И конечно, нельзя забывать о соборной, храмовой молитве на богослужении. Не случайно Христос сказал: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреде них (Мф 18:19-20). А высшей молитвой святые отцы считали славословие, в котором к Богу не обращаются ни с какими просьбами, а просто славят Его от избытка сердца. Образец такой молитвы — ангельская песнь Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! , которую передал нам пророк Исаия (Ис 6:3). В этой молитве говорится о величии Бога, Его мудрости, и о том, что все существа хотят пребывать с Ним в общении и единстве. Кому молятся христиане — Богу или Иисусу? В вопросе, кому молятся христиане — Богу или Иисусу, нет противоречия. Иисус Христос — второе Лицо Триединого Бога, единого по существу и троичного в лицах. Он есть Отец, Сын и Святой Дух. Это не три Бога, а один Бог. И в то же время это не одно лицо, а три Лица. Православный Символ веры говорит, что мы веруем «во единственного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого. И во единственного Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единственного, рождаемого от Отца в вечности; Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не созданного, одного существа с Отцом, через Которого все сотворено; для нас, людей, и для нашего спасения сшедшего с небес, принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы и сделавшегося Человеком». Таким образом, когда мы молимся Иисусу Христу, мы молимся Богу. Самая известная молитва, обращенная к Сыну Божию — Иисусова молитва («Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» или кратко «Господи, помилуй»). Читайте также: Почему Сам Иисус нигде и никогда прямо не говорит, что он Бог?  Православные христиане молятся иконам? Православные христиане почитают иконы, но не молятся им. Правильнее сказать, что христиане молятся перед иконой, задача которой — помочь человеку сосредоточиться на молитве, духовно соединиться с тем, кто изображен на ней. Благодаря иконам мы «через телесное созерцание приходим к созерцанию духовному», как писал об этом святой Иоанн Дамаскин.

http://foma.ru/komu-moljatsja-hristiane....

Когда Адам и Ева согрешили в раю, то, изгоняя их из рая, Господь обещал им, что будет время, когда родится Спаситель. Он избавит людей от диавола, от греха и от всех бед, которые произошли от греха. Для того, чтобы первым людям и их потомкам что нибудь напоминало о Спасителе, Бог научил людей приносить жертвы: когда приносилось в жертву животное, то оно закалывалось и проливалась кровь его; это указывало на то, что Спаситель также прольет Свою кровь. Конечно, за наши грехи мы должны были бы пострадать сами; но Господь Иисус Христос по Своему милосердию и любви к людям Сам пострадал, чтобы избавить людей от наказаний. Между тем, мы с малых лет опять грешим. К кому же нам обратиться с просьбой о помиловании, как не к Господу нашему Иисусу Христу? Все мы много согрешаем, и потому как можно чаще должны обращаться к Нему с молитвой: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Таким образом, в этой молитве, которая называется молитвою Иисусовой, мы молимся Господу Иисусу Христу о том, чтобы Он помиловал нас и не наказал нас за грехи наши. Молитва Святому Духу 35 После Тайной вечери Иисус Христос сказал Своим ученикам, что Он скоро должен будет с ними разлучиться. Когда апостолы стали горевать об этом, то Иисус Христос обещал им утешение в этой разлуке; Он говорил: «Я умолю Отца, и Он даст вам другого Утешителя, Духа истины. Этот Утешитель – Дух Святый, Который от Отца исходит. Он научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Таким образом, здесь Иисус Христос Утешителем называл Третье Лицо Пресвятой Троицы , Бога Духа Святого. Это обещание Спасителя исполнилось в 50-ый день после воскресения Христова. Апостолы находились в Иерусалиме в одном доме и проводили время в молитве. Поутру в этот день вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра и наполнил весь дом, где они находились. Над головой каждого из них явились как бы огненные языки; это Дух Святой сошел на апостолов. Когда Дух Святой сошел на апостолов, они начали говорить на разных языках, которых прежде не знали. На разных языках апостолы говорили об Иисусе Христе иудеям, пришедшим из разных стран в Иерусалим на праздник Пятидесятницы. Такое знание разных языков дал апостолам Дух Святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Молитва дается молящемуся, как сказано в Писании; но молитва только по привычке, без