Разделы портала «Азбука веры» Предисловие архимандрита Макария (Веретенникова) Наш современник, подвижник благочестия, отец Серафим Вырицкий (†  1949) оставил такое наставление: «Как часто мы болеем из-за того, что не молимся за трапезой, не призываем Божие благословение на пищу. Раньше все делали с молитвой на устах: пахали – молились, сеяли – молились, собирали урожай – молились. Сейчас мы не ведаем, какие люди готовили то, что мы вкушаем. Ведь часто еда приготовлена с хульными словами, руганью, проклятьями. Поэтому обязательно нужно окроплять трапезу Иорданской (Крещенской) водой, – она все освящает, и можно не смущаясь вкушать то, что приготовлено. Всё, что мы вкушаем, – это жертва любви Божией к нам, людям; через пищу вся природа и ангельский мир служат человеку. Поэтому перед трапезой нужно особенно усердно помолиться. Прежде всего мы призываем благословение Отца Небесного, читая молитву «Отче наш…». А там, где Господь, там и Божия Матерь, там и Ангелы, поэтому поем: «Богородице Дево, радуйся…» и тропарь Ангельским Силам: «Небесных воинств Архистратизи…». Недаром мы говорим: «Ангела за трапезой» – и воистину Ангелы с нами за трапезой, когда мы с молитвой и благодарением вкушаем пищу. А там, где Ангелы, там и все святые. Поэтому мы поем тропарь святителю Николаю, призывая вместе с ним благословение всех святых на нашу трапезу. Так и молились всегда перед едой у батюшки, и он благословлял своих духовных чад неукоснительно соблюдать это молитвенное правило» [Старец иеросхимонах Серафим Вырицкий (Василий Николаевич Муравьев) (1885–1949), М., 1996. – с. 43, 45]. Эти мысли еще более актуальны в наши дни, когда, с одной стороны, мы начинаем всё больше осознавать необходимость возрождения православных традиций, а с другой стороны, в обществе возросло действие демонических сил. Поэтому издаваемая до сих пор литература с рецептами блюд для православного христианина важна, но ещё более важна культура христианского приготовления пищи и благоговейного её вкушения. Для этой цели переиздается редкая ныне брошюра священника В. Шумова.

http://azbyka.ru/obychaj-molitsya-pered-...

Профессорско-преподавательская корпорация Московской духовной академии принимала самое деятельное участие в подготовке и проведении Совещания. С основным докладом «Пятисотлетний юбилей автокефалии святой Русской Православной Церкви» выступил доцент Николай Иванович Муравьев. Доклад ректора МДАиС архиепископа Казанского Гермогена (Кожина) был посвящен теме «Папство и Православная Церковь». Профессор Владимир Семенович Вертоградов посвятил свое сообщение освещению англиканской иерархии, доцент Алексей Иванович Георгиевский прочитал доклад о церковном календаре. Таким образом возрожденная академия заявила о себе как о центре богословской науки и духовного образования перед лицом всего православного мира, делегировавшего своих представителей на Московское Совещание 1948 года. В процессе подготовки Совещания Совет по делам РПЦ информировал Священноначалие Русской Православной Церкви и ее предстоятеля о передаче всех зданий Троице-Сергиевой Лавры Церкви, но впоследствии эти обещания в полном объеме выполнены не были. Лавре передали митрополичьи покои, надвратную церковь св. Иоанна Предтечи и часть монастырской стены возле Святых Врат обители. Московской духовной академии передали «Чертоги». Акт передачи состоялся 10 декабря 1947 года. Принимали здания ректор епископ Гермоген и секретарь Совета Академии А.В. Ведерников. На следующий день ректор доложил Святейшему Патриарху и Священному Синоду о передаче здания и получил назначение возглавить комиссию по ремонту здания и приспособлению его для нужд учебного заведения. В состав комиссии, помимо её председателя, вошли также профессор протоиерей С.В. Савинский, доцент А.В. Ведерников, Н.И. Муравьев и сотрудник Патриархии С. Н. Филиппов. Начались масштабные восстановительные работы, завершившиеся к осени 1948 года. На момент передачи здания возрожденные Московские духовные школы вступили в четвертый учебный год — 1947/1948. В семинарии в том году обучалось 164 учащихся, в академии — 24. В состав профессорско-преподавательской корпорации входило 18 человек. Из них — 7 профессоров и 6 доцентов. Постановлением Священного Синода от 28 октября 1947 года по предложению Святейшего Патриарха Алексия I ректором академии был назначен епископ Казанский Гермоген (Кожин), приступивший к ректорским обязанностям 14 ноября 1947 года и исполнявший их до 15 августа 1949 года. Одновременно он являлся заместителем председателя Учебного Комитета и правящим архиереем Казанской епархии.

