15:7 восхощете); 4) сохранение некоторых чередований в корне слова, характерных для церковнославянского языка ( Ин.6:37 изжену, Мк.8:34 да отвержется); 5) употребление 1-epenteticum ( Лк.22:44 каплющий, Лк.9:56 погублять).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Эпир — греческая область по берегу Ионического моря, простиравшаяся на восток от горной цепи Пинда. Нынешняя Морея, соединяющаяся с Балканским полуостровом Коринфским перешейком. Иначе Патрас, — город при входе в Коринфский залив. Т. е. — не имеющими за собой добрых дел. Казнь чрез распятие считалась самою позорною; ей подвергались только рабы и вообще самые презренные и преступные люди. Т. е. — будешь распят. Т. е. — людей праведных, угодивших Богу. Т. е. — спасение душевное. Образ речи заимствован из (Мф.16:25–26). Иначе: находят. Иначе: потеряно, пропало. Разумеется древо познания добра и зла (Быт.2:16–17); называется оно так потому, что, вкусив от запрещенных Богом плодов этого дерева, человек совершил преступление. Разумеется древо крестное, на котором Христос пострадал и умер, смертью (Своею) смерть поправ. Сок одного растения, чрезвычайно горький на вкус и производящий одуряющее действие. Желчь, смешанную с уксусом, во исполнение пророчества (Пс.68:22), давали пить распятому на кресте Господу (Мф.27:34–48). Т. е. — на жертвеннике, основанном на силе искупительных крестных страданий Господа. Т. е. — осуждения на Страшном Суде. Т. е. — вечных мучений грешников в аду. Т. е. — обращение ко Христу; когда будешь не в силах — перед самою смертью, при наступления смерти. Выражение заимствовано из (1 Тим.2:4). Разумеется св. Константин Великий (324–337 гг.), впервые сделавший христианство господствующей верой в Римской империи. Под ловлением разумеется привлечение свв. Апостолами людей к вере во Христа. Под тростью здесь нужно разуметь удилище. Пища — приманка, надеваемая на крючок при ужении рыбы (червь, насекомое, кусочек хлеба и т. п.). Рыболов с удочкой садится обыкновенно на каком-нибудь камне, на берегу реки, близ воды. Т. е. — благодатную. Т. е. — восставшее против самого себя (образ речи заимствован из (Мф.12:25–26)). Здесь разумеется убиение Каином своего брата Авеля по зависти (Быт.4); в братоубийстве человеческая природа совершила преступление против самого себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Главный признак: коего мы духа, есть жизнь наша. От плод их, сказал сам Господь в наставление касательно различения людей, познаёте их. Древо доброе – плоды добры творить: а злое древо плоды злы творить ( Мф. 7:16, 18 ). Какие же добрые плоды должны мы творить, чтобы быть и называться нам добрыми, а не злыми древами? Бог есть любы, говорит божественная истина ( Ин. 4:8 ); следовательно, и в нас Его отображением и подобием должна быть святая любовь ( 1Ин. 4:11 ). Но любовь к чему? Сам Господь отвечает на это: больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положить за други своя ( Ин. 15:13 ). Следовательно, должна быть любовь к Отечеству нашему. А Апостол говорит, что истинно верующие кроме сего взыскуют отечествия лучшего сиреч небесного ( Евр. 11:14–16 ). Посему любовь наша должна быть обращена к Отечеству земному, видимому и временному; и – к Отечеству небесному, невидимому и вечному. Из этой любви к двоякому Отечеству слагается истинный дух нашей жизни – христианской-отечественной. Что же являет наша жизнь в отношении к нашему двоякому Отечеству? По отношению к Отечеству небесному явление неутешительное! К нам можно отнести обличительные слова Христа Спасителя: даете десятину с мяты, аниса и тмина; красите раки праведных, и оставили важнейшее в законе – правосудие и милость и веру: сия подобаше творити и оных не оставляти. Очищаете внешность чаши и блюда, внутри же полны хищения и неправды. Очисти прежде внутреннее, да будет и внешнее чисто ( Мф. 23:23,25,29 ). Царствие Божие должно состоять не только в соблюдении внешних обрядов, но гораздо более должно быть внутрь нас ( Лк. 17:21 ). Царствие Божие подобно семени, которое человек вметает в землю. Эта земля изображает нас. Из земли семя прозябает, растёт, зреет и приносит плод ( Мк.4:26–29 ). Как из сердца человеческого исходят помышления и деяния злая ( Мк.7:21–23 ): так внутрь ума и сердца нашего начинается и является в благодатных плодах царствие Божие. Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в скорбех их и нескверна себе блюсти от мира ( Иак. 1:27 ). Но явление неутешительное, если мы имеем образ благочестия, силы же его отверглись ( 2Тим. 3:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010