сокрушения сердца о грехах - не угодна Господу. Прерву на время слово о молитве. Скучает душа моя о Господе, и желанно ищу Его, и ни о чем другом не терпит душа моя помышлять. Скучает душа моя о живом Господе, и рвется дух мой к Нему, как Отцу Небесному и родному. Сроднил нас Господь Духом Святым. Мил сердцу Господь,- наша радость и веселие, и крепкое упование. Благий Господи, взыщи милостиво создание Свое и покажи Себя людям Духом Святым, как Ты показываешь Себя рабам Твоим. Обрадуй, Господи, пришествием Духа Твоего Святого всякую скорбящую душу. Дай, Господи, чтобы все люди, молящиеся Тебе, познали Духа Святого. О, все люди, смирим себя ради Господа и ради Царствия Небесного. Смирим себя, и даст нам Господь познать силу Иисусовой молитвы. Смирим себя, и Сам Дух Божий будет учить душу. О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладости молитвы. И если ты хочешь чисто молиться, то будь смирен, воздержан, чисто исповедуйся, и возлюбит тебя молитва. Будь послушлив, с благою совестью подчиняйся властям, и будь доволен всем, и тогда ум твой очистится от суетных помыслов. Помни, что тебя видит Господь, и будь в страхе, как бы не оскорбить чем-либо брата; не осуди его и не опечаль его хотя бы видом, и Дух Святый возлюбит тебя, и Сам во всем будет тебе помогать. Дух Святой очень похож на мать милую, родную. Мать любит дитя свое и жалеет его, так и Дух Святой - жалеет нас, прощает, исцеляет, и вразумляет, и радует, и познается Дух Святой во смиренной молитве. Кто любит врагов, тот скоро познает Господа Духом Святым, а кто не любит, о том не хочу и писать. Но жалко его, ибо он мучает себя и других, и Господа не познает он. Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве. Для молитвы нам даны храмы; в храмах служба совершается по книгам; но и храма с собой не возьмешь, и книги не всегда имеешь, а внутренняя молитва всегда и везде с тобою. В храмах совершаются божественные службы, и Дух Божий живет, но душа - лучший храм Божий, и кто молится в душе, для того весь мир стал храмом; но это не для всех.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Мудрено ли, что мы стали покорны, бессильны, гнусны и ничтожны? Покаемся же и прославим Имя Господа нашего Иисуса Христа как Всесвятейшую, непобедимую и Божественную Силу и Энергию, реально соединяющую нас с Самим Богом, ибо чрез Него Он приходит с Отцем в сердце человека и обитель Себе там творит. Покаемся и увидим тогда ясно и конкретно то, что дана будет возможность в радости воскликнуть: «Господи! О Имени Твоём нам и бесы повинуются» и услышать в сердцах своих блаженный голос Его: «Я видел сатану спадшего с неба как молнию. Се даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражию, и никто не повредит вам. Однако не тому радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши записаны на небесах». Покаемся ! Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Глава 19. Два послания св. Синода 1901 и 1913 гг. 586 Десять лет тому назад среди епископов Российской Церкви, по грехам нашим, явились такие, которые совершили тягчайший грех по отношению к Святейшему Имени Господа нашего Иисуса Христа. Продавшись духу относительного и ограниченного, земного и человеческого мудрования, они кощунственно провозгласили в Синодском послании от 18 мая 1913 г. это мудрование за истинное, церковное православное мудрование об Именах Божиих, сказав в этом послании, между прочим следующее: «1) В молитве (особенно Иисусовой), Имя Божие и Сам Бог сознаются нами нераздельно, как бы отожествляются, даже не могут и не должны быть отделены и противопоставлены одно другому. Но это только в молитве и только для нашего сердца, в богословствовании же, как и на деле. Имя Божие есть только Имя, а не Сам Бог и Не Его свойство, название предмета, а не сам предмет, а потому и не Может быть признано или называемо ни Богом (что было бы бессмысленно и богохульно), ни Божеством, потому что оно не есть и энергия Божия. 2. Имя Божие, когда произносится в молитве с верою, может творить чудеса, но не само собой, не вследствие, как бы заключённой в нём, или к нему прикреплённой Божественной силы, которая бы действовала уже механически, а так, что Господь, видя веру нашу ( Мф. 9:2 ) и в силу Своего неложного обещания, посылает Свою благодать и ею совершает чудо.