http://pravoslavie.ru/37154.html

Через день собираюсь в путешествие, для обозрения епархии, которое продолжится до 16 месяцев. Сначала поеду на острова, потом в Петропавловск, и оттуда намереваюсь проехать через всю Камчатку и в марте быть в Охотске. – Сотрудникам вашим: отцу инспектору 1942 , отцу протоиерею Феодору 1943 и отцу Петру 1944 прошу объявить моё искреннее почтение и благодарность за их любовь ко мне. Бога ради молитесь о нас, да не будет пребывание наше здесь всуе. О, хотя бы сколько-нибудь послужить для славы Божией! – P.S. Покорнейше вас прошу объявить мою искреннейшую, сердечную благодарность и почтение отцу ректору Агапиту 1945 . С удовольствием бы написал ему особое письмо, но право некогда. Завтра идём в поход“ 1946 . Вскоре по отъезде преосвященного Иннокентия из пределов Европейской России на свою новую епархию сблизившийся с ним в Петербурге Андрей Николаевич Муравьев „написал, – как сам говорит, – записку о начальных подвигах пр. Иннокентия на островах Алеутских и о последующих его действиях в деле проповеди, после посвящения его в сан епископа Камчатского“ 1947 . По участию митрополита Московского Филарета —284— в судьбе преосвященного Иннокентия А.Н. Муравьев передал эту „записку“, предварительно напечатания её, на просмотр митрополиту Филарету, в рукописи, которая залежалась у последнего до начала 1843 года. И вот от 14 генваря 1843 года митрополит Филарет писал А.Н. Муравьеву: „Я поспешил прочитать рукопись о преосвященном Иннокентии, и возвращаю её. Она занимательна. Два замечания могу на неё сделать. Первое: не приписывайте более должного митрополиту Московскому. Второе: не спешите бранить учеников 1948 . Правда, тот из них, который в Вифанской семинарии 1949 , и который обрадовал было меня прошедшим летом 1950 на испытании, недавно без позволения уходил в Москву, и, возвратясь, объявил, что, непременно желая в светское звание, не хочет учиться, и наказания не подействуют. Но и после сего прошу не бранить его в книге так рано“ 1951 . А.Н. Муравьеву хотелось, чтобы эта рукопись