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Не может человек бесконечно преклонять колени, а вот бесконечно преклонять дух свой пред Богом – это в наших силах, если мы только захотим. Если мы соединим все требования к молитве: то, что она должна быть во имя Христово; то, что она должна быть покаянной; то, что она должна содержать в себе правильное исповедание, истину, – то у нас как раз и получится молитва Иисусова, даже по своему тексту. Покаянные слова мытаря: «Боже, милостив буди мне, грешнику!» – безусловно, очень близки словам Иисусовой молитвы: «Господи… помилуй мя грешного». Когда Господь наш Иисус Христос спросил апостола Петра: За кого вы Меня считаете? – тот ответил: Ты – Христос, Сын Бога Живого 430 . Это, конечно, не дословно, но чрезвычайно точно передано в Иисусовой молитве словами: «Иисусе Христе, Сыне Божий». Апостол Павел говорит: Никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым 431 , назвать не просто устами, а с полным убеждением. Господь на исповедание апостола Петра ответил: Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах 432 . И когда мы с полным убеждением называем Иисуса Господом, то это также не от человека, но от действия Святого Духа. И, наверное, эту бесконечную тему – о молитве – имеет смысл закончить словами Господа Иисуса Христа, которые Он по воскресении сказал Своим ученикам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы 433 . Видите, что сказал Спаситель? Именем Моим будут изгонять бесов. Конечно же, эти слова следует прежде всего понимать буквально: апостолы именем Господа Иисуса Христа будут изгонять злых духов из бесноватых, душевнобольных людей – и это совершалось в их время, а впоследствии преуспевшими учениками Христовыми, преподобными отцами, мучениками.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

О призывании имени Иисуса в молитве неоднократно упоминается в «Руководстве к духовной жизни» преподобных Варсануфия и Иоанна Газских (V-VI вв.). Эта книга, представляющая собой сборник вопросов и ответов на самые разные темы, содержит немало практических рекомендаций, касающихся непрестанного призывания имени Иисусова: Не убойся ни одного из искушений, восстающих на тебя Когда постигнет тебя что-либо такое, не трудись изыскивать причины сего, но призывай имя Иисуса, говоря: «Иисусе! помоги мне». И Он услышит тебя, ибо «близок Господь ко всем призывающим Его»   . Вопрос. Хорошо ли мне упражняться в молитве «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», или лучше поучаться в божественном Писании и стихословить псалмы? Ответ. Надобно делать и то и другое, немного того и немного другого попеременно, по написанному: «Сие надлежало делать, и того не оставлять»   . Когда мне кажется, что помысл мой безмолвствует и не скорбит, хорошо ли и тогда поучаться в призывании имени Владыки Христа? Ибо помысл говорит мне: теперь, когда мы находимся в мире, в сем нет надобности. Ответ. Мы не должны думать, что имеем сей мир, доколе признаем себя грешными Случается же, что и враги, с хитростью, дают сердцу на короткое время ощущать тишину для того, чтобы прекратилось призывание имени Божия, ибо им небезызвестно, что от призывания Его они обессиливаются. Зная сие, не перестанем призывать в помощь имя Божие; ибо Писание говорит: «Непрестанно молитесь»   . Непрестанное же не имеет конца   . Когда хвалят меня люди, или помысл в сердце, и сие тяготит меня, то как должно мне поступать с сим помыслом? Ответ. Когда помысл хвалит тебя, и ты не можешь избежать вреда, постарайся призывать имя Божие Если во время псалмопения или молитвы или чтения придет дурной помысл, должно ли обратить на него внимание и оставить псалмопение, молитву или чтение для того, чтобы воспротивиться ему чистыми помыслами? Ответ. Пренебреги им, вникни тщательнее в псалмопение, молитву или чтение, чтобы заимствовать силу от произносимых тобою слов. Если же станем упражняться во вражиих помыслах, то никогда не будем в состоянии сделать что-либо доброе, [внимая] тому, что внушает враг. Даже если видишь, что хитросплетение его мешает псалмопению, молитве или чтению, то и тогда не вступай с оными в прение, потому что это дело не твоей силы, но постарайся призывать имя Божие, и Бог поможет тебе и упразднит ухищрение врагов   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

О художественном делании молитвы Иисусовой речь началась с Григория Синаита в XIV веке и последующих веках... Творить молитву Иисусову, как все мы навыкаем делать, есть доброе дело. В монастырях возлагается это как долг. Стали бы разве возлагать, если бы это было опасно?! Опасно то художество, какое придумали и приладили к этой молитве. Оно иного ввергает в прелесть мечтательную, а иного, странно сказать, – в постоянное пехотное состояние. Его потому надо и отсоветовать и запрещать. А сладчайшее имя Господа призывать в простоте сердца всем надо внушать и всех к тому располагать. Святитель Феофан Затворник ( 117, 184–185 ). Если кто, не имея молитвы, принуждает себя только к молитве, чтобы получить благодатную молитву, а к смиренномудрию, к любви и к соблюдению прочих Господних заповедей не принуждает себя, то иногда, по прошению его, дается ему благодатная молитва, даже отчасти в упокоении и веселии, но нравами он уподобляется тому же, чему и прежде был подобен. Ибо не имеет он кротости, потому что не взыскал ее трудом и не приуготовлял себя быть кротким. Не имеет он смиренномудрия потому что не просил и не принуждал себя к этому. Не имеет любви ко всем, потому что не имел об этом попечения и не искал этого усиленно в молитвенном прошении. Ибо каждому, кто приневоливает и нудит себя, даже против желания сердца, к молитве, надо так же принуждать себя и к любви, и к кротости, и ко всякому терпению, и великодушию, по написанному, с радостью; а таким же образом надо принуждать себя к уничижению, к тому, чтобы считать себя хуже и ниже всех, чтобы не беседовать о неполезном, но всегда поучаться в словах Господних и их изрекать устами и сердцем. Еще надо принуждать себя к тому, чтобы не раздражаться: «Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» ( Еф. 4, 31 ). Чтобы, таким образом, Господь, видя произволение человека, дал ему без труда и принуждения совершать все то, что прежде едва мог сохранить с принуждением, по причине живущего в нем греха. И все эти начинания добродетели обратятся для него как бы в природу, потому что приходит к нему наконец Господь, приходит и пребывает в нем, и Сам творит в нем заповеди Свои без труда, исполняя его духовных плодов ( 117, 185–186 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Сии вси бяху терпяще единодушно в молитве и молении, с женами и Мариею Матерью Иисусовою, и с братиею Его. «Все они единодушно пребывали в молитве и молении». В горнице они пребывали не без дела: они помнили слова Господа, что чрез несколько дней будут крещены Духом Святым, и получат силу, когда сойдет на них. Дух Святый. В ожидании обещанного, они усердно, постоянною молитвою приготовляли себя к достойному принятью обещанного Всесвятого Духа. Молитва питала их веру в Иисуса Христа и поддерживала духовное их общение с Господом: они теперь чувствовали Его невидимое присутствие среди их. Это увидим сейчас же из их молитвы ко Господу, при избрании Апостола на место отпадшего Иуды. «Пребывали в молитве и молении с некоторыми женами и Мариею, Матерью Иисуса Христа, и с братьями Его. С Апостолами в горнице были некоторые жены, без сомнения, те, которые сопутствовали Иисусу Христу из Галилеи, которые были свидетельницами Его страданий, смерти и погребения ( Мф.27:55 ; Лк.8:2.3 ). С ними была и Матерь Господа Иисуса, преблагословенная Мария. Она, без сомнения, составляла отраду этого общества верующих в Иисуса; она служила залогом того, что все обетования Господа исполнятся; она была живым примером веры, терпения и упования, как много видевшая и много испытавшая в продолжение земной жизни Господа Иисуса. Как до вознесения Господа на небо, Богородица- Мария везде являлась смиренною; так и теперь она сохраняет прежнюю свою добродетель, и остается в прежнем отношении к ученикам Иисусовым. Потому и Апостол упоминает о ней на ряду с другими, или после других, изображая то, что было на деле, по высокому свойству глубокого смирения преблагословенной Марии. «И с братьями Его». Под сими братьями разумеются родственники Иисуса Христа по плоти, о которых упоминается у евангелиста Иоанна (7, 3. 4), и которые теперь уверовали в Господа Иисуса; иначе они не были бы вместе с учениками Христовыми. И во дни тыя, востав Петр по среде ученик, рече: 16. (Боже имен народа вкупе яко сто и двадесять): мужие братие. подобаше скончатися писанью сему, еже предрече усты Давидовыми, о Иуде бывшем вожди емшим Иисуса:

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