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается Сергея Васильевича (к тому времени уже отца Сергия) Савинского, то, вполне вероятно, он мог испытать в связи с происшедшим (назначение нового ректора и свое второе инспекторство) определенное разочарование. Похоже, он явно рассчитывал сам занять пост ректора. Не будем подозревать Сергея Васильевича в отсутствии идеальных мотивов, но ведь явно не случайно он, не помышлявший о принятии сана с 1944 года, вдруг в период своего временного ректорства, 31 июля 1947 года подает прошение патриарху о рукоположении, которое и состоялось ровно через месяц – 31 августа 1947 года. Но патриарх уже давно вынашивал идею епископского возглавления академии, как это было в годы его учебы в МДА. Об этом говорил в своем выступлении на годичном акте Богословского института 30 июня 1946 года. Эту идею он временно оставил ради кандидатуры о. Николая Чепурина, но после его кончины вновь возвратился к ней. Протоиерей Сергий Савинский занимал пост инспектора МДА и С до осени 1948 года. В 1949 году патриарх назначил его настоятелем Успенского храма бывшего Новодевичьего монастыря. 25 августа 1954 года профессор протоиерей Сергий Савинский скончался и был погребен на Введенском (Немецком) кладбище в Москве. При жизни о. Сергий активно сотрудничал с редакцией «Журнала Московской Патриархии». В период с 1944 по 1954 год на его страницах было опубликовано девятнадцать статей профессора-протоиерея . С самого начала работы возрожденных Московских духовных школ в составе профессорско-преподавательской корпорации трудился Николай Иванович Муравьев (1891 – 1963) – сын священника Рязанской епархии. Он окончил Раненбургское духовное училище, Рязанскую духовную семинарию и Киевскую духовную академию. За курсовое сочинение «Великие Четьи-Минеи митрополита Макария Московского и всея Руси, как церковно-исторический и литературный памятник» был удостоен степени кандидата богословия. Николай Иванович Муравьев был выпускником военного времени и сразу же по окончании академии в 1915 году был призван в действующую армию.

http://bogoslov.ru/article/1262050

46. Татищев В. Н. Избранные произведения. Л., 1979. 47. Десницкий С. Е. Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи//Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. М., 1952. 48. Третьяков И. А. Рассуждение о причинах изобилия и медлительного обогащения государства как у древних, так и у нынешних народов//Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 1. М., 1952. 49. Поленов А. Я. О крепостном состоянии крестьян в России//Избранные произведения русских мыслителей второй половины XVIII века. Т. 2. М., 1952. 50. Поповский Н. Н. Опыт о человеке господина Попа. М., 1787. 51. Радищев А. Н. Избранные сочинения. М., 1949. 52. Карамзин Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости//Хранители России. Антология. Т. 3. Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг./Под ред. А. Ю. Минакова, С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. М., 2016. 53. Архимандрит Фотий (Спасский). Послания Александру I//Хранители России. Антология. Т. 3. Рождение русского консерватизма. 1800–1850 гг./Под ред. А. Ю. Минакова, С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. М., 2016. 54. Записки Николая I//Хранители России. Антология. Т. 4. В поисках русского пути. 1800–1850 гг./Под ред. С. В. Перевезенцева, А. А. Ширинянца. М., 2016. 55. Муравьев Н. М. Конституция//Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1933. 56. Пестель П. И. Русская правда//Восстание декабристов. Документы. Т. VII: «Русская Правда» П. И. Пестеля и сочинения, ей предшествующие/Под ред. М.В. Нечкиной, к печати подг. А.А. Покровский. М., 1958. 57. Пнин И. П. Сочинения/Под ред. И. К. Луппола. М., 1934. 58. Внешняя политика России XIX и начала XX в. М., 1962. Серия 1. Т. VI. 59. ПСЗРИ. Собрание первое. Т. 32. СПб., 1830. 60. 1812–1814 гг.: Реляции. Письма. Дневники/Сост. Ф. А. Петров и др. М., 1992. 61. Фельдман Д. М. Опыт анализа публицистического дискурса: «партизаны» в «отечественных» и прочих войнах//Вестник РГГУ. Серия: Филологические науки. Журналистика. Литературная критика. 2013. 12 (113).

http://ruskline.ru/opp/2022/02/14/oteche...