– Сколько уже времени ты занимаешься молит­вой? – Около двух лет. – Два года, это уже некоторый срок. У тебя есть ка­кой-нибудь наставник, с которым можно было бы со­ветоваться о том, как молиться? – Святый Старче, вот именно из-за вопроса о мо­литве я и был вынужден сменить двух духовников. К сожалению, они не только не могли помочь, но, на­против, привели меня в состояние растерянности. Я говорил им, что жажду обучиться умной непрестанной молитве, а они мне отвечали: «Это не для нас, дитя мое. Такой молитвы достигали одни лишь святые. Те же, кто пытался им подражать, впадали в прелесть. Ты знаешь « Символ веры »? Знаешь «Отче наш»? Этого достаточно. Если хочешь большего, то почитай перед сном церков­ный часослов или что-либо еще...» Вот что мне прихо­дилось слышать постоянно. Наконец, я нашел одно­го духовника, который сказал мне: «Я тоже, дитя мое, много читал об умной молитве, сам пытался молить­ся, и у меня что-то получалось. Но, чтобы быть искрен­ним, скажу, что у меня нет дара наставлять в этом дела­нии других. Конечно, я не буду запрещать тебе молить­ся, это было бы самой большой прелестью. Но, если ты хочешь преуспеть в благословенном делании непре­станной молитвы, делатели, к которым ты бы мог обра­титься, чтобы они приняли на себя руководство над то­бой, есть, по меньшей мере, на Святой Горе». Сейчас я в первый раз сподобился посетить Святую Гору. Один монах посоветовал мне обратиться к вам. Я прошу вас помочь мне. – Исходя из того, что приходится часто слышать, дитя мое, я тоже, к сожалению, совершенно разочаро­ван некоторыми духовниками. Да вознаградит Бог тво­его последнего наставника. Он, хотя сам и не знает, как научить молитве, Не отсекает тех, кто стремится. Чадо мое, он очень верно тебе сказал. В прелести не тот, кто творит молитву Иисусову, но тот, кто не творит ее, а еще хуже, если он к тому же запрещает занимать­ся ею и другим. Конечно, бывают отдельные примеры... Я и сам знал много случаев, когда люди начинали творить молитву и впадали в прелесть. Но почему так? Потому что у них не было руководителя. Тот, кто считает, что он не нуж­дается в наставнике, находится в прелести. Это эгоизм. Эгоист и умная молитва – вещи противоположные.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/nastav...

Учение о том, что таинства Церкви совершаются силой Божией, было в 1913 году осуждено критиками»Апологии»иеросхимонаха Антония (Булатовича), обвинившими последнего в магизме. Булатович, впрочем, эти обвинения отвергал   , так же как и обвинения в том, что он призывает к механическому повторению молитвы Иисусовой   . Воспроизводя ту же аргументацию, о. Софроний говорит о том, что»одно звуковое призывание Имени Божия недостаточно»   , ибо имя Иисусово только тогда действенно, когда призывается с сознанием его онтологической связи с его Носителем: Нелишне подчеркнуть, что в молитве Именем Иисуса мы не имеем ничего автоматического или магического. Если мы не подвизаемся соблюдать заповеди Его, то напрасным будет и призывание Имени. Сам Он сказал:«Многие скажут Мне в тот день: Господи, Господи! не от Твоего ли Имени мы пророчествовали? и не Твоим ли Именем бесов изгоняли? и не Твоим ли Именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие»   . Очень важно, чтобы мы уподобились Моисею, который терпеливо нес подвиг, как бы видя Того, Кто невидим   , и призывали Его с сознанием онтологической связи Имени с Именуемым, с Персоной Христа. Любовь к Нему будет возрастать и совершенствоваться по мере того, как умножается и углубляется наше познание о жизни возлюбленного Бога. Когда мы по–человечески любим кого-либо, то с приятным чувством произносим имя любимой персоны и не утомляемся повторением. Так и еще безмерно больше с Именем Господа. Когда любимое нами лицо все более и более раскрывается пред нами в своих дарованиях, то возрастает и ценность его для нас, и мы с радостью усматриваем в нем новые черты. Так происходит с Именем Иисуса Христа. Мы с захватывающим интересом открываем в Его Имени новые тайны путей Божиих, и сами становимся носителями той реальности, которая заключена в имени   . Настаивая на сознательном характере призывания имени Иисусова в молитве, о. Софроний, однако, не считает совсем бесполезной такую молитву, при которой»всякие ненужные мысли назойливо собираются вокруг ума, отрывая его внимание от сердца»и»ум не участвует в призывании Имени Иисуса, и только уста механически повторяют слова». Даже в такой молитве есть некоторый смысл, ибо»призыванием Имени Божия мы приводим в движение все тайное, скрывающееся внутри нас; молитва уподобляется снопу лучей света, брошенному на темное место нашей внутренней жизни, и открывает нам, какие страсти или привязанности гнездятся внутри нас». В таких случаях, считает о. Софроний,«надо усиленно произносить Святое Имя, чтобы покаянное чувство возрастало в душе»   .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010