К твоей могилке, матушка родная. Ты всех любила сердцем и душой, Не пропадет твоя любовь святая.   Матушка Серафима не прославлена «иже во святых», но по собственному опыту можем сказать, что личная молитва к ней (и келейная, и у ее гробницы) не бывает напрасной. Матушка так много скорбела при жизни, что и теперь может услышать и помочь скорбящим матерям и женам. Надеемся, что придет время, и она также будет канонизирована, ведь Церковь прославила, например, святую Наталию наряду с ее супругом Адрианом. Он был мучеником за Христа, а она явила подвиг сострадания супругу. Упомянем здесь и еще об одной подвижнице, также носившей в постриге имя Серафима. Она сменила матушку Серафиму (Муравьеву) на послушании – служении старцу Серафиму и приходившим к нему людям. Пришла она читать Псалтырь по новопреставленной схимонахине Серафиме, да так и осталась – монастырь в Вырице к тому времени уже закрыли – идти было некуда. О духовной близости последней келейницы со старцем Серафимом говорит стихотворение, которое она написала после его кончины. Долгие годы оно было прикреплено ко кресту на могиле старца:   Ушел родной, ушел всеми любимый, Ушел с последнею молитвой на устах. Но не тоскуй, не падай духом, веруй, Он за тебя помолится и Там, на Небесах.   О монахине Серафиме (Морозовой) известно, что родилась она в 1892 году в Псковском уезде Псковской губернии. В годы войны (с 1942 года) жила в Вырице (в Успенском женском монастыре, будучи преемницей схиигумении Хрисианы). В 1945–1949 годах была келейницей иеросхимонаха Серафима Вырицкого . После его кончины с 1949 года проживала в Пюхтицком Успенском женском монастыре. Скончалась в 1974 году в Пюхтицах. Рядом с часовней прп. Серафима и схимонахини Серафимы покоятся их ближние по духу и по плоти люди. Архимандрит Серафим (Проценко) 48 Незадолго до войны в Вырице поселился, вернувшись из лагеря, где он находился пять лет после своего ареста в июне 1932 года, один из твердых исповедников Православия, известный петербургский пастырь архимандрит Серафим (Проценко).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

После смерти отца в 1876 году десятилетним отроком Василий отправляется на заработки в Санкт-Петербург. Здесь он обращается в Александро-Невскую лавру и просит принять его в монастырь. В ответ же слышит наставление, оказавшееся пророческим: до поры оставаться в миру, творить богоугодные дела, создать благочестивую семью, воспитать детей, а затем, по обоюдному согласию с супругой, принять монашество. Во исполнение этого благословения в 1890 году Василий женился на молодой девушке Ольге. В 1892 году Василий Николаевич открыл собственное дело. Обладая большим опытом и имея прочные торговые связи, он организовал контору по заготовке и продаже пушнины. В 1895 году он стал действительным членом Общества для распространения коммерческих знаний в России и поступил на Высшие коммерческие курсы, организованные при обществе. Деятельность общества отличалась патриотической направленностью. Его члены считали своим долгом, прежде всего, всемерно содействовать Императору и правительству в области национального экономического развития. Государь, со своей стороны, также находил работу общества весьма полезной и своевременной, и в 1896 году выделил из личных средств 100 тыс. рублей на его развитие. После революции 1917 года семья Муравьевых, всегда готовая разделить любые испытания с горячо любимой Отчизной и своим народом, выехала за город и проживала по большей части в поселке Тярлево, расположенном между Царским Селом и Павловском. В 1920 году Василий по обоюдному согласию с женой принял монашество в Александро-Невской Лавре с именем Серафим. После тяжелых подвигов и трудов во славу Божию, будучи уже старцем, иеросхимонах Серафим стал ее духовником. С 1930 года и до своей кончины в 1949 году он жил в Вырице. За любовь к людям Господь даровал вырицкому подвижнику великую духовную мудрость, слово врачевания немощных душ, слово истинного провидения и пророчества. Подражая своему небесному учителю преподобному Серафиму Саровскому, вырицкий старец принял на себя новый подвиг – он молился в саду на камне перед иконой Саровского чудотворца. Первые свидетельства о молении святого Серафима Вырицкого на камне относятся к 1935 году, когда гонители обрушили на Церковь новые страшные удары. С началом Великой Отечественной войны старец усилил свой подвиг – стал совершать его ежедневно. И достигали Престола Божия молитвы незабвенного старца – Любовь отзывалась на любовь!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/03/de...

Серафим Саровский      За свои подвиги преподобный сподобился даров прозорливости и чудотворения и после затвора стал принимать всех приходящих к нему за советом и утешением. Свои наставления преподобный сопровождал исцелениями, пророчествами и чудесами. Главный же дар, который он получил от Бога, это всеобъемлющая любовь к ближним. «Христос воскресе, радость моя!» — с этими словами старец Серафим встречал каждого, кто к нему приходил. Трудами, молитвами и заботами преподобного Серафима был основан знаменитый сейчас Дивеевский женский монастырь во имя Святой Троицы. В 1833 году преподобный Серафим Саровский отошел ко Господу. Преподобные и подвижники в России в XX веке Преподобные и подвижники в России      В годы советской власти Русская Церковь особенно нуждалась в монашествующих подвижниках как молитвенниках за Церковь и наставниках в духовной жизни. Бог сподобил, чтобы в это время просияло немало подвижников. Это преподобные Серафим Вырицкий, Севастиан Карагандинский, Кукша (Величко), Симеон (Желнин) и другие. Среди чтимых православным народом подвижников благочестия — архимандриты Серафим (Тяпочкин) и Иоанн (Крестьянкин). Преподобный Серафим Вырицкий      Преподобный Серафим Вырицкий (в миру — Василий Михайлович Муравьев) до революции был успешливым и богатым купцом. После революции он не покинул Родину и в 1920 году принял монашество. Он подвизался в Александро-Невской лавре в Петрограде, а с 1926 по 1929 год был духовником лаврской братии. В 1930 году по рекомендации врачей он переселился в пригород, в поселок Вырица. Там он и прожил до конца своих дней. В те годы, когда закрывали храмы, а верующие и духовенство подвергались жестокому преследованию, старец Серафим с раннего утра до поздней ночи принимал людей, тянувшихся к нему за духовной помощью и наставлением. В годы Великой Отечественной войны, когда Вырица была под немецкой оккупацией, а Ленинград в блокаде, преподобный Серафим, подражая Саровскому чудотворцу, усиленно молился на камне. Умер преподобный Серафим после войны, в 1949 году.

http://pravoslavie.ru/104540.html

В пяти минутах ходьбы от Казанского моста стоит храм Преображения Господня, он же Спаса-на-Крови (наб. кан. Грибоедова, д. 2, ежедневно, кроме среды, с 11.00 до 19.00). Храм возведен по указу императора Александра III в 1883-1907 годах на месте убийства императора Александра II террористом «Народной воли» Гриневицким. Изнутри храм, выстроенный по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), кажется похожим на драгоценную шкатулку: вся поверхность — стены, колонны, своды — полностью покрыта ярчайшей разноцветной мозаикой из смальты — сплава стекла и краски, который не тускнеет со временем. Над эскизами, по которым была выложена эта крупнейшая в Европе мозаика (7065 кв. м) трудились более 30 художников, в т. ч. В. Васнецов и М. Нестеров. Богослужения проходят нерегулярно. Если останутся силы, то остаток дня можно провести в Русском музее, который расположен здесь же, на набережной. Фрагмент мозаики собора Спаса-на-Крови на сводах храма День четвертый: Вырица В среду (это отличительная особенность Петербурга) многие музеи не работают, поэтому именно этот день можно посвятить поездке за город — прогуляться по сосновому бору, искупаться в реке Оредеж, а самое главное — попросить молитвенной помощи у преподобного Серафима Вырицкого Чудотворца (+1949). Петербургский священник Константин Пархоменко так описывает один из случаев прозорливости старца: в санкт-петербургскую семинарию как-то приезжала делегация из Чехословакии, и там среди всех был маленький седой архиепископ. После экскурсии он рассказал, что в сороковые годы учился здесь вместе с Алексеем Ридигером, Патриархом Московским (+2008). Семинаристами они посещали известного старца, который жил на окраине Ленинграда, иеросхимонаха Серафима (Муравьева). Архиепископ, тогда еще молодой человек, тоже посетил старца и стал ему жаловаться, что не знает, надо ли возвращаться в Чехословакию, ведь на родине идет наступление на религию. Отец Серафим сказал, чтобы юноша ничего не боялся, возвращался, служил Богу, добавив: «Ты еще архиепископом будешь…» Возвратившись в семинарию, молодой человек сказал друзьям: «Какой из меня архиепископ? Я жениться хочу, у меня и невеста есть…» «Да ладно, — ответили друзья, — не обращай внимания, старец иногда что-то не то говорит, он вон, Леше Ридигеру патриаршество напророчил!»

http://pravmir.ru/svyatye-na-neve/

«Путешествие ко святым местам в 1830 г.» вышло в июне 1832 г. и было распродано в течение полугода, ни одна из последующих книг, по признанию самого автора, не имела такого успеха. М. стали называть «автором путешествия ко святым местам», последующие свои книги, напечатанные без указания фамилии, он подписывал именно так. В 1832-1848 гг. вышло 5 изданий «Путешествия ко святым местам…». В 3-м издании М. поместил обширный «Обзор русских путешествий в Св. землю», в котором дал анализ древнерусской и современной ему паломнической лит-ры, начиная с Хожения игум. Даниила ( Сафатова. 2014). Все издания (исключая 4-е, вышедшее в типографии Штаба отдельного корпуса внутренней стражи) были отпечатаны в типографии Третьего отд-ния собственной Его Императорского Величества канцелярии, как и большинство поздних сочинений М. Книга вызвала многочисленные отклики в журналах, положительные отзывы Жуковского и Пушкина; последний написал в неопубликованной рецензии, что «с умилением и невольной завистью прочли мы книгу г-на Муравьева...» ( Пушкин А. С. «Путешествие к Св. местам» А. Н. Муравьёва//ПСС. М., 1949. Т. 11. С. 217). Профессор МДА П. С. Казанский отмечал «живость языка, картинность образов, горячие чувства благочестия и самый внешний вид книги, напечатанной на хорошей бумаге и хорошим шрифтом», указав при этом, что М. заставил высшее общество читать книги духовного содержания на рус. языке ( Казанский. 1877. С. 3, 8). По признанию др. современника, М. возродил любовь рус. людей к Св. земле и «укрепил связь с Востоком» ( Третьяков. 1895. C. 7). М. называли русским Шатобрианом, исторические романы к-рого и «Путевые записки из Парижа в Иерусалим чрез Грецию, и обратно…» (P., 1811; СПб., 1815-1817. Т. 1-3) были популярны в рус. обществе того времени. После успеха «Путешествия ко святым местам…» неудача с постановкой трагедии «Битва при Тивериаде» осенью 1832 г. на сцене Александринского театра и обличения со стороны духовенства (митр. Ионы (Василевского) , архим. Фотия (Спасского) и др.) навсегда, по признанию М., оттолкнули его от драматических творений, несмотря на благожелательное отношение литературной общественности. В это время определилось направление и главное содержание не только лит. деятельности, но и всей жизни М., которое митр. Киевский и Галицкий Арсений (Москвин) обозначил как «должность защитника православия». По словам М., своими сочинениями он старался «сблизить общество с Церковию», объясняя богослужение, догматы, историю Церкви, Жития святых и все то, что «только необходимо знать светскому человеку по сему предмету» (РНБ ОР. Ф. 498. 78. Л. 2). Служба М. при Синоде

http://pravenc.ru/text/2564350